Ватикан отказался признать Л. С. каноничным Собором УГКЦ и отверг его решения, ссылаясь прежде всего на отсутствие на соборных заседаниях греко-католич. епископов. Однако ставить вопрос о строгой каноничности Л. С. было бы возможно только при «существовании согласованных норм канонически правомерного перехода верующих из католической Церкви в Православную. Но таких норм нет и быть не может, потому что православная и католическая Церкви не имеют канонического общения и единой церковно-правовой базы... Львовский Собор - это не Собор православной поместной Церкви в каноническом смысле слова. Разумеется, авторитетным он был лишь для участников, согласных с его постановлениями, но не для тех, кто остался по убеждениям униатом» ( Цыпин. История РЦ. С. 347). Кроме канонического права, отдельные положения к-рого совершенно по-разному объясняются православными и католиками, значение Л. С. определяется прежде всего тем, что в 1946 г. его участники пытались ликвидировать унию, порожденную Брестским Собором в 1596 г. Для правильной исторической оценки Л. С. недостаточно, как это делается в совр. греко-католич. историографии, говорить о «православно-коммунистическом насилии» - необходимо ответить на вопросы: какие силы, каким образом и что именно создавали на Брестском Соборе и соответственно кто, что и как разрушал на Львовском. Даже в католич. историографии делаются выводы о том, что «в концепции Брестской унии соединялись: направленные на Русское Православие миссийные идеи Рима, одна из версий польской восточной политики, прокатолические симпатии отдельных православных иерархов». Отсутствовала даже тень волеизъявления правосл. народа. Сами католич. авторы признают Брестский Собор «как рожденный в значительной мере по причинам внерелигиозным», как «религиозно-политический альянс» ( Cywi ski B. Ogniem próbowane. Rzym, 1982. T. 1: Korzenie tosamoci. S. 50-51). Если в 1596 г. Ватикан создавал унию с целью окатоличивания славян, используя для этого силу Польско-Литовского гос-ва, то в 1946 г. коммунистические власти СССР пытались уничтожить унию как религ. орг-цию, более или менее обоснованно предъявляя ей обвинения в антисоветской деятельности и прикрываясь почти уничтоженной ими же раньше правосл. Церковью. Каноническая правомочность деятельности Инициативной группы Костельника была ничуть не меньшей, чем у инициаторов создания унии - епископов Кирилла (Терлецкого) и Ипатия Потея. Применяемые советскими властями методы ликвидации унии были более мягкими, чем способы ее введения.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

Львовский церковный Собор греко-католич. духовенства проходил в кафедральном соборе св. Георгия 8-10 марта 1946 г. В нем участвовало 216 священнослужителей и 19 мирян. В числе делегатов были епископы Михаил и Антоний. Председательствовал прот. Гавриил Костельник. РПЦ на Соборе представляли митр. Иоанн (Соколов), а также почетные гости: М. и прот. Константин Ружицкий , управляющий делами Киевского Экзархата, выступивший на Соборе с докладом «Русская Православная Церковь в ее борьбе за Святое Православие». М. в своем слове провел параллель между Торжеством Православия после Вселенского VII Собора и «нынешним торжеством». 9 марта под рук. М. был совершен чин воссоединения делегатов от греко-католич. духовенства. Собор принял постановление о ликвидации Брестской унии. От имени Собора были направлены обращения к Сталину и Хрущёву, телеграмма председателю президиума Верховного Совета УССР М. С. Гречухе, обращения к К-польскому патриарху Максиму V и «духовенству и верным греко-католической Церкви в западных областях Украины». Также было направлено послание патриарху Алексию, в тот же день был получен его ответ - грамота на рус. языке, к-рая была зачитана М. перед Собором в переводе на укр. язык. В неделю Торжества Православия была отслужена литургия и зачитан соборный акт. 5 апр. 1946 г. прот. Гавриил Костельник и епископы Михаил (Мельник) и Антоний (Пельвецкий) прибыли в Москву, где были приняты патриархом Алексием, а затем Карповым. Костельника патриарх наградил саном протопресвитера (Поïздка npeзuдiï Льbibcьkoro собору до i до bichuk. Льbib, 1946. 4. С. 7-11). Согласно опубликованной Б. И. Боцюрковым докладной записке первого секретаря Львовского обкома компартии И. С. Грушецкого от 30 марта 1946 г. на имя Хрущёва, прот. Гавриил Костельник явно переоценивал свое влияние: «Костельник считает епископа Макария «блаженным дураком», человеком недалеким и ограниченным: «Моя функция,- утверждает Костельник,- теперь влиять через Макария на... положение духовенства и церкви»» (ГАЛО. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 439. Л. 15). 20 сент. 1948 г. протопр. Гавриил Костельник был убит во Львове. Руководствуясь официальной версией властей, М. обвинил в этом убийцу, «подосланного Ватиканом и украинско-немецкими националистическими элементами». М. возглавил чин отпевания и произнес речь на могиле Костельника, «истинного борца за Святое Православие, мужественно поднявшего священное знамя борьбы против Ватикана» (Соболезнование. 1948).

