2 . Наказание Израиля и милосердие Бога (13,1 14,1) 3 . Призыв к возвращению к Богу и обетование обновления (14,2–10) Глава 1 1 Слово Господне. Т.е. все сказанное далее есть слово Божие, данное через Осию. Осии. Это имя, происходящее от глагола «спасать», вероятно, означает «Он (Яхве) спас». В то время как здесь названы по именам четыре царя иудейских: Озия (ок. 783–742 гг. до Р.Х.), Иоафам (ок. 742–735 гг. до Р.Х.), Ахаз (ок. 735–715 гг. до Р.Х.) и Езекия (ок. 715–687 гг. до Р.Х.), из царей северного царства Израиля упоминается только один Иеровоам II (ок. 786–746 гг. до Р.Х.). Возможно, автор считал, что израильские цари, правившие после Иеровоама II и до падения северного царства в 722 г. до Р.Х. (четверо из них были убийцами), не заслуживают упоминания. 13,5 Осия подробно излагает историю своей семейной жизни, символизирующей примирение Бога с северным царством Израилем. 12,1 Повествование о начале семейной жизни Осии указывает на желание Бога наказать неверный Израиль, а затем примириться с ним. 1 возьми себе жену блудницу и детей блуда. См. Введение: Трудности истолкования; Особенности содержания и темы. сильно блудодействует земля. Жена Осии и ее дети, а также все жители страны считаются неверными. 1 Гомерь. Имя жены Осии не имеет того символического значения, которое содержат имена ее детей. ему. Отсутствие этого слова в ст. 6 и 8 не означает, что Осия не был отцом второго и третьего ребенка его жены. 1 Изреель. Букв.: «Бог посеет». Так называется и прекрасная долина между горными грядами Самарии и Галилеи (в этой долине Гедеон одержал победу над мадианитянами; Суд. 6,33 ), и город в южной части этой долины, где Ииуй пришел к власти путем насилия ( 3Цар. 21,1 ; 4Цар. 9,10 ). См. 2,22, где имя Изреель служит символом благословения и плодородия. с дома Ииуева. Царь Иеровоам II был из династии Ииуя, которая начала свое правление с кровавой бойни в Изрееле ( 4Цар. 9,14–37 ; ср. 3Цар. 19,16.17 ) и окончила его убийством царя Захарии ( 4Цар. 15,8–10 ). 1 лук Израилев. Военная сила Израиля ( Быт. 49,24 ; 3Цар. 2,4 ; Иез. 39,3 ; ср. Иер. 49,35 ) была сломлена ассирийским войском под предводительством Феглаф-феллассара, который завоевал северные территории Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Далее замечательно еще, что глагол, переведенный здесь словом «ожесточает» по еврейскому подлиннику значит собственно отягощать, затруднять. Такой смысл имеет это слово и в других местах, где оно употребляется, как например: 3Цар.12:4 , Притч.28:14 , Ис.8:21 . Таким образом, смысл рассматриваемого нами места Исх.7:3 , по первоначальному тексту такой: Я сделаю более трудным для фараона сопротивление Богу и Его воле, или: Я положу в этом преграду, препятствие. Это выразил Бог и в том, что для достижения Своей цели освобождения Израиля считал нужным умножить Свои знамения и чудеса. Совершенно такое же значение имеет этот глагол и в еврейской пословице, которая переведена по-славянски словами: «жестоко ти есть противу рожну прати» ( Деян.9:5 ). Из всего сказанного следует, что рассматриваемое нами место, правильно понятое, не только не набрасывает тени на Бога, но, напротив, выставляет Его в самых светлых чертах. По Своей святости и милосердию Он полагает препятствия и трудности на пути нечестивых, не допускает их до грехов и различным образом предотвращает их. Он есть Тот, Который, по выражению Псалмопевца, прекратил «брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем» ( Пс.45:10 ). Так поступает Бог со всем миром, и последний сделался бы гораздо грешнее, если бы Бог не противодействовал развитию в нем зла. Мы не знаем и не можем знать, как много бывает ежедневно случаев предохранения людей от неправды и греха. Не в том чудо, что ежедневно совершаются разного рода несчастья, но чудо в том, что не происходит их гораздо более. Не то же ли говорит нам и наша собственная жизнь, наше собственное наблюдение. Мы несравненно более грешили бы, если бы Сам Бог не предохранял нас от грехов и не полагал к тому никаких препятствий. Итак, мы видим, что высказанное Иаковом в 1:13–15 совершенно справедливо и что между взятыми нами местами Священного Писания ( Исх.7:3 и Иак.1:13–15 ) нет ни малейшего противоречия. Слово «искушать» имеет вообще двоякое значение, именно – испытывать и склонять ко злу. В первом смысле его нужно понимать тогда, когда оно употребляется в речи Бога. Так, например, говорится: «Бог искушал Авраама» ( Быт.22:1 ). А в последнем – когда оно употребляется по отношению к дьяволу , змию и вообще ко всему, что враждебно человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

