сост. О.А. Борзова IV. В.Ф. Войно-Ясенецкий – ученый и хирург Вклад В.Ф. Войно-Ясенецкого в науку и медицину Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – хирург, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии I степени 1946 г. за книги «Очерки гнойной хирургии» (2-е издание 1946 г.) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944 г.). Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, сделав свой выбор между живописью и медициной в пользу медицины, в 1903 г. с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета имени Святого князя Владимира. Во время учёбы в университете он успешно применял свои художественные способности в изучении анатомии, серьёзно изучал на трупах различные виды оперативных вмешательств, в совершенстве осваивал правила и особенности наложения на рану повязок любого вида. Ему пророчили блестящее научное будущее в хирургической анатомии, но после выпускных экзаменов он заявил о намерении стать земским врачом: «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом». Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. заведовал хирургическим отделением в эвакуационном госпитале в Чите и получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Некоторые операции были чрезвычайно сложными, но проходили безупречно. Хирургическая практика Валентина Феликсовича была неразрывно связана с его научной деятельностью. Занимаясь научной работой, В.Ф. Войно-Ясенецкий всегда руководствовался желанием облегчить страдания больных и труд врачей. Многие раны на третий-пятый день покрывались гноем, а на медицинском факультете отсутствовало само понятие гнойной хирургии. Кроме того, в тогдашней России не было понятий обезболивания и анестезиологии. Этими проблемами и заинтересовался Валентин Феликсович. Оперативный опыт, полученный В.Ф. Войно-Ясенецким в ходе военных действий, привёл его к выводу, что лучший способ борьбы с нагноением – это проведение больших и глубоких разрезов. Такие операции стали первым шагом к накоплению собственного материала для будущих «Очерков гнойной хирургии».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

сост. О.А. Борзова III. Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого Этапы жизненного пути Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (1877–1961): биографическая справка Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 14 (27) апреля 1877 г. в г. Керчи. Его отец – Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий, потомственный дворянин. Мать – Мария Дмитриевна Кудрина, мещанка по происхождению. Род Войно-Ясенецких известен с VI века, его представители служили при дворе польских и литовских королей. За свои военные заслуги они получили в качестве награды деревню Ясенец, по названию которой стали именоваться Войно-Ясенецкими. Но постепенно род обеднел. Дед Валентина Феликсовича держал мельницу в Сенненском уезде Могилёвской губернии, жил в курной избе и ходил в лаптях. Первым из оскудевшего рода, сумевшим опять встать на ноги и получить образование, стал отец В.Ф. Войно-Ясенецкого. Феликс Станиславович после окончания медицинского факультета Киевского университета открыл свою аптеку в г. Керчи, но владел ею недолго, после чего стал служащим транспортного общества. В семье Войно-Ясенецких было пятеро детей: три мальчика (Валентин, Владимир, Павел) и две девочки (Ольга и Виктория). В конце 1880-х семья Войно-Ясенецких из г. Керчи переехала в г. Киев. С раннего детства у Валентина обнаружились способности к рисованию. В 1896 г. одновременно с гимназией он окончил художественное училище. После окончания гимназии стал перед выбором жизненного пути между медициной и рисованием. Подал документы в Академию художеств в Санкт-Петербурге, но вскоре поменял своё решение и выбрал медицину. Пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошёл. Поступил на юридический факультет, но через год после начала учёбы потерял интерес к юридической науке. Уехал в Германию, в Мюнхен, где брал уроки живописи в частной школе профессора Книрра. Вернувшись в г. Киев, рисовал с натуры обывателей. Наблюдая нищету, бедность, болезни и страдания простолюдинов, принял окончательное решение стать врачом, чтобы приносить пользу обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Рубрики Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ 17 мин., 09.05.2017 Поделиться Содержание Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой… Святитель Лука пока не так широко известен, как патриарх Тихон или преподобномученица великая княгиня Елисавета. Мы предлагаем вниманию читателя наиболее яркие факты его необыкновенной биографии, которой, кажется, вполне хватило бы на несколько жизней. «Я не вправе заниматься тем, что мне нравится» О медицине будущий «святой хирург» никогда не мечтал. Зато с детства мечтал о профессии художника. Окончив Киевскую художественную школу и проучившись некоторое время живописи в Мюнхене, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) вдруг… подает документы на медицинский факультет Киевского университета. «Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», — вспоминал архиепископ Лука. В университете он приводил в изумление студентов и профессоров своим принципиальным пренебрежением к карьере и личным интересам. Уже на втором курсе Валентина прочили в профессоры анатомии (художественные навыки ему тут как раз и пригодились), но после окончания университета этот прирожденный ученый объявил, что будет... земским врачом — занятие самое непрестижное, тяжелое и малоперспективное. Товарищи по курсу недоумевали! А владыка Лука потом признается: «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». «Слепых делает зрячими…»

