1) для рыхления почвы первоначально, вероятно, использовалась мотыга – орудие труда с деревянной рукояткой и заостренным под углом металлич. наконечником ( Ис. 7:25 ). Позднее она стала применяться только при возделывании овощных культур (см. ниже); 2) появление З. в истинном смысле слова было связано с использованием плуга, который уже существовал в Палестине к моменту прихода туда израильтян. Вначале почву рыхлили с помощью твердой заостренной деревянной палки; на ней под определ. углом имелось жестко укрепленное дышло, которое тянула пара волов или ослов. Но очень скоро этот деревянный плуг оснащается железным сошником, который израильтяне, вероятно, заимствовали у филистимлян. Землепашец направлял плуг, с силой надавливая на рукоятку и погоняя животных, попарно привязанных к ярму, рожном, под которым в данном случае подразумевается палка с острым металлич. наконечником; 3) вероятно, применялись и бороны, весьма похожие на современные. III. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ Из известных нам зерновых культур выращивались прежде всего ⇒ пшеница (в Галилее и на наиб. плодородных участках вост. берега Иордана) и ⇒ ячмень (в Иудее), а также пшеница-спельта, или ⇒ полба ( Ис. 28:25 ; Иез. 4:9 ), и пришедшее из Африки ⇒ просо – особенно урожайная культура, которую выращивали еще при мотыжном З. Рожь и овес, по-видимому, не были известны. Лучшим зерном для выпечки хлеба считалась пшеница, но наряду с ней, прежде всего бедными слоями населения, использовались (как минимум в качестве примесей) полба, просо и ячмень. Выращивались и садовые культуры: фиговые деревья (⇒ Смоковницы ), ⇒ виноград , ⇒ маслины и ⇒ гранаты , а также овощи ( 3Цар. 21:2 ; 4Цар. 4:39 ): чечевица ( Быт. 25:34 ), бобы ( 2Цар. 17:28 ), лук репчатый, чеснок и бахчевые культуры ( Числ. 11:5 ). IV. СЕВ Вспашку земли производили осенью. Сеяли в основном в ноябре и декабре, сначала – бобовые культуры, в декабре – пшеницу, в январе и феврале – яровые (⇒ Календарь ). Сеятель широко разбрасывал семена, доставая их из мешкообразной сумы. На одном поле нельзя было сеять два рода семян ( Лев. 19:19 ), как нельзя было впрягать в одну упряжку двух животных разных видов. Знакомая израильтянам картина сева дает Иисусу материал для притчи, напр. в Мф. 13:3.24 ; Мк. 4:26 , где Он сравнивает семена с Божьим словом, которое приносит плод в зависимости от почвы (сердец) и других факторов. V. УБОРКА УРОЖАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

2:11), - и Духу приписывает знание, именно не восприятие из природы, но познание из природы. 2. Итак, не разделяй нераздельной природы, не рассекай неделимой сущности; лучше тщательно познавай могущество. Един есть называемый и Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Сын говорит о Своём Отце: " отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы " (Мф. 26:64), - и, назвав силою, Он поставил (этим) славу Его, чтобы ты дивился этой мысли. Поэтому, называя Бога Отца силою, Он сказал, говоря к Каиафе: " отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы " . Итак, Отец - сила; также Сын - сила, как говорит Павел: " а мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость " (1 Кор. 1:23,24); также Дух Святой - сила, почему Спаситель говорит ученикам: оставайтесь в Иерусалиме, " доколе не облечетесь силою свыше " (Лук. 24:49). Итак, зная, возлюбленный, что эта сила одинакова в Отце, Сыне и Святом Духе, содержи веру непоколебимо; не разделяй необъятной славы, но признавай свои обязательства, принятые при просвещении; взирай на сынов благодати, процветших через великого первосвященника, - взирай на детей света, прибегших к проповедникам света, - потому что возрождённым через просвещение должно прибегать к возродившим вселенную. Скажем и мы с пророком и апостолами: " Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои " (Ис. 60:4); и опять: " Живу Я! говорит Господь, - всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста " (Ис. 49:18). Итак, сегодня Исаия предстоит, говоря множеству просвещённых, рожденных от Святого Духа, вместе и обновлённых, измененных в одно мгновение, претворённых из земного состояния в небесный образ, - изумляется Исаия, говоря: " Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих " (Ис. 66:8)? Быстро возрождение от Духа; не ждёт оно времени, не служит рабом для сроков и поколений, но вместе желает, вместе и рождает возрождаемого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1648...

