Да, его принцип всегда был – взаимное невмешательство церкви и государства. Но этого надо было добиваться при царе. Это можно будет установить потом, при республике. А теперь, на первое время, надо переустроить Синод, излечить церковь от язв, от удушливой атмосферы, – а потом уже невмешательство. Но в духе общих принципов революции, на первом же своём заседании Синода 4 марта Львов так и объявил духовным детям: отныне – Синоду полная свобода по делам церкви. Цезарепапизма больше в русской церкви не будет! И предложил тут же вынести из зала символически присутствующее царское кресло. Вынесли. Сила положения Львова была в том, что все эти старцы полностью растерялись: не только не промямлили ничего в защиту царя, но распространяли отречение оглашением в церквах и поспешно снимали поминания царя из церковных служб. А ведь сколько могло бы быть конфуза и затора Временному правительству, если б иерархи упёрлись. Но Львов пригнул их властной рукою. А первый, кого ему надо было вышибить, – митрополит петроградский Питирим, был в дни революции даже временно арестован, перетруханный отпущен домой, в Синод не являлся, связи его с Распутиным были известны, – вышибить его не представляло труда. Уволили на покой! И не спрося Синода, Львов телеграммой вызвал на митрополию в Петроград уфимского епископа Андрея Ухтомского – первейшего умницу, реформиста, который хотел устроить приходскую общественную жизнь, и чтобы сельские батюшки умоляли сельскую интеллигенцию помочь священникам приспособиться к новым революционным формам жизни. Пока же Андрей Ухтомский ехал – во временное управление петроградской кафедрой вступил скромненький гдовский Вениамин, в котором Львов не предвидел сопротивления. Однако он переоценил свою победу над Синодом. Да был слишком занят на заседаниях правительства, тут решался вопрос ареста царя, царицы, смещения Николая Николаевича, – когда же через несколько дней Львов снова явился в заседание Синода, на этот раз вышибать митрополита московского Макария, – то неожиданно встретил дерзкий бунт иерархов. Синод не только отказался отставлять Макария, но заявил, что желает воспользоваться благами объявленной свободы и отделения от государства и просит обер-прокурора не проявлять свою единоличную волю, а Синод решит сам!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

- Если я пожелаю во время обедни, чтобы «Отче наш» было исполнено по твоему распеву, то сложу руки на груди. Если этого не будет, то надо петь распевом Сарти. В день принятия Государем Св. Таин Львов с затаенной тревогой оглянулся на Государя перед тем моментом, когда по чину служения должна была быть воспета молитва Господня. Император благоговейно преклонил голову и скрестил руки на груди. «Я, рассказывал Львов, в душевном умилении обернулся к хору и тихо прошептал подрегенту: «Мое «Отче наш». Когда в парадных залах Зимнего дворца приносились Царской чете поздравление с принятием Св. Таин, Император поцеловал Львова и тихо сказал ему: - Спасибо! Но у меня есть к тебе еще просьба. Будь вечером у Государыни. В тот же вечер, когда на половине Императрицы собрались близкие друзья Царской семьи, Николай Павлович взял под руку Львова и отвел его в боковую комнату, предшествовавшую входу в жилые комнаты Императрицы. Эта комната вся была заставлена тропическими растениями, среди которых устроен был грот и фонтан, из которого вода била в мраморный бассейн. Здесь Александра Федоровна любила отдыхать, окруженная детьми, родными и ближайшими верноподданными друзьями. Сюда же часто спускался из своих апартаментов, по узкой деревянной витой лестнице, и сам Государь, если имел возможность выбрать свободный час от занятий. - Вот и моя просьба к тебе, - сказал Государь, приведя Львова в эту любимую комнату своей семьи, - я хочу поручить тебе важное дело. Ты будешь работать не для меня, а для России. Можешь ли ты написать русский Народный гимн? В одно мгновение Львов сознал всю важность возлагаемой на него работы и, припав к руке Государя, проговорил: - Это было бы счастьем моей жизни, но я не могу... - Можешь! - прервал Государь, - можешь, во-первых, потому, что ты русский и сразу понял, что надо, а во-вторых, - потому, что сегодня я слушал в твоем распеве молитву Господню и тоже понял, что ты можешь сделать то, что я тебе поручаю. В мае того же 1837 года Львов представил Государю текст русского Народного гимна. Государь внимательно прочитал его и сказал:

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/07/...

