Марк Поповский Скачать epub pdf Послесловие Одно из самых тайных и страстных желаний человеческих – во что бы то ни стало сохранить себя в памяти следующих поколений. В надежде спастись от забвения короли и вожди приказывали хоронить себя в величественных мавзолеях. Для той же цели богачи совершают многомиллионные пожертвования на строительство госпиталей, университетов, домов для бедных. Дарители не сомневаются: на стенах тех построек будут выбиты их имена. Поэты, писатели, мыслители оставляют после себя целые библиотеки сочинений, которые опять-таки, как им кажется, не дадут их именам исчезнуть из памяти народной. Может показаться, что тщеславие – всего лишь забавная черта человеческого характера, но страсть эта совсем не так безобидна. Она не раз уже толкала наиболее горячих на отчаянные поступки. Логика железная: погибну, но останусь в истории… Время, однако, распоряжается людской славой отнюдь не так, как мы планируем. Шумная прижизненная известность то и дело завершается полным забвением вчерашних знаменитостей. Но случается и по-другому. Человек, чье имя при жизни было ведомо лишь узкому кругу, после смерти начинает привлекать все большее внимание следующих поколений. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, профессор хирургии и архиепископ Русской Православной Церкви – один из тех, чья слава возрастает тем стремительнее, чем дальше отодвигается время кончины. Владыка Лука умер в разгар хрущевского правления. Поклонник кукурузы и ненавистник современного искусства, Никита Сергеевич прославился также своими жестокими гонениями на Церковь и вообще на любое проявление религиозных чувств у граждан СССР. Известно, что он превратил в склады и просто разрушил не менее 10 тысяч храмов. Летом 1961 г. советские газеты не посмели и заикнуться о кончине Войно-Ясенецкого. От приказного забвения владыку не спасла даже его Сталинская премия, превратившаяся, правда, к этому времени в Государственную. Подчеркнуто антирелигиозный характер власти сохранился и при Брежневе. В следующие 25 лет лишь «Журнал Московской Патриархии» мог позволить себе упоминать о профессоре-епископе. Да и то не часто. Солженицын в III–IV тома «Архипелага ГУЛаг» заметил, что в тех случаях, когда студенты-медики спрашивали своих профессоров, где можно хоть что-то узнать об авторе «Гнойной хирургии», в ответ слышали: «О нем нет никакой литературы».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Православие в Конго В Браззавиле, столице бывшего французского Конго, Православие появилось в 1983 году, когда туда приехал бежавший от политических репрессий Флорибер Чизибу. Именно ему выпала честь просвещать республику и стать первым ее православным священником. Вскоре была построена первая часовня из фанеры. В 1996 году молитвами священника Максима Умба конголезская сборная по футболу одолела сборную ЮАР. Благодарный префект подарил отцу Максиму участок земли в центре города, однако из-за нехватки средств строительство церкви не было начато. В 2004 году в Конго приехал афонский монах-миссионер, архитектор по образованию Теолог (Хризантокопулос) . Он спроектировал храм св. Димитрия Солунского и лично ездил в Европу за пожертвованиями. Со временем появились приходы в Долизи, Нкаи, Браззавиле. В Пуэнт-Нуаре старую фанерную часовню перестроили в каменную церковь с колокольней. В 2007 году Конго впервые посетил Александрийский Патриарх Феодор II. Ныне в Конго учреждена новая епархия. Первым ее архиереем стал епископ Браззавильский и Габонский Пантелеимон. Фото: orthodox-congo.com Подписи и комментарии к фотографиям: Светлана Хмелева Помощь Православной Церкви в Конго В данный момент в Конго строятся многочисленные православные храмы, часовни, больницы. Вы можете помочь в завершении строительства церкви святой Фотинии и клиники в честь святого Луки (Войно-Ясенецкого): EGLISE ORTHODOXE DU CONGO IBAN: CG 39 30013 02000 37107049649/22 BANQUE COMMERCIALE INTERNATIONALE SWIFT: BCBPCG CG XXX CORRESPONDANT: NATIXIS BANQUES POPULAIRES PARIS SWIFT: NATXFRPPXXX Комментарии читателей 2014-11-01 15:42 лжхо : Наталье ,а миссионеры на что! 2013-11-01 14:48 Алексий Родионов : Наталье: греки не очень-то знают русских православных святых, но святитель Лука (Войно-Ясенецкий) является исключением. 2013-03-28 19:33 Наталия : Я не могу успокоиться: " и клиники в честь святого Луки (Войно-Ясенецкого) " . Где Конго, а где Крым? Откуда в Конго могут знать про святого Луку Крымского?! 2013-02-22

