ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 7 от 26 апреля 2012 года 1. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Издательством Московской Патриархии книги «Песнопения для паломников, путешествующих по святым местам Палестины и Синая», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Издательству Московской Патриархии право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Песнопения для паломников, путешествующих по святым местам Палестины и Синая». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-207-0524. 2. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной редакционно-издательским домом «Российский писатель» книги С. Щербакова «Мама», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить редакционно-издательскому дому «Российский писатель» право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги С. Щербакова «Мама». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-207-0525. 3. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной редакционно-издательским домом «Российский писатель» книги С. Щербакова «О братьях наших меньших», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить редакционно-издательскому дому «Российский писатель» право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги С. Щербакова «О братьях наших меньших». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-207-0526. 4. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Издательством Московской Патриархии книги «Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Издательству Московской Патриархии право использовать гриф «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» при издании книги «Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Новое издание Церковной книги статистики показывает успехи католичества в Африке В целом в мире за отчетный год католическое население выросло на 15 миллионов ВАТИКАН. В связи со Всемирным миссионерским воскресеньем, которое отмечалось 23 октября 2022 года, церковное издание Fides выпустило новую Церковную книгу статистики, которая показывает ускоренный рост католичества в Африке, при этом за год католическое население мира выросло на 15 миллионов человек, сообщает fides. Статистический сборник дает «панораму миссионерской Церкви по всему миру» на 31 декабря 2020 года, с разбивкой на духовенство и мирян, церковные структуры, службы здравоохранения, социального обеспечения и образования. На эту дату население мира составляло 7.667.136.000 человек, с приростом на 89.359.000 человек за последний год, причем рост населения фиксировался на всех континентах. Католиков на ту же дату в мире насчитывалось 1.359.612.000 человек, с приростом на 15.209.000 за год. Прирост католического населения отмечен на всех континентах, за исключением стран Океании (собирательное название обширного скопления атоллов и островов в центральной и западной части Тихого океана). Епархиальных епископов стало больше, а религиозных (титулярных, вспомогательных, орденских и др.) епископов меньше. Епархиальных епископов насчитывается 4.156, а религиозных епископов 1.207. Общее число священников в мире сократилось до 410.219 человек (падение на 4.117 за год). Наиболее значительное снижение их численности отмечено в Европе, Америке и Океании, при некотором росте в Африке и Азии. Число постоянных дьяконов в мире возросло на 397 до 48,635 человек за счет Америки и Океании, на фоне снижения их численности в Европе, Азии и Африке. Число приходских священников в мире возросло на 274 до 50 569 человек, при снижении в Америке и Океании и увеличении в Европе, Азии и Африке.

http://sedmitza.ru/text/10189844.html