http://foma.ru/sviatitel-luka-professor-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Поезд «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)»: от скальпеля хирурга до космических технологий Беседа с профессором медицины, вице-президентом ОАО «РЖД» по здравоохранению и работе с общественными организациями 17.05.2012 1475 Время на чтение 12 минут О «поликлинике на колесах» «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)», оснащенной спутниковой видеосистемой, рассказывает вице-президент ОАО «РЖД» по здравоохранению и работе с общественными организациями, профессор медицины О.Ю. Атьков 31 мая 2012 года в филиале 3 Главного военного клинического госпиталя им. академика Н.Н. Бурденко МО РФ (г. Железнодорожный Московской области) состоится IV научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки - профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого». Среди приглашенных - вице-президент ОАО «РЖД» Олег Юрьевич Атьков, врач-космонавт, доктор медицинских наук, Герой Советского Союза. Что объединяет его со святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским, хирургом с мировым именем, 135-летие со дня рождения которого отмечалось 9 мая 2012 года? Конечно, Олег Юрьевич категорически против сравнения его со святителем Лукой, который, врачуя тела и души людей, называл себя «скальпелем в Божьих руках», но интересно показать точки соприкосновения в судьбах этих двух людей. Во-первых, они оба родились в России в один и тот же день - 9 мая (по новому стилю), правда, с разницей в 72 года (в 1877 и 1949 гг.). Во-вторых, оба стали врачами, профессорами медицины, вся жизнь которых - яркое свидетельство того, что вера и наука совместимы. Во владыке Луке органично сочетались научное подвижничество и духовное исповедничество, которое восходит к апостольскому служению. Он - автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии и 12 толстых томов проповедей, автобиографии «Я полюбил страдание...», книг «Дух, душа и тело», «Наука и религия». Заслуженный деятель науки РФ О.Ю. Атьков как православный христианин также считает, что наука и религия - это как два крыла, без которых невозможно полноценно ни лечить людей, ни летать в космос, ни заниматься исследовательской или любой другой работой.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/18/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о казни нацистских военных преступников 08.06.2022 1921 Время на чтение 18 минут Источник: Благодатный Огонь   Среди сдавшихся в плен нацистов из (да и ВСУ-шников тоже) немало тех, кто совершил тяжкие военные преступления. Их, безусловно, ждет трибунал, как в Нюрнберге. До того, как «героические защитники Азовстальской крепости» решились сдаться, были попытки избежать героической гибели или позорного плена через процедуру  Extraction  в третьи страны. Боевики обращались даже к папе римскому. Чем мог повлиять на ситуацию понтифик, большинству православных христиан совершенно неясно, да и неинтересна его позиция. Гораздо интереснее для нас  « Обращение к президенту России В. В. Путину предстоятеля УПЦ блаженнейшего митрополита Онуфрия » . Там было сказано: « ...  надеемся, что Вы по-христиански согласитесь на процедуру Extraction для украинского гарнизона в Мариуполе и дадите возможность находящимся в окружении гражданским лицам, полицейским, пограничникам и военным выйти на контролируемую Украиной территорию либо на территорию третьих стран. Многие страны сочтут за честь взять посредничество в этой операции. Прошу Вас выбрать любую из них во Имя Воскресшего Христа » . К слову, никаких мирных жителей, о которых упомянул митр. Онуфрий, в «Азовстали» уже на той момент не было. Державшие их в заложниках их все же выпустили, очевидно, уже предусматривая для себя вариант сдачи. Странное дело, в плену у наших – тысячи простых украинских солдат, в большинстве не замаранных военными преступлениями, но спасти решили именно явных нацистов. Неизвестно, что побудило митрополита Онуфрия выступить с таким обращением. Может быть (и даже скорее всего), его заставили, но так ли иначе те, кто знает о преступлениях нацистов из никак не согласятся со словами владыки. В связи с этим уместно вспомнить то, что в свое время думал об участи нацистских военных преступников  святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

http://ruskline.ru/opp/2022/06/08/svyati...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Я горжусь, что на нашей земле врачевал святитель Лука» Беседа с Евгенией Щукиной 14.06.2021 901 Время на чтение 15 минут 13 мая 2021 года кандидат психологических наук Евгения Щукина на Х Войно-Ясенецких чтениях была награждена Медалью Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого «за большой личный вклад в здравоохранение Архангельской области и многолетний добросовестный труд». Евгения Георгиевна является «Почетным членом Ломоносовского фонда» и председателем Ассоциации «Потомки рода Ломоносовых», ведь она связана родством с младшей сестрой Михаила Васильевича. 