Сейчас я подробнее отвечу на этот краткий довод. Дело в том, что он выдвигается слишком поздно. Следовало прежде поразмыслить, подобно предусмотрительному строителю, который, до того как начать строительство, оценивает свои возможности, чтобы не пришлось пережить позора, бросив здание неоконченным. Впрочем, слова Господа и Его пример отнимают у тебя возможность ссылаться на что бы то ни было. Ведь ты что говоришь? «Буду беден». Однако называет же Господь бедных счастливыми. «Мне нечего будет есть». Но Господь говорит: Не думайте о пище (Матф. 6:25). А что касается одежды, то в этом примером для нас может служить лилия. «Мне необходимо имущество». Но ведь следует вообще все продать и раздать нищим " . «Но необходимо, наконец, позаботиться о детях и потомках». Однако никто не в состоянии пахать, положив руку на плуг, и в то же время оглядываться назад (Лук. 9:62). «Но я принадлежал к определенному званию». И на это сказано: Никто не может служить двум господам (Матф. 6:24). Если хочешь быть учеником Господа, бери свой крест и следуй за Господом, то есть изволь претерпеть лишения и пройти весь крестный путь, пусть даже крест этот будет всего лишь твоим телом, которое до некоторой степени подобно кресту. Ради Бога тебе следовало оставить всех—родителей, супругу, детей. И ты еще сомневаешься, следует ли тебе бросить твое ремесло, торговлю или иное занятие, которому ты предаешься ради родителей или детей! Нам уже было однажды сказано, что ради Господа следует оставить и залоги, и ремесла, и все дела. Бросили же призванные Господом Иаков и Иоанн и отца и лодку, оставил же Матфей место сборщика податей. Даже отца родного похоронить—и то было слишком большой отсрочкой для дела веры! Никто из тех, кого избрал Господь, не сказал: «Мне не на что жить». Вера ведь не страшится голода. Ей известно, что от голодной смерти, принимаемой за Бога, следует отрекаться не в большей степени, чем от любой другой смерти. Вере уже известно, что не следует дорожить самой жизнью, что же говорить о средствах к жизни? Много ли таких найдется? Но трудное для людей легко Богу (ср.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Сие сказала она, проливая слёзы. Блаженный же отвечал ей: — Господь мой и Бог да простит тебе, жена, грех твой. Иди с миром и позаботься, как ты говорила, о спасении души своей. Веди борьбу с страстями, налагая на себя покаяние, и так сможешь ты посрамить лукавого. В ответ на сие, она сказала блаженному: — Прошу и умоляю тебя, отче, наставь меня на путь спасения; скажи, как мне получить спасение? Он же отвечал: — Иди в Вифлеем, отыщи там святую деву, по имени Павлу [ 3 ], которая построила там святую церковь. Пришедши к ней, расскажи ей всё случившееся и спасайся у нее. Жена, встав, поклонилась ему и сказала: — Молись, отче, за меня грешницу! Святой, удручаемой сильный болью, с большим трудом мог подняться с земли. Он дал на дорогу женщине немного фиников, вывел ее из келлии и, указав ей дорогу к Иерусалиму, сказал: — Иди с миром и спаси свою душу и подвизайся в покаянии. Смотри, не возвращайся назад: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук.9:62). Наблюдай за собою, чтобы тебе опять не быть поруганный врагом, неослабно пребывай в покаянии, ибо Бог приемлет кающихся. Слыша сие, жена еще сильнее заплакала и сказала: — И я уповаю на Того, на Кого уповали народы и не посрамились. Я твёрдо верю и надеюсь, что отныне диавол не найдет слуги во мне. Блаженный Мартиниан, ознаменовав ее крестным знамением, сказал: — Господь Бог мой да сохранит душу твою и соблюдет тебя до конца. Сия женщина, поклонившись святому, ушла, а святой возвратился в келлию, где со слезами стал молиться Господу. Между тем та женщина шла, со слезами молясь Богу, чтобы Он наставил ее на путь спасения. Уже наступила ночь, а она всё еще шла в пустыне. Здесь же она остановилась на ночлег. Встав утром, она снова продолжала свой путь, молясь и проливая слёзы. Лишь только поздно вечером на другой день она пришла в Вифлеем. Войдя в монастырь, построенный блаженной Павлой, она поклонилась ей и рассказала обо всем бывшем. Услышав ее рассказ, блаженная Павла прославила человеколюбца Бога, с радостью приняла ее в свой монастырь и каждый день поучала ее и наставляла на путь спасения. Сия жена стала столь подвизаться и поститься, что много раз блаженная Павла говорила ей:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Синайский (Sinaiticus Petropolitanus) кодекс IV