II. О предметах особенного церковного суда, или о церковном суде над клириками и монашествующими До сих пор мы занимались вопросом о пространстве и пределах церковного суда над всеми членами Православной церкви. Кроме сего суда Православной церкви принадлежит особое право суда над клириками и монашествующими. Существо сего права, утверждающегося на канонических и исторических основаниях, не подлежит ни пререканию, ни даже вопросу. Вопрос может быть только о пространстве и пределах этого права в отношении к лицам и в отношении к действиям сих лиц. Как определить состав лиц, принадлежащих к клиру и монашеству, которые подлежат специальному церковному суду? И за сим – как определить состав тех преступлений и проступков, за которые клирики и монашествующие подсудны особенному церковному суду? – вот два вопроса подлежащие нашему рассмотрению в настоящий раз. А) О круге лиц, подлежащих особенному суду Церкви Что касается круга лиц, подлежащих особенному церковному суду, то по „Консисторскому уставу” составляют сей круг люди духовного звания (158), под именем которых разумеются священнослужители, церковнослужители, монашествующие и послушники (207). В „Своде Законов”, изд. 1857 г., это понятие более разъясняется. Православное духовенство, по законам о состояниях, разделяется на монашествующее и белое. К первому принадлежат духовные власти и монашествующие братия; ко второму – священники, диаконы и иподиаконы и причетники („Св. Зак.” т. IX, 1, 244–246). Кроме сего по „Своду” 1857 г. дети священнослужительские и церковнослужительские, совершившие полный учебный курс в духовных академиях и семинариях и занимающие места наставников в духовных академиях и семинариях, также учителей в низших духовных училищах и в сельских приходских училищах, признаются принадлежащими к духовному званию, если не уволены из оного по особым прошениям и не получили особых прав по производству в гражданские чины. Поскольку они по образованию своему имеют полное право на священнослужительские места, то и пользуются правами, предоставленными в законах священнослужителям („Св. Зак.” т. IX, 1, 292). Между сими правами заключается и право подлежать одному суду духовного правительства в определенных „Уставом Духовных Консисторий” случаях (282).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

V. КАК ВНИМАНИЕМ СТАТЬ В СЕРДЦЕ? 206 . В естественном порядке, или строе наших сил, на переходе отвне внутрь, стоит воображение. Надо благополучно миновать его, чтобы благополучно попасть на настоящее место внутри. По неосторожности можно застрять на нем, и, оставаясь там, быть уверенными, что вошли внутрь, тогда как это только внешнее преддверие, двор языков. Да это бы еще ничего; по этому состоянию всегда почти сопутствует самопрельщение... Известно, что вся забота ревнителей о духовной жизни обращена на то, чтобы поставить себя в должное отношение к Богу. Совершается это и обнаруживается в молитве. Она есть путь восхождения к Богу, и ее степени суть степени приближения нашего духа к Богу. Самый простой закон для молитвы, – ничего не воображать, а собравшись умом в сердце, стать в убеждении, что Бог близ, видит и внимает, и в этом убеждении припадать к Нему, страшному в величии и близкому в благоснисхождении к нам... Образы держат внимание вовне, как бы они священны ни были, а во время молитвы вниманию надо быть внутрь, в сердце: сосредоточение внимания в сердце есть исходный пункт должной молитвы. И поелику молитва есть путь восхождения к Богу, то уклонение внимания от сердца есть уклонение от этого пути. 207 . Первый неправый способ молитвы зависит от того, что иные действуют в ней преимущественно воображением и фантазией. Эти силы составляют первую инстанцию в движении отвне внутрь, которую следовало бы миновать, а вместо того останавливаются на ней. Вторую инстанцию на пути внутрь представляет рассудок, разум, ум, вообще, рассуждающая и мыслящая сила. Следует и ее миновать, и вместе с нею сойти в сердце. Когда же останавливаются на ней, то происходит второй неправый образ молитвы, отличительная черта которого та, что ум, оставаясь в голове, сам собою все в душе хочет уладить и всем управить; но из трудов его ничего не выходит. Он за всем гоняется, но ничего одолеть не может, и только терпит поражения. Это состояние бедного ума очень полно изображено у Нового Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