http://pravoslavie.ru/foto/image11727.ht...

сост. О.А. Борзова II. Хронограф жизни и деятельности Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого 1877 г., 27 апреля – рождение в г. Керчи. 1889 г. – переезд в г. Киев. 1889 – 1895 гг. – учёба во второй Киевской гимназии. 1890–1895 гг. – учёба в Киевской художественной школе. 1893–1897 гг. – участие в выставках передвижников в Киевской художественной школе. 1896г. – поступление в Академию художеств (Санкт-Петербург) и переход на юридический факультет Киевского университета. 1897г. – учёба в художественной школе профессора Книрра (г. Мюнхен). 1898 – 1903 гг. – обучение на медицинском факультете Киевского университета имени Святого князя Владимира. 1904–1905 гг. – участие в русско-японской войне в качестве военного хирурга в Киевском лазарете Красного Креста. 1905г. – брак с Анной Васильевной Ланской. 1905–1906 гг. – служение земским врачом в г. Ардатове Симбирской губернии. 1906–1908 гг. – работа главным врачом больницы в с. Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. 1907г. – рождение сына Михаила. 1908г. – рождение дочери Елены. 1908 г. – первые научные статьи по вопросам обезболивания в журнале «Хирургия» и «Врачебная газета». 1908–1909 гг. – поступление в экстернатуру, работа врачом-экстерном в клинике госпитальной хирургии медицинского факультета Императорского московского университета, под руководством профессоров П. И. Дьяконова и Ф. А. Рейна. 1909г. – выступление на заседании Тамбовского физико-медицинского общества с докладом «Регионарная анестезия в практике земского врача». Избрание почётным членом-корреспондентом Тамбовского физико­-медицинского общества. 1909–1910 гг. – работа главным врачом больницы в с. Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии. 1910–1917 гг. – работа главным врачом городской уездной больницы Переславль-Залесского уезда Московской губернии. 1911г. – рождение сына Алексея. 1911 г., 22 декабря – участие во II съезде Российских хирургов в Москве. 1914г. – рождение сына Валентина. 1914–1917 гг. – работа хирургом в эвакуационном госпитале.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Распад семьи приводит к деградации общества и распаду государства...» Беседа с пастырем и врачом 14.10.2015 1076 Время на чтение 13 минут Ровно 8 лет назад, 12 октября 2007 года, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил деятельность общероссийской общественной организации «Общество православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского» (ОПВР). Одним из участников учредительной конференции, посвященной созданию ОПВР, которая 29-30 сентября 2007 года состоялась в Белгороде в рамках I Всероссийского съезд а православных врачей, стал протоиерей Сергий Филимонов - настоятель храма Державной иконы Божией Матери, член Исполкома Общества православных врачей России (ОПВР), кандидат богословия, доктор медицинских наук, профессор СПбГПМУ и Первого СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, практикующий лор-хирург высшей категории, главный редактор журнала «Церковь и медицина». По его словам, святитель Лука помогает врачам не падать духом, не поддаваться унынию, видя, что в современной российской медицине происходят большие деструктивные явления. 15 лет назад, 14 августа 2000 года, Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в Москве в Храме Христа Спасителя 13-16 августа, определил: «Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания» святителя Луку. - Отец Сергий, поздравляю в Вашем лице всех православных врачей с восьмилетием со дня создания ОПВР. А когда и с какой целью было создано Общество православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), ставшее региональным отделением Российского Общества православных врачей ? - Оно было создано вследствие снижения духовного и нравственного уровня современной отечественной медицины, разобщенности медицинских работников, исповедующих православную веру, из-за низкого уровня душевного и христианского сострадания к лицам, нуждающимся в медицинской помощи, активизации и широкого распространения экстрасенсорики, магических и прочих оккультных техник воздействия на население.

