сост. О.А. Борзова IV. В.Ф. Войно-Ясенецкий – ученый и хирург Вклад В.Ф. Войно-Ясенецкого в науку и медицину Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – хирург, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии I степени 1946 г. за книги «Очерки гнойной хирургии» (2-е издание 1946 г.) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944 г.). Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, сделав свой выбор между живописью и медициной в пользу медицины, в 1903 г. с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета имени Святого князя Владимира. Во время учёбы в университете он успешно применял свои художественные способности в изучении анатомии, серьёзно изучал на трупах различные виды оперативных вмешательств, в совершенстве осваивал правила и особенности наложения на рану повязок любого вида. Ему пророчили блестящее научное будущее в хирургической анатомии, но после выпускных экзаменов он заявил о намерении стать земским врачом: «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом». Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. заведовал хирургическим отделением в эвакуационном госпитале в Чите и получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Некоторые операции были чрезвычайно сложными, но проходили безупречно. Хирургическая практика Валентина Феликсовича была неразрывно связана с его научной деятельностью. Занимаясь научной работой, В.Ф. Войно-Ясенецкий всегда руководствовался желанием облегчить страдания больных и труд врачей. Многие раны на третий-пятый день покрывались гноем, а на медицинском факультете отсутствовало само понятие гнойной хирургии. Кроме того, в тогдашней России не было понятий обезболивания и анестезиологии. Этими проблемами и заинтересовался Валентин Феликсович. Оперативный опыт, полученный В.Ф. Войно-Ясенецким в ходе военных действий, привёл его к выводу, что лучший способ борьбы с нагноением – это проведение больших и глубоких разрезов. Такие операции стали первым шагом к накоплению собственного материала для будущих «Очерков гнойной хирургии».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

сост. О.А. Борзова III. Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого Этапы жизненного пути Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (1877–1961): биографическая справка Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 14 (27) апреля 1877 г. в г. Керчи. Его отец – Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий, потомственный дворянин. Мать – Мария Дмитриевна Кудрина, мещанка по происхождению. Род Войно-Ясенецких известен с VI века, его представители служили при дворе польских и литовских королей. За свои военные заслуги они получили в качестве награды деревню Ясенец, по названию которой стали именоваться Войно-Ясенецкими. Но постепенно род обеднел. Дед Валентина Феликсовича держал мельницу в Сенненском уезде Могилёвской губернии, жил в курной избе и ходил в лаптях. Первым из оскудевшего рода, сумевшим опять встать на ноги и получить образование, стал отец В.Ф. Войно-Ясенецкого. Феликс Станиславович после окончания медицинского факультета Киевского университета открыл свою аптеку в г. Керчи, но владел ею недолго, после чего стал служащим транспортного общества. В семье Войно-Ясенецких было пятеро детей: три мальчика (Валентин, Владимир, Павел) и две девочки (Ольга и Виктория). В конце 1880-х семья Войно-Ясенецких из г. Керчи переехала в г. Киев. С раннего детства у Валентина обнаружились способности к рисованию. В 1896 г. одновременно с гимназией он окончил художественное училище. После окончания гимназии стал перед выбором жизненного пути между медициной и рисованием. Подал документы в Академию художеств в Санкт-Петербурге, но вскоре поменял своё решение и выбрал медицину. Пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошёл. Поступил на юридический факультет, но через год после начала учёбы потерял интерес к юридической науке. Уехал в Германию, в Мюнхен, где брал уроки живописи в частной школе профессора Книрра. Вернувшись в г. Киев, рисовал с натуры обывателей. Наблюдая нищету, бедность, болезни и страдания простолюдинов, принял окончательное решение стать врачом, чтобы приносить пользу обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ 17 мин., 09.05.2017 Содержание Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой… Святитель Лука пока не так широко известен, как патриарх Тихон или преподобномученица великая княгиня Елисавета. Мы предлагаем вниманию читателя наиболее яркие факты его необыкновенной биографии, которой, кажется, вполне хватило бы на несколько жизней. «Я не вправе заниматься тем, что мне нравится» О медицине будущий «святой хирург» никогда не мечтал. Зато с детства мечтал о профессии художника. Окончив Киевскую художественную школу и проучившись некоторое время живописи в Мюнхене, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) вдруг… подает документы на медицинский факультет Киевского университета. «Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», — вспоминал архиепископ Лука. В университете он приводил в изумление студентов и профессоров своим принципиальным пренебрежением к карьере и личным интересам. Уже на втором курсе Валентина прочили в профессоры анатомии (художественные навыки ему тут как раз и пригодились), но после окончания университета этот прирожденный ученый объявил, что будет... земским врачом — занятие самое непрестижное, тяжелое и малоперспективное. Товарищи по курсу недоумевали! А владыка Лука потом признается: «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». «Слепых делает зрячими…»