После «более же» 1-го стиха Эдвардс подразумевает опять «ревнуйте»: «более же ревнуйте о том, чтобы пророчествовать». Такое предположение возможно. Но едва ли, как думают некоторые, μλλον здесь имеет значение превосходной степени. Так, по крайней мере, Энгльман вместе с Винером; в доказательство Энгльман указывает на μεζων в 1Кор. 13:13 ; также Лук. 22:26 ; Матф. 18:1; 11:1 447 . Во всех этих случаях сравнит. μεζων употребляется в значении превосходной степени. Но придавать здесь μλλον значение превосходной степени нет, по-видимому, никакой надобности. При толкования 2-го стиха мы должны опять поставить вопрос: кого именно апостол разумеет под «говорящим языком»? Ответ на это дается сообразно с тем, какая глоссолалическая теория принимается. Если святоотеческая, то смысл стиха таков: говорящий на незнакомом языке не людям говорить, но Богу 448 . Но можно спросить: почему же именно так? Это еще понятно, почему глоссолалист говорит не людям: он говорит на непонятном, незнакомом им языке (неизвестно – для чего), они его не понимают, следовательно он не им и говорит. Но почему для беседы с Богом требуется именно иностранный язык, этого теория объяснить не может. Экстатическая теория в приложения ко 2-му стиху вероятнее; но и она, однако, оставляет многое непонятным. Впавший в экстаз и произносящий непонятные звуки обращается с речью не к людям, а к Богу. Опять можно спросить: почему именно в обращении к Богу необходима речь, непонятная никому из людей? Почему в обращении к Богу необходим экстаз, который, во всяком случае, не свидетельствует о нормальном духовном состояния человека? Если же речь глоссолалиста непонятна людом только отчасти, то трудно объяснить, почему апостол употребил слово «никто». По мнению Эдвардса, «никто не понимает» означает: никто не понимает, т.е. слов говорящего, за исключением только тех случаев, когда в церкви присутствуют толкователи, которые в состоянии перевести на обычный язык речи глоссолалиста. Но такое толкование, по-видимому, произвольно. Сам апостол пока ничего не говорит о толкователях. Он пока не делает и никаких предписаний относительно говорения, но просто констатирует только факты, конечно хорошо известные коринфянам. «Никто не понимает» – выражение энергическое, по-видимому, не допускающее исключений. Оно означает, что хотя звуки и бывают слышны всем, однако никто их не понимает из присутствующих в собрании вследствие их недостаточной отчетливости, раздельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

И Сам Христос Спаситель наш, видимо, хвалится крестом Своим: ибо когда Он шел на вольную смерть за нас, то изрек: Ныне прославися Сын Человеческий ( Ин. 13:31 ). В какой же час Господь говорит о Себе, что Он прославлен? Господь наш прославился не в то время, когда устрашил Ирода, призвал волхвов от востока звездою, потряс идолов Египетских, – не в то время, когда претворил воду в вино в Кане Галилейской, когда наполнил рыбарские мрежи многими рыбами, когда насытил пять тысяч народа пятью хлебами. Не в то время Он сказал о Себе, что Он прославлен, когда ходил по морю, запретил ветрам, утишил волнующееся море, – не в то время, когда преобразился на Фаворе, воскресил из мертвых сына вдовы и дщерь Иаирову, воззвал четверодневного от гроба Лазаря. Не тогда Он сказал: Ныне прославися Сын Человеческий; а когда? – когда уже приближался ко кресту и имел взойти на него; будучи во вратах страдания Своего Он говорил: Ныне прославися Сын Человеческий. Кто-либо сказал бы Ему в то время: „Господи! Ты идешь на страдание, на поругание, на заплевание, на заушение, на вкушение желчи и оцта и на самую горькую смерть: как же ты говоришь о Себе, что Ты прославился“? Однако. Господь говорит: Ныне прославися Сын Человеческий. „Поскольку, говорит Он, я иду на страдание, на крест, то и прославляюсь. Самое страдание для Меня есть слава: ибо, егда вознесен буду на крест, вся привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). Когда я умру, приведу в ужас вселенную, угашу светила небесные, потрясу землю, отверзу гробы, изведу живыми мертвецов, и те, кто не верует, что Я – Сын Божий, тогда скажут: воистинну Божий Сын бе сей ( Матф. 27:54 ); а когда буду пригвожден ко кресту, воссяду одесную Бога Отца; когда пострадаю, войду в славу Мою, яко тако подобате пострадати Христу, и внити в славу Свою“ ( Лук. 24:26 ). Вспомним здесь и о том кресте, которым хвалится апостол Павел: в трудех множае, в ранах преболе, в темницах излиха, в смертех многащи ( 2Кор. 11:23 ): не есть ли это крест Павлов? палицами биен, каменьми наметан, когда корабль опровергся в море, нощь и день во глубине сотворил ( 2Кор. 11:25 ): все это не был ли для Павла крест? А как он хвалится им, послушаем: