Прииде жена имущи алавастр мира нардного пистикия многоценна, и сокрушши алавастр, возливаше Ему на главу. Кто была сия жена, – Мария ли сестра Лазарева ( Ин. 12:3 ), или другая подобная ей по вере и усердию к Спасателю, для нас знать это в настоящем случае не важно; важно то в особенности, что эта жена одобрена была Господом, хотя и осуждена другими. Важно то, что Господь дал высокое значение этому излиянию мира: Возлиявши бо сия, говорит, миро на тело Мое, на погребение Мя сотвори, то есть приготовила тело Господа на смерть и погребение. Если же смерть и погребение Спасителя мира составляют тайну высочайшую, то и приготовление к ним не должно ли иметь также свою таинственность священную? Чтобы уразуметь таинственное священнодействие жены, представим себе и Агнца Божия, вземлющаго грехи всего мира, Единородного Сына Божия. Вот Он, полный благодати и истины, от исполнения Коего мы все приемлем благодать возблагодать ( Ин. 1:14, 16 ), не в меру приявши Духа ( Ин. 3:34 ), помазанный елеем радости, паче причастник Своих ( Пс. 44:8 ), давно обрек Себя на жертву крестную для того, чтобы по принесении пресвятого Тела Своего на жертвеннике крестном разлить, как миро, благодать Свою на всех верующих и любящих Его. И сего-то Божественного мира излияние образовало то излияние мира драгоценного, которое совершила благочестивая жена в Вифании. Она сокрушает алавастр свой в знамение того, что и живоносному Телу Господню надлежало быть сокрушену на кресте для излияния всеочистительной Крови и всеосвящающей благодати. Миро возливается на главу Спасителя, – почему? Потому что глава сия есть злато избранно, очи его яко голубицы на исполнениих вод, – ланиты его аки фиалы аромат, прозябающия благовоние, устне его крины, каплющии смирну полну ( Песн. 5:11, 12, 13 ); то есть миро вещественное изливается на главу, точащую миро духовное, Божественное. Вся храмина исполнилась благовония от излиянного мира. Не так ли исполнилось благовония благодатного все человечество после того, как сокрушился Божественный алавастр мира крестною смертию? Вот еще при самом кресте ощущает это благовоние разбойник и верою и покаянием переводится к благовониям рая небесного; здесь же один из распинателей – Лонгин-сотник – изменяется благоуханием мира Божественного в исповедника Христова и вопиет: воистину Божий Сын бе Сей ( Мф. 27:34 ). Силу святого благоухания почувствовал и народ; ибо еси, сказано, пришедшии на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя возвращахуся ( Лк. 23:48 ). Благоухание того же мира привлекает к Господу, уже умершему, Иосифа и Никодима, прежде тайных чтителей Его. Что сказать о дальнейших следствиях? Воня разума Христова, говорит апостол, является во всяком месте ( 2Кор. 2:12 ). Благоухание мира Христова отгоняет зловоние неверия и мертвый запах беззаконий в целых народах и повсюду являет жизнь новую, произращая прекрасный сад добродетелей, достойных неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Никто не любил Христа больше, чем Она. К Успению Божией Матери. 26.08.2016 06:58:48 Сергей Комаров   О Богородице говорить трудно, и даже страшно - по причине Ее исключительной духовной высоты. Митрополит Антоний Сурожский, начиная беседу о Божией Матери, признавался, что чувствует особый страх, так как есть вещи такие святые, о которых далеко не всякий имеет право распространяться. Если старец-митрополит трепетал, что говорить о нас? Но – любовь преодолевает страх. Мы говорим о Преблагословенной, потому что о Ней трудно молчать, и наступающий праздник призывает всех христиан хвалить Богоматерь. Церковь называет Успение всемирным торжеством и приглашает поучаствовать в нем всякую верующую душу: «Приидите, всемирное Успение всенепорочныя Богородицы празднуем1… Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере»2. Давно замечено, что в Писании величие Девы Марии как бы скрывается за славой Ее Сына. Евангелие говорит о Ней мало, но вместе с тем дает почувствовать постоянное присутствие Девы в Священной истории. До выхода на проповедь Иисус живет в повиновении у Праведного Иосифа и Марии (Иосиф умирает в период, когда Спасителю было от 12 до 30 лет). Мать сохраняет в сердце Своем все, сказанное Сыном, и все то, что другие сказали о Нем. Затем Богородица вместе со Христом переселяется в Капернаум. Евангелисты рассказывают, как однажды Она подходит к дому, где проповедует Христос, и спрашивает о Нем. Потом мы видим Марию возле Распятия, а после Воскресения Христова – в общине первых христиан. Она всегда рядом с Иисусом, потому что Иисус - Ее жизнь.   Богоматерь не ищет славы, Она смиренна. Но в то же время мы читаем в Евангелии Ее слова: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1,48). Неужели желание похвалы? Нет - это пророчество. Библейское пророчество о том, что миллионы христиан во всем мире будут превозносить и хвалить Ту, Которая родила Спасителя всех народов. Впрочем, похвала Богородице превозносит не столько Ее, сколько Бога, как и Сама Мария об этом свидетельствует дальше в своей чудной песне: «что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк.1,49-50). Хвалящий Божию Матерь хвалит Бога, ибо Он «сотворил Ей величие». Она славна Богом Отцом, призревшим на Нее; Духом Святым, на Нее сошедшим; и Сыном Божиим, воспринявшим от Нее плоть. К Ней, как ни к кому другому, подходит библейское выражение: «хвалящийся хвались Господом» (1Кор.1,31).

http://radonezh.ru/analytics/nikto-ne-ly...