http://pravenc.ru/text/2561394.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Грекокатолики после Львовского собора 1946 года. Часть 1 Современные коллизии межконфессиональных отношений в Украине, особая роль в них грекокатоликов с их исторически сложившейся своеобразной тактикой и менталитетом вызывают необходимость обстоятельного учета и понимания событий 70-летней давности 19.10.2018 603 Время на чтение 19 минут В предыдущей статье мы рассмотрели некоторые особенности деятельности Украинс кой Грекокатолической Церкви в годы войны. По ее окончании, после недолгого колебания, власти взяли курс на ликивидацию унии путем слияния УГКЦ с РПЦ, что и было задекларировано на Львовском церковном соборе марта 1946 г. В «Обращении Священного Синода Украинской Православной Церкви», датированном 2006 г., сказано: УПЦ «никоим образом не оправдывает те исторические обстоятельства и способы тоталитарного советского прошлого, которыми проводился Львовский собор... однако она, как и ранее, анафематствует... беззаконные деяния» унии 1596 года и «возглашает вечную память защитникам Православия... в нашей многострадальной Разумеется, каноническая Украинская Православная Церковь не может нести ответственности за методы ликвидации унии на Западной Украине в 1946-1949 гг. Претерпев беспрецендентые гонения и государственный террор в сталинское время и хрущевское наступление на РПЦ, будучи притесняемыми сейчас, православные разделяют чувства тех, у кого отнимали прадедовскую Церковь и арестовывали духовных наставников. Надеемся, что память о страданиях предков приведет к пониманию недопустимости ущемлений прав других верующих и важности межконфессионального мира как одной из основ национальной безопасности. На пути ко Львовскому собору Считается, что 17 марта 1945 г. И. Сталин одобрил предложенный порядок действий по отношению к УГКЦ, 11 апреля прошла операция по задержанию И. Слепого и еще четырех епископов («святоюрцев», как именовали чекисты группу архиеерев УГКЦ, не желавших перехода в православие), обезглавившая клир и грекокатолическую

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/19/g...