43. 1665 г. Черновой список деяния собора российских архиереев о челобитной патриарха Никона царю, от 14 Января 1665 г., в коей патриарх Никон предлагает условия, на которых он согласен на избрание нового патриарха а) Настоящего лета сего по седми тысящах от создания мира 174, от рождества же по плоти Господа Бога нашего Иисуса Христа 1666. По повелению великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, собравшись архиереи Росийского государства, преосвященные митрополиты и архиепископы и епископы имеющие волю и не присутствующих архиепископов Сибирского и Астраханского, Святого Духа призвав, да даст благодать свою, еже рассудить праведно писание, присланное к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, от святейшего Никона патриарха , за рукой его, в лето 7173, Января в 14 день, в нём же написано, яко от того дня жить святейшему Никону патриарху строения своего в монастырях Нового Иерусалима святого живоносного Воскресения Христова, или в монастыре пресвятой Богородицы Иверской, или в монастыре святого и животворящего Креста Господня, или в иных его строениях и приписных монастырях повольно. И священный собор присудил монастырь Воскресения Христова Новым Иерусалимом не именовать и не писать, а именовать и писать его так: монастырь Воскресения Христова, по образу церкви иерусалимской, или монастырь Новый Воскресения Христова. Зане пишет мудрый монах Максим Грек , яко един есть Иерусалим на земле и едина земля Иудейская, в ней же Христос родился и крестился во Иордане, на Фаворе преобразился, и на Голгофе распялся, и там негде близ погребеся, и по воскресению, пожив с учениками своими четыредесять дней, от Елеонской горы на небеса вознёсся. Второе. Яко люди народа Росийского зело блазнятся, суще невежди, о имени монастыря Нового Иерусалима, паче же в последние дни сия, вняже концы век достигоша. И в той их блазни великой есть хульное слово на святейшего Никона патриарха, той же хулы не можно написать. И того ради обоего не подобает писать ниже именовать монастырь он святого Христова Воскресения Новым Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Наиболее вероятной причиной отъезда И. из Киева был конфликт с местоблюстителем Киевской митрополии Мстиславским еп. Мефодием (Филимоновичем) . После смерти в мае 1663 г. Киевского митр. Дионисия (Балабана-Тукальского) И. вместе с др. представителями киевского духовенства обратился к старшине запорожского войска с просьбой не допустить еп. Мефодия к управлению митрополией; старшина в свою очередь должна была хлопотать перед царем, чтобы местоблюстителем стал Лазарь (Баранович) (см. текст обращения: Черниговские ГВ. 1858. 26. С. 201-202). В письме царю Алексею Михайловичу от 27 июля 1669 г. И. объяснял, что покинул Киев, потому что еп. Мефодий его «зело оскорбил и гонил». В качестве возможной причины отъезда И. из Киева в лит-ре часто называют разрушение Киево-Могилянской коллегии гетманом П. Д. Дорошенко в 1665 г. Однако Эйнгорн утверждает, что никакого разрушения коллегии не было ( Эйнгорн. 1899. С. 323). С этой т. зр. солидарен и С. Т. Голубев ( Голубев 1901. С. 337). Оба автора отмечают, что в сохранившихся челобитных царю, где руководство коллегии просит о материальной помощи, речь идет только об ущербе от пожара 1658 г. О пребывании И. после отъезда из Киева в Львове известно из 3 источников: из посвящения 3-го издания «Ключа разумения...» (1665) Львовскому еп. Арсению (Желиборскому), где И. пишет о гостеприимстве архиерея; из послесловия «Czytelniku zacny» к соч. И. «Stary Koció...»; из письма И. царю от 27 июля 1669 г. В Львове, по словам И., он занимался доработкой «Ключа разумения...», написанием