Около трети жителей Западной Украины и сегодня считают себя православными Хотелось бы также отметить и такой факт. Несмотря на громкие заявления греко-католиков о том, что после распада Советского Союза население Галичины чуть ли не в полном составе возвратилось в униатство, на практике дело обстоит далеко не так. Около трети жителей Западной Украины считают себя православными. И хотя многие из них, разделяя националистические убеждения, принадлежат к неканоническим сообществам – «Украинской православной церкви – Киевскому патриархату» и «Украинской автокефальной православной церкви», – но и к униатской традиции эти люди возвращаться не захотели. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Илья 12 марта 2016, 17:27 " Гораздо справедливее смотреть не с позиций католического канонического права, а с точки зрения канонов Православной Церкви " - простите, а как мы вообще можем смотреть на что бы то ни было " с позиций католического канонического права " ? О католических правилах пусть у католиков голова болит. Глеб 11 марта 2016, 15:07 Хотелось бы, что бы термины употреблялись правильно и соответствовали своему смыслу. Так термин " асиметричный " можно передать как " непропорциональный, неравноценный " (увеличенный или уменьшеный), а вот " симетричный " как раз означает " равный, равноценный " . Так что ответы всегда должны быть симетричными. Владимир 10 марта 2016, 12:39 Очень интересная статья. Только хотелось бы, если это возможно, получить хоть какие-то ссылки на источники. У меня нет сомнений в том, что Владислав Игоревич излагает информацию не от своего имени и не из каких-то политических соображений, но было бы интересно почитать об этой вехе истории (в том числе и Брестская уния, и Львовский собор) хоть немного подробнее. Спасибо. Вера-46 10 марта 2016, 12:01 Прошло 420 лет после заключения Брестской унии, 70 лет после Львовского собора, больше 360 лет после никоновской реформы, а все , как-будто вчера произошло... И страсти не утихают.... Какую нужно иметь мудрость изначально, чтобы не взрывать Церковь изнутри, не делать необдуманных шагов, не допуская расколов и разнотолков... Помоги, Господи!

http://pravoslavie.ru/91369.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВСКИЙ СОБОР (8-10 марта 1946) Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), принявший решение о ликвидации Брестской унии 1596 г. и о воссоединении с РПЦ. В решениях Л. С. нашли отражение как объективные процессы преодоления многовекового разделения правосл. Церкви на Украине, так и политика Советского гос-ва по отношению к УГКЦ в сер. 40-х гг. ХХ в. Навязанная правосл. населению Речи Посполитой Брестская уния препятствовала национально-религ. развитию белорус. и укр. народов, привела к тяжелым и продолжительным межконфессиональным конфликтам. На Полоцком Соборе 1839 г. произошло воссоединение с правосл. Церковью униатов Белоруссии, Волыни и Подолья, входивших в состав Российской империи. Однако на территории Галиции, ставшей частью Австрийской империи (с 1867 - Австро-Венгрии), уния была сохранена. С кон. XIX в. среди униатов развивалось движение против латинизации, за сближение с правосл. Церковью (такие тенденции не были чужды даже митр. Андрею Шептицкому , главе Львовско-Галицкой архиепархии УГКЦ с 1901); нередко происходили массовые переходы в Православие греко-католич. общин. Однако подобные процессы сдерживались репрессиями со стороны властей Австро-Венгрии, а с 1918 г.- Польского гос-ва, негативно относившихся к правосл. Церкви. После разгрома Польши гитлеровской Германией в сент. 1939 г. Зап. Украина была включена в состав СССР. Для Советского гос-ва в тот период была характерна политика подавления всех религ. конфессий. В Галиции происходили аресты и высылки греко-католич. священников, закрытие униат. изд-в, больниц и благотворительных учреждений, конфискация церковной собственности. Однако эти репрессивные акции не достигли масштаба гонений, к-рым подвергалась ранее в СССР правосл. Церковь. Не шла тогда речь и о запрете УГКЦ (хотя советские власти прорабатывали вопрос о возможности выведения униатов из-под контроля Ватикана). С началом в июне 1941 г. Великой Отечественной войны Зап. Украина оказалась под нем. оккупацией. В это время руководство УГКЦ активно сотрудничало с властями гитлеровской Германии и способствовало организации укр. националистических формирований. После освобождения в июле-авг. 1944 г. Зап. Украины советскими войсками отряды укр. националистов начали террор против местных органов власти и лояльного к ним населения. Ответственность за связь с гитлеровской Германией и вооруженным националистическим движением могла создать для УГКЦ серьезные проблемы во взаимоотношениях с советскими властями, однако к.-л. организованных репрессий по отношению к униат. духовенству сразу после освобождения Зап. Украины не последовало.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

