Церковь Успения Пресвятой Богородицы у Парома (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Успения Пресвятой Богородицы у Парома построена в XV веке, является памятником истории и культуры федерального значения. Находится на Завеличье у Ольгинского моста. Престольный праздник: 28 августа, Успение Пресвятой Богородицы. Содержание История [ править править код ] Находится против плавучего моста. Строена в 1444 г. и вновь построена в 1521 году. Судя по изображениям ее на иконе Сретения, а также и на иконе Божией Матери в Печерском монастыре, эти изображения можно отнести к концу XVI или началу XVII века, — наружный вид церкви с тех пор сильно изменился. Тем не менее она считается вполне выработанным типом Псково-Новгородского зодчества. Вот что писал о Пароменской церкви Юрий Спегальский: " Первый памятник, который встречает каждого переходящего по мосту из центральной части Пскова на Завеличье, — церковь Успения у Парома или, как называют ее псковичи, Пароменская. Мост на этом месте существовал с незапамятных времен. Еще в начале нашего века он сохранял древнее устройство, был основан на плотах и почти не возвышался над поверхностью воды. Каждый год его зимой разбирали и собирали после половодья, а пока мост еще не был готов, его заменял паром. Существующая Пароменская церковь построена в 1521 году на месте более старой. Современный облик в основных частях она получила в последние годы XVII-haчaлe XVIII века. К этому времени относятся ее глава с перехватом, четырехскатная крыша, закрывающий фреску над абсидами навес (теперь его уже нет), крайние боковые пристройки с типичными для конца XVII века прямоугольными абсидами и глухими декоративными главками. Крытая паперть перед западным притвором, по-видимому, конца XVIII или начала XIX века. Памятник этот еще никем не исследовался и нет точных данных о его первоначальной архитектуре. Несомненно лишь, что четверик храма покрывала восьмискатная крыша, глава имела луковичную форму, с юга находились придел и притвор. По всей вероятности, придел с притвором были и с северной стороны.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Гефсиманский скит. Желтый скит Скит. Действует.   Год основания:1906. Адрес: Республика Карелия, Сортавальский район, Валаамские острова Координаты: 61.37004, 30.902157 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В небольшой деревянной часовне Гефсиманского скита была когда-то только одна икона, изображавшая Моление о чаше. Часовня, рубленая из брусьев и обшитая тесом, построена в стиле деревянных церквей Средней Руси. Она украшена сквозной резьбой, примечателен резной орнамент над входом, на колонках, пилястрах на углах. На восьмигранной " шее " — луковичная главка. Первоначально у дороги, ведущей в монастырь, построили деревянную часовню. В 1911 г. она была расширена за счет пристройки алтаря и обращена в церковь. План деревянной Успенской Церкви, как и часовни, рубленной из бруса и обшитой тесом, напоминает план Воскресенского храма. С запада к церкви примыкает трехъярусная колокольня традиционного типа " восьмерик на четверике " (восьмигранник, где находились колокола, на четырехграннике). У входа — крыльцо на колонках с " глухой " резьбой, с висячими гирьками, пришедшими из каменного зодчества. К прямоугольной в плане церкви пристроен пятигранный алтарь. Центральная глава имеет " древнерусское " шатровое завершение о луковичной главкой, четыре боковые главки находятся на коньках двускатных крыш. Успенская церковь имеет самое сложное декоративное убранство среди всех деревянных построек на Валааме. Здесь и пилястры по углам здания, и карниз с накладным резным орнаментом, и наличники окон с килевидным завершением, и арочки, колонки и прямоугольные зубцы - " сухарики " на центральной главе и колокольне. Во славу Божию трудились безвестные валаамские мастера. За церковью, среди пихт, два рубленых и обшитых тесом келейных корпуса для братии (здесь жило 8-10 человек). Небольшая пихтовая аллея ведет к Малой Никоновской бухте — самой спокойной на Валааме. Берега ее замечательно красивы. Сюда прибывали тысячи паломников на судах из Петербурга. И здесь, как и в Никольском скиту, установлен поклонный крест.

