На Закинфе М. Н. пробыл 3 года (1770-1773) почти безвыездно (если не считать краткого посещения Кефалинии с целью поклониться мощам прп. Герасима). Здесь он посвятил себя пастырской деятельности: совершал богослужения, наставлял народ и в скором времени стал весьма уважаем на острове. После заключения Кючюк-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Османской империей (10 июля 1774) смута на Пелопоннесе затихла, однако еще раньше К-польский патриарх Феодосий II (1769-1773) под давлением турецких властей сместил всех архиереев, принимавших участие в восстании, с их кафедр и назначил новых. В Коринф также был направлен новый архиепископ, и от М. Н. потребовали отказаться от кафедры. Святитель обещал не требовать восстановления на кафедре и не чинить никаких препятствий своему преемнику, но подписывать отречение от архиепископства не пожелал, полагая, что это будет означать добровольный отказ от архиерейства и, как следствие, от священнослужения. Не считая себя в чем-либо виновным, М. Н. в дальнейшем не раз подтверждал эту позицию. Свои письма он подписывал не «бывший [архиепископ] Коринфский» (πρην Κορνθου), а «[архиепископ] из Коринфа» ( π Κορνθου) ( Παπαδπουλος. 2000. Σ. 26-27; ΝΧΛ. Σ. 197). М. Н. на острове Идра и на Св. Горе В 1773-1774 гг. М. Н. жил на о-ве Идра. Местом его пребывания стал мон-рь Пресв. Богородицы. На Идре М. Н. впервые познакомился с колливадами, вынужденными покинуть Афон в результате гонений, в частности со знаменитым Сильвестром Кесарийским (см. о нем: Αθανσιος Πριος. 1988. Σ. 93-94). Там его посетил житель о-ва Наксос, Николай Калливурцис, впосл. ставший известным как прп. Никодим Святогорец ( Παπαδπουλος. 2000. Σ. 29-32; Феоклит Дионисиатский. 2005. С. 63-64; Εθμιος. 2007. Σ. 9, 110). М. Н. обратил внимание на необычайно одаренного и образованного юношу и с тех пор не упускал его из виду. В кон. 1774 г., покинув Идру, М. Н. посетил Хиос, а оттуда отправился на Св. Гору (ΝΧΛ. Σ. 197), куда прибыл, вероятно, в последние месяцы 1774 г. и где прожил ок. 3 лет ( Μεταλληνς. 1995. Σ. 294; Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2006; Kontouma. 2012. P. 194-195). Там М. Н. занимался отбором и переписыванием рукописей аскетических святоотеческих творений, готовя материал, к-рый впосл. вошел в антологии «Добротолюбие» и «Евергетин».

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Сергий, иеродиакон, управлявший монастырем с 1739 по 1747 год, священнический сын, новгородской епархии, был в монастыре сперва псаломщиком; в монашестве с 1719 года; иеродиаконом с 1720 года. При нем в 1747 году Зеленецкий монастырь осчастливлен посещением императрицы Елизаветы Петровны. Иеродиакон Сергий умер в 1752 году, состоя казначеем монастыря. Иосиф, строитель, с половины 1747 года, поступил сюда из управителей новгородского Сковородского монастыря и был здесь по 1752 г.; при нем 24 июля 1747 года случился в монастыре пожар. Иосиф, строитель, определен 16 октября 1752 года из иеромонахов Юрьева монастыря и состоял по 1757 год. Иосиф (Шаров), игумен, с 1757–1765 год, из строителей Гостинопольского монастыря. Иов, игумен, с 1765 по 1771 год. Игуменом Иовом оканчивается строительское и игуменское настоятельство и начинается архимандритское. В Зеленецкий монастырь переведен архимандрит с монахами из упраздненного староладожского Николаевского монастыря. Архимандриты: Вениамин I-й (Румовский) с 1771 по 1774 год. Родился в 1739 году; в монашество вступил на 20 году своего возраста; сперва был учителем с.