Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: Я категорически не согласен с термином «псевдособор» для друку 14 березня 2006 р. 17:57 В марте исполняется 60 лет со времени проведения во Львове собрания духовенства, в ходе которого было объявлено о ликвидации Брестской унии 1596 года и присоединении греко-католиков Западной Украины к Русской Православной Церкви. Украинская Греко-католическая Церковь, никогда не признававшая законность Львовского собора, широко отмечает эту дату, ознаменовавшую уход этой общины в подполье более чем на сорок лет. Со своей стороны, Украинская Православная Церковь по-прежнему считает Львовский собор 1946 года важнейшим событием в церковной истории. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич) поделился с корреспондентом «Благовест-инфо» своими мыслями о значении событий 60-летней давности и о современной религиозной ситуации в Галиции. — Ваше Высокопросвященство, планирует ли Украинская Православная Церковь отмечать 60-летие Львовского собора 1946 года? — В настоящее время православные не намерены проводить каких-либо публичных мероприятий, а отметят эту памятную дату в молитве. Однако мы не должны забывать о юбилее собора. Я думаю, эту дату необходимо отмечать не только в границах трёх епархий Галиции — Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, но и на общецерковном уровне с участием всей полноты Украинской Православной Церкви, а также представителей других поместных Церквей. Если мы будем замалчивать эту дату, наши опоненты расценят это как молчаливое согласие с их определением Львовского собора как псевдособора, который, как говорят, к тому же привёл к репрессиям той части духовенства и мирян Украинской Греко-Католической Церкви, которая не захотела переходить в православие. Но на самом деле мы считаем, что 60 лет назад на Галичине состоялось вхождение униатов в полноту жизни во Христе, которое есть в Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202779...

диакон В. Крошечкин От издателя Русская Православная Церковь готовится к празднованию тысячелетия своего исторического бытия. На протяжении тысячелетия она хранит Православие, верность которому свидетельствует всей жизнью. В своей истории Русская Церковь испытывала периоды необычайного духовного подъема и значительных трудностей. К числу последних относится вопрос о так называемой Брестской унии. При объективном взгляде на историю униатства в пределах Западнорусских епархий становится очевидной искусственность этого полу церковного и полу-политического конгломерата. Львовский Церковный Собор 1946 года, обладающий всей канонической полнотой Русской Православной Церкви, окончательно ликвидировал унию в Западной Украине. Публикуемые документы и материалы раскрывают единственно правильный, православный взгляд на события, связанные с историей унии. Книга содержит исторический очерк, документы Львовского Церковного Собора 1946 года и юбилейных празднований этого исторического события. Издание завершает библиография, содержащая свыше двухсот наименований. Публикация, посвященная 35-летию Львовского Собора, подготовлена Издательским отделом Московского Патриархата в сотрудничестве редакций «Журнала Московской Патриархии)» и «Православного bichuka». Уния, исторический очерк. Единство церкви и церковные унии Завершая исполнение Предвечного Совета о спасении человеческого рода, Сын Божий молит Отца Небесного сохранить тех, кого Он дал Ему, от зла в мире и продолжает: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин.17:20–21 ). В Церкви апостольского периода, как свидетельствует святой апостол Лука, благодатное единство действительно существовало: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа... все у них было общее» ( Деян.4:32 ). Храня апостольское учение о Церкви как Христовом Царстве не от мира сего, как о Теле Христовом ( Ин.18:36 ; Деян.20:28 ; 1Пет.5:4 ; Кол.1:18 ; Евр.13:20 ), Второй Вселенский Собор в своем Символе исповедал веру «во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Грекокатолики после Львовского собора 1946 года. Часть 1 Современные коллизии межконфессиональных отношений в Украине, особая роль в них грекокатоликов с их исторически сложившейся своеобразной тактикой и менталитетом вызывают необходимость