Патриарх Кирилл: Со смирением принимаю и любовь, и ненависть Именно Патриарх всегда является главной целью и мишенью тех, кто, борясь с Церковью, со словом Божиим, с посланием Самого Спасителя, обрушивает на нее свои удары. 21 ноября, 2013 Именно Патриарх всегда является главной целью и мишенью тех, кто, борясь с Церковью, со словом Божиим, с посланием Самого Спасителя, обрушивает на нее свои удары. 20 ноября 2013 года, в день своего рождения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Матушки игумении! Дорогие отцы, братия и сестры! Обычно я не праздную торжественно день своего рождения. И даже став Патриархом, первые годы совершал в этот день богослужение в крестовом храме. Но затем, под сильным влиянием и даже давлением окружающих меня людей, согласился на то, чтобы в этот день служить в Храме Христа Спасителя, поскольку есть люди, которые хотели бы прийти и по-человечески поздравить. Поэтому с полным смирением совершая сегодня Божественную литургию и сознавая, что речь идет, конечно, о личном дне, я одновременно благодарил Бога за всех вас, мои дорогие, кто сегодня вместе со мной молился, служил, кто вместе со мной возносил молитвы ко Господу. Потому что всякий раз, когда мы вместе молимся и причащаемся Святой Чаши, мы соединяемся друг с другом во единое Духа Святого Причастие. И эта внутренняя сила, которая соединяет нас в момент святой Евхаристии, помогает далее уже и в обычной жизни, часто в очень непростых условиях чувствовать и сознавать поддержку друг друга и, опираясь на людей, духовно и по убеждениям близких, совершать то, что приходится совершать мне в качестве Патриарха. Сегодня у нас были два удивительных чтения, которые попадают на этот день. Конечно, каждый раз это разные чтения. Апостольское чтение (Кол. 3:17-4:1) рисует нам замечательную картину гармонии людей, живущих христианской жизнью. Апостол говорит о том, как жены должны любить своих мужей, как мужья должны любить и заботиться о своих женах, как дети должны слушаться родителей и как родители не должны досаждать своим детям. И кажется, если бы так все выстраивалось в жизни, какой был бы мир, покой, и радость, как бы люди укрепляли друг друга своей любовью, своей поддержкой! Но ведь этого не происходит во многих случаях. И Евангельское чтение (Лк. 12:48-59) будто идет вразрез с апостольским чтением. И Господь говорит о том, что люди разделены, в том числе разделены и через Его в мир Пришествие. И Он говорит об этих разделениях между мужем и женой, между родителями и детьми.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-so-smi...

Патриаршее служение в храме святой мученицы Татианы в Люблино. Фото: Олег Варов/foto.patriarchia.ru О богатстве Когда богатый юноша не сумел пойти за Спасителем, Господь произнес обжигающие разум слова: «Трудно богатому войти в Царствие Божие». А почему? А потому что богатство расширяет возможности для удовлетворения человеческих потребностей. У богатого нет никаких ограничений – материальных, внешних, – чтобы делать все, что захочется. Но мы знаем: то, что хочет человек, движимый желанием плоти своей, является по большей части греховным. И Господь повелевает нам не делать то, что хочется, особенно когда денег много. Так происходит эта коллизия: столкновение материальных ценностей, увлечения этими ценностями, с заповедью Божией. Не все выдерживают это столкновение так, чтобы душу свою спасти, – нередко люди отдают свою жизнь мамоне, то есть удовлетворению своих материальных потребностей без всяких ограничений – настолько, насколько денег хватает. Богатство повышает планку требований к человеку со стороны Бога: кому много дано, с того много и спросится Богатство повышает планку требований к человеку со стороны Бога: кому много дано, с того много и спросится (см.: Лк. 12: 48). И речь идет не только о способностях человека или о власти, которую он получает, но и о богатстве. Если тебе много дано, с тебя Господь много и спросит. И для того чтобы обратить богатство не в погибель, а в спасение, нужен подвиг – подвиг самоограничения, подвиг внутренней аскезы, которая приводит к такому состоянию, когда человек умом своим может регулировать свои потребности, не впадая в крайности и не уподобляясь животному, которое ест до тех пор, пока есть корм. Одному из наших новомучеников и исповедников принадлежат замечательные слова: «Богатство – это то, что помогает жить, но что не может быть смыслом жизни». Осознание того, что богатство, обладание материальными ценностями не может быть смыслом жизни, сегодня является вызовом для очень многих людей, которые, обретая богатство, теряют чувство меры, теряют критическое отношение к своим собственным желаниям и потребностям и попадают в этот плен. И не само по себе богатство греховно, а то, как человек богатство использует.

