Двадцать четвертый день. Свв. муч. Борис и Глеб. (О честолюбии) I. Свв. ныне прославляемые мученики Борис и Глеб были сыновья равноапостольного князя Владимира и претерпели смерть от убийц, подосланных братом их Святополком-окаянным, желавшим овладеть киевским престолом и видевшим в братьях сильных противников. После кровавого боя с прочими братьями Святополк бежал из пределов России и, преследуемый гневом Божиим, в безумии скитался по разным странам и умер в степях богемских, стяжав себе позорное имя «окаяннаго». II. Не трудно видеть, братия-христиане, что Святополк-окаянный совершил свое страшное преступление – братоубийство, вследствие овладевшего им честолюбивого желания быть первым между князьями-братьями. Таким образом в основе совершенного им злодеяния было честолюбие. Честолюбие есть одно из самых отвратительных проявлений гордости. Оно ввергает человека во множество пороков и преступлений, делает его несчастным для самого себя, а главное – мерзким пред Богом. «Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Господом», говорит Господь (Лук. XII, 15). «Нечист пред Господом всяк высокосердый» (Прит. XII, 4). Рассмотрим же этот порок и покажем все его гибельные плоды. а) Во-первых, желание чести есть весьма опасное желание для спокойствия жизни честолюбцев. Иной домогается высокого места: но не примечает пропастей, т.е, опасностей, которые находятся на пути к нему, или окружают его. Иной, например, говорит: дайте мне сесть на место правосудия, но не помышляет, что, может быть, место это обложено сетями клеветы, подкопано мздоимством, что оно ждет не того, кто бы на нем, как на престоле, являл себя в блеске славы, но того, кто бы на нем, как на жертвеннике, принес в жертву справедливости свое спокойствие, свои выгоды, а иногда благоволение многих сильных, чтобы спасти одного бессильнаго. Не сделаем несправедливости никому из честолюбивых, если скажем всем им без исключения то же, что сказал Первый и Последний Своим искателям первенства: «не знаете вы, чего ищете».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ирландия сер. XII-XIII вв. Англо-нормандское вторжение (1167–1172) привело к установлению власти англ. короны над И. и к формированию англ. колонии. Однако, несмотря на военную экспансию и расширение колонии, значительная часть острова оставалась вне сферы контроля королевской администрации. Сопротивление ирл. (гэльских) правителей, сепаратистские устремления англо-ирл. аристократии и политические затруднения в Англии привели к кризису англ. колонии в И. после вторжения Эдуарда Брюса (1315–1318). Король Англии признавался верховным владыкой И. (dominus Hiberniae), однако утратил возможность оказывать решающее влияние на положение в И. Вслед. ослабления англ. власти территория колонии сократилась, а локальные конфликты участились. Из-за невозможности восстановить контроль над островом англ. корона делегировала полномочия крупнейшим местным магнатам, однако это не только не привело к установлению порядка, но и способствовало ослаблению связей между И. и Англией. Cep.XII —XIII в. В 1155 г. папа Римский Адриан IV (1154–1159) буллой «Laudabiliter » передал англ. кор. ГehpuxyII власть над И. для проведения там церковных преобразований и просвещения «невежественных варварских народов». Предполагалось, что папа вправе распоряжаться И. на основании «Константинова дара», а англ. король планировал отдать ее в качестве апанажа своего брату Гийому Анжуйскому. Впосл. булла «Laudabiliter » использовалась для обоснования легитимности англ. господства в И. В 1166 г. изгнанный из И. правитель Лагена (Лейнстера) Диармад Мак Мурхада встретился с англ. кор. Гehpuxoм II , чтобы просить его о военной помощи. Гehpux II , озабоченный рядом политических проблем (ссорой с Папским престолом, бегством архиеп. Фомы Бекета во Францию, войной в Уэльсе, угрозой со стороны Шотландии и пр.), воздержался от прямого вмешательства в дела И., однако разрешил набрать добровольцев в подвластных англ. короне землях. На призыв Диармада откликнулись англо-нормандские бароны Юж. Уэльса. В их числе был Ричард де Клэр, по прозвищу Стронгбоу (Крепкий Лук), к-рому Диармад обещал отдать в жены старшую дочь Ифе (Еву) и после своей смерти власть над Лейнстером.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