-петербургской Александро-Невской семинарии, с 1768 года префектом ее и преподавателем философии. При получении сана архимандрита Староладожского Николаевского монастыря он состоял ректором той же семинарии и преподавателем богословия. Должности сии сохранил и в звании настоятеля Зеленецкого монастыря; переведен в 1774 году 16 января в Сергиеву пустынь, что близь Стрельны, и того же года поставлен епископом Олонецким; после был архиепископом нижегородским; умер в 1811 году, в Нежине. Транквиллин, с января по 27 число августа 1774 года; назначен сюда из Новгородского Антониева монастыря, где состоял с 1776 года, будучи вместе и ректором семинарии; отсюда переведен в Успенский монастырь, Вятской губернии, в котором и скончался в 1775 году. Иоанникий (Орловский) с 1774 по 1782 год, из ректоров Александро-Невской семинарии. Состоя настоятелем Зеленецкого монастыря, он оставался при ректорской должности; отсюда переведен в Солотчинский монастырь, в Рязанской епархии, где в 1802 году и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

2. НИКОДИМ, Иеродиакон, учитель Философии, был начальников Семинарии с 1748 года, но вскоре скончался. 2. СИЛЬВЕСТР Страгородский, в 1753 году определён из учителей; а в 1756 году определён Ректором. 3. СИЛЬВЕСТР Страгородский, Иеромонах, в 1756 году определён из Префектов. В 1757 году пожалован Архимандритом Переяславского Никитского монастыря, и после Епископом оной же Епархии. 3. ИОАННИКИЙ Святоша, Иеромонах, определён в 1756 году. В 1760 году произведён Архимандритом в Новгородский Вяжицкий монастырь. 4. ГАВРИИЛ Озинский, Иеромонах. В 1760 году определён из учителей Философии. В 1761 году произведён Архимандритом Сийского монастыря. 5. АРСЕНИЙ, Иеромонах и Богословия учитель. Определён Префектом из учителей Философии в 1762 году. В 1764 году произведён Архимандритом в Спасо-Ярославский монастырь. 6. ИСАИЯ Германовский, Иеромонах и Богословия учитель, определён в 1764 году из учителей Философии. В 1766 году посвящён в Архимандрита, и определён Ректором. 4. ИСАИЯ Германовский, Архимандрит, в 1766 определён из Префектов. В 1770 отбыл в Киев. 7. ВЕНИАМИН Румовский, Иеромонах. Определён в 1768 году, а с 1770 года Ректором и Архимандритом Зеленецкого монастыря. 5. ВЕНИАМИН Румовский,  Архимандрит. В 1770 году определён из Префектов. В 1774 году хиротонисан в Епископа Олонецкого. 8. ИОАННИКИЙ Орловский, Иеромонах. В 1774 году, Марта 2, определён учителем Философии и Префектом из Ректоров Рязанской Семинарии, и в том же 1774 году, Июля 20, Ректором. 6. ИОАННИКИЙ Орловский, Иеромонах. В 1774 году в Феврале определён из Префектов, и в том же году Сентября 8, произведён в Архимандрита Зеленецкого монастыря. В 1783 году переведён в Рязанской Солотчинской монастырь, где и скончался в 1802 году. 9. ИННОКЕНТИЙ Полянский,  Иеромонах. В 1779 году, Августа 14, из Рязанской Семинарии переведён в Санкт-Петербургскую, в которой с 1 Сентября того же года обучал Философии, и был Префектом по 18 Августа 1782 года. Потом переведён Префектом же в Московскую Академию. 7. ВЕНИАМИН Багрянский, Архимандрит. В 1782 году определён из Префектов Новгородской Семинарии; в 1784 году переведён Ректором же в Новгородскую Семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Граф Румянцев. 1772 года Иануария 18». Такого же содержания ордер был послан графом Румянцевым и командиру Бендерской крепости генерал-майору Озерову 21 апреля 1772 г. за 812. В 1774 году игумен Нямецкого монастыря повторил свою просьбу графу Румянцеву о возвращении монастырю имений Копанки со всеми находящимися на нем озерами. Граф Румянцев приняв прошение, отправил его 23 января 1774 г. при новом ордере за 54 генерал-майору Фон-Рейзеру, который читается так: «При сем препроводили поданное ко мне игуменом Нямецкого монастыря Варлаамом прошение о возврате во владение его селения, называемого Копанкою, с озерами его, состоящего в Бендерском уезде, которое принадлежит монастырю по грамотам молдавских князей; прошу Ваше Превосходительство возвратить оное, следуя по определении ордера моего, данного 21 апреля 1772 года под 812 Его Превосходительству генерал-майору и кавалеру Озерову, тамошнему командиру. Граф Румянцев. 