8) Протопоп Никита Далматов. Чтобы знать служебную деятельность этого протоиерея, достаточно выписать здесь содержание его прошения, поданного им преосвященному Сильвестру 9 октября 1758 года об определении его протопопом в Исаакиевский собор. Вот содержание этого прошения: «С малолетства моего, т. е. с прошлого 1736 года, в надежде священства, обучался я, нижайший в Александро-Невской семинарии разным наукам, и хотя еще не докончив, богословии аттестован был в Петропавловский собор в диакона, однако же, по желанию моему, я оставлен был до окончания оной, которую с помощью Божией в прошлом  1747 году я окончил о чем и в св. правительствующий Синод с прочими от прежде бывших этой семинарии учителей представлено доношением. Притом, должность иподиаконскую при антецессорах (предшест.) Вашего Преосвященства отправлял со всякой исправностью. А в прошлом  1748 году  рукоположен покойным преосвященным архиепископом Санкт–петербургским Феодосием диаконом в соборе Успения Пресвятой Богородицы, где и находился по 1753 год, труждаясь в проповеди слова Божия без всякого подозрения неленостно. А в 1753 году посвящен Вашим архипастырским благословением в священника к церкви Воскресения Христова, что в Шляхетском сухопутном кадетском корпусе, в котором по должности моей, как священнослужение, и по силе моей проповедь слова Божия без всякого моего порока отправляю я и поныне, так и в принятии иноверцами православной веры, имею немалое рачение. Да и впредь, как Бог благословит, в проповеди слова Божьего труд свой продолжать одолжаюсь. Сверх же того, от святейшего правительствующего Синода обще с иеромонахом оного кадетского корпуса Тихоном употреблен я, нижайший, к послушанию для свидетельствования и исправления представленных в Святейший Синод от секретаря иностранной коллегии Стефана Писарева проповедей преосвященного Илии Минятия , которые по окончании того свидетельства от святейшего правительствующего Синода и опробованы для издания в печать. А сего 1758 года октября 20 дня Исаакиевского собора протоиерей Феодор Лукин волей Божией умре, а на его место еще никто не посвящен. Того ради, Ваше Преосвященство, с покорностью моей прошу, дабы указом Вашего архипасторства повелено было меня, нижайшего, за вышеобъявленные мои понесенные труды милостиво пожаловать произвести в Исаакиевский собор на вышереченное праздное место протопопом». – «В надежде его в слове Божием труда (о чем, однако в консистории взять от него подписку, что он проповеди говорить будет) в протопопы благословляем, которого и представить к произведению». Такова последовала резолюция на прошение Далматова, и 8 декабря того же 1758 года проситель произведен в протоиереи. В звании протоиерея Исаакиевского собора Никита Далматов находился по день смерти своей, последовавшей 29 октября 1771 года. К особенной чести его относится его ходатайство о постройке церковного дома для помещения соборян, как мы это выше видели, хотя для себя он имел собственный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1758 г. по 11 июля 1765 года) Основанная Сильвестром Кулябкою, восстановленная Геннадием Андреевским, Костромская семинария получила окончательное устройство, как во внешнем, так и во внутреннем отношении, при Преосвященном Дамаскине Аскаронском; так что этого архипастыря мы имеем право назвать настоящим ее основателем. Видя скудные средства к безбедному существованию семинарии от одного сбора хлеба, доставляемого при том слишком не аккуратно, неудобства, а, может быть и тесноту помещения в не принадлежащих семинарии зданиях Семеновского монастыря и, наконец, недостаточность самого образования для будущих пастырей церкви, Преосвященный Дамаскин решился исправить все эти недостатки и положить прочное основание существованию семинарии. Для устранения первого неудобства, он не только подтвердил состоявшееся в консистории 10 декабря 1757 года определение о замене хлеба деньгами, но даже в 1758 году, 22 августа, снова приказал консистории о том же разослать указы