http://pravoslavie.ru/117997.html

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Почему наш Господь лично каждому человеку на земле не поведает о Своём существовании и не наставит читать евангелие и следовать ему? Почему наш Господь лично каждому человеку на земле не поведает о Своём существовании и не наставит читать евангелие и следовать ему? Может быть не самому лично, а через Ангелов Хранителей, но чтобы каждый лично осознал, что Бог есть. Ответ, что: " Бог дает свободу выбора человека: верить или не верить " , я считаю не совсем корректным. Потому что, чем больше человек образован и чем больше у него развито логическое мышление, тем меньше вероятность, что он поверит в Бога и наоборот, чем меньше человек образован, тем проще ему прийти к Богу. Также у человека родившегося в истинной православной семье гораздо больше шансов узнать о Боге по сравнению с человеком родившемся в семье туземцев-язычников в диких джунглях. Я уверен, что в случае личного обращения божественных сил к человеку хотя бы раз в жизни большинство людей последует за Богом и это будет истинная и равная для всех свобода выбора: либо следовать за Богом, и обрести Царствие Небесное, либо следовать за сатаной и быть обреченным на погибель. Влас. Отвечает священник Филипп Парфенов: Дорогой Влас! Вы рассуждаете о Боге, так сказать, «со своей колокольни», которая, уж имейте это в виду, весьма невысокая. А вот проживёте, к примеру, ещё лет 10-15, и мудрости побольше будет, и категоричных вопросов меньше будете задавать! ;) Допустите хоть на минуточку, что Богу как-то виднее всё же, чем любому из нас, как поведать людям о Своем существовании! И Он лучше знает нас, чем мы самих себя. И к каждому из нас у Него свой особый подход, поскольку все мы разные! Достаточно отметить, что ваше утверждение — чем больше человек образован и чем больше у него развито логическое мышление, тем меньше вероятность, что он поверит в Бога и наоборот, чем меньше человек образован, тем проще ему прийти к Богу – весьма спорное и ничем не обоснованное. Хотя тут еще надо уточнить, что понимать под самим приходом к Богу: если в церковной среде у нас нередко встречаются люди с невысоким образованием, и лицам с солидным интеллектуальным багажом, действительно, трудно бывает хорошо чувствовать себя в этой среде, то это еще не значит, что учёным и интеллектуалам труднее придти к Богу в принципе. Просто здесь Бог и церковное сообщество – не одно и то же. Что касается шансов на спасение и всего остального: в Евангелии Иисусом замечено, что кому дано больше, с тех и спросится больше, а кому изначально дано было мало или вообще не было дано, с тех как можно вообще что-то спрашивать? «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48).

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pochemu-n...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Андрею (Тарасову), епископу Острогожскому, викарию Воронежской епархии 18 сентября 2011 г. 14:00 18 сентября 2011 года за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Андрея (Тарасова) во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии . По окончании богослужения Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Андрей! Премудрым промыслом Бога и Спасителя мира Иисуса Христа ты ныне стал архиереем, получил благодать Всесвятого Духа, снизшедшую на тебя через возложение рук архипастырей. Твоя хиротония совершилась у честных мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского и священномученика Петра (Зверева) — архипастырей, своей жизнью и смертью засвидетельствовавших преданность Православию. Пусть же их духовное водительство всегда сопровождает тебя во всех твоих делах и начинаниях. Стремись подражать им во всем, более же всего в ревности о Церкви Божией, на благо которой ты трудился много лет в разных местах и на разных поприщах. Тебе довелось служить на Алтае, исполнять обязанности секретаря сначала Барнаульской, а затем и Воронежской епархий, нести послушание настоятеля этого величественного собора. Теперь тебе предстоит продолжать начатое с еще большим усердием и ревностью о славе Божией, в соответствии с твоим новым саном и положением. Всегда содержи в памяти слова архиерейской присяги, произнесенные тобой сегодня в присутствии православного народа. Пребывай в послушании Священноначалию. Цени опыт старших собратьев-сослужителей. Проявляй уважение и сыновнее почтение к правящему архипастырю, под началом которого ты приобрел опыт административный и, что может быть самое важное, опыт духовной жизни и церковного служения. Помни, что полученный тобою ныне дар означает и огромную ответственность перед Богом и Церковью за врученное тебе достояние: «от всякого, кому дано много, много и спросится, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Эти слова Господа имеют прямое отношение к каждому архиерею, кого Бог возносит на высокую свещницу, но с кого и взыскивает больше, чем с любого другого человека.