-δης, -ις, -ας, -ιων Ανειδης сын Энея, Κεκροπς дочь Кекропа, Βορες дочь Борея, Πλεων сын Пелея; и) принадлежность к стране: -ιος, -ανς, -νος, -της, -ις, -τις, -ας, -ες Θηβαος (Θβαι) фивянин, Σαρδιανς (Σρδεις) сардианец, Ταραντνος (Τρας) тарентинец, Αγιντης (Αγινα) эгинец, Σικελιτις (Σικελα) сицилийка, Δηλις (Δλος) делоска, Μεγαρες (Μγαρα) мегарец. Суффиксы прилагательных а) отношение или принадлежность в общем смысле: -ιος. ορνιος небесный (ορανς небо); б) способность, свойство: -κος. πολεμικς воинственный (πλεμος война); в) вещество: -ινος, -ος. λθινος каменный (λθος камень), χρυσος золотой (χρυσς золото); г) время: -ινς. νυκτερινς ночной (νξ ночь); д) склонность: -μων. μνμων памятливый (μνμη память); е) изобилие: -εις. λεις лесистый (λη лес). Суффиксы наречий а) наречия, произведенные от прилагательных при помощи суффиксов: -ως, -τερον, -τατα, -ιον, -ιστα (см. § 74); б) соотносительные наречия, произведенные от местоимений (см. стр. 207); в) падежные формы в роли наречий (см. §§ 54, 74, 94); г) суффиксальные наречия места (§ 74); д) наречия, произведенные от числительных при помощи суффикса -κις. (§ 78); е) суффиксальные наречия, произведенные от основ существительных и глаголов: -бо, -δην, -τι, -ει. γεληδν стадно (γλη стадо), κρβδην скрытно (κρπτω скрывать), νομαστ поименно (νομζω называть), μαχε без боя (μχη бой). Отыменное образование глаголов -ω: νικω побеждать от νκη победа -ω: κοσμω украшать от κσμος украшение -ω: δηλω обнаруживать от δλος явный -εω: βασιλεω царствовать от βασιλες царь -ζω: ργζομαι трудиться от ργον труд -ζω: λπζω надеяться от λπς надежда -ανω: χαλεπανω негодовать от χαλεπς трудный -νω: δνω услаждать от δς приятный -αρω: τεκμαρομαι обозначать от τκμαρ знак -λλω: γγλλω возвещать от γγελος вестник -ττω: κηρττω объявлять от κρυξ глашатай Префиксы а) предлоги (см. стр. 208) в качестве приставок: ντιτθημι противополагать κατατθημι слагать ποτθημι откладывать μετατθημι перекладывать

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

А.А. Половцов Никитин, Александр Никитич Никитин , Александр Никитич, доктор медицины, писатель. Н. род. в 1793 г., воспитывался в Петербургском Воспитательном Доме, высшее образование получил в Петербургской Медико-Хирургической Академии. Выпущенный в 1810 году из Академии лекарем, он был назначен врачом в отделение грудных и возрастных младенцев С.-Петербургского Воспитательного Дома, а в следующем году 28-го августа был переведен врачом на Александровскую мануфактуру, рабочие которой комплектовались из воспитанников Воспитательного Дома; в 1817 году был переведен на службу в деревенское правление Воспитательного Дома. К тому времени относятся его первые научно-литературные работы. В 1816 году он напечатал свой перевод с немецкого сочинения Бреры «Медико-практические уроки о глистах или о чревных червях» (СПб., 1816 г. 8° XI 207 4 н. стр. и 5 табл. рисунков). Затем, два года спустя, он перевел с немецкого же сочинение Августина «О гальванизме и врачебном его употреблении» (СПб., 1818 г.). В том же году H. получил звание штаб-лекаря и, кроме того, Медико-Хирургическая Академия признала его без экзамена доктором медицины. В то же время H. весьма тщательно изучал постановку дела в Воспитательном Доме. Деятельность его по этому учреждению особенно расширилась с 1827 года, когда он был поставлен во главе деревенского управления, которое почти всецело его заботливости, знаниям и опытности обязано своей правильной организацией. Будучи филантропом в самом широком смысле этого слова, он всю свою деятельность направил к улучшению быта питомцев Воспитательного Дома. Изучая их нужды и потребности, постоянно следя за их жизнью, Н. прекрасно понимал, как и чем удовлетворять потребностям деревенского быта детей. Чтобы сделать врачебную помощь для питомцев Дома более доступной, а надзор за их содержанием в деревнях более действительным, Н. устроил в окрестностях Петербурга девять сельских лазаретов и постоянно руководил окружных врачей при этих лазаретах в исполнении их обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

а) Гора законодательства. Под именем Синая, где Господь явил присутствие Свое в огне и облаке, и дал нравственный закон, выраженный в 10 заповедях, чрез вождя израильтян Моисея, собственно разумеется целая группа гор, отдельные отроги которой носят различные названия, и определение, какая из них именно была горою законодательства, составляет трудный вопрос науки. Самая величественная из них есть гора Сербал, и многие исследователи, в том числе Эберс, склоняются к признанию ее горою законодательства (Ebers, Durch Gosen, 207 и др.). Но против этой мысли выставляется серьезное возражение, именно, что перед нею нет такой равнины, на которой