После первой мировой войны Австро-Венгрия, как известно, распалась и Галиция была присоединена к Польше, получившей самостоятельность. Однако здесь Греко-католическая Церковь оказалась в еще более трудном положении: буржуазному польскому правительству не нравилась ее обособленность, таившая в себе идею национального возрождения и воссоединения с Православием. Поэтому она сразу же подпала под различные ограничения и подверглась усиленной латинизации. Среди духовенства и интеллигенции усилилась борьба двух течений – русофильского и латинофильского. На стороне первого в это время выступил молодой священник, профессор Львовской Богословской Академии отец Гавриил Костельник, он впервые остро поставил вопрос о церковной неполноценности и внутреннем бессилии унии. В силу своей искусственности уния не могла служить делу соединения Церквей и как без благодатное человеческое предприятие должна была разрушиться. Это произошло, как мы знаем, после второй мировой войны, когда Галиция территориально воссоединилась с Советским Союзом. Я не буду напоминать о позиции униатского епископата в период фашистской оккупации Львова и Галиции, потому что история уже произнесла над ним свой приговор. Скажу только, что в трудных обстоятельствах того времени тяготение верующего народа Галиции к Матери – Русской Православной Церкви оказалось сильнее националистических настроений. По окончании войны во Львове сразу же возникла Инициативная группа, в состав которой вошли: отец Гавриил Костельник, отец Антоний Пельвецкий и отец Михаил Мельник. Несмотря на сопротивление латинофильской партии и на террор бандеровцев, угрожавших смертью сторонникам воссоединения, им удалось привлечь на свою сторону большинство униатских священников. Первая группа из них была воссоединена 22 февраля 1946 года в Киево-Печерской Лавре. Тогда же отец Антоний Пельвецкий, приняв монашество, был хиротонисан во епископа Станиславского, а отец Михаил Мельник – во епископа Самборо-Дрогобычского. Вопрос о воссоединении с Православием всей Греко-католической Церкви Галиции мог быть решен только Собором духовенства и мирян, который и состоялся при участии двух новых епископов во Львове 8–10 марта 1946 года. После обсуждения ряда докладов Собор духовенства и мирян Греко-католической Церкви единогласно решил упразднить унию, отойти от Рима и возвратиться в Русскую Православную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Денасий, инок. Обращение и присоединение на Афоне австрийского галичанина униата в Православие и о гонениях на Православие в Галиции или Червонной Руси. Шамордино, Калужской губ., 1913. 12 с. Деяния Собора Греко-католической Церкви во Львове 8– 10 марта 1946 года. Перевод с укр. яз. на рус. канд. богосл. свящ. В. Шоломицкого. Л., ЛДА, 1965. 163 стр. Машинопись. Дiяhhя Собору Греко-католицькоï Церкви. Льbib, 1946. 174 с. Дмитрук К. E. С крестом и трезубцем. М., Политиздат, 1980. 224 с. – [О деятельности униатской церкви на современном этапе США, Канады, ФРГ, Англии]. Документы, объясняющие историю западнорусского края и его отношения к России и к Польше. СПб., 1865. 256 стр. На рус. и фр. яз. Документи poзnobiдaюmь. Ужгород, 1971. Дорош С., Корецькии Д. Крах yhiamcьkoro мiciohepa. – «Людина i cbim», 1980, 1, с. 38–42. Духовно-полемические сочинения иерея Михаила Оросвиговского Андреллы против католичества и унии. Тексты. Praha, 1932. 300 с. Жовнирович Иосиф, священник. Манявский скит в борьбе за Православие в Галиции в XVII–XVIII вв. Курсовое сочинение. Загорск, МДА, 1967. 80 стр. Машинопись. Жукович П. Н. Брестский собор 1596 года (по новооткрытой грамоте, содержащей деяния его). СПб., 1907. 27 с. Жукович П. Н. Об общем положении церковных дел в Галиции. [Пг., 1915]. 24 с. Жукович П. Н. Протестация Иова, митрополита Борецкого, и других западнорусских иерархов. СПб., 1909. 19 с. Жукович П. Н. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией (с 1609 г.). Вып. 1–5. СПб., 1903–1910. Завитневич В. З. О значении западнорусской богословско полемической литературы конца XVI и начала XVII веков и месте, занимаемом в ней «Полинодией» Захарии Копыс тенского. [Б. м. и г.]. 13 с. Завитневич В. З. «Полинодия» Захарии Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVI–XVII вв. Варшава, 1883. 400 с. Заметки по поводу празднования в Галицкой Руси 300-летней годовщины Брестской унии. СПб., 1895. 48 с. Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII–XVIII вв. (1654–1795). Т. 1. Киев, 1905. 