42. 1665 г., января 13. Статейный список о посылке от царя и собора в Воскресенский монастырь к патриарху Никону Чудова монастыря архимандрита Иоакима и думного дьяка Дементия Башмакова, по случаю неожиданного его приезда в Москву в ночь на 18 Декабря 1664 г. и челобитной патриарха Никона к царю, присланной из села Чернева с Сарским митрополитом Павлом и окольничим Родионом Стрешневым, в которой Никон предлагал условия, на каких допускает избрание нового патриарха Лета 7173, а еже по плоти Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1665, Января в 14 день, приехали Нового Иерусалима в Воскресенский монастырь Чудова монастыря архимандрит Иоаким да думный дьяк Дементий Башмаков и велели про себя сказать Никону патриарху . И Никон патриарх велел им сказать, будет по государеву указу приехали, и они б шли на монастырь и в келью. И вшед в келью, говорили: великий господин святейший Никон патриарх ! великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, велел о твоём спасении спрошать. И Никон патриарх говорил: Божьей милостью, се жив есмь. И, поклонясь, говорил: как Господь Бог милует его великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца? И архимандрит Иоаким и думный дьяк Дементий мне, Никону патриарху , сказали: как они поехали с Москвы, и великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, дал Бог в добром здоровье. И спрашивал Никон патриарх архимандрита Иоакима и думного дьяка Дементия: что ваше пришествие к нам, смиренным? И архимандрит, и думный дьяк говорили: прислал де нас великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, со всей палатой и со всем освященным чином; а велел государь царь и весь царской синклит и весь освященный собор сказать: спаси Бог, что де ты правду свою явил, смутное письмо государю прислал, и воровское дело не утаил Никиты Зюзина и его советников, который твоею святительской душой возмутил, и на странное твоё пришествие к Москве привёл и великого государя с освященным собором и со всем государством хотел ссорить, и чтоб ты впредь таким ссорщикам и составщикам не верил; а которые есть иные такие же ссорщики, и ты б, патриарх Никон , про них потому ж объявил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

е. при возникновении какого-либо особенно важного вопроса. В таком случае предержащею властью рассылались пригласительные грамоты ко всем русским архиереям. Так после смерти патриарха Иоакима, государи, для избрания ему преемника, «посылают тех времён вдовствующей святей церкви свои царские указы по архиереев разных градов епархий» 1021 . После кончины патриарха Иосифа также рассылаются царём известительные и пригласительные грамоты ко всем епархиальным архиереям 1022 . На собор 1666 года созываются все русские архиереи: царь «повел собору быти всех архиереев своея благочестивые державы в царствующем преиминитом и богоспасаемом граде Москве; заповеда абие царскими си посланьми во странах и градех великороссийского православного си обладания архиереом жительствующим извещенным о соборе быти» 1023 . На соборы 1656 и 1665 годов созываются все русские архиереи 1024 . В пригласительных грамотах указывалось и время, к которому архиереи должны были прибыть в Москву. «К своим государевым богомольцам, к преосвященным митрополитом, к архиепископом и епископом указал (царь) послать свои государевы грамоты, чтобы они к тому же собору приехали к Москве из дальних городов марта к 25 числу, а из ближних мая к 9 числу» 1025 . Наши полные соборы по своему составу были вообще многочисленны, и на некоторых из них лично присутствовали все или почти все русские архиереи. Так, на Большом московском соборе мы видим решительно всех русских архиереев того времени 1026 . На соборе 1619 года были все русские архиереи 1027 . На соборе 1665 года не было только двух русских архиереев, астраханского и сибирского 1028 . На соборе 1654 года присутствовали 13 русских архиереев 1029 . Избрание и поставление патриархов – Питирима 1030 и Адриана 1031 происходили при участии 10 русских архиереев. В тех случаях, когда русскому архиерею почему-либо невозможно было прибыть на собор, он присылал свою «повольную» грамоту 1032 , которая до известной степени заменяла его личное присутствие на соборе. Известно, например, что архиереи, не явившиеся на соборы для избрания патриархов – Иосифа и Никона, и на собор 1665 года, присылали свои повольные грамоты 1033 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

