С. Чертковой (урожд. Тевяшевой; 1770-1827) и находился в Воронеже в домовом храме семьи, за престолом, а затем был вложен им в ц. Рождества Христова слободы Михайловка Богучарского уезда Воронежской губ. Год передачи иконы в Михайловку в надписи отсутствует; согласно С. И. Снессоревой, это произошло в 1846 г. ( Снессорева. 1898). Еще одна надпись на обороте, видимо, являлась переводом с молдав. языка текста, расположенного на лицевой части образа: «Достоверное изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, которое находится во святом монастыре, именуемом Нямецким (Нямцулы) на земли Молдавской, прислана от благочестивейшего Константинопольского Императора Андроника Палеолога Александру Воеводе страны Молдавской в 6907 (1399) году» (Там же). Этот текст с альтернативной версией дарения Н. и. свидетельствует о том, что к 40-м гг. XIX в. сообщение митр. Молдавского Георгия IV, оставленное чуть более столетия назад (1723), как таковое не фигурировало или было искажено; сама же версия не соответствует историческим реалиям, поскольку к началу господарства Александру Доброго в 1400 г. имп. Андроник IV Палеолог уже скончался († 1385), а Андроник V Палеолог (1400-1407), если учитывать приведенный в надписи на иконе год, еще не родился. Арх.: Andronic (Popovici), mon. Istorie pentru icoana cea fctoare de minuni a Maicii Domnului, care se afl în mnstirea Neamu i pentru minunile ce s-au fcut, 1859 (manuscris)//Arhiva de Stat, Chiinu. F. 2119. Inv. 3. Unitatea de pstrare nr. 45. Ист.: Иоанникий Галятовский, иером. Небо новое з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами Своими. Львов, 1665. Л. 77-77 об.; Могилёв, 16994. Л. 120 об.- 121 об. Лит.: Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 18982. С. 195; Поселянин Е. Богоматерь. С. 388-389; Iorga N. Cea mai veche icoan din Moldova, care îns nu e veche//Bul. Comis. monumentelor istorice. Bucur., 1931. An. 24. Fasc. 67. P. 29-30; idem. Les arts mineurs en Roumanie. Bucarest, 1934. T. 1. P. 8; idem. Istoria vieii bizantine. Bucur., 1974. P. 564; Ivan I., diac., Porcescu S., preot. Mnstirea Neam. Iai, 1981. P. 166-172; Costea C. Un exemplar de art paleolog în România//An. Inst. de istorie i arheologie «A. D. Xenopol». Iai, 1989. An. 26. N 1. P. 381-392; Efremov А. Icoane româneti. Bucur., 2003. P. 73-74, 76, 173-174 (Not. 6), 199 (Сат. 61) (с библиогр.); Luca (Diaconu), arhim. Icoana Maicii Domnului de la mnstirea Neam - cea mai frumoas oper bizantin de tip Hodighitria conoscut//Cinstirea sfintelor icoane în Ortodoxie: Retrospectiv istoric, momente cruciale de stabilire a teologiei icoanei i de criz major. Iai, 2008. P. 276-313; idem. Icoana bizantin a Maicii Domnului de la mnstirea Neam. Iai, 2010; Parpulov G. R. The Miraculous Icon of the Neam Monastery//Rev. Roumaine d " Histoire de l " Art. Sér. Beaux-Arts. 2018 (в печ.). Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578017.html