в., хранится в Императорской Публичной библиотеке. Содержит весь Новый Завет вполне. А Ал. Александрийский (Alexandrinus) код. V в., собственность Британского музея в Лондоне. Из Евангелий недостает с начала Евангелия Матфея до 25:6, также Иоан. 6:50–8, 52 . В Ват. Ватиканский (Vaticanus код. IV в., в Риме. Евангелия содержит вполне. С Ефр. Ефремовский (Ephraemi Syri) код. V в. в Париже. Многого недостает из Евангелий. Д. Кембр. Кембриджский (Bezae Cantabrigiensis graecus et latinus) код. VI в. в Кембридже. Недостает Матф. 1, 1–20; 6, 20–9, 2; 27, 2, 12 ; Иоан. 1, 16–3, 26 . Е Баз. Базельский (Basileensis) код. VIII в. Недостает из Евангелий только Лук. 3, 4–15; 24, 47 до конца. F a Коасл. Коаслинский (Coislinianus, получивший название от епископа Коаслина в Метце) код. VII в., в Париже. I Пал. I. Отрывки палимпсеста V–VI в., в Петербурге. К Пар. 63. Парижский (Cyprius Parisiensis код. IX в. Сдержит сполна все четыре Евангелия. L Пар. 62. Парижский (Parisiensis код. VIII в. Недостает Матф. 4, 22–5, 14; 28, 17 до конца. Марк. 10, 16–30; 15, 2–20 ; Иоан. 21, 15 до конца. М Пар. 48. Парижский (Parisiensis код. второй пол. IX в. N Отр. N. Отрывки Евангелий VI в., хран. часть в Лондоне, часть в Вене, в Риме и на остр. Патмосе. О Отр. О. Отрывки IX в. в Москве. Р Пал. Р. Отрывки палимпсеста (codex Guelferbytanus) VI в. Q Пал. Q. Отрывки палимпсеста (codex Guelferbytanus) V в. S Ват. 949. Ватиканский (Vaticanus код. 949 года. Содержит сполна все четыре Евангелия. U Вен. Венецианский (Venetus Marcianus) код. IX–X в., также полный. V Моск. Московский (Mosquensis) код. IX в. в Моск. Син. библ. Недостает Матф. 5, 44–6, 12; 9, 18–10, 1 . Кроме того, Иоан. 7, 39 до конца дополнено в XIII в. Х Мюнх. Мюнхенский (bibl. univesitatis Monacensis) код. IX–X в. Λ Окс. Oxoniensis, код. IX в. Содержит Евангелия Луки и Иоанна. Лонд. Отрывки палимпсеста VIII в. из Евангелия Луки, хран. в библиотеке Лондонского библейского общества. П Пет. Петербургский кодекс почти полный, IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

СТАВРОФИЛА. Что же будет с теми, которые отделяются, и не хотят иметь общения с единою истинною Церковью? АНГЕЛ. Они подобны тем, которые на малых ладьях хотят переплыть великое море, и потому погружаются в волнах собственных заблуждений, или впадают в руки мысленных разбойников. СТАВРОФИЛА. Все ли плывущие на корабле Церковном спасены будут? АНГЕЛ. На корабле Церковном благополучно совершают плавание и достигают Царствия Небесного только истинные христиане, которые с правою верою соединяют и добрые дела, т. е. исполнение заповедей Господних, и если когда в чем либо оные преступают и нарушают, то стараются истинным покаянием и искренним исповеданием и посильным исправлением загладить свои ошибки и согрешения. Упорные же и нераскаянные грешники извергаются из корабля духовного или судом церковным, или невидимым судом Божиим, а некоторые, подобно плевелам в пшенице, долготерпением Божиим оставляются до жатвы. Одна вера без христианских дел не спасает, ибо «вера без дел мертва есть» (Иак.2:26). А чтобы иметь добрые дела и стяжать христианские добродетели, должно всегда помнить слова Апостола, глаголющего: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр.10:36). Терпение подает крепость при совершении всякой добродетели, и ни одна добродетель без него не может устоять, по сказанному: никто «озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук.9:62) (Св. Петр Дамаскин, кн.2. сл.5). Кто отвергает терпение, тот не может быть истинным чадом Церкви Христовой. Посему один из церковных писателей и сказал, что самой Церкви дано имя «терпение», так как она одна радуясь, претерпевает во веки, и составляется из терпения верующих, которые суть уды Христовы (Климента Алекс. Педагог, кн.1). На каждом Христианском храме водружен крест. Что сие знаменует? Знаменует, во-первых, то, что крестом совершено искупление рода человеческого, а во-вторых, что только тот обретает спасение в Церкви, кто с терпением несет крест посылаемых ему от Бога скорбей и страданий, по слову Самого Господа: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф.10:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Так будем подражать этим святым, так почтим этих героев, увенчанных победителей, друзей Божиих и, прошедши одинаковый с ними путь, мы удостоимся одинаковых с ними венцов, которых да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу слава, со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Кондак, глас 4: Явился еси преудивлен крепостию, всесожжения ливан благовонен себе принесл еси, жертву Христу: и венец почести приим Вралааме, присно моли за ны страдальче. Житие преподобного Варлаама Печерского В то время, когда преподобные отцы наши Антоний, Феодосий и Никон [ 1 ] сияли в Киевских пещерах доблестными подвигами, как три светильника, достойные предстоять престолу Святой Троицы, многократно приходил к ним насладиться их сладостною беседою некто Варлаам, сын благородных и христолюбивых родителей — Иоанна, первого между боярами князя Изяслава, и Марии, внук славного и храброго Вышаты, правнук воеводы Остромира [ 2 ]. С юности Варлаам сиял красотою телесной и чистотою души и возымел любовь к названным преподобным отцам и — настолько сильную, что захотел жить с ними вместе и оставить мирскую жизнь, вменяя ни во что славу и богатство. Особенно в страх привело его слово Господа, сказанное ему, между прочим, преподобными: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). И вот, пришедши однажды к преподобному Антонию, он открыл ему свое намерение. — Хотел бы я, отче, — сказал он, — если угодно Богу, быть иноком и жить с вами. — Благо хотение твое, чадо, — отвечал старец, — и благодатно намерение; но смотри, как бы не возвратили тебя назад богатство и слава мира сего, ибо, по слову Господню «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук.9:62). Многое и еще говорил старец на пользу душевную Варлааму, и сердце у него всё более и более разгоралось любовью к Богу. В таком расположены душевном пошел он домой. На другой же день после беседы с старцем, оставив не только родителей, но и обрученную уже с ним невесту, он сел на коня, одетый в светлые и дорогие одежды и, имея при себе множество пеших слуг, ведущих убранных коней, торжественно прибыл к пещере. Когда преподобные вышли и поклонились ему до земли, как кланялись тогда знатным людям, он сам поклонился им также (сошедши с коня). Затем он снял с себя боярскую одежду и положил ее у ног преподобного Антония, и поставил пред ним разубранных коней, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Троице, о Христе, Спасителе всех людей, о вечной жизни. Едва ли подчеркивают там свои вероисповедные особенности, делающие Католическую Церковь таковой, а всего натуральнее возвещают общехристианские истины. Да и не все же миссионеры, думается, увлекаются в своем деле мыслью о расширении папской власти, а первее и главнее всего говорят о Христе. Так или иначе, а если Христос проповедуется, то этому нужно радоваться. И в Католической Церкви обращенные ко Христу уже у порога Вселенской Истины, подготовляются ко вступлению в Нее. Внешняя миссия Католической Церкви – это первая ее задача в общехристиакском деле. Нам представляется и другая задача. Католическая Церковь , отпавшая от Истины и в известной степени оматериализированная через олицетворение ее в Папе, земном наместнике, заменившем собой для верующих Лик Христа, неизбежно дала материалистическое направление всей разнообразной человеческой жизни Запада. Она усиленно взывала к жизни плотские начала, предпочтя их христианской культуре духа, дающего свое место и плотскому началу. Однако, и материалистическая жизнь протекает, следуя законам плоти и идя навстречу потребностям ее. Но плотская жизнь, в виде препобеждающей силы духовную не имеет вечного смысла; она конечна, как конечна и греховная плоть. Но как бы ни торжествовала плоть над духом, она, в конце концов, как конечное начало, не победит вечное, притом связанное с Воскресшим Христом узами ничем непобедимой любви Его к миру. Настанет время, когда плотское начало Запада, питаемое Католической Церковью, в своих потребностях будет изжито, или опротестовано духом и через то дойдет до саморазрушения; тогда дух, освобожденный от оков временного властителя – плоти, запросит своего удовлетворения, потянется к источнику Истины, хранимой Православной Церковью, и там найдет удовлетворение своей духовной жажде. Здесь жизненная задача Католической Церкви, следовательно, в том, чтобы, отпавши Божиим попущением, не стесняющим человеческой свободы, от непогрешимости, она практически раскрыла всю плотскую сторону человека, испытала всю заманчивую в разнообразных видах ее притягательную внешность и опытно опознала ее несостоятельность, ее тленность, чтобы потом, взявшись твердо за плуг истинного христианского делания, уже не осматриваясь назад, блогонадежным путем пошла в Царствие Небесное ( Лук.9:62 ). Истинный путь, найденный долгим блужданием, будет ценнее для нашедшего его. Первые люди, видимо, не высоко ценили райскую жизнь, полученную от Бога без всякого труда с их стороны и легко потеряли ее, поддавшись льстивому внушению диавола. И блудный сын притчи Спасителя только тогда осознал всю сладость пребывания в отеческом доме, когда, опытно познавши всю мерзость плотской жизни, томимый голодом, с полным покаянным смирением возвратился под отчий кров.