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/15/...

Киселёвка. Церковь Луки (Войно-Ясенецкого). Бывшая Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Первоначально храм в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Киселевка заложен в 1893 г. и освящен 11 октября 1900 г. (по н.ст.). Закрыт в середине 30-х годов 20-го века. Возобновлен с переименованием в честь свт. Луки Крымского в 2014 г. в память о воссоединении Крыма с Россией. Сайт: лука-крымский.рф Храм в с. Киселевка был заложен 1893 г. тщанием местных помещиков Ушаковых, и освящен в 1900 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. Господам Ушаковым пришла благая мысль построить в Киселевке небольшую каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, день празднования которой почитался крестьянами д. Киселевки и прежде. В 1893 г. было испрошено разрешение и благословение Преосвященного Варсонофия на построение храма. Было приготовлено все необходимое для постройки, и 23 августа (по старому стилю) в присутствии господ Ушаковых и всех прихожан д. Киселевки, священником с. Осоки на месте будущего храма был отслужен молебен и произведена закладка. День был солнечный, и прихожане были в радостном настроении от светлых надежд иметь свой храм, что и выразили словами, с которыми обратились по окончании молебна к господам Ушаковым: они искренне благодарили их за начало доброго дела. Священник со своей стороны тоже обратился в господам Ушаковым с речью, в которой поблагодарил их за то доброе и вместе с тем трудное дело, которое они приняли на себя. Крестьянам он говорил, чтобы они усердно посещали свой будущий храм, заботились и об отпадших своих братьях – раскольниках, по силе возможности содействуя их обращению к православной церкви, а также помогали постройке церкви и вечно молили Бога о своих благодетелях – строителях храма. Строительство храма сначала шло быстро: в один год храм построен вчерне, а на другое лето было поднятие креста; но внутренняя отделка затянулась на пять лет, пока наконец в 1899 г. не было испрошено разрешение Преосвященного Никандра на освящение храма.

http://sobory.ru/article/?object=38992

Марк Поповский Скачать epub pdf Том второй Глава пятая. Исповедую хирургию (1933–1937) «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?». Из Послания апостола Иакова (Гл. 2, 14) «Бросалась в глаза его глубочайшая эрудиция и блестящая техника оперативная. На вскрытиях в больнице присутствовало всегда много врачей и Валентин Феликсович пользовался каждым случаем, чтобы научить хирургов тем или иным тонкостям оперативной хирургии, хирургической диагностики. В обращении он был прост, но держался с величайшим достоинством человека и мастера хирургии… О нем говорили, что он УЧЕНЫЙ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ». Профессор Г. Н. Терехов, анатом. Письмо из Ташкента, 7.3.1968 г. Вторую свою ссылку Лука считал легкой. А как же иначе? В постановлении ГПУ сказано было: Северный край. А он, Северный край, ой, как велик! Могли бы сослать в Ухту, отправить в Инту, загнать в Воркуту. В народных легендах местом второй ссылки Войно-Ясенецкого называют чаще всего Соловки. Тоже местечко памятное! В 20-х – 30-х годах на Соловецких островах в Белом море сложили головы многие епископы, священники и просто верующие миряне и среди тысяч безвестных знаменитый математик, архитектор и философ-богослов о. Павел Флоренский . Епископу Луке действительно повезло. Его оставили в Архангельске, даже позволили заниматься медициной: профессор получил разрешение принимать больных в амбулатории. Голодно? Так после коллективизации по всей России голодно. Холодно? На то и Северный край. В теплые края в тридцатых уже не ссылали. Квартиру добрые люди нашли ему в доме пожилой женщины Веры Михайловны Вальневой. Это был один из тех ветхих деревянных домишек с громоздкой русской печью и тесовыми в щелях перегородками, в каких обитало большинство архангельских жителей. Комната-келья с одним крошечным оконцем Луке понравилась. Стол, стул, железная кровать, в углу – икона. Чего еще желать? В холодных сенях – рукомойник. Там же кадка с колодезной водой. Уборная во дворе. Уж не взыщите…