21) Всяких чинов людям приходить к святейшему Никону патриарху благословения ради, или милостыню подать ему не возбранять. И священный собор изгласил: Благочестивый царь пожалует, и святейший патриарх настоящий благословит, и мы повелеваем, и царский синклит не возбраняет христианам к нему приходить, Дóндеже не будет какой мятеж и соблазн. 22) Прогневавший царское величество за него и заточённый в дальних странах свободу и отпущение грехов да получит. 23) Никону святейшему патриарху отныне лета 7173, от воплощения же Божия Слова 1665, Января с 14 числа московским и всея Росии патриархом не именоваться, а писаться ему в начале своих грамот, посылаемых от него: смиренный Никон, Божьей милостью патриарх. И священный собор присуди сему по воли его так быть. 24) Во всякие духовные дела Московского государства и всея Росии не вступаться и не ведать. И священный собор сие изволение его зело похвалил, и утвердил так быть. К сему же присудил не вступаться святейшему Никону патриарху и в мирские всякие дела Московского государства и всея Росии, кроме своих трёх монастырей, данных ему и вотчин их: в них бо, аще хочет, да рассуждает мирские дела, предстоящие ему. Аще же время случится, и благочестивый государь наш царь, и святейший патриарх, или священный собор призовут, или о какой-либо вещи, или деле отпишут, и ему тогда невозбранно дать ответ. Собой же ему ни во что не вступаться. 25) Хранить ему твёрдо правила святых апостол (и святых) отец, иже утвердили в чужой епископии ставленников не ставить, и никаких духовных дел без местного епископа веления не творить. Священный собор сие добре похвали и утверди сему так быть. 26) Духовной ради пользы будет случится святейшему Никону патриарху на собор прийти, и в том ему не возбранять, и заседать под настоящим патриархом превыше митрополитов и архиепископов и епископов. И священный собор святейшему Никону патриарху заседать под настоящим патриархом московским превыше митрополитов и архиепископов и епископов повелел: а к Москве и на собор без повеления ему не приходить, а приходить ему к Москве или на собор по выше реченному в четвёртой статье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Было ли испрошено Слёзкой у автора разрешение перепечатать его книгу или (что им делаемо было нередко) нет, – во всяком случае самый факт издания ее во Львове может служить, до некоторой степени, объяснением, почему Галятовский, вынужденный бежать от гонений Мефодия, направил свои стопы в означенный город. Третье издание «Ключа», вышедшее в 1665 году во Львове, во время пребывания здесь Галятовского, снабжено от его имени посвятительной предмовой львовскому епископу Афанасию Желиборскому. Эта предмова не лишена некоторых указаний, имеющих значение для выяснения положения Галятовского в указанный период его жизни. Расточая, в духе того времени, похвалы Желиборскому и, между прочим, упомянув об его любви к ближнему, Галятовский продолжает: «и я сам дозналем (сей любви), гды под час небеспечный, под час внутрнеи войны домовой в отчизне нашой, мне, от небеспеченства уходячему, не тылко в Епархии, але в келии своей мешканье далесь, гды на сейме Варшавском перед наивысшим канцлером коронным и в Львове перед ясне велможным воеводой русским добрыми словами мене припоминались, гды в намеренном, а теперь уж совершенном деле, на хвалу Велможному имени Бозскому и Родителце (sic!) и святым Божим руку помощи мне подалес...». Второй труд Иоанникия Галятовского, изданный во время его пребывания во Львове, носит заглавие: «Небо новое з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная дева Мария Богородица з чудами своими». Время его выхода в свет – конец 1665 года, именно 12 декабря . Книга посвящена автором «Анне Могилянце Потоцкой». Таким образом, Галятовский в конце 1665 года находился еще во Львове, но пребывание его здесь, на основании рассматриваемого же труда должно быть продолжено долее. Дело в том, что Небо новое имело два издания, и хотя время выхода в свет обоих их, на заглавных листах, приурочено к одному и тому же году, месяцу и числу (т.