Что касается изображения крестного знамение рукою на челе и персях в форме креста Христова, то оно восходит ко временам апостольским. По свидетельству Тертуллиана и Василия Великого, уже во ІІ в. христиане изображали знамение креста на своем челе при начале каждого нового дела, когда входили в дом или выходили из дома, когда одевались, садились за стол, отходили ко сну и проч. Со времен апостольских крестное знамение употреблялось при богослужении и совершении таинств. У евангелистов (Мф. XIX:13,15, XXVIII, 18 – 20. Мар. XVI, 16 – 17. Лук. XXIV:50) встречаем указание на образ совершение крестного знамения, а в Ветхом Завете встречаем прообраз сего в крестообразных действиях и сложениях рук (Исх. XII:7, 13. Числ. XXI:5 – 9. Иезек. IX:4. Иоан. III:12). Апостол Павел, сопоставляя ветхозаветный прообраз с новозаветным образом, заповедует в послании к Тимофею (I – II, 8) употребление при молитве воздеяние рук с крестным знамением, что и служит знамением победы Христа над диаволом посредством креста. Несомненно, что и сами апостолы употребляли крестное знамение, благословляли крестным знамением во имя Иисуса Христа. (См. о перстосл. для крест. знам. и благосл. Бес. Никанора. архиеп. херсонск. Спб. 1890, стр. 5, 59 и д.).    Ношение креста Христова на шее также очень древне. Оно восходит к первым временам христианства и есть несомненно видимый знак принадлежности ко Христу и Его церкви, а с другой стороны есть знак и ограждение себя той невидимой и спасительной силой, которая побеждает диавола, смерть и всякое зло. Все это можно видеть из истории мучение св. Ореста, который, нося изображение креста Христова на шее, исповедовал тем самым свою принадлежность к церкви Христовой и Христу, и, находясь на служении среди войск языческих (при Лисии), не боялся врагов своих видимых и невидимых, и, вооружившись силою креста Христова, не устрашился смерти, и принял мученический венец, как победное знамение над врагами спасение (Четьи-Минеи изд. 1838 г. М. дек. 13 д. кн. 1, л. 80). Святая церковь, освящая это спасительное знамение для ношение на груди, молится, да будет оно всякому, на себе носящему, защищение и соблюдение от всякого зла, души и телу спасительное, и в умножение в нем духовных даров и христианских добродетелей, да будет исполнено оно силы и крепости к прогнанию и разорению всякие, диавольские козни, в защищение души и тела от лица врагов видимых и невидимых и от всякого зла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Ибо своим крещением от Иоанна, Христос, по выражению св. Златоуста, «исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной» (Бесед. на Матф. XII:3), — тому крещению, в котором мы действительно очищаемся от всякого греха, тому крещению, в котором на каждого человека действительно нисходит Дух Святый и все люди действительно соделываются сынами Отца небеснаго, чадами Божиими.    Можно ли после этого, братие, не торжествовать нам тот день, когда с такою славою явился миру наш Спаситель и когда в лице Его и мы все крестились во Иордане и прияли Духа Святаго, «Духа сыноположения, о Немже вопием» к Богу: «Авва Отче» (Рим. 8:15)? Да будет же ныне радость наша сознательна и разумна. Да будет она вместе — чистая и святая, какая прилична только-что крестившимся и удостоившимся принять Святого Духа. Аминь. Слово в неделю Ваий, сказанное в Предтеченской церкви архиер...     «Осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев» (Иоан. 12:3).    Торжествен был последний вход нашего Спасителя в Иерусалим. Он шествовал, как Царь, сообразно древним пророчествам, седя «на жребяти осли». Безчисленное множество народа, пришедшого на праздник в св. град, услышав о приближении Иисуса, взяли ваии от финик и вышли в сретение Ему. И потом одни предшествовали Ему, другие сопутствовали; одни в восторге снимали с себя одежды и постилали пред Ним, другие резали ветви от дерев и бросали на Его пути, и все не только взрослые, но и самыя дети взывали к Нему: «осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев, осанна в вышних» (Матф. 21:8—9). Не дивно ли после сего замечание Евангелиста, что Христос, когда приблизился к Иерусалиму, то, «видев град, плакася о нем» (Лук. 19:41)? Что бы это значило? Отчего, когда все вокруг Спасителя радовалось, Он один плакал? Ужели Ему не угодны были эти ликования иудеев, это живое сочувствие к Нему, эта торжественная встреча?    Иудеи встречали Его, как своего Царя... Но они не разумели Его: их понятия о Мессии-Царе были превратныя, чувственныя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