по епархии, так что после этого времени представляли уже деньги, – монастыри по числу участков земли, с каждого участка по три коп, а приходские церкви с каждого приходского двора по копейке, так что со всей епархии набиралось в год 880 руб. 39 коп. Обеспечивши таким образом содержание семинарии, Преосвященный Дамаскин решился в 1758 году устроить собственное помещение для этого заведения и избрал для этого пустынное место, близь речки Запрудни, впадающей в р. Кострому, неподалеку от того места, где совершилось явление чудотворной, Феодоровской иконы Божией Матери, близь Спасо-запрудненского монастыря, упраздненного в 1764 году. Для построения семинарии был вызван из Железноборовского монастыря, перемещенный в Игрицкий, с правом присутствовать в консистории, игумен Досифей, в последствии времени архимандрит Соловецкого монастыря. Семинария была строена средствами, доставляемыми от монастырей Костромской епархии, откуда присылались и самые рабочие. Даже лес перевозим был в семинарию на монастырских подводах. Думать надобно, что семинария из Семеновского монастыря переведена была на Запрудню в 1760 году, или в начале 1761 года; так как 8 декабря 1860 года консистория докладывала Преосвященному, что в новоучрежденной епаршеской семинарии для обучения учеников школы, учителей покои и другие для исправления их нужд службы состроены и полный комплект учеников (50 человек) находится; пища и одеяние им производится.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тёсово. Церковь Всемилостного Спаса. Карта и ближайшие объекты Тёсово – село, центр Тёсовского сельского округа Новодугинского района. В 10 км на юго-восток от райцентра на правом берегу реки Касни. 954 жителей. В 1758 г. тайный советник Петр Иоаннович Салтыков построил каменный храм во имя Всемилостивого Спаса. В начале ХХ в. село было одним из самых значительных. " Около него находился минеральный источник, выделяющий медную окись железа " . В селе было почтово-телеграфное отделение. Рядом располагалось крупное имение княгини Мещерской, в котором был большой конный завод по выращиванию " упряженных, рабочих и полурысистых пород " . Здесь же размещался винокуренный завод и мастерские по обработке льна. Лит.: Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. –М., 1997. С.203 Кирпичная церковь в стиле барокко, построенная в 1758 году на средства тайного советника Петра Иоанновича Салтыкова. Основной объём храма прямоугольный в плане, завершен пятиглавием. Массивная колокольня со шпилем сооружена в конце XVIII в., двухпридельная трапезная между храмом и колокольней встроена в 1829 году. В трапезной придел Григория Армянского. Закрыта в 1930-х годах, вновь открыта в 1942 году и более не закрывалась. Источник: сайт Вяземского благочиния Смоленской и Вяземской епархии В 12 километрах к востоку от районного центра Новодугино раскинулось старинное село Тесово. На средства тайного советника Петра Ивановича Салтыкова в 1758 году в селе был построен каменный храм, освященный во имя Успенья Пресвятой Богородицы. Но это был не первый храм в этом селе. Ранее, во времена правления Петра I, в селе была построена деревянная церковь во имя Ильи Пророка. Однако во время пожара в селе сгорела и церковь. Построенная же в середине XVIII века каменная церковь сохранилась и до наших дней. В 1760-х годах село Тесово было вотчиной полковника Севского пехотного полка князя Ерзи Никитича Трубецкого, а позже его дочери княжны Марии Ерзевны Трубецкой. В эти годы в храме служил священник Савва Васильев. В конце XVIII века настоятелем Тесовской церкви был священник Леонид Федоров. В 1830-х годах в церкви служил священник Феодор Зверев, которого в конце 1839 года сменил священник Петр Белкин, служивший в этом храме и в середине 50-х годов вместе со священником Георгием Заболотским. В этот период селом владела жена покойного подполковника Логинова, Анна Логинова. Во второй половине XIX века село Тесово становится центром кустарного изготовления сельскохозяйственных орудий.