излил ярость Свою. Образ священной войны, как правило, применяется к Божиему суду над народами ( Пс. 68,25 ). натянул лук Свой. Ср. Втор. 32,42 . У пророков объектом гнева становятся Иудея Израиль (ср. Иер. 6,11; 7,20 ; Ос. 5,10 ). дщери Сиона. См. ком. к 1,6. 2 отнял ограду... Свое место собраний. Речь идет о храме. 2 жертвенник... от святилища Своего. Гнев Божий уничтожает не только место Его пребывания, но и место, где Израиль может воздавать Ему поклонение. 2 протянул вервь. Подобно землемеру, обмерил город, чтобы потом разрушить его (ср. Ис. 34,11 ; Ам. 7,7.8 ). 2 не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений. Пророческие видения, которыми сопровождалось проповедание закона, прекратились (ср. 1Цар. 3,1 ; Иер. 8,8–10; 18,18 ). 2 старцы ... посыпали пеплом ... препоясались вретищем; опустили к земле головы. Траур опустился на Иерусалим (ср. Иов 2,12.13 ; Плач 1,4 ). 2 Истощились от слез глаза мои. Страдания поэта при виде бедствий своего народа. Ср. Иер. 4,19 . 2:11–12 дети и грудные младенцы... матерей своих. Опустошение и разорение с особой силой сфокусированы в страданиях детей (ср. ст. 20). 2 утешить. См. ком. к 1,2. 2 Пророки твои... ложное. Утверждая, что они говорят от имени Бога, пророки, тем не менее, давали ложные предсказания. Библейские прорицатели освещал проблему ложного пророчества ( Иер. 5,12.13; 23,9–40 ; гл. 28). Один из критериев, по которому можно отличить истинного пророка от ложного, содержится во Втор. 18,21.22 . 2 совершенством красоты, радостью всей земли. Враги глумятся над поверженным Иерусалимом (ср. Пс. 47,3; 49,2 ). 2 поглотили мы его. Ср. 2,5. Враждебные народы самонадеянно приписывают свою победу над Иудеей собственной силе. 2 рог. См. ком. к ст. 3. 2 день и ночь. Ср. Втор. 28,67 . 2 детей твоих. См. ком. к ст. 12. 2 чтобы женщины ели плод свой. Тема страданий невинных детей достигает здесь своего апогея (ср. Иер. 19,9 ). Сила воззвания к Господу усугубляется метафорой материнской любви, которую Он сам испытывает ( Ис. 66,13 ). С личным переживанием переплетается священный ужас при виде святотатства, когда помазанник Божий истребляются в Его святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Святой Дух дается всем просящим Его у Господа Бога и заслужившим это своей праведной жизнью. «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лук.11:13 ). В Библии даются строгие предупреждения по поводу Святого Духа. «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:30 ). «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; ... если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Матф.12:31–32 ). В Библии выражение «запечатление духом» употребляется относительно верующих, которые получили дар Святого Духа. «Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:22 ). «На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» ( 2Кор.5:5 ). «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф.1:13 ). В противоположность Святому Духу, исходящему от Бога, на людей действует и другой дух. Дух рабства. «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления» ( Рим.8:15 ). Дух усыпления. «Как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» ( Рим.11:8 ). Дух боязни и заблуждения. «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» ( 2Тим.1:7 ). «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» ( 1Иоан.4:6 ). Указанные духи рабства, усыпления, боязни, заблуждения действуют по наущению главного злого духа – дьявола. По-гречески этот злой дух называется «диаболос» и обозначает «обвинитель, обольститель, клеветник». Он «лжец и отец лжи» ( Иоан.8:44 ), «обольщающий всю вселенную» ( Откр.12:9 ). Этот злой дух является падшим ангелом, который в результате своей гордыни восстал и отпал от Бога. Однако Господь побеждает дьявола и всех его приспешников. «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Матф.25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