сладце похваляюся в немощех моих ( 2Кор. 12:9 ), т. е. в трудах, в страданиях, которые он поднимал до изнеможения тела. И опять он говорит: благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе ( 2Кор. 12:10 ). А после всего того что говорит он? – вем человека, восхищена бывша до третияго небесе ( 2Кор. 12:2 ). Отсюда мы видим, что соделывает страдальческий крест: еще находящегося во плоти он возносит на небо и увеселяет его слышанием пресладких ангельских песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Иудейская пасха была домашним праздником, и главная ее часть проходила в стенах дома. На небольшую широкую подставку, которая заменяла стол, нужно было поставить чашу соленой воды в память о слезах, пролитых во времена египетского рабства, именно в эту чашу с соленым раствором Христос и обмакнул опреснок и подал его Иуде ( Ин.13:26–27 ). Приготовлялся к пасхальному столу и набор горьких трав: хрен, цикорий, лук, чеснок и другие «горькие травы», их ели до тех пор, пока из глаз не начинали течь слезы в память о слезах утопленных младенцев. Делалась и специальная паста «из яблок, фиников, гранатов и орехов», так чтобы ее цвет напоминал глину, с помощью которой рабы-евреи строили города для фараона. Опресноки клались на стол тремя стопками, отделенными друга от друга салфетками в знак того, что есть три социальных уровня: еврей богатый, еврей среднего достатка и еврей бедный. Это должно было означать, что любой еврей, независимо от своего социального статуса, мог прийти на эту трапезу и принять участие в Пасхе. Если одна семья не могла себе позволить приобрести пасхального агнца, то бедные семьи объединялись. Сказано: «а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца» ( Исх.12:4 ). Двери всех домов с вечера четверга на пятницу не запирались, и в любое время после шести часов вечера, то есть когда с заходом солнца в четверг начиналась богослужебная пятница, 15-го дня месяца нисана, гости могли войти в дом и сесть за стол. Один опреснок прятался взрослыми – это была игра для детей, и тот ребенок, который находил его, получал в подарок сладости. В пасхальной трапезе принимали участие и взрослые и дети. Сказано: «И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему]» ( Исх.10:9 ). – На этом основании в Православии причащают не только взрослых, но и детей (малолетних). Сказано: «а никакой необрезанный не должен есть ее» ( Исх.12:48 ) – на этом основании мы причащаем только крещенных, ибо обрезание (евр. брит мила – «завет обрезания») прообразовывало собой крещение (см. Кол.2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

По Своем воскресении Он Сам предначал сие дело Духа изъяснением им от всех писаний, начен от Моисея и от всех пророк, яже о Нем ( Лук. 24:27 ), и вообще отверзением им ума разумети Писания (24:45). Потом вскоре исполнил и обетование Духа. Тогда помянулись в уме богопросвещенных все глаголы Иисуса, которых цели и отношения к себе они прежде не легко постигали; разрешились все намеки Его и указания, раздражавшие доселе их любопытство; мысли их свободно сами собой воспаряли к высшим тайнам царствия Божия; Дух Святый внутренно возвещал им всю волю Отца Небесного. Уразумели высоту собственного назначения, увидели слепоту рода человеческого, от них ожидающего просвещения; сердце их отозвалось пламенной ревностью на звание Божие, и все принесли себя на пользу братий. Тогда с оружием ума, озаренного высшим светом, они устремляются на лжебожие и нечестие язычников, с мечем слова Божия – на ожесточенное неверие Иудеев, чтобы пленять всех в послушание веры, вместо рабства изводить в свободу чад Божиих. В том же учении доставляют всем потребную по силам их пищу от младенцев, новорожденных о Христе, до мужей совершенных. К большей славе благодати Господа, разделяющего всем и дарования, и служения, и действия комуждо на пользу, – и приемлющие от них истины, сами получают силу быть орудиями дальнейшего их распространения, приемля от излияния Духа или дар учения, или языка, или откровения, или сказания ( 1Кор. 14:26 ), так что прежде жатва была многа, делателей же мало, ныне же нужно было убеждать верующих, да не мнози бывают учители ( Иак. 3:1 ). Когда же Божественное учение во всех необходимейших частях было уже достаточно раскрыто, утверждено и объяснено; когда слово Христово, вселившись в некоторых, столь глубоко укоренилось, так объяло весь дух их, так внедрилось в их уме и сердце, что и без непосредственного Божественного наставления только при помощи сего всесильного слова они достаточны были научити ( 2Тим. 2:2 ): тогда источник непосредственных откровений и озарений мало по малу начал сокращаться, и распространение учения христианского, равно