В Нямецком Вознесенском мон-ре находилась выносная (литийная) икона Божией Матери, на оборотной стороне к-рой был изображен стоящий Г., поражающий копьем змея. По названию мон-ря эта икона именуется Нямецкой. В правление молдав. господаря Георге Стефана (1653-1658) от нее многократно совершались чудеса (преклонение до земли во время крестного хода в престольный праздник и хождение по воздуху), зафиксированные архим. Иоанникием (Галятовским) в кн. «Небо новое с новыми звездами» (Львов, 1665. Л. 76 об.- 77). В воздвизальный крест (1553) были вложены святыни, среди к-рых в надписи на обороте пластины кон. XVII - нач. XVIII в. упоминается частица мощей Г. (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С. 63-165). В 1557 г. митр. Иоасаф Кизический привез Иоанну Грозному в подарок от К-польского патриарха Дионисия II мощи Г., вмч. Пантелеимона и ап. Варнавы (ПСРЛ. Т. 13. С. 275). «Чиновник соборный», содержащий службы 10-20-х гг. XVIII в., предписывал 23 апр. выносить для поклонения в Успенский собор мощи Г. ( Голубцов. С. 224). В описях Образной палаты (1669) Московского Благовещенского собора (1680-1681) и Успенского собора (1701) упоминаются частицы мощей и кровь Г. (Христианские реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 114-115). В описи Новгородского Софийского собора (1749) указан ковчег с мощами святых, в т. ч. Г. (Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39). В наст. время частицы мощей Г. хранятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках. В 1998 г. мэр Москвы Ю. М. Лужков передал Патриарху Алексию II частицу мощей Г., испрошенную в дар в Лидде у Иерусалимского Патриарха Диодора. В наст. время привезенная из Лидды частица мощей находится в храме во имя вмч. Георгия на Поклонной горе. С 22 авг. по 28 сент. 2005 г. в Россию для поклонения была привезена часть мощей Г., хранящаяся в афонском мон-ре Кутлумуш. Ист.: Голубцов А. П. Чиновники Моск. Успенского собора и выходы патриарха. М., 1908; Абрамович Д. И. Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 59-60; Жуковская Л. П. Двести списков XIV-XVII вв. небольшой статьи как лингвист. и ист. источник: Статья Пролога о построении церкви во имя Георгия Ярославом Мудрым//Ист. традиции духовной культуры народов СССР и современность. К., 1987. С. 40-41.

http://pravenc.ru/text/162188.html

у., сохранились: “Зерцало Богосло­вия”, 1692 г., и Евангелие учительное, 1695 г.; обе напечатаны в Уневском м-ре; Евангелие учительное сохранилось также и в Старо-Никитской церк. гор. Тулы. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 468 (только упоми­нается в Польше); “Калуж. губ. в.”, 1857 г., 31 (старо-печатн. книги в пустыни); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 546, 16; “Матер. для ист.-стат. опис. Тульск. губ.”, вып. I, св. храмы, 159; “Акты Зап. Р.”, II, 205 (Обыскн. запись 1540 г. Львов. правосл. дворян и гражд. об оправдании ими еписк. Макария; игум. Феодосий); III, 14 (Позывн. гр. 1555 г. Киев. митроп. Макария Львов. еписк. Арсению о явке на суд по жалобе на не­го архим. Анастасия о присвоении м-ря и его иму­щества), 15 (Позывн. гр. 1555 г. Киев. митр. Макарию о явке на королев. суд по жалобе на него Львов. еп. Арсения о присвоении м-ря), 126 (Запись 1581 г. Львов. двор. Вас. Болобана вла­стям м-ря о принятии им на себя звания попе­чителя м-ря); IV, 50 (Два протеста 1594 г. о незакон. осужд. еписк. Гедеона и игум. Феодосия Терлецкого), 137 (Послание 1599 г. митр. Ми­хаила Рагозы старцам м-ря о перенесении при­теснений, причинен. еписк. Гедеоном Болобаном), 157 (Мировая 1602 г. еп. Гедеона Болоб. и Львовского ставроп. братства; игум. м-ря Исаия Болобан), 169 (Послание 1607 г. архим. Исаии Болоб. с извещ. о смерти Львов. еписк. Гедео­на), 170 (Посл. 1607 г. кн. Конст. Острожского Львов. братству о содействии в избрании архим. Исаии Болоб. на еписк. Львов.), 173 (Обязатель­ство 1607 г. Львов. протопопа Гр. Негребецкого, данное архим. Исаии Болоб. быть ему послушн.); V, 167 (Послание 1687 г. Львов. еписк. Иосифа Шумлян. правосл. духовен.; упоминается о книге «Зерцало», изданн. в м-ре 1680 г.); “Временник Общ. ист. и древ.”, 1849 г., IV, смесь, 8 (печата­ние началось около 1670 г. при игум. Варлааме Шептицком); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. VI, 123, LXI (Заявление 1597 г. игумена Уневского Преч. м-ря Ионы Осташевича Гулялницкого о том, что он по старости уступает м-рь королев. ротмистру Григорию Гулялницкому); т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