http://sobory.ru/article/?object=05457

Екабпилс. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Jkabpils Vissvts Dievmtes Patvruma pareizticgo baznca Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1783 и 1787. Адрес: Латвия, г. Екабпилс, ул. Бривибас 167 Brvbas iela 167, Jkabpils, Jkabpils novads, Latvija LV-5201 Координаты: 56.498224, 25.865842 Проезд:От ж/д вокзала на автобусе 5 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Прежде это была униатская церковь, построенная в 1783-1787 годах монахами-базилианцами в униатском монастыре, который был основан в Якобштадте (ныне Екабпилс) для распространения и утверждения Унии в этом православном городе, когда Латгалия вернулась под власть Польши после окончания русско-польской войны (1654-1667). Прямоугольная в плане церковь представляла собой трехнефную базилику в стиле барокко, без башен, с пятигранной алтарной апсидой, ориентированной на юг, с порталом на всю высоту главного фасада, украшенного волютами и треугольным фронтоном, на котором был декор в виде Всевидящего Ока. После раздела Польши Латгалия отошла к России (1772), затем к России была присоединена Курляндия (1795). Униатские приходы на этих территориях были обращены в православие после 1839 года. Православные церкви Екабпилса прежде относились к Полоцкой епархии, а с 1836 года подчинялись Рижскому викариатству Псковской епархии. В 1836 году униатский монастырь с церковью был передан православным (по другим источникам – церковь была переосвящена в 1839 году). Здесь образовалась православная община во имя Покрова Божией Матери. В 1878 году сгорела верхняя часть церкви. После пожара кровля здания была переделана по-православному: надстроен восьмиугольный барабан с куполом-главой сферической формы над алтарной частью и луковичная глава на квадратном основании вместо фронтона над входом. К церкви пристроили деревянный притвор, в храме залили бетонный пол. Интерьер церкви был переделан в стиле эклектики, согласно православной традиции. Невысокий двухярусный иконостас подчеркивал монументальность центрального пространства храма. Средний неф храма изначально был значительно выше и шире боковых. Массивные аркады из четырех арок, отделяющие низкие боковые нефы от центрального, были акцентированы расписными арками с текстами из Священного Писания. В алтаре была выполнена роспись стен. В таком виде храм «пережил» все войны 20 века.

http://sobory.ru/article/?object=06987

Контеево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Кирпичная церковь, в целом выдержанная в духе традиционной архитектуры, построенная, судя по архитектуре, в кон. XVIII - нач. XIX вв. Двусветный пятиглавый четверик с обширной трапезной и многоярусной шатровой колокольней. Любопытна постановка малых глав над центральной частью стен четверика. Имела приделы иконы Божией Матери Смоленская и Сретения Господня. Закрыта в советский период и доныне бездействует. http://svyatayarus.su/church/detail/39925/ Церковь Покрова принадлежит к характерным для костромских земель памятникам сельского храмового зодчества 2-й пол. 18 в., в которых довольно органично соединяются приемы и формы допетровской архитектуры с элементами стилей барокко и раннего классицизма. Продольно-осевая композиция церкви отличается асимметричным характером. Двусветный четверик храма завершен пятью главами с цилиндрическими барабанами и луковичными главками. Центральный световой барабан значительно крупнее глухих боковых, поставленных по древней украинской традиции по странам света. В отличие от центрального, боковые барабаны покоятся на кубических постаментах. К храму примыкают более низкие, равные по высоте объемы алтаря и трапезной. Полукруглая апсида ýже четверика; прямоугольная трапезная с севера продолжает стену храма, а с юга дополнена приделом, алтарь которого со скругленным углом заслоняет часть фасада храма. Над алтарем поставлена глава, аналогичная боковым главам храма. С запада к средней части трапезной примыкает короткий переход, соединяющий ее с колокольней. Нижний ярус-четверик несет восьмигранный трехъярусный столп, завершенный высоким шатром. Южный и северный фасады четверика в три оси проемов симметричны по композиции. По вертикали они расчленены двумя профилированными карнизами: нижний разделяет проемы первого и второго света, средний выделяет верхнюю часть стены наподобие аттика. Венчающий карниз обогащен рядами сухариков и ступенчатых кронштейнов. Края фасадов акцентированы парными поярусными пилястрами. Окна первого света имеют лучковые перемычки, окна второго света, а также входной проем на северном фасаде – арочные. Все проемы заключены в рамочные наличники. Наличники нижних окон продолжены вверх прямоугольной рамкой. У окон второго света арочная часть наличника шире вертикальных стоек, что создает уступы, от которых свисают сережки. Под всеми окнами размещены горизонтальные прямоугольные накладные доски. Аттик обработан тремя полукруглыми нишами, напоминающими кокошники. Апсиду прорезают три окна, фасады трапезной – четыре с севера и пять с юга. Их форма и наличники – такие же, как в нижнем ярусе четверика. Простенки между окнами трапезной обработаны парными пилястрами.

