изображается так: в храме святой архиерей поучает народ с амвона. Ангел говорит ему на ухо. Вокруг его блистает свет. У амвона люди слушают его с усердием. Всех их свыше благословляет Христос, держа раскрытое Евангелие, в котором написано: тако да просветится свет ваш пред человеки и пр. (Матф. гл. 5, 16). 28. Притча о бесплодной смоковнице. Смоковницу имеяше и проч. (Лук. 13) изображается так: среди храма стоит человек с проседью, скрестив руки на груди. Близ него смерть держит косу. Христос повелевает ей подкосить его; но ангел хранитель жизни человека, на коленах, умоляет Христа помиловать его, говоря: Господи, остави его на лето и проч. 29. О намеревающемся построить столп. Кто от вас хотяй столп создати и проч. (Лук. 14, 28) изображается так: святой Павел поучает, держа хартию со словами: основание положих Иисуса Христа. Вокруг него стоят люди и усердно слушают его. В другом отделении картины эти же люди едят, пьют и торгуют. Над ними смеются бесы. Вверху их написано: верующие, но не исполняющие учения. 30. Притча о мытаре и фарисее. Человека два внидоста и проч. (Лук. 18) изображается так: в храме виден жертвенник. Напротив него на верхней ступени лестницы, ведущей во святилище, стоит фарисей, старик с длинною бородою, в широкой одежде, покрытый платком, и смотрит на небо, подняв вверх одну руку, а другою указывая на мытаря. Над ним темно. Поодаль от него мытарь смотрит вниз и бьет перси свои. Над ним светло. 31. Притча о рабах верных и разумных. Кто есть верный раб и разумный и проч. (Матф. 24, 45) изображается так: в храме святой архиерей старец, св. иерей, держащий в руках потир, и св. диакон, имеющий на главе дискос, клирики со светильниками и кадильницами, иноки и многие христиане обоего пола – все молятся; а Христос благословляет их свыше. 32. Притча о рабах злых. Аще ли речет злый раб той и проч. (Матф. 24, 48) изображается так: в домах священники, монахи и миряне едят, пьют и потешаются музыкою. Над ними парят смерть с косою и ангелы с серпами. В другом отделении картины пылает ад, содержащий в себе неверных и еретиков. Туда бесы ведут людей из этих же домов. 33. Притча о соли. Добро есть соль: аще же соль обуяет и пр. (Лук. 14, 34)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Пс.36:10             И еще немного – и нет нечестивого,                         и посмотришь 225 на место его – и нет его. И это будет удивительно: был, и нет, место вот, а самого нет. Подобное сказано о праведном Енохе: «ходил Енох пред Богом, и нет его, ибо взял его Бог ( Быт.5:24 ). Енох жил до Потопа, он был из тех «двух на поле», кто Богом «берется». «Нет его» может быть сказано о праведном и о нечестивом, смысл слов – диаметрально противоположный. От «нечестивого» место будет чисто – «нет его» (ст.36). Пс.36:12             Умышляет нечестивый на праведного                         и скрежещет на него зубами своими. Отношение нечестивого к праведнику есть ничем не обусловленная – адская ненависть, пропитанная мыслительной деятельностью коварства – до смерти: «взять душу мою умышляют» ( Пс.31 /30:14). «Можно это понимать о диаволе» (св. Афанасий Великий ). Пс.36:14             Меч обнажили нечестивые и напрягают лук свой –                         низложить нищего и бедняка,                         заклать тех, кто прям сердцем. «Меч… лук» – то же делает Господь: «меч Свой изощряет, лук напрягает» ( Пс.7:13 ). Лук – оружие невидимой брани, меч – открытой. «Нищего и бедняка» – их хотят низложить нечестивые, хотя нищие и бедняки – это, может быть, отнюдь не праведники. Праведные вызывают ненависть своей праведностью, а эти что? Чем они ненавистны? «Нищий и бедняк» ани ве-евйон – тем ненавистны, что их по милости спасает Господь. «Ради разорения нищих, ради стенания бедных ныне восстану, – говорит Господь, – поставлю во спасение» ( Пс.12 /11:6). «Нищего и бедного» ненавидят за «милость» к ним Господа. Потому что Бог не в силе, а в правде. «Заклать тех, кто сердцем прям» – за что? За то, что в них нет лукавства. «Заклать» тавах имеет бытовой смысл (заколоть в пищу) и смысл сакральный – принести в жертву ( Притч.9:2 ). О жертве Христовой пророчил Иеремия: «Я, как агнец покорный, ведом на заклание» 226 . Как Мессию хотели «заклать» – так и тех, кто прям сердцем. Кто первый в истории показал такую волю? Каин «заклал брата своего» ( 1Ин.