и изданием соч. «Небо новое...» (1665; 1666). О пребывании в 1664-1665 гг. в Галичине И. сообщает в соч. «Небо новое...»; он рассказывает, что ему, «грешному иеромонаху Иоанникию», трижды являлась во сне Пресв. Богородица: 26 нояб. 1664 г. в Манявском в честь Воздвижения Креста Господня скиту (существовал в совр. с. Манява Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл.), 7 июля и 25 авг. 1665 г. в Львове. В послесловии «Czytelniku zacny» к соч. «Stary Koció...» И. также сообщает, что после Львова он «скитался на Подолье, Волыни, в Литве и в других местах», побывал в Луцке, Слуцке и др.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Приглашая Нектария в Москву на Собор по «делу» Никона, царь просил: «Принеси достойный жребий, держи прямо вес, ниже мне, ниже ему (Никону) норовя, но прямо рассекая правды борозду» 293 . Савва был взят под стражу, в июне его несколько раз допрашивали. Письмоносец Нектария пробыл в заключении до приезда в Москву восточных святителей на Собор 1666 г., которые писали иерусалимскому патриарху из русской столицы: «Еще же и пришествие наше бяше освобождение некоего грамотоносца твоего Севастьяна, егоже едва могохом многими прошеньми и моленьми от царскаго гнева и заключения свободна сотворити» 294 . Переписка между Саввой и Никоном началась спустя почти полгода после прибытия Саввы в Москву: в первом своём письме без даты Савва жаловался: «И зд пришедъ, и сжу толикое время запертъ» (Савва 1, л. 277). Несмотря на содержание его в заключении «в Верху, в палатах» царя, Савва находил возможность передавать свои письма Никону. Находящийся под стражей грек адресовал московскому патриарху 5 писем; нет даты только в первом письме, второе – 1 июня 1665 г., третье – 14 июня 1665 г., четвёртое – 1 января 1666 г., пятое – 2 января 1666 г. Никон ответил на второе, третье и пятое письма, отдельно составил небольшое послание Савве, на которое тот ответил 1 января 1666 г. Лишь третье письмо патриарха Никона имеет дату – 11 августа 1665 г. Таким образом. Савва Дмитриев и патриарх Никон переписывались в периоде мая 1665 г. по январь 1666 г. Переписка Афанасия, Саввы Дмитриева и Никона в автографах не сохранилась. Их послания бытовали в списках XVIII в. 295 ; опубликованные архимандритом Леонидом (Кавелиным) по рукописи из собр. В.М. Ундольского, содержащей крайне неисправный список 296 (ныне: РГБ, ф. 310, 415, л. 319–351), они до сих пор не привлекали внимания исследователей. Мне известны пять сборников, содержащих комплекс переписки патриарха Никона с греками – его сторонниками: количество и последовательность писем патриарха Никона и греков друг к другу во всех сборниках совпадает. Мной приняты следующие обозначения списков: ГИМ, собр. П.И. Щукина. 667 (конец XVII – первые десятилетия XVIII в.), л. 77об.–107 – Щ ; РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127 (первая треть XVIII в.), л. 266–292 – С ; ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 897 (1710–1720 гг.), л. 222об.–244 – Б1 ; ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 898 (1710–1720 гг.), л. 182об.–201об. – Б2 ; РГБ. ф. 310 (собр. В.М. Ундольского), 415 (середина XVIII в.), л. 319–351 – У . Списки делятся на две группы: первая – Щ, С; вторая Б1, Б2, У. Их основные отличия следующие: I группа (по списку Щ) II группа (по списку У) 1) «... и во всхъ сихь не согрши Иовъ...» (л. 93об.);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