http://sobory.ru/article/?object=44750

Смоленско-Владимирский приход в Гордеевке (Нижний Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери — православные церкви Нижегородской епархии в Гордеевке. Смоленская церковь — один из четырёх сохранившихся памятников строгановского барокко — является объектом культурного наследия федерального значения. Содержание История [ править править код ] История храма Смоленской иконы Божией Матери [ править править код ] С именем Григория Строгонова связано в Нижнем Новгороде возведение сразу двух храмов, прекрасных памятников русского барокко конца XVII- начала XVIIIbekob. Это Рождественская церковь, находящаяся в нагорной части города ,и наша, Смоленская церковь. Основные богатства род Строгановых получил от продажи добываемой им соли, которая по Каме и Волге направлялась к Нижнему Новгороду. Так что Нижний Новгород играл заметную роль в жизни Григория Дмитриевича, особенно во время строительства храмов. Григорий Строганов получил прекрасное домашнее образование, участвовал даже в правительственных приёмах. В 17 лет он унаследовал огромные владения. Вдоль волжско-окского городского берега Нижнего Новгорода Григорий Дмитриевич выстроил многочисленные каменные дворы, но жить предпочитал подальше от суеты, шума и грязи посадского торга - в Гордеевке. Обосновался Г. Строганов там обстоятельно и надолго. В 1680-х годах в Гордеевке было начато строительство домовой каменной церкви. Работы велись быстро. В 1694 году в отделанном уже храме был сначала освящен нижегородским митрополитом Павлом придел в честь Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, а в 1697 году - главный престол в честь Пресвятой Богородицы Смоленской (Одигитрии- Путеводительницы). Помещение церкви в Гордеевке невелико, так как прихожанами её было лишь небольшое число людей, живших в усадьбе. Строители позаботились о надёжности конструкций: стены полутораметровой толщины, угловые железные затяжки. Была прекрасно продумана освещенность церкви: значительное количество окон, расположенных на южной стороне в два ряда, всегда создавали в храме солнечность. Украшены окна орнаментом, выполненным из белого ракушечного камня, что характерно и для строгановской Рождественской церкви. Композиционно-организующим элементом служило стройное пятиглавие. Центральная глава луковичной формы доминирует над небольшими боковыми шлемовидными главами. Строго по главной оси восток-запад поставлена колокольня. Богатое белокаменное резное убранство Смоленской церкви полностью подчинено архитектонике здания. Следует отметить и высокое качество кузнечных работ, прежде всего ковку крестов, которые представляют собой просечённые полосы с приваренными многочисленными «сияниями». Для выполнения этих работ был приглашён известный балахнинский кузнец Кондратий Прокофьев.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленско-Влад...

Собор Воскресения Христова (Новохоперск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Воскресения Христова - кирпичный четырехстолпный трехапсидный пятикупольный храм в русско-византийском стиле, сооруженный в 1861-1865 на средства купца В. М. Степанова. Отдельно от храма поставлена надвратная колокольня, сооруженная в 1893 году. Содержание История [ править править код ] История Собора, посвященного Воскресению Христа, начинается 10 (23) октября 1865 года. В этот день он был торжественно освящен Преосвященнейшим Серафимом, епископом Воронежским и Задонским. К тому времени старый Крестовоздвиженский собор, построенный еще в 1774 году, уже с трудом вмещал всех молящихся. По статистическим данным, численность горожан в этот период возросла до 7000 человек. Большую часть расходов на постройку нового собора взял на себя староста церкви, известный в округе купец, Василий Михайлович Степанов. По сведениям церковной печати один только иконостас стоил золотыми рублями 20.000. Поскольку этот доброхотный человек возглавлял местное купеческое общество, то многие состоятельные горожане не смогли отказать в содействии при постройке храма. Василий Михайлович также учредил при Воскресенском храме стройный хор певчих, с «участием любителей из господ местных торговцев». Скончался благодетель 18 октября 1871 года; тело его было погребено при построенном им Соборе в честь Воскресения Христа, после заупокойного богослужения при стечении большого количества народа. Надо сказать несколько примечательных слов о внешнем виде и внутреннем благолепии храма. Само здание церкви выполнено в русском стиле, по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Основание храма представляет собой крестовокупольную форму, пять куполов, трехъярусная колокольня. Первоначально храм был поделен на три придела: Воскресения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, святых Петра и Павла. Пожалуй, в Воронежской области это был один из немногих храмов, столь удачно вписанных в городскую среду и окружающий ландшафт. Его пятиглавие доминирует во всех дальних и ближних перспективах и панорамах, причём старые подъезды к городу с востока («казацкий тракт», мост через реки Хопёр и Старый Хопёр) имели его своим замыкающим ориентиром. Компактное здание соборабыло выстроено с расчётом на его круговое обозрение, в декоре фасадов использованы крупномасштабные элементы, заимствованные из русского стиля. Огромные килевидные кокошники завершают боковые ветви креста. Средокрестие увенчан цилиндрическим световым барабаном с гигантским луковичным куполом. По углам поставлены луковичные главы на высоких восьмигранных барабанах. В 20 метрах к западу от собора в 1893 году была выстроена стройная трёхъярусная надвратная колокольня. Декор колокольни повторяет декор храма, венчает её также крупная луковичная глава.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Воскресе...

