Возведение в 1589 году Митрополита Московского и всея Руси в сан Патриарха возбудило в Речи Посполитой боязнь распространения его авторитета среди православного населения Украины и Белоруссии, всегда в невзгодах обращавшего свои взоры к единоверной Московской Руси в надежде на помощь. К этому времени иезуиты, достигнув в Польше значительных успехов в борьбе с протестантами, начали активную борьбу с православными. Убедившись в бесплодности намерений обратить их в латинство, иезуиты принялись настойчиво и спешно готовить унию Православной Церкви в Польше с Римом. По мысли энергичных членов ордена Иисуса, уния, сохраняя на некоторое время привычные для народа восточные богослужебные обряды и обычаи, должна была впоследствии стать средством постепенного приведения униатов к вере, обряду и обычаям Римской Церкви – «учительницы всех Церквей». Уния в Речи Посполитой была желательна для Рима и как восполнение урона, причиненного ему Реформацией, и прежде всего потому, что Рим и его первосвященник, а также латинское духовенство в Польско-Литовской державе издавна лелеяли мечту о подчинении всей Восточной Православной Церкви Римскому престолу. Иезуит Антоний Поссевин выражал общее мнение католического руководства, когда говорил, что, только обратив Западную Русь, можно достичь единения с Римом и Руси Московской. Идея унии Православной Церкви с Римом находила горячую поддержку польского королевско-магнатского правительства. Будучи вернейшим средством ассимиляции, ополячивания православного населения Речи Посполитой, она должна была укрепить политическую основу Люблинской унии. Поскольку Флорентийская уния здесь не имела никакого успеха, стало необходимым провести новое «согласие церковное», в соответствии с которым украинское и белорусское население, подчиненное «апостольской столице», стало бы чуждым Православной Руси, было бы отторгнуто от нее навсегда, постепенно ополячено и окатоличено. Исполнителей своих замыслов относительно церковной унии король Сигизмунд III Ваза (1587–1632), «воспитанный иезуитами, всем существом своим преданный иезуитскому ордену, сам бывший членом этого ордена», 12 а также иезуиты и правительство Речи Посполитой нашли среди иерархов Православной Церкви. Уже в течение целого столетия, не считаясь с церковными канонами, злоупотребляя правом патроната и «подавания хлебов духовных», т.е. назначения кандидатов на архиерейские кафедры, игуменов монастырей и даже священников приходских храмов в королевских имениях, польские правители раздавали церковные награды и даже продавали высокие церковные должности. Вследствие этого чрезвычайно снижался духовный уровень иерархии, уже не имевшей никакой связи с православным церковным народом. «Такой порядок, вернее беспорядок, в распределении архиерейских кафедр и в управлении монастырями и церквами продолжался в Литовской православной митрополии долгое время и имел самые гибельные для нее последствия». 13

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О серьезности готовящегося мероприятия говорит уже то, что личный контроль над ним осуществлял сам И. Сталин, готовящий удар не только по внешнему противнику – Ватикану, но и по искоренению Униатской Церкви как организующей силе антисоветской борьбы на Западной Украине. Именно она и в 30-е годы, и в военное лихолетье поддержала украинский сепаратизм. Московский план по переходу униатов в православие сразу же решал две проблемы – уничтожение влияния Ватикана в советских западно-украинских землях и лишение духовной основы украинского сепаратизма. В апреле 1945 года были арестованы правящий митрополит униатов в Галиции Иосиф Слипый и все четыре епископа: Чарнеций И.А., Бутка Н.М., Хомышин Г.Л., Лятышевский И.