http://foma.ru/sviatitel-luka-professor-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поезд «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)»: от скальпеля хирурга до космических технологий Беседа с профессором медицины, вице-президентом ОАО «РЖД» по здравоохранению и работе с общественными организациями 17.05.2012 1481 Время на чтение 12 минут О «поликлинике на колесах» «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)», оснащенной спутниковой видеосистемой, рассказывает вице-президент ОАО «РЖД» по здравоохранению и работе с общественными организациями, профессор медицины О.Ю. Атьков 31 мая 2012 года в филиале 3 Главного военного клинического госпиталя им. академика Н.Н. Бурденко МО РФ (г. Железнодорожный Московской области) состоится IV научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки - профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого». Среди приглашенных - вице-президент ОАО «РЖД» Олег Юрьевич Атьков, врач-космонавт, доктор медицинских наук, Герой Советского Союза. Что объединяет его со святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским, хирургом с мировым именем, 135-летие со дня рождения которого отмечалось 9 мая 2012 года? Конечно, Олег Юрьевич категорически против сравнения его со святителем Лукой, который, врачуя тела и души людей, называл себя «скальпелем в Божьих руках», но интересно показать точки соприкосновения в судьбах этих двух людей. Во-первых, они оба родились в России в один и тот же день - 9 мая (по новому стилю), правда, с разницей в 72 года (в 1877 и 1949 гг.). Во-вторых, оба стали врачами, профессорами медицины, вся жизнь которых - яркое свидетельство того, что вера и наука совместимы. Во владыке Луке органично сочетались научное подвижничество и духовное исповедничество, которое восходит к апостольскому служению. Он - автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии и 12 толстых томов проповедей, автобиографии «Я полюбил страдание...», книг «Дух, душа и тело», «Наука и религия». Заслуженный деятель науки РФ О.Ю. Атьков как православный христианин также считает, что наука и религия - это как два крыла, без которых невозможно полноценно ни лечить людей, ни летать в космос, ни заниматься исследовательской или любой другой работой.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я горжусь, что на нашей земле врачевал святитель Лука» Беседа с Евгенией Щукиной 14.06.2021 901 Время на чтение 15 минут 13 мая 2021 года кандидат психологических наук Евгения Щукина на Х Войно-Ясенецких чтениях была награждена Медалью Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого «за большой личный вклад в здравоохранение Архангельской области и многолетний добросовестный труд». Евгения Георгиевна является «Почетным членом Ломоносовского фонда» и председателем Ассоциации «Потомки рода Ломоносовых», ведь она связана родством с младшей сестрой Михаила Васильевича. 30 лет работает психологом. Была создателем психологической службы в Северном государственном медицинском университете (бывшем Архангельском государственном медицинском институте), где работает с 1994 года. В настоящее время доцент кафедры педагогики и психологии СГМУ (ранее кафедра психиатрии и клинической психологии), внештатный клинический психолог Министерства здравоохранения Архангельской области, отличник здравоохранения, постоянный консультант по вопросам психологии на местном телевидении. С 2016 года Евгения Георгиевна возглавляет региональное отделение Общества православных врачей, а с 2016 года — ветеранскую организацию СГМУ. Была автором и координатором проекта «Школа материнской любви». Более десяти лет спасает жизни нерожденных детей, работая с беременными женщинами и их семьями, консультируя население по вопросам взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Активно сотрудничает со специалистами медицинских учреждений, занимаясь предабортным консультированием. СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА В АРХАНГЕЛЬСКЕ Святитель Лука — Евгения Георгиевна, святитель Лука одно время находился в ссылке в Архангельске. Расскажите об этом времени. — Из 12 лет лагерей и ссылок два года Святитель Лука провел в Котласе и Архангельске. У меня есть фотографии городской амбулатории (поликлиники 2) в центре города, где с августа 1931 года профессор медицины вел ежедневный прием как хирург. К сожалению, в 1980-е годы это изумительное здание сгорело. Хирург-епископ получал всего 230 рублей в месяц (больше, чем медсестры, но меньше других врачей). На научные исследования у Святителя Луки не было ни времени, ни сил. Уменьшить нагрузку руководство отказалось в грубой форме. Пока хирург лечился в Ленинг раде от тяжелой болезни, в Архангельске его перевели в крошечную амбулаторию одного из лесозаводов. Считая новую должность несоответствующей его квалификации, Валентин Феликсович решительно отказался от назначения. В итоге ссыльного хирурга перевели на полторы ставки: он вел прием сначала как хирург и отоларинголог, а затем как хирург и окулист, работая с 4:00 до 20:00 с трехчасовым перерывом.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/14/ya_gor...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Кровавый мрак фашизма Слово Святителя Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)   00:24 20.03.2014 517 Помните ли Вы, как плакал Св. пророк Иеремия над гибелью Иерусалима, как изливалась на землю печень его и перевертывалось сердце его? Страшно было горе, которое он оплакивал; и много, много еще было в истории человечества невыразимых страданий и горя; море слез пролили глаза человеческие в длинной цепи веков, перевитой мучениями, омоченной кровью, потоками крови, пролитой Чингиз-ханом и Батыем, Тамерланом, гуннами. Когда читали мы в истории об ужасах этих давних времен, об инквизиции и Варфоломеевской ночи, то содрогалось сердце наше, и думали мы с благодарением Богу: «Какая радость, что мы живем не в эти страшные времена, что глаза наши не видят этого невыносимого!»