1774 г. Иануария 23». Для возвраты имения монастырю потребовалось от игумена представить свидетельство от Дивана молдавского княжества в том, что имение Копанка действительно принадлежит монастырю, какое свидетельство и было дано игумену 30 марта 1774 г. Вот оно: «От господ Дивана княжества молдавского, что пришедши в Диван игумен Варлаам со всем собором монастыря Нямецкого, и показав Дивану грамоты княжеские на сдано озеро, которое имеет монастырь близ реки Днестр, прозываемое Загорна, и на едино селение, состоящее в устии Загорне, зовомое Копанка, едину грамоту, от 6938 декемврие 23 от князя Александра Воеводы, что он дал монастырю едино озеро, именуемое Загорна, со всеми Гирлами его, еще же и с насеками и мельницами, которые находятся у Баски; и на всякой год монастырь да вземлет от десятины воеводской по дванадесят вина лозного; другую грамоту, от 6964 марта 1 дня от господина Петра Воеводы, крепость на дачу праотец своих озеро Загорне, и паки даде и укрепил монастырю своему два места ради пасек, едино именуем Иванкова, а другое – Загорна. Сверх же сего еще даде и три вади, или броды чрез Днестр реку, у Хаворне – един, а другой у Коробана, третий же у в устии Загорне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Екатерина вызвала его в Петербург, и с этого времени он становится одним из самых близких к императрице людей. Многие современники писали о том, что Потемкин был не только фаворитом императрицы, но и ее супругом. Их венчание произошло в московской церкви Большого Вознесения на Никитской, хотя официально об этом нигде не сообщалось. Для всего окружения Г.А. Потемкин так и оставался главным фаворитом императрицы и соратником Екатерины II. 1 марта 1774 года он был произведен в генерал-адъютанты, что определяло возможность находиться рядом с императрицей. 15 марта 1774 года был назначен подполковником лейб-гвардии Преображенского полка, в котором Екатерина являлась полковником. 21 апреля в день рождения Екатерины получил орден Святого Александра Невского. В мае 1774 года Екатерина ввела Потемкина в Государственный совет, что делало его одним из самых влиятельных людей в России. Вскоре он получил чин генерал-аншефа и должность вице-президента Военной коллегии. Все это повышало статус Г.А. Потемкина, делая его самым влиятельным вельможей при дворе Екатерины II. Делала она это вполне осознанно с тем, чтобы иметь возможность опереться на человека, в чьей преданности она могла не сомневаться. Это было особенно важно в условиях развернувшейся борьбы за влияние на Екатерину двух группировок: во главе с князем Г.Г. Орловым, с одной стороны, и канцлером графом П.И. Паниным (воспитателем сына Екатерины Павла), – с другой. Каждая из этих группировок преследовала свои собственные интересы, и это отчетливо понимала Екатерина. Поэтому ей нужен был человек, исключительно надежный и способный противостоять давлению как одних, так и других, ставящий превыше всего интересы государства и ее самой. Г.А. Потемкин в полной мере оправдал надежды и доверие Екатерины. В течение последующих 17 лет Г.А. Потемкин являлся главным советником Екатерины II и активно участвовал во всех государственных делах. Свои выдающиеся качества он проявил уже при решении двух важнейших в то время для страны вопросов: завершение русско-турецкой войны (1768 – 1774 годов) и подавлении Пугачевского бунта (1773 – 1775 годов).

