Искупление Искупление человечества а) Богом определено совершить чрез Богочеловека: Христос искупил нас от клятвы закона, дабы благословение Авраамово чрез Него распространилось на язычников ( Гал.3:13–14 ). Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных ( Гал.4:4–5 ). Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5,8 ); б) предсказано: Придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь ( Ис.59:20 ). Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Торжествуйте небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте глубины земли. Так говорит Господь, искупивший тебя ( Ис.44:22–24 ); в) совершено кровью Христа: Сын человеческий пришел отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ; Мк.10:25 ). Христос Своею кровью приобрел вечное искупление ( Евр.9:12 ). Искупление избавляет нас а) от всякой неправды: Иисус Христос дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония ( Тит.2:14 ); б) от власти смерти и ада: Дорога цена искупления души; Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня ( Пс.48:2,16 ). От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( Ос.13:14 ); в) от врагов духовных: Избавил нас Господь от врагов наших, ибо вовек милость Его ( Пс.135:24 ). Спасу тебя от руки злых в избавлю тебя от руки притеснителей ( Иер.15:21 ). Спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас ( Лк.1:71 ); г) от настоящего лукавого века: Господь отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века ( Гал.1:4 ). Искупление доставляет нам а) оправдание: Все согрешили, получая оправдание даром, по благодати Божией, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде ( Рим.3:23–25 ). Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел ( Евр.9:14 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О Европе Что такое Европа? Это похоть и рассудок. И то, и другое – человеческое. Человеческая похоть и человеческий рассудок. И то и другое олицетворяют папа и Лютер. Итак, что такое Европа? Папа и Лютер. Насыщение человеческой похоти и насыщение человеческого рассудка. Папа олицетворяет человеческую похоть к власти. Европейский Лютер – человеческую дерзость объяснить все только рассудком. Папа – властитель мира, и интеллектуал – властитель мира. Вот бытийная и историческая сущность Европы. Одно – значит отрицание веры, другое – отрицание Христовой Церкви. Так бесы действуют в теле Европы вот уже несколько веков. Кто может изгнать из Европы жестокого беса? Никто, кроме Того, Кто вписан красными буквами в историю рода человеческого как единственный Изгоняющий из людей бесов. Одной из главных причин нынешних смут и бедствий европейского континента является двойная мораль. Одна мораль применяется в частной жизни, другая – в общественной. О том, что двойная мораль не приводит народ к добру, свидетельствуют нам отношение израильских старейшин ко Христу и дальнейшая история народа Израиля. Казня лжесвидетелей в своем народе, первосвященники сами искали лжесвидетелей для суда над Христом. Между собой они говорили, что Он на стороне римлян ( Ин. 11:48 ), а перед римлянином Пилатом – что Иисус против римлян и кесаря, ибо Сам Себя царем делает ( Ин. 19:12 ), прибавляя лицемерно: нет у нас царя, кроме кесаря ( Ин. 19:15 ). Вот двойная мораль. Вот политическая мораль, которой иудейские политики, желая спасти свой народ, погубили его. Видя все эти сети, всю эту безнравственную фарисейскую возню вокруг Себя, Господь прорек: Се, оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23:38 ; Лк. 13:35 ). Вот вам плод политической морали. Вот страшный урок всем народным лидерам, которые раздирают мораль надвое, удаляясь от народной аксиомы: правдой земля стоит. Европа в полночи своего безумия кричала: «Мир! Мир! Я установлю мир во всем мире при помощи прессы, кино и конференций. Мир всем, во всех странах. Создам мир без Бога и Христа». И только произнесла эти слова, вступила в войну. Почему такая непоследовательность? Потому что Господь сказал: Нет мира безбожникам ( Ис. 57:21 ). Разбогатела Европа с помощью Христа и отвергла Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Много лет назад был аборт. Сейчас над этим я лью слезы, и прошу прощения у Бога за то, что не дала возможность ребёнку родиться и креститься. Я искренне раскаялась, и никогда себя за это не прощу. Но вспоминая свою жизнь тогда, у меня не было Бога в душе, незнаю как правильно выразить это… Не было веры, я вообще не знала, что это грех и не думала об этом. Скажите, пожалуйста, совершенный аборт по незнанию, такой же грех? Очень хочу сходить на исповедь, но мне стыдно даже рассказывать об этом священнику. Заранее спасибо за ответ, и публикацию вопроса. Похожие вопросы 5 Ответов Мотя, говоря гражданским языком — незнание закона не освобождает от ответственности! От нашего незнания грех не перестаёт быть грехом и не становятся менее тяжким! Вот посудите сами: кого то из ваших близких сбила машина (не превиди Господи)  и тут из-за руля вылазит папуас и со слезами говорит что у них в джунглях машин совсем нет и он даже не предполагал что давить людей это плохо. Лично вам, или сбитому от этого легче будет? Пример, конечно на грани, но по сути верный. Мотя, если вы осознаёте тяжесть вашего поступка и раскачиваетесь в нем, то КАК МОЖНО СКОРЕЕ вы должны приступить к таинству исповеди! Не бойтесь! И помоги вам Господь! Господь по Любви к нам в Своей Церкви разрешает всякий грех, кроме нераскаянного. Убийство своего ребенка — тяжкое преступление для мамы, в любом случае это приведет, или уже привело к серьёзным последствиям. Скорее ступайте на исповедь в православный храм, где уполномоченные и поставленные на то Богом священники разрешат эту беду. Не стесняйтесь, у каждого из нас свой “скелет в шкафу”. Проще написать “убила ребенка” — именно это является точным определением произошедшего. Да, грех, совершенный по незнанию, менее тяжек, чем совершенный осознанно. “ Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше ”. Лк. 12:47–48