е. к 12 декабря), но последнее издание, без сомнения, отделяется от первого более или менее продолжительным временем. Второе издание, вызванное, надо полагать, успешным сбытом первого, отличается от сего последнего присоединением к заключительному отделу книги под заглавием: «Чуда Пресвятой Богородицы разные на разных местцах», новых восьми чудес (17–24), имеющих преимущественно, местный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Это решение русского правительства было одобрено находившимися в Москве греческими иерархами, которые посоветовали, однако, освободить бывших при Феофане старцев и возвратить их в Москву – Леонид 1883, 3 – 4; Лавровский 1889, 714 – 715; Каптерев 2, 275 – 276; Каптерев 1914, 191 – 192; Фонкич 1994а, 40 – 41. Находясь в заточении, Феофан перевел с греческого языка на славянский запись на Псалтири Максима Грека о завершении книги в 1540 г., хранившейся в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, и сам переписал по-гречески эту рукописи – Фонкич 1977, 45 – 47. Из Кириллова монастыря Феофан писал письма к патриарху Никону с просьбой походатайствовать об освобождении его через государева духовника и Федора Михайловича Ртищева; писал о том же к самому Ртищеву и к думному дьяку Алмазу Иванову, «пану Ериповичови, педагогу детей епископовых», дьякону Арсению в Москве. 7 октября 1665 г. Феофан, не дождавшись ответов на свои письма, бежал из Кириллова монастыря, 18 октября он был схвачен в 80 верстах от обители и по царскому указу от13 ноября допрошен в монастыре, несмотря на то, что перед всем монастырским собором Феофан объявил за собой государево дело в надежде быть вызванным в Москву. В декабре 1665 г. Феофан сослан в Соловецкий монастырь – Макарий 1996, 227 – 229. Б. Л. Фонкич полагает, что после осуждения патриарха Никона в декабре 1666 г. кастамонитский архимандрит был отпущен наАфон, куда увез и скопированную в Кирилло-Белозерском монастыре греческую Псалтирь – Фонкич 1994а, 41. 276 Известно, что иеродиакон Агафангел находился в России в 50 – 60-х гг. XVII в. и занимался перепиской богослужебных книг: в 1658 г. он написал две греческие рукописи – Псалтирь с восследованием и Часослов – Фонкич 1994, 33. В 1660-х гг. он не раз упоминается в связи с «делом» Никона – Каптерев 2, 272 – 274, 286, 299 – 300; Воробьев 1893, 1 – 31; Тимошина 2005, 45 – 46, 51. Из показаний 22 марта 1665 г. находившегося под началом в Симоновом монастыре иерея Никиты на черного дьякона Моисея стало известно, что черный дьякон Агафангел, занимавший в то время при газском митрополите Паисии Лигариде должность переводчика, писал к патриарху Никону «возмутительные известия» о Паисии, и патриарх Никон посылал «в греки для своего дела» Моисея и Агафангела – РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По данным А.Н. Кирпичникова и И.Н. Хлопина, он с 1646 года руководил артелью из шестнадцати человек на строительстве церкви Евфимия Великого, а в 1664–1669 возглавил сооружение «Нового города» (новой монастырской крепости) 516 . В строительстве крепости, помимо Кирилла Серкова, принимали участие и многочисленные крестьяне других ремесленных профессий, что нашло отражение в описании и определило наличие большого числа каменщиков, кузнецов и плотников (46 человек) в деревнях Околомонастырья и Волока Славинского, – районах, расположенных недалеко от монастыря. Каменщики также упомянуты в Букине Слободке, Елизарове Раменье, Сизме, Воскресенском, Романове Слободке, Ярогомже (всего 13 человек). В Околомонастырье в 1665 году писец отмечает и других ремесленников: кожевника 517 , кормщика 518 , коновала 519 , зелейщика 520 , езового мастера 521 . Матфей Никифоров, вероятно, стремился учесть все трудовые ресурсы населения, и поэтому фиксировались не только ремесленные занятия крестьян, но и все случаи их ухода из своих деревень. Крестьяне идут в Кириллов монастырь, живут там «на швальне», «в кожевне», «в голышне», «в дьяках», «в дворовых», «в коровниках», постригаются в монастырь, а также уходят в солдаты, живут в Москве «в стрельцах». Возможно, стремление Матфея Никифорова учесть всех способных к труду крестьян определило наличие в книге 1665 года сведений о физических недостатках крестьян: «в разслаблении», «скорбен очами», «сумасброден», «глух», «в уме неполном». В этот же информационный ряд следует включить упоминание о двух юродивых: в деревне Зуево (Волок Славинский) у крестьянина Сенки Кирьянова «сын Федка 22 годов, юродливый»; в деревне Бронниково (Сизма) у Андрюшки Трифанова «брат родной Аввакумко, уродивой» 522 . А.М. Панченко различает «юродство природное и юродство добровольное» («Христа ради») 523 . В 1665 году Матфей Никифоров скорее всего отмечал природное юродство. Текст вытной книги не раскрывает сущности упомянутых «уродивых». Вместе с тем, это единственные известные в XVII веке свидетельства о реально живших юродивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О челобитной стало известно властям. 