http://sobory.ru/article/?object=07022

лица, скрывавшиеся от преследований в глухих лесах. Первым стационарным храмом в регионе можно считать построенную в Оренбургской крепости (ныне Орск) деревянную церковь, в которой была размещена полковая ц. во имя ап. Андрея Первозванного. Храм дважды переносился, в 1749-1751 построен на Преображенской горе и освящен в честь Преображения Господня. В сент. 1743 г. 1-я деревянная церковь (в честь Успения Пресв. Богородицы) была построена в только что перенесенном на совр. место Оренбурге (через 5 лет стала бесприходным собором, в 1758 упразднена). В 1744 г. вместе с перенесением из Самары в Оренбург военного госпиталя была перемещена и его домовая ц. Воскресения Господня, называвшаяся в связи с этим «гофшпитальной» (в Самаре она именовалась «оренбургской», т. к. госпиталь принадлежал ведомству Оренбургской комиссии). В дек. 1744 г. в Бердской слободе на Сакмаре была освящена ц. Рождества Пресв. Богородицы; в том же году отстроена «каменно-деревянная» ц. Живоначальной Троицы для Пензенского полка в Оренбурге. В сент. 1745 г. «из казенной суммы тщанием» оренбургского губернатора (1744-1758) И. И. Неплюева в Оренбурге выстроена «каменно-деревянная» ц. свт. Николая Чудотворца. В 1746-1750 гг. там же возведен собор в честь Преображения Господня (холодный летний). В народе он был прозван «золотым», т. к., по описанию П. И. Рычкова, церковь была замечательна по своей архитектуре, «украшена преизрядным иконостасом и богатою ж церковной утварью, покрыта она вся белым листовым железом, и куполы, как на церкви, так и над колокольнею вызолочены». В связи с быстрым ростом населения в Оренбурге были построены еще 4 приходские церкви: деревянная ц. праведных Захария и Елисаветы в Меновом дворе (1749; на средства таможенной конторы; в 1750 сгорела, возобновлена в 1755), надвратная ц. Благовещения Господня при Гостином дворе (1755; на купеческие средства), каменная казачья ц. во имя Георгия Победоносца в Форштадте (1756; впосл. войсковой собор), каменная ц. Петра и Павла для военного гарнизона (1760). Наконец, к 1758 г. «тщанием» Неплюева был отстроен каменный Введенский собор (теплый зимний). К 1760 г. в Оренбурге было 9 приходских церквей и 2 собора.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

Сличая эти три граматы, данныя тремя архипастырями, видим, что для получения дозволения продолжать священнослужение вдовый священник должен был предоставить одобрение от протоиерея – духовного управителя и от прихожан. Но Святитель Иосаф не ограничивался и тем, он посылал вдового священника на испытание совести к духовнику-схимнику и если тот свидетельствовал, что в душе вдового священика нет препятствий к священослужению, грамота выдавалась. Иначе же, как видим по другим делам, Святитель посылал вдовца на житье в монастырь. Грамоты архипастырей, предшествовавших архиепископу Петру, содержали только выражение воли архипастырской, благословляющей такому-то вдовцу год или два продолжать священнослужение. В них не было наставления, как должен вести себя вдовец, не было ни слова о том, что для получения нового разрешения он должен представить одобрение своему поведению. Строгость, по отношению к вдовым священнослужителям, введена была сколько по ревности к чистоте, приличной духовному стану, столько и по нужде. В следствие указов того времени, воспрещавших принимать кого-либо в монастыри, кроме вдовых священнослужителей и отставных солдат, монастыри могли опустеть; для предупрежения сего следствия надлежало склонять вдовцев священников к монастырсой жизни. ТАРАНОВКА Тарановка – при вершине речки Берестовой, на старинном Мурафском шляху. Основание этого городка принадлежало к тому времени, когда был продолжен Перекопский вал, шедший невдали от сего места, вблизи Гуляй-поля. Тогда-же, т.