«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Проповеди Собрание проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Эти проповеди произносились св. Лукой Крымским в годы гонений и естественно ни о какой публикации речи идти не могло. Однако сами прихожане стенографировали проповеди святители и не смотря на огромную опасность, печатали их и распространяли в самиздате. Предисловие История книги, которую вы, дорогой читатель, держите в руках, не похожа на историю большинства книг, издававшихся прежде и издающихся ныне. Ее автор, тогда архиепископ Симферопольский и Крымский, а ныне святитель Лука, не готовил к печати свои проповеди, прочитанные с архиерейской кафедры в 1949–1952 годах. Ведь в годы официального атеизма об издании оригинальных богословских произведений, тем более апологетического (защищающего веру от безбожия) характера опасно было и мечтать. Безоглядным подвигом архиепископа было уже то, что он обращался к своей пастве с таким смелым устным словом Божией правды. Но его благодарные слушатели не могли мириться с тем, что это бесценное слово будет храниться лишь в их сердцах. Они захотели, чтобы оно проникло в души как можно большего числа людей, сквозь тернии, сквозь пространство и время. И Бог дал им такую возможность. Как и при распространении книги святителя Луки «Дух, душа и тело», верующие стали сподвижниками своего любимого архипастыря, осуществив «самиздат». Но в этом случае они не просто размножили написанный текст. Они из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год стенографировали (тогда ведь магнитофон был величайшей редкостью), перепечатывали проповеди на пишущей машинке. И это было рискованно, так как все машинки были зарегистрированы под номерами в НКВД. Они переплетали эти листочки на домашних переплетных станках с такой любовью и таким тщанием, каких никогда не удостаивалось ни одно из официальных изданий ни тех, ни последующих времен. На переплете дошедшего до нас одного из томов такого «самиздата» даже оттиснут святой Крест. И это тоже грозило суровой карой в богоборческие времена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Памяти протоиерея Виктора Шиповальникова Протоиерей Виктор Шиповальников 27 декабря 2007 года отошел ко Господу один из старейших и уважаемых клириков Русской Православной Церкви, усердный служитель у Престола Божьего протоиерей Виктор Шиповальников. Отец Виктор родился 28 января (ст.ст.) 1915 г . в г. Архангельске, в благочестивой христианской семье. Отец — Шиповальников Георгий Алексеевич, моряк-механик, умер в 1938 г., мать — домашняя хозяйка, погибла в блокаду в Ленинграде в 1942 г. В 1930 г . окончил в г. Архангельске школу 2-й ступени. По 1936 г. получал высшее техническое образование, окончив ВТУЗ в г. Ленинграде. Одновременно работал на заводе «Марти» мастером и инженером. С малых лет Виктор полюбил храм и богослужение, с 7 лет начал прислуживать в алтаре. Архангельский край при советской власти был превращен в место всесоюзной ссылки. На всю жизнь юный Виктор запомнил, как в алтаре церкви св. Иоанна Рыльского ему доводилось прислуживать ссыльным архиереям. В 20-е, 30-е годы архангельскую ссылку прошли митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Иларион (Троицкий), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)… Промысл Божий готовил исповеднический путь и юному Виктору. По окончании школы Виктор уезжает учиться в Ленинград, где в 1936 г. заканчивает Ленинградский техникум холодильной промышленности. В Ленинграде он знакомится с митрополитом Николаем (Ярушевичем), в то время епископом Петергофским. С группой верующих молодых людей Виктор посещает его богослужения, бывает у владыки дома, обращается за советом, как к духовному отцу. В 1939 г . Виктора призывают в армию. В 1941-м война застала его в Кишиневе. Вместе с отступающими частями Советской армии Виктор оказался в оккупированной Одессе. Чудом ему удалось бежать из плена. Дорога, по которой пленных вели в лагеря, проходила мимо кладбищенской церкви. Виктор перекрестился и прыгнул в канаву. Конвой ничего не заметил. Когда опасность миновала, Виктор дошел до храма, где его спрятали жившие при церкви монахини. Хозяевами в Одессе стали румыны. Они начали открывать церкви, организовали в Одессе двухгодичную семинарию. В 1941 г . Виктор поступил в Одесскую духовную семинарию, которую в 1943 г. успешно окончил. В том же году Виктор вступил в брак с девицей Марией Борисовной Александровой: в то время она училась на дирижерско-хоровом отделении Одесского музыкального училища, пела в хоре известного церковного дирижера профессора Пигрова, выпускника Придворной певческой капеллы. Венчание совершил священник Федор Флоря. Матушка Мария на протяжении всего многотрудного священнического пути отца Виктора была ему верной спутницей и помощницей.