6П.4–1 Песнопения Всенощного бдения 6003. ТРУБАЧЕВ С. А.Д. Кастальский. “С нами Бог”. – 1986, 1, 76. 6004. “С НАМИ Бог”. (Соловецкий напев). – 1987, 1, 77. 6005. “БЛАГОСЛОВИ душе моя”. (Греческий распев). – 1986, 12, 76. 6006. ПРОКИМЕН на утрени, глас 4-й. (Знаменный распев). – 1987, 10, 79. 6007. CTUXIPA по 50-м псалме. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1989, 1, 78. 6008. “БЛАЖЕН муж…” (Напев Зосимовской пустыни). – 1989, 2, 77. 6009. ХВАЛИТЕ имя Господне. (Валаамский напев). – 1989, 12, 77. 6010. “СПОДОБИ, Господи, в вечер сей…” (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1990, 10, 76. 6011. МИРОНОСИЦКИЙ П. Благословлю Господа на всякое время. – 1990, 12, 77. 6012. ДВОРЕЦКИЙ И., АМВРОСИЙ, иером. Свете тихий. – 1991, 2, 78. 6П.4–2 Песнопения Божественной литургии 6013. ИОСИФ, иеродиак. Н.А. Римский-Корсаков. “Отче наш”. – 1986, 2, 79. 6014. В ПАМЯТЬ вечную. (Греческий распев). – 1986, 6, 79. 6015. ТЕЛО Христово приимите. – 1986, 6, 80. 6016. ХЕРУВИМСКАЯ песнь. – 1986, 7, 77. 6017. ХЕРУВИМСКАЯ песнь. (Старо-Симоновская). – 1989, 10, 77. 6018. ХЕРУВИМСКАЯ песнь. (Греческий распев). – 1990, 1, 76. 6019. ИЗ ПЕСНОПЕНИЙ при архиерейском служении: 1. “Достойно есть…” (Знаменный распев, глас 6). – 1987, 5, 78. 2. ”Тон дэспотин…” (Знаменный распев). – 1987, 5, 79. 6020. АНТИФОНЫ вседневные и Аллилуиа по Апостоле. – 1987, 6, 77. 6021. “МИЛОСТЬ мира…”(“Дъячковское”). – 1987, 8, 75. 6022. МИЛОСТЬ мира. (“Невская”). – 1989, 7, 7. 6023. МИЛОСТЬ мира. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1989, 11, 77. 6024. МИЛОСТЬ мира. (Напев “Помощник и Покровитель”). – 1990, 6, 77. 6025. ПРОКИМЕН на литургии, глас 3-й. (Московский напев). – 1988, 12, 79. 6026. ДОСТОЙНО есть…-1990, 7, 79. 6027. ВО ЦАРСТВИИ Твоем… (Саровский напев). – 1990, 9, 77. 6028. ПЕСНОПЕНИЯ из службы Бесплотныи Силам: 1. Причастный стих. (Греческий распев). – 1990, 11, 77. 2. Прокимен, глас 4-й. (Киевский распев). – 1990, 11, 78. 6029. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Н. Воскресный запричастный стих. – 1991, 1, 78. 6П.4–3 Песнопения двунадесятых и великих праздников, включая 1000-летие Крещения Руси

