Лк.2:29 .  Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Лк.2:30 .  ибо видели очи мои спасение Твое, Лк.2:31 .  которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Лк.2:32 .  свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Свою благодарность Богу Симеон излил в краткой хвалебной песне, которая по мыслям и выражениям напоминает некоторые места из книги пророка Исаии ( Ис.11:10, 42:6 ; Ис.60 ). «Ныне», т.е. после того, как я увидел Мессию. «Отпускаешь». Симеон мыслит свою жизнь как всецело проникнутую ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания кончилось: он Мессию увидел и спокойно может умереть. «По слову Твоему» (см. стих 26). «С миром» – точнее: «в мире» ( ν ερν), т.е. в состоянии радости от исполненного заветного желания. «Спасение», т.е. спасение мессианское, которое мыслится уже наступившим с рождением Мессии (ср. Лк.3:6 ; Деян.28:28 ). Как понимал Симеон это спасение – это яснее видно из следующих его слов. «Которое Ты уготовал», т.е. совершил. «Пред лицем всех народов». Спасение будет совершаться открыто и все народы будут теперь свидетелями его – и иудеи, и язычники. «Свет к просвещению язычников». Раньше шла речь об открытии спасения. Теперь указывается, что все народы примут участие в этом спасении и в приносимых им благах. Прежде всего для языческого мира свет, который принес с Собой Мессия, послужит к просвещению. Язычники, согласно древним пророчествам ( Ис.2:2 и сл.; Ис.11:10, 60:1 и сл.), должны прийти к Сионской горе и подчиниться ветхозаветной теократии. Симеон, как человек ветхозаветный, представляет язычников как находящихся во тьме религиозного неведения ( Ис.60:2 ), которым, следовательно, нужно, чтобы на них просиял свет Божий, просветил их умы и сердца. В ином положении находились иудеи – народ Божий. «И славу народа Твоего Израиля». Согласно иудейским представлениям о Мессии, дело Мессии по отношению к избранному народу будет или должно было состоять в том, что Он увенчал бы всех истинных израильтян «славой» за их верность закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3). Вообще мысль о бесполезности добрых дел для спасения у пашковцев, насколько можно видеть по брошюрам, есть основная и преобладающая мысль их вероучения. Почти в каждой брошюре эта мысль проводится с довольно заметным оттенком, равно как с таким же, если не большим оттенком, проводится и обратная ей мысль о необходимости для оправдания и спасения одной веры в Иисуса Христа. Эта же основная мысль пашковского вероучения оттенена и в паш– ковском Евангелии. Здесь места, которые говорят о значении веры в христианской жизни, подчеркнуты фиолетовыми не вытравляемыми чернилами или синим карандашом; и те места в Евангелии, где, по–видимому, значение веры выдвинуто рельефнее, подчеркнуты двумя или даже тремя чертами. Вот, напр., в Евангелии Матфея гл. 8, ст. 13: «и сказал Иисус сотнику: иди и как ты веровал, да будет тебе», ст. 26: «что вы так боязливы маловеры? 9 гл. ст. 22; «дерзай дщерь! вера твоя спасла тебя»; ст. 29: по вере вашей, будет вам. И так как таких мест в Новом Завете много, то поэтому и подчерков в пашковском Евангелии также много. Они существуют в следующих главах и стихах. В Евангелии от Матфея (кроме вышеприведенных): гл. 15, 28. В Евангелии от . В Евангелии от Луки: 7:50; 8:48; 17:19; 18:42; 24:25. В Евангелии от . В деяниях Апостольских: 10:42–43; 15:11; 16:30–31; 26:18. В послании ап. Иакова 2:14, 17, 18, 23 . В первом послании Петра: 2:6. В первом послании Иоанна 3: 23; 5:1, 10,13 . В послании ап. Павла к Римлянам: 1:17; 3:20–26; 28; 4:2–5; 20–22; 5:1–2; 9:32–33; 10:4, 9–11, 11:20. В послании к Галатам: 2:16; 3:10, 22, 26; 5:6. В послании к Ефесянам: 2:8–10; 3:10–12; 17:6–16. В послании к Филип– пийцам: 1:6; в первом послании к Фессалоникийцам 5:8–10; 24. Во втором послании к Тимофею 1:12; 2:13. В послании Филимону 3:5. В послании Евреям 3:19, 4:3, 10:19, 22–23, 11:1, 6; 12:2 . Подчеркнув места в Евангелии, упоминающие о спасении человека страданиями и смертию Иисуса Христа и о необходимости веровать в Него, пашковцы в то же время оставили без внимания те стихи в Новом Завете, которые говорят о необходимости со стороны человека свободных усилий к усвоению и возгреванию спасительной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekta-pa...