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/201...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_44288.html 06 августа 2007 Заявление Московского бюро по правам человека По поводу письма 10 академиков РАН " Политика РПЦ: консолидация или развал страны? " Источник:  http://antirasizm.ru Московское Бюро по правам человека Письмо 10 академиков РАН президенту РФ В.В.Путину под названием " Политика РПЦ: консолидация или развал страны? " вызвало неоднозначную реакцию в обществе – от безоговорочного одобрения до безоговорочного отрицания. Очевидно, это неслучайно, поскольку неоднозначность свойственна и самому обсуждаемому документу. Прежде всего, в нем бросается в глаза глубоко архаичное противопоставление веры и знания, религии и науки, веры и культуры. Между тем опыт истории доказывает, что эти сферы жизни не только не находятся в антагонистических отношениях, но и вполне совместимы. Авторы письма не могут не знать, что Исаак Ньютон, Михайло Ломоносов, Грегор Мендель, Пьер Тейяр де Шарден, Альберт Швейцер, Вернер Гейзенберг, Павел Флоренский, Лука Войно-Ясенецкий и десятки, если не сотни, других ученых мирового класса были священниками, монахами или богословами. Стало быть, синтез веры и знания вполне возможен. Как отмечал отец Александр Мень, " А. Эйнштейн говорит о значении веры для ученого, М. Планк, Н. Бор, Э. Шредингер – о связи науки и религии, А. Эддингтон, Д. Джинс и П. Иордан считают познание мира путем к Богопознанию " . Чтобы не быть голословными, приведем высказывание Альберта Эйнштейна из его статьи " Религия и наука " , где он утверждал, что для ученых немаловажным стимулом была их " глубокая вера в разумное начало мироздания " . И далее: " Знание о том, что есть сокровенная Реальность, которая открывается нам как высшая Мудрость и блистающая Красота, – это знание и это ощущение есть ядро истинной религиозности " . Поэтому, когда академики сочувственно цитируют американского физика С. Вайнберга – " Опыт ученого делает религию совершенно несущественной " , – это звучит не слишком убедительно. Есть другие, еще более крупные ученые, которые стояли и стоят на противоположных позициях. Так, великий генетик Тимофеев-Ресовский или создатель лазеров Чарльз Таунс, как и бесчисленное множество их коллег, – религиозные люди. Вряд ли авторы письма имеют моральное право выступать от имени всей науки.

http://religare.ru/2_44288_1_21.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png О терпении. Неделя Крестопоклонная Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Проповедь в третью неделю Великого поста , Крестопоклонную, 1958 г. В Евангелии от Луки читаем глубоко важное слово Христово: " ...терпением вашим спасайте души ваши " (Лк. 21, 19). О, Господи наш, Господи! Что говоришь Ты!? Неужели так огромно, так безмерно значение добродетели терпения, что она может даже спасать души наши? Если, по слову Христову, так спасительно терпение, то его можно поставить рядом с царицей всех добродетелей – смирением, рядом с кротостью, и надо нам глубоко вдуматься в слово Господне о терпении. Постараемся же по мере нашего слабого ума понять значение слов Христовых. Для этого нам нужно вспомнить, что человек состоит из духа, души и тела, и что все тяжелое в жизни нашей – болезни, скорби житейские, обиды и оскорбления – все переносим мы этим трехчастным естеством нашим – и духом, и душею, и телом. Физические боли, страдания от болезней воспринимаются, нередко в сильнейшей степени, душой и духом нашими. Наш мозг и вся нервная система заведуют всеми нормальными и болезненными процессами в теле нашем, регулируют и координируют их. А дух наш властвует и над душой. В житиях святых мучеников Христовых мы с изумлением читаем, как легко и спокойно переносили они невообразимо страшные мучения и пытки. Это непонятно материалистам, и они считают это баснями, а мы знаем, что дух мучеников, пламеневший безмерной верой во Христа и любовью к Нему, имел огромную власть над телами их и мог могущественно смягчать их страдания. Знаем, что в современной медицине немалую роль играет так называемая психотерапия, т.е. словесное, психическое воздействие на больных, нередко могущественно и благотворно влияющее на течение болезни. Если так велико и благодетельно было воздействие терпения святых на их мучения, то неверие, ропот на Бога, вопли и крики грешных людей только усиливают страдания их. А нам, христианам, когда постигнет нас мучительная болезнь, и прежде всего вспоминаем мы о врачах и лекарствах, не лучше ли первым делом вспомнить о долготерпеливом Господе нашем Иисусе Христе, Которого пророк Исаия называет Мужем скорбей и изведавшим болезни?