Ю. Иосиф Слипый (18921984) митрополит, глава УГКЦ Родился в селе Заздрость на Тернопольщине 17 февраля 1892 года. Учился во Львове, Инсбруке и Париже, с 1928 по 1944 год был ректором семинарии и богословской академии УГКЦ во Львове. В 1939 был рукоположен во епископа митрополитом Андреем Шептицким, после смерти которого в 1944 году возглавил украинских греко-католиков. Летом 1945 года митрополит Иосиф был арестован по обвинение в пособничестве немецко-фашистским оккупантам и 18 лет провел в тюрьмах и лагерях. В 1963 году – после обращения папы Uoahha XXIII и президента США Джона Кеннеди к Никите Хрущеву – был освобожден и выехал в Рим, где и провел остаток жизни. В 1992 году останки Иосифа Слипого были перезахоронены во львовском соборе св. Юра – главном храме УГКЦ· Спустя почти год, 1 марта 1946 года, прокуратура УССР опубликовала в газете «Львовская правда», что эти четыре лица были арестованы за активную предательскую и пособническую деятельность, дело по их обвинению передано в Военный трибунал. Активные униатские священнослужители также подверглись массовым арестам. Остальные, их было свыше 900, поставили свои подписи на прошении о «добровольном» присоединении к Православной Церкви. Наверное, среди них были искренне желавшие этого. Но большинство – из страха перед репрессиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, наша Галицкая уния уже во время второй Польши оказалась в критическом положении. Те, кто не соглашались с общим принудительным целибатом духовенства в нашей Церкви, уже тогда поняли, что нам с Римом не по пути. Обязательный целибат в нашей Церкви был равнозначен ликвидации исторического строя нашей Церкви. Из всех христианских Церквей только Римская имеет обязательный целибат духовенства. Но в Польше мы были вынуждены терпеть это состояние, потому что Православие было тогда в худшем положении, чем уния. Эпохальные исторические события Отечественной войны 1941–1945 годов закончились тем, что Советский Союз, благодаря героическим победам своей Армии, освободил нас от влияния Польши и от нацистской Германии, собрал все украинские земли и спас все славянские народы от гибели. История преобладающего большинства славян связана с Православием, против которого Рим испокон веков воевал. Лучшие периоды истории нашего украинского народа тоже связаны с Православием. Уния в историческом прошлом – это символ периода упадка нашего народа, символ чужеземного порабощения. Много крови должен был пролить наш народ, чтобы свергнуть это иго. Наша уния, в годы второй Польши оказавшаяся лишней для всех (и для нас, если думать о будущем), теперь уже стала очевидным историческим пережитком. Когда весь украинский народ воссоединился в один государственный организм, для наших руководителей должно было стать ясно, что надлежит произойти и воссоединению в вере нашего народа. А они (сторонники унии) даже от целибата не отказались и под влиянием Рима («Per vos, mei Rutheni, Ofientem convertendum spero») («Через вас, мои русины, Восток обратить надеюсь») мечтали овладеть Украиной для Рима. Грустно и досадно, что наши епископы не разобрались ни в политической, ни в церковной ситуации, и волна духовной жизни прокатилась над их головами. А мы остались, как на разбитом корабле, без рулевого. То, что это не могло оставаться на долгое время, было понятно, ибо в сильном организме всегда найдутся силы, которые будут бороться против его упадка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка Филарет в своем слове отметил, что отказ от унии составляет основу диалога между Римско-католической и Русской Православной Церквами. Известно, что в 1980 году в Риме состоялся собор украинских униатских епископов, который старался доказать, что Львовский Собор 1946 года неправомочен. Это могло создать напряженность во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-католической Церквами. На запрос Русской Православной Церкви от 24 января 1981 года (см.: «ЖМП», 1981, 4) Папа Иоанн Павел II заверил, что решения и требования униатского собора не были одобрены римской курией и поэтому недействительны. Поясняя православное понимание кафоличности, поместности и вселенскости Церкви, Владыка Экзарх сказал: « Церковь там, где епископ, а епископ там, где Церковь. Решения в церковных делах выносятся Собором епископов, духовенства и народа. На Львовском Соборе в 1946 году участниками были епископы, духовенство и народ, поэтому Львовский Собор 1946 года имел историческое и каноническое право на ликвидацию унии». Доклад на тему о 35-летии Львовского Собора сделал участник Львовского Собора 1946 года митрополит Львовский и Тернопольский Николай. В своей речи Владыка Николай раскрыл историческое значение Львовского Собора 1946 года и отметил его положительное воздействие на судьбы верующих Западной