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Епископ Ялтинский Нестор ЖМП 3 март 2010 /  12 апреля 2021 г. 17:30 Епископ Ялтинский Нестор: «Святитель Лука шел навстречу своим страхам» На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает церковный историк, соавтор-составитель сборника «Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов. 1946–1961».  PDF-bepcuя.   — Ваше Преосвященство, ваше служение неразрывно связано с Крымским полуостровом. Знали ли что-то в обществе об архиепископе Луке (Войно-Ясенецком) на излете советской эпохи, помнили ли его церковные люди? — Первую книгу об этом человеке, систематизирующую его жизнь и труды, написал светский историк Марк Покровский. Он был диссидентом, впоследствии эмигрировал на Запад. Я читал эту работу еще в самиздате. В стене забвения архиепископа Луки она, конечно, проделала изрядную брешь, но не была лишена изъянов. Верующие же люди, особенно в Крыму, владыку Луку, разумеется, помнили, ведь он пребывал на кафедре полтора десятка лет. Но свидетельства эти передавались из уст в уста и понемногу приобретали характер легенд. — Вы подробно изучали биографию святителя, работали с громадным корпусом сопутствовавших его жизни архивных документов. Что поразило вас больше всего? — Я видел его первое уголовное дело — среднеазиатское. Там очень много... человеческого! Например, в череде допросов присутствует момент, когда после колоссального давления на подследственного и, видимо, после избиений он отвечает: «Да, хорошо, завтра я дам показания о своей контрреволюционной деятельности». Допрос на этом завершается, заключенного возвращают в камеру. Далее происходит непонятное: ровно двадцать дней ни одного допроса, через три недели дело передают другому следователю — и святитель твердо заявляет ему: никаких показаний, от своих прежних слов отказываюсь, потому что они были произнесены под давлением. Тут рождается святитель Лука, которого мы знаем: четкий, ясный, точно знающий собственные права и готовый сражаться за свое исповедание и за каждый сантиметр своего внутреннего пространства.

http://e-vestnik.ru/history/episkop_yalt...

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Фото из архива М.Д.Прозоровской ЖМП 6 июнь 2016 /  10 июня 2016 г. 14:50 Жизнь по евангельскому времени В Москву из Симферополя, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в Донской монастырь принесены мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. В Москве святыня будет находиться до 22 мая. Два года назад в «Журнале Московской Патриархии» было опубликовано интервью с близкой родственницей святителя Луки, Майей Дмитриевной Прозоровской (здравству.щей и сегодня, на днях ей исполнилось 88 лет), которое до сих пор не потеряло своей актуальности. Предлагаем его вашему вниманию. Шнурки для ботинок — Майя Дмитриевна, какое у вас самое яркое впечатление осталось о святителе Луке? — Владыка пригласил нас с мамой в Крым в 1946 году, после его перевода с Тамбовской кафедры. Когда мы приехали к нему под вечер, он стоял у письменного стола, а за его спиной было окно, и его освящали лучи заходящего солнца... Такой красивый, высокий, статный, с белоснежными волосами и легкой кружевной бородой. Сколько уже  лет прошло с того момента, но эта встреча до сих пор остается самым ярким впечатлением. На многих фотографиях святитель Лука выглядит строгим, даже суровым, поэтому сложился стереотип, что таким он был и в жизни. Да, наверное, в отношении к своим обязанностям, в своем главном служении так и было. Но в моей памяти осталась картинка, когда на даче в Алуште он сидит на веранде, увитой виноградом, в белом подряснике — весь светлый, благостный. Вот таким он и был для нас. Незабываемое впечатление оставили в памяти и его службы в храме. Запомнилось, что он очень любил цветы. И не пышные букеты, а анютины глазки, ландыши, незабудки. Говорил мне: «Марусенька (имя Майя не признавал), посмотри: цветы — это же Божьи создания. Какая тонкость, какая красота в них». И мне так греет душу, что возле музея святителя в Троицком монастыре посажены скромные цветы, которые как будто специально для него так красиво цветут. Он с большой теплотой и нежностью относился к детям. У нас есть книга, подаренная моему сыну, где святитель написал: «Правнуку моему Володе, пока еще Чижику».