http://pravoslavie.ru/5060.html

поиск:   разделы   рассылка Трехлетнее приключение в тюрьме Источник:  Пресс-служба Свято-Петровского братства Протоиерей Павел Адельгейм, лично знавший многих исповедников веры и сам пострадавший за веру от советской власти, встретился 9 февраля 2010 года с жителями Санкт-Петербурга в музее А.А. Ахматовой. Многие неизвестные прежде фрагменты биографии, например, рассказ о. Павла о том, как он нашел во внутренней тюрьме КГБ среди конфиската Святые Дары, которыми он мог причащаться в течение всего срока пребывания в лагере, вызвали массу вопросов и живой отклик среди пришедших – на встрече присутствовало более 150-ти человек. Такой же интерес вызвал рассказ об особой связи о. Павла с А.А. Ахматовой – не имея реального повода для обвинения, власти додумались обвинить о. Павла в том, что обнаруженные у него перепечатки " антисоветских " произведений М.Волошина, А.А Ахматовой, А.И. Солженицына и других, он только приписывает известным советским поэтам и писателям, а на самом деле написал их все сам. Сама встреча, организованная Свято-Петровским малым православным братством, называлась " Господа " ташкентцы " . История ссыльного духовенства " . С одной стороны она была приурочена к музейной выставке " Азийский дом " , название которой цитирует строчку из стихотворения Анны Ахматовой, воспринявшей Ташкент времен эвакуации как второй дом для себя. С другой стороны, именно там начал свое священническое служение о. Павел и встретил там многих новомучеников и исповедников российских, память которых православная церковь отмечала 7 февраля. О. Павел рассказал о том, что в советское время в Средней Азии возникла совершенно особая микрокультура. Туда было сослано очень много людей из Ленинграда, Москвы, из других городов России: не только духовенство, но интеллигенция и крестьянство, сохранившие церковные традиции. Там жили митр. Арсений (Стадницкий), один из трех кандидатов на патриарший престол в 1917 г., и еще один участник Поместного собора 1917-18 гг., четырежды сидевший в советское время митр. Никандр (Феноменов); будущий митр. Гурий (Егоров), один из основателей и руководителей Санкт-Петербургского Александро-Невского братства, и свт. Лука (Войно-Ясенецкий), дважды возглавлявший ташкентскую кафедру. Среди многочисленных священников и мирян встречались последователи свв. Алексея и Сергия Мечевых, св. Иоанна Кронштадтского, те, кто хорошо знал митр. Вениамина (Казанского) и др.