обстоятельного учета и понимания событий 70-летней давности 19.10.2018 603 Время на чтение 19 минут В предыдущей статье мы рассмотрели некоторые особенности деятельности Украинс кой Грекокатолической Церкви в годы войны. По ее окончании, после недолгого колебания, власти взяли курс на ликивидацию унии путем слияния УГКЦ с РПЦ, что и было задекларировано на Львовском церковном соборе марта 1946 г. В «Обращении Священного Синода Украинской Православной Церкви», датированном 2006 г., сказано: УПЦ «никоим образом не оправдывает те исторические обстоятельства и способы тоталитарного советского прошлого, которыми проводился Львовский собор... однако она, как и ранее, анафематствует... беззаконные деяния» унии 1596 года и «возглашает вечную память защитникам Православия... в нашей многострадальной Разумеется, каноническая Украинская Православная Церковь не может нести ответственности за методы ликвидации унии на Западной Украине в 1946-1949 гг. Претерпев беспрецендентые гонения и государственный террор в сталинское время и хрущевское наступление на РПЦ, будучи притесняемыми сейчас, православные разделяют чувства тех, у кого отнимали прадедовскую Церковь и арестовывали духовных наставников. Надеемся, что память о страданиях предков приведет к пониманию недопустимости ущемлений прав других верующих и важности межконфессионального мира как одной из основ национальной безопасности. На пути ко Львовскому собору Считается, что 17 марта 1945 г. И. Сталин одобрил предложенный порядок действий по отношению к УГКЦ, 11 апреля прошла операция по задержанию И. Слепого и еще четырех епископов («святоюрцев», как именовали чекисты группу архиеерев УГКЦ, не желавших перехода в православие), обезглавившая клир и грекокатолическую

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/19/g...

Особой заботой священноначалия в первые послевоенные годы было окончательное преодоление внутренних расколов. В 1945-46 гг. последние обновленческие приходы перешли в ведение Патриархии. Деятели обновленчества приносили покаяние и, получив православную хиротонию, возобновляли свое служение теперь уже в Русской Православной Церкви. Под омофор Патриарха вернулись и те, кто отделились после издания «Декларации 1927 г.». В послевоенные годы Русская Православная Церковь приобрела высокий авторитет в православном мире благодаря победе Советского Союза. Это обстоятельство было полезно для советской внешней политики. Важнейшим событием церковной жизни 1946 г. явился Львовский Собор. Во время Великой Отечественной войны часть униатского духовенства скомпрометировала себя сотрудничеством с оккупационным режимом. Греко-католическая иерархия была связана также с движением под руководством Степана Бендеры. Сталиным было принято решение ликвидировать унию, с целью ослабить влияние католической Церкви в Восточной Европе. В этих обстоятельствах при прямой поддержке властей образовалась инициативная группа униатского духовенства, которая к 1946 г. насчитывала уже 986 священников. Целью ее было воссоединение греко-католиков с Православной Церковью. Львовский Собор вынес постановление отменить акт Брестского Собора 1596 г., ликвидировать унию и возвращаться в лоно Православной Церкви. Миллионы мирян, тысячи священнослужителей через три с половиной века после отторжения от Православия вернулись в лоно Матери-Церкви. В июле 1948 г. Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. Участники Всеправославного Совещания: - осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; - не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; - высказались за сохранение Александрийской Пасхалии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/17/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВСКИЙ СОБОР (8-10 марта 1946) Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), принявший решение о ликвидации Брестской унии 1596 г. и о воссоединении с РПЦ. В решениях Л. С. нашли отражение как объективные процессы преодоления многовекового разделения правосл. Церкви на Украине, так и политика Советского гос-ва по отношению к УГКЦ в сер. 40-х гг. ХХ в. Навязанная правосл. населению Речи Посполитой Брестская уния препятствовала национально-религ. развитию белорус. и укр. народов, привела к тяжелым и