http://patriarchia.ru/db/text/1626305.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Павлу, епископу Сарапульскому и Можгинскому 6 ноября 2022 г. 15:25 6 ноября 2022 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, за Божественной литургией в храме равноапостольного князя Владимира в подмосковной Балашихе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию  архимандрита Павла (Белокрылова) во епископа Сарапульского и Можгинского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Павла на служение. Преосвященный епископ Павел! Днесь свершилась о тебе воля Божия, святая и совершенная. По дивному Промыслу Господь призвал тебя к трудам на архипастырском поприще. Прежде чем отправишься ты в указанный тебе Господом удел, выслушай со вниманием мое напутствие, которое по древней традиции преподается каждому новопоставленному архиерею тем, кто возглавлял его хиротонию. Славны и досточудны дары Духа, ниспосланные в епископском рукоположении. Велико и ответственно служение, врученное Создателем, ибо тебе вверяется самое важное, самое сокровенное и самое драгоценное — души человеческие, искупленные Кровью Самого Христа Спасителя. Но сколь бы высоким ни было епископское служение, тот, кто его совершает, не должен забывать евангельское предостережение, и я напомню тебе это предостережение, а ты умом и сердцем его прими: «Кому много вверено, с того больше и взыщут» (Лк. 12:48). И все то, что могло быть взыскано с тебя, когда ты был священником, лишь малая часть того, что взыщется с тебя как с предстоятеля Церкви — местной Церкви, главы епархии. Берегись, чтобы сердце твое, взойдя на сию завидную и опасную высоту , как называет епископство святитель Григорий Богослов (Слово 42), не отягчилось привычкой повелевать и властвовать, ибо тогда оно утратит спасительный страх Божий, а служение превратится в неразумное администрирование. Вместе с возложенным на рамена твои омофором ты воспринял сегодня не только славу и честь, принадлежащие архиерейскому сану, но и тяжелый крест. В первую очередь именно крест, ибо епископство – это воистину крестный подвиг, если совершается искренне, от всего сердца, без мысли о самом себе, но с мыслью о спасении паствы. Тот самый крест, через претерпение которого в пасомых изобразится Христос (см. Гал. 4:19).

http://patriarchia.ru/db/text/5974341.ht...

Слово Феофана при в Кизильського 28 жовтня 2011 р. 18:45 28 октября 2011 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феофана (Кима) во епископа Кызыльского и Тывинского. При наречении архимандрит Феофан обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, глубокочтимый Святейший Владыка и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Изволением Божиим, избранием Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви призываюсь я, недостойный, к «почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14) — служению в сане епископа. В смущении и трепете предстою я сегодня перед вами, святители Христовы, сознавая свои немощи, и страшусь огромной ответственности перед Богом, потому что «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Моему мысленному взору представляется образ Пастыреначальника Христа, Который говорит о Себе: «Я есмь Пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Я вспоминаю святых апостолов, которые «для всех сделались всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22), а также подвижников, многие из которых избегали этого служения, страшась его высоты. Как дерзну я, грешный и недостойный, встать в один ряд с великими святителями и вами, богомудрые архипастыри? Пытаясь осмыслить свое призвание к архиерейскому служению, могу лишь повторить за святым апостолом Павлом: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). Привожу себе на память и другие слова апостола языков: «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4). Сделав однажды свой выбор послужить Богу и Церкви в монашеском чине, с момента своего пострига я пребываю в послушании Церковному Священноначалию, и нынешнее свое избрание, искать которого не дерзал даже в мыслях, принимаю как волю Божию обо мне, послушание которой я должен проявить.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1659172...