http://ruskline.ru/opp/2020/05/22/u_nego...

64) Соломон. 1772–1774 г. (Доброгорский) откуда поступил, неизвестно; с 1772–1774 г. был членом Московской Духовной Консистории, ему предписано отправиться к преосвященному Геннадию епископу Суздальскому, когда на его место прибудет игумен Шартомского монастыря Арсений. Переведен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. 65) Арсений. 1774–1775 г. Был иеромонахом, проповедником Московской Славяно-греко-латинской Академии; в 1774 г. игумен Угрешского монастыря, в который поступил в Августе месяце из игуменов Николаевского Шартомского монастыря; Декабря 12-го 1775 г., переведен в Велико-Устюжский Архангельский монастырь, 6 Марта 1776 г., посвящен в архимандрита; в 1786 г. переведен в можайский Лужецкий монастырь. 66) Симон. 1776–1777 г. Поступил в Феврале 1776 г.; Августа 14-го 1777 г. скончался в Угрешском монастыре. 67) Варнава. 1777–1791 г. Архимандрит наместник Чудова монастыря; живя в Москве он имел своего наместника в монастыре иеромонаха Иакова; в Июле месяце за старостью и болезнью уволен от должности. 68) Иероним. 1791 г. (Ершов). Учитель Перервинской Семинарии, Февраля 17-го 1784 г. пострижен в монашество; в 1786 г., переведен в Московскую Духовную Академию; настоятель Перервинского монастыря; Марта 16-го 1788 г. Префект Московской Духовной Академии; в 1790 г. по болезни уволен; с Июля 1791 г. по 24 Октября игумен Угрешский; переведен в игумены в большой Успенский собор; скончался в 1792 г. 69) Ионафан. 1791–1803 г. Декабря 25-го 1791 г. посвящен в игумена Угрешского из наместников Саввы-Сторожевского монастыря. 70) Амвросий I. 1803 (до 1804 г.). Иеромонах – правитель. Видно из собственноручных резолюций митрополита Платона, (который благоволил к Амвросию), что предписано было Богоявленскому архимандриту Ираклию осматривать монастырь каждые три месяца и владыке обо всем доносить. 71) Никандр. 1804–1807 г. Учитель Троицкой Семинарии; с 1800 г. проповедник при Московской Духовной Академии; с 1804 г. игумен Угрешский только числившийся, ибо, как видно из отчетов, монастырем управлял Амвросий, и управлял до 1815 г., а игумены числились, но не управляли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Бершадь в 1773 г. по благословению еп. Иова (Базилевича) был восстановлен православный мон-рь, закрытый не позднее 1744 г. униатами (мон-рь в 1774 был разорен польск. шляхтичами, в 1786 восстановлен, в 1789 вновь разорен, в 1794 вторично начал восстанавливаться). В янв. 1774 г. протопопы из Подолья белоцерковский Василий Зражевский, богуславский Стефан Левандовский и красненский Иоанн Богданович отправились в С.-Петербург, чтобы представить императрице ходатайство протопопов Киевщины и Брацлавщины, к-рые от имени «всего украинского народа» просили принять «польскую Украйну» в состав Российской империи; делегаты также намеревались добиться новых указов для облегчения положения православных в Польше. Поездка не принесла результатов. Более успешной оказалась поездка в Варшаву в марте 1774 г. правосл. делегатов от Киевщины и Подолья винницкого протопопа Илии Голоскевича и чечельницкого протопопа Луки Романовского. Они представили на сейме свое письмо королю с описанием насилий, чинимых униатами над православными. В авг. 1774 г. коронный канцлер А. Млодзеевский издал рескрипт, где подтверждалось право православных на занятые ими приходы, запрещалось гос. чиновникам и войскам вмешиваться в межконфессиональные конфликты, была создана комиссия по решению спорных вопросов. 