...будучи ми в твоей столовой, свидтельствовал, глаголя, яко нчим мн заплатить за твою работу. – По мнению Я.Л. Барскова, патриарх Никон говорит здесь о первом соборном заседании во дворце в столовой палате 1 декабря 1666 г. – Барсков 1912, 343. «Иже воздает злое воздоброе. не подвижется злое из дому сего». – Притч. 17:13 . Господь бо, мстя, отмстит. – Ср.: Рим. 12:19 . «Ей, погибнут вси ненавидящий тя, и сокрушит Богъ челюсти их, и сами разсыплются, яко прах» – Переложение текстов трёх псалмов; ср.: Пс. 33:22 («погибнут вси ненавидяшии тя»); 57:7 («сокрушит Богъ челюсти их»); 34:5 («сами разсыплются, яко прах»). Самъ при испытании моем свидтельствовал... И после тово все не так сталося. – Разговор патриарха Никона с царём подобного содержания на соборном заседании 5 декабря 1666 г. описал и клирик Иван Шушерин в «Известии» (это заседание биограф датировал 3 декабря). По Шушерину, царь упрекал Никона в оскорблении его чести, когда перед поездкой на Собор патриарх постился, исповедался, соборовался и отслужил литургию, как будто готовясь к смерти. Никон подтвердил, что, совершая все эти деяния, он действительно приготовлял себя к смерти, а не только к страданиям к мучениям – Шушерин 1997, 124. ...якоже Иовъ сказует: «Смерть мужу покой есть». – Иов 3:23 . Л. 184 ...Господь Бог будет ти ратникъ... – Ср.: Рим. 12:19 . ...по длом руку твоею воздастъ теб Господь. – Выражение часто встречается в Ветхом Завете; ср.: Пс. 27:4; 61:13 ; Притч. 12:14 . «В длех руку своею увязъ грешник». – Пс. 9:17 . И паче всякого убийцы и душегубца пристав зло зло прелют... – Пристав Степан Лаврентьевич Наумов. Келарь всесовершен воръ... – Келарь Ферапонтова монастыря Макарий Злобин. Келарь – монастырский эконом; инок, ведающий монастырскими поместьями. «Иже бо аще погубит душу свою Мене ради и Евангелия ради, той спасет ю». – Мк. 8:35 . 1668 г. 3 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (9 октября) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 54–56. Столбец из трёх сставов. Автограф. Филигрань «Голова шута»; по срезу видны отдельно верхняя и нижняя части знака; верхняя часть напоминает: Дианова 1997, 314 (1663, 1664), 315 (1664, 1665), 316 (1664, 1666), 317 (1664, 1665), 318 (1665, 1666); нижняя часть типа: Дианова 1997, 310 (1660, 1661), 311 (1660, 1662), 315 (1664, 1665).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

† Смиренный Арсений, Божьей милостью, архиепископ Псковский и Изборский. л) 1665 г., Февраля 28. Соборное постановление о снятии церковного отлучения с успенского протопопа Михаила и ключарей Иова и Феодора, по их просьбе от 21 Февраля 1665 г., за принятие благословения от патриарха Никона во время прихода его в Успенский собор, 18 Декабря 1664 г. А соборной апостольской Великой церкви Успения пресвятой Богородицы протопопа Михаила и ключарей Иева и Феодора за сие ж, что они протопоп и ключари от бывшего Никона патриарха , в пришествие его в соборную апостольскую церковь , благословение от него приняли, судихом соборно же от божественной службы отлучить. И Февраля в 21 день преосвященным митрополитам и архиепископам били челом протопоп и ключари о разрешении запрещения им. И преосвященные митрополиты и архиепископы, для великого торжественного празднественного дня рождения благоверной государыни царевны и великой княжны Евдокии Алексеевны, по благодати, данной нам от Пресвятого и Животворящего Духа, их, соборного протопопа Михайла и ключарей Иева и Феодора от запрещения разрешить и в соборной апостольской церкви в своих степенях благословили служить невозбранно. † Смиренный Питирим, Божьей милостью, митрополит Великого Новаграда и Великих Лук. † Смиренный Лаврентий, Божьей милостью, митрополит Казанский и Свияжский. † Смиренный Павел, Божьей милостью, митрополит Сарский и Подонский подписал. † ταπεινς μητροπολτης Γζης κα πρτιμος Πασιος δ χειρ πγραψα. † Смиренный Феодосий митрополит. † ταπεινς