Поэтому он и говорит: и аще мы. Человеческий язык – нечто ненадежное, а Божий язык не изменяется. Поэтому и говорит апостол: и аще мы или ангел с небесе. Ты не без основания пришел к тому предположению, что ангел с неба, имел намерение ввести чужое учение. Однако апостол предостерегает не от ангелов, но пресекает коварство дьявола: и аще ангел с небесе. Не потому так говорил, что сознавал присущую ангелам способность сделать подобное, – ведь он знал, что у ангелов истина непоколебима – но, так как часто сатана преображается и демоны часто принимают вид ангелов, чтобы ввести учение, какое согласно с их намерением, как и сказано в Писании: сам бо сатана преобразуется во ангела светла ( 2Кор.11:14 ), то по этому отделяет, истинных ангелов от тех, которые только прикрываются их видом, и против ангелов высказывает только простое мнение, не оскорбляя их, но преграждая путь демонам. Ангелы не проявляли негодования, когда Павел говорил: и аще ангел с небесе благовестит паче, еже прияше, анафема да будет, но радовались по ходу дерзновения провозвестника, утверждавшего и ограждавшего божественную проповедь. Поэтому и сами ангелы, узнав, что не должно ни чему верить, как только слову апостолов, охраняют его и не проповедуют уже» (т. III, стр. 907). См. также Беседы Златоуста на 14 посланий ап. Павла – в славянск. переводе, 937 стр.; Толковый Апостол, 562 л.; Злат. т. I, стр. 143. III. Бл. Августин : «Демоны часто ошибаются, – ангелы же никогда» (О граде Божием. кн. 9-я, гл. 22-я, ч. IV, стр. 97). IV. Св. Кирилл Александрийский : а) В толков. 12–13 ст. 55 гл. кн. пр. Исаии: «Горами называет, вероятно, высшие и небесные силы, которые поставлены Богом на служение обитателям земли, ибо они суть служебнии дуси, в служение посылаемы за хотящих наследовати спасение ( Евр.1:14 ), ибо радуются о едином грешнике кающемся ( Лук.15:10 ). Конечно, справедливо их уподобить горам, потому что они, по присущему им величию добродетели, достигали высшей степени» (т. VIII, стр. 287). б) В толк. 6–7 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Только неразумный и безбожный человек может дерзко сравнивать блудодейственное поклонение идолу Астарты с христианским чествованием Божией Матери. Сектантам кроме того нужно помнить, что ни в св. Писании, ни в молитвах верующих христиан Божия Матерь нигде и никогда не называется «богинею неба“, а именуется «Царицею небесной‘‘. И такое название совершенно Ей приличествует, ибо Христос «вознесся на небо и возсел одесную Отца“ (Map. 16: 19), а о Божией Матери сказано в известном 44 псалме: «стала Царица одесную Тебя“ (ст. 10). Как Царица, стоящая на небе одесную Христа, Божия Матерь и называется справедливо «Царицею Небесною“. 2) Сектант: Сам Христос не оказывал особой чести Матери Своей: «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Μоя и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказалъ: вот матерь Моя и братья Мои, ибо кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и Матерь“. ( Мф. 12: 48–50 ). Объяснения православного: Слова Христа: «Кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и матерь» – вовсе не говорят о том, будто бы Он не оказывал особого уважения Своей Матери. Приведенными словами Христос выразил только ту мысль, что, кроме плотского родства, есть еще и духовно-нравственнное, основанное на исполнении заповедей Божиих, о котором так говорит Евангелист: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились“ ( Иоан. 1: 12–13 см. 1Иоан. 3: 1. 1 Петр, 1: 22–23). По человечеству же Своему Христос «был в повиновении“ у Матери Своей ( Лук. 2: 51 ), исполнял Ее просьбы ( Иоан. 2: 1–10 ), любил Ее и заботился о Ней, даже вися на кресте ( Иоан. 19: 26–27 ). 3) Сектант (дерзко и кощунственно) : Не должно оказывать особое почитание Матери Иисуса, ибо она была обыкновенная женщина, имевшая кроме Христа, и других детей, будучи женою Иосифа. Так, Христос говорит Матери Своей: «Жено, се, сын Твой“ ( Иоан. 19: 26 ); или: «Что Мне и Тебе, Жено?