е. около 1685 года, построен был в Тарановке первый храм во имя Архангела Михаила. Известен священник сл. Тарановки 1703 года. В 1728 г. при Тарановском храме уже было 296 душ мужских прихожан. По указу Консистории от 7 декабря 1732 г. видно, что Тарановский храм Архангела, сгорел 16 ноября 1732 года, и так как нельзя было в скором времени построить новый, то, соглоасно с просьбой прихожан, указ дозволил приобрести покупкой храм в Новой-Водолаге и освятить его по прежнему в честь Архистратига Михаила. В храмосвятной грамате 1758 г. читаем: «Божиею милостию смиренный Иосаф Белгородский. Сего 1758 года Октября 5 дня Белгородской нашей Епархии, города Харькова Протопоп Григорий Александров, поданным нам донесением объявил: ведомства его в городе Тарановке построена вновь, вместо ветхой, церковь во имя Архангела Михаила, которая ныне ко священию в готовности, и просит нашего разсмотрения; того ради благословляем упомянутую в городе Тараноке новопостроенную Архангело-Михайловскую церковь освятить по церковному чиноположению Озерянской пустыни строителю Иеромонаху Ефрему и ко оному освящению антиминс от нас выдан, чего в удостоверение дана сия благословенная грамотв, рукою нашею подписана Октября 1758 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(В декабре 1940 г. из бывшей лютеранской церкви св. Петра на Невском проспекте в Государственный Эрмитаж поступили 13 полотен: изображения 12-ти поколенных фигур апостолов и евангелистов (103х83 см) и «Распятие», украшавшее церковь в течение столетия) 78 . А теперь можно снова обратиться к записям Якоба Штелина. «В 1758 году была полностью отремонтирована главная евангелическо-лютеранская церковь Петра и Павла, – пишет немецкий автор. – Среди прочих внутренних украшений поставлены у алтаря несколько хороших скульптур. Вместо прежних вырезанных из досок и раскрашенных 4-х евангелистов выполнены те же самые скульптуры хорошей работы в виде целых позолоченных статуй» 79 . Эти сведения Штелина полностью подтверждаются в «Инвентаре евангелическо-лютеранской новой церкви св. Петра». 80 В 1758 г., во время Семилетней войны между Россией и Пруссией (1755 – 1762), барон фон Корф был назначен генерал-губернатором отошедшей к России Восточной Пруссии. Покидая Санкт-Петербург на годы, он сложил с себя патронат над общиной св. Петра. Интересно, что община св. Петра, по-видимому, с живейшим участием следила за ходом войны между Россией и Пруссией. Так, 25 января 1758 г. в Петрикирхе торжественным богослужением было отпраздновано взятие русскими войсками Кенигсберга, точно так же в 1759 г. была отмечена победа русских над прусскими войсками под Франкфуртом-на-Одере, а в 1760 г. – взятие русскими Берлина. Это любопытный материал к изучению национального самосознания российских немцев. Но приведенные факты не покажутся удивительными, если вспомнить, что отнюдь не большинство немцев, живших в Санкт-Петербурге в середине XVIII в., происходило из Пруссии. Предки барона фон Корфа, например, веками жили в Лифляндии, а сам он родился уже русским подданным. 81 . Петрикирхе в екатерининскую эпоху (1762–1796) Внутриполитическая ситуация в России во второй половине XVIII в. в отношении общины св. Петра оставалась весьма благоприятной. В 1762 г. к власти пришел император Петр III, сын дочери Петра I Анны и герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Димитрий жил только 38 лет, тогда как он жил 58 лет (в указе св. Синода Арсению Мацеевичу от 22-го апреля 1757-го года прямо говорится, что святитель причислен к лику святых через полпята года после обретения его мощей, которое имело место 21-го сентября 1752-го года). – Вышла незадача с службой святителю Димитрию. Получив от Синода, в его указе от 15-го апреля 1757-го года, поручение в непродолжительном времени сочинить службу, Арсений Мацеевич , сам будучи болен или только оправдываясь болезнью, возложил исполнение поручения на архимандрита Толгского монастыря Вонифатия. Вонифатий написал две службы. Но Арсений обе их признал неудовлетворительными. Тогда вызвался написать третью службу Приезжавший в Ростов (для поклонения святителю Димитрию) епископ Переяславский, последующий архиепископ Крутицкий и Московский, Амвросий Зертис-Каменский, труд которого Арсений и представил Синоду при доношении от 10-го декабря 1757-го года. Но Синод нашёл, что служба, составленная Амвросием, «хотя и изрядна, но понеже высоко и вся