Лк.2:28 . и тóй приéм егó на рукý своéю, и благослови Бóга, и речé: (И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:) Духом (по вдохновению), т. е. по особенному божественному внушению, побуждению. В церковь (во храм), т. е. в тот притвор храма, где был жертвенник всесожжения, на котором приносились жертвы и женщинами, по миновании дней очищения, и, вероятно, совершалось посвящение первородных Богу или поставление их пред Господом, – в так называемый двор жен. (О храме чит. в объясн. 10 ст. 1 гл.). Когда пресв. Богородица, вошедши во двор храма, находилась среди народа и готовилась принести свою скудную жертву, в это время входит сюда праведный Симеон. Духом святым узнает он в держимом Ею на руках Младенце Христа Спасителя, берет Его в свои руки и, объятый священным восторгом, восклицает свою предсмертную песнь: «Ныне отпущаеши» и пр. Лк.2:29 . ныне отпущáеши рабá твоегó, Владыко, по глагóлу твоемý, с миром: Лк.2:30 . яко видесте óчи мои спасéние твоé, Лк.2:31 . éже еси угóтовал пред лицéм всех людéй: Лк.2:32 . свет во откровéние языком, и слáву людéй твоих Изрáиля. (Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.) Отпущаеши, т. е. из этой жизни в другую, загробную. С миром – с таким спокойствием, какого Симеон не мог бы иметь, если бы умер ранее. По глаголу (слову) Твоему, – т. е. данному ему от Бога Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя (ст. 26). Спасение Твое, т. е. спасение, обещанное вдревле миру и теперь устрояемое искупительною жертвою уже родившагося Мессии. Пред лицем всех людей – в виду всех народов на земле. «Какие чистыя, возвышенныя, недоступныя для большей части тогдашних иудеев понятия о лице Мессии и о принесенных Им на землю благах выражаются во вдохновенной речи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

29. Иоиля (Иоиль); 30. Амоса (Ам.); 31. Авдия (Авд.); 32. Ионы (Иона); 33. Михея (Мих.); 34. Наума (Наум); 35. Аввакума (Авв.); 36. Софонии (Соф.); 37. Аггея (Агг.); 38. Захарии (Зах.); 39. Малахии (Мал.); Помимо перечисленных книг, которые называются каноническими , (образцовыми) в Писание входят книги неканонические :  1. Пророка Варуха (Вар.); 2. Послание Иеремии (Посл. Иер.); 3. Премудрости Соломона (Прем.); 4. Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир.); 5. Иудифи (Иудифь); 6. Товита (Тов.); 7. Вторая книга Ездры (2 Езд.); 8. Третья книга Ездры (3 Езд.); 9–11. Три книги Маккавеев (1, 2, 3 Мак.) Авторитет последних книг высок, и хотя некоторые не приравнивают их к каноническим, но, в любом случае, они содержат Откровение Бога. Святитель Афанасий Великий так говорит о них: «…есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим (оглашаемым, вступающим в Церковь. – Ред.) и желающим огласиться словом благочестия» 15 . 15Афанасий Великий, еп. Александрийский, свт. О Каноне Св. Писания (из 39 Послания о праздниках).  