“ ( Иоан. 2: 4 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Эта благодатная сила (благодать Божия) дается христианину к пребыванию в общении с Богом. Цель христианина – пребывание с Богом. Для этой цели он должен отречься от себя и всего льстящего самолюбию и предать себя воле Божией. Только та добродетель есть истинная, которая творится ради Бога, ведет к общению с Богом. Эта цель Богообщения достигается чрез ревностное, усердное, постоянное, непрестанное, из сердца исходящее исполнение святой воли Божией. «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, Иже на небесех» ( Мф. 7:21 ; ср. Лук. 9:62 ; Мф. 10:22 ). Совершается все это с помощью Божественной благодати. Благодать есть достояние человека христианина и вместе отличительное свойство его жизни. Как вначале христианином он стал силою Божественной благодати чрез крещение, так и после все свои дела совершает той же силою. Ибо, по апостолу, «Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Филип. 2:13 ). Действия этой благодати, сопровождающей человека христианина в деятельности, состоят в многообразном просвещении истинами веры и пониманием святой воли Божией, просвещением очей сердца ( Ефес. 1:18 ) и воспламенением ревности, укреплением и утверждением воли к добру ( 1Петр. 5:10 ). Преуспевание в добродетели совершается в Церкви Христовой и обуславливается пребыванием в Церкви, членом которой христианин стает чрез крещение по вере в Господа Иисуса Христа. Вне Церкви нет истинно добродетельной жизни, ибо к тем, кто вне ее, не приходит Божия сила, около них нет воспитательной благодатной атмосферы, которая доставляется только таинствами и всем чином церковных священнодействий. Вот основные черты христиански-добродетельного состояния духа. Ими определяются и существенные свойства, состав и происхождение христианской добродетели. Они есть ни что иное, как порядок христиански-нравственной жизни. Из всего сказанного, сокращенно добродетель как состояние или как настроение добродеющего духа можно определить как ревность и силу пребывать в порядке христиански-нравственной жизни, или просто – ревность о христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Надобно помнить: а) что грешники будут удалены от Бога навсегда, т. е. навсегда лишатся этого высочайшего Блага, в котором одном только могли бы найти полное удовлетворение всех потребностей своей души, созданной по образу Божию; б) что они будут отвержены своим Отцом, своим Спасителем, который заботился о них с такою бесконечною любовию, излил на них столько милостей, и уже никогда не удостоятся узреть светлого лика Его, никогда не внидут в радость Господа своего; в) что не развлекаемые более ни миром, ни плотию, которые в настоящей жизни заставляли их постоянно забываться, они тем сильнее будут чувствовать томительную жажду души своей, по естеству стремящейся к Богу, – жажду ничем не удовлетворяемую. Тогда настанет для несчастных смерть вторая ( Апок. 20, 14 ), смерть лютейшая в вечном удалении от Источника жизни. 2) О том, что грешники будут лишены всех благ царствия небесного, которых удостоятся праведники. Сам Спаситель засвидетельствовал, что тогда, как мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом в царствии небеснем, недостойные сынове царствия изгнами будут во тьму кромешнюю ( Матф. 8, 11. 12 ; снес. 22, 13), и, находясь в муках, будут зреть Авраама издалеча и праведников на лоне его ( Лук. 16, 23 ). «Это лишение благ, рассуждает св. Златоуст, причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что если бы и никакая казнь не ожидала согрешающих здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души " … И далее: «многие безрассудные желают только избавиться геенны: но я считаю гораздо мучительнейшим геенны наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание 2053 . «Знаю, что многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, что лишение оной славы есть мучение жесточайшее, нежели геенна» 2054 . 