По милости Божией, усилиями ревнителей православной веры и церковного единства осуществилась мечта народа Божия, который на протяжении 350 лет по независимым от него причинам был отторгнут от тела Святого Православия, хотя всегда жил сознанием своей принадлежности к нему и с упованием ждал дня освобождения от церковной неволи. Львовский Собор явился выражением чаяний Церкви Галичины возвратиться к вере Святой Православной Церкви, которая является исторической Церковью всего украинского народа, к вере своих праотцев, восприявших в струях Днепра Святое Крещение, 1000-летие которого будет праздноваться через несколько лет. Многовековая тоска греко-католиков по утраченному единству и горячее желание воссоединения с Матерью-Церковью были постоянными и выражались на протяжении всего периода насильственного отторжения от Святого Православия в различных формах и проявлениях. Однако удовлетворение этой святой жажды воссоединения с единокровными и единоверными братьями и сестрами стало возможным лишь в новых исторических условиях, когда в результате победы нашего народа в Великой Отечественной войне собраны в единую Украинскую Республику все украинские земли и украинский народ стал единым в великой и дружной семье народов Советского Союза. Вспоминая о радостном для всех нас и выдающемся в истории Православия событии – Львовском Церковном Соборе, мы прежде всего благодарим Господа за Его благодеяния, обильно излиянные на всех любящих Его. Мы с благоговением вспоминаем всех участников многовекового подвига за Православную веру и среди виднейших поборников воссоединения греко-католиков Галичины с Матерью – Русской Православной Церковью – протопресвитера Гавриила Костельника, организатора и председателя исторического Львовского Собора, душу свою положившего за святое дело Православия. Мы с любовью отмечаем также труды ныне здравствующих архиереев, клириков и мирян во главе с Преосвященным митрополитом Львовским и Тернопольским Николаем, понесенные ими ради православного единства в Червонной Руси на благо Матери-Церкви и Святого Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1984 г . власти попытались воспрепятствовать созданию монашеской общины в Свято-Даниловом монастыре, категорически настаивая на том, что передан он Церкви лишь под административные учреждения Патриархии. И только после смерти К. У. Черненко путь к созиданию в Даниловом монастыре полноценной монашеской общины был открыт. Львов, кафедральный собор во имя святого Юра 1986 год – В кафедральном соборе во имя святого Юра во Львове и в Свято-Успенской Почаевской Лавре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена торжественно отмечено 40-летие Львовского Церковного Собора (17–19 мая). На Львовском Соборе была упразднена Брестская уния 1596 г . и произошло воссоединение греко-католиков Галиции с Русской Православной Церковью. Празднование возглавил патриарший экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Филарет при участии представителя Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. На торжества собрались архипастыри, пастыри и миряне Украинского Экзархата, участники Львовского Собора 1946 г ., представители синодальных учреждений, Духовных учебных заведений Московского Патриархата. Среди почетных гостей находились делегации Александрийской, Антиохийской, Грузинской, Румынской, Болгарской, Польской, Чехословацкой Поместных Православных Церквей. Средоточием празднования были богослужения в соборе во имя св. Юра и в Почаевской Лавре, которые прошли при большом стечении молящихся. Им предшествовал торжественный акт с участием всех вышеупомянутых лиц в соборе во имя св. Юра. Иерусалимский патриарх Диодор 1992 год – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима и всей Палестины Диодор совершили в Сретенском соборе Аммана Божественную литургию. После литургии делегация Русской Православной Церкви в сопровождении Патриарха Диодора и архиереев Иерусалимского Патриархата отбыла в Иерусалим. Свое пребывание в Святой Земле Святейший Патриарх Алексий II начал с поклонения Гробу Господню и Голгофе. Затем первосвятитель Русской Церкви посетил Вифлеем и монастырь, расположенный у места Рождества Господа нашего Иисуса Христа, а вечером совершил молебен в Казанском храме женского Горненского монастыря Русской духовной миссии и встретился с насельницами обители.