http://pravlib.ru/afanasy_39posl.htm  Суть Нового Завета состоит в том, что Бог исполнил Свое обещание и действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего и Господа нашего Иисуса Христа, Который искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги.  Законоположительные:  1. Евангелие от Матфея (Мф.).  2. Евангелие от Марка (Мк.).  3. Евангелие от Луки (Лк.).  4. Евангелие от Иоанна (Ин.). Эти книги, Евангелия, благовествуют о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его воплощении на земле от Пречистой Богородицы Девы Марии, о Его жизни на земле, о чудесах, которые Он творил, проповедуя Царство Божие, о Его спасительном учении и, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на Небо.  Исторические:  5. Деяния апостолов (Деян.) Она рассказывает о том, как апостолы после сошествии на них Святого Духа проповедали повсюду Благую весть, распространяя Церковь по всей земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

42 Внимание переключается на следующую страницу Евангельской истории – Рождество Христово, вновь по Евангелию от Луки ( Лк.2:8–16 ). Перевод: «Пастухи услышали ангелов, воспевающих пришествие Христово во плоти, и придя (текше) как к Пастырю, видят Его как непорочного Агнца, Который во чреве Марии возрос как на пастбище (упасшася). Воспевая Ее, они возгласили: Радуйся…» 43 Как и в начале 4го икоса, Христос именуется одновременно и Агнцем, и Пастырем. И то, и другое наименования мы встречаем в Новом Завете («Агнец» – Ин.1:29 ; 1Пет.1:19 ; особенно много в Откр.; «Пастырь» – Мф.25:32 ; Ин.10:11, 14 ; 1Пет.2:25 ; Евр.13:20 ). Такая двоякость выражает два аспекта служения Иисуса Христа: как Агнец, Он приносим в жертву, подобно тому, как приносили в Ветхом Завете в жертву Богу ягнят, агнцев (ср. Ис.53:7 ). И, как Сам Бог, Он есть Пастырь, пасущий, т. е. питающий и оберегающий верующих, как Своих овец. 44 Словесными (т. е. разумными, мыслящими) овцами именуются люди в их отношении к Богу как к Своему заботливому Пастырю. Двор с овцами есть образ Церкви или народа Божия – общины верующих в Бога как в Своего Пастыря. Подобный образ довольно часто встречается на страницах Священного Писания , как Ветхого ( Пс.22:1–2, 78:13 ; Иер.23:1–2 ; Иез.34 и др.), так и Нового Завета ( Мф.10:6, 18:12–13 ; Ин.10:1 слл.). Богородица метафорически именуется двором словесных овец, ибо из Нее родился Христос-Пастырь, через Которого мы входим в Церковь, как во двор овчий. 45 Зло в его духовном измерении есть вражда с Богом, а конкретные проявления зла – невидимые враги Бога и человека. Бог, пришедший в мир через Пресвятую Деву, побеждает зло и доставляет им (врагам) мучение. 46 Пара хайретизмов, зеркально соответствующих друг другу по смыслу: Бог соединяется с человеком, и потому вместе радуются и ликуют ангелы (небесные) с человеками (земными). Слова «ликовать», «лик», от которых образовано «сликовствуют», имеют в виду хор или даже хоровод – праздничное пение с танцем. В славянском языке слово «лик» имеет значение «хора».

