Заметь и усердие слепых, о котором можно судить по их крику и молению; они не просто приступили, но взывали громким голосом, — ничего больше не говоря, кроме: помилуй ны! Сыном же Давидовым называли потому, что это казалось им почетным наименованием. Часто и пророки так называли царей, которых хотели почтить и возвеличить (Иезек. XXXIV, 23; Зах. XII, 8). Приведши слепых в дом, Христос еще спрашивает. Он большею частью исцелял только по просьбе — чтобы не подумали, что Он из честолюбия Сам ищет случаев творить такие чудеса, а равно, чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления, и чтобы не сказали, что если Он исцелял по одному милосердию, то надлежало бы всем исцелиться. Ведь и самое человеколюбие соразмеряется несколько с верою исцеляемых. Но не по этим только причинам Христос требует от них веры. Так как они называли Его сыном Давидовым, то, возводя их к высшему понятию и научая, как должны разуметь о Нем, Он и спрашивает: веруета ли, яко могу сие сотворити (Матф. IX, 28)? Не сказал: веруете ли, что Я могу умолить Отца Моего, могу испросить у Него; но сказал: веруете ли, что Я могу это сделать? Что же они? Ей Господи! Уже называют Его не сыном Давидовым, но парят мыслию выше, и исповедуют Его владычество. А тогда уже и Сам Он, возлагая руку, говорит: по вере ваю буди вама. Делает это, чтобы укрепить их веру и показать, что сами они участвовали в своем исцелении, а равно и засвидетельствовать, что в словах их не было лести. Он не сказал: да отверзутся очи ваши, но говорит: по вере ваю буди вама. То же самое Он говорит и многим другим из приходящих к нему, чтобы прежде исцеления телесных недугов обнаружить сердечную их веру, а чрез то и исцеленных сделать более опытными, и в других возбудить большую ревность к добру. Так Он поступает и с расслабленным; прежде нежели возвратил крепость телу, восставляет расслабленную его душу, говоря: дерзай, чадо, отпущаются греси твои (Матф. IX, 2)! Также, воскресивши девицу, взял ее за руку, и повелев ей есть (Марк. V, 41, 43; Лук.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

В самом деле, если дочь подвергается большему наказанию потому, что она дочь священника, то гораздо более сам священник. Если какая-либо женщина сделала блуд по принуждению, то она свободна от наказания. Если сделала блуд женщина богатая и женщина бедная, то и здесь опять различие. Это открывается из того, что мы выше сказали о Давиде. Любодействовал ли кто по пришествии Христовом и умрет, не приняв крещения, — подвергнется более жестокому наказанию, чем все прежде упомянутые. Сделал ли кто блуд после омытия божественным крещением, — здесь уже не остается никакого утешения во грехе. И показывая именно это, Павел сказал: отвергся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает! Колико мнит е горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, и Духа благодати укоривый? (Евр. X, 28, 29) Если сделал блуд какой-либо священник ныне, это особенно уже верх всех зол. Видишь ли, сколько различий у одного и того же греха? Иное — грех совершенный прежде закона, иное — после закона, иное — сделанный священником, иное — богатою и бедною женщиною, иное — грех учиненный оглашенною и верною, иное — женщиною из рода священнического. Также великое различие происходит и от разумения: ведевый волю господина своего и не сотворив, биен будет много (Матф. XII, 47). И грех, соделанный после таких и столь многих примеров, получает большее наказание. Поэтому Христос сказал: вы же и видевше не раскаястеся после (Матф. XXI, 32), хотя и много были врачуемы. В том же укоряет Он и Иерусалим, говоря: колькраты восхотех собрати чада ваши, и не восхотесте (Лук. XIII, 34)? Относительно тех, которые грешат, живя в роскоши, ты имеешь пример в истории о богаче и Лазаре. Увеличивается еще тяжесть греха и от места, на что сам Христос указывает, говоря: между церковию и олтарем (Матф. XXIII, 35); и от качества самых преступлений: недивно, сказано, аще кто ят будет крадый (Притч. VI, 30); и опять: заклала еси сыны твоя и дщери твоя, сие паче всякаго блуда твоего и гнусностей твоих (Иезек.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