http://azbyka.ru/vopros/bolshoj-li-greh-...

Разделы портала «Азбука веры» Как христианство объясняет наличие в мире различных диких племен, например в Африке. Или существование индейцев. Эти люди, до прихода Европейцев даже не слышали о христианстве. Что с ними со всеми будет на суде? Они попадут в ад от незнания? Можно сказать, что они будут судимы по их делам, но аборигены в Африке не имеют представления о морали. У многих племен существуют различные кровавые ритуалы по приношению в жертву животых и даже людей. Как все это можно объяснить? Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 2 Ответа Иван, добрый день! Люди, не знавшие о Христе, и среди них, например, народы, о которых Вы пишете, будут судимы по закону совести. О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет Апостол Павел. Он укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники “не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую” ( Рим.2:15 ). Тут же Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание ( Рим.1:32 ). На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Вспомним и другие слова: “Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут” ( Лк.12:47–48 ). Поэтому “Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” ( Мф.7:21 ), “Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя” ( Иак.1:22 ).

http://azbyka.ru/vopros/dikie-plemena-ob...

Размышление о вере Изливаю глаголы сердца моего, тихо волнуемого радостью нетленною и несказанною. Братия! приникните чистою мыслию в слова мои, и насладитесь пиром духовным! Вера во Христа – жизнь. Питающийся верою, вкушает уже во время странствования земного жизнь вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования. Господь сказал: «Веруяй в Мя имать живот вечный» ( Ин.6:47 ). Верою угодники Божии претерпели жестокие искушения: имея в персях богатство и наслаждение живота вечного, они вменяли ни во что жизнь земную с ее прелестями. Верою они принимали скорби и страдания, как дары от Бога, которыми сподобил их Бог подражать и причащаться Своему пребыванию на земли, когда Он благоволил единым из Лиц Своих принять естество наше и совершить наше искупление. Наслаждение безмерное, рождаемое верою, поглощает лютость скорби, так, что во время страданий ощущается только одно наслаждение. Засвидетельствовал это великомученик Евстратий в предсмертной молитве своей, склоняя под меч главу. «Телесные мучения, – говорил он Богу, – суть веселия рабом Твоим!» 98 Верою святые погрузились в глубину смирения: они узрели чистым оком веры, что жертвы человеческие Богу – дары Божии в человеке, долги человека, ненужные Богу, необходимые, спасительные для человека, когда человек старается приносить, усугублять, уплачивать их. «Услышите, людие Мои, – говорит Бог, – и возглаголю вам, Исраилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз. Не о жертвах твоих обличу тя:... Моя бо есть вселенная и исполнение ее» ( Пс.49:7–8, 12 ). «Что же имаши, егоже неси приял? аще же и приял еси, что хвалишися, яко не прием» ( 1Кор.4:7 )? «Всякому, емуже дано будет много, много взыщется от него и емуже предаше множайше, множайше истяжут от него» ( Лк.12:48 ). Божии святые чудодействовали, воскрешали мертвых, предвозвещали будущее, упоены были духовною сладостью, и вместе смирялись, трепетали, видя с недоумением, удивлением, страхом, что Бог благоволил ущедрить персть, – персти, брению вверил Святого Духа Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» Доброго здравия! Является ли грехом занятия грэплингом грехом? Другими словами, греховно ли выходить на маты, бороться, заниматься контактным видом спорта? Похожие вопросы 4 Ответа Здравствуйте! Многое зависит от цели и типа единоборств. Если это ради физического развития и получения навыков самообороны, на мой взгляд, это допустимо, поскольку есть польза. Если же это профессиональный спорт, средство заработка, то я полагаю, что христианину не следует этим заниматься (труд должен приносить конкретную пользу обществу). Любое дело должно приносить пользу душе или телу. Задайтесь вопросом: полезно ли это мне и другим людям? Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви , принятые в 2000 году говорят следущее VI.5. Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля ( Мк. 4:3–9 ), слуг и домоправителя ( Лк. 12:42–48 ), купца и рыбаков ( Мф. 13:45–48 ), управителя и работников в винограднике ( Мф. 20:1–16 ). Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом. Если Ваш труд и учёба в спорте направленны на то, чтоб взращивать собственную мужественность, и быть примером для молодёжи, то это будет благом. Когда мои дети подрастали, то спортшколы стали хорошим местом для выплеска их чрезмерной энергии, местом формирования мужского характера, получения умений в проявлении послушания и дисциплины„ школой социализации. У них не оставалось времени на улицу и не хватало сил на интернет. Да, спортшкола не дала знаний, но дисциплина позволила сыну наверстать,  и получить в ВУЗ два красных диплома.