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пс.77:35.   И помянуша, яко Бог Помощник им есть, и Бог Вышний Избавитель им есть. Пс.77:36.   И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: Пс.77:37.   Сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его. Пс.77:38.   Тойже есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит, и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего. Пс.77:39.   И помяну, яко плоть суть: дух ходяй и не обращаяйся. Бог умилосердился над ними; хотя видел, что совершенно предались они плотскому мудрованию и не обращаются к покаянию. Только по великому Своему человеколюбию Он не погубил всех евреев в пустыне, но пощадил и помиловал (Афанасий). Пс.77:40.   Коль краты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней; Пс.77:41.   И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Израилева раздражиша. Давид показывает Божие долготерпение и удивляется глубине нечестия иудеев — даже «в пустыни, в земле безводней» , терпя нужду — они прогневляли и многажды преогорчевали Его, когда следовало бы быть смиренными. «Святой Израилев» — Моисей и Христос. Ибо как на Моисея, так и на Иисуса Христа роптали они (Златоуст). Пс.77:42.   И не помянуша руки Его в день, воньже избави я из руки оскорбляюшаго: Описывает второй способ благодетельности, а именно: бедствия, постигшие врагов (Афанасий). Пс.77:43.   Якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе. Пс.77:44.   И преложи в кровь реки их, и источники их, яко да не пиют. Пс.77:45.   Посла на ня песия мухи и поядоша я, и жабы, и растли я. Пс.77:46.   И даде рже плоды их, и труды их пругом. Пс.77:47.   Уби градом винограды их, и черничие их сланою. Пс.77:48.   И предаде граду скоты их, и имение их огню. Пс.77:49.   Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми. Псалом дополняет то, что умолчано Моисеем (см. Исх. 12:29). «Ангелы люты» — это силы, служащие для исполнения наказаний. Бог наказывал египтян не Сам, но через добрых ангелов. «Яростию, гневом и скорбию» Пророк называет жестокие казни (Златоуст, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.77:5.   И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили: елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим. Пс.77:6.   Яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим. Пс.77:7.   Да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут. Пс.77:8.   Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего, и не увери с Богом духа своего. «Род строптив» — сердце непостоянное: то к Богу, то к Моисею, то к тельцу, то к другим идолам (Феодорит). Пс.77:9.   Сынове Ефремли наляцающе и стреляюше луки, возвратишася в день брани. Особенно неверно Богу было колено «Ефремово» , которое само впало в идолопоклонство золотым тельцам и вовлекло в него и другие 9 колен. За эту измену Бог лишил их мужества: обладая большим искусством стрелять из лука, они, впав в малодушие, убоялись и обратились назад в день битвы (Феодорит). Пс.77:10.   Не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити. Пс.77:11.   И забыша благодеяния Его, и чудеса Его, яже показа им. Пс.77:12.   Пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей, на поли Танеосе. В немногих словах Пророк напомнил им все чудеса, за забвение которых он их упрекает. «Поле Танеосе» — это обширнейшее владение фараона, находившееся вблизи города «Таниса» , столицы царства фараона (Златоуст, Феодорит). Пс.77:13.   Разверзе море, и проведе их: представи воды яко мех. Пс.77:15.   И настави я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня. Пс.77:15.   Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе. Пс.77:16.   И изведе воду из камене: и низведе яко реки воды. Пс.77:17.   И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней. Пророк обвиняет иудеев в том, что они, получая такие чудеса, продолжали грешить против Чудотворца, оставаясь неблагодарными Щедродавцу (Златоуст, Феодорит). Пс.77:18.   И искусиша Бога в сердцах своих, воспросити брашна душам своим. Они вознамерились искусить Божию силу и, захотев пищи, не просили ее, но жаловались на Бога, как якобы не могущего пропитать их (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Архитектор Николай Александрович Львов Николай Александрович Львов (1751–1803) был выдающимся русским архитектором, гравером, поэтом и музыкантом, чья многогранная деятельность оставила значительный след в российской культуре эпохи Просвещения. Родился в семье прапорщика в имении Никольское-Черенчицы в Тверской губернии. Его таланты проявлялись в различных областях, включая архитектуру, инженерию, графику, музыку и литературу. В архитектуре Львов известен своими постройками, особенно в Санкт-Петербурге и его окрестностях, а также соборами, усадебными комплексами в Тверской, Новгородской и Московской губерниях. Его работы отличаются использованием классических мотивов, инновационными строительными материалами и техниками, а также уникальным сочетанием традиционных русских и западноевропейских архитектурных элементов. Среди значимых работ Львова — Борисоглебский собор в Торжке и собор Святого Иосифа в Могилеве, который был взорван в 1938 году. Львов также проявил себя как талантливый конструктор, исследуя новые строительные материалы и разрабатывая методы отопления и вентиляции зданий. Его интерес к народному творчеству привел к созданию сборника «Собрание русских народных песен с их голосами» в 1790 году, ставшего значительным вкладом в сохранение русского культурного наследия. Львов активно участвовал в общественной жизни своего времени, входил в кружок Гаврилы Державина и других выдающихся деятелей культуры. Его жизнь была наполнена поисками новых идей и методов в архитектуре, искусстве и науке, что делает его одной из самых ярких фигур русского Просвещения. Важной частью его наследия являются архитектурные памятники в Торжокском районе Тверской области, где до сих пор хранятся воспоминания и постройки этого замечательного архитектора. Николай Львов оставил потомкам потрясающие храмы и усадьбы, отражающие его гениальный вкус и мастерство. Список храмов, которые построил Николай Александрович Львов (или с его участием) Беларусь, Могилёвская область Собор Иосифа Обручника (утрачена)