городские вещи: стеклянные и каменные бусы, изделия с зернью и сканью, особые типы гривен, браслетов, перстней, застежек-фибул, подвесок, предметов, декорированных эмалями. Памятники эпиграфики и орудия письма, стеклянная и металлическая посуда, произведения мелкой пластики и дорогое оружие редки для этого вида поселений Др. Руси. Существование деревни не зависело от торгового обмена: жизненно необходимое производили сами крестьяне и сельские ремесленники. Об этом говорят находки деревообрабатывающих инструментов, орудий по металлу, пряслиц от веретен, шильев, игл и проколок, кузниц, мастерских литейщиков-ювелиров, гончарных горнов. Деревенские кузнецы умели получать сталь и ковали орудия труда (сошники, наральники, косы, серпы, ножи, топоры, гвозди, молоты); ювелиры делали украшения из цветных металлов (височные кольца, браслеты, перстни, подвески). Хозяйство Сельское хозяйство Возведения стен и распашка земель. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 7) Возведения стен и распашка земель. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 7) Ведущей отраслью сельского хозяйства было земледелие, о чем говорит расположение селищ в пригодных для пахоты местах и увеличение плотности заселения в районах с плодородными почвами. Оно сложилось на базе земледелия вост. славян сер.- 2-й пол. I тыс. по Р. Х. и имело региональные различия в лесостепи, на юж. окраинах лесной зоны, в таежно-лесной зоне. Землю обрабатывали с помощью упряжных пахотных орудий. Основой были зерновые культуры, широко представленные более чем на 70 памятниках, особенно рожь, к-рая в XI в. (в связи с переходом к паровой системе земледелия) появилась на Русском Севере и с XII в. преобладала там. Пшеница была яровой и ценилась высоко, пшеничный хлеб упоминается только на боярских дворах. Чаще других отмечен овес, на ряде памятников XI-XII вв. есть пленки гречихи, бобовые культуры, лен и конопля попадались во всех почвенно-климатических зонах. В письменных источниках упоминаются также репа, капуста, свекла, морковь, лук, укроп.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Синайска пустиня (Изх. 19:1–2; Числа 10:12; 33:15–16 ) – равнина в Синайската планина, на която се разположил станът на израилтяните, в която е имало пастбища и водоизточници ( Исх 3:1 ). Синаксар (от гр. «синаксис» – събрание, съединение) – по-пълен или по-кратък житийник и тълкувание на празниците, извлечени от писанията на светите отци и църковните предания. Първоначално синаксарите били използвани в богослужението (чтенията също се наричали синаксари). Синаксарите съдържат разказ и обяснение на празнуваното събитие (напр. Синаксари на Господски и Богородични празници, на празници по случай пренасяне мощите на някой светец) или значението и причината за установено от Църквата действие (напр. помен за покойниците), или тълкувание на причината дадено възпоменание да се извършва на определен ден (напр. Синаксар в Месопустната или Страстната седмица). От гръцките синаксари са известни следните: Петров синаксар, съставен по древния Месецослов на император Василий (X-XI в.), чийто най-стар ръкопис е от 1249 г.; Кларомонтански синаксар от XI-XII в., близък по съдържание до Петровия синаксар. Имало е и два вида «стиховни синаксари», наречени така, защото