Смирение есть основа и сущность христианства. Божия Матерь весьма любит смиренных. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери Архиепископ Серафим (Соболев) Икона Божией Матери Казанская «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Флп. 2:5-9). Спасительно нам знать, мои возлюбленные о Христе чада, почему Святая Церковь во дни Богородичных праздников обращает наше внимание за Литургией на эти апостольские слова, в которых говорится о превознесении Богом Отцом Своего Божественного Сына ради Его неизреченного смирения. Потому что и Пречистую Божию Матерь Господь превознес и даровал Ей имя, т.е. такую великую славу, которой не дал никому из созданных Им разумных существ. Недаром Православная Церковь ублажает Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Но славу сию Божия Матерь получила за то, что в великом смирении Своем Она уподобилась Самому Спасителю. Эта истина засвидетельствована Ею в словах, которые Пречистая Божия Матерь сказала праведной Елисавете: «Яко призре на смирение рабы Своея» (Лк. 1:48). Спрашивается, какой же следует отсюда для нас, возлюбленные, спасительный вывод? Мы с вами также призваны к великой небесной славе Царства Христова, к его вечному райскому блаженству. «Отче… хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне… прежде основания мира» (Ин. 17:24), сказал Господь в Своей Первосвященнической молитве. Но путь к этому нашему превознесению, к нашей будущей небесной славе, тот же самый, которым прошел Господь, которым шли Пречистая Его Матерь и все святые. Это путь узкий, скорбный и тернистый, путь смирения Христова. Поэтому, если мы хотим идти по своему божественному предназначению, то должно осуществлять слова ап. Павла, сказавшего «последуйте смиренным» (Рим. 12:16), т.е. мы должны подражать смиренным, должны иметь это смирение. В нем заключается основа и вся сущность христианства по учению преп. Макария Египетского. Оно есть наше возрождение, обновление и спасение. Только за него Господь дарует нам Свою спасительную благодать, ибо Ему угодно было возвестить через Свое Откровение: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6, ср.: 1 Петр. 5:5, Притч. 3:34).

http://pravoslavie.ru/49500.html

Тайм-менеджмент для священника, который хочет лечь и не вставать Почему многозадачность – катастрофа для батюшки 2 марта, 2017 Почему многозадачность – катастрофа для батюшки «Я только постоянно молился за свою паству, но не позволял себе останавливаться на деталях – все только по плану». Личный опыт преодоления пастырского выгорания от священника Джорджа Морелли. Выслушивая человека, священник получает травму Священник Джордж Морелли «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, – ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк. 6:30-31). «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Священник всегда «на посту», так как следует примеру Самого Господа. Апостол Марк пишет: «И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями» (1:33-34). Священник – образ Христа, целителя душ и телес. И поэтому, как духовный врач, священник часто и много выслушивает рассказы пасомых об их личных проблемах. Причем люди обнажают перед священником самые глубокие эмоциональные раны. Митрополит Иларион (Алфеев) пишет о высокой ответственности священнического служения: «Хотя в Православии делается акцент на «царственном священстве» всех верующих, именно священники совершают Евхаристию и имеют власть «вязать и решить». Рукоположение в священнический сан – это не только изменение статуса, но переход на другую ступень существования». И далее он цитирует преподобного Силуана Афонского: «(Священники) носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении… Великое лицо – иерей, служитель у Престола Божия». Сам Христос говорит апостолам, указывая меру ответственности за данные Им дары: «Кому дано много, много и потребуется…» (Лк. 12:48). Исследователи поведенческих наук отмечают, что при работе с травмами профессионал сам подвергается травматизации. Доктор Чарльз Фигли называет подобный феномен «усталостью от сострадания». А психологи Перлман и Сааквитне вводят термин «викарная травма» или «суммарное трансформативное воздействие на человека, работающего с лицами, пережившими травматическое событие». Иными словами, священник сам получает травму, выслушивая рассказ человека о его травмирующем опыте. Признаки «усталости от сострадания»

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-dlya-...