http://zavet.ru/a/rss_1301157335.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Был ли Константин Леонтьев патриотом? Философ и Русско-турецкая война 1877-1878 гг. 21.04.2023 986 Время на чтение 8 минут Фото: из открытых источников Философ 19-го века Константин Леонтьев занимает не последнее место среди мыслителей, авторитетнейших у русских православных патриотов. Однако можно ли этого мыслителя самого назвать патриотом? Помню, как в очередной интернет-баталии между патриотами и «небесными гражданами» некий апологет уранополитизма привел в качестве аргумента цитату из К. Леонтьева: «… я не понимаю французов, которые умеют любить всякую Францию и всякой Франции служить… Я желаю, чтобы отчизна моя достойна была моего уважения, и Россию всякую (например, такую, в которой Градовский и Стасюлевич ограничивали бы власть министров) я могу разве по принуждению выносить…». Эта цитата из работы философа «Чем и как либерализм наш вреден?» [ Леонтьев К.Н. Чем и как либерализм наш вреден?] Хотя эта работа и направлена против либералов, данная мысль действительно «бьёт» по патриотам. Если Россию, в которой некие либеральные господа ограничивали бы власть министров, Леонтьев мог выносить лишь по принуждению, то как бы, к примеру, он отнёсся к России советского периода? А вот наши святые, тот же св. Лука (Войно-Ясенецкий), продолжали любить наше отечество, несмотря на коммунистическое правление, и они не рассуждали о том, достойна ли она их уважения. Недавно я натолкнулся на одну статью на некоем «сайте консервативной мысли» под названием «Русская истина». Статья называется « Тоска и севрюга консерватора, или как бы отнесся К.Н. Леонтьев к СВО?». В этой статье автор, некий Рустем Вахитов, выступает против проводимой нашими Вооруженными Силами спецоперации на Украине, и при этом он решил опереться на видного консервативного мыслителя Константина Леонтьева. Сам автор и его статья мне (и думаю, читателю) неинтересны, а вот его приведённые им «выбранные места из переписки» Леонтьева весьма (и неприятно) меня удивили. Эти мысли касаются русско-турецкой войны 1877-78 гг. Сейчас многие проводят аналогии между освободительной войной России против турок в те годы, и нынешней освободительной спецоперацией. Наверное, именно поэтому Рустем Вахитов и решил «положить на лопатки» русских патриотов, процитировав авторитетного в патриотических кругах мыслителя.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/21/by...

Закрыть itemscope itemtype="" > Необходимость возрождения в России духовно-научного творчества 03.12.2009 471 Время на чтение 10 минут 1. Суть проблемы Русь и Россия всегда славились выдающимися творческими личностями и великими произведениями в области науки, техники, искусства, военного дела и других сфер творческой деятельности. Всем известны - М.В. Ломоносов, А.Т. Болотов, А.В. Суворов, Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев, И.А. Ильин, А.С. Попов, И.И. Сикорский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие личности. Результаты их творчества были загадкой и тайной для других народов. Сделанные ими уникальные открытия и достижения объясняются тем, что они владели с Божией помощью высшим духовно-научным творчеством, которое основывалось на простой истине, что Богу известно все обо всем в прошлом, настоящем и будущем . Поэтому творческая личность, верующая в Бога, во время решения задачи или проблемы наряду со своими интеллектуальными усилиями и возможностями молитвенно просит Его о помощи и получает еще из духовного мира идеи, мысли, образы, которые помогают создавать нужные решения более высокого уровня. Духовно-научное творчество связано в основном с созданием наиболее полезных и безвредных для природы, тела, души и духа человека благотворных систем и технологий. Для овладения и успешного применения духовно-научного творчества человеку требуются следующие качества: 1) природные творческие способности; 2) крепкая православная вера, которая во второй половине ХХ века в России стала, к сожалению, редким явлением; 3) многостороннее образование, каким оно было в конце XIX века, с учетом дополнений в конце ХХ века. После 1917 года в России велось искоренение традиционной веры и уничтожение православно верующих людей и воспитывающих их храмов и монастырей. Поэтому сократилось число людей, владеющих духовно-научным творчеством. В настоящее время для преодоления происходящего кризиса и возрождения нашей стране очень нужны личности, подобные Ломоносову и Менделееву, владеющие высшим духовно-научным творчеством.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/04/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010