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Их специальный разбор мог бы увеличить массу однообразного материала, но не увеличил бы числа оригинальных композиций и типов. Иконописный шаблон, как уже сказано выше, пустил глубокие корни в византийской иконографии: исцеление скорченной женщины построено по обычному шаблону исцелений (сир. Евангелие, Евангелие нац. библ. 74, л. 139 1662 . Елисав., зач. 71 Лук. Гелат., л. 189. Давидгаредж. код., л. 4); также и исцеление хромых (сир. Евангелие 1663 ; Евангелие 74, л. 114 об., 118. Афонопантел. Евангелие 2, л. 90 об.), глухих и немых (Евангелие 74, л. 79, 83 и 133. Елисав., зач. 31, 40, 57 Лук. Лаврент. Евангелие, л. 24. Гелат. Евангелие, л. 36, 43, 117 и 182 об.), страждущего водянкой (Евангелие 74, л. 190. Лаврент. Евангелие, л. 138 об. Гелат., л. 191 об. Евангелие публ. библ. 105, л. 144. Давидгаредж. код., л. 5). Хананеянка (равен. моз. Аполлинария Нового; код. Григория Богослова 510 1664 ; Евангелие 74, л. 31 об. и 79. Елисав., зач. 30 Марк. Гелат., л. 112. Лаврент., л. 77. Код. Эгберта) 1665 припадает к ногам Иисуса Христа, подобно кровоточивой, а само исцеление ее дочери ничем существенно не отличается от исцеления тещи Петровой или воскрешения дочери Иаира. Сходна с хананеянкой блудница, прощенная Иисусом Христом ( Григорий Богослов 510; Евангелие нац. библ. 115, л. 400. Код. Эгберта 1666 ). Сложные миниатюры «исцеления многих больных» (Евангелие 74, л. 8, 15, 31 об., 77 об. и 118. Елисав., зач. 9, 26 и 62–63 Матф.; зач. 27 ев. Марк.; зач. 24 ев. Лук. Гелат. Евангелие, л. 32 об., 51 и 159. Копт. Евангелие, л. 44) представляют механическую комбинацию отдельных исцелений. Проклятие смоковницы (Евангелие 74, л. 42, 88 об. Елисав., зач. 84 Матф. и 50 Марк. Гелат., л. 65, 123 об. Лаврент., л. 43 и 85. Евангелие нац. библ. 115, л. 93. Евангелие нац. библ. suppl. 27, л. 96. Евангелие suppl. gr. 914, л. 63) следует также шаблону: Иисус Христос, идя с апостолами, обращается с жестом к стоящей перед ними смоковнице 1667 ; а если на месте смоковницы поставить изображение человека, сидящего на дереве, то это будет беседа с Закхеем (Кембридж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Деян. 5:42 . Всякий день в храме и по домам не переставали учить... – 20:31. Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. 2) Отрицание и заклинание сатаны: 1Иоан. 3:8 . Кто делает грех , тот от диавола... чтобы разрушить дела диавола. 1Петр. 5:8 . Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. 1Тим. 5:15 . Совратились в след сатаны... 3) Именем Божиим: Мрк. 15:17 . Именем Моим будут изгонять бесов... Деян. 19:11–16 . Бог же творил немало чудес руками Павла... и злые духи выходили из них... 4) Дуновение: Быт. 2:7 . И вдунул в лицо его дыхание жизни. Мрк. 7:34 . И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему (глухому) еффа, т. е. отверзись. 5) Сочетание со Христом: 1Петр. 3:21 . ... но обещание Богу доброй совести спасает воскресением Иисуса Христа... 1Тим. 6:12 . Подвизайся добрым подвигом веры... 6) Помазание елеем: Быт. 8:11 . Голубь возвратился... и вот свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли. Лук. 10:34 . И, подошедши, (Самарянин) перевязал ему (Иудею) раны, возливая масло. 7) Возложение креста обязывает: Лук. 9:23 . Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. – 14:27. Кто не несет креста своего... не может быть Моим учеником. 8) Свечи при крещении: Лук. 12:35 . Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. Мф. 5:15–16 . И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом... чтобы они видели ваши добрые дела… 9) Облачение в белые одежды: Гал. 3:27 . Во Христа крестившиеся во Христа облеклись. Ефес. 4:24 . И облечься в нового человека, созданного по Богу... Откр. 4:4 . ... Которые (24 старца) облечены были в белые одежды... – 7:9. 14. ... стояли пред престолом и Агнцем в белых одеждах... сравн. Откр. 19:78 . 10) Пострижение: Числ. 6:18 . И острижет назарей у входа скинии собрания голову назарейства своего... ? Иов. 9:30–31 . Хотя бы я омылся и снежною водою... – Ветхозаветный человек, еще не искупленный от греха Спасителем, не мог оправдаться на суде Божием, хотя бы в своих собственных глазах он был чистым и невинным. Здесь говорится не о христианском крещении, а относительно современного состояния Иова – «Я омылся» и народа израильского «ты умылся». Разумеется простое омовение, а в крещении – погружение в воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Новая область, назначаемая для уяснения известных событий, предполагает только открытие новых факторов, но не дает права смотреть на нее, как на средство для прикрытия двуличия взглядов. Между тем представители новейшей теории в этих видах именно и направили свои поиски на эту новую неведомую область, чтобы чрез нее замаскировать свое воззрение и не дать надлежащего представления об уясняемом событии. Вступая в эту область, по-видимому, для того чтобы найти решение, соответствующее как характеру события, так и важности его значения в христианстве, они не удовлетворяют ни тому ни другой и свое желание скорее выражают на словах, чем исполняют на деле. Следуя согласному сказанию четырех евангелистов, подтверждаемому свидетельством ап. Павла ( Мф.28:9.10.17 ; Мк.16:9–14 ; Лук.24:36–47.31 . Ин.20:24–29 ; 1Кор.15:4–9 ), мы должны прежде всего признать, что явление воскресшего Иисуса Христа было не какого-нибудь неопределенного вида духовно-созерцательное, но в теле, и именно том, в котором он пострадал и умер; далее, что с воскресением и явлением в том самом теле непосредственно связано у последователей Иисуса Христа развитие дальнейшего учения как о Нем Самом, так и Его царстве и будущем уповании на Него. Оба эти пункта, тесно связанные между собой, весьма ясно отмечены как в евангельской, так и апостольской истории. Касательно первого мы имеем неотрицаемое доказательство в том, что все ученики встретили весть о воскресении Иисуса Христа с сомнением и недоверием. Такое недоверие, обнаруженное одними к известию других, было бы более чем странным, если бы шла речь об обыкновенном явлении умершего или даже его воскрешении. При распространенности в это время веры в возможность явления умерших и даже их воскрешения ( Мф.14:2 ; Мк.6:14–16 ; Лук.16:30.31 ), при том уповании, которым тогда руководились, что Бог может воздвигать и посылать своих избранников в угодное Ему время ( Мф.16,14 ; Лук.9,19 ), такая весть могла бы казаться им настолько невероятной, чтобы требовать заверительных и убедительных доказательств.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Herodot. VII, 114. Ryssel, S. 90, Anm. 21 О Хироне ничего неизвестно. 22 У В. Рисселя: Евмений. Разумеется афинянин, после марафонской битвы принесший в Афины весть о победе. 23 Еврот (у Рисселя: Еврит) и Аристодем принадлежали к знаменитому отряду (из 300 чел.) Леонида и вследствие болезни были отпущены; однако Еврит велел нести себя в битву, когда узнал, что Персы обошли героев, и умер в сражении. Аристодем не возвратился в отряд. Herod. VII, 229. Ryssel, S. 90, Anm. 24 Может быть: что пребываешь в покое? 