   Чудеса И. Христа были чрезвычайно велики и многочисленны и вообще такие, ихже ин никтоже сотвори (Иоан. XV:24). Здесь Он явит Себя – а) владыкою внешней природы, когда претворил воду в вино (Иоан. II:1 – 11), повелевал ветрам и морю, и они повиновались Ему (Лук. VIII:24; Матф. VIII:23 – 27); шествовал по водам (Матф. XIV:26); немногими хлебами и рыбами напитал однажды пять, в другой раз четыре тысячи мужей, кроме жен и детей (Матф. гл. XIV и XV); б) владыкою природы человеческой, когда одним словом, одним прикосновением своей руки или одежды исцелял всякие болезни (Матф. IX:20 – 23; XIV, 35 и 36; Лук. IV:40); давал зрение слепым (Матф. XX:29 – 34; Марк. X:46 – 52); слух глухим, язык немым (Матф. IX:32 – 35; XII, 22; Лук. XI:14), исцеление прокаженным (Матф. VIII:1 – 5); в) владыкою самой преисподней, когда одним приближением своим к людям, одержимым духами нечистыми, заставлял трепетать последних и одним словом изгонял их из людей вон (Матф. VІII, 28 – 34; Лук. VIII:26 – 40); г) владыкою жизни и смерти, когда воскресил сына бедные вдовы Наинские (Лук. VII:11), дщерь Иаира, начальника синагоги (Матф. IX:18 и 19; Лук. VIII:49), и воскресил Лазаря, находившегося во гробе уже четыре дня (Иоан. гл. XI). Ко всему этому надобно присовокупить еще необыкновенные знамения, которые совершены не Самим Спасителем, а ради Спасителя, в разных обстоятельствах Его земной жизни, как-то: а) вдруг после Его крещение, когда, при выходе Его из воды, над Ним разверзлись небеса, явился Дух Святой в виде голубя сходящим на Него, и слышан был с высоты глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. III:16 и 17; Марк. I:10 и 11; Лук. III:21 и 22); б) во время Его преображение на Фаворе пред тремя апостолами, когда просветится лицо Его яко солнце ризы Его быша белы яко свет, когда явились к Нему Моисей и Илия для собеседование, и опять последовал из облака глас: Сей есть Сын Мой возюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте (Матф. XVII:1 – 5); в) однажды в Иерусалиме, в присутствии многочисленного народа, когда, по молитве Господа к Отцу небесному; да прославить Он имя Свое, прииде же с небесе глас и прославь их и паки прославлю (Иоан. XII:28 – 31); г) наконец, во время крестных страданий Искупителя, когда от шестого часа тма бысть по всей земли до часа девятого, и как только предал Он дух Свой в руки Отца небесного, завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижнего и земля потрясеся, и камение распадеся: и гроби отверзошася, и многа телеса усопших святых воссташа (Матф. XXVІІ, 45, 51 и 52). Словом: жизнь нашего Спасителя, которая сама есть чудо в нравственном отношении, исполнена и окружена чудесами со всех сторон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

В Иломанском погосте монастырю принадлежали д. Ковера, д. Гаммелакша и д. Косутярва, – в них 5 дворов, 10 человек и 10 луков. «А дохода монастырю четыре гривны и десять денег, семнадцать бел, а хлеба поспом пять коробей ржи» (XII, 179). В Соломянском погосте Валаамскому монастырю принадлежало 3 двора, 5 человек и 5 луков в д. Ряимола на р. Яне. «А дохода монастырю девять денег, а из хлеба треть» (XII, 188). В Сакульском погосте, в д. Вилокала у часовни «двор монастырской, а в нем ключник без пашни» (XII, 64); в Кирьяшском – в д. На Порошке – «двор монастырской и с мельницею» (XII, 140) и в д. Кимболе – «двор монастырской на приезд» (XII, 14); в Сердовольском п. – в д. Парролда «двор монастырской, а живет в нем ключник монастырской, не пашет» (XII, 167) и в д. Ососи Большой «в монастырском дворе ключник Савка не пашет» (XII, 169). Всего же Спасскому Валаамскому монастырю принадлежало: в Куйвошском погосте 1 челов. Сакульском погосте Ровдушском погосте Кирьяшском погосте 55 лук. Сердовольском погосте Иломанском погосте Соломянском погосте В пятине 151 двор 229 челов. 