в тях пред всяко четиво били поместени по два или три стиха в чест на Светиите. «Стиховните синаксари» са съставени през XII-XIII в. въз основа на споменатите по-древни. По-късно синаксарите били наречени «пролози». Така например е озаглавил сборника си св. Николай Велимирович (Сръбски) – «Пролог от Охрид». Подобни на синаксарите са месецословите и чети-минеите. В последните редом с жизнеописанията на светиите помествали и поучителни слова за празника. Отечниците (патериците) също съдържат подобни повествования за Божиите угодници. Днес синаксарите служат за дидактични цели, а в богослужението се използват само в някои манастири. Виж също мартирологии, агиология, почит към светиите. Синедрион (Мат. 5:22, 26:59, Марк 14:55, 15:1 , Лук 22:66 , Иоан 11:47 , ) – върховен юдейски съд, който заседавал в Йерусалим и бил председателстван от първосвещеника. Състоял се от 71 членове. Те били избирани чрез гласоподаване или жребий според следните три категории: 1. Първосвещеници (действителни или в оставка) и глави на свещеническите семейства; 2. книжници ( 1Езд 7:6–11 , или законоучители, законници, Лук. 5:17 ) и фарисеи; 3. старейшини или знатни хора (като Никодим и Йосиф Ариматейски).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Demonst, Evang. 1, c. 10; Феодорит. in Hebr. cap. VIII и др. 1118 «Иудеи смущаются здесь и говорят: како может сей нам дати плоть свою ясти? (6, 52). Но ежели ты здесь спрашиваешь о способе, то почему о том же не спрашивал и по отношению к хлебам, почему не спрашивал, каким образом Он сделал пять хлебов достаточными для толикого множества людей? Потому, скажешь, что тогда было не до того, чтобы исследовать чудо, а только бы насытиться; притом, тогда самый опыт достаточно вразумлял их. – Но по сему-то именно опыту они долженствовали верить и настоящему учению. Иисус Христос для того и сделал прежде оное необыкновенное чудо, чтобы иудеи, вразумленные посредством сего чуда, не показывали неверия к последующим делам Его» (Златоуст. бесед. XLV, на Иоан. 6, 41. 42 , в Хр. Чт. 1842, 11, 189). 1119 Это указание иудеев объясняется существовавшим между ними и доселе существующим преданием, что как первый их избавитель, т. е. Моисей, низвел с неба манну, так низведет и второй, т. е. Мессия. Shoetgenius. Horae hebr. et talmud. T. 1, p. 359. Lips. 1733. 1121 Должно, однакож, заметить, что в учении своем латиняне признают как хлеб опресночный, так и хлеб квасной, равно приличным веществом для таинства Евхаристии (Perrone, Praelect. Theol. Tract. de Eucharistia, par. II, c. 3, propos. 1); но на самом деле обыкновенно употребляют только хлеб опресночный. 1123 Maldonatus, in Matth. cap. XXIV, v. 2; Petavius, de doctrina temp. XII, c. 15 et squ.; Natalis Alex., Diss. XI, in Saec. XI et XII. 1124 И будет вам (овча) соблюдено даже до четвертагонадесять дне месяца сего: и заколют то все множество собора сынов Израилевых к вечеру. И приимут от крове, и помажут на обою подвою, и на прагах в домех, в нихже снедят тое. И снедят мяса в нощи той печена огнем, и опресноки с горьким зелием снедят ( Исх. 12, 6–8 ). Начинающе в четвертыйнадесять день перваго месяца, с вечера да снесте опресноки, до двадесять первого дне месяца, до вечера. Седмь дней квас да не явится в домех ваших (- 18. 19) 1125 Если же один из Евангелистов выражается: прииде день опресночный, в оньже подобаше жрети пасху ( Лук. 22, 7 ), и два другие говорят: в первый день опресночный приступиша ученицы к Иисусу, глаголюще ему: где хощеши уготоваем ти ясти пасху ( Матф. 26, 17 ; Марк. 14, 12 ): то означенные выражения, вместе со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Хочешь ли знать души бранливых и гневливых? Что может быть хуже того мучения, тех язв, которые они носят внутри себя, той печи, которая всегда горит, и того пламени, который никогда не угасает? Хочешь ли знать плотоугодников и привязанных к настоящей жизни? Что может быть тягостнее этого рабства? Ведут они жизнь Каинову, находясь в непрестанном трепете и страхе; и, по кончине кого-либо из своих сродников, более о своей кончине, нежели о них плачут. Также, что беспокойнее и безумнее гордых? Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым. Незлобие есть мать всякого добра. Итак, не устрашайся и не убегай от ига, которое облегчает тебя от всех этих зол; но со всею готовностью покорись ему, и тогда ясно уразумеешь его сладость. Оно не отягчит твоей выи и возлагается на тебя для одного благоприличия, чтобы научить тебя шествовать правой стезею, поставить тебя на царском пути, избавить от стремнин, там и здесь находящихся, и таким образом приучить тебя с легкостью совершать тесный путь. Итак, если это иго доставляет нам столь великие блага, такую безопасность, такое веселье, то будем носить его от всей души, со всем тщанием, чтобы и здесь обресть покой душам своим, и сподобиться будущих благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА XXXIX В то время иде Иисус в субботы сквоз е с е яния; учениц ы же Его взалкаша, и начаша востерзати кл а сы и ясти (Матф. XII, 1). В то время иде Иисус в субботы сквоз е с е яния; учениц ы же Его взалкаша, и начаша востерзати кл а сы и ясти (Матф. XII, 1). 1. А Лука говорит: в субботу второпервую (Лук. VI, 1). Что же значит суббота второпервая? То, когда случалось двойное празднование — и субботы Господней, и другого, последующего праздника; иудеи каждый праздник называют субботою. И почему Он, все предвидя, привел их туда, как не потому, что хотел разрешить субботу? Он того хотел, но не просто. Вот почему Он никогда не нарушает субботы без причины, а только представляет благовидные к тому случаи, чтобы и закону положить конец и иудеев не оскорбить.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

Кто, напр., чист от любостяжания? Не указывай мне на то, что ты не слишком был любостяжателен; и за малое понесешь то же самое наказание. Помышляй об этом и раскаивайся. Кто не оскорбляет другого? А это ввергает в геенну. Кто тайно не злословил ближнего? А это лишает царствия. Кто не надмевался? А этот более всех нечист. Кто не смотрел похотливыми очами? А этот считается наравне с блудником. Кто без причины не гневался на брата своего? А такой повинен суду. Кто не клялся? А это от лукавого. Кто не преступал клятвы? А это более, нежели от лукавого. Кто не служил мамоне? А такой, отпал от законного служения Христу. Я мог бы исчислить вам много и других пороков; но и этих довольно, чтобы привести к сокрушению не окаменевшего сердцем и не дошедшего еще до бесчувственности. И если каждое из этих преступлений повергает в геенну, то чего не сделают они, когда совокупятся вместе? Каким же образом, скажешь, можно спастись? Употребляя против недугов равносильные врачевства — милосердие, молитвы, скорбь, раскаяние, смирение, сердце сокрушенное, презрение к земным благам. Бесчисленные пути Бог предложил ко спасению, если только мы захотим быть внимательными. Будем же внимательны, будем всячески стараться об исцелении ран наших, творя милостыню, удерживая гнев к оскорбившим нас, благодаря за все Бога, постясь по силам, молясь с искренним сердцем, приобретая друзей себе от мамоны неправды (Лук. XVI, 9). Таким образом мы можем получить прощение в грехах наших, и удостоиться обещанных благ, — чего да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА XLII Или сотворите древо добр о , и плод его добр; или сотворите древо зло, и плод его зол; от плода бо древо познано будет (Матф. XII, 33). Или сотворите древо добр о , и плод его добр; или сотворите древо зло, и плод его зол; от плода бо древо познано будет (Матф. XII, 33). 1. Опять иным образом Господь стыдит фарисеев, не довольствуясь прежними обличениями.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