Из мест заключения освобожден 4 мая 1946 года и направлен в г. Актюбинск. (УСБУ по Львовской области) С 1958 г. был настоятелем Вознесенского собора в Ельце. Скончался 12 января 1981 г. Погребен на городском кладбище в г. Ельце. 44 Митрополит Евлогий (Георгиевский), с 14. 05. 1914 г. архиепископ Волынский и Житомирский; с 1919 г. в эмиграции; с марта 1921 г. управлял русскими западно-европейскими приходами; с 10. 06. 1930 г. уволен от управления; с 1931 г. в юрисдикции Конст. П.; 2. 09. 1930 г. воссоединился с РПЦ; †8. 08. 1946 г. 45 Архиепископ Сергий (Королев) , 17. 04. 21 г. хирот. во епископа Бельского, упр. Холмской епархией; в 1922 г. выслан польскими властями в Чехословакию; с 1922 г. викарий митр. Евлогия; с 17. 04. 1946 г. архиеп. Венский, вик. Западно-Европейского экзархата; с окт. 1946 г. экзарх Среднеевропейских православных Церквей МП; с 16. 11. 1948 г. архиеп. Берлинский и Германский; с 26. 09. 1950 архиеп. Казанский и Чистопольский; †18. 12. 1952 г.. 47 При собирании материала для составления жизнеописания митрополита Николая мы часто сталкивались с таким признанием многих прихожан: «Захотелось просто подойти к нему и рассказать все, что есть на душе.» Хотелось бы обратить на это особое внимание читателей – так, на волны любви и сердечного сострадания людям была настроена душа этого чадолюбивого Святителя. 48 По просьбе жителей города Верного частица мощей великомученика Пантелеимона была передана в 1910 году настоятелем Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря в Николаевскую церковь (ныне Свято-Никольский собор), где в приделе Великомученика Пантелеимона хранится до сего дня. 49 Имеется в виду сваренная из металлических прутьев в форме часовни ограда на могиле митрополита Николая. 50 Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич (1891 – 1961) являлся опытным и влиятельным архиереем, одним из «архитекторов» политического курса Русской Православной Церкви в самые тяжелые годы гонений, репрессий и богоборческого террора. Являлся первым председателем ОВЦС. Сохранял верность православному преданию, здоровый традиционализм и трезвость в оценке церковно-государственных отношений. В периоды «сталинского перемирия» и «хрущевской оттепели» открыто противостоял государственной богоборческой линии, направленной на уничтожение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Во главе этой группы Божий Промысл поставил мужа необыкновенного, который заметно выделялся среди всего галицкого греко-католического духовенства своими разносторонними талантами, интеллектом и эрудицией. Это был доктор философии, профессор и редактор отец Гавриил Костельник. Стараниями Инициативной группы, в состав которой вошли наиболее сознательные священники Галичины, были подготовлены все предварительные условия для созыва Церковного Собора. На этот Собор, который состоялся в старинном Львовском Свято-Юрском кафедральном соборном храме, прибыли Экзарх Украины митрополит Киевский Иоанн, архиепископ Львовский и Тернопольский Макарий, епископ Мукачевский Нестор, от Ивано-Франковской епархии – Преосвященный Антоний, от Дрогобычско-Самборской – Преосвященный Михаил. В президиуме заняли места протопресвитер Гавриил Костельник и настоятель киевского Владимирского собора митрофорный протоиерей Константин Ружицкий. Обязанности секретарей Собора исполняли священники Юрий Ванчицкий и Никита Павлосюк. На Собор, который начался 8 марта 1946 года, прибыло 216 делегатов от духовенства и 19 делегатов от мирян. С речами о воссоединении Греко-католической Церкви с Русской Православной Церковью выступило 12 делегатов. После этого д-р отец Гавриил Костельник прочитал проект решений Собора в четырех пунктах: 1) аннулировать постановления Брестской унии 1596 года; 2) отделиться от Римско-католической Церкви; 3) возвратиться к исконной Православной вере; 4) воссоединиться с Русской Православной Церковью. Проект был поставлен на голосование и принят единогласно. Таким образом, пала уния в Галичине, которая существовала здесь с 1700 года. После окончания Львовского Собора началась тяжелая работа по воссоединению духовенства, которое под влиянием учения в католических духовных семинариях и академиях претерпело значительную внутреннюю деформацию. Возглавил этот большой духовный труд великий иерарх, посланный Самим Господом