Синедрионом называлось верховное духовное судилище Иудеев. Дeяh.IV, 10,12. Деян. IV, 19, 20. Деян. IV, 29, 30. Филипп. II, 9, 10. Галат. I, 8. Галат. I, 8, 9. Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет. Яхоже предрекох, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет. Беседа XXXVIII, гл. I. Лук. I, 15. Иоан. XV, 18-25. Иоан. XV, 18-25. Каллиста к Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, гл. 14. Добротолюбие, ч. 1. Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 32, Добротолюбие, ч. 1. Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 33. Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 70, 71, 72. Добротолюбне. ч. 1. Лествица. Слово 21, гл. 7. Слово 15, гл. 55. – Слово о трезвении святого Исихия, гл. 28, 39, 62 и проч. – Преподобный Нил Сорский. Слово 5. О блудном помысле. Преподобные Каллист и Игнатий, гл. X. Добротолюбие, ч. 2. Псалтирь с последованием. Оптина пустынь оказала величайшую услугу отечественному монашеству переводом с греческого на русский, частью же изданием на славянском языке, многих Отеческих сочинений о духовном монашеском подвиге. Да упомянется здесь, среди благословения, имя почившего блаженного старца упомянутой пустыни иеросхимонаха Макария, стоявшего во главе этого дела. В данном случае " изменяют, извращают смысл " . – Прим. сост. Матф. XII, 31, 34, 36. Там же. Часть 3 Ученик. Однако святые Отцы очень остерегают занимающегося молитвою Иисусовою от прелести. Старец. Да, предостерегают. Они предостерегают от прелести и находящегося в послушании, и безмолвника, и постника – словом сказать, всякого, упражняющегося какою бы то ни было добродетелью. Источник прелести, как и всякого зла – диавол, а не какая-нибудь добродетель. " Со всею осмотрительностью должно наблюдать, – говорит святой Макарии Великий, – устрояемые врагом (диаволом) со всех сторон козни, обманы и злоковарные действия. Как Святый Дух чрез Павла всем служит для всех [ 1 ], так и лукавый дух старается злобно быть всем для всех, чтоб всех низвести в погибель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

III. 11). В другом месте Писание называет Го­спода освящающим: Аз Господь освящаяй их (Левит. XXII, 16). И если Бога именует огнем: Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. XII:29); то подобно сему и о Духе Святом говорит: явишася Апостолом разделены языцы яко огненни, седе же на единем коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян. II. 3—4). И все те, которые носят в себе Духа Бо­жия, светоносны; а светоносные облечены во Христа; и облекшиеся во Христа облекаются в Отца, подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мерт­венному облещися в безсмертие (1 Коринф. XV:53); носящие же в себе Духа Божия носят в себе не­тление; Бог же есть нетление.     И Давид, говоря: мнози глаголют: кто явит нам благая (Исая. IV, 7)?-говорит сие о Святом Духе. И в другом месте сказал он: Господь не лишит благих ходящих незлобием (Псал. LXXXIII:12). И Матфей так говорит об Отце: аще убо вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящым у Него (Матф. VII:11)? А Лука, повествуя о том же са­мом, толкует, чтò значат блага, говоря: аще убо вы зли суще умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец, Иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него (Лук. XI:13)? Если бы Дух Свя­тый не был от сущности единаго Благаго, то не был бы и наименован благом, когда Господь, по-колику соделался человеком, не позволяет называть Себя благим, говоря: что Мя глаголеши блага? никто-же благ, токмо един, Бог (Марк. X:18). Духа же Святаго Писание не отрекается называть благим, согласно с Давидом, который говорит: Дух Твой благий наставит мя на землю праву (Псал. CXLII:2, 10).    И еще, если Господь говорит о Себе: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе (Иоан. VI:51), то в другом месте Святаго Духа именует хле­бом небесным, говоря: хлеб наш насущный даждь нам днесь (Матф. VI:11). Ибо Он научил нас в молитве просить в нынешнем веке хлеба насущ­наго, то есть будущаго, начаток котораго имеем в настоящей жизни, причащаясь плоти Господней, как Сам Он сказал: хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Иоан. VI:51). Ибо плоть Господня есть Дух животворящий, потомучто зачата от животворящаго Духа; а рожденное от Духа Дух есть (Иоан. III:6).    И если Иеремия говорит о Боге, что Он вел Израиля в пустыне: и не рекоша, где есть Господ, изведый нас из земли Erivnemckuя, преведый нас по пу­стыни (Iep. II, 6), то Исаия о Духе Святом сказал, что Он водил Израиля в пустыне. Ибо слышим, говорит он: проведе их сквозе бездну, якоже коня сквозе пустыню, и не утрудишься, и яко скоты по полю, и сниде Дух от Господа и настави их (Исаия DXIII. 13). Апостол же пишет к Коринфянам, что путево­дителем был Христос: niяxy бо от духовнаго по­следующаго камене, камень же бе Христос (1 Коринф. X:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