как и объяснение его, сделавшись обязанностью некоторого звания людей, стало приближаться к более обыкновенным путям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Так и относительно этой смоковницы многие говорили, что она подобна синагоге, к которой пришел, говорят, Господь, ища от нее плода веры, и не нашел, – только учением пророков и закона она была украшена как бы листьями, – поэтому и иссушил ее, сказав: «да не будет же впредь от тебя плода вовек». Но я пытаюсь оспорить это толкование, потому что его мысль не совсем основательна. В самом деле, как мог проклясть Господь, говоривший: «Благословляйте.., а не проклинайте» ( Рим. 12:14 ) Даже и синагогу как мог Он проклясть и иссушить, когда говорит: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лук.9:56, 19:10 )? Если же кто еще хочет противоречить и оспаривать мои слова, утверждая, что смоковница имеет несомненное сходство с иудейской синагогой, то пусть он объяснит, каким образом синагога, иссушенная до самого корня, произрастила такую плодовитую ветвь, как сладчайший Павел? И многих других мы знаем, обратившихся ко Христу из этой самой синагоги: ведь и Стефан, которого иудеи побили камнями, из этой синагоги, и Акила и Прискилла, и многие другие, от перечисления имен которых мы в настоящее время по их многочисленности отказываемся. Что не совершенно отверг Бог народ иудейский, пусть слова мои подтвердит и ап.Павел: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего» ( Рим. 11:1–2 ). И даже спасение этому народу обещает апостол в последние дни, говоря: когда «войдет полное число язычников», тогда «весь Израиль спасется» ( Рим. 11:25–26 ). Ведь если иудеи и сделались врагами Богу, то сделались ради нас, чтобы благодаря их непослушанию мы были помилованы, как свидетельствует Павел, говоря: «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны» ( Рим. 11:28–29 ). Итак, возлюбленные, нам еще предстоит определить относительно смоковницы, образом чего она является. Вот если бы ты, Адам, вспомнил, какого дерева листья послужили тебе для изготовления одежды, когда ты в раю оказался обнаженным, тогда ты увидел бы, как справедливо Бог иссушил смоковницу: не ее ли листья взял ты тогда для того, чтобы прикрыть свой стыд? И вот пришел Христос и все еще процветавшую на тебе смоковницу – покров стыда – иссушил словом; Он взял твою бедность и дал тебе богатство; взял у тебя прикрытие твоего стыда и дал тебе белоснежную одежду, истканную из воды и духа; Он иссушил листья смоковницы и возвратил тебе утраченное тобою одеяние души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Эта сила в святоотеческих творениях имеет несколько синонимичных наименований: рассудительная, мыслительная, словесная, познавательная. Разумная сила – это не ум, хотя они и связаны между собой теснейшим образом. Из современных терминов ближе всего к святоотеческому пониманию рассудка термин «интеллект» или «интеллектуальная способность» как способность к анализу, суждениям и заключениям. Разумная сила души служит целям приспособления к окружающему миру. Она еще называется у святых отцов «естественный» разум, а после грехопадения – «плотской» разум. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и представления, но его суждения в основном ограничены чувственным миром. О сверхчувственном мире рассудок догадывается или получает ведение от ума: « Разум делает заключения об умосозерцаемых вещах, но не сам по себе, а связавшись с умом (νος)» с. 1029]. Согласно святому Дионисию Ареопагиту , рассудок не способен к единому простому цельному знанию. Поскольку после грехопадения естественные силы человека повредились, то повредился и рассудок, поэтому во всех своих самостоятельных построениях он содержит ошибки. В Священном Писании говорится, что здравый рассудок можно потерять: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» ( Втор.32:28 ). Человек может настолько извратить свой рассудок, что может именоваться безрассудным ( Лев.5:4 ; 1Пар.21:8 ; Пс.106:17 ; Мф.7:26 и др.) или сделать свой рассудок лукавым: «Виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше» ( Лук.20:14 ; Мф.21:25–27 ; Мар.8:16–18 ). Здравый рассудок – это сокровище, которое нужно добыть, сохранить здоровым и преумножить: «Сын мой! Храни здравомыслие и рассудительность » ( Прит.3:21 ; Ср.: Прит.1:4 ; Прит.2:11 ). Правильные рассуждения могут приблизить человека к познанию Бога: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ; 2Кор.5:14 ). Дар богоугодного рассуждения является одним из высших даров для православного подвижника. Избавиться от ошибочности в рассуждениях человек может лишь тогда, когда имеет внутреннее единение с неповрежденным источником Истины – Христом.