http://sobory.ru/architect/nalvov

Изд.: PG. 88. Col. 1887-1977; Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой и славянской/Изд. Н. А. Заозерский, А. С. Хаханов. М., 1902; Бенешевич В. Н. Канонический сборник XIV титулов, со 2-й четв. VII в. до 883 г.: К древнейшей истории источников права греко-восточной Церкви. СПб., 1905; Arranz M. I penitenziali bizantini: Il Protokanonarion o Kanonarion Primitivo di Giovanni Monaco e Diacono e il Deuterokanonarion o «Secondo Kanonarion» di Basilio Monaco. R., 1993. P. 30-120 [Protokanonarion], 154-206 [Deuterokanonarion]. Ист.: Pelagius, papa. Epistola ad Ioannem//PL. 72. Col. 738-744; Greg. Magn. Reg. epist. I 4//MGH. Epp. 1891. T. 1. P. 5; III. 52//PL. 77. Col. 647-649; V 39//PL. 77. Col. 749a; V 41//PL. 77. Col. 771a; V 44//PL. 76. Col. 738c - 743; V 45//PL. 77. Col. 743-744; VI 14//PL. 77. Col. 805-806; VI 15//PL. 77. Col. 807c; VI 16//PL. 77. Col. 808c - 809a; VI 17//PL. 77. Col. 809-810; VI 62//PL. 77. Col. 850; VII 31//PL. 77. Col. 893; IX 135//PL. 77. Col. 981; IX. 156//PL. 76. Col. 1004; Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 3, 39, 52; Evagr. Schol. Hist. eccl. VI 7, 24; Isid. Hisp. De vir illustr. 39//PL. 83. Col. 1101-1102; Theophyl. Sim. Hist. I 1, 10, 11; VII 6; John of Nikiou. Chronicle/Ed. R. H. Charles, D. Litt. L., 1916. P. 156; Niceph. Chronogr. P. 118; Theoph. Chron. P. 251, 267, 272; SynCP. Col. 7-8, 474, 938, 1038; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVIII 34//PG. 147. Col. 396; idem. Catalog.//Ibid. Col. 456; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 234; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48; T. 3. C. 345. Лит.: Номокан. при Б. Треб.; Суворов Н. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава Вост. Церкви//ВВ. 1901. Т. 8. С. 357-434; 1902. Т. 9. С. 378-417; Алмазов А. Канонарий монаха Иоанна: К вопросу о первоначальной судьбе Номоканона Иоанна Постника. Од., 1907; Vailh é S. Le titre de «patriarche oecuménique» avant S. Grégoire le Grand//EO. 1908. Vol. 11. P. 65-69; Higgins M. J. The Persian War of the Emperor Maurice. Wash., 1939. Vol. 1. P. 43-45; Herman E. Il più antico penitenziale greco//OCP. 1953. Vol. 19. P. 70-127; RegPatr, N 264-272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 423-425; Honigmann E. Trois mémoires posthumes d " histoire et de géographie de l " Orient chrétien. Brux., 1961. P. 59-64; ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1210-1211; DSAMDH. Vol. 8. Col. 586-589; CPG, N 7555-7560; ODB. Vol. 2. Col. 1049; Vol. 3. 1491; Кулаковский. История. Т. 2. С. 388; Мейендорф И., протопр. Святитель Григорий Великий и византийское папство// Он же. История Церкви и вост.-христ. мистика. М., 2000. С. 215-242.