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Шестопсалмие, называемое иногда в богослужебных книгах по–гречески εξαψαλμος «экзапсалмы», состоит из шести псалмов: 3–го, 37–го, 62–го, 87–го, 102–го и 142–го и начинается чтением троекратного ангельского славословия: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лук. 2, 14) и двукратного молитвенного воззвания чтеца: Господи, устне моя отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. При начале чтения шестопсалмия в храме тушится большинство светильников, без сомнения для того, чтобы со вниманием слушать псалмы, не развлекаясь ничем внешним. Вместе с тем, церковь, погруженная во мрак, должна напоминать молящимся Вифлеемскую ночь, в которую родился Христос. С рождением и явлением в мip Христа Спасителя началось наше спасение. Шестопсалмие есть как бы размышление человека с самим собой, услышавшего о рождении Спасителя. В псалмах его выражается сознание своего греховного состояния, изображается множество врагов (демонов), ищущих погубить душу и тело, и надежда на беспредельное милосердие Божие, на то, что Господь услышит всех уповающих на Него и ущедрит всех боящихся Его. Из целого ряда замечаний относительно чтения и слушания Шестопсалмия, которые мы находим в Типиконе и в богослужебных книгах наряду, видно, что Церковь придает Шестопсалмию особое значение, а потому весьма грешат те современные богомольцы, которые позволяют себе сидеть во время чтения Шестопсалмия или даже вовсе выходить из церкви, считая это чтение второстепенным, маловажным. Так, в 9–ой главе Типикона говорится: «Глаголется шестопсалмие тихим гласом и легким, косно (не спеша), и во услышание всех. Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу невидимо, и не имать кто власти шепоты творити, ниже плюнути или хракнути, но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Эту мысль пророк раскрывает посредством сравнения поведения страдающего Спасителя с образом кроткого агнца, которого пред закланием, обыкновенно связывали, причем он все это переносил терпеливо. Предсказание пророка о кротком и безропотном перенесении Спасителем Своих страданий исполнилось с буквальною точностью. По свидетельству евангелистов, на все издевательства, глумления, насмешки и всевозможные поругания со стороны мучителей Невинный Страдалец отвечал величайшею кротостью и смирением (Мф. XXVI, 62–63, 67–68; XXVII, 12–14; Mpk. XV, 3–5 ; Лук. XXIII, 9, Uoah. XIX, 9–10 ). То же самое подтверждает св. апостол Петр, когда излагает следующее учение об Иисусе Христе: Иже укаряем, противу не укаряше стражда, не прещаше: предаяше же судящему праведно ( 1Nemp. II, 23 ). а) Суд над ним состоялся при полном смирении с Его стороны. Однако кто род Его изъяснит? Ибо жизнь Его была взята с земли, притом же Он не за Свои грехи веден был на смерть, а за беззакония людей Моих (8 ст.). В первых словах сего пророчества указывается на то, что Иисус Христос не будет судиться по законам человеческого правосудия, ибо враги воспользуются Его кротостью и отнесутся к Нему пристрастно. Действительно, евангельская история показывает что суд над Иисусом Христом не был отправлением правосудия по законам иудейского судопроизводства, но был совершен по приговору неправедных судей вследствие того, что так требовала возмутившаяся толпа иудеев, которая в ослеплении своей яростной злобы не знала границ своим требованиям и готова была пойти на что угодно, только бы предать Его смерти 90 . Словами: род же Его кто исповесть? пророк имеет ввиду противопоставить жалкому, униженному состоянию Страдальца в подвиге истощания, Его божественное величие по предвечному рождению от Бога Отца и Божескому достоинству. Эта великая истина не сознавалась мучителями, равным образом они находились в неведении и относительно тех славных действий страданий Раба Господня, в силу которых Он сделается Искупителем мира и по человеческому естеству достигнет божеского величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