3) О месте, куда удалены будут грешники, и об их сообществе. Место это называется то бездною, страшною и для самих демонов ( Лук. 8, 31 ), то адом ( Лук. 16, 22 ), или землею тмы вечныя, идеже несть света ( Иов. 10, 22 ), то геенною огненною ( Матф. 5, 22. 28 ), пещию огненною (- 13, 60), езером огненным и жупельным ( Апок. 19, 20; 20, 14; 21, 8 ). И в таком-то месте грешники, в продолжение целой вечности, не будут видеть вокруг себя никого, кроме отверженных духов злобы, бывших главною причиною их погибели ( Матф. 26, 41 ). «Кто на земле грешил, говорит св. Ефрем Сирин , и оскорблял Бога, и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тму кромешнюю, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем лукавство, и в уме своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение аггелам» 2055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Давая ближнему блага, которые дал нам Господь, мы этим действием будем совершать благочестивый поступок, так как в этом мире нет ничего у нас своего, а все есть достояние Божие. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» ( 1Тим.6:6–7 ). Согласно философско-нравственным представлениям христиан, скупому богачу трудно достичь спасения своей души и попасть в Царство Божие. «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу» ( Лук.18:24–27 ). Богачу трудно попасть в Царство Божие по нескольким причинам. Во-первых богач уже получил все блага на земле, и пресытившись, уклонился от исполнения Закона Божьего, в том числе от подачи милостыни и заботы о ближних и нищих людях. Таких богачей ясно разоблачает Библия и осуждает их. «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» ( Лук.6:24–25 ). Во-вторых, богатому трудно достичь спасения, потому что он, увлеченный богатством, не слушает и не исполняет слова Божьего. «Обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» ( Матф.13:22 ). В-третьих, часто богатые люди, вместо того чтобы исполнять заповеди Божии и прославлять Бога за дарованное им богатство, начинают ублажать себя, то есть тратят свою жизнь только на приобретение удовольствий. «А желающие обогащаться впадут в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6:9 ). В-четвертых, по меткому и образному выражению Апостола Павла, многие богатые люди, вместо того, чтобы исполнять заповеди Божии, погрязли в сребролюбии, то есть в накопительстве денег. Они видят смысл своей жизни не в служении Богу, а только в стяжательстве и приобретении денег, за которые они ложно надеются купить все блага. «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1Тим.6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Иов.29:18 .  И говорил я: в гнезде моем скончаюсь, и дни мои будут многи, как песок; Согласно теории земных мздовоздаяний, благочестивый Иов рассчитывал на спокойную смерть среди семейных ( «в гнезде моем скончаюсь» – умру, как птица, окруженная птенцами; ср. Пс 83.4 ) после долголетней жизни: «дни мои будут многи, как песок» (евр «хол», – песок, – символ многочисленности: Иов 6.3 ; Быт 22.17, 32.12, 41.49 ; Ис 10.22 ; Иер 33.22 ). Вместо «как песок», LXX читают: « ς στλεχος φονικος» – как ствол пальмы ( «стебло финиково» – славян.), древне-итальянский перевод: – «sicut arbor palmae», Вульгата: «sicul palma»; моя жизнь будет подобна существованию пальмы, долговечного растения, часто обновляющегося в корнях. Еврейское же предание, воспроизводимое Талмудом (Sanhedrin fol. 108), мидрашами, раввинами Кимхи, Иархи и усвоенное некоторыми из новейших экзегетов – Деличем, Гитцигом и др., разумеет под «хол» возрождающуюся после смерти к новой жизни легендарную