15 марта 1776 г., после новой поездки в Варшаву протопопов Илии Голоскевича и Луки Романовского, польск. король издал универсал с осуждением преследований православных. Шляхта эти предписания не выполняла. В апр. 1776 г. по Брацлавщине прокатилась волна погромов православных, в к-рых активное участие принимали польск. шляхтичи: униаты убили уманского протопопа Кирилла Зельницкого († 28 апр. 1776), избили протопопа Луку Романовского и брацлавского протопопа Василия Мокрицкого. В апр. 1776 г. делегаты Брацлавщины животовский протопоп Стефан Маценко-Переровский и тетиевский протопоп Иоанн Радзимовский были в С.-Петербурге и ходатайствовали перед Синодом о помощи, но безуспешно; также не принесли результата и последующие поездки в рус.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

По усмирению бунта в Москву был прислан Г. Г. Орлов . Он приехал в столицу 26 сентября, когда стояли ранние холода и чума заметно уже ослабевала. Вместе с Орловым прибыли команды от четырех полков лейб-гвардии с необходимым числом офицеров. По приказу Орлова 4 октября состоялось торжественное погребение убитого архиепископа Амвросия 137 . На месте его убийства поставили каменный крест. Во второй свой приезд в епархию, в 1774 году, архиепископ Платон посетил с уездами города: Старицу, Одоев, Ржев-Володимиров, Осташков, Нилову пустынь и Торжок. Везде старался делать полезные распоряжения и «проповедовал слово Божие к назиданию и исправлению». К осени отправился в Троицкую Лавру, где пробыл без малого три месяца. В конце августа владыка вернулся в Тверь, где при многолюдном стечении не только тверских, но и окрестных жителей, намеренно приехавших на духовное празднество, освятил обновленный кафедральный собор. «В собори окончили стенная писание и освещение была собору и благовернава носили круг собора. Ирхерей Платон святил в 1774 году августа 31», – запишет в своем дневнике тверской купец 138 . Судя по записям купца, в том же августе «10-го дня у Троицы у Белай канастас исподний ярус поставили и позолотили и госпоцки праздники и месные образа написали. У Микиты Мучиника церковь освятили за Тверцою 1774 году сентября 25-го числа. У Катерины Мученицы зачели буб бутить на церковь 1774 году сентября 20-го дня» 139 . Во время служения в Тверской епархии архиепископ Платон любил бывать в Николо-Пешношской пустыни, основанной учеником Преподобного Сергия, Мефодием 140 . Находилась она в 25 верстах от уездного города Дмитрова, на реке Яхроме. История монастыря насчитывала четыре с лишним столетия. Название его произошло оттого, что Мефодий при строительстве обители трудился сам, «пешнося» бревна через реку. Преподобный Сергий часто посещал своего ученика в его уединении. Предание гласило, святые Сергий и Мефодий вместе копали рвы для келлий, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов, сохранившуюся до платоновских времен. По учреждении обители, с благословения святого Сергия преподобный Мефодий стал в ней первым игуменом. Скончался он в 1392 году. Чудотворные мощи преподобногопокоились в обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии епархии Новгородской I. Епископы Карельские и Ладожские 1.       Иоиль первый (sic) «еписк. Ладожский» (sic) хирот. 18 янв. (sic) 1708, из архим. Антониева монастыря; † 17 июня 1712. 2.       Аарон Еропкин [«еписк. Карельский и Ладожский»] хирот. 24 янв. 1714, из архим. Юрьевских; в 1723 отошёл на безмолвие в Нилову пустынь. 3.       Иоаким , бывший еписк. Астраханский, определён 23 июня 1723, а 11 окт. 1725 перев. в Суздаль. [ Аарон Еропкин (вторично) с 29 янв. 1728; с 1730 отошёл в Нилову пустынь и там † 1740. (См. Юрьев мнтрь)]. 4.       Иосиф , архиеп. Грузинский, в 1734 (sic) – 40, уволен на покой. Правил и Юрьевым мнтрём; в 1741 – в Московском Знаменском митре. 