394 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай – митрополит Львовский и Тернопольский; Иосиф – архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский; Дамиан – архиепископ Волынский и Ровенский; Леонтий – архиепископ Симферопольский и Крымский; Антоний – архиепископ Черниговский и Нежинский; Макарий – архиепископ Уманский; Савва – епископ Мукачевский и Ужгородский; Дамаскин – епископ Полтавский и Кременчугский; Варлаам – епископ Черновицкий и Буковинский; Агафангел – епископ Винницкий и Брацлавский; Севастиан – епископ Кировоградский и Николаевский; Серафим – епископ Пензенский и Саранский; Афанасий – епископ Пинский. 16 мая 1981 года, Львов Доклад Митрополита Киевского и Галицкого, патриаршего Экзарха Украины Филарета на торжественном акте во Львове 16 мая 1981 года Преосвященные архипастыри, возлюбленные во Христе отцы и братья! Мы собрались сегодня, чтобы торжественно отметить 35-летие воссоединения греко-католиков с Русской Православной Церковью на Львовском Церковном Соборе в 1946 г. Это церковное торжество происходит в период, когда Русская Православная Церковь готовится к празднованию 1000-летия Крещенния Киевской Руси, положившего начало христианизации нашего народа и бытия нашей Святой Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен поручил мне от имени Священного Синода и от него лично сердечно поздравить Вас с 35-летним юбилеем. Церковное воссоединение празднуется нами в те дни, когда во всех православных храмах звучат пасхальные песнопения, прославляющие Воскресшего Христа, победившего смерть и даровавшего нам надежду Вечной Жизни. Неделю тому назад народы нашей страны торжественно отметили День Победы над фашизмом, поработившим многие европейские государства. Одержанная советским народом победа создала благоприятные условия для церковного воссоединения греко-католиков, ибо только в условиях политической свободы и национального единства возможно было окончательно порвать с Брестской унией 1596 г., насильственно навязанной нашим предкам – украинцам и белорусам, единокровным и единоверным братьям русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Львов, 15–17 мая 1976 года В 1976 году исполнилось 30 лет со времени памятного Львовского Собора, на котором состоялось воссоединение униатской Греко-католической Церкви в Галиции с Матерью – Русской Православной Церковью. По благословению Святейшего Патриарха Пимена, в юбилейных торжествах приняли участие митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины, митрополит Херсонский и Одесский Сергий, митрополит Львовский и Тернопольский Николай, архиепископы Ивано-Франковский и Коломыйский Иосиф, Волынский и Ровенский Дамиан, Харьковский и Богодуховский Никодим, Симферопольский и Крымский Леонтий, епископ Черновицкий и Буковинский Савва, архимандрит Иаков (Панчук), наместник Успенской Почаевской Лавры, представители клира Львовской, Ивано-Франковской, Мукачевской, Волынской епархий. В субботу 15 мая 1976 года гости прибыли в архиерейский дом в г. Львове, где в 10 часов утра общим пением тропаря праздника Святой Пасхи «Христос воскресе» начался юбилейный акт. Среди почетных гостей – иерархов и клириков – присутствовали заместитель председателя Совета по делам религий при Совете Министров УССР П. Д. Пилипенко, уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров УССР по Львовской области Б. М. Иншин. На акте были также настоятели храмов г. Львова и представители мирян. Гостей приветствовал хозяин торжества митрополит Львовский и Тернопольский Николай, предложивший быть председателем юбилейного заседания митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету, Патриаршему Экзарху Украины. Присутствовавшие аплодисментами одобрили это предложение. Владыка Экзарх благодарил за высокую честь и произнес вступительную речь. Затем Владыка Экзарх передал благословение Святейшего Патриарха Пимена участникам торжества. С докладом «Возрождение Святого Православия в западных областях Украины» выступил митрополит Николай. Слово было предоставлено П. Д. Пилипенко. Он приветствовал присутствовавших от имени Совета по делам религий при Совете Министров УССР и отметил, что приверженцы унии враждебно относились к воссоединению украинского народа (вспомним 1939 год), сотрудничали с фашизмом, но с окончанием войны пришел и конец унии. В мире действуют силы мира, и они победят силы войны. Русская Православная Церковь проводит мирную политику, что, в частности, выражается в содействии Фонду мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особой заботой священноначалия