птицу феникс. Косвенным подтверждением подобного взгляда служит египетское название данной птицы «хол», или «хул» и совпадение желания Иова: «в гнезде моем скончаюсь», с тою сообщаемою легендами о фениксе подробностью, что феникс приносил останки своего умершего отца в Гелиополис в храм солнца и там отдавал ему последние почести. Предполагают даже, что первоначальная редакция LXX имела только: « σπερ φονιξ» («как феникс»), а современное чтение: « σπερ στλεχος»... – позднейшее явление. LXX не могли с еврейским «хол» соединять значение «пальма», так как пальма по-еврейски – «тамар», и значение данного слова LXX хорошо известно ( Пс 91.13 ; Песн 7.8–9 ; Иоиль 1.12 ). Иов.29:19 .  корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих; Иов надеялся на такую же свежесть сил, бодрость, какая выпадает на долю растения, нужная для роста которого влага доставляется и снизу ( «корень мой открыт для воды»; ср. Иов 14.8–9 ) и сверху ( «роса ночует на ветвях моих»; ср. Иов 18.16 ; Быт 27.39 ; Притч 19.12 ), Иов.29:20 .  слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сами радовались, (других) печалили; прославлялись, — безчестили; укреплялись и благодушествовали, — обижали, безумствовали, утучнели, отолстели, разжирели, и если не оставили Бога, как некогда Иаков, то как возлебленный (Израиль) насытившись отверглись (Его) (Второз. XXXII:15) и как упрямая телица были упорны (Ос. 4:16) против повелений Господа и презирали заповеди Его. Посему шум брани и разрушение войны на земле нашей (Иерем. 50:22); посему «открыл Господь хранилище Свое и взял из него сосуды гнева Своего» (Иер. 50:25); «посему народ вышел от страны северной , устремляясь как бы на другой Иерусалим, и племена поднялись от краев земли, держа... лук и копье; они жестоки и немилосерды; голос их шумит как море; ...мы услышали весть о них , или лучше, увидели грозный вид их, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас и муки, как женщину в родах; не выходите в поле и не ходите по дороге, ибо меч... со всех сторон» (Иер. 6:22—25). Что мне сказат тебе, или, с чем сравнить тебя, — скажу сегодня словами Иеремии, — город царственный? Кто спасет тебя и утешит тебя? Ибо велика «чаша сокрушения твоего» ; кто исцелит тебя (Плач. 2:13)? Вы теперь плачете; и меня едва не сразило это горе и не прервало моей речи. Но что вопиете ко мне! Для чего рыдаете? Послушайте меня, приостановите немного рыдание и дайте доступ словам (моим). И я плачу вместе с вами; но малые капли не угашают пламени, долго разгоравшегося, — что я говорю? Напротив еще более разжигают его! — и случайная слеза не может умилостивить гнева Божия, воспламененного вашими грехами. И я плачу вместе с вами; но слезы многих несчастных мы презирали; не говорю о том, как сами их и причиняли. И я плачу вместе с вами, если только теперь время плакать и наступившее несчастие не гораздо выше проливания слез; есть, поистине есть выше слез много несчастий, во время которых у страждущего внутренности цепенеют, или сильно стесняются и сжимаются, так что часто влага, текущая из глаз, отанавливается. Не вижу я теперь и пользы от слез; ибо, когда пред нашими глазами мечи врагов обагряются кровию (наших) единоплеменников, а мы, видя это, вместо того чтобы помочь, бездействуем, не зная что делать, и проливаем слезы, какое от этого утешение несчастных? Хотя бы большие реки образовались из потоков крови от убитых тел или из проливаемых нашими очами слез, но если вытекающими оттуда потоками кровеносной влаги не смывается скверна прегрешений, то как могут смыть ее ручьи (слез) из очей? He теперь надлежало плакать; возлюбленные, а ненавидеть грех от начала; не теперь — горевать, а раньше избегать тех удовольствий, которые причинили нам это горе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3005...