http://religare.ru/2_72903.html

Приложение Слово в Неделю шестую по Пятидесятнице Вот принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: «Прощаются тебе грехи твои» ( Лк. 5:18–19 ). Что за удивительное событие! Что за дерзновение! Ведь когда они разбирали кровлю, то на головы всех, в том числе и Господа Иисуса Христа, сыпались глина и пыль. Любой другой человек на Его месте, конечно бы, возмутился, но Господь не произнес ни одного слова укора. Вместо этого Он воздал им величайшее благодеяние, исцелив несчастного и простив ему грехи. Смотрите, как действовали эти люди. Ведь они в буквальном смысле слова шли к Господу напролом, не задумываясь над тем, что затевают совершенно небывалое дело, ибо сердца их горели горячей верой в Великого Чудотворца. Так и произошло. И в других случаях Господь исцелял больных по вере их, не раз одобрял великое дерзновение, с которым приступали к Нему нуждающиеся в Его помощи. Вспомните о язычнице-хананеянке. Когда мимо нее проходил Господь Иисус Христос, она пала перед Ним на колени и умоляла: «Господи, дочь моя жестоко беснуется, исцели ее». Но Он не отвечал ей ни слова ( Мф. 15:22–23 ). Она неотступно следовала за Ним и просьба ее становилась все усерднее. В конце концов апостолы сказали Господу: «Отпусти ее» ( Мф. 15:23 ). Но Господь ответил: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить его псам?» Она сказала: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» ( Мф. 15:27 ). Господь был удивлен необычайной глубиной ее веры, любви и надежды и ответил ей: «О женщина! Велика вера твоя. Да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее ( Мф. 15:28 ). Мы всегда должны приступать к Богу с великим дерзновением. В молитве мы должны быть подобны хананеянке, с неотступной верой ожидающей получения просимого. Мы должны быть подобны маленькому ребенку, который с протянутыми ручонками всем существом своим тянется к матери, ожидая помощи. Мы должны быть подобны несчастному бедняку, погибающему от голода, который пришел искать сострадания у человека, известного своим милосердием.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Проповеди на евангельские темы И воссиял над миром свет Христов Слово на Евангелие от Матфея, гл. 4, стих 16 Пришел Иисус Христос к жителям страны Заиорданской, к жителям земли Невфалимовой и Завулоновой, бывшим в то время язычниками, и «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» ( Мф. 4:16 ). Эти слова относятся и к вам, ибо много лет были вы лишены богослужения, Таинств Христовых, не слышали проповеди Евангелия, церковного пения и молитв. Выросло уже новое поколение молодых людей, которые совсем не знают Христа, и которым никто не проповедовал веры христианской, Его учения. И эти несчастные дети подобны народу, населявшему страну Завулонову и сидевшему во «тьме и тени смертной». И воссиял над ними свет Его, когда милостью Божией открылись храмы, ибо Господь наш Иисус Христос есть единственный и истинный свет. Так говорит о Нем святой Иоанн Богослов в первой главе своего великого Евангелия, которую читают один раз в году на Пасхальной утрене: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1:4–5 ). Ныне к вам, как к древним христианам, можно обратиться словами апостола Павла: «Вы были некогда тьма, а теперь» – «свет в Господе; поступайте, как чада света» ( Еф. 5:8 ). Только в свете Христовом можем мы пройти наш земной путь. Источники света бывают разные – яркие, как солнце, луна и звезды; слабые, как коптящая свеча или лампа; малые искры, светящиеся слабым светом. Но все же это свет, все же это благословение от Бога. Всякий малый свет угоден Богу, и таким малым светом может светить каждый из вас в окружающей тьме. Своей добротой, своей лаской и приветливостью, своим милосердием, святой любовью своей и благочестием вы можете и должны светить в этом мире, ибо вы – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). Так высоко ценит вас святой апостол Петр. Не нужно быть ученым проповедником, обладающим красноречием, нужно иметь сердце, озаренное светом Христовым. Всякая простая старушка, ничему не учившаяся, может быть ярким светильником Божиим, если в ее сердце горит свет кротости, любви и смирения, если она любит всех окружающих и старается всем, чем может, помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