Украины. Архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Иосиф, также участник Львовского Собора 1946 года, обратился к присутствовавшим с докладом, в котором рассказал о жизни верующих во времена унии в западных епархиях Украины, преимущественно в Ивано-Франковской, и о тех переменах, которые произошли после Собора 1946 года во всех областях церковной жизни. Характеризуя последствия этого Собора, архиепископ Иосиф сказал: «Воссоединение с Русской Православной Церковью устранило раздор и ненависть, объединило души и сердца православного народа». Перед участниками юбилейного акта выступил митрополит Одесский и Херсонский Сергий. Анализируя последствия Львовского Собора, он сказал: «Этот Собор оживил, возродил православную церковную жизнь епархий западных областей Украины, а главное, способствовал воспитанию молодого поколения священнослужителей в духе преданности Святой Православной Церкви, в духе патриотизма и любви к родной Отчизне. Эти традиции строго соблюдают воспитанники Одесской Духовной Семинарии». С докладами перед участниками торжественного акта выступили также протоиерей Иоанн Король, участник Львовского Собора 1946 года, протоиерей Виталий Политыло, протоиерей Андрей Горак, протоиерей Феофил Ванджале, протоиерей Мирослав Кошик, протоиерей Стефан Горбовой, староста Львовского кафедрального собора святого Юра А. Войтович – представитель верующих мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Каноничен ли Львовский Собор 1946 года? Беседа с церковным историком Владиславом Петрушко 10.03.2016 1023 Время на чтение 9 минут Состоявшийся во Львове в марте 1946 года Собор клириков и мирян Греко-католической церкви провозгласил ликвидацию Брестской унии и воссоединение с Православием. Католическая церковь решения Собора не признала, считая, что они принимались под нажимом советских властей. О том, как в действительности обстояли дела, правомерно ли оценивать деяния Собора с точки зрения канонов Католической церкви, как и в каких условиях принималось решение об унии в 1596 году и насколько законно оно было, мы беседуем с доктором церковной истории, профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владиславом Игоревичем Петрушко . украинс ких униатов с Русской Православной Церковью "/> Участники Львовского Собора 1946 г. голосуют за воссоединение западно-украинских униатов с Русской Православной Церковью - Ровно 70 лет назад, 8-10 марта 1946 года, во Львове проходил церковный Собор, на котором было принято решение об упразднении Брестской унии 1596 года и воссоединении западно-украинских униатов с Русской Православной Церковью. В Католической церкви Львовский Собор 1946 года принято именовать «псевдособором» или даже «лжесобором». Так расценивают это событие не только греко-католики, подчеркивая при этом, что Собор проходил под нажимом советских властей, не отражал мнения духовенства и верующих, а главное - в нем не принял участие ни один из епископов униатской церкви. Буквально на днях в своем послании к верующим Украинской греко-католической церкви папа Римский Франциск также употребил выражение «псевдособор». Правомерна ли, с вашей точки зрения, такая оценка Львовского Собора? - Думаю, что, давая столь резкую оценку Львовскому Собору 1946 года, католики рискуют получить в ответ асимметричные обвинения, касающиеся, прежде всего, самих истоков Брестской унии. Как можно рассуждать о каноничности Львовского Собора, если сама униатская церковь возникла при обстоятельствах, мягко говоря, очень сомнительных с канонической и даже просто с нравственной точки зрения? Хотя вообще возникает риторический вопрос: с позиции каких канонов следует давать оценку как Брестскому собору 1596 года, так и Львовскому Собору 1946 года - с точки зрения канонического права Православной Церкви или же Католической?