230 ½ об. 29 . Спасский из Копорья монастырь, не существующий, владел землею совместно с монастырями Пречистые и Рождественским из Копорьи же, в Каргальском погосте (III, 552). Здесь он ясно монастырем не назван, но на ст. 546 читаем «да с Спасским монастырем из Копорьи». Монастырь этот у Зверинского не называется. 30 . Спасский Хутынский монастырь, в 10 в. от Новгорода, с 1764 года первоклассный, основан в 1192 году (см. Зверинский, II, 1349). В Кречневском погосте монастырь владел д. Оникино, в которой было 2 двора, 2 человека, 1 ½ обжы. «А дохода манастырю одиннадцать денег, а из хлеба половье» (III, 11). В Коломенском погосте находилась главная волостка монастыря. На монастырской земле находился и погост, церковь которого «Спасская Футынского монастыря» (III, 455), т. е. принадлежала тоже Сп. Хутынскому монастырю. Монастырю принадлежали кроме погоста деревни Остров, Орефино, Бор Кирилово Сиденье, Шибеница, Пузино, Косиба, Борок, Полисть, Остров, Коляжка, Овинища, Трегубово, Глушица, – во всех 51 двор, 61 человек, 45 обеж. «А дохода денгами пол-третья рубля и две гривны с полу-денгою, 30 сыров, а с 37 обеж из хлеба треть, а с 8 обеж оброк денгами, и те денги писаны впереди. Да Хутынскому же монастырю с Воскресенскими ж черницами тоня на Волхове вопчая, Хутынская 2 жеребья, а Воскресенская треть» (III, 473).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Имена апостолов без (Иуды Искариота) и порядок – почти те же, что и в Евангелиях, с незначительными изменениями (ср. Мф. 10, 2–4 ; Мк. 3, 17–18 ; Лук. 6, 14–16 ). Леввей или Фаддей – приводится с именем Иуды Иаковлева (ср. Иоан. 14, 22 ), а Симон Кананит называется Зилотом («ревнитель»), как принадлежавший к партии зилотов, крайних ревнителей Закона Моисеева. Перечисление имен апостолов имеет в виду привести в известность главных лиц, составлявших средоточие первого христианского общества и бывших главными действующими лицами в описываемых событиях – утверждения и распространения Церкви Христовой, по избранию Самого Ее Основателя. «С женами». Здесь разумеются, очевидно, те благочестивые почитательницы Господа, которые сопутствовали Ему при жизни, служа от имений своих ( Лук. 8, 2–3 ; ср. Лук. 23, 55, 24:1 ). Драгоценно упоминание о «Матери Иисусовой», а также и «братьях Его», которые еще не так давно не веровали в Него, как Мессию ( Ин.7, 5 ), но теперь, очевидно, были в числе верующих. Деян.1:15 .  И в те дни Петр, став по­среди уче­ников, сказал «В те дни», т.е. между вознесением и Пятидесятницей. «Петр, ставь посреди учеников, сказал». Петр, «уста апостолов, всегда пламенный и верховный в лике апостолов» (Златоуст, толк. на Матфея, XVI, 15), первенствует здесь как «такой, которому Христос вверил стадо Свое» (Феофил), предлагая восполнить умаленный Иудою лик XII-mu. Деян.1:16 .  (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании пред­рек Дух Святый устами Давида об Иуде, быв­шем вожде тех, которые взяли Иисуса; Замечание относительно числа собравшихся имеет в виду отметить общее единодушие, господствовавшее в собрании учеников Господа, а также показать участие общего их собрания в решении вообще важных дел, подобных описываемому. В данном случае это участие верующих выразилось в таких действиях: «поставили» Иосифа и Матфия (ст. 23), «помолились» о них (ст. 24) и «бросили жребий» (ст. 26). Имея в виду такой порядок решения дел, Златоуст говорит: «смотри, как Петр все делает с общего согласия, и не распоряжается ничем самовластно и как начальник».