VII:1), к отложению нами, ко первому житию, ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных (Еф. IV:22), который никогда не внидет в царствие Божие (Иоан. III:5) . И это самоотвержение, по слову Господа, должно обнаруживаться в том: а) чтобы мы оставили прежний, порочный образ жизни и покаялись во всех своих грехах (Мат. III:2); б) чтобы мы охотно отказывались от всяких предметов мира, хотя бы они были для нас столько же дороги, как собственный наш глаз, или рука, или нога, если только приметим, что они соблазняют нас и влекут ко грехам (Мат. V:29 – 31); в) чтобы даже оставляли дом свой, отца, матерь, и семейство, если увидим, что иначе невозможно нам отстать от нечестие и достигнуть спасение (Марк. X:29; Лук. XIV:26); г) чтобы мы старались не согрешать не только делом, но даже мыслию и словом (Мат. V:28; XII, 36).    2) В заповеди о любви к Богу и ближним (Мат. XXII, 37 – 39), – заповеди, имеющей целию укоренить в нас, вместо прежней, греховной, сеи новой жизни, святой и богоугодник (Иоан. XIII:34); привнести в нас со??? нравственного совершенства (Кол. II:14), и чистых, обновленных, воссоединить нас с Богом (Иоан. XVII, 21) Изображая свойства любви к Богу, Господь учил, что она – а) должна быть самая искренняя, полная и совершенная (Лук. X:27); б) должна выражаться в повиновении воле Божии в исполнении заповедей (Иоан. XIV:15, 21); в) всегда иметь в виду славу Божию (Мат. V:16) и г) простираши до того, чтобы мы готовы были, рад имени Божие, погубит самую ее душу (Марк. VIII:35). Равным образом, изображая свойства любви и ближним, учил, чтобы мы – а) любили всех людей, не только друзей, но и самых врагов (Мат. V:44 – 48); б) не обижали ближних не только делом, но даже словом и мыслию (Мат. V:22; VII, 1 – 2, 12); в) сами великодушно переносили все оскорбление и прощали за все обиды» только до седьмы крат, но до седыми десяти крат седмерицею (Мат. V:38, 39; VI, 14; XVIII, 22); г) всегда были милосерды к своим ближним и помогали им в нуждах (Мат. V:36, 42; Лук. VI:35) и д) были готовы, в потребных случаях, положиши самую душу свою за други своя (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

2 Т. е. открыты ему Господом были в Кариафиариме, городе на границе Иудина и Вениаминова колен (И. Нав. 15, 60 ); слав. Кариафиариме соотв. Καριαθιαρεμ – лук. и исих. спп., альд. изд., у Феодор., а об. ν κκαρεμ, в слав. под строкой: Аккаримех. 4 Т. е. «исторгну с корнем царство Дамасское». Феод. Азаил и Адер цари Дамасские; слав. ед. ч. основание (также в 7 ст.) не соотн. гр. множ. ч. θεμλια. 5 Местоположение Онова поля неизвестно. По изъяснению Кир. Алекс. и Феод., разумеются местности, населенные идолопоклонниками, так как Оном у пророков назывались языческие боги и место служения им – Вефиль. Ос. 4, 15; 10, 5 (евр. – пустота, суета). 8 Жители Газы, т. е. Филистимляне, захватывали в плен и передавали некогда подчиненных Соломону Иудеев и иноплеменников злейшим врагам Иудеев – Идумеям, последние держали их в строгом запоре. 10 Жители Тира. В числах и их перемене здесь и в 11 и 15 ст. следуем греко-слав. переводу, хотя по рус. грамматике следовало бы и изменить их (как сделано в синод. переводе). 12 Слав. матерь соотв. μητρα в ват. и др., а к алекс., XII, компл., лук. спп. μτραν – чрево, утробу. Враждою с братьями Иудеями Идумеи оскорбляли общую их мать Ревекку. Читать далее Источник: Книги XII малых пророков в русском переводе с греческого текста LXX, с введением и примечаниями. П. Юнгеров . - Казань: Центральная типография, 1913. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Например, те же самые сказания, по методу Cursus completi s. Scripturae, излагаются так: С. VI. 6. Бысть же и в другую субботу, A. XII. 9. И прешед оттуду, A. прииде на сонмище их. 10. И се человек бе ту руку имый суху: и вопросиша Его, глаголюще: аще достоит в субботы целити? Да на Него возглаголют. В. III. I. И вниде паки в сонмище, и бе тамо человек суху имый руку. 2. И назираху Его, аще в субботы исцелит его, да нань возглаголют. С. внити Ему в сонмище и учити: и бе тамо человекъ, и рука ему десная бе суха. 7. Назираху же книжницы и Фарисеи, аще в субботу исцелите, да обрящут речь нань. Этот метод неудобен особенно тем, что такого рода сравнением очень развлекается внимание читающего. г. Есть еще метод свода четырех св. Евангелий, даже более других обыкновенный, – представлять в четырех столбцах текст об одних и тех же предметах благовестия каждого из четырех Евангелистов, оставляя пробелы в столбце того из них, у которого не содержится соответствующего места. Так, напр., приискав о сухоруком место у трех Евангелистов, и не находя его у четвертого, мы, положим, в 1-м столбце, написали бы: Матф. гл. 12, ст. 9. 10; во 2-ом: Марк. гл. 3, ст. 1; в 3-м: Лук. гл. 6, ст. 6. Таким образом: Матф. гл. 12. ст. 9. И прешед оттуду, прииде на сонмище их 10. И се челоыек бе (ту) руку имый суху. Марк. гл. 3. 1. И сииде паки в сонмище, и бе тамо человек суху имый руку. Лук. гл. 6. 6. Бысть же и в другую субботу внити Ему в сонмище и учити: и бе тамо человек, и рука ему десна бе суха. На счет этого метода должно сказать, что он, собственно говоря, только сопоставляет между собою тексты Евангелистов, но не есть, в строгом смысле, свод их, и еще не составляет сам по себе сравнение, а только дает некоторое удобство к сравнению их между собою. А это во многих случаях, особенно при неодинаковом порядке речи, бывает не для всякого удобно. д. Метод, мною самим употребленный, – сравнение в виде таблиц, так что в особых графах означаются только сходные или различные стихи, а самый текст, уже сведенный, или сравненный, представлен в одном общем столбце.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

5, л. И, столб. 3: kale " sei_s Ihoud_s (т. е. и наречеши имя ему Иисус). В пергаменном Евангелии, первая и большая половина которого писана в 8-м или 9-м в., а конец – в 12 в. (Моск. Синод. 399) в части древнейшего письма, после оглавления Евангелия от Иоанна, на об. 163 л., писец сделал такую крестообразную надпись, что выходит по продольной линии ihsou , попоперечной swson , т. е, Иисусе, спаси. б) Христианские писатели первых четырех веков производят имя Спасителя от греческого глагола i=a " omai исцеляю, Ihsou_s исцеляющий (св. Кирилл Иерус. поуч. 10-е), а от глагола i=a " omai (будущее ) существительное имя будет не isou_s , а . Во 2-х, начертание Иисус – начертание древнее и употребляется русскою церковию со времени принятия христианства. Так; а) В Остромировом Евангелия, писанном на пергамене в 1056 г., хранящемся ныне в Импер. Публ. Библ., читаем; «В время оно преходящу Иисусу» (л. 68, столб. 2-й; Мф. 9:27). „И абие приступль к Иисусови рече Ему“ (л. 161, столб. 1, Мф. 26:49). „И ты бе с Иисусом Галилейским» (л. 180 на об., столб. 2, Мф. 26:49). „ Приступльше к Иисусу ученици Его“ (л. 274 об., столб. 2, Лук. 11:1). И потом 557 раз написано сокращенно, но с двумя гласными в начале, а Исус написано только 24 раза. б) В Мстиславовом Евангелии, писанном на пергамене в начале XII ст. и хранящемся в Архангельском соборе в Москве, семь раз написано имя Иисус всеми буквами и более 76 раз с двумя буквами в начале (См. свид. из этих книг в Вып. Озерск. ч. II, стр. 72 – 113 и в книжке, изд. Братством св. Петра митр., стр. 29 – 102). В старопечатных книгах есть также не мало мест с начертанием Иисус. Так в Острожской Библии, в Евангелии от Иоанна на л, 44 об., столб. 2, напечатано: ,зван же бысть И ; и ученицы его на брак“; а на самом конце ее слова „Иисус Христа» напечатаны по-славянски сокращенно Ис. Хс., и тут же на другой половине той же страницы, по-гречески сполна: . В книге беседы св. Злат. на 14 посл. ап. Павла как имя Иисуса Навина (стр. 126, 483). Иисуса глаголемого Иуст (стр. 2153), так и имя Спасителя написано сполна Иисус . Напр. на стр. 891: „Никтоже Духом Божиим глаголяй речет анафема Иисуса». На стр. 342: „Образ бяше Христов Иисусово имя... еже Иисус , того самого наречения устыдеся тварь“ (См. также стр. 1374, 1376 и др.). В Беседах св. Златоуста на Деяния Св. Апостол напечатано: „Един бе Иисус « (стр. 234). Еще: „заклинаем вы Иисусом , его же Павел проповедует» (стр. 368). – (Извлеч. в сокращ. из кн. „Руководство по облачению русского раскола...» Изд. 2, К. Плотникова, стр. 89 – 91).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010