почти аллегорически сочинена и тако простому народу, для негоже и наивящая состоит потреба, внятна и вразумительна быть не может» и поэтому предложил было епископу потрудиться сочинить новую службу «внятным простому народу штилем». Однако, Амвросий весьма обиделся на отзыв Синода об его первой службе и в смелом и едком репорте, посланном 24-го марта 1758-го года, отказался от писания второй службы. Указом от 10-го апреля 1758-го года Синод потребовал от Арсения прислать службы, сочинённые архимандритом Вонифатием; митрополит послал службы при донесении от 7-го мая 1758-го года, – и на этом дело и стало, см. Ярославские Епархиальные Ведомости 1872-го года, 1, стрр. 3–7. В Уставе, в Последовании церковного псалмопения по месяцеслову, под 21-м сентября пишется относительно службы святителю Димитрию: «Службу святителю отправлять по общей минеи». – Есть запись о положении мощей святителя Димитрия в серебряную раку, устроенную Елизаветой Петровной, в присутствии Екатерины II, но не особенно обстоятельная.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

он совершил погребение в соборе архиеп. Феофана, после его смерти настойчиво просился в Москву для печатания собственных сочинений на груз. языке, но был оставлен на прежнем положении до назначения на Новгородскую кафедру архиеп. Амвросия (Юшкевича) . В окт. 1740 г. архиеп. Иосифу разрешили уехать в Москву. Архиеп. Амвросий восстановил в должности настоятеля Юрьева мон-ря архим. Маркелла (Радышевского) , много претерпевшего за обличение архиеп. Феофана (Прокоповича). Архим. Маркелл стал первым ректором Новгородской ДС и был назначен викарием Новгородского архиерея. 10 янв. 1742 г. в С.-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Корельского и Ладожского, 29 нояб. того же года еп. Маркелл скончался и был похоронен в Юрьевом мон-ре. Победа в русско-швед. войне 1741-1743 гг. расширила владения России в Вост. Финляндии. Указом имп. Елизаветы Петровны от 14 янв. 1744 г. была образована Выборгская губ., в состав к-рой вошел Кексгольмский у. До 1758 г. Корельское вик-ство не замещалось. При его возобновлении викарный епископ получил титул «Кексгольмский и Ладожский». Все 4 архиерея с этим титулом были викариями Новгородского архиеп. Димитрия (Сеченова ; с 1762 митрополит). 17 апр. 1758 г. викарием Новгородской епархии был назначен Иоасаф (Хотунцевский) , архим. московского Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, мон-ря , его хиротония состоялась в С.-Петербурге 24 мая 1758 г. Еп. Иоасаф скончался 29 апр. 1759 г., погребен в Юрьевом мон-ре, т. к. являлся его настоятелем. С 6 нояб. 1759 по 7 марта 1761 г. епископом Кексгольмским и Ладожским являлся Парфений (Сопковский) , за которым было сохранено настоятельство в Варлаамиевом Хутынском мон-ре, и этот мон-рь стал местопребыванием викариев. После перевода еп. Парфения на Смоленскую кафедру епископом Кексгольмским и Ладожским 17 апр. 1761 г. настоятелем Хутынского мон-ря был утвержден ректор Тверской ДС св. Тихон Задонский , хиротонисанный 13 мая 1761 г. в С.-Петербурге. В связи с отъездом членов Синода из С.-Петербурга в Москву для участия в короновании имп.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

По 14-летнем на епархии пребывании, он скончался в 1757 году ноября 30; будучи от рождения 61 года и 9 месяцев, быв болен 4 дня. Погребен он Воронежскими архимандритами соборне января 21 1758 года в Воронежском Благовещенском Соборе, в левом крыле к правому углу западной стены, близ окна. IX. Кирилл епископ Сей Преосвященный родился в малороссийском местечке Опошне от отца, бывшего там сотенным писарем, Александра Ляшевецкого, который после там же был и священником. Учился он наукам в Киевской академии: а когда с 1741 году заведена была семинария Троице-Сергиевой Лавры, то взят он был с некоторыми другими из Киевской академии в Лавру для учительской должности. Там, будучи учителем, постригся в монашество в том же 1741 году января 18, вместе с Афанасием Вольховским (что после был Ростовским архиепископом). В Лавре был он Соборным, а потом при Семинарии префектом, а, наконец, на место