9-13 дек. 1665 г. Д. был арестован в Суздале, у него были изъяты черновики и незавершенная челобитная, которую разбирали в кон. апр.- нач. мая 1666 г. на Большом Московском Соборе . 10 мая того же года суздальский священник был лишен сана и анафематствован в кремлевском Успенском соборе, вместе с Аввакумом Петровым и Федором Ивановым его заточили в Угрешском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре . Опасаясь казни, Д. и Федор 2 июня 1666 г. принесли покаяние перед игум. Николо-Угрешского мон-ря Викентием, Д. написал также «Покаянный свиток». По случаю рождения 27 авг. царевича Иоанна V Алексеевича узники были возвращены в Москву, где Д. получил относительную свободу. 15 нояб. он принес покаяние на Соборе. Не допустив Д. до церковного общения, Собор повелел ему принародно обличать себя на паперти Успенского собора, на Лобном месте и на Красной пл. 21 нояб. 1667 г. Д. был воссоединен с Церковью, но запрет на священнослужение не был снят. Несмотря на то что челобитная Д. на новоисправленные книги не была закончена и после ареста автора в 1665 г. хранилась в Патриаршей ризнице, она оказала существенное влияние на переход старообрядцев от устных форм полемики к письменным и заложила методологические основы подбора и представления доказательств в пользу старых обрядов. По свидетельству Саввы Романова (со слов Д.), Д. работал над челобитной в течение 7 лет (МДИР. Т. 4. Ч. 1. С. XI). Диак. Федор, читавший челобитную в черновике, назвал ее «великой», что, по-видимому, относится не только к ее внушительному объему, но и к содержанию - к 1665 г. это было самое обширное и обоснованное сочинение в защиту старых обрядов. Д. одним из первых обратился к детальному сличению старых и новых книг и обрядов и к систематическому подбору доказательств в пользу первых (обширная 5-я соловецкая челобитная была подана позднее - в 1667). Материал в челобитной Д. сгруппирован по темам, к-рые сразу стали главными в полемике старообрядцев со сторонниками реформы и к-рые в последующей старообрядческой полемической лит-ре получили еще более подробную разработку: о крестном знамении, о сложении перстов при архиерейском благословении, о форме печати на просфорах, о 3-составном кресте, об аллилуии, о Символе веры и др.

http://pravenc.ru/text/178691.html

о достоверности патриарших писем, привезенных Мелетием Греком, и неверности показаний иконийского митрополита 285 . Афанасий немедленно арестован и заключен в Симонов монастырь. 11 декабря 1666 г. после осуждения на московском соборе патриарха Никона и ссылки его в Ферапонтов монастырь последовал царский указ о ссылке иконийского митрополита Афанасия в Макариев монастырь 286 . Как потом сложилась судьба иконийского митрополита – неизвестно. Возможно, находясь в ссылке, он продолжал поддерживать связь с патриархом Никоном . 4 декабря 1668 г. на допросе в Москве архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф, приставленный к Никону в Ферапонтовом монастыре и обвинивший его в государственной измене, говорил, что Никон ждет нового Собора по требованию цареградского патриарха, о чем ему, Никону, писал иконийский митрополит Афанасий. Копию с грамоты Афанасия Никон показывал Иосифу 287 . 18 января 1672 г. приехавшим в Ферапонтов монастырь стрелецкому голове Лариону Лопухину и подьячему приказа Тайных дел Артемию Степанову и сообщившим Никону, что царь Алексей Михайлович указал освободить людей, наказанных за сочувствие к опальному патриарху, Никон перечислил имена своих сторонников, находящихся в ссылке по царскому указу; среди них был назван и иконийский митрополит Афанасий 288 . Однако к этому времени Афанасия уже не было в живых: он умер в ссылке 21 декабря 1670 г. Сохранилась переписка иконийского митрополита и патриарха Никона , которая состоялась летом 1665 г. Из заточения в Симоновом монастыре Афанасий написал патриарху Никону 2 письма; только во втором есть дата – 29 июня. На оба послания митрополита московский владыка дал ответ 289 . В 1665 г. патриарх Никон вел переписку и с другим греком – Саввой Дмитриевым, человеком совсем не известным в высших церковных кругах и попавшим в опалу к русскому царю, видимо, случайно: сочувствующий опальному патриарху грек был грамотоносцем при иерусалимском патриархе Нектарии, который особо чтил московского святителя. 