в первые послевоенные годы было окончательное преодоление внутренних расколов. В 1945-46 гг. последние обновленческие приходы перешли в ведение Патриархии. Деятели обновленчества приносили покаяние и, получив православную хиротонию, возобновляли свое служение теперь уже в Русской Православной Церкви. Под омофор Патриарха вернулись и те, кто отделились после издания «Декларации 1927 г.». В послевоенные годы Русская Православная Церковь приобрела высокий авторитет в православном мире благодаря победе Советского Союза. Это обстоятельство было полезно для советской внешней политики. Важнейшим событием церковной жизни 1946 г. явился Львовский Собор. Во время Великой Отечественной войны часть униатского духовенства скомпрометировала себя сотрудничеством с оккупационным режимом. Греко-католическая иерархия была связана также с движением под руководством Степана Бендеры. Сталиным было принято решение ликвидировать унию, с целью ослабить влияние католической Церкви в Восточной Европе. В этих обстоятельствах при прямой поддержке властей образовалась инициативная группа униатского духовенства, которая к 1946 г. насчитывала уже 986 священников. Целью ее было воссоединение греко-католиков с Православной Церковью. Львовский Собор вынес постановление отменить акт Брестского Собора 1596 г., ликвидировать унию и возвращаться в лоно Православной Церкви. Миллионы мирян, тысячи священнослужителей через три с половиной века после отторжения от Православия вернулись в лоно Матери-Церкви. В июле 1948 г. Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. Участники Всеправославного Совещания: - осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; - не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; - высказались за сохранение Александрийской Пасхалии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/17/...

Господь благословил святое дело нашего церковного соединения с родным народом в Русской Православной Церкви и помог нам Божественной силой Своей совлечь с нас ветхого Адама и облечься в нового человека; сбросить с нас мрачную одежду унии и облечься в светлую ризу Православия; вернуться к родной вере, к Церкви наших благочестивых предков – к вере святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги и святого равноапостольного великого князя Владимира, вере преподобных и богоносных отцов наших Антония и Феодосия, чудотворцев Печерских, вере митрополита Киевского Петра Могилы и сына украинского народа Богдана Хмельницкого, вере наших набожных отцов и дедов – защитников Православной Церкви на землях Западной Украины. Размышляя над делом исторического нашего воссоединения с Русской Православной Церковью, мы с благодарностью вспоминаем Львовский Церковный Собор 8–10 марта 1946 года, на котором многострадальный западно-украинский народ освободился от Брестской унии. Мы передаем глубокий поклон протопресвитеру д-ру Гавриилу Костельнику – этому подлинному великану духа, человеку Божьего Провидения, которому принадлежит первопочин нашего воссоединения и который возглавил первую Инициативную группу, поистине с апостольской ревностью ведшую нас к великому воссоединению с верой наших благочестивых предков. Эта великая победа исторической справедливости была запечатлена мученической кровью самого протопресвитера Гавриила Костельника. Нет большей любви, чем та, с которой отдается жизнь за друзей своих ( Ин.15:13 )! Именно такую любовь к великому делу борьбы за Православие, любовь к своему многострадальному народу и засвидетельствовал своей жизнью и смертью протопресвитер Гавриил Костельник. Память о нем будет жить в веках! Оглядываясь на пройденный нами за четверть века путь, мы видим, что этот путь борьбы и тяжелого труда был верным путем, и теперь он становится историческим подтверждением нашей победы, нашей славы и торжества прадедовской веры. И сегодня, отмечая светлую 25-ю годовщину нашего воссоединения с Матерью – Русской Православной Церковью, «Горе имеим сердца», ибо мы, прославляя Бога на Небесах, вместе с другими христианскими Церквами отстаиваем мир на земле, любовь и дружбу между народами. Празднование 30-летия Львовского церковного Собора