прот. Константин Буфеев Часть I. Чарльз Дарвин и дарвинизм Дарвиново учение ложное в самых основах его. Н.Я. Данилевский с. 82] Дарвинизм противоречит Библии , но он представляет собой не науку, а лишь мнение учёных, противоречащее научно установленным фактам. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) с. 44] Глава 1. «Знамение пререкаемо» Чарльз Дарвин (Charles Darwin) воспринимается большинством современных людей как учёный-натуралист, который совершил переворот в естествознании. Многие, по наивности, со школьной скамьи убеждены в том, будто он «объяснил» происхождение всех растительных и животных видов, включая человека (Homo Sapiens). Дарвиновская «теория биологической эволюции» изложена в двух его главных трактатах: «О происхождении видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» 1859 г. и «Происхождение человека и половой отбор» 1871 г., а также в ряде других работ. Как только это революционное учение было обнародовано, о нём немедленно заговорила мipobaя общественность. Книги Дарвина ещё при жизни автора были переведены на многие языки (включая русский) и раскупались огромными тиражами. Суждение о дарвинизме высказывали не только учёные-естествоиспытатели, но также философы, социально-политические деятели и богословы. Редкий случай: термин «дарвинизм» сразу вошёл в обиход с подачи современников автора – его английского конкурента Альфреда Уоллеса (Alfred Wallace) и русского естествоиспытателя Николая Яковлевича Данилевского. Отметим, что однозначного признания теории как «объективной» и «научно доказанной» не было никогда. Для получения подобного статуса в самой «теории» просто не хватает содержательных аргументов. Это признавал и сам Дарвин. В предисловии к своему трактату он написал: «Я очень хорошо осознаю, что нет почти ни одного положения в этой книге по отношению к которому нельзя было бы предъявить фактов, приводящих, по-видимому, к заключениям, противоположным моим» с. 22]. Этим «закон эволюции» Дарвина отличается не только от всех законов физических, но и от биологических – таких, как открытия его современников Луи Пастера и Грегора Менделя.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Глава 17. Рождество Христово (7 января) Ночь тиха. По тверди зыбкой… Афанасий Фет Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних, – Вот пропели петухи – И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик. Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник, – И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран: С ней несут цари Востока Злато, смирну и ливан. То были времена чудес… Лев Мей То были времена чудес, Сбывалися слова пророка: Сходили ангелы с небес, Звезда катилась от Востока, Мир искупленья ожидал – И в бедных яслях Вифлеема, Под песнь хвалебную Эдема, Младенец дивный воссиял, И загремел по Палестине Глас вопиющего в пустыне… Объяснение праздника. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Святая, Богом благословенная ночь опустилась над Вифлеемом. Спали мирным сном жители Вифлеема и народ, пришедший на перепись. Дремали пастухи вифлеемские у спящих стад своих, звезды небесные мерцали тихим светом, – как всегда, а между тем такой ночи не было никогда и никогда не будет от создания мира, ибо в вертепе, в загоне для скота, Пречистая Дева Мария родила нам Господа нашего Иисуса Христа. Внезапно тьма ночная рассеялась, и воссиял свет ярче всякого света. Свет, который рассеял всю ночную тьму. И вдруг предстал перед пастырями ангел Господень, «и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился нам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога, и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк. 2:9-14 ). Так отметил Сам Господь эту великую ночь, ночь Рождества Христова. А люди ничего не знали о том, что совершилось величайшее из всех событий в истории рода человеческого. Узнали только пастыри и побежали, побежали туда, куда указал им ангел, и поклонились первые родившемуся Спасителю.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Разделы портала «Азбука веры» ( 95  голосов:  4.2 из  5) Наши сны Третью часть своей жизни человек проводит во сне, и не надоедает. Это всё, наверное, оттого, что спать интересно. Вот спросите любого: «поспать-то, небось, любишь? Что, и сны видишь? Цветные? А интересненькое что-нибудь вспомнить можешь»? И получите увлекательного собеседника, разговор с которым может уйти в бесконечность. Во снах бывает, такого насмотришься, до чего ни одно воспаленное сознание наяву не додумается. Откуда весь этот видеоряд событий, который постоянно прокручивается в наших головах? Человек творческий на снах может даже, и подзаработать, вспомните хотя бы Франсиско Гойю с его каприччос. А сюжеты современных фильмов из серии фэнтези, скорее всего и берутся из сонных видений повреждённого разума. А может не только разума? Вспомните, что свт. Лука Войно-Ясенецкий писал о сердце. Он помещал в сердце центр духовного сознания. Безусловно, что-то в наших снах рождается памятью и физиологией, но многие факты дают основание полагать, что во время снов, наш дух может входить в некую сродную ему область, или же эта область может входить в контакт с нашим духом. О снах существует множество гипотез. Над ними работают и врачи, причём не только психиатры. Пытаются объяснить те или иные видения болезнями определённых органов. Область снов — это и предмет интереса оккультистов: гадалок, экстрасенсов и прочих. А как нам, людям верующим, относится ко снам? Ведь не станешь же опровергать тот факт, что существуют «вещие» сны. Даже в Библии через сны указывалась воля Бога, что тому же Египетскому фараону, что царю Навуходоносору, и именно святые люди толковали Его волю земным владыкам. Или как пройти мимо таких примеров. Двое родных братьев похоронили мать. Молодые ребята, отца у них уже не было, а мать умерла внезапно и далеко от них. Приехав к нам из Москвы, они застали её уже в агонии. И вот на сороковой день они находят меня и просят отслужить панихиду по матери. Пока мы ехали на кладбище, они рассказали, что на двадцатый день по её кончине, оба брата в одну и ту же ночь видели во сне мать, которая и сказала им такие слова: «Сыночки, я не успела с вами попрощаться. Вы не думайте, что я мертва, и ничего о вас уже не узнаю, я жива. И даже очень жива. Вот мой вам наказ: вас только двое, берегите друг друга, помогайте друг другу, и ни в коем случае не ссорьтесь, особенно при дележе наследства». Кстати, в ряде мест до сегодняшнего дня, существует традиция поминовения усопших ещё и на двадцатый день.

http://azbyka.ru/fiction/vozljubi-blizhn...