Промыслителем нашему галицкому верующему народу и соименник первого Львовского епископа Макария Тучапского – Высокопреосвященный Макарий (Оксиюк), названный верующими Галичины «архиереем-воссоединителем». Щедро одарил талантами Господь Бог Высокопреосвященного Владыку Макария для его подвижничества и миссионерства на западно-украинской земле: и евангельской добротой, и архипастырской мудростью, и высокой культурой духа, и дипломатической прозорливостью, и необыкновенным тактом. Время было чрезвычайно трудное, сложное и ответственное. Работать в тех условиях было необыкновенно тяжело, к тому же с присоединением к территории Галичины еще и Закарпатья, где ситуация была еще сложнее, увеличивались и масштабы работы Высокопреосвященного Владыки Макария, ставшего теперь «Львовским и Закарпатским»... Его ревностный, самоотверженный труд принес свои добрые плоды. В 1949 году в Мукачеве, на Чернечьей горе, состоялся торжественный акт ликвидации унии и воссоединения Греко-католической Церкви Закарпатья с Русской Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом ваше воссоединение с Матерью-Церковью означает оживление, воскресение ваше. /Мне думается, что каждый из вас в глубине души своей слышит голос Христа, вопрошавшего скорбящего апостола Петра: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?», и в ответ на это вы говорите: «Ей, Господи, Ты веси, яко любим Тя», любим основанную Тобою Церковь , ту самую Церковь, которая верна Тебе, которая хранит Твое учение во всей неприкосновенности и чистоте. И дай Бог , чтобы эта любовь ваша никогда не отпадала, но подвигала бы вас пребывать в единении с Православной Церковью во все дни жизни вашей. Интервью, данное корреспонденту ТАСС членами Президиума Собора Греко-католической униатской церкви протопресвитером Гавриилом Костельником и епископами Антонием (Пельвецким) и Михаилом (Мельником) 9 апреля 1946 года Вопрос: Позвольте обратиться к Вам с просьбой рассказать о состоявшемся в городе Львове Соборе Греко-католической Церкви, вынесшем решение о воссоединении ее с Православной Церковью. Ответ: Собор Греко-католической (униатской) Церкви, созванный Центральной Инициативной группой по воссоединению Греко-католической Церкви с Православной Церковью, состоялся 8–10 марта 1946 года в кафедральном соборе святого Юра в городе Львове. Собор положил конец многовековым тяжелым переживаниям Восточной Церкви под римским ярмом, положил конец церковным раздорам в нашем народе, искусственно вызванным и поддерживавшимся Ватиканом, который всегда действовал с попранием святой истины... Греко-католическая (униатская) Церковь в западных областях УССР состояла из трех епархий (Львовская, Станиславская и Дрогобычско-Самборская), в которых было 102 деканата (благочиния). Центральная Инициативная группа по воссоединению Греко-католической Церкви с Православной Церковью образовалась в мае 1945 года в составе настоятеля Преображенской церкви г. Львова протоиерея доктора Гавриила Костельника, генерального викария Перемышльской епархии священника доктора Михаила Мельника и декана Гусятинского деканата Станиславской епархии священника Антония Пельвецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвращение в лоно Матери-Церкви на Львовском Соборе 1946 года оторванных от нее верующих Галичины и окончательное прекращение существования Брестской унии является выдающимся историческим событием. Львовский Собор имеет важное значение. Он был выразителем желания греко-католического духовенства и мирян возвратиться к Православной вере своих праотцев, к вере святого равноапостольного князя Владимира. Борьба за Православие продолжалась на протяжении всей 350-летней истории. Но особенно сильным это движение стало в конце XIX и в начале XX столетий. При этом происходило оно как на территории нашей страны, так и за ее пределами, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. Одержанная советским народом победа над фашистской Германией создала благоприятные условия для церковного воссоединения греко-католиков, потому что только в условиях освобождения было возможно порвать с Брестской унией 1596 года, навязанной нашим предкам – украинцам и белорусам, единокровным братьям русского народа. Тридцать лет – небольшой период в истории Церкви, но и за этот отрезок времени в условиях церковного единства