Ибо еретики, кидаясь туда и сюда, и на этом как-бы вновь созидая свою ересь, говорят: вот плакал и говорил: ныне душа Моя возмутися (Иоан. XII:27), и молился, да мимоидет чаша (Матф. XXVI, 39); почему же, если говорил это, Он-Бог и Отчее Слово? Так; написано, богоборцы, что плакал, и говорил: возмутися, и на кресте сказал: Елои, Елои, лима cabaxфahi? еже есть: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя ecu оставил (Марк. ХУ, 34. Матф. XXVII, 46); молился и о том, да мимоидет чаша: и сие написано. Но я желал бы также, чтобы и вы дали ответ. Ибо каждое из ваших возражений необходимо отра­жать тем же. Если Глаголющий есть простой чело­век, то пусть плачет и боится смерти, как чело­век. Если же Он-Слово во плоти (для нас необременительно-повторять всегда одно и то же), то чего было бояться Ему-Богу? Или почему убоялся смерти, будучи Сам жизнь и других спасая от смерти? Или почему, говоря: не убойтеся от убивающих тело (Лук. XII:4), Сам убоялся? Почему Тот, Кто говорит Аврааму: не бойся, яко с тобою есмь (Исаия XLIII, 5), и Моисея поощряет к му­жеству пред фараоном, и Навину говорит: крепися и мужайся (Iuc. Навин. I, 6),-Сам пришел в боязнь от Ирода и Понтия? Притом, другим став помощником, чтобы не имели страха (ибо сказано: Господ мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек,-Псал. CXVII, б). Сам устра­шился игемонов, людей смертных, и добровольно пришедши на смерть, убоялся смерти? Совместно ли с чем и не злочестиво ли-говорить, что убоялся смерти или ада Тот, Кого видевше вратницы адовы убояшася (Iob. XXXVIII, 17)? Если же по словам вашим убоялось Слово, то почему же незадолго пред сим, говоря о злоумышлении Иудеев, Оно не спаслось бегством, но когда искали, сказало: Аз есмь (Иоан. XVIII:5)? Господь мог и не умереть, как говорил: область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти %ю; и: никтоже возмет %ю от Мене (Иоан. X:18). Напротив того. бояться свойственно было не естеству Слова, как Слова, христоборцы и неблагодарные Иудеи, но Слово было во плоти, подверженной страху.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

XII. Видение Мартирия, основателя Зеленой Пустыни В 17-й и 21-й главах Тихвинского сказания, по той же полной редакции, которой я пользовался в статье Новгород и Москва, – между прочим повествуется о том, как некоторый благочестивый старец из Сергиева монастыря, с Великих Лук, по имени Мартирий, многую веру имел к Тихвинской иконе, и как не однажды удостаивался ее чудесного явления. Этот старец основал себе пустыню, известную под именем Зеленой, в 40 поприщах от Тихвинского монастыря. Житие Мартирия († 1603 г.) составлено было в конце XVII в. митрополитом Корнилием, бывшим сначала игуменом Зеленецкого монастыря и архимандритом Тихвинского. Но особенно любопытны для истории литературы собственные записки Мартирия, то есть, автобиография, дошедшая до нас в рукописях и, вероятно, послужившая материалом для жития. В записках Мартирия в высшей степени интересен поэтический рассказ об одном явлении, бывшем этому благочестивому старцу. Для истории развития художественных идей в древней Руси видение это предлагает тот любопытный факт, что наши набожные предки, по крайней мере в конце XVI в., умели соединять с теплым, безотчетным верованием некоторое эстетическое внимание к очертаниям той иконы, которой приносили свою искреннюю молитву. Предлагаю это сказание 387 во всей его полноте, только с изменением церковно-славянских форм на русские. Спал я в своей келье, в чулане – так рассказывает о себе благочестивый старец: и увидел во сне Пречистую Богородицу в девичьем образе. Благолепна была она