продолжительным межконфессиональным конфликтам. На Полоцком Соборе 1839 г. произошло воссоединение с правосл. Церковью униатов Белоруссии, Волыни и Подолья, входивших в состав Российской империи. Однако на территории Галиции, ставшей частью Австрийской империи (с 1867 - Австро-Венгрии), уния была сохранена. С кон. XIX в. среди униатов развивалось движение против латинизации, за сближение с правосл. Церковью (такие тенденции не были чужды даже митр. Андрею Шептицкому , главе Львовско-Галицкой архиепархии УГКЦ с 1901); нередко происходили массовые переходы в Православие греко-католич. общин. Однако подобные процессы сдерживались репрессиями со стороны властей Австро-Венгрии, а с 1918 г.- Польского гос-ва, негативно относившихся к правосл. Церкви. После разгрома Польши гитлеровской Германией в сент. 1939 г. Зап. Украина была включена в состав СССР. Для Советского гос-ва в тот период была характерна политика подавления всех религ. конфессий. В Галиции происходили аресты и высылки греко-католич. священников, закрытие униат. изд-в, больниц и благотворительных учреждений, конфискация церковной собственности. Однако эти репрессивные акции не достигли масштаба гонений, к-рым подвергалась ранее в СССР правосл. Церковь. Не шла тогда речь и о запрете УГКЦ (хотя советские власти прорабатывали вопрос о возможности выведения униатов из-под контроля Ватикана). С началом в июне 1941 г. Великой Отечественной войны Зап. Украина оказалась под нем. оккупацией. В это время руководство УГКЦ активно сотрудничало с властями гитлеровской Германии и способствовало организации укр. националистических формирований. После освобождения в июле-авг. 1944 г. Зап. Украины советскими войсками отряды укр. националистов начали террор против местных органов власти и лояльного к ним населения. Ответственность за связь с гитлеровской Германией и вооруженным националистическим движением могла создать для УГКЦ серьезные проблемы во взаимоотношениях с советскими властями, однако к.-л. организованных репрессий по отношению к униат. духовенству сразу после освобождения Зап. Украины не последовало.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

Ответное послание Председателя ОВЦС МП митрополита Кирилла главе Украинской Греко-Католической Церкви кардиналу Любомиру Гузару 10 липня 2006 р. 17:57 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл направил послание главе Украинской Греко-Католической Церкви кардиналу Любомиру Гузару в ответ на письмо Синода епископов Украинской Греко-Католической Церкви на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором излагается точка зрения Синода епископов Украинской Греко-Католической Церкви на события Львовского собора 1946 года. Ваше Высокопреосвященство! Ознакомившись с обращением Синода греко-католических епископов Украины в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю 60-летия Львовского церковного Собора, воссоединившего с Православием часть галицких греко-католиков, считаю своим долгом высказать ряд принципиальных замечаний. Безусловно, точки зрения наших Церквей на события 60-летней давности являются во многом противоположными. Это дополнительно усугубляется тем, что во всех греко-католических заявлениях Львовский Собор 1946 года демонстративно именуется «псевдособором», что оставляет весьма мало пространства для спокойной и объективной дискуссии. На наш взгляд, сама постановка перед православной стороной вопроса о каноничности и благодатности Львовского Собора не совсем конструктивна, ибо мы в свою очередь можем с полным правом выражать сомнение в каноничности и благодатности Брестского Собора 1596 года. По нашему глубокому убеждению, инициаторами Львовского Собора были члены греко-католической общины, которые, получив возможность вернуться в лоно Православия, не преминули ею воспользоваться. Русская Православная Церковь не могла не принять возвратившихся к ней чад, бывших долгое время «на стране далече» (Лк. 15. 13). В истории это был далеко не первый случай воссоединения униатов с Православной Церковью. Так, в XIX веке имело место столь же массовое возращение к вере своих отцов греко-католиков Белоруссии, предпринятое по инициативе митрополита Иосифа (Семашко).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203251...