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке — православный храм, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Памятник архитектуры федерального значения. Настоятель — митрофорный протоиерей Дмитрий Николаевич Смирнов. Содержание История [ править править код ] Храм был построен в 1844-1847 годах архитектором Ф. Рихтером на средства и по инициативе А. Д. Нарышкиной. В 1830-х годах среди москвичей стало модным приобретать дачи в Петровском парке. Среди владельцев дач была и действительная камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина, основательница Благовещенского храма. Анна Дмитриевна похоронила свою единственную дочь - графиню Марию Булгари, а летом 1841 года на даче в Петровском парке скончалась и ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари. Это печальное событие побудило жену камергера дать обет выстроить церковь на месте смерти девочки. Первый проект будущего строения принадлежал известному московскому архитектору Е. Д. Тюрину. Его вариант - храм с галереями, двумя колокольнями и великолепным куполом - представлял собой копию Петровского дворца и был отвергнут императором Николаем Павловичем. Второй проект выполнил академик архитектуры, профессор Ф. Ф. Рихтер. В основу его замысла лёг один из обследованных им храмов - церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. В разработанном Рихтером проекте над крыльцом возвышался столп колокольни с параболическим куполом. Эта необычная деталь на чертеже была перечеркнута (не исключено, что самим императором). В окончательном варианте купол колокольни сделан шатровым, и глава храма изменена на традиционную луковичную. 7 апреля 1844 года недалеко от Петровского дворца, на стрелке Нарышкинской аллеи и Зыковского проезда, состоялась закладка храма. 24 августа 1847 года был верхний, Благовещенский, храм был освящён. В 1899 году верхний храм был заново расписан, вызолочен иконостас и возобновлены иконы, после чего 4 июля храм вновь освятили. 18 марта 1901 года на колокольне установили колокола. 29 ноября 1904 года центральный престол освятили в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Верхние Котицы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Верхние Котицы) — является уникальным церковно-историческим памятником, сохранившим свое древнее внутреннее убранство и неповторимую атмосферу старинного сельского храма, архитектурный стиль — барокко, год постройки — между 1774 и 1803 годами. Содержание История [ править править код ] Строительство Казанского храма на погосте Верхние Котицы началось в 1774 году и продолжалось почти 30 лет. Храм построен на месте деревянной Архангельской церкви, упоминавшейся в летописях с конца XV века. В конце XVIII века село Верхние Котицы являлось владением помещиков Ельчаниновых. Казанскую церковь строили помещик подполковник Алексей Федотович Ельчанинов с супругой Параскевой Авраамовной Ельчаниновой, силами артели местных мастеров и при участии всех прихожан. В 1789 году освятили один придел, а всю церковь — в 1803 году. Образцами для строительства Казанской церкви, вероятнее всего, послужили сооружения Осташковского Житенного монастыря, а также некоторые храмы в Торопце. В 1790 - 1793 годах была расширена трапезная и устроены Архангельский и Никольский приделы. На колокольне располагалось пять колоколов. Самый большой колокол был отлит в 1860 году мастером Проскуряковым. До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Композиция Казанской церкви состоит из главного (летнего) храма и двух боковых приделов. Главный храм выполнен по типу восьмерик на четверике, который венчает световой восьмерик и четырёхъярусная колокольня. Характерной особенностью храма являлось конусное завершение крыши главного придела, что, возможно, было обусловлено влиянием западной культуры в Екатерининскую эпоху. Традиционная для православных храмов луковичная глава была установлена в процессе реставрации в наше время. Иконостасы храма — резные липовые с позолотой, с заметным влиянием Екатерининского барочного стиля, а также элементами декора, характерными для местных осташковских мастеров. Иконы относятся ко времени устройства иконостаса, но есть и более ранние. Иконостас Казанской церкви является редким примером местного интерьерного убранства и немного напоминает иконостас Успенской церкви в Новодевичьем монастыре в Москве. Храм был расписан фресками в 1875 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Храм Пантелеимона Целителя (Кисловодск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь в честь великомученика и целителя Пантелеимона была возведена в 1905 году. В 1965 году храм был разрушен. В 1995 году был построен новый храм. В 2002 году состоялась закладка нового храма больших размеров. Содержание История [ править править код ] Храм начали возводить в 1905 году на высоком участке Ребровой балки, на Померанцевой улице. Храм строился на пожертвования прихожан и благотворителей про проекту архитектора Г. Е. Волкова в эклектичном русском стиле. Храм представлял из себя двухсветный пятиглавый четверик с богатым рельефным декором из красного неоштукатуренного кирпича. Трехапсидный храм имел один престол. Центр здания венчала большая глава луковичной формы, над трапезной была установлена такая же, но поменьше. В народе эту церковь называли Шаляпинской, так как говорили, что Ф. И. Шаляпин пожертвовал большую сумму на её строительство, а потом часто посещал храм во время приездов в Кисловодск. Ещё церковь называли Красной, за красоту её архитектурного ансамбля и красный цвет кирпичной кладки. 1912 год считается годом освящения новой церкви. В декабре 1918 года здесь крестили А. И. Солженицына. В начале 1930-х годов купола были сняты, службы прекращены. В 1936-1937 годах здесь устроили общежитие для вербованных строителей, потом спортзал, а после его закрытия - общежитие медучилища. В 1942 году храм был вновь открыт. 9 апреля 1965 года на заседании горисполкома Кисловодского Совета депутатов было принято решение о сносе церкви, что и было сделано в том же году. На её месте строили танцплощадку, бойлерную, но всё оставили, превратив святое место в свалку. При этом верующие все равно ходили сюда. После разрушения церкви - последней в Кисловодске - службы проводились в небольшом деревянном бараке, отданном под церковь. Общая площадь помещения вначале составляла 10х10 м, затем с разрешения горисполкома полезную площадь расширили ещё на 6 кв. м. Но пространство оставалось очень тесным и около 1975 года было получено разрешение на постройку новой церкви. Однако, вместо месторасположения старого Пантелеимоновского храма, под новую церковь был отведен участок другой разрушенной церкви - Крестовоздвиженской (см. далее), куда и перебрался единственный городской приход.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Пантелеим...