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот почему хочется сказать, что Господь благословил Львовский Собор 1946 года, ибо возвращение к Православию есть исполнение изначальной воли Божией. Православная Церковь на наших землях много настрадалась под господством иноверных государств. С помощью церквей, школ и типографий, основанием церковных братств и научно-литературными творениями вдохновенных полемистов, как Иоанн Вышенский, Захарий Копыстенский, Иов Борецкий, Иоанникий Голятовский и многих других, защищалось Святое Православие. Православная Церковь в Галичине продолжала свое существование еще более ста лет после провозглашения Брестской унии, и только в 1700 году была вынуждена принять ее в результате предательской работы тайных униатов-епископов Перемышльского Иннокентия, Винницкого и Львовского Иосифа (Шумлянского). Как иногда на войне происходит борьба за улицы, за дома, так и во Львове Успенская церковь и ставропигийское братство при ней продолжало борьбу еще несколько лет после 1700 года и «даже до крови» братчики засвидетельствовали свою преданность Православию. Само слово «уния» означало как будто положительную идею единства. Однако пресловутая Брестская уния на деле доказала обратное. Везде, где внедрялась «уния», создавался непримиримый раздор – и религиозный, и национальный, потому что насаждалась уния насильно, вопреки воле верующих. Преданным Православию оставалось, как правило, и в период господства унии, рядовое духовенство, взор которого был обращен к братскому единоверному русскому народу и к Русской Православной Церкви. Духовными чадами ее было православное население всей Украины, кроме Галичины. Среди униатского духовенства выделялся Иоанн Наумович, оставивший унию и возвратившийся в Православие. Гонимый униатским преследованием, он был вынужден выехать на Киевщину. Православная вера – наша исконная вера, уния ее только затемнила. Выдающийся украинский писатель Павел Грабовский в письме к Ивану Франко (в 1882 г.) писал: «Мне кажется, что нужно потерять чувство народности, ничего не видеть в прошлом, чтобы и теперь отстаивать унию. Мне кажется, что уния – это политическое ярмо для ополячивания народа».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После акта воссоединения вся делегация приняла участие в первой, исторической, совместной Божественной литургии. Небывалое событие, такое долгожданное нами и дорогое тем, что оно предвещало скорое церковно-религиозное объединение всего нашего народа. Верующие, присутствовавшие на этой Божественной службе, воспринимали значение и святость момента. Особенно глубоко переживал это отец д-р Костельник, ибо осуществлялась заветная мечта всей его жизни, воплотились его идеи после долгих исканий правды Божией. Поэтому, когда он обратился со словом к Экзарху, то его вдохновенная речь вызвала у многих слезы. А говорил он и о важности события, и о святости места, и о том, какой дорогой ценой куплена радость воссоединения: миллионы украинцев отдали свою жизнь в недавней войне за объединение Украины. После окончания литургии было совершено пострижение в монашество отца Антония Пельвецкого и отца д-ра Михаила Мельника. Вечером в тот же день совершено было торжественное всенощное бдение в кафедральном соборе во имя святого равноапостольного князя Владимира. Служили Экзарх Иоанн и епископы: Львовский и Тернопольский Макарий, Мукачевский и Ужгородский Нестор и Луцкий, и Ровенский Варлаам. Во время всенощной совершился торжественный акт наречения во епископа отцов Антония Пельвецкого и д-ра Михаила Мельника. Сама хиротония, согласно традиции Православной Церкви, совершена была отдельно: отца Антония Пельвецкого – в воскресенье 24 февраля; отца д-ра Михаила Мельника – в понедельник 25 февраля 1946 г. Хиротонию Преосвященного Антония Пельвецкого совершили Экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий Иоанн и все епископы, прибывшие да торжества в Киев, в сослужении всех членов делегации и местного духовенства. Собор был заполнен до предела верующими, – такого события еще не было на Украине за 350 лет. Чудесно пел хор. Хиротония нового епископа совершалась в соответствии с Церковным Уставом. Во время этого богослужения Экзарх Украины возложил на отца д-ра Гавриила Костельника золотой крест с украшениями и митру. Ново поставленный епископ Антоний произнес первое свое архипастырское слово. Обращаясь к Экзарху Иоанну, он отметил, что, хотя и тяжелым, но одновременно великим и радостным является архипастырское служение. Тем более тяжелым будет труд его в то время, когда враги Православия будут продолжать с упорством защищать свои утраченные позиции. Однако радость, испытанная здесь, в Киеве, даст ему силы перенести все трудности, связанные с его новым служением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот праздник мы с благодарностью вспоминаем стоящих у истоков