http://azbyka.ru/vopros/zanjatija-borboj...

Разделы портала «Азбука веры» Профессия (лат. professio) – 1) род трудовой деятельности человека, требующей применения определенных, специфических знаний, навыков, компетенций, умений, как правило, направленной на получение дохода/являющейся источником существования; 2) специальность. На что следует обращать внимание при выборе профессии с духовной точки зрения Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви , « Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей». Соответственно, трудовая деятельность, связанная с полученной профессией, должна приносить людям пользу и не отвращать их от Бога.  Отдает ли Церковь предпочтение каким-либо отдельным профессиям? Церковь не отдает «предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля ( Мк.4:3–9 ), слуг и домоправителя ( Лк.12:42–48 ), купца и рыбаков ( Мф.13:45–48 ), управителя и работников в винограднике ( Мф.20:1–16 ). Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом» (Основы социальной концепции РПЦ. VI.5). Стоит ли выбирать специальность или сферу труда, которая не является дурной сама по себе, но имеет определенные духовные риски? Заведомо греховные сферы деятельности, упомянутые выше, неприемлемы для православного христианина. В то же время существуют такие сферы, работа в которых, с одной стороны, может осуществляться без совершения греха и вовлечения других в соблазн, с другой – тесно связана с риском совершения нравственных преступлений (например, сфера массового кино и театра, правоохранительная деятельность, воинская служба и др.). Принципиального препятствия для присутствия верующих в этих сферах нет. Однако здесь нельзя дать однозначного ответа для всех, поскольку это связано с индивидуальными обстоятельствами и личными особенностями конкретных людей. Такие решения стоит принимать с молитвой и посоветовавшись с духовно опытными людьми. Вправе ли родители принуждать своего ребенка к выбору определенной профессии?

http://azbyka.ru/professija

В рядовом Евангельском чтении (Лк. 12:42-48), которое мы сегодня слышали, есть замечательные слова: с того, кому много вручено, много и взыщется. Эти слова прямо относятся, в том числе, к служению Патриарха. Патриарху многое вручено Церковью. Избирая Патриарха, Церковь надеется, что он, став во главе епископата, клира, мирян, не будет делать ошибок, которые нанесли бы непоправимый урон церковной жизни; что он будет хранить непоколебимо, неизменно веру православную; что он будет объединять епископат, клир, верующий народ; что он будет прозревать проблемы текущего времени и, опираясь на Церковь, формировать общецерковный ответ на эти проблемы. Сегодня я могу с полной уверенностью сказать: именно благодаря поддержке епископата — Архиерейского Собора, Священного Синода, — благодаря мощной поддержке народа, которую я чувствую и в молитвах, и в ваших письмах, и в ваших добрых взглядах, Церковь наша, проходящая через очень непростые исторические условия, сегодня по милости Божией укрепляется. Открываются новые епархии, храмы, монастыри, много воскресных школ, разного рода учебные заведения. Проводится значительная работа и с молодежью, и с социально незащищенными людьми — нуждающимися, инвалидами. Ведется большая воспитательная и образовательная работа, миссионеры трудятся по всему лицу нашей Церкви. Все это, конечно, наполняет мою душу радостью, но одновременно повышает и уровень ответственности. Когда у Церкви практически не было никаких возможностей, кроме совершения богослужений в храмах и монастырях, тогда и спрос был другой. А сегодня перед нами открыты возможности оказания реального духовного влияния на весь наш народ, и потому спрашивать нас будут, по слову сегодняшнего Евангелия, по максимуму: что в этих новых исторических условиях, условиях свободы для Церкви, несмотря на постоянно препятствующие церковному деланию темные силы, каждый из нас сделал и делает. Планка ответственности сегодня очень высока. И первое, что нужно нам всем, — осознать высоту этой планки и измерять свои труды не только по количеству совершенных богослужений и произнесенных проповедей, не по тому, как откликаются на наши слова верующие люди, собравшиеся в храмах, а по тому, что происходит в нашем народе и с нашим народом.

http://patriarchia.ru/db/text/5065397.ht...