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Бобров) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенская церковь была построена в конце 1850-х годов. Построил храм бобровский купец Алексей Иосифович Медведев на собственные средства. Перестроена в 1890—1900 годах. Долгое время Успенская церковь была единственной из сохранившихся городских церквей Боброва и района. С 1983 года поставлена на охрану как памятник истории и архитектуры. Содержание История [ править править код ] Небольшие провинциальные города всегда хотели походить на столицы. А в столицах в 1830-1860-е годы церкви строились в «русско-византийском» стиле, наиболее известным образцом которого стал храм Христа Спасителя в Москве. Архитектура Бобровской Успенской церкви была заимствована из изданного в 1839 году альбома столичного архитектора Константина Тона, «высочайше одобренного» для «построения православных церквей». Чертежи Бобровской церкви были сделаны в Департаменте Проектов и Смет в Санкт-Петербурге и «высочайше утверждены в постройке» 28 ноября 1857 года. Построил церковь на свои средства Бобровский купец Алексей Иосифович Медведев. Так в городе в 1863 году появилась уменьшенная копия столичных храмов. Кубовидный нижний объем Успенской церкви, в отличие от «образцов», приземист. Его венчает крупная центральная глава с уплощенным луковичным куполом (по проекту купол должен был быть гораздо выше) и небольшие, широко отставленные глухие угловые главки. Русско-византийский стиль многое перенял из русской архитектуры XVI-XVII веков: луковичное пятиглавие, кокошники, перспективные порталы, колонки, членящие фасады на прясла. Все это было использовано в декоре Успенской церкви и ее надвратной колокольни, хотя и массивном, тяжеловесном, «провинциальном» варианте. До революции храм не был приходским. В нем не совершались регулярные богослужения, не венчали, не крестили. Это был лишь кладбищенский храм-часовня. В Боброве было два прихода, куда ходили молиться граждане города: Никольский собор и Троицкий храм (заложен в 1874 году, освящен в 1908 году).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010