было много сделано для укрепления православной само сознательности в наших западных епархиях. Мы с благодарностью отмечаем плодотворную деятельность незабвенного протопресвитера Гавриила Костельника, который потрудился «даже до смерти». Его талант и кипучая энергия в большой степени определили решение Львовского Собора, который выразил давние желания верующих людей Галичины. Сегодня мы также вспоминаем труды Преосвященного Макария, архиепископа Львовского и Тернопольского (позже Предстоятель Польской Православной Церкви), Преосвященных епископов Антония (Пельвецкого) и Михаила (Мельника), многих клириков и мирян, которые послужили Святому Православию. Я хотел бы отметить старание в утверждении Православия ныне живых и здравствующих Преосвященных архипастырей Украинского Экзархата: митрополита Львовского и Тернопольского Николая, архиепископа Ивано-Франковского и Коломыйского Иосифа, архиепископа Житомирского и Овручского Палладия (прежде Львовского), архиепископа Мукачевского и Ужгородского Григория; деканов и рядовых священников, которые много потрудились для православного единства в условиях воссоединения на земле галицкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очередной докладчик – протоиерей Никита Павлосюк – начал свое выступление евангельскими словами: «Да вси едино будут». Духовное единство разрушила человеческая гордость, породившая разделение Церквей. Однако сейчас наблюдаются некоторые положительные результаты в отношениях между Церквами Востока и Запада. Затем выступил мирянин В. Ваврик, доктор филологических наук. Он отметил заслуги Ставропигийного Братства, созданного в 1588 году патриархом Константинопольским Иеремией. В то время русские первосвятители символизировали собой единство Русской Православной Церкви, которое было ликвидировано унией, стремившейся втянуть в католицизм весь Восток. Однако этого не произошло. Затем выступил с кратким докладом мирянин А. И. Яськов, который охарактеризовал унию как акцию, навязанную нашим предкам польскими магнатами. Православие, определяющее веру на Руси, преследовалось тогдашними властями Польши и Австрии. В то время пострадало много духовенства и мирян, как, например, Наумович, Гудима, Сандович и многие другие православные. Однако пришло время, и славный деятель нашего возрождения д-р отец Гавриил Костельник указал нам путь на Восток – на Киев, откуда пришел к нам свет Христовой веры, а также на Москву, где пребывает наш Первосвятитель – Патриарх. Московский. Все доклады, выслушанные с большим вниманием, убедительно показали, что дело воссоединения не просто человеческое деяние, что Сам Господь Бог управлял им, посылая достойных людей как орудия Своего Промышления, дабы положить конец неправде. После докладов архиепископ Львовский Николай назвал имена присутствовавших священнослужителей Львовско-Тернопольской епархии, удостоившихся Патриарших наград, которые вручил им архиепископ Алексий. Награжденные высказали слова, благодарности Первосвятителю Русской Православной Церкви, который по-отечески вознаградил труд духовенства. Затем архиепископ Львовский Николай выразил искреннюю благодарность всем гостям и делегатам за их участие на съезде. Особо тепло он благодарил митрополита Пимена и архиепископа Алексия, прибывших в качестве представителей Патриарха Московского. Архиепископ Николай выразил также благодарность львовскому уполномоченному Совета по делам религий при Совете Министров СССР Н. П. Винниченко за его помощь в проведении этого торжества. Н. П. Винниченко приветствовал от имени Правительства высокочтимых архиереев, священников и всех верующих западных областей Украины с радостным юбилеем и пожелал всем благополучия, здоровья и успехов в труде для счастья Отчизны и сохранения мира во всем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ответном слове Владыка Экзарх также сказал о радостных чувствах, которые испытывали все в этот памятный день. В конце богослужения епископ Антоний впервые преподал благословение православным киевлянам, их благословлял новый епископ Станиславский, архипастырь епархии, которая до недавнего времени была цитаделью латинства в Греко-католической Церкви. На другой день, в понедельник 25 февраля, тем же чином Экзарх Украины митрополит Иоанн, епископы Макарий, Нестор и Антоний хиротонисали отца д-ра Михаила