30 лет работает психологом. Была создателем психологической службы в Северном государственном медицинском университете (бывшем Архангельском государственном медицинском институте), где работает с 1994 года. В настоящее время доцент кафедры педагогики и психологии СГМУ (ранее кафедра психиатрии и клинической психологии), внештатный клинический психолог Министерства здравоохранения Архангельской области, отличник здравоохранения, постоянный консультант по вопросам психологии на местном телевидении. С 2016 года Евгения Георгиевна возглавляет региональное отделение Общества православных врачей, а с 2016 года — ветеранскую организацию СГМУ. Была автором и координатором проекта «Школа материнской любви». Более десяти лет спасает жизни нерожденных детей, работая с беременными женщинами и их семьями, консультируя население по вопросам взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Активно сотрудничает со специалистами медицинских учреждений, занимаясь предабортным консультированием. СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА В АРХАНГЕЛЬСКЕ Святитель Лука — Евгения Георгиевна, святитель Лука одно время находился в ссылке в Архангельске. Расскажите об этом времени. — Из 12 лет лагерей и ссылок два года Святитель Лука провел в Котласе и Архангельске. У меня есть фотографии городской амбулатории (поликлиники 2) в центре города, где с августа 1931 года профессор медицины вел ежедневный прием как хирург. К сожалению, в 1980-е годы это изумительное здание сгорело. Хирург-епископ получал всего 230 рублей в месяц (больше, чем медсестры, но меньше других врачей). На научные исследования у Святителя Луки не было ни времени, ни сил. Уменьшить нагрузку руководство отказалось в грубой форме. Пока хирург лечился в Ленинг раде от тяжелой болезни, в Архангельске его перевели в крошечную амбулаторию одного из лесозаводов. Считая новую должность несоответствующей его квалификации, Валентин Феликсович решительно отказался от назначения. В итоге ссыльного хирурга перевели на полторы ставки: он вел прием сначала как хирург и отоларинголог, а затем как хирург и окулист, работая с 4:00 до 20:00 с трехчасовым перерывом.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/14/ya_gor...

4 .         Заявитель: ООО «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист святому мученику Трифону» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Акафист святому мученику Трифону». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р23-247-3569. 5 .         Заявитель: ООО «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Псалтирь преподобного Ефрема Сирина» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Псалтирь преподобного Ефрема Сирина». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р23-247-3570. 6 .         Заявитель: ИП Токарев В. А. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета календаря «Афонский цветослов. Святогорские чудеса, жития, поучения, пророчества. Православный календарь на 2024 год/сост. Н. Макаревский» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Афонский цветослов. Святогорские чудеса, жития, поучения, пророчества. Православный календарь на 2024 год/сост. Н. Макаревский». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р23-247-3571. 7 .         Заявитель: ИП Токарев В. А. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета календаря «Крымский чудотворец. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Православный календарь на 2024 год/сост. Н. Макаревский» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании календаря «Крымский чудотворец. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Православный календарь на 2024 год/сост. Н. Макаревский».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Духовный вирус токсичнее телесного 2. Обращение из СИЗО к директору ФСИН России 30.05.2020 1608 Время на чтение 62 минут 1 часть Более шестидесяти лет прошло с тех пор, как в миру хирург, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии I степени 1946 года за свои блестящие два научных труда по оперативной хирургии, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, в православном мире больше известный как архиепископ Симферопольский и Крымский, ещё точнее – святитель Лука Войно-Ясенецкий, 24-25 мая 1995 года причисленный к сонму местночтимых святых, в августе 2000 года – к лику святых новомученников и исповедников российских, написал два серьёзнейших научно-богословских трактата «Наука и религия» и «Дух, душа и тело». Во втором, книге «Дух, душа и тело», вступительной её части он пишет: “Человек в соответствии с Православием состоит из трех сфер: духа, души и тела. Тело – это то, что роднит человека со всей природой, душа – с животным миром, и только дух – специфическое отличие человека. Дух бессмертен и предшествует появлению человека на свет. Дух грубый и жестокий уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создает отражающие его грубые, отталкивающие формы. Дух чистый и кроткий творит себе полное красоты и нежности жилище. С работой духа связан процесс познания. Наши органы чувств дают лишь слабо выраженную неглубокую картину внешнего мира. Более глубокое познание возможно лишь благодаря духу, причем чем выше духовность человека, тем ярче выражена его способность внешнего познания. Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть, как мы говорим, люди – скоты, люди – трава, есть и люди – ангелы. Первые мало отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка”. К сожалению, как-то так получается в наши дни, что именно в погонах встречается всё больше людей-скотов. О полярности мира духовного нет смысла особо разъяснять – если есть Свет, то будет и Тьма, на Добро не все отвечают Добром, и Зло нередко продолжает торжествовать на нашей грешной земле. Так было, так есть и так будет всегда. Только законы земные исполнялись в разные времена по-разному. Называя Россию правовым государством сегодня, не грешат ли власть имущие против Истины? Пусть задумаются ещё раз они и их помощники, заместители, многотысячная армия клерков, где порой понятия духа, души являются чем-то для них сродни фантастической истории, которой нет никакого подтверждения. С годами и к ним, когда приходят боль от потерь близких и родных, страшные трагедии в семьях, придут мысли об этом. Значит, пока время не наступило…