http://pravoslavie.ru/5453.html

С. Хрущеву. В обращении к Патриарху Московскому и всея Руси участники Собора писали о тех трудностях, которые предстоят им: «Мы не забываем и того, что наш Собор является скорее началом начатого нами дела, нежели окончанием его. Мы должны еще побороть многие препятствия, чтобы святое православие восторжествовало в каждом приходе нашей Церкви. Даже такой искусственный продукт, как уния, имеет свои глубокие корни в сердцах некоторых наших людей (особенно монахов и монахинь), потому что они с детства были ослеплены славой Римской Церкви». Среди принятых документов особенно важным было обращение к духовенству и верующим греко-католической Церкви. От того, как оно будет воспринято народом, зависел реальный успех Львовского Собора. Надо было убедить народ Галиции, что уния создана внешними силами по отношению к православным Западной Руси, насильственно навязана польскими властями и Ватиканом, что она разорвала религиозное единство Украины и всей Руси и может существовать только в государстве, где господствует католический элемент, но не в православном мире, где нет для нее места. «Освободитесь и от римского угнетения духа, и от тех остатков полонизма, которые еще у вас остались! Не тратьте своих сил и сил народа для реализации ошибочных идей! Если Православная Церковь не является правдивой, то в таком случае ни одна христианская Церковь не может быть правдивой, так как Православная Церковь — первичная Церковь христианского Востока и Запада, из нее образовались все другие Церкви».    5 апреля 1946 г. делегацию участников Львовского Собора во главе с протоиереем Гавриилом Костельником принимал в Москве Патриарх Алексий I, через день они сослужили ему за Божественной литургией в кафедральном патриаршем соборе. Затем протоиерей Гавриил Костельник был награжден высшей для священника из белого духовенства наградой — саном протопресвитера. Отвечая на вопросы корреспондента ТАСС, протопресвитер Г. Костельник сказал, что «православная сознательность никогда не была потеряна украинцами — греко-католиками западных областей УССР, и они использовали все положительные моменты в своей истории для возвращения к православной вере.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Львов, 15–16 мая 1971 года В мае 1971 года во Львове происходили церковные торжества в ознаменование 25-летия воссоединения греко-католиков Галиции с Матерью – Русской Православной Церковью. По благословению Местоблюстителя Московского Патриаршего престола Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена церковное празднование возглавил Высокопреосвященный митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины. В юбилейных торжествах принимали участие: архиепископы – Львовский и Тернопольский Николай, Ивано-Франковский и Коломыйский Иосиф, Волынский и Ровенский Дамиан, епископы – Черновицкий и Буковинский Феодосий, Черниговский и Нежинский Владимир, Полтавский и Кременчугский Феодосий, клирики и миряне западно-украинских епархий Московского Патриархата. 15 мая состоялось торжественное собрание в резиденции архиепископа Львовского, на котором Патриарший Экзарх Украины митрополит Филарет произнес речь, посвященную 25-летию воссоединения греко-католиков Галиции с Матерью – Русской Православной Церковью и упразднению Брестской унии. Архиепископы Николай и Иосиф прочитали доклады на тему юбилея. Протоиерей К. Добрянский (г. Тернополь) выступил с докладом о миротворческой деятельности Русской Православной Церкви за истекшее 25-летие. В кафедральном соборе святого Юра были совершены торжественное всенощное бдение и воскресная Божественная литургия собором присутствовавших на праздновании иерархов в сослужении многочисленного духовенства, при большом стечении молящихся. Экзарх Украины митрополит Филарет огласил во время Богослужения Послание Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Пимена, посвященное знаменательному юбилею. Послание местоблюстителя Московского Патриаршего Престола Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена Преосвященным архипастырям, клиру и мирянам западно-украинских епархий Московского Патриархата в связи с 25-летием Львовского Собора Возлюбленные архипастыри, пастыри и боголюбивые чада Святой Православной Церкви в древней русской земле Галицкой! Христос воскресе!