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Весьма многие деревни расположены были у озер, частью на реках. На оз. Плавном – Княже Жаброво, Княже у погоста; на оз. Ровда – меньшее в подоле; на оз. Ламбитцком Мегра (2); на оз. Сванском – Лаврово, Рай ; на оз. Попове – Бораново; на оз. Ленекальском – В Ленекале, Глухово, Канина, Огуево, Соткуево, Хабакула; у Ладожского оз. – Островца (2); у оз. Вегмасского – Батово, Ивашково, Таруево, Филисково; может быть (на Вегмасе) – Глухово, Ванино, Ермаково, Коростелево, Новиково, Прохкуево, Селиваново, Скочьково, Шислово; на Корбе (?) Батково Седенье, Карзела (2), Мустуева Гора, Мустуя Гора, Свинкино, Тоинино; На Вепсеи – (? р.) – Верезь, Захарково, Кобуево, Мотыкино, Самылкино, Тимуево; на р. Мельнична – Муров Конец, на р. Саи, прот. белой нем. вол. – Орин Остров; на Мегре (?) – Максимово, Офонасово Харитоново. Погост Богородитцкой Кирьяжский, по указанию Писцовой Книги (XII, 120) находился в «Задней» Кореле, к которой относились и погосты Сердобольский, Иломанский и Соломянский. «На погосте церковь Рождество Пречистыя, на погосте ж нетяглых: дв. поп Кузьма, дв. дьяк церковной Гаврилка дв. сторож церковной Лучка, дв. проскурница Орина» (XII, 120). Всего в погосте 812 дворов, 1056 человек; земли 1052 лука (в Задней Кореле счет земли луками; «а лук писан за обжу» XII, 9). Видим в погосте земли а) оброчные, б) за памятниками, в) своеземцевы, г) монастырские и д) церковные. Подавляющая цифра падает на долю земель «за памятниками». Поместных земель в Задней Кореле нет. За наместниками Корельскими в Кирьяшском погосте состояли: перевары Кулласская (117 луков), Петкольская (52 лука), Кирьяшская (148 луков), Соральская (191 лук), Лапилашская и Сошковская (126 луков), Островская (24 лука); ему же приданы Сокольская и Островская (123 лука), Очелашская (98 луков), Кезвелашская (14 луков). Из монастырей в погосте владели деревнями Спасский Валаамский, Пречистые Коневский, Иван Предтечи с устья из Корельск. г., Никольский из Корельского городка. Одним луком земли владела церковь «Рождества Пречистые Кирьяшского погоста».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

7 . Иоанна Предтечи монастырь из г. Корелы, с устья р. Узервы (XII, 142, 179), в настоящее время не существует. Монастырю принадлежали в Кирьяшском погосте д. Гелмела, д. Пенцово на Угониме, д. Тормово и дворы в д. Кабалакше и в д. Пеяле, – во всех 11 дворов 62 человека и луков. В д. Кабалакше – двор монастырский без пашни, вероятно для приезжавших из монастыря за сбором доходов лиц. «А дохода монастырю со всех треть из хлеба (XII, 142). – «Да тогож монастыря Ивановского в Иломанском погосте деревня на Ковере (XII, 142), а в ней (XII, 179) 1 двор, 1 человек и лук. «А дохода монастырю треть из хлеба». 8 . Ивана Святого монастырь из Ладоги в одной версте от с. Старой Ладоги, ныне приписной к Николаевскому Староладожскому монастырю. Есть предположение, что основан 1276–1299 году, но несомненно существовал уже в XV стол. В 1764 году упразднен, в 1811 г. приписан (ср. Зверинский, I, 209). Ивановскому монастырю принадлежала в Городенском погосте Ладожского у. волостка, состоявшая из деревень: Есипкова, Осек, Подол, Весь в Острове, Велеша (2), За Горкою, Остров, Гулково, Санила, Гавсар, Заречье, Струга и дворы в Острову и в Велеше. Во всей волостке было 25 дворов 41 человек, 28 ½ обеж. «А доход монастырю десять гривен без трех денег, сыр, а из хлеба с трехнадцати обеж треть, а с полуштынадцаты обжи поспом хлеба пятьдесят и четыре коробьи ржы, сто и две коробьи овса, полтретьинадцаты коробьи ячьмени» (XI, 31–32). – Однако, монастырские крестьяне не освобождены и от «наместнича корма», которого платят на три праздника 8 гр. 9 денег. – Монастырю на Волхове принадлежало полтони, против Любшина Омута; «а ловят зиме, а дают из шестые рыбы» (XI, 32). 