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Греко-католическая Церковь в Галиции состояла из отдельных, разъединенных между собой епархий. Станиславская и Перемышльская епархии, имея архиереями завзятых приверженцев латинского католицизма, чем дальше, тем больше отходили от восточного обряда, ибо Восточная Церковь для них была «схизматической», неправоверной. Тут боялись даже слова «православный» в богослужебных текстах и, выбросив его оттуда, заменили на «правоверный». А во Львовской и Тернопольской областях распространялась тенденция сохранения чистоты восточного обряда, уважения святости прошлого своей Церкви, и в этом духе воспитывались целые поколения священников, несмотря на то, что «Станиславские» нововведения не встречали здесь гласного осуждения. Эти различия в Греко-католической Церкви Галиции создали два враждебных лагеря, что было только на радость нашим недругам. Но всей этой тяжелой и безрадостной ситуации, в которой оказалась уния, впоследствии пришел конец. Божие Провидение все поставило на свои места. Львовский Собор 1946 года ликвидировал Брестскую унию 1596 года, а наше духовенство и верующие возвратились в свой собственный дом, объединенные одной Православной верой, верой наших славных предков, принесших много жертв, защищая ее на протяжении прошлых столетий. Да! Львовский Собор 1946 года – это выдающееся церковное историческое событие. Львовский Собор 1946 года состоялся не только в силу обстоятельств, доказавших бессилие греко-католической иерархии, затянувшей свою Церковь в безвыходное положение, но и потому, что верующие убедились, что униатская церковь угождала, прислуживалась гитлеровским захватчикам. Когда я ехал поездом на Львовский Собор 1946 года, я видел восторг, радость всего духовенства и верующих, также желавших массово быть на Соборе во Львове, чтобы засвидетельствовать всеобщее утешение и удовлетворенность тем, что мы оставили постылую унию и возвратились к Святому Православию. И сейчас, празднуя этот 35-летний юбилей Львовского Собора, возблагодарим Всевышнего, услышавшего наши многострадальные и искренние молитвы и благословившего великое дело нашего воссоединения. Обратимся одновременно с усиленной мольбой к Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он благословил Свою дарованную нам Церковь , Святую, Православную, чтобы Господь благодатью Своею вел ее путем единства, радости и мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каноничен ли Львовский Собор 1946 года? Беседа с церковным историком Владиславом Петрушко Состоявшийся во Львове в марте 1946 года Собор клириков и мирян Греко-католической церкви провозгласил ликвидацию Брестской унии и воссоединение с Православием. Католическая церковь решения Собора не признала, считая, что они принимались под нажимом советских властей. О том, как в действительности обстояли дела, правомерно ли оценивать деяния Собора с точки зрения канонов Католической церкви, как и в каких условиях принималось решение об унии в 1596 году и насколько законно оно было, мы беседуем с доктором церковной истории, профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владиславом Игоревичем Петрушко . Участники Львовского Собора 1946 г. голосуют за воссоединение западно-украинских униатов с Русской Православной Церковью – Ровно 70 лет назад, 8–10 марта 1946 года, во Львове проходил церковный Собор, на котором было принято решение об упразднении Брестской унии 1596 года и воссоединении западно-украинских униатов с Русской Православной Церковью. В Католической церкви Львовский Собор 1946 года принято именовать «псевдособором» или даже «лжесобором». Так расценивают это событие не только греко-католики, подчеркивая при этом, что Собор проходил под нажимом советских властей, не отражал мнения духовенства и верующих, а главное – в нем не принял участие ни один из епископов униатской церкви. Буквально на днях в своем послании к верующим Украинской греко-католической церкви папа Римский Франциск также употребил выражение «псевдособор». Правомерна ли, с вашей точки зрения, такая оценка Львовского Собора? – Думаю, что, давая столь резкую оценку Львовскому Собору 1946 года, католики рискуют получить в ответ асимметричные обвинения, касающиеся, прежде всего, самих истоков Брестской унии. Как можно рассуждать о каноничности Львовского Собора, если сама униатская церковь возникла при обстоятельствах, мягко говоря, очень сомнительных с канонической и даже просто с нравственной точки зрения? Хотя вообще возникает риторический вопрос: с позиции каких канонов следует давать оценку как Брестскому собору 1596 года, так и Львовскому Собору 1946 года – с точки зрения канонического права Православной Церкви или же Католической?