25 Или: быть бездеятельными. 26 св. Григорий, очевидно, разумеет присутствовавших в собрании христианских философов, друзей Оригена. 27 Лук. 21:1–4; Марк. 12:41–44. 28 δ οτο μονονουχ ατς ατν περιν. I. A. Darner, Entwicklungs–geschichte der Lehre von der Person Christi. 2 Aufl. 1 Th. Stuttgart 1845, S. 735, понимает это место так: «Ибо Отец соделал Его единым с Собою, так что почти можно сказать, что Отец чрез Него выступает из Себя Самого, чтобы Себя Самого постигнуть». 29 Быт. 48:15. 30 Ср. Исаии 9:6. 31 В основе эхих разсуждений св. Григория (§§ 50–53), очевидно, лежит учение стоической школы, что развитие в человеке λγος или γεμονιν заканчивается в 14 лет; этот взгляд нашел широкое распространение и вне школы и послужил мотивом для предписания начинать обучение философии с 14–летняго возраста. 32 1 Цар. 18:1. 33 Именно Аполлону, храм котораго в Дельфах имел надпись: γνϑι σεαυτν. 34 Φρνησις и σωροσνη — одного корня. 35 К четырем перечисленным обще–человеческим добродетелям, о которых учили и языческие философы, св. Григорий присоединяет две специально христианския добродетели. 36 Ср. Ис. 22:22; 12:14; Апок. 3:7. 37 Ср. Быт. 3:22. 38 Ср. Матф. 15:13. 39 Ср. Быт. 3:23. 40 К переводу §§ 185–187 см. поправки Aug. Brinkmann’a в «Rheinisches Museum für Philologie», N. F. B. 65, H. 1. S. 74–75. 41 Cp. Быт. 3:17, 14 42 Cp. Быт. 3:18. 43 Лук. 15:11 сл. 44 Псал. 16:4. 45 Псал. 136:4 46 4 Цар. гл. 24 и 25. 47 Псал. 136:1–3. 48 Ср. Лук. 10:30. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Στεφαν ς в 1Кор. 1, 16 : 56 , – в) цитат их Деян, 20, 29–30 соответствует чтению Сирского текста 57 . 8) Как по изложению, так и еще более по содержанию, апокриф представляет довольно искусную компиляцию новозаветных мест, преимущественно из посланий Ап. Павла, и особенно из 1-го к Коринфянам и к Галатам. Почти каждый стих ответного послания Апостола к Коринфянам стоит в близкой или отдаленной связи с разными местами канонических писаний Нового Завета, представляя или сокращенный и свободный перифраз или же буквальное заимствование. Составитель апокрифа усвоил содержание и стиль посланий Апостола Павла так хорошо, что это стало как бы его собственным достоянием. Он берет из посланий Ап. Павла мысли, в вероучительном отношении наиболее важныя и служащия к опровержению имеющихся в виду апокрифистом лжеучений, излагая их довольно стройно, кратко и ясно, – чем значительно превосходит рабскую и по содержанию незначительную компиляцию, представляемую посланием к Лаодикийцем 58 . Все эти соотношения между апокрифом и каноническими писаниями мы, насколько могли, указали в примечаниях к тексту апокрифа. Здесь отметим только некоторыя из них: II, 3 ср. Филипп. 1, 23 и 2, 27, – III, 1 ср. Филипп. 1, 9; Ефес. 1, 1  и др., – III, 2 ср. Галат. 1, 6 , – III, 4 ср. 1Кор. 11, 23 и Гал. 1, 17 , – III, 5 ср. Римл. 1, 3 , – III, 9 ср. Деян. 4, 24 , – III, 13 ср. Матф. 1, 18 сл. и Лук. 1, 25 сл, – III, 15 ср. Ефес. 2, 2.3 ; 1Тим. 5, 12 ; Лук. 1, 78  и др., – III, 24–28 ср. 1Кор. 15, 12 сл. и Иоан. 5, 29 , – III, 28–30 ср. Ион. 1, 2–12 и 2, 1–4,-III, 31–32 ср. Лук. 12, 28  и др. и Кор. 15, 13–23; 2Кор. 4, 14 , 4Цар. 13, 21  и др., – III, 33 ср. 3Цар. 17, 21; 1 Фессал. 4, 16; 1Кор. 15, 20.52  и др., – III, 34 ср. Гал. 6, 17 ; Филипп, 3, 8.11 и др., – III, 37 ср. Ефес. 2, 12 , – III, 38 ср. Матф. 3, 7  и др., – III, 32 по арм. и Ефр. ср. Иоан. 6, 53–59 и 63; 1Иоан. 5, 6–8  и др. 9) Желая придать измышленной переписке Апостола с Коринфянами вид подлинности, составитель апокрифа называет имена двух лжеучителей апостольского века, по поводу и против коих и представляется возникшею переписка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