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

выше). Почему же Захария по поводу рождения сына свидетельствует о пришествии Мессии? Очевидно, потому, что одно рождество – Предтечи – предначинает уже другое, пришествие Христа, свидетельствует о приближении Царствия Божия. Участие Предтечи в свершении нашего спасения, нераздельность его дела от дела Христова молчаливо свидетельствуется в этой пророчественной речи: рождение Предтечи является уже началом вступления Христа в мир, ибо Жениху предшествует друг Женихов. О спасении и избавлении народа Своего, т. е. о боговоплощении со всеми спасительными плодами его, здесь говорится как о деле уже совершившемся, причем совершением, очевидно, почитается самое начатие, а этим начатием и является рождество Предтечи. Последнее тем самым поставляется в столь тесную и неразрывную вязь с боговоплощением, как это разъяснено выше. Эта мысль выражается и самым построением речи, которая вся, и в начале, и в конце, является ветхозаветным гимном воплощающемуся Христу и в этом смысле представляет собою прямую параллель ветхозаветному же гимну Симеона Богоприимца (2, 29–32), с той лишь разницей, что первый внушен был Духом Святым при сретении Предтечи в день его обрезания (I, 59), второй же воспет при сретении самого Господа также в день Его обрезания, тоже по вдохновению от Духа Святого (2, 2). К этому можно еще прибавить, что первый воспет был праведным священником, или даже первосвященником, второй же праведным мужем. В середине же своей песнь Захарии содержит прямое обращение к младенцу, рождение которого явилось знамением пришедшего спасения, как к Предтече Господню: «и ты, младенец, наречешься пророком Всевышняго, ибо предидешь пред лицом Господа – приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (I, 76, 77). (В контексте изложения Евангелия Луки это обращение аналогично прямому обращению старца Симеона к Марии о Младенце: 2, 34–5). В этих словах выражается приятие Захарией того пророчества архангела, коего не уразумел еще он y алтаря кадильного, почему и закрылись уста его, ныне открывшиеся для исповедания веры. Он говорит словами тех древних пророчеств о Предтече (Исаии и Малахии), которые содержатся и в слове Архангела (I, 17). Это есть сретение Предтечи ветхозаветною Церковью в лице ее священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна 1.2. ) Первые годы Господни. 1. ) Явление Предтечи. Крещение. Искушение. 1–13. Возвращение в Галилею. 14–15. 1.2. ) Первые годы Господни. 1. ) Иисус Христос Бог, Творец, Спаситель. 1–18. Свидетельства Предтечи о Спасителе, и первые ученики. 19–51. 2.4. ) Явление Предтечи. Искушение, возвращение в Галилею. 4:12–17. 3.4. ) Явление Предтечи. Крещение. Искушение. Возвращение в Галилею; 4:14–15. Призвание 4-х учеников. 16–20. В Капернауме, в Синагоге, исцеление беснаго. 21–28. 3. ) Беседа с Никодимом, и пребывание в Иудее. 1–36. 4. ) Призвание 4-х учеников. 18–22. Общий очерк дел Господа. 23–25. Тещи Симона, – вечером многих. 29–34. Утром, по уединении, идет в Галилее. 35–39. Исцеление прокаженного. 40–45. 4. ) Проповедь в Назарете. 16–30. В Капернауме в Синагоге исцеление беснаго. 31–37. Тещи Петра; вечером многих. 38–41. Утром уединение. Идет по Галилее. 42–44. 4. ) Возвращение в Галилею чрез Самарию, – и еще чудо в Кане 1–54. 5.6.7. ) Нагорная проповедь. 2. ) В Капернауме – расслабленного. 1 –12. Призвание Левия Алфеева. У него в доме. 13–22. Срывание колосьев. 23–28. 5. ) Учение с лодки. Чудная ловля. Призвание 4-х. 1–11. Исцеление прокаженного. 12–16. Расслабленного 17–26. Призвание Левия. У него в доме. 27–39. 8. ) Исцеление прокаженного. 1–4. Слуги Сотника в Капернауме. 5–13. Тещи Симона, – вечером многих. 14–17. Идет на другую сторону. Ответы. 18–22. Укрощает бурю. 23–27. Исцеляет бесных Гадаринских. 28–34. 6. ) Срывание колосьев. 1–5. Исцеление сухорукого. 6–10. Враждуют. Он в горе. Ночь в молитве. 11–12. Избирает 12... Народ. Исцеления. 13–19. Нагорная беседа. 20–49. 9. ) Исцеляет расслабленного 1–8. Призывает Матфея. У него в доме. 9–17. Исцеляет кровоточивую. 18–22. Воскрешает дочь Иаира. 23–26. Исцеляет двух слепцов. 27–31. Немого беснаго 32–34. Ходит по Галилее. Жалеет о народе. 35–38. 3. ) Исцеление сухорукого в субботу в Синагоге. 1–5 Фарисеи враждуют. Господь к морю. За Ним народ. Многие исцеления 6–12. На горе позвал и избрал 12-ть. 13–19. Книжники худят. Укор по сему. 20–27. О хуле на Духа Святаго. 28–30. Кто мать и кто братья? 31–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