http://pravoslavie.ru/91369.html

Второй вопрос, какой ставится перед Церковным Собором, в том числе и перед Львовским, это его рецепция, то есть принятие. Рецепция Соборов, как известно, принадлежит Церкви. Принимает ли народ Божий Львовский Собор? Справедливости ради следует сказать, что постановления Львовского Собора вошли в жизнь и сознание бывших греко-католиков Галиции. Определения Львовского Собора были приняты всей полнотой западно-украинских епархий: епископатом, клиром и мирянами. Деяния Львовского Собора одобрил Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 г. Признан Собор и другими Поместными Православными Церквами. Бывшие греко-католики Галиции вошли в евхаристическое общение со всей Полнотой Православной Церкви. Ни в чьей другой оценке, подтверждении канонического достоинства и действительности постановления Львовского Собора не нуждаются. Пытаясь дискредитировать Львовский Собор перед лицом мирового общественного мнения, зарубежные украинские католики заявляют, будто Львовский Собор «неканонический», потому что на нем «не было епископов». Верно, что ни один Собор не может быть без епископов; верно и то, что епископ должен быть выразителем церковной истины, что без епископа нет Церкви. Однако верно и другое, что не всегда епископы на Соборах защищали церковную истину, что без народа Божия тоже нет Церкви, как и без епископа; верно, что греко-католические епископы не выражали церковное Предание Восточной Церкви, что они пошли против народа Божия, что не Львовский Собор повинен в том, что эти епископы не были на Соборе. Что же касается присутствия епископов на Львовском Соборе 1946 г., то следует объективно сказать, что епископы на этом Соборе были. В книге Деяний Львовского Собора сказано: «Каждому ясно, что Собор не мог состояться без участия в нем епископов, и при том своих, вышедших из своего духовенства» (Деяния Собора. Львов, 1946, стр. 26). На Соборе участвовали 2 епископа, 214 священников и 19 мирян из Львовской, Станиславской и Перемышльской епархий. Львовский Собор возглавили Преосвященный епископ Станиславский и Коломыйский Антоний (Пельвецкий), Преосвященный епископ Дрогобычский и Самборский д-р Михаил (Мельник) под председательством протопресвитера д-ра Гавриила Костельника. Епископская хиротония Гусятинского декана Станиславской епархии Антония Пельвецкого и Генерального викария Перемышльской епархии д-ра Михаила Мельника была совершена в Киеве 24 и 25 февраля 1946 г. Экзархом Украины, митрополитом Киевским и Галицким Иоанном, епископом Львовским и Тернопольским Макарием, епископом Мукачевским и Ужгородским Нестором и епископом Луцким и Ровенским Варлаамом. Оставшись без епископов, греко-католики Галиции через Инициативную группу обратились к Русской Церкви, Церкви своих православных предков, на канонической территории которой они находились. Они не обратились в Рим за епископскими хиротониями, потому что решили прекратить унию с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Необходимо вспомнить и о том, что как Божественную литургию, так и важнейшие моменты заседаний Собора снимали для фильма и осуществляли грамзапись, чтобы будущие поколения могли не только читать о деяниях и постановлениях этого Собора, состоявшегося 8–10 марта 1946 г., но и как бы видеть его и принимать в нем участие. Ведь Церковь – это братский союз живых с теми, которые уже отошли от нас, и с теми, которые еще придут после нас. После богослужения еще раз собрались делегаты Собора, чтобы вместе с Экзархом Украины и всеми епископами провести остальную часть дня в теплой, сердечной обстановке, которую создало то необычайное событие, название которого «Львовский Церковный Собор 8–10 марта 1946 года». Вскоре после Собора на имя отца д-ра Гавриила Костельника пришла ответная телеграмма от Святейшего Патриарха Алексия. Текст ее следующий: «С великой радостью я узнал о завершенном торжестве воссоединения возлюбленных собратьев-пастырей с Матерью Православной Церковью. Горячо приветствую со светлым праздником Православия, призываю Господне благословение на всех воссоединившихся и на дальнейший труд их во славу Божию. Передайте Преосвященным Михаилу и Антонию и сами примите благодарность от имени Церкви за труд по воссоединению. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси Москва, 13 марта 1946 г.» Что может быть большим счастьем для священника здесь, на земле, нежели благодарность от имени всей Церкви, принесенная наивысшим ее представителем? Но разве эта благодарность должна быть эпилогом всего дела? Нет! Вернее будет сказать, что деяния Собора 8–10 марта 1946 г. – это пролог к новой эре в жизни, православной Украины, а через Львовский Собор 1946 г. – к возрождению христианства во всем мире! Сие буди, буди во славу Бога! Аминь. Сергеи Хруцкий, секретарь Инициативной группы по воссоединению Греко-католической Церкви с Русской Православной Церковью 60 Отчет соборной мандатной комиссии На Собор Греко-католической Церкви в г. Львове 8–10 марта 1946 г. было приглашено 225 делегатов-священников, членов Инициативной группы, и 22 делегата от мирян из всех трех греко-католических епархий (Львовской, Самборско-Дрогобычской и Станиславской) на западных землях Украины. Из приглашенных делегатов на Собор прибыло 216 делегатов-священников и 19 делегатов-мирян. Из приглашенных противников воссоединения на Собор никто не прибыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Светские власти того времени тоже были заинтересованы в унии? - Насаждение Брестской унии, которой не желало абсолютное большинство духовенства, монашествующих и мирян Киевской митрополии, проходило при активном участии светских властей Речи Посполитой. Администрация короля Сигизмунда III, фанатичного католика и выученика иезуитов, при помощи неприкрытого насилия навязывала унию, сопротивление которой со стороны православных верующих Западной Руси было колоссальным. Сегодня Русскую Православную Церковь обвиняют в том, что она в 1946 году вместе с советской властью якобы участвовала в уничтожении униатской церкви. И хотя подобное утверждение далеко от действительности, но получается, что восторжествовала историческая справедливость: порожденная государственным насилием уния и сама закономерно стала жертвой аналогичного насилия со стороны государства. - А если посмотреть на Львовский Собор с точки зрения православных канонов? Решения Львовского Собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины - На Львовский Собор 1946 года гораздо справедливее смотреть не с позиций католического канонического права, а с точки зрения канонов Православной Церкви. Да, на Львовском Соборе не присутствовали греко-католические епископы (они были арестованы советскими властями), но была обширная группа духовенства, изъявившего намерение воссоединиться с Православной Церковью. Решения Собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины, а его каноничность была признана всеми Поместными Православными Церквями мира. Президиум Львовского Собора: отцы Антоний Пельвецький, Гавриил Костельник и Михаил Мельник Кстати, хотелось бы напомнить, что при заключении в 1646 году, спустя полвека после Брестского собора, еще одной унии - Ужгородской, в этой акции приняли участие 63 православных священника, но не было ни одного епископа. Однако применительно к этому случаю греко-католики почему-то не говорят о неканоничности данной акции. Из числа перешедших в Православие бывших униатских священнослужителей были рукоположены уже в Русской Православной Церкви епископ Станиславский Антоний (Пельвецкий) и Дрогобычский Михаил (Мельник), которые приняли участие во Львовском Соборе. На Соборе также присутствовали митрополит Киевский Иоанн (Соколов), епископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк), епископ Мукачевский и Ужгородский Нестор (Сидорук). То есть имеются все основания рассматривать Львовский Собор как полноценный православный Собор.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010