Вольховского, ректором и Лавры наместником. В 1758 году, когда на ваканцию Воронежской епархии Всемилостивейше пожалован был в епископа Мисаил Чирский, архимандрит Московского Новоспасского монастыря; то на место Мисаила в Новоспасский, назначен был в архимандрита Кирилл. Но поскольку Мисаил от епископства отказался и испросил дозволение остаться на прежнем месте, то епископом в Воронеж Всемилостивейше пожалован Кирилл, которой и хиротонисан в Москве того же 1758 года августа 6. В Воронеж прибыл он сентября 8. Правил Воронежской паствой 3 года, и в 1761 году, по указу от 22 октября, переведен в Чернигов. Из Воронежа отправился он того же года декабря 10 и в Чернигове скончался в. мае 1771: года. Сей пастырь в Воронеже был первый из ученых. Ибо прежде его бывшие Воронежские Преосвященные были из не учившихся в школах, кроме разве Преосвященного Вениамина, который, сказывают, несколько обучался латинскому языку в Воложских училищах. Дару проповедничества Преосвященного Кирилла оставил Г. Сумароков замечательную рекомендацию в VI томе собрания его сочинений, издан. в Москве 1787 года, стр. 281. В статье о Российском духовном красноречии. X. Иоанникий епископ Сей Преосвященный был родом из архангельских дворян фамилии Павлуцких. За кратким его пребыванием на Воронежской пастве не осталось почти никаких о нем известий, кроме только, что он долгое время присутствовал в конторе коллегии экономии, а потом определен в контору Св. Синода членом и в Ставропигиальный Савин Московский монастырь архимандритом. В 1761 году ноября 4 Всемилостивейше пожалован он в епископа в Воронеж, а декабря 6 хиротонисан в Санкт-Петербурге. В Воронеж прибыл марта 17 го 1762 года, и, живши только 10 месяцев, скончался января 1 под 2 1763 года. Погребен Преосвященным Иоасафом епископом Белоградским и Обоянским соборне того же месяца 26 числа, в Воронежском Благовещенском Соборе в левом крыле близ стены к северному окну. Жития его было 64 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

romanensium, ж) artium liberal.; з) риторические и и) поэтические. Этимологические или грамматические книги он перечисляет отдельно русские (Азбуки 1694–1776 гг. 11 названий, прописи – 3, грамматики – 4, 1755–1773 г.), отдельно греческие (3 названия 1765–1771 гг.), латинские (7 названий 1700–1774 гг.), немецкие – germanici (7 названий 1758–1774 гг.), французские – gallici (11 названий 1730–1774 гг.), итальянские (2 названия 1759 и 1773 гг.), английские (2 названия 1766 и 1773 гг.), шведскую (1773 г.), грузинскую (1758 г.), и черемисскую и чувашскую (1770 г.). Лексиконов он указывает 17 названий 1704–1776 гг., педагогических книг 36 названий 1756–1775 гг. (сюда же он причисляет «притчи и басни нравоучит.»), филологических 23 названия 1727–1776 гг., fabular. romanensium 24 названия 1751–1776 гг., satyr. romanensium 39 названий 1754–1775 гг., Artium liberal. 10 названий 1720–1773 гг., риторических 11 названий 1748–1775 гг., и поэтических 58 названий (Artis et Histor. Poetic. – 14, 1725–1774 гг., Epici iique heroici et lirici – 14, 1757–1774 гг., Dramatici iique tragici, comici, opera, drama, bucolici – 30 названий, 1752–1775 гг.). Исторические книги Н.Н. Бантыш-Каменский указывает под следующими рубриками: 1) история всеобщая – 18 названий 1718–1775 гг., 2) история литературы – histor. litterariae 5 названий 1763–1772 гг. 5 , 3) история церковная 7 названий 1719–1776 гг., 4) история гражданская: древняя: а) греческая, 11 названий 1749–1774 гг., б) римская – 15 названий 1748–1775 гг.; средняя: а) русская – 55 названий 1722–1776 гг., б) немецкая 2 названия 1772 и 1776 гг., в) французская – 1, 1770–1776 гг., г) испанская – 1, д) итальянская – 3, 1771–1775 гг., е) английская – 1, 1768 г., ж) датская – 1, 1766 г., з) шведская – 3, 1764–1776 гг., и) польская – 4, 1764–1770 гг.; и) бранденбургская – 2, 1762–1763 гг., к) турецкая – 11, 1716–1775 гг., л) персидская – 2, 1762–1763 гг., м) китайская – 1, 1774 г., н) японская – 2, 1734 и 1773 гг., о) американская – 3, 1765 г., – 5) история muscellan.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010