Мельника во епископа для Перемышльской епархии. Преосвященный Михаил в своем первом епископском слове, в день хиротонии, говорил о полноте христианской любви между украинцами, теперь заменившей прежний раздор, который внесла в душу украинского народа уния. Православная Церковь нам приносит любовь вместо вражды, она является источником радости и торжества нынешнего дня. Во время литургии, за которой хиротонисали епископа Михаила, второго основателя Инициативной группы, слово взял отец д-р Гавриил Костельник. Он подчеркнул, что Преосвященные Антоний и Михаил были избраны во епископы благодаря своей твердой православной вере. И в этом можно увидеть Провидение Божие, а значит и то дело, которому оба епископа себя посвятили, будет иметь Божие благословение. Эта мысль делает еще более радостным нынешнее событие. Давно уже древний Киев, а вместе с ним и все мы не переживали таких радостных минут. Кое-кому из нас приходилось бывать и в гордом, величественном Ватикане, но там мы чувствовали себя чужими. Только здесь, в родном Киеве, в своей материнской столице, мы оказались среди самых дорогих, родных нам людей. Прощание с иерархами Православной Церкви происходило в кельи у гостеприимного и радушного Экзарха Украины Иоанна. Вечером 25 февраля делегация отбыла во Львов. Львовский церковный собор Делегация возвратилась во Львов. Она привезла с собой не только двух новых епископов, но и частицу православного Киева в своем сердце. Началась подготовительная организационная работа. Печатались приглашения для священников – членов Собора (их было 225, и 22 – гостей из мирян). Было решено пригласить всех деканов и по одному священнику из деканата. Приглашения послали также и некоторым священникам из числа противников дела Инициативной группы. Собор был назначен на 8–10 марта 1946 года, то есть совпал с первой седмицей Великого поста. На 7 марта был назначен приезд членов Собора и получение ими мандатов на участие в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4.Если же собрание отпавших от православной веры епископов католиками признается за собор, то это частное дело самих католиков, которое не может быть признано православными легитимным. Католики исповедуют многие заблуждения, как например, примат папы и безошибочность папы в вопросах веры, не согласующиеся с Евангелием, и они с православной точки зрения являются ересью, а сами католики Церковью не являются. Р.М.Конь 31 декабря 2010, 11:15 1.Рассуждения и выводы некоего «аввы» непоследовательны и противоречивы в рамках его же мысли и построены на незнании православного учения о Церкви. Прежде чем говорить о легитимности Львовского собора 1946 г., следует определиться с самим понятием легитимности. Представление о легитимности в католичестве отличается от понятия легитимности в Православии. Львовский собор 1946 г., на котором присутствовали и православные епископы, и униатские священники, принял решение о ликвидации унии, учрежденной на так называемом Брестском соборе 1596 г. 2.Брестский собор 1596 г., состоявший из отпавших от Православия епископов, не может быть названым с православной догматической и канонической точек зрения Собором (хотя в литературе его для удобства и называют «собором»), поскольку он не соответствовал тем требованиям, которые необходимы для признания его Собором Церкви. Авва 28 декабря 2010, 11:57 Браво админу, который вовремя убирает то, что считает не нужным знать для всех адэптов РПЦ. Хочу еще раз напомнить всем, кто читает эти комментарии, митр. Андрей Шептицкий никогда не был агентом гестапо. Он был всегда добрым и мудрым пастырем.Не надо поливать грязью тех, кто за себя не может ответить.А если вы берете на себе такую миссию говорить об этом вообще - говорите правду. Зачем лгать или молчать на ложь. Админ должен знать, если на соборе 1946 году не было ни одного униатского епископа(всех епископов-униатов пересажали по тюрьмам) - как может быть легитимным такой собор.Те кто руководил этим собором прекрасно знали, что те кто был рукоположен московским патриархом не были уже униатами, а православными.По-тому, что каждый кто рукополагается дает клятву церкви в которой он принимает рукоположение.Не надо говорить говорить, то чего не было. Желаю успехов.

http://pravoslavie.ru/43107.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010