4Цар.9:22 .  И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? 4Цар.9:23 .  И поворотил Иорам руки свои, и побежал, и сказал Охозии: измена, Охозия! 4Цар.9:24 .  А Ииуй натянул лук рукою своею, и поразил Иорама между плечами его, и прошла стрела чрез сердце его, и пал он на колеснице своей. 4Цар.9:25 .  И сказал Ииуй Бидекару, сановнику своему: возьми, брось его на участок поля Навуфея Изреелитянина, ибо вспомни, как мы с тобою ехали вдвоем сзади Ахава, отца его, и как Господь изрек на него такое пророчество: 4Цар.9:26 .  истинно, кровь Навуфея и кровь сыновей его видел Я вчера, говорит Господь, и отмщу тебе на сем поле. Итак возьми, брось его на поле, по слову Господню. 4Цар.9:27 .  Охозия, царь Иудейский, увидев сие, побежал по дороге к дому, что в саду. И погнался за ним Ииуй, и сказал: и его бейте на колеснице. Это было на возвышенности Гур, что при Ивлеаме. И побежал он в Мегиддон, и умер там. 4Цар.9:28 .  И отвезли его рабы его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его, с отцами его, в городе Давидовом. 4Цар.9:29 .  В одиннадцатый год Иорама, сына Ахавова, воцарился Охозия в Иудее. 4Цар.9:30 .  И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лице свое и украсила голову свою, и глядела в окно. Кровавая расправа Ииуя с домом Ахава началась с главнейших, царственных представителей его: Иорама, Охозии (иудейского), Иезавели. Легкость и быстрота воцарения (ст. 13) и выполнения заговора Ииуя (стихи 14–15; обстоятельство пребывания Иорама в это время в Израиле здесь повторено после упоминания в 4Цар.8:29 ) показывают, что в народе и войске было крепко недовольство Иорамом и вообще домом Ахава (не без влияния здесь было убийство Навуфея: 3Цар.21 ; ср. 4Цар.9:25 и далее ), с другой – что Ииуй заслужил, вероятно, личными подвигами доверие войска и народа. Вместе с тем видны как решительность Ииуя, так и беспечность Иорама (ст. 17–20); характерно для древнего и нового Востока положение охраны – сторожевые башни и сторожа, дающие сигналы властям и населению о появлении опасности (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И если этими грехами, которыми и праведник до семи раз падает, все  семь раз в день согрешит против нас ближний наш и  семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, мы можем его очистить от них, простив их ему  (Лук. 17; 4). А если еще учесть, что число семь в Свящ. Писании означает неопределенное множество, как и обиходные наши выражения, вроде таких как «сто раз» или «тысячу раз», то простить можно  не до семи только раз, но до седмижды семидесяти раз и больше (Мф. 18; 22). Если же грех несмертного свойства совершается не перед ближним, но в тайне сердца, перед одним Богом, то и исповедовать такой грех следует естественно перед Ним же одним. Это следует из слов св. Феофана Затворника, когда он говорит следующее: «Что касается до непосредственного прощения, то оно бывает лишь в отношении к грехам, ненамеренно прорывающимся, – каковых больше всего в помыслах и чувствах, меньше в словах и еще меньше – или чуть заметны они – в делах. Ревнитель богоугождения, страхом Божиим проникнутый, как только заметит такой проскользнувший грех, тотчас обращается к Господу, им всегда зримому, сокрушенно кается, осуждая себя, и прощен бывает». 10 Впрочем, в деле такого исповедания не должно ограничиваться одним лишь вечерним или утренним временем. «Нам поистине, так как мы много согрешаем, — по слову того же отца, — нужно, по забывчивости нашей, и по истечении шести часов испытывать себя, как провели мы время и в чем согрешили». 