Глава 8. Эпоха издательского отдела Московской Патриархии (1943–1988) Обстоятельства церковной жизни в ближайшие после Собора годы были причиной того, что «Доклад об упорядочении богослужения» не получил широкой огласки и меры, указуемые им, не были осуществлены. Ныне по благословению нашего Святейшего патриарха при Московской патриархии учреждена постоянная богослужебно- календарная комиссия, чем полагается начало проведению в жизнь тех мероприятий по упорядочению богослужения, которые намечались на Соборе 1917–1918 гг. И я не могу считать случайным то обстоятельство, что Господь судил первым возглавить нашу Комиссию именно мне, бывшему членом Священного Собора 1917–1918 года, принимавшему деятельное участие в работах Богослужебного отдела Собора. Из доклада еп. Афанасия (Сахарова) на первом заседании Календарно-богослужебной комиссии (3 января 1957 г.) 8.1. Изменение государственной политики: от разъединения к объединению Поворотной датой в истории Русской Православной церкви оказалось 4 сентября 1943 г. Встречей Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским) , Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) был обозначен поворот в государственной политике СССР по отношению к Церкви. Если раньше власть, стремясь ослабить Церковь , поощряла существование борющихся церковных группировок, то теперь выбор был сделан в пользу Московской патриархии. Централизация религиозных организаций на территории СССР отвечала новым интересам властей. Уже в 1943 г. восстанавливается каноническое общение с Грузинской церковью. В течение нескольких лет под омофор Московской патриархии перешли все обновленческие приходы. 343 В 1946 г. Львовский Собор упраздняет унию и греко-католики также присоединяются к Русской Православной церкви. После избрания Алексия I произошло объединение патриаршей церкви со значительной частью «непоминающих». Здесь не место разбирать вопрос о том, в какой мере центростремительные тенденции явились результатом внутреннего развития Церкви, а в какой инспирировались властями. 344 Для нашей темы достаточно констатировать сам факт этой централизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не стоит безоглядно очернять Сталина Как православным относиться к Иосифу Виссарионовичу? 05.03.2024 844 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников В этом году 5 марта исполняется 71 год со дня смерти Иосифа Виссарионовича Сталина. Смерть вождя выглядит достаточно таинственной – то ли ему помогли умереть, то ли просто убили. Один Бог ведает эту тайну, которая раскроется на Страшном Суде. Но, исходя из последовавших событий: сокрушение и разорение наследия Сталина, великолепной армии, мощного военно-морского флота, чудесной сталинской архитектуры, погромы Русской Православной Церкви – можно сказать, что вариант убийства с целью последующего, пусть и частичного демонтажа его наследия, не исключён. Личность Сталина вызывала и будет вызывать споры. Одни его считают величайшим правителем, другие – тираном. Нам же сейчас как никогда в свете проведения Специальной военной операции необходима мудрая сдержанность, особенно, когда на Украине уничтожаются памятники советского периода, в том числе воинам-освободителям. Если мы в худших традициях «Перестройки» 90-х годов будем хулить Сталина, то тогда мы бросаем тень на нашу родную Московскую Патриархию, которая, как известно, была восстановлена в 1943 году после сентябрьской встречи Иосифа Виссарионовича Сталина с митрополитами. Заодно мы бросаем тень и на наш Отдел внешних церковных связей, созданный по благоволению Сталина. А равно и на процесс военного и послевоенного открытия храмов и семинарий. Если мы будем безоглядно хулить Сталина, то мы бросаем тень на Львовский собор 1946 год, а значит, будем благоприятствовать униатам и увеличивать страдания православных на Украине. Как говорил мой учитель, замечательный востоковед Игорь Михайлович Дьяконов, не будем умножать сумму мирового зла. К сожалению, горький опыт «Перестройки» нас научил тому, что часто рассказы о действительных и мнимых злодеяниях плетутся для того, чтобы устраивать злодеяния новые. Более того, мы бросаем тень на всё советское наследие, а значит, на союз российского и украинского (точнее, малороссийского) народа, а значит и нерушимую связь малороссийских земель с исторической Россией. Что для Сталина и людей его эпохи было непреложной истиной.