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вслед за Константином Острожским епископ Львовский Гедеон примирился с Успенским братством и 1 июля 1595 года записал в городские книги свой официальный протест против унии: «Постановление о ней составлено вопреки правилам и обычаям нашей православной веры, нашим правам и вольностям, без ведома и позволения Патриархов, наших духовных начальников, без совещаний духовного собора, а также без воли светских сословий, как знатных старожитных сословий, так и простых людей православной веры, без согласия которых мы ничего делать не желаем». 21 Примеру епископа Гедеона последовал и епископ Перемышльский Михаил (Копыстенский), закончивший свое заявление требованием передать вопрос об унии на рассмотрение собора с участием всего духовенства, дворянства и братств. О созыве собора просили короля Константин Острожский, а потом Ипатий (Попей). Однако Сигизмунд III, опасаясь, что православные разрушат унию, не соглашался на созыв собора. 14 сентября 1595 года король уведомил своих подданных о соединении православных в Речи Посполитой с Римской Церковью универсалом и через два дня отправил епископов Ипатия (Попея) и Кирилла (Терлецкого) в Рим. В то же время Сигизмунд III направил папе «postulatum» о разрешении созвать в Польше съезд русских униатов и православных, которых католики называли схизматиками, для «посрамления» и привлечения последних к римской вере. Король привел также и политические соображения относительно унии. В частности, он выразил опасение в том, что через «схизматиков» могут переноситься к туркам правительственные тайны. Если часть Руси, подвластная Польше, соединится с Апостольским престолом, то это легко может привести к унии и великое княжество Московское, где миллионы христианских душ заражены «греческой схизмой», потому что у тех и других один богослужебный язык, да и разговорный язык обоих народов имеет небольшие различия. 22 Эти надежды инициаторы Брестской унии питали до последних дней ее существования. 23 декабря 1595 года епископы Ипатий (Поцей) и Кирилл (Терлецкий) на аудиенции у папы Климента VIII в присутствии кардиналов, облобызав туфлю на ноге папы, на коленях подали ему прошение епископов Православной Церкви в Речи Посполитой принять их в единение с Римской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он рассказал о духовных вождях в этой борьбе, которая закончилась торжеством Православия. Как двадцать лет тому назад в западно-украинских областях восторжествовало Православие, так должен победить мир на Земле между народами, отметил докладчик. Затем с докладом выступил епископ Львовский Николай, после него архиепископ Алексий прочитал Указ Святейшего Патриарха Алексия от 17 апреля 1966 года о возведении епископа Львовского Николая в сан архиепископа и вручил ему переданный Патриархом крест на клобук в знак признания трудов, которые он с самого начала воссоединения посвятил делу Православия. Прозвучал возглас «аксиос», и новый архиепископ с волнением благодарил Святейшего Патриарха. за высокую награду и всех присутствующих за поздравление и пожелания, высказанные в его адрес, обещая молитвой и трудом оправдать свое высокое звание. Радостно было львовско-тернопольскому духовенству и мирянам слышать о признании заслуг и награждении своего Владыки, а тем самым и их, ибо награда епископа является наградой и подчиненного ему духовенства и верующих. Затем митрополит Пимен предоставил слово архиепископу Григорию, который прибыл на это торжество из прекрасного уголка украинской земли – Закарпатья. В своем докладе Преосвященный Григорий говорил о страданиях и борьбе православного народа Закарпатья, которая закончилась в 1949 году, когда была упразднена уния и провозглашен возврат закарпатских греко-католиков в лоно Русской Православной Церкви. С очередным докладом выступил архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Иосиф. Свой доклад он начал с утверждения о том, что уния была образована искусственно, с той лишь целью, чтобы оторвать православных от Востока. Наиболее сложным было положение в Станиславской епархии, где верующих принуждали отказаться от обряда Православной Церкви. К великой радости, все это принадлежит прошлому. Благодаря трудам блаженной памяти архиепископа Антония все ошибки, совершенные унией, ныне исправлены. В двадцатилетний юбилей Львовского Собора духовенство епархий и верующие могут радоваться плодам своего труда и быть уверенными, что воссоединение – дело Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сент. 2008 г. во Львове состоялась международная научная конференция «Историко-богословское и культурологическое наследие протопресвитера Гавриила Костельника». Выступая на конференции, Львовский и Галицкий архиеп. Августин (Маркевич ; ныне митрополит Белоцерковский) сообщил о создании по благословению предстоятеля УПЦ Киевского митр. Владимира (Сабодана) комиссии по изучению наследия К. и вопроса о возможности его канонизации. Соч.: Римская Церковь и единство Христовой Церкви. М., 1948; Ватикан и Православная Церковь. М., 1948; Buбpahi твори. К., 1987; Buбpahi твори. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 2008; Ultra posse: Buбpahi твори. Ужгород, 2008; Noeзuja и проза. Нови Сад, 2013. Лит.: Макарий [Оксиюк], архиеп. Протопр. о. Г. Костельник: (Некр.)//ЖМП. 1948. 10. С. 11-14; Теплов В. Мученик-подвижник и борец за веру православную и за свой народ: К годовщине мученической кончины протопр. о. Г. Костельника//Там же. 1949. 10. С. 33-42; Николаев К. Н. Восточный обряд. П., 1950. С. 291-292, 303; Ведерников А. Неподкупный обличитель Ватикана: (К 3-й годовщине со дня убийства д-ра протопр. о. Г. Костельника)//ЖМП. 1951. 9. С. 41-44; Политыло В., прот. 25-летие со дня мученической кончины протопр. Г. Костельника//Там же. 1974. 1. С. 11-12, Карпяк И., прот. Богословские труды протопр. д-ра Г. Костельника//Там же. 1981. 10. С. 74-77; Тамаш Ю. Гавриïл Костельник медзи доктрину и природу. Нови Сад, 1986; Добош О., прот. Yhiя в Ykpaïhi: Bik ХХ. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 1996; Bociurkiw В. R. The Ukrainian Greek Catholic Church and the Soviet State (1939-1950). Edmonton; Toronto, 1996; Цыпин. История РЦ. С. 343-347; Вежель Л. Фiлocoфcьko-ecmemuчha та жyphaлicmcьka дiяльhicmь Г. Костельника у pycлi духовних npoцecib Украïни 1-ï пол. ХХ ст. К., 2004; Галадза П. Костельник Г.//КатЭ. Т. 2. Стб. 1322-1324; Г. Костельник на mлi доби: пошук icmuhu: Зб. наукових праць/Ред.: Я. Гарасим. Льbib; Ужгород, 2007; Ярема Р., прот. Львовский Церковный Собор 1946 года в свете торжества Православия в Зап. Украине. К., 2012. С. 5, 7, 8, 12, 17-24, 38, 48-57, 66-71, 73, 77-98, 91-126, 129, 132-137, 140-143, 146-148, 150, 153, 160, 164-170, 172, 173, 185, 194-196, 198. Р. М. Конь Рубрики: Ключевые слова: АЛЕШ Павел (род. в 1935 г.), прот., д-р богословия, проф. церковной истории, директор канцелярии епархиального управления Оломоуцко-Брненской епархии, член Митрополичьего совета Православной Церкви Чешских земель и Словакии

http://pravenc.ru/text/2458863.html

4 мая 1944 года умер Святейший Патриарх Сергий , местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Алексий (Симанский) . К осени 1944 года на архиерейских кафедрах было уже около 50 архиереев. 21–23 ноября в здании Патриархии в Чистом переулке состоялся Архиерейский Собор с участием 50 архиереев, а 31 января в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках открылся Поместный Собор в составе 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян. Поместный Собор избрал патриархом митрополита Алексия и принял «Положение об управлении Русской Православной Церковью». На Соборе присутствовали патриархи Александрийский Христофор, Антиохийский Александр III, Грузинский Каллистрат, представители Константинопольской, Иерусалимской, Румынской и Сербской Православных Церквей. 4 февраля 1945 года в Богоявленском соборе в Москве состоялась интронизация патриарха Алексия. В 1946 году Русская Православная Церковь расширилась за счет присоединения украинских греко-католиков к Православной Церкви . Решение о воссоединении было принято 8–9 марта 1946 года на Львовском Соборе, в котором приняло участие 204 греко-католических священника и 12 мирян. В результате воссоединения более 3 тысяч униатских церквей стали православными. Так были, по сути, ликвидированы последствия Брестской унии, тяготевшей над Украиной на протяжении четырех с половиной столетий . Однако процесс воссоединения проходил при активной поддержке государственной власти, которая после Львовского Собора сняла с регистрации греко-католические приходы, не вошедшие в состав Русской Православной Церкви, и подвергла жестоким репрессиям униатское духовенство. В этих репрессиях не было вины Русской Православной Церкви, которая сама только начинала возрождаться из пепла. По словам протоиерея Владислава Цыпина , «сама подвергшаяся несравненно более страшным ударам в 20–30-х годах, Русская Православная Церковь ни о какой помощи со стороны НКВД в святом деле воссоединения униатов с Матерью-Церковью не ходатайствовала. И то обстоятельство, что это воссоединение соответствовало видам государственной политики, не могло и не должно было удерживать Православную Церковь от того, чтобы принять возвращающихся в свою спасительную ограду».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010