Послание 8(196). К Прокопию монаху Пишу к тебе, почтеннейший, теперь, когда встретил посыльного, доставившего письма, мое и твое, который и побуждал меня к тому, так как и твое благочестие желает этого и любит. Радуйся же, человек Божий, радуйся, прекраснейший из друзей и притом старых; радуйся, знаменитый благочестием и славный ведением. Где ты, зачем некогда оставил нас, скрывшись на столь долгое время? Почему ты заключился дома, не выходишь и не являешься между людьми? И наконец, – скажу смелее, или любезнее; ибо любви свойственно не уклоняться от напоминаний, полезных для любимого, – зачем ты так поступаешь? Зачем ты, который удалился от мира через принятие монашеского совершенства, и возвратился домой; расторг узы пристрастия, – ибо это означает отречение от мира, – и опять связал себя сожительством с госпожою супругою и богохранимыми детьми; и, что еще страннее, остригся по обыкновению живущих в уединении и принял посвящение чрез Божественное тайнодействие, и опять отпустил волосы по примеру живущих в пустыне? «Каждый», – говорит апостол, – «оставайся в том звании, в котором призван» ( 1Кор.7:20 ). И еще в другом месте: «не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор.10:32 ). И еще в ином месте он говорит о самом себе: «не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор.8:13 ). Каждый дает о себе знать собственным видом, воин – тем, что носит меч, гражданин – тем, что носит плащ. Вообще почти каждый из облеченных властью или занимающихся искусствами или ремеслами носит приличествующую ему одежду. Так врач не возьмет пастушеского посоха, и пастух не возьмет в руку врачебного орудия. Если же так бывает в этих делах, то тем более в духовных и величайших никто не должен ни жить, ни являться несвойственно своему состоянию, чтобы ему не подвергнуться определенному от Господа осуждению, как соблазнителю мира, чего постараемся избегнуть, возлюбленный, особенно мы, отличающиеся от других и ведением, и саном. Ибо «строг суд над» теми, кто получил преимущество, «ибо меньший заслуживает помилование», как написано ( Прем.6:5–6 ). Также и Господь сказал: «кому дано много, с того больше взыщут» ( Лк.12:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Преподобный Герасим Вологодский Святой Герасим родился в Киеве. С детства он помышлял о пути отшельника. Став послушником, а затем монахом в Гнилецкой обители, в семи километрах от города, он совершенствовался в добродетели под руководством опытных старцев монастыря. В 30 лет Герасим получил предложение стать священником. Сначала он из смирения отказался, но затем по настоянию братии дал согласие. Святой Герасим часто повторял слова Господа: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Он старался с каждым днем извлекать все больше пользы из дарованного ему и ежедневно приносил Бескровную Жертву со страхом Божиим и великим благоговением. Горя желанием нести людям свет истины, он покинул Киев и отправился на север, в Вологодский край, тогда еще мало просвещенный светом Евангелия (1147). Достигнув небольшого селения с церковью Воскресения Христова, бывшего тогда на месте Вологды, Герасим поселился в глухом лесу, отделенном от селения Кайсаровым ручьем. Там он построил себе скромную келью и жил в ней в полном одиночестве, творя непрестанную молитву, денно и нощно восхваляя чудеса Господни пением псалмов. Мало-помалу жители того края стали приходить к нему за молитвой и советом. Отдавая себе отчет в том, сколь слабы их познания в вере Христовой, святой Герасим принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы, вокруг которого позднее образовалась обитель. Несмотря на противодействие местного землевладельца, святой упорно продолжал трудиться, усерднее постясь и молясь, и своими исполненными любви проповедями прививал местным жителям христианские добродетели и милосердие к ближним. Со временем некоторые из них сами предлагали благочестивому иноку помощь в возведении храма, другие просили позволения остаться и вести монашескую жизнь под его руководством. Так возник Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь – первый в этих краях. Святой Герасим скончался в 1178 году. Христиане с верой стекались к могиле преподобного Герасима, прося его молитвенного заступничества, и около нее неоднократно происходили случаи исцеления. Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь на протяжении еще четырех веков привлекал к себе многочисленных паломников.

http://pravoslavie.ru/60131.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010