видением, не видал я между людьми такой благообразной девицы; – и умиленна лицом и прекрасна образом. Долгия зеницы и черныя брови; нос средний и похил. На голове у ней был золотой венец, украшенный разноцветными каменьями. И невозможно человеческому уму постигнуть ея благообразия, ни языком сказать. Сидит же в келье моей, на лавке, в большом углу, где иконы стоят. А я, будто бы, вышел из чулана, и стою перед нею, смотрю на нее прилежно, не сводя очей с красоты ея. Она же, Царица и Богородица, на меня взирает. И смотрел я на нее неуклонно, и видел милостивое ея лицо; очи же ея были полны слез, чуть не канут на ея пречистое лицо. И вдруг стала она невидима. Я же проснулся от сна и был в ужасе. Встал и вышел из чулана; зажег свечу от лампады и хотел видеть Пречистую Деву, не сидит ли она в моей келье там же, где сидела. Вышел я на средину кельи, но уже не видал ея. И подошел я со свечею к Пречистому образу Одегитрия, и познал, что воистину явилась мне Пречистая Богородица тем образом, как писана она на иконе моей келейной.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Можно привести и другие примеры. В настоящей связи мы должны остановиться на интуиции, как меτоде Мережковского. Интуиция, как метод Мережковского, позволяет оправдать эти вольности, но на высоте интуиции Мережковский не умеет удержаться. В бесплодной риторике мы уже не видим взлета интуиции. Апокрифы Мережковского надуманные и искусственные. В них нет евангельской простоты и непосредственности. Или другой пример: сравнение Марка с «наказанным школьником», спрятанным за «осторожного Матфея» и «мягкого Луку», «да исцеляет «врач возлюбленный» раны-укусы Маркова льва» (I, 63). Слово перестает быть реальностью, оно становится пустым звуком, часто утомляющим своей пустотою. Для меня, например, неприемлемо, в терминологии Мережковского то различение истории и мистерии, которое проводится и в «Атлантиде-Европе», и на котором Мережковский, очевидно, настаивает (ср. «И. H.» I, 138, 142, 205, 218 и особенно т. II, 16, 20 и сл., 143 и слл. и мн. др.), неприемлемо потому, что под мистериею мы разумеем совокупность религиозных действий, в которых участвуют посвященные. Если отдельные части евангельского повествования надо понимать, как мистерию, мы не можем миновать вопроса, кто же – посвященные, и какие действия они совершают. В обычном словоупотреблении и в религиозно-историческом построении Мережковского, мистерию можно было бы видеть в Крещении, но с Крещения Мережковский как раз и начинает историю (I, 218). В других случаях, преувеличенная забота о форме приводит к отрицанию самой формы. Сравнение Крестителя с кузнечиком (I, 231) недопустимо чисто эстетически. Пример этот тоже далеко не единственный. Встретив Иисуса, Иоанн «прянул, как почуявший агнца лев» (I, 242). Утаенная жизнь Иисуса получает выражение в следующем образе: «Тридцать лет стрела на тетиве натянутого лука неподвижна: лук – Иисус, стрела – Христос» (I, 146). Или еще: «Что такое свет, не знают пещерные рыбы без глаз; люди не знают, что такое Бог . Только одна рыба с глазами видела свет: Человек Иисус» (I, 155). Не хочу утомлять читателя. Но невольно возникает вопрос, о чем думал Мережковский, когда, превознося историческое значение апокрифов, отмечал, что «Фома Неверный, Фома Близнец, по одному преданию, тоже очень древнему, родной брат, «близнец Христов» (I, 95). Братом Иисуса по плоти, а тем более близнецом, – Фома не был и быть не мог. Мережковский это знал и утверждать противного не стал бы. Едва ли он задавался целью внушить эту мысль читателю. О чем же он думал? Ни о чем? В сознании читателя встает предостерегающее слово Евангелия (МБ. XII, 36, 37). В «Иисусе Неизвестном» оно относится не только к этому примеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010