http://azbyka.ru/ponyatiya-um-razum-rass...

14:25 Митрополит Волоколамський рада церков допоможе захистити християн [Ihmepb " ю] Голова церковних зв " митрополит Волоколамський голова Церкви на X ради церков, дав " ю «Новости». (рос.) 30 жовтня 2013 р. 21:39 Петро Найближче завдання Церкви — виховати 30 000 [Ihmepb " ю] На останньому Священного Синоду прийнято Положення про у та думкою про розвиток цього напрямку ректор православного Високо-Петровського монастиря Петро (рос.) 28 жовтня 2013 р. 13:32 Митрополит Волоколамський Дуже важливо, щоб налаштовували людей на мирне [Ihmepb " ю] 26 жовтня гостем «Церква яку веде на «Вести-24» митрополит Волоколамський став перший заступник голови Думи у справах член центрального штабу народного фронту Михайло Старшинов. (рос.) 25 жовтня 2013 р. 21:10 в викладання у вузах. Коментар митрополита Волоколамського [Ihmepb " ю] до наказу науки РФ напрям в окрему укрупнену групу, в цьому можуть готуватися в та (рос.) 21 жовтня 2013 р. 18:39 Новий етап розвитку духовного життя Калузького краю [Ihmepb " ю] 2 жовтня Священного Синоду в були три Чи стане це процесом роздроблення роз " або, навпаки, творення нового об " крилом Церкви? Про це митрополит Калузький Боровський Климент. (рос.) 21 жовтня 2013 р. 12:51 Митрополит Волоколамський роль Церкви в тому, що вона об " народи на пострадянському [Ihmepb " ю] 19 жовтня гостем «Церква яку веде на «Вести-24» митрополит Волоколамський став голова Ради Лук " янов. (рос.) 18 жовтня 2013 р. 10:11 Якою буде доля в " ю з ректором ПСТГУ Володимиром Воробйовим [Ihmepb " ю] науки РФ приступило до реформи У проекту, на не виявилося Якою може бути подальша доля в " ю «Журналу ректор ПСТГУ, сектором Навчального Церкви Володимир Воробйов. (рос.) 15 жовтня 2013 р. 12:26 « " " не Православ " ю» [Ihmepb " ю] Про ставлення Церкви до без виданню «Огонек» голова Синодального з та (рос.) ← попередня 87 88 89 90 91 92 93 94 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

в) барона Ивана Ивановича (рождение 1732 † 1811), вице-адмирала, члена адмиралтейств-коллегии и флота генерал-кригс-коммиссара, не имевшего детей от брака с княжною Елисаветою Михайловною Белосельскою. Барон Пётр Иванович (см. выше), от брака с Елисаветою Николаевною Жеребцовою, имел сына, статского советника барона Ивана Петровича, который женат был дважды, имел несколько сыновей 220 и дочь, баронессу Анну Ивановну, за графом Петром Фёдоровичем Буксгевденом. Герб (Общий Российский Гербовник, часть III, 6-й): щит разделён перпендикулярно на два поля, правое золотое, левое красное, и в нём двуглавый орёл, красный в поле золотом и золотой в поле красном, держит в каждой лапе одноцветное с полем знамя, с латинскою буквою Р, (заглавная буква имени Петра Великого). На щите дворянский серебряный шлем и на нём золотая баронская корона, на коей стоит, обращённый вправо, серебряный лебедь. Намет красный, подложенный золотом. Щит держат два воина в казацкой одежде семнадцатого века. 219 Высочайшим Указом 26 августа 1856 года возвращено баронское Российской Империи достоинство Алексею Ивановичу Черкасову. 220 Есть ещё дворянская фамилия Черкасовых, родоначальник коей, Мирон Никитич Черкасов пожалован от Царя Алексея Михайловича поместьем в 1652 году, а вотчиною, за усердную службу, в 1669 году. Пять потомков его владели населёнными имениями в 1699 году. Герб (Общий Российский Гербовник, часть VII, 106): щит разделён на четыре части, из коих 1-я и 2-я вдвое более 3-й и 4-й. В 1-й части, в красном поле, лук и стрела серебряные, крестообразно положенные; во 2-й части, в голубом поле, серебряный ключ, перпендикулярно, и на нём крыло. В 3-й части, в голубом поле, и в 4-й части, в красном поле, по две перпендикулярные золотые полосы в каждой. На щите дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет справа голубой, слева красный, подложен золотом. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010