9 . Климента Святого из Ладоги монастырь, у Зверинского не назван; но деревня «Климента Святого» описывается под общим заглавием «деревни монастырские» (XI, 29), и после нее – деревни тоже монастыря (XI, 35). Полагаем, что в 1500 г. это и был монастырь. Ему принадлежала д. Щелега на посаде у Ладоги, в которой жил поп Ермола Михеев, земли на 1 обжу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Я сначала обольстил человека, соделал его чуждым рая и пленником греха, чрез грех принес смерть и научил преслушанию; когда я сделал им все это, то побежден Богом». Посему, дабы лукавый не похвалялся так и не сказал: «я побежден Богом», – Бог соделался человеком; посему вторый Адам – Господь с небесе ( 1Кор. 15:47 ). Каким оружием диавол умертвить первозданных в раю, таким же оружием Господь победил диавола. Подобно тому, как тот древом познания обманул Адама и Еву, Господь чрез крест соделал диавола попранием людей. Когда люди на челе имеют знамение креста, то попирают силу диавола, как сказал Спаситель: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию ( Лук. 10:19 ). Смотри, как имевший достоинство архангельской власти сделался попранием людей. За что же он сделался таким? – за преступление, ибо он сказал себе: выше звезд небесных поставлю престол мой, взыду выше облак, буду подобен Вышнему ( Пс. 14:13–14 ) Посему он сделался попранием; о нем Пророк сказал: видех сатану яко молнию с небесе спадша ( Лук. 10:18 ) на землю, чтобы ему быть презрением для праведников Христовых. И внемли чуду: святые при жизни попирали демона, и по разделении земного состава их, когда остаются мощи их, демоны содрогаются, слыша одно имя святых. Отсюда познай, какое зло – преслушание, и в какую пропасть диавол переносит чрез него человека, не имеющего послушания. И потому возненавидь преслушание, которое ненавидит и спешит погубить тебя, и возлюби послушание, которое спасает любящих его. Послушание – жизнь, преслушание – смерть. И благословенный Павел, пристань всей сселенной, заповедует, говоря: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся ( Евр. 13:17 ); чада, послушайте своих родителей о Господе ( Ефес. 6:1 ). Помни же, что чрез преслушание ты сподобишься престола царствия, как и апостолы сподобились вечных престолов у Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцем и Святым Духом слава, держава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь 41 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Так, конечно, и душе некоторые телесные болезни не позволяют выказывать своей разумной деятельности. Если поражается болезнию язык, затрудняется слово, если поражены глаза, перестает в них обнаруживаться деятельность зрительной силы, и если болезнь коснется мозговой оболочки и зловредные пары или соки повредят мозг, тогда он, переполняясь или, не в состоянии бывает принять в себя душевной деятельности, уподобляясь утопающему в воде, и бесполезно машущему руками и ногами и остальными членами. Итак, заключает блаж. Феодорит, благосостояние тела не составляет существа души, но при благосостоянии тела существо души обнаруживает свою мудрость». Этими словами отвергнуты почти все современные нападки на духовность души. (Сост. по «Опыт, прав. догмат. Богосл.» епископа Сильвестра. Киев, 1884 г. т. III, стр. 222 – 226).   71. Библейские тексты о душе человека    Бог сотворил душу: и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. II:7).    держит в Своей власти душу всякого человека: в Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти (Иов. XII, 10). – Ибо вот, все души – Мои, так душа отца, так и душа сына – Мои; душа согрешающая, та умрет (Иез. XVІII, 4).    возвращает к Себе душу, которую Он же дал: Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лук. XII, 20).    Бог называется Богом и Отцом духов: да поставит Господь Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека (Числ. XXVII:16). – Если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их: то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? (Евр. XII, 9).    Иисус Христос есть пастырь душ: вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря); но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (Исаии LIII, 4 – 6; 1 Петр. II:25).    Душа имеет более цены, чем вес мир: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредить? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010