В предшествующих стихах страдалец плакал о том, что Бог лишил его всех средств избежать бедствий. В ст. 10–12 говорится, что Бог преследует страдальца всеми способами. Бысть яко медведь и пр. Подобно хищным зверям, Бог подстерегает страдальца на каждом шагу. Образ медведя и льва прилагается в этом стихе не столько к Богу, сколько к халдеям, которые предназначены были Богом служит орудием наказания избранного народа, и которые, действительно, выполнили это назначение с жестокостью хищных зверей. Это сравнение врагов со львом и медведем было очень понятно для тех слушателей, которых имели в виду плачевный песни, так как в Палестине случаи нападения львов или медведей, – в особенности, на стада, – были обычным явлением ( 1Цар.17:34 и сл.). Вот почему образ льва встречается в Св. Писании очень часто, напр., ( Ос.13:8 ; Ам.5:19 ; Ис.17:12 ). Последнее место пророк при составлении 10 ст., быть может, имел пред глазами. Ср. также ( Иер.4:7; 5:6; 49:19; 50:44 ). Гна отступившего и пр. По Славянской библии, как и по LXX: κατεδωξεν φεστηκτα κα κατπαυσ με, θετ με φανισμνην, этот стих представляется очень темным. В Еврейском текста он читается . Слово (от «путь») LXX прочитали или «преследовал», а слово приняли за part. kal. от . Обычно же считают за ро. от и все выражение переводят: «извратил пути мои». Следующее слово LXX передают неточно, сохраняя только смысл: κατπαυσ με. Еврейский глаголь имеет значение «рассекать на части» ( 1Цар.15:33 ; Ис.7:3 ), «отрывать» (ветви от дерева, члены от тела). Вот почему принятое чтение LXX должно признать менее удачным, чем чтение διεσπραξν με (кодд. 22, 36, 48 и др.). Если, далее, и первую половину 11 ст., в интересах сближения с еврейским текстом, исправить по переводу Акилы: δος μου ξκλινε (см. Field.), то мысль получается вполне ясная. В 11 ст. мы имели бы дальнейшее раскрытие сравнения со львом. Лев сбил с пути страдальца («извратил пути», или, по Акиле, «уклонил» их, т.е., сделал так, что страдалец потерял путь), растерзал его и оставил лежать полумертвым (LXX: φανισμνην). Напряже лук Свой и пр. Пророк сравнивает Бога с стреляющим, а себя с целью, в которую направлены стрелы (ср. Иов.16:12; 6:4 ; Втор.32:23 ; Пс.38:3 ). Стрелы, посылаемые Богом, – бедствия, постигшие пророка и весь народ. А так как «те, кто учится попадать в цель, посылают не две, три или четыре стрелы, а много», то, следовательно, этим образом стрелка, пророк «хочет указать на непрерывность бедствий» (Феодорит). Ст. 13–15. Пусти в лядвия моя стрелы тула Своего. Бых в смехе всем людем моим, песнь их весь день. Насыти мя горести, напои мя желчи

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Возможность познания о Боге 1. поставляет выше всякого сомнения св. писание. Разумное Божие – γνοςον του Θεου, познаваемое о Боге, яве есть в них, говорит апостол о язычниках: Бог бо явил есть им ( Рим. 1:19 ). Это значит, что люди могут знать, что можно знать о Боге; поскольку Сам Бог открыл им то, что они могут знать о Нем. Поскольку же для того, чтобы открытое могло быть принято, необходима приемлемость, способность к принятию: то слова апостола заключают две мысли – мысль об откровении Божием и мысль о способности людей к принятию открываемого; – последняя мысль указана словами: яве есть в них. Итак, по учению апостола, люди могут иметь познание о Боге и эта возможность основывается на том, что Бог открывает им себя, и в них есть способность к принятию открываемого. Эта возможность богопознания называется естественною, поскольку находится в богосозданной природе нашей. Тот же апостол учит, что Бог ( πολυμερς) многочастно – в разные отделения времени, и многообразно ( πολτροπως) разными способами глаголал людям чрез пророков, самое же высшее, самое полное откровение Его для людей было в св. Сыне Своем, Который есть блистание славы вечного Отца ( Евр. 1:13 ). Поскольку сие последнее откровение – откровение Бога в Сыне Божием имеет в своем основании действительное и полное бытие Бога в сыне Своем, как поучал сам Сын Божий ( Иоан. 14:7–10 ): то познание Бога во Христе – познание несомненно верное и познание несомненно действительное. Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне его ( Иоан. 5:20 ). Не смотря на то, что Бог открыл себя людям, не все одинаково знали его. Бог открыл славу Свою во Христе, как дотоле не открывал её, а иудеи не познали её. От чего? Вы по плоти судите, говорит им Спаситель ( Иоан. 8:15, 19 ), то есть в вас способность знания настроена не так, чтобы могли вы понимать и принимать учение новое; вы судите по требованиям испорченной природы своей. Это показывает, что для принятия откровения Божия нужна не только приемлемость ума, о чём говорит апостол, но и приемлемость сердца, или чистота сердца. Так и поучал сам Спаситель: аще кто волю Его творит, сей весть о учении Моем; от Бога ли есть, или Аз о Себе глаголю? ( Иоан. 7:17 , то же Иоан. 5:40 . Лук. 13:34 ). Так учили и апостолы: всяк согрешаяй не виде Его, не позна Его ( 1Ин. 3:6, 4:6 , Иак. 4:8 ). Поскольку же с падением Адама повреждение проникло во всю природу человеческую и откровение Бога в природе стало недостаточным к тому, чтобы сообщать людям верное и полное знание о Боге, так что самые мудрецы мира, предоставленные самим себе, объюродеша и измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероногих и гад ( Рим. 1:22, 33 ): то отселе совершенно необходимо благодатное возрождение человека для богопознания, или что тоже, необходимо нравственное благодатное усовершенствование для очищения и усовершения умственного богопознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Готовясь расстаться с учениками Своими, Спаситель молил Бога Отца, чтобы Он соблюл их, как доселе соблюдал их Сам Христос, сохранил от неприязни, да не погибнет никто из них, освятил их Истиною Своею и объединил их во взаимной любви ( Иоан.17 гл.). Молитва эта зовется первосвященнической, ибо Христос молится в ней, как Пастырь, Первосвященник о Пастве Своей, об учениках и о верующих в Него по слову их. По образу Пастыреначальника нашего Христа и я, готовясь расстаться с вами, уходя от вас в иное место, первее всего возношу к Отцу Небесному молитву о пастве моей бывшей. Между Архипастырем и Паствою есть союз, и союз этот более всего проявляется во взаимных молитвах. Жизнь наша сложилась так, что лишь некоторые из паствы имеют соприкосновение с Архиереем по делам, а остальные видят его только в храме, совершающим богослужение и возносящим молитву о пастве. Обычно Архиерея, прибывшего в епархию, паства встречает в храме. Молитвою начинается его служение пастве и молитвою – «прощальным богослужением» – и заканчивается оно. Впрочем, и по отшествии Архиерея в иное место ничто не возбраняет ему молиться за бывшую паству, ибо для духа нет пространственных препон, и любы николиже отпадает ( 1Кор.13:8 ). И вот настоящая, при отшествии моем от вас, молитва моя к Отцу Небесному та, чтобы Он соблюл вас в истинной вере и уберег от неприязни вражией. Спаситель, отходя от мира сего, опасался за судьбу немногих учеников Своих, оставшихся пред лицем многих врагов. Симоне, Симоне! се сатана просит, дабы сеял вас, яко пшеницу; Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя; и ты некогда обращься утверди братию твою ( Лук.22:31–32 ). Как и нам не опасаться за малое стадо наше?! Как легко ветер может погасить свечу, горящую в открытой комнате! Как легко волны морские могут потопить гребца в утлой ладье! Мы не можем похвалиться здесь ни численностью своею, ни знатностью, ни богатством, ни ученостью, – тем, что ценно в глазах мира сего. Мы сильны здесь только истинною, правою верою, но и сие не от нас, а Божий дар ( Еф.2:8 ), об умножении которого в нас и надлежит просить Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010