5.       Маркелл Родышевский хирот. 10 янв. 1742, из архим. Юрьевских; † 29 нояб. того же года. II. Епископы Кегсгольмские и Ладожские 6.       Иоасаф Хотунцевский хирот. 24 мая 1758, из архим. Высокопетровского монастыря; † 29 апр. 1759. Погребён в Юрьеве митре. 7.       Парфений Сопковский хирот. 6 нояб. 1759, из архим. Хутыня монастыря, а 7 мар. 1761 перев. в Смоленск. 8.       Тихон Соколов хирот. 13 мая 1761, из архим. Отроча монастыря, а 3 февр. 1763 перев. в Воронеж. 9.       Иннокентий Нечаев хирот. 23 февр. 1763, из наместн. Троице-Сергиевой Лавры, а 28 мая перев. в Тверь. III. Епископы Олонецкие и Каргопольские 10.       Иоанн Никитин хирот. 15 июля 1764, из архим. Хутыньских, а 9 июня 1767 перев. в Устюг. 11.       Антоний хирот. 12 авг. 1767, из архим. Хутыньских; † 7 июня 1774. 12.       Вениамин Краснопевков-Румовский хирот. 13 июля 1774, из архим. Петергофской Троицкой пустыни, а 1 апр. 1775 перев. в Архангельск. 18.       Иоанникий Микрицкий хирот. 17 мая 1775, из архим. Юрьевских; 10 мар. 1782      уволен на покой; † в нояб. 1785. 14.       Виктор Онисимов хирот. 3 июля 1782, из архим. Юрьевских, а 22 сент. 1783 перев. в Владимир. 15.       Амвросий Серебряников хирот. 26 дек. 1788, из архим. Антониева монастыря, а 28 нояб. 1786 перев. в Екатеринослав. IV. Епископы Старорусские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11/24 мая. Служил литургию в храме Ермолая на Садовой («на Козьем болоте»). 12/25 мая. Служил литургию в храме Христа Спасителя и возглавил крестный ход на Москву – реку. 16/29 мая. Служил литургию в храме Сергия Радонежского в Рогожской. 21 мая/3 июня. Служил литургию в храме Владимирской иконы Божией Матери на Никольской, у стены Китай – города. 22 мая/4 июня. Служил всенощную в храме Спаса Преображения в Каретном Ряду («Спас Пески»). 23 мая/5 июня. Служил литургию в храме Никиты мученика на Басманной. 26 мая/8 июня. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 27 мая/9 июня. Вознесение Господне. Служил литургию в храме Вознесения Господня на Никитской. 30 мая/12 июня. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Хамовниках. 5/18 июня. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 июня. День Святой Троицы. Служил литургию в храме Троицы в Троицком переулке. 7/20 июня. День Святого Духа. Служил литургию в храме Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище. 13/26 июня. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Зарядье («Никола Мокрый»). 16/29 июня. Служил литургию в храме Тихона Амафунтского на Арбатской площади. 17/30 июня. Спускал Боголюбскую икону с Варварских ворот Китай – города. 20 июня/3 июля. Служил литургию в храме Набилковской богадельни. 23 июня/6 июля. Служил литургию в Сретенском монастыре. 24 июня/7 июля. Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служил литургию в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. 25 июня/8 июля. Служил всенощную в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. 26 июня/9 июля. Празднование Тихвинской иконы Божией Матери. Служил литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Лужниках. 27 июня/10 июля. Служил литургию в храме Гребневской иконы Божией Матери на Лубянской площади. Об этом богослужении А. Беляев вспоминает: «Летом 1921 г. (дня не помню) Патриарх служил обедню в Гребневской церкви на Лубянской площади. В этот день была хиротония архимандрита Иоакима (Благовидова) во епископа Алатырского. Святейшему сослужили: митрополит Евсевий (Никольский) и архиепископы Серафим (Чичагов) и Серафим (Александров) ».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010