http://e-vestnik.ru/church/svyatitel_luk...

История нашей страны знает множество людей, послуживших ее становлению, возвеличивая ее как святую Русь. Но где она, святая Русь? И можем ли мы назвать так современную Россию? Вопрос непростой, но ответ на него, как видится, лежит вне физических законов и исторических рамок. Святая Русь - это вневременное устроение. Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских.И среди них мы видим величественную фигуру святителя Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого; 1877-1961) - ученого с мировым именем, профессора хирургии и топографической анатомии, одного из основателей регионарной анестезии и гнойной хирургии.В течение многих лет Валентин Феликсович работал земским врачом в самых разных частях России - от юга родины до самых крайних точек на севере страны. В самый разгар антирелигиозной пропаганды профессор, главный врач большой больницы города Ташкента, хирург принимает священный сан. «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом мое сердце громко кричало: “Не могу молчать!“. И я чувствовал, что мой долг - защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому»,- вспоминает он.В 1923 году отец Валентин (Войно-Ясенецкий) принял монашеский постриг с именем Лука и был рукоположен во епископа. В сане епископа за исповедание православной веры прошел тернистый путь лагерей, принимал участие в Великой Отечественной войне, в 1946 году возведен в сан архиепископа, награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. За выдающиеся научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях крупных суставов» был награжден Сталинской премией I степени, а за участие в Великой Отечественной войне медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Практически до последних дней святитель Лука сочетал епископское служение с хирургической практикой. В 1995 году он был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви, в 1999 году - к лику святых Красноярской епархии. В 2000 году - к лику святых Русской Православной Церкви. Детство и юность

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1223...

«Разработку Луки продолжаем…» Основу сборника «Разработку Луки продолжаем…» составляют недавно рассекреченные документы — докладные записки сотрудников МГБ СССР и информационно-отчетные доклады уполномоченных по делам РПЦ при Совете министров СССР по Крымской области о деятельности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого, 1877–1961) на Крымской кафедре (1946–1961). Пристальный и недоброжелательный контроль со стороны власти за каждым поступком и словом святителя ныне стал документальной летописью его исповеднических трудов по просвещению народа Божия учением Христовым, противостояния воинствующему безбожию и свидетельством непоколебимой веры в Промысл Божий. ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, родился в Керчи 27 апреля 1877 года и отошел ко Господу 11 июня 1961 года в Симферополе, в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, на 85-м году своей многострадальной подвижнической жизни. 15 лет служения архипастыря на Крымской кафедре (1946–1961) совпали с новыми гонениями на Церковь. Представители власти еще сохраняли веру в возможность построения коммунизма и предпринимали очередные попытки «показать последнего попа». Сравнительно ровные (как известно, преследование Церкви никогда не прекращалось) государственно-церковные отношения первого послевоенного десятилетия стали обостряться и вылились в жестокие, изощренные гонения. Практиковалась массовая селекция духовенства, вмешательство в богослужебную практику, попрание канонических принципов жизни и т.д. Контроль за церковной жизнью достиг своего апогея. Святитель Лука, как выдающийся архипастырь, с присущими его личности силой и волей, стал на защиту интересов Церкви. Увы, именно этот период жизни не нашел отражения в его автобиографии: «В мае 1946 года я был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Студенческая молодежь отправилась встречать меня на вокзал с цветами, но встреча не удалась, так как я прилетел на самолете. Это было 26 мая 1946 года».

http://pravoslavie.ru/46606.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010