μητροπολτης μασεας Κοσμς. † Смиренный Симон, архиепископ Вологодский и Белоозерский. † Смиренный Филарет, Божьей милостью, архиепископ Смоленский и Дорогобужский. † Смиренный Иларион, Божьей милостью, архиепископ Рязанский и Муромский. † Смиренный Иоасаф Божьей милостью, архиепископ Тверский и Кашинский. м) 1665 г., Марта 20. Список с царской грамоты Новгородскому митрополиту Питириму о назначении Сарского и Подонского митрополита Павла блюстителем патриаршего престола, и о бытии Ростовскому митрополиту Ионе по-прежнему на своей епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Никон увез с собой посох Московского свт. Петра , и П. по поручению царя был отправлен за посохом. При этом отношения Никона и П. обострились, опальный патриарх отказался отдать посох, не признав П. архиереем и упомянув, что знал его «в попах», а кто поставил его митрополитом, он якобы не знал ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 238). Переговоры продолжались неск. часов подряд. П. также допрашивал Никона о причинах приезда последнего в Москву. Наконец, 19 дек. 1664 г. П. вернулся в Москву, а чуть позже был доставлен посох свт. Петра вместе с письмами Никона. По вопросу о принятии митр. Ионой благословения от Никона с 22 дек. 1664 г. проходили соборные совещания и заседания, на к-рых присутствовал П. В кон. марта 1665 г. царь, посоветовавшись с Собором, принял решение о назначении П. местоблюстителем Патриаршего престола (Там же. С. 243). Во время пребывания митр. Ионы под церковным судом П. осуществлял управление Ростовской митрополией. В 1664-1665 гг. П. участвовал в борьбе со старообрядчеством, неоднократно допрашивал наиболее видных деятелей раскола. Так, в авг. 1665 г. после допроса И. Неронова П. передал его для дальнейшего разбирательства Вологодскому архиеп. Симону. Впосл. И. Неронов обвинял П. в жестокости, сообщал, что П. гнал и мучил его «паче Никона» (МДИР. Т. 1. С. 239). П. был знаком с прот. Аввакумом Петровым. По сообщению последнего, после возвращения из сибирской ссылки, в 1663 г., он часто ходил к П. «бранитца со отступниками». В 1665 г., по возвращении Аввакума из Мезени, П. допрашивал его: «...у себе на дворе, привлачая к своей прелестной вере, томил всяко пять дней; и козновав и стязався со мною… И лаяше меня Павел и посылаша к чорту… разошлись, яко пьяни, не могли и поесть после крику» (цит. по: Зиборов, Яковлев. 1998. С. 5). 15 мая 1666 г. П. призывал к себе старца Серапиона, уставщика Симонова мон-ря, и допрашивал о вере, через 2 дня на Соборе Серапион подтвердил приверженность к офиц. Церкви и был прощен ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 325). 2 нояб. 1666 г. П. как местоблюститель Патриаршего престола встречал патриархов Антиохийского Макария III и Александрийского Паисия за Земляным городом, говорил перед ними речь и вел крестным ходом в город (ДАИ. Т. 5. С. 98). П. занимался организационными вопросами, напр., касающимися въезда в Москву Никона ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 343). На Соборе П. выполнял и функции толмача. П. присутствовал на большинстве заседаний Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , выступал одним из обвинителей Никона. По свидетельству И. Шушерина, П. и митр. Новгородский Питирим, как «дикие звери», нападали на Никона (Там же. С. 429). Сам сведенный с кафедры патриарх видел в митр. Новгородском Питириме и П. своих главных противников и просил Собор удалить их с заседания (обвинив в намерении его отравить), но получил отказ. П. и митр. Питирим направили Собору письмо, защищаясь от клеветы. После прочтения письма на соборном заседании обвинения Никона были отвергнуты.