По подобие на обществените молитви в Стария Завет, Църквата извършва в различни часове на деня и време от годината богослужения по определен начин – съобразно указанията и чинопоследованията в богослужебните книги. Според Устава (Типика) основните богослужения от денонощния кръг са вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часове и Св. Евхаристия (Литургия), а при особени случаи Църквата извършва и всенощни бдения (вкл. литии), както и обредите водосвет, молебен, опело на починал, панихида, петохлебие. Извън речника: Православното богослужение. Богохулство (гр. blasphemia) (Мат. 9:3; 26:65; Марк 2:7; 7:22; 14:64 ; Лук. 5:21 ; Иоан. 10:33,36 ; 1Тим 1:20 ; Откр. 13:1,5 , Лев. 24:11–16 , Иов 2:9 ) – всички оскърбителни или непочтителни думи, действия или намерения по отношение на Бога и светините, в т.ч. към Св. Троица, Божието име, Божия промисъл, Св. Богородица и светиите, съзнателното отхвърляне на Божието откровение. Обикновено богохулството се свързва със съзнателното кощунство или поругание на светините. Сред Божия народ само един богохулник е достатъчен, за да оскверни цялата община. Ето защо по Мойсеевия закон хулителя на името Господне наказвали със смърт: извеждали го извън пределите на града и го убивали с камъни ( Лев. 24:11,15–16 , ср. Изх 20:7; 22:27; 3Цар 21:13 , 3Езд 14:24 ). Бог не оставя неотмъстено оскверняването на Името Му (най-често от езичниците, вж. Пс. 88:51 следв., 4Цар 19:4 следв.; 16:22; Йов 1:18, 2Мак. 8:4; 9:28; 10:34 ; Дан. 7:8,25; 11:36 ). Затова Божият народ бил длъжен сам да не предизвиква езичниците към богохулство ( Иез. 36:20 , Ис. 52:5 ). В Мат. 9:2–3 книжниците смятали за богохулство дори опитът за вършене на Божието дело и да се говори от Божие име. Юдеите обвинили Господ Иисус Христос за това, че наричал Себе Си Божи Син ( Иоан 8:49–59; 10:31–36 ) и затова го осъдили на смърт ( Марк 14:64 и следв.; Иоан 19:7 ), безчестили Го и Го обсипвали на Кръста с хули ( Марк 15:29 и следв.). Ако те правели това поради непознаване на Богочовека и «понеже не знаят, що правят», то този им грях могло да бъде простен (Мат. 12:32, Лук. 23:34 ). Но те приписвали знаменията, които Иисус извършвал не на Божия Дух, а на бесовския княз Веелзевула (Мат. 12:24,28 и следв.). Отхвърляйки съзнателно Божието откровение, те извършвали най-тежкия, непростим грях на хулата към Светия Дух (Мат. 12:31, Мк 3:28–30 ), по думите на Спасителя: «всеки грях и хула ще се прости на човеците; но хулата против Духа няма да се прости на човеците; и ако някой каже дума против Сина Човечески, ще му се прости; но ако някой каже против Духа Светаго, няма да му се прости ни на този, ни на онзи свят» (Мат. 12:31–32, също Марк 3:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

29. Господь не сказал Адаму: в оньже день снесте, Я умерщвлю вас, но, предостерегая их, предвозвещает им закон правды, сказав: в оньже аще день снесте, смертию умрете (Быт. 2, 17). И вообще Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению, как думают некоторые, незнающие духовнаго закона. 30. Мы должны помнить, что если возненавидим кого–либо из единоверных как злаго, то и Бог возненавидит нас как злых; и если кого–либо отвергаем от покаяния, как грешника, то и мы будем отвержены (Богом), как грешники; и если мы не прощаем ближнему согрешений, то равным образом и сами не получим прощения в согрешениях наших. Объявляя сей закон, Законодатель наш Христос сказал нам: не судите, и не судят вам, не осуждайте, да не осуждени будете, отпущайте и отпустится вам (Лук. 6, 37). Зная сей закон, святый Апостол Павел явно говорил: имже судом судиши друга, себе осуждаеши (Рим. 2, 1). И Пророк, не зная сего, так взывал к Богу: яко Ты воздаси комуждо по делом его (Псал. 61, 13) и другой Пророк от Лица Божия говорит: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Втор. 32, 35). 