Разделы портала «Азбука веры» Валерий Николаевич Лялин " decoding="" title="" Валерий Николаевич Лялин (1928–2010) родился в семье студентов, провёл своё детство в Иваново-Вознесенске, где его воспитывали бабушка и дедушка. Юность писателя прошла в урагане войны 1941–45 гг. В результате ранения он потерял ногу, а после войны пережил тяжёлый духовный кризис. Прийти к христианской вере ему помог святитель Лука (Войно-Ясенецкий) , подаривший ему Библию и наставивший на путь Христов . Окончив медицинский институт, Валерий Лялин работал сельским врачом в Крыму, в Закарпатье и в Грузии, где окормлялся у старцев монахов – выходцев из знаменитой Глинской пустыни , а также общался с монахами-пустынниками из Абхазии. Вернувшись в Петербург, был благословлён в псаломщики и клиросные певчии архиепископом Тихвинском Мелитоном. Писал православную прозу и сотрудничал с «Православным радио Санкт-Петербурга». Его рассказы отличаются тем ценным опытом духовной жизни, который обретался автором в непростые десятилетия богоотступничества и преследования верующих людей. Возвращаясь мысленно в прошлое, я вижу себя юным, но больным и изнуренным тяжелыми годами военного лихолетья. Была поздняя пора 1946 года. С моря дули холодные штормовые ветры, срывавшие с тополей последнюю листву. Моросящий дождь и туманная дымка говорили о том, что теплые солнечные денечки уже отошли надолго. Походив по мокрому прибрежному песку и устав от тяжких глухих ударов морского прибоя, я направился в город, центр которого находился на высоком холме. Чтобы сократить путь, я пошел через старое заброшенное кладбище, где хоронили приезжих чахоточных страдальцев, искавших у моря исцеления. Одна черная надгробная плита привлекла мое внимание странной надписью. Начиналась она таким обращением: «Комья земли!..» После этого изливалась тоскующая душа матери, похоронившей здесь своего сына. С тех пор прошло более полувека, но в моей памяти все еще стоит этот вопль: «Комья земли!..» Кладбище, моросящий дождь и крикливое кружение чаек…

http://azbyka.ru/way/moj-put-ko-hristu/

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Книга из серии «Истина и целомудрие» под названием «Что необходимо знать каждой матери» может быть настоящей помощницей для молодой мамы. Она даст достойные ответы на неизбежно возникающие вопросы о том, как правильно ответить ребёнку на интересующие его «взрослые» темы, как самой пережить период «трудного возраста» у своего чада, каким святым помолиться в трудную минуту. Предисловие О воспитании детей — Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Блюдите, да не презрите единого от малых сих ( Мф.18:10 ). Помните ли вы эти слова Христовы, думали ли вы, что они относятся прямо и непосредственно к вам? Разве мало у вас этих малых сих, которых надлежит вам блюсти? Разве мало у вас сыновей, дочерей, от которых вы льете горькие слезы? Разве мало развратных дочерей ваших и сыновей — воров и хулиганов? Много, много вы льете слез над ними. Отчего же это? Оттого, что не помните этих слов Христовых:  Блюдите, да не презрите единого от малых сих. Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам. А молитва ваша остается бесплодной. Почему же бесплодной? Потому что нельзя на Бога возлагать своих собственных обязанностей, потому что вы сами должны были заботиться о детях, о детях ваших и воспитывать их, а не ждать, что за вашим нерадением за вас исполнит это Бог. Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную. Во веки веков благословение Божие на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии. Скажите, что будет с несчастной дочерью вашей, которая в юности предается разврату и потом выйдет замуж и родит детей? Будет ли благословение Божие на ней и на всей ее семье? Нет. Нет. Это вырастет неблагочестивый богопротивный род.

http://azbyka.ru/deti/chto-neobhodimo-zn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010