мог бы расположиться станом народ. Поэтому в последнее время большинство исследователей начинают склоняться в пользу той горы, которая называется Рас-Сафсафех. Она почти так же величественна, как и Сербал, но с тою разницею, что пред ней расстилается обширная равнина Эр-Раха («Ладонь»), на которой мог помещаться народ, и вообще особенности этой горы более соответствуют данным библейского повествования. С равнины Эр-Раха открывается величественное зрелище, лучше которого и трудно было избрать для великого события – нравственного возрождения народа. Пред станом в страшном величии возвышалась священная гора, гранитные скалы которой отвесными утесами возносились к небесам и с равнины представляются подобно исполинскому алтарю, неприступному престолу Всевышнего, голос которого мог разноситься далеко по всей равнине, лежащей внизу. У подошвы ее проходит наносная плотина, как раз соответствующая той «черте», которая должна была воспрепятствовать народу «прикасаться к подошве горы», и самая подошва так отвесна и крута, что к ней действительно можно прикасаться как к стене. Равнина закрыта и стеснена горами со всех сторон, но в одном месте она представляет большой выступ, за которым народ, не вынося грозных явлений на горе, мог «отступить и стать вдали». Небольшое возвышение при входе в равнину носит имя Аарона, и, по преданию, это то самое место, откуда Аарон смотрел на празднество в честь золотого тельца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Б.Л.Солоневич. Молодежь и ГПУ (Жизнь и борьба советской молодежи) 205 ГлabaIV За решетками ...Солнце всходит и заходит, А в тюрьме моей темно... ... Парадоксы «äme slave» 206 Опять «Черный Ворон». Поздно вечером нас привозят на Николаевский вокзал и поочередно, между санками из конвоиров, проводят в арестантские вагоны. Сбоку от конвоиров видна стена молчаливо стоящих людей. Это все – родные и друзья, с раннего утра толпившиеся у ворот тюрьмы и с трудом узнавшие, на каком вокзале будут «грузить этап». Все они молчаливо теснятся за цепью часовых и с жадностью вглядываются в каждого арестанта, выходящего из «Ворона». Вот выхожу оттуда и я со своей сумкой и под наведенными стволами винтовок шагаю к новой тюрьме на колесах. Внезапно среди давящей тишины этого мрачного церемониала из толпы раздается звонкий и спокойный голос Ирины. – До свиданья, Боб, до свиданья!.. Опять волна радостной благодарности заливает мое сердце. Я вглядываюсь в толпу и в первых ее рядах вижу брата и Ирину с каким-то свертком на руках. Как неизмеримо ценны эти последние взгляды и последние ободряющие слова!.. Я хочу ответить, но сбоку уже раздаются понукания чекистов и меня почти вталкивают в вагон. Я уже исчезаю в дверях, когда до меня доносится громкий голос брата: – Cheer up, Bobby! 207 Маленькое купе. Две полки вверху, две внизу. В одной стене маленькое оконце с решеткой. Со стороны коридора купе закрывается решетчатой дверью. Мест – 4, а нас уже 9. Вагон окружен шумом и суматохой последних распоряжений. В темноте не видно, кто мои спутники. Придавленные впечатлениями окружающего, мы обмениваемся односложными замечаниями или молчим. Через полчаса суматоха стихает. Видимо, все уже погружены. В купе совсем темно, и только через окно в коридоре льется свет вокзальных фонарей. Внезапно в коридоре звучат чьи-то тяжелые шаги, и хриплый начальнический голос возглашает: Эй, граждане, кто здесь моряк Солоневич? Я торопливо отзываюсь. У решётки вырастает высокая фигура конвоира. В руках у него белый сверток, который он как-то странно неуклюже несет обеими руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Виноградов На ять НА ЯТЬ Очень сложную судьбу имело на русской почве название старославянской буквы – «ять». Специализация значения слова, т. е. применение слова как названия к более ограниченному, более замкнутому, обособленному кругу предметов, обычно бывает обусловлена реальной связью между соответствующими сферами жизненных явлений в истории культуры. Название буквы «ять», по предположению акад. А. И. Соболевского, восходит к отглагольному древнеславянскому существительному ять «езда»; ср. чешск. jeti «ехать» (Соболевский, Материалы, с. 138). По мысли А. И. Соболев-ского, старославянским словом ть (читай: «ять») демонстрировалось при обучении письму, а также в азбучных молитвах, патериках и т. п. звуковое качество буквы . Но это объяснение А. И. Соболевского с историко-лингвистической точки зрения малоправдоподобно. Еще Р. Ф. Брандт указал, что в чешском языке двусложным инфинитивам почти без исключения свойственна долгота 207 , и из древнего jati получилось бы jiti (а не jeti). Поэтому в чешском jeti приходится видеть новообразование. Необходимо было искать другое слово, по которому была названа буква . А.  