У Введенському з нагоди явлення «Призри на смирення» 2 серпня 2018 р. 16:12 1 августа 2018 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, наместник Успенской Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел возглавил в Введенском мужском монастыре города Киева торжества по случаю 25-летия явления иконы «Призри на смирение», сообщает сайт Киево-Печерской лавры . За Божественной литургией в Введенском храме монастыря владыке Павлу сослужили: архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ), митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан , митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин , митрополит Сарненский и Полесский Анатолий , митрополит Херсонский и Таврический Иоанн , митрополит Житомирский и Новоград-Волынский Никодим , архиепископ Бучанский Пантелеимон , архиепископ Гурий (Кузьменко) , архиепископ Уманский и Звенигородский Пантелеимон , архиепископ Боярский Феодосий , архиепископ Нежинский и Прилукский Климент , архиепископ Городницкий Александр , епископ Единецкий и Бричанский Никодим , епископ Дионисий (Константинов) , епископ Бородянский Варсонофий , наместник Введенского монастыря епископ Фастовский Дамиан , епископ Александрийский и Светловодский Боголеп , епископ Барышевский Виктор , ректор Киевских духовных школ епископ Белогородский Сильвестр , епископ Ладыжинский Сергий , братия обители и многочисленные гости в священном сане. За богослужением была вознесена молитва о мире на Украине. После чтения Евангелия митрополит Павел обратился к собравшимся со словом проповеди и рассказал о жизни Пресвятой Богородицы и свидетельствах Священного Писания, где повествуется о Божией Матери. «И сейчас Пресвятая Дева является нам в чудотворных иконах, —  добавил владыка Павел, — именно их мы так чествуем и сегодня особо возносим молитвы у Ее чудотворного образа, именуемого " Призри на смирение " . Икона эта носит такое название, потому что Сама Богородица сказала: " …призре на смирение Рабы Своея " (Лк. 1:48). Эта икона особенна в своем названии, потому что " Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " (Иак. 4:6)».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5256847...

Разделы портала «Азбука веры» Частный Суд — Суд Божий над душой человека, совершаемый после его смерти, предваряющий окончательное определение его участи на Страшном Суде . Какова была посмертная участь людей во времена Ветхого Завета ? В дохристианские времена душа каждого умершего человека неизбежно оказывалась в аду . Ад представлял собой глубочайшую замкнутую пропасть, расположенную в недрах земли, и включал в себя множество обособленных мест ( Еф.4:9 ). Разным местам преисподней, или разным темницам, соответствовали разные уровни греховности заточённых там душ. Среди адовых темниц выделялись более возвышенные и более низменные. Последние предназначались для злостных нечестивцев ( Иез.32:23 ) (см. подробнее: Рай и ад: два места или два состояния? ). Эти темницы населялись человеческими душами не по личному произволу, а согласно Божьему решению или Суду: «У Меня отмщение и воздаяние» ( Втор.32:35 ). Так, о грешниках сообщалось, что «как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их» ( Пс.48:15 ). А о праведниках говорилось: «души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ( Прем.3:1 ). В реализации определений Божьего Суда участвовали добрые ангелы и злые духи. Положим, о праведном Лазаре сообщается: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ). А о безумном землевладельце замечено: «Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» ( Лк.12:20 ). «Взять» и похитить человеческую душу — характерно для демонов. «Господи, Боже мой! — взывал псалмопевец… — Да не похитит он, как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя» ( Пс.7:1-2 ). О различии мест посмертного пребывания праведников и беззаконников рассказывается в притче о богатом и Лазаре ( Лк.16:22-23 ). Внутреннее состояние грешников отмечено там как крайне тяжёлое и мучительное. Кроме того, в притче приводятся слова Авраама о невозможности свободного передвижения праведников ко грешникам и наоборот: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ). Что изменилось с Пришествием Христа?

http://azbyka.ru/chastnyj-sud

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010