18 . Славянофильство и его идеалы//ПЕВ. Часть неофициальная. 1902. 19. С. 865–876; 20/21. С. 896–909; 22. С. 957–971. [Пер. наукр. см. 122.]. 19 . Блаженный Старец Серафим, иеромонах Саровской пустыни//ПЕВ. Часть неофициальная. 1902. 32. С. 1341–1350; 33/34. С. 1411–1420; 35/36. С. 1482–1492. 20 . Смысл и значение родословий Иисуса Христа, изложенных у Свв. Евангелистов Матфея и Луки//ПЕВ. Часть неофициальная. 1903. 1. С. 21–25; 2. С. 77–94; 3. С. 149–166. 21 . Первое соборное послание св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Исагогико–экзегетическое исследование. Полтава, 1903. XXII 640 с. [Магистерская диссертация.] 22 . Св. Митрофан, Епископ Воронежский//ПЕВ. Часть неофициальная. 1904. 2. С. 51–59; 3. С. 113–123; 5. С. 215–221. 23 . Характерные особенности в раскрытии и изложении св. Апостолом Иоанном Богословом христианского учения//ХЧ. 1904. Июнь. С. 848–856. [Речь перед защитой магистерской диссертации, ср. 21.] 24 . Православие и православная миссия в Японии//ПЕВ. Часть неофициальная. 1904. 22/23. С. 843–852; 24. С. 902–910; 25. С. 937–942; 26. С. 990–1000. 25 . Притча о неправедном управителе ( Лk. XVI, 1–13 )//ПЕВ. Часть неофициальная. 1905. 1. С. 12–19; 2. С. 67–70; 3. С. 114–119; 4. С. 155–159; 191–195. 26 . Экскурсия воспитанниц Полтавского училища слепых в Саров//ПЕВ. Часть неофициальная. 1905. 9. С. 293–298. 27 . Отречение Апостола Петра//ПЕВ. Часть неофициальная. 1905. 11. С. 382–393. 28 . По поводу журналов XIII Епархиального съезда духовенства//ПЕВ. Часть неофициальная. 1905. 26. С. 947–962; 27. С. 1014–1033. 29 . Неудачная реабилитация деятельности прошлого (XIII) Епархиального съезда духовенства Полтавской епархии//ПЕВ. Часть неофициальная. 1906. 3. С. 164–177; 4. С. 224–236. 30 . Статьи по вопросу об организации предстоящего поместного собора и о реформе строя церковного управления//ХЧ. 1906. Октябрь. С. 584–605; Ноябрь. С. 744–768. 31 . богословская энциклопедия. Т. VIII: Календарь библейско–еврейский и иудейский – Карманов Д. И./Составлена под ред. Η. Н. Тлу–боковского   [Рецензия]//ЦВ. 1907. 1. С. 18–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

30. На первый взгляд здесь имеется в виду то, что события, изложенные в ст. 5–27 успеют произойти до того, когда умрут все современники пророчества. Однако γενε ατη ‘род сей’ имеет по меньшей мере три других значения: 1) человечество в целом; 2) еврейский народ; 3) ученики, христиане. Первые два толкования восходят к блаженному Иерониму; третье — к святителю Иоанну Златоусту и блаженному Феофилакту. По-разному толкуется и τατα πντα ‘все это’: 1) разрушение храма (Бенгель, Лагранж, Тейлор); 2) Страсти и Воскресение (Кульман, Барт, Лайтфут); 3) знамения Конца, о которых говорится в ст. 5–23, ср. τατα в ст. 29. Последнее кажется наиболее вероятным, так как эти знамения не принадлежат отдаленному будущему, а неотделимы от всего периода последних времен, и христианам апостольского века еще предстояло быть их свидетелями. 31. Ср. Пс 101:25–28; Ис 40:6–8; 51:6, где Бог, Его Спасение, Праведность, Слово как нечто незыблемое противопоставляются изменчивому тварному миру. Иисус относит Свои Слова к Божественной стороне этого противопоставления. Иудейская вера утверждала вечность Закона, опираясь на ВЗ (Пс 118:160; Вар 4:1; Прем 18:4); впоследствии то же учение было выражено в апокрифах и в Талмуде (Санхедрин 2:20с). Ср. Мф 5:18, где говорится, что Закон останется неприкосновенным, пока не прейдут небо и земля; в Мк 13:31 утверждается, что слова Иисуса, в отличие от неба и земли, не прейдут. 32. Предположение Бультмана, о том, что стих представляет собой еврейское изречение, к которому христианский редактор прибавил οδ Υς, ε μ Πατρ ‘ни Сын, но только Отец’, совершенно невероятно, так как Церковь не могла создать текст, в котором умалялось всеведение Иисуса. Достоверность логии подтверждается тем, что она изначально вызывала смущение: она отсутствует у Луки, и многие древние авторы опускают ее, цитируя параллельное место у Матфея. Святитель Амвросий Медиоланский необоснованно подозревал в οδ Υς арианскую интерполяцию (О Вере, кн. V, гл. 6). τς μρας κενης ‘дне же том’ — день Парусии: в ВЗ слова “тот день” имеют определенно эсхатологическое значение. Выражение τς ρας ‘или часе’, возможно, передает внезапность и сокрушительную силу события, ср. Откр 18:10. Неведение о Дне Парусии — часть добровольного умаления, которому подвергает Себя Христос ради грешников 48 .