31. Говорится у Пророка Даниила: грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами (убогих) (Дан. 4, 24). Но может быть, ты скажешь: я не имею денег, как ущедрю убогаго? Не имеешь денег, но имеешь хотения; отрекись от них, и посредством их совершай благое. Не можешь благотворить рукою телесною? Благотвори правым произволением: аще согрешит к тебе брат твой, остави ему (Лук. 17, 3), по слову Господню; и это составит для тебя великую милостыню. Если мы ищем оставления грехов от Бога, то должны поступать так при всяком согрешении, относительно каждаго, дабы сбылось сказанное (во Евангелии): отпущайте и отпустится вам (Лук. 6, 37). Великое дело, если кто, имея деньги, подает (милостыню) убогим; миловать же ближних в согрешениях их (противу нас) на столько больше, для получения прощения грехов, во сколько душа, по естеству своему, честнее тела. Если же мы, прося от Бога прощения (грехов), и многократно получив просимое, так что ради сего не претерпели здесь никакого зла, а ближних наших не хотим сделать участниками сего дара, то чрез сие самое мы уподобляемся оному лукавому рабу, который, получив от своего Владыки прощение долга — тмы талант, ближнему своему, который был ему должен только сто пенязей, не простил; с коим и Господь, как бы судясь по закону, сказал: рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил Мя еси; не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, и простить ему долг, якоже и Аз тя помиловах? И прогневався, сказано; предаде его мучителем, дондеже воздаст весь долг свой. И выводит из сего заключение, говоря: тако и Отец Мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их (Матф. 18, 32—35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Сказал апостол Павел: «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись» – которого возжелав: ρεγμενοι, то есть «возжелав сребролюбия» – «некоторые заблудились от веры и себя пронзили страданьями многими» ( 1Тим.6:10 ). Пс.30:24             … верных 193 соблюдает Господь                         и воздает до избытка тому, кто творит гордыню. «Воздает» – до «полноты» (шалем): см. Пс.4:9 . «До избытка» – уникальный оборот, возможно понимание: до той грани, когда начинается избыток. Перевод «с избытком» (ТМс) – неточен, поскольку предполагает, что от Бога может быть воздаяние через край. «Кто творит гордыню» – «делает (аса) гордыню». Перевод «поступающий гордо» – неточен, поскольку тот, кто «творит гордыню» (гаава), культивирует ее в мыслях и делах. Возникает недоумение: Господь – милостив и воздает нам не по грехам нашим и не винам нашим ( Пс.103 /102:10). Откуда такая подчеркнутая полнота в воздаянии именно за «гордыню»? «Гордыня» – такое устроение души, когда праведность в другом человеке вызывает ярость и распаляет на гонение. Это – грех Каина. " В гордыне нечестивый преследует смиренного» ( Пс.10:2 /9:23) не за что иное, как только за смирение. За что Каин убил Авеля? Ни за что, и Каин мог даже не испытывать никакой личной неприязни к брату. Каин убил Авеля по «гордыне» – той специфической ненависти, источник которой есть праведность как таковая. Каин был первый из людей, кто был проклят ( Быт.4:11 ), и это имеет свое основание:        того, «кто творит гордыню», нет возможности помиловать, и воздаяние он получает в «полноте» и до той грани, когда начинается «избыток». Пс.31:2             Блажен человек, которому не вменил Господь вины,                         и в духе его нет измены. «Измены» – предательства. О предателях в вере говорится в Псалме: «как отцы их, они оборотились, – как предательский лук» ( Пс.78 /77:57); у пророка Осии: «они обращались – не к Всевышнему, они были – как предательский лук» ( Ос.7:16 ). В Псалмах стрельба из лука есть символ невидимой брани. Повернуть лук в противоположную сторону – стрелять по своим, предаться диаволу. Такие решения происходят в «духе»:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010