2 января 1665 г. Савва (в документах он именуется также Савелием и Савастьяном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В декабре Апостол Юрьев писал 17 древок пехотных и киот в Успенский большой собор к иконе Св. Николая Чудотворца, «что против Царицина места». 1665 год был неблагоприятен для Апостола Юрьева, – получая по три рубля в месяц денежного жалованья, он часто оставался без работы. В расходной книге Оружейной Палаты за 1665 год в выписке о греке Апостоле Юрьеве было написано, что ему «дел никаких нет». В довершение этого окольничий и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово 1 июня распорядился впредь выдавать греку «жалованье, кормовые деньги в те месяцы, в которые будет у дела, а на гулящие не давать». В октябре 1665 года в Оружейную Палату было куплено два золотника шелку к оружейному знамени, которое, может быть, писал Юрьев, и «кулек греку Апостолу на краски». В 1666 году, чувствуя себя в опале, Апостол Юрьев смиренно просит приходящегося ему жалованья за свою работу в течение пяти месяцев: «Бьет челом холоп твой иноземец Оружейной Палаты живописец Апостолка Юрьев. Работаю я, холоп твой, тебе Великому Государю беспрестанно по вся дни и в воскресные дни, и в Господские праздники день и ночь, пять месяцев, а твоего Великого Государева жалованья денежного корму не дано мне, холопу твоему, ни единой деньги, а работаю не волею. А что работал я тебе великому Государю в те месяцы, и тому роспись под сею челобитною». Вот эта интересная и весьма важная для нас «роспись, где что иконного дела и стенного писал» Апостол Юрьев за это время. «В Новодевичьем монастыре в трапезе писал девять икон местных, да на стене писал травы и птицы три недели. У Великого Государя в саду писал 12 двер(е)й, да 4 столба шесть недель. В Успенском большом соборе писал киот, что стоит Богородица, да четыре древа больших, да 4 железа больших – 4 дни. У Троицы на рву – Василия Блаженного писал двои двери да 4 окошка, да починивал два киота две недели. Государю Царевичу написал 40 листов на бумаге александрийской древа и люди, и звери, и птицы – три недели». В столовой палате писал решетку неделю. У Благовещения в соборе в паперти писал двери 4 дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

76 рука моя простерта ... и не опускается. Здесь описана обычная для ветхозаветного Израиля молитвенная поза с воздетыми к небу руками. Псалмопевец говорит, очевидно, о непрестанных молитвах, так что руки (рука) постоянно воздеты к небу. 76 о днях древних. Речь идет о тех временах, когда Господь оберегал Израиль от бедствий. 76 отринул. Обещание Господа пребывать со Своим народом подразумевает послушание народа Его закону. И хотя Господь долготерпелив, иногда терпению Его наступает конец, и Он оставляет свой народ один на один с его бедствиями (см. 1 Цар., гл. 4; Иез., гл. 9–11 и кн. Плач Иеремии). 76 милость Его. Т.е. любовь, которую Господь проявляет к Своему народу. Богоизбранный народ молит Господа вернуться и пребывать с ним. 76 изменение десницы Всевышнего. Образное выражение: в деснице (правой руке) Всевышнего сосредоточена та сила, которой Он благословляет Свой народ и рассеивает его врагов. 76 свят путь Твой. Т.е. Бог абсолютно справедлив и свят. 76 среди народов. Бог трансцендентен по отношению к сотворенному Им миру. Однако Он участвует в делах человеческих, поскольку вершит судьбы сотворенного Им мира. 76 избавил... народ Твой. Из дальнейших строк ясно, что речь идет об избавлении Израиля из египетского плена. 76 воды. Вспоминая об исходе из Египта, псалмопевец персонифицирует воды Чермного моря. Переход через Чермное море представлен им как борьба Господа с силами хаоса (см. ком. к Пс. 28,3.10; 45,3 ). 76 следы Твои неведомы. То же, что «неисследимы пути Его» ( Рим. 11,33 ). 76 Как стадо, вел Ты народ Твой. Господь изображен Пастырем, за Которым послушно следуют овцы. Глава 77 Пс. 77 Псалом описывает великие деяния Господа в истории Израиля. Псалмопевец вспоминает переход евреев через Чермное море, блуждание, завоевание Ханаана и жизнь в земле обетованной. 77 в притче. Т.е. в мудрой речи, образы которой требуют осмысления и служат назиданием. 77 отцы наши рассказали нам. Речь идет о преемственности поколений народа Божия. То, что Господь сделал для отцов, Он сделал и для детей, а обетования, данные патриархам, осуществились в жизни их потомков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010