http://pravenc.ru/text/2578473.html

перешла в ведение православ. духовенства и в 1844 г. обращена в собор. В м-ре погребен гетман Иван Серпяга (Подкова), убитый в 1576 г., а через год друг его гетман Жах принял здесь иночество. “Описание жития св. преп. муч. Макария, архим. Овручского”, Киев, изд. 2-е, 1853 г.; “Полн. собр. лет.”, I, 136; II, 21, 297; “Ист. Росс. Иер.”, V, 359; Ратшин, 140; Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.”, 542; Архиеп. Нафанаила, “Житие св. Макария”, брошюра, изд. 1848 г.; “Чтения в И. Общ. ист. и древн.”, 1846 г., 2, 30, 55; 3, I, 117 (здесь назван Старо-Коневским); там же, 1869 г., III, Отд. 1, 244 (Путеш. в 1810 г. кн. Долгорукого); 1870 г., II, Отд. 2, 67 (архим. Макарий замучен турками в 1678 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 32 (архим. Иов Заюнсконский 1660 г. и Сильвестр 1665 г.); Теодорович, “Ист.-стат. опис. Волын. епар.”, I, 315; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, IV, 58 (Наказ 1658 г. о наградах Войску Запорож.; архим. Авруцкий, Феофан Креховецкий, по­лучил 2 пары по 4 руб. да пару в 3 руб. из запасных соболей); VI, 1 (Акты 1665 г. о пребыв. в Москве гетмана Брюховецкого; статья – роспись на пожалованье вотчиною, статья XXIII пожалов. игум. Селивестру книг, статья XXIV пожалов. риз), 20 (Челобитн. 1665 г. о пожаловании вновь грамот на имения); IX, 8 (Письмо 1669 г. митроп. Иосифа Тукальского к архим. Киево-Печер. лавры; оно писано в Канев­ском м-ре пресв. Богородицы); “Акты Зап. Р.”, V, 67 (Универсал 1665 г. о предоставл. м-рю во влад. Пещанской мельн. на р. Супое на продовол. братии и вновь поступившей из разорен. Терехтемировской обители; игум. Селивестр), 79 (Подтвержд. универс. 1670 г. на влад. маетност. и угодьями); “Журн. Мин. Ви. Дел”, 1849 г., 37 (Бубнов. сотня; об архим. Макарие); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г. 326 (записки св. Димитрия Ростов.; в 1678 г., игум. Овруцкий Феофан Креховский); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. 15, VIII (грам. 1659 г. короля Иоанна Казимира, подтверждающая Феофана Креховского в должности Овруцкого архим., а по переходе его в Слуцк, тоже архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2 января 1665 г. в Турции на приеме у иерусалимского патриарха Нектария было посольство от русского царя: с грамотой царя Алексея Михайловича Мелетий Грек отправил к патриарху Стефана Грека, подьячего П. Оловянникова и переводчика Василия Грека. Послы русского царя уговаривали патриарха ехать в Москву, обсуждали приезд в Москву иконийского митрополита Афанасия и его возражения против подлинности патриарших грамот, отосланных ранее в Россию с Мелетием; 4 января Нектарий дал свое согласие приехать в Москву на собор и послал к царю Алексею Михайловичу письмо, но потом стал колебаться и отказался – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 7, л. 1а – 14а; Гиббенет 2, 166, 759 – 768. 24 марта 1665 г. в Москве получено донесение Мелетия Грека с известием, что иерусалимский патриарх отказался ехать в Москву из-за боязни турецкого султана – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 7; Гиббенет 2, 796 – 798. А через месяц, 25 апреля, иерусалимский патриарх писал царю Алексею Михайловичу о невозможности прибыть в Москву в связи с тяжелыми болезнями – Гиббенет 2, 811 – 813. 3 июня грек Анастасий Юрьев привез в Москву письмо от иерусалимского архимандрита Иоасафа к царю Алексею Михайловичу (написано 7 апреля) о достоверности патриарших писем, привезенных Мелетием Греком, и неверности показаний митрополита Иконийского Афанасия – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 7; Гиббенет 2, 801 – 802. Зимой 1665 г. Мелетий прибыл в Египет и после длительного собеседования с александрийским патриархом Паисием убедил его ехать в Россию. Из Египта Мелетий отправился на Синайскую гору для поклонения святыне и склонил тамошнегоархиепископа Ананию из области иерусалимского патриарха приехать на московский Собор. Антиохийский патриарх Макарий находился в Грузии. Туда отправился Мелетий и убедил патриарха Макария снова посетить Москву, а по пути склонил к поездке на московский Собор бывшего трапезундского митрополита Филофея из церковной области константинопольского патриарха. Уже в ноябре и декабре 1665 г. Мелетий посылает в Москву донесения о передвижениях александрийского и антиохийского патриархов с просьбой о предоставлении им транспорта для следования его с ними по России – РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010