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/30/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Так существует ли противоречие между наукой и религией? (комментарий в цифрах и фактах) Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский ДУХ, ДУША, ТЕЛО Живо слово Божие и действенно, и острейшее паче всякого меча обоюдоострого, и приходящее даже до разделения души же и духа, членов и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным. (Евр.4,12) И всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранимся. (1 Фессал. 5, 23) 1. КАКИЕ ВЫВОДЫ МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Наши рассуждения о соотношениях между телом, душой и духом начнем издалека. До конца XIX века система точных наук поражала ясностью и точностью всего, о чем они трактуют. До недавнего времени царила безусловная вера в основные догматы науки, и только немногие избранные умы видели трещины в величественном здании классического естествознания. И вот великие научные открытия в самом конце прошлого и в начале нынешнего столетия неожиданно расшатали самые устои этого здания и заставили пересмотреть основные идеи физики и механики. Принципы, которые казались имеющими самую достоверную математическую базу, оспариваются теперь учеными. Книги, подобные глубокому сочинению Анри Пуанкаре " Наука и гипотеза " , дают доказательства этому на каждой странице. Этот знаменитый математик показал, что даже математика живет множеством гипотез и условностей. Один из наиболее выдающихся его коллег по институту математики Эмиль Пикер в одной из своих работ показывает, насколько бессвязны принципы классической механики этой основной науки, претендующей формулировать общие законы Вселенной. Эрнст Мах в своей " Истории механики " высказывает аналогичное мнение " " Основы механики, по видимому, наиболее простые, на самом деле чрезвычайно сложны; они базируются на опытах неосуществленных или даже неосуществимых, и ни в коем случае не могут быть рассматриваемы как математические истины " . Физик Люсьен Пуанкаре пишет: " Не осталось больше великих теорий, всеми признанных, относительно которых существовало бы еще единодушное согласие исследователей; известная анархия царит в области естественных наук, ни один закон не представляется подлинно необходимым. Мы присутствуем при ломке старых понятий, а не при завершении научного труда. Идеи, казавшиеся предшественникам наиболее солидно обоснованными, подвергаются пересмотру. Теперь отказываются от мысли, что все явления могут быть объяснены механически. Самые основы механики оспариваются; новые факты расшатывают веру в абсолютное значение законов, которые считались основными " .

http://sedmitza.ru/text/395571.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Был ли Константин Леонтьев патриотом? Философ и Русско-турецкая война 1877-1878 гг. 21.04.2023 982 Время на чтение 8 минут Фото: из открытых источников Философ 19-го века Константин Леонтьев занимает не последнее место среди мыслителей, авторитетнейших у русских православных патриотов. Однако можно ли этого мыслителя самого назвать патриотом? Помню, как в очередной интернет-баталии между патриотами и «небесными гражданами» некий апологет уранополитизма привел в качестве аргумента цитату из К. Леонтьева: «… я не понимаю французов, которые умеют любить всякую Францию и всякой Франции служить… Я желаю, чтобы отчизна моя достойна была моего уважения, и Россию всякую (например, такую, в которой Градовский и Стасюлевич ограничивали бы власть министров) я могу разве по принуждению выносить…». Эта цитата из работы философа «Чем и как либерализм наш вреден?» [ Леонтьев К.Н. Чем и как либерализм наш вреден?] Хотя эта работа и направлена против либералов, данная мысль действительно «бьёт» по патриотам. Если Россию, в которой некие либеральные господа ограничивали бы власть министров, Леонтьев мог выносить лишь по принуждению, то как бы, к примеру, он отнёсся к России советского периода? А вот наши святые, тот же св. Лука (Войно-Ясенецкий), продолжали любить наше отечество, несмотря на коммунистическое правление, и они не рассуждали о том, достойна ли она их уважения. Недавно я натолкнулся на одну статью на некоем «сайте консервативной мысли» под названием «Русская истина». Статья называется « Тоска и севрюга консерватора, или как бы отнесся К.Н. Леонтьев к СВО?». В этой статье автор, некий Рустем Вахитов, выступает против проводимой нашими Вооруженными Силами спецоперации на Украине, и при этом он решил опереться на видного консервативного мыслителя Константина Леонтьева. Сам автор и его статья мне (и думаю, читателю) неинтересны, а вот его приведённые им «выбранные места из переписки» Леонтьева весьма (и неприятно) меня удивили.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/21/by...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010