воссоединения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, принявшего в лоно Матери-Церкви верующих греко-католиков, Высокопреосвященного Иоанна, митрополита Киевского и Галицкого, непосредственного участника в деяниях Львовского Собора, Высокопреосвященного Макария, первого архиепископа Львовского. Пусть их светлая память всегда сопутствует великому делу единства воссоединенных народов в единой вере. Вечная память павшим в борьбе за воссоединение, освобождение и единство братских народов нашей Великой Родины. Многая лета единоверным – русскому, украинскому и белорусскому народам, воссоединенным в единую семью многонационального нашего Отечества. Речь Митрополита Львовского и Тернопольского Николая Ваши Высокопреосвященства, всечестные отцы и достойные гости! 1981 год замечателен для всей Русской Православной Церкви и особенно для нас, православных в западных областях Украины, тем, что он юбилейный, ибо мы празднуем 35-ю годовщину славного исторического Львовского Собора. Это – юбилей великого и святого события возвращения нашего духовенства и верующего народа к Православной вере, к Святому Православию, которое в 988 году принял в Крещении Киев. Наш праздник 35-летия Львовского Собора тесно связан с великой радостью светлой победы, одержанной в 1945 году героической Советской Армией над фашистской Германией. Человеконенавистнический и убийственный гитлеровский нацизм сгорел в собственном огне ненависти, победило и осталось жить человеколюбие, поддерживающее жизнь каждого, даже самого малого народа. Эта светлая победа освободила многие народы от немецкой оккупации, в том числе и нас, украинцев-галичан. В 1946 году состоялся Львовский Собор представителей духовенства и мирян всех трех галицких епархий. На нем они единогласно высказались за возвращение к Православной вере, за воссоединение с Русской Православной Церковью. Голосованием были утверждены пункты: 1) аннулировать постановления Брестской унии 1596 года; 2) отделиться от Римской Церкви; 3) возвратиться к прадедовской Православной вере и 4) воссоединиться с Русской Православной Церковью. Отторгнутые насилием – возвратились любовью!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По государственному плану добровольное воссоединение должен был закрепить Собор. Выборы делегатов на него происходили без всяких правил. В районах, где проживали верующие, не желавшие воссоединения, делегатов не избирали вовсе, их назначали настоятели храмов. В районах, где сами священники были стойкими униатами, делегатов назначали местные «инициативные группы». Самому Собору предшествовал «Иордан», который отец д-р Гавриил Костельник предложил совершить православному епископу Львовскому и Тернопольскому Макарию (Оксиюку) совместно настолько, насколько это позволяли каноны. «Иордан» состоялся во Львове. Два раза освящали воду: один раз греко-католическое духовенство, другой раз – православное. Во время духовного чина и то и другое духовенство стояло вместе. Стояли вместе и иконы, и церковные хоругви. Но и перед д-ром Костельником, несомненным энтузиастом воссоединения, и перед властью стояла еще одна проблема, которая требовала решения в кратчайший срок: Собор не мог состояться без участия в нем своих епископов (свои были арестованы еще в апреле 1945 г.). Выход был найден быстро. Патриарх Алексий назначил на 24 и 25 февраля 1946 года хиротонию во епископы отца Антония Пельвецкого (на Станиславскую епархию) и отца д-ра Михаила Мельника (на бывшую Перемышльскую, ныне Самборско-Дрогобычскую). Львовским епископом остался Макарий (Оксиюк), бывший архимандрит Успенской Почаевской лавры. На хиротонию в Киев из Львова 21 фераля 1946 г. прибыла представительная делегация: отец д-р Костельник, о. Антоний Пельвецкий, о. д-р Михаил Мельник, о. Евгений Юрик, о. Иосиф Маринович, о. Тимофей Марко, о. Иван Крук, о. Василий Дрели, о. Мирон Крутяк, о. Константин Добрянский, о. Роман Дорик, о. Юрий Ванчицкий и о. Никита Павлосюк. Экзарх Украины митрополит Иоанн (Соколов) не успел возвратиться из Москвы, куда был срочно вызван. «Инициативная группа» вечером осматривала красоты города. Только 22 февраля 1946 года митрополит Иоанн смог утвердить программу дальнейших событий. Она началась с акта присоединения к Православной Церкви всей делегации, который состоялся во время литургии, совершенной митрополитом Киевским и Галицким Иоанном. Богослужение проходило в Воздвиженской Малой церкви Киево-Печерской лавры – самой почитаемой святыни русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010