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

Лит.: Головацкий Я. Львовская русская епархия перед стома леты//Зоря Галицкая яко альбум. Львов, 1860. С. 251-269; Петрушевич А. С. Иосиф (Шумлянский)//Галичанин. Львов, 1862. Вып. 1. С. 119-120; он же. Сводная галицко-русская летопись с 1600 по 1700 г. Ч. 1//Наук. сб. на 1872, издаваемый лит. об-вом Галицко-русская Матица. Львов, 1873. С. 598, 683-684; Коссак М. М. Шематизм провинции св. Спасителя чина св. Василя Великого в Галиции и короткий погляд на мон-ри и монашество руске от заведення на Руси веры Христовой аж по нинишное время. Львов, 1867. С. 260-265; он же. Mohacmupi Галичини//Лавра. Львов, 1999. 9. С. 51; Pelesz J. Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom von den altesten Zeiten bis auf die Gegenwart. W., 1880. Bd. 2. S. 283-287, 337-341; Мирон [Франко И.]. Иосиф (Шумлянский), последний правосл. епископ Львовский и его «Метрика»//Киевская старина. 1891. 33. С. 337-362; 34. С. 1-21; Шараневич И. Иосиф Шумлянский, рус. епископ Львовский од 1667 р. до 1708 р.//Временник Ставропигийского ин-та с месяцесловом на 1897 г. Львов, 1896. С. 150-165; Антонович В. Нарис становища правосл. церкви на Ykpaïhi biд пол. XVII до kih. XVIII ст.// Левицький О., Антонович В. Poзbiдku про церк. biдhocuhu на Ykpaïhi-Pycu у XVI-XVIII ст. Льbib, 1900. С. 81-154; Рудович I., свящ. Yhiя в Льbibckiй Львов, 1900. С. 45-54, 58, 61-62; он же. Коротка icmopiя Льbibcьko-Гaлuцьkoï Жовква, 1902. С. 37-42; Титов Ф. И., свящ. Рус. Правосл. Церковь в Польско-Литовском государстве в XVII-XVIII вв. Т. 1: Зап. Русь в борьбе за веру и народность в XVII-XVIII вв., 1-я пол. тома (1654-1725). К., 1905; Курганович С. В. Дионисий Жабокрицкий, епископ Луцкий и Острожский: Ист.-биогр. очерк. К., 1914; Andrusiak M. Józef Szumlaski, pierwszy biskup unicki lwowski (1667-1708): Zarys biograficzny. Lwów, 1934. S. 25-30, 32-33, 36-65; idem. Pugna de sede episcopai=Боротьба за епископську катедру//Analecta OSBM=Зап. ЧСВВ. Ser. 1. 1935. Vol. 6. Part 1/2. S. 85-200; он же. Льbibcьke, Галицьке й Кам " яheць-Noдiльcьke православне (в 1539-1700 рр.) та й yhiяmcьke (в 1700-1808 рр.) у Льbobi//Lohos=Логос.

http://pravenc.ru/text/578563.html

В сент. 1887 г. в Витебске М. основал Полоцкое братство во имя равноап. кн. Владимира. В 1-й год существования братства в нем состояли ок. 500 чел. Братство постоянно пользовалось поддержкой со стороны преосвященного. С 1884 г. М. конфликтовал с обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым , к-рый среди прочего критиковал радикальные инициативы епископа, направленные на искоренение старообрядческого раскола, и предложил ему подать прошение об увольнении на покой. 25 февр. 1889 г. М. был уволен на покой и назначен присутствующим в Синоде. Проживал в С.-Петербурге. В Синоде М. неоднократно ходатайствовал о нуждах правосл. Холмщины, в частности, неск. раз ставил вопрос об отделении от Варшавской епархии Холмской и Люблинской епархии. Также М. оказывал материальную помощь холмскому Рождество-Богородичному братству, оставаясь его почетным членом. В мае 1900 г. М. вместе с делегацией холмского духовенства во главе с прот. И. Гошовским был торжественно принят имп. св. Николаем II Александровичем в Зимнем дворце по случаю 25-летия воссоединения холмских униатов. 20-22 февр. 1901 г. М. подписал постановление Синода об отлучении Л. Н. Толстого от Церкви. М. был погребен в Исидоровской ц. Александро-Невской в честь Святой Троицы лавры . В 1932 г. останки М. были перенесены на Никольское кладбище лавры. Соч.: Немира//Зоря Галицкая. Львов, 1853. 14, 16-21, 23-28; Галич//Там же. 1854. 6; Короледворська рукопись//Там же. 1856. 10, 18, 29-30, 33-36, 48-52; Боян певца Игоревого есть Иоанн Несторовый//Там же. 16/17; Католическое нравоучение. Львов, 1857; Нравственное богословие. Львов, 1857; Причины мирного и скорого розширения веры Христовой на Руси//Зоря Галицкая яко альбумна, год 1860. Львов, 1860. С. 132-155; Нога и чобот//Львовянин: Приручный и Господарский месяцеслов на рок 1861. Льbib, 1861. С. 46; Сокращенная литургика. Львов, 1862; албо наука про богослуження греко-католической Церкви. Львов, 1863; Сто образков из природы для чтения юношества. Львов, 1865; Речь, произнесенная о. Маркеллом (Попелем), при наречии его во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии, мая, 1875//Пастырство и архипастырство: Сб. речей, произнесенных при наречении и посвящении в епископский сан. К., 1875. С. 407-414.

http://pravenc.ru/text/2562314.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010