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/05/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Униаты чувствуют себя забытыми Папой К итогам визита делегации греко-католических епископов в Ватикан 08.03.2016 1152 Время на чтение 3 минуты Секретариат Синода епископов Украинс кой греко-католической церкви (УГКЦ) распространил заявление по итогам визита делегации униатских епископов в Ватикан, где они встретились с Папой Римским Франциском. Визит был приурочен к 70-летию Львовского собора, который состоялся 8–10 марта 1946 года и на котором была упразднена уния, а большинство униатских священников и мирян перешли в Православие. Униаты, разумеется, называют собор «псевдособором» и почем зря костерят «кровавый сталинский режим». Однако главной темой визита епископов УГКЦ в Ватикан, очевидно, была Гаванская встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, которая вызвала ропот и раздражение униатов. В принятом по итогам встречи Совместном заявлении двух ведущих религиозных лидеров планеты предложено униатов, фактически, поместить в гетто. Именно об этом гласит 25-й пункт Совместного заявления, в котором говорится: «Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования». Иными словами, насильно, против воли переводить в Православие униатов никто не будет, но равноправными участниками процесса их никто не видит. Не меньше огорчил униатов и 26-й пункт Совместного заявления, где речь идет о современной ситуации на Украине. Причиной катастрофического положения в стране названо противостояние, «унесшеее уже множество жизней, причинившее бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшее общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис». И ни слова, как надеялись униаты, про «российскую агрессию». Патриарх и Папа призвали «все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству». Было от чего огорчиться униатам.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/08/un...

Иван Гель, бывший политзаключенный, получивший срок за националистическую пропаганду, известен тем, что и в мордовских лагерях продолжал действовать в том же духе. Он подвергался там порицанию и бойкотированию со стороны заключенных за насилие над украинскими диссидентами, дружившими с русскими и евреями. В числе пострадавших от Геля был и православный священник-правозащитник Василий Романюк, будущий лже-патриарх раскольников-автокефалистов Владимир с.418]. Выйдя на свободу, Гель продолжал свою экстремистскую деятельность. Его «Комитет защиты Украинской католической церкви» превратился в скором времени в «комитет нападения». Во второй половине 1989 года, представители этой организации переходят к прямой агрессии, начиная насильственные захваты православных храмов. Но первоначально происходило усиленное созидание образа «церкви-мученицы», пострадавшей от коммунистического режима Последний в проуниатской пропагандистской шумихе все более начинают лицемерно отождествлять с Русским Православием. На волне национализма УГКЦ всячески представляет себя национально-патриотической конфессией, и стремительно набирает размах. Канцлер главы УГКЦ кардинала Мирослава-Ивана Любачивского отец-доктор Иван Дацько заявил, что причиной гонений коммунистов на УГКЦ было то, что она являлась «по-христиански патриотичной» Ее приверженцами на рубеже 1980-90-х годов становятся наиболее политизированные и националистически настроенные слои западно-украинского населения. Православие все чаще подвергается шельмованию, будучи обвиняемо в пособничестве советскому режиму и органам госбезопасности. Собственно религиозный фактор во всей создавшейся ситуации практически отсутствовал. Выражение симпатий в адрес УГКЦ стало нормой в оппозиционно и националистически настроенных кругах. На фоне этого численный рост УГКЦ становится особенно интенсивным. Из гонимой она весьма скоро становится гонительницей по отношению к политически-проигрышному в глазах галичан Православию. С осени 1989 года начинаются массовые захваты православных храмов. Первой жертвой униатов 29 октября стал Преображенский собор во Львове. Выбор цели не был случаен: некогда настоятелем храма являлся один из инициаторов Львовского Собора 1946 года протопресвитер Гавриил Костельник, убитый бандеровцами на пороге своего храма

http://sedmitza.ru/lib/text/440061/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010