13 А еще лучше каяться во грехе тотчас после его совершения и осознания, не откладывая до вечера или положенного часа. «Получил кто рану в сердце, — поучает преп. Феодор Студит, — от видения или слышания? Или увлекся помыслом бесовским и загорелся похотию злою, гневом, яростию, ненавистию, завистию, противоречием, преслушанием, или другою какою пагубною страстию? Тотчас должен приступить к врачеванию». 14 То есть, если продолжить далее словами св. Феофана Затворника, «всякий помысл, всякое пожелание, чувство и движение порочное и нечистое, тотчас по сознании исповедать Богу всевидящему, с сокрушением духа, и просить в том прощения и силы избежать впредь; равно как и очиститься в эту минуту от скверны».

http://bogoslov.ru/article/3508452

Не убоятся уже, и не ужаснутся, и ни один не будет разыскиваться из числа их, говорит Господь. Пророческая речь обращена к пастырям или о пастырях. И так как об Иехонии, предпоследнем царе Иудейском, из племени Давидова, читаем: земля, земля, земля! слушай слово Господне: запиши мужа сего отверженным, или безплодным, и не будет от семени его мужа, который сидел бы на престоле Давидовом» ( Иер.22:29–30 ), чем отнята была всякая надежда на продолжение царства Иудейского: то переходит к начальникам церкви, и, по оставлении и осуждении синагоги с ее пастырями, речь обращается к апостолам, о которых говорится: и поставлю над ними пастырей, и упасут их, не убоятся уже, и не ужаснутся, и ни один не будет разыскиваться из числа их, говорит Господь. Ибо апостолы с уверенностью и без всякого страха будут пасти стадо церковное, а остаток народа израильского из всех земель спасется и обратится к селениям или паствам своим, и стадо возрастет и размножится. Злых же пастырей, книжников и фарисеев, посетит Господь по лукавству стремлений их. В переносном смысле можем разуметь это на церковных начальниках, недостойно управляющих овцами Господними, – что, по отвержении и осуждении их, спасется народ, будучи поручен другим, кои будут достойны, и остаток спасется» (ч. VI, стр. 400–401). ж) В толк. на 35–36 ст. 31 гл. пр. Иеремии: «Семя и род Израилев волею Господа пребудет вечным и никогда не прекратится... Каким образом семя израилево может быть вечннм?.. Пока будет существовать мир сей, семя израилево и народ иудейский будут продолжаться, – не в тех, кои теперь не веруют, а в тех, кои апостолами и чрез апостолов уверовали, чтобы остаток спасся» (ч. VI, стр. 604). з) В толк. 8–16 ст. 41 гл. кн. пр. Исаии: «После призвания народов, когда увидели острова и убоялись, концы земли изумились, приблизились и подошли; призываются остатки по избранию благодати, о чем пишет и Евангелие: избра от них Иисус дванадесять, ихже и апостолы нарече ( Лук.6:13 ), которые, после рабства детоводительному закону, избраны в Евангелии и удостоились быть семенем Авраама, друга Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Грибы с грецкими орехами и лимонным соком на 2 порции активное время 10 минут 500 г любых свежих грибов горсть грецких орехов сок половины лимона красная луковица зубчик чеснока три столовые ложки растительного масла, лучше оливкового соль, свежемолотый черный перец два кусочка ржаного хлеба для подачи кинза для украшения 1. Зубчик чеснока раздавите плоской стороной ножа и мелко порежьте. Порежьте грибы. В сковородке на среднем огне разогрейте оливковое масло, выложите грибы, чеснок и обжаривайте 3-4 минуты, пока грибы не уменьшатся в объеме. Если вы используете разные грибы, то сначала кладите большие, мясистые, вроде белых, а чуть позже мелкие, например, опята. 2. Мелко порежьте красный лук и порубите орехи. Добавьте к грибам, перемешайте, приправьте солью и перцем. Через пару минут, когда лук станет прозрачным, влейте лимонный сок, перемешайте и снимите с плиты. Подавайте с печеной картошкой или, как на фотографии, на куске ржаного хлеба. Украсьте кинзой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 апреля, 2023 13 апреля, 2023 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 15 апреля, 2023 14 апреля, 2023 13 апреля, 2023 22 марта, 2024 21 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/postnaya-eda-s-annoj-l...

Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними, как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Где Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же. Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:12–17). Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39). Его воля и в этом: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук. 6:27–28). И, например, в этом: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37). Евангельское слово и апостольское, слово Нового Завета – это все есть проявление воли Божьей о каждом из нас. Нет воли Божьей на грех, на оскорбление другого человека, на унижение других людей, на то, чтобы люди убивали друг друга, даже если на их знаменах написано: «С нами Бог». – Получается, во время войны происходит нарушение заповеди «Не убий». Но, например, солдаты Великой Отечественной войны, защищавшие Родину, семью, неужели они шли вопреки воли Господа? – Очевидно, что есть воля Бога на защиту от насилия, на защиту, в том числе, своего Отечества от «нахождения иноплеменных», от разорения и порабощения своего народа. Но, вместе с тем, нет воли Божьей на ненависть, на убийства, на месть.

http://pravmir.ru/da-budet-volya-tvoya-k...

Какой тропарь Нового года на молебне? Такой, какой поется 1-го сент. на литургии. Всея твари Создателю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире Императора и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны. (Русский перевод.) Господь Творец всей твари, имеющий в своей власти время и годы, благослови начало года благости своей к нам, по молитвам Богородицы, храня в мире императора и город свой, и спаси нас. Какое евангелие на молебне? То же, которое читается 1-го сентября на литургии – о том, как однажды, в день нового года у евреев, И. Христос вошел в Назарете в синагогу и всенародно прочитал пророчество Исаии о новом времени, устрояемом для людей через него, как Спасителя. Лук. 4:16–22 . Зач. 13. Что особенно поучительного в празднике Нового года? Им дается урок – всякое дело начинать с молитвою Богу, во всем полагаться на Него, просить у него нужного для себя и благодарить за даруемое нам от Него. Какой непохвальный обычай замечается у иных в новый год? Это – встречать новый год с веселием, т.е. проводить ночь под 1-е января в увеселениях и играх, на том основании, будто бы кто встретит весело день нового года, тот весь год будет проводить весело, и гадать в эту ночь о своей судьбе в будущем году. Как должно судить об этом обычае? Несправедлива мысль, что будто бы кто весело встретит день Нового года, тот весь следующий год будет проводить весело. Опыты показывают много совершенно противного. Не лучше ли молитвою о милости Божией встречать новый год? Потому что молитва сильна отвратить от нас всякое угрожающее нам зло. Гаданье же, как желание знать то, что сокрыто от нас самим Богом, грех. Тяжким грехом называет его сам Бог через пророка ( 1Цар. 15:23 ). Церковные правила повелевают отлучать от св. причащения тех, кто гадает (Бол. Треб. пр. 13–20). Да и можно ли каким-нибудь образом знать будущее, зависящее единственно от воли Божией и нашего поведения? 6-го января, праздник Богоявления или Крещения Господня

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010