М. Селищев писал: «В Битольской триоди (XIII в.) в одном месте (на л. 93 об.) три буквы, п, р, (в слове написаны вместе. Против этой лигатуры писец заметил: ”покои (т. е. букву П), и (т. е. букву Р) и ядь (т. е. букву ) заедно написахь простте мя“» (Селищев, Старосл. яз., ч. 1, с. 259). Таким образом, с несомненностью устанавливается, что буква демонстрировалась в старославянском языке словом ядь, т. е. «еда». Этим фактом лишний раз подчеркивается, что старославянским символизировался звук ä или Известна гипотеза акад. Ф. Ф. Фортунатова, что буква представляет собой лигатуру ь и глаголической буквы я(­а) и что в самом этом изображении заключено указание на качество соответствующего звука. В русском языке буквой обозначались совсем иные звуки. Но условное старославянское обозначение буквы сохранилось и дожило до нашего времени (ять, ятя, очевидно, по образцу ерь, еря, ер, ера). Правда, сама буква уже отошла в историю, слово ять становится специальным термином русского языкознания, русской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В.В. Виноградов Шумиха и неразбериха ШУМИХА И НЕРАЗБЕРИХА Слово шумиха в значении «сенсация, оживленные толки» в русском литературном языке стоит одиноко среди слов с суффиксом -иха. Суффиксу -иха свойственны живые значения: самки животного (например, волчиха, зайчиха, слониха, крольчиха и т. п.), жены кого-нибудь (в образованиях от названий лиц по сословию, профессии или по фамилии, например, Кабаниха в «Грозе» Островского, купчиха, дворничиха, мельничиха и т. п.), или вообще женщины по социальному характеру, по профессии (щеголиха, портниха, ткачиха, повариха и т. п.) 392 . Ср. у Пушкина в «Сказке о царе Салтане»: А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой... Слово шумиха попало в литературный язык из народной речи так же, как и слова неразбериха, облепиха (со значениями: 1) «высокий колючий кустарник с ароматичной кисловатой желтой ягодой», 2) «водочная настойка на этой ягоде»). Ср. задериха – головной убор замужних женщин (А. Подвысоцкий. Словарь областного архангельск. наречия; ср. Академический словарь русского языка, т. 2, вып. 4, с. 997); заманиха – «козни, сети, ловушка, ухищрения»; «глухое русло, ложный фарватер» и т. п. (Словарь русского языка, т. 2, вып. 5, с. 1395); ср. заманиха – кустарник (сл. АР 1792, ч. 3, с. 16). Ср. в Череповецком говоре: поманиха – ожиданье, жданье. Поговорка: «поманиха подождихе сестра родная» (Герасимов, Сл. уездного Череповецк. говора, с. 74). Академик Иноходцов в «Месяцеслове историческом и географическом на 1796 год» так писал о жительницах Каргополя: «Женщины на головах имеют сдериху так устроенную, что бываемые на лице морщины посредством ее уничтожаются. От чего сия сделанная на шнурах машинка надо лбом представляет вид лошадиного копыта. Сдериха покрывается кокошником, унизанным жемчугом...» (Сухомлинов, вып. 3, с. 232). Ср. завариха – каша из заваренной в кипятке крупы, муки или кисель (см. сл. Грота–Шахматова, 1899, т. 2, вып. 3, с. 774) 393 . Ср. также: блестиха– колючий кустарник... (сл. Грота–Шахматова, 1891, вып. 1, с. 207), глотиха – черемуха в Ярославской губернии (Бурнашев, Опыт терм. сл., 1, с. 144). В книге М. А. Дмитриева «Князь Иван Михайлович Долгорукой и его сочинения» (М., 1863) так рассказывается о предсмертном разговоре И. М. Долгорукого с княгиней Горчаковой: «Он спросил ее по французски: ”Чем будете меня вспоминать?“ – Она отвечала очень некстати: ”любезностью, которой нет подобной!“ – Он огорчился и сказал: ”C " est donc là le souvenir que je laisse après moi?.. Hélas! ce n " est que du clinquant!“ ”Так вот какую я память после себя оставлю?.. это одна глумиха“» (с. 161).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010