А в Своем ответе фарисеям о лице Мессии, как Сыне Давидовом ( Мф. 22:41–46 ), Иисус Христос всенародно обличал их в том, что только вследствие духовного ослепления своего они не хотят ни признавать Его на основании пророчеств Мессиею, ни понимать правильно самые пророчества. При входе в Иерусалим и всем народом Он был приветствуем, как обетованный Мессия и Царь Израилев ( Мф. 21:9 ; Мар. 11:10 ; Лук. 19:38 ; Иоан. 12:13 ), и оправдывал крики детей в обращении к Нему, как Царю, даже на основании ветхозаветных пророчеств ( Мф. 21:16 ). Свидетельство о Себе, как Мессии, Он торжественно повторил на суде пред синедрионом. На вопрос первосвященника: да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий, Он ответил: ты рекл еси (Аз есмь – Марк. 14:62 ), и добавил: отселе узрите Сына человеческаго, седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных ( Мф. 26:63–64 ), указывая тем, что ветхозаветные пророчества о прославлении Мессии ( Пс. 109:1 ; Дан. 4:13–14 ) относятся к Нему. В виду прямого усвоения И. Христом Себе мессианского достоинства, и враги Его пред Пилатом между прочим обвиняли Его в том, что Он глаголюща Себе Христа Царя быти ( Лук. 23:2 ). И Сам Христос на вопрос Пилата: Царь ли еси Ты? – отвечал: ты глаголеши, яко Царь есмь Аз (т. е. исповедал Себя Мессиею), объяснив при этом, что царство Его, как Царя истины, не от мира сего ( Иоан. 18:33–37 ). Но преимущественно Иисус Христос утверждал и разъяснял истину мессианского Своего достоинства в учении о Себе, как Сыне человеческом (6 ιζ τον ανθρπου – употребляется в евангелиях постоянно с членом), каковое наименование Себя было употребительнейшим в Его устах. Так Он учил о Сыне человеческом: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси ( Иоан. 3:13 ). Отселе узрите небо отверсто и ангелы Божии восходящия и нисходящия над Сына человеческаго (1:51). Сын человеческий имеет власть прощать грехи ( Мф. 9:6 ; ср. Марк. 2:10 ; Лук. 5:24 ). Сын человеческий есть господин и субботы ( Мф. 12:8 ; Лук. 6:5 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ст. 11. Мнози убо от восток и запад, т. е., из всех народов всего мира, приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во царствии небеснем, т. е., в торжествующей Церкви Христовой, в царстве славы. Последнее представляется здесь в виде трапезы ( Лук. 22, 30 ), брачного пира ( Матф. 22, 2–9 ). Возлежание на этом пире обозначает наслаждение небесными радостями в царстве славы. Праотцы еврейские считались бесспорными и полными участниками всех благ мессианского царства; такое же полное участие в этих благах обещает Господь и тем из язычников, которые верой привьются, как дикие ветки к маслине, к избранному народу Божию и станут духовно израильтянами (приидут, возлягут со Авраамом). Ст. 12. Сынове же царствия, т. е. те, которым назначалось это царство прежде других (сыны чертога брачного, Матф. 9, 15 , – те, кому отверзается чертог, сын погибели, Иоан. 17, 12 , – тот, кому назначена погибель), – будут изгнаны во тьму кромешную, т. е. осуждены на состояние, столько же противоположное небесному блаженству, сколько наружная тьма глубокой ночи противоположна внутренности светло украшенного чертога. Ту будет плач и скрежет зубом, плач, как выражение страданий, и скрежет, как выражение досады и сожаления о том, что утрачено по своей же вине. Ответы Иисуса Христа некоторым, желавшим следовать за Ним Матф. 8, 18–22 . Ср. Лук. 9, 57–62 . Матф. 8, 18 . Видев Иисус многи народи окрест себе, повеле учеником ити на он пол. Народ окружал Господа и теснил, негде было уединиться ( Лук. 4. 42 ) для молитвы и беседы Апостолами, не было времени и хлеба вкусить ( Марк. 3, 20 ), так что Он однажды ( Лук. 8, 22 ) повелел ученикам Своим переправиться на другую сторону Тивериадского озера. Следующее дальше повествование об ответе Иисуса Христа книжнику, желавшему сделаться, подобно Апостолам, Его постоянным спутником в ев. Матфея соединено с предыдущим мыслию, как тяжки были груды Спасителя, как жизнь Его слагалась из постоянных лишений. Ст. 19. И приступль един книжник, занимавшийся изучением закона, рече ему: Учителю, иду по тебе, аможе аще идеши, – „все оставляю: и занятия своим предметом, и дом, и родных (ср. 19, 27); буду следовать за Тобою, как бы далеко Ты ни отправился, разделяя Твой образ жизни, участвуя ко всех Твоих трудах и лишениях.»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010