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Ps. 43. 57; De Abr. I 28; ср.: Рим 9. 8-9; Гал 4. 21-31); Каина и Авеля (De Cain I 5), Ефрема и Манассии (De Patr. I 2-4; Expos. Ps. CXVIII. 14. 31-32), Фареса и Зары (Exp. Luc. III 17-29). Следуя ап. Павлу (Рим 7. 1-6), А. отвергает букв. следование закону ВЗ: «Ее [Сарры] служанка есть синагога или та ересь, которая производит рабов, а не свободных» (De Abr. II 78). Из этого вытекает, что Церковь также должна быть мертва для Закона, т. е. должна отказаться от его букв. толкования, если она обрела Евангелие. Так же как и др. отцы Церкви, А. приводит доказательства исполнения ветхозаветных обетований в НЗ: Мелхиседек (Быт 14. 18-20; Евр 7. 1-3) как прообраз Христа (Ep. 63. 49), предсказание о девственном Рождении Иисуса Христа (Ис 7. 14; De Cain I 10; Exp. Luc. II 4-15, 18, 78; VII 10). В царе Давиде, к-рого он считал автором всей Псалтири, А. усматривал пророка, наиболее ясно предвозвещавшего Христа. «В псалмах Иисус не только рождается для нас, но и берет на Себя спасительные телесные страдания, воскресает, возносится на небеса, сидит одесную Отца» (Exp. Ps. 1. 8). Согласно А., ВЗ был закрыт до времени, когда Христос «открыл уста закона, так что призыв к вере достиг всего мира» (De Abr. II 74). Только с этого времени, т. е. только для христиан, ВЗ становится понятным. Ценность ВЗ выражается в трехчастной схеме священной истории, в к-рой ВЗ делится на 2 периода. Уже иудейской апологетике (Филон) был известен аргумент, согласно к-рому языческая философия заимствовала свое учение у Моисея. Христиане же отвергали претензии иудаизма на ВЗ: если иудеи ссылались на Моисея как посредника Торы, то христиане, по А., имеют свидетельства своей веры, к-рые гораздо древнее Моисея. А. подчеркивает это в толковании на Евангелие от Луки, упоминая 2 сыновей Фамари - Фареса и Зару. То, что Фарес прежде показал руку из чрева матери, но первым родился Зара, имеет для А. глубокое значение - для него это символ судьбы народов: один живет по закону, др.- по вере, один по букве, др.- по благодати; благодать в истории засвидетельствована раньше, чем закон, и действовала уже в Иове, Мелхиседеке, Аврааме, Исааке, Иакове, к-рые жили по вере и без закона (Exp. Luc. III 21-22; ср.: Рим 4. 3; Гал 3. 6). «Тайны христиан древнее тайн иудеев, тайны христианские божественнее, чем иудеев» (De Sacr. IV 10). Ветхозаветные патриархи являются, т. о., предшественниками и прообразами христиан (Exp. Luc. III 23).

http://pravenc.ru/text/114346.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010