16 декабря 2018 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, день памяти прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 18:18-27) Господь произносит слова, очень важные для многих современных людей. Он говорит нам о богатстве. Нельзя сказать, чтобы богатство стало достоянием абсолютного большинства, но все больше и больше людей, в том числе в нашей стране, живут достаточно богато, причем многие из них являются православными христианами. К ним в первую очередь и обращены сегодняшние слова Господа. Когда богатый юноша не сумел пойти за Спасителем, Господь произнес обжигающие разум слова: «Трудно богатому войти в Царствие Божие». А почему? А потому что богатство расширяет возможности для удовлетворения человеческих потребностей. У богатого нет никаких ограничений — материальных, внешних, — чтобы делать все, что захочется. Но мы знаем: то, что хочет человек, движимый желанием плоти своей, является по большей части греховным. И Господь повелевает нам не делать то, что хочется, особенно когда денег много. Так происходит эта коллизия, столкновение материальных ценностей, увлечения этими ценностями, с заповедью Божией. Не все выдерживают это столкновение так, чтобы душу свою спасти, — нередко люди отдают свою жизнь мамоне, то есть удовлетворению своих материальных потребностей без всяких ограничений — настолько, насколько денег хватает. В чем же здесь дело? Почему все-таки трудно войти в Царствие Божие богатому? Лишь по той причине, о которой сейчас было сказано? Или, может быть, есть что-то иное? Да, конечно, есть, потому что богатство повышает планку требований к человеку со стороны Бога: кому много дано, с того много и спросится (см. Лк. 12:48). И речь идет не только о способностях человека или о власти, которую он получает, но и о богатстве. Если тебе много дано, с тебя Господь много и спросит. И для того чтобы обратить богатство не в погибель, а в спасение, нужен подвиг — подвиг самоограничения, подвиг внутренней аскезы, которая приводит к такому состоянию, когда человек умом своим может регулировать свои потребности, не впадая в крайности и не уподобляясь животному, которое ест до тех пор, пока есть корм.

http://pravoslavie.ru/117958.html

Право править слово Христовой истины 2 сентября 2006 г. 22:30 Назначение иеромонаха Алексия (Ридигера) епископом Таллинским и Эстонским состоялось 14 августа 1961 года. Отцу Алексию было в то время 32 года. Епископское служение — высшая ступень церковной иерархии, служение, которое вбирает в себя полноту благодатных даров и в то же время, согласно словам Спасителя «Кому много дано, с того много спросится» (ср. Лк. 12, 48), заключает в себе высочайшую ответственность. Ответственность эта относится прежде всего к судьбам паствы, вверенной духовному попечению того или иного архиерея. «Право править слово истины» Христовой означает в первую очередь служить примером исполнения евангельских заповедей, воплощая в собственной жизни высокие идеалы любви к Богу и ближним. Поэтому возведение священнослужителя в епископский сан — всегда поворотный момент в его жизни. Священнослужитель, становясь архиереем, как бы возводится на степень апостольского служения, ему Господь доверяет практически ту же самую миссию, которую исполнили в свое время ближайшие ученики Христа Спасителя — святые апостолы: миссию проповеди Евангелия всему миру. А это служение во все времена, начиная с первых веков христианства и заканчивая современностью, предъявляло высочайшие требования к тем, кто вступал на путь проповеди. Недаром апостол Павел в так называемых «пастырских посланиях» так много внимания уделил душевным и духовным качествам человека, необходимым для достойного несения священнического и епископского служения: «Епископ должен быть непорочен…, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен…, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив» (1 Тим. 3, 2-3), быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12), «для всех соделаться всем» (1 Кор. 9, 22), «изнемогать за всех, кто изнемогает, и воспламеняться за всех, кто соблазняется» (2 Кор. 11, 29). Апостол обращался к своим ученикам, а в их лице — ко всем священнослужителям Церкви Христовой: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14), «…преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями» (1 Тим. 6, 11).

http://patriarchia.ru/db/text/137459.htm...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иннокентию, епископу Магнитогорскому и Верхнеуральскому 11 октября 2012 г. 15:12 11 октября 2012 года за Божественной литургией в новоосвященном Никольском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря в Хотькове (Московская область)  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского и Верхнеуральского ( Челябинская митрополия ). По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к епископу Иннокентию с напутственным словом и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Иннокентий! Служение, к которому ныне ты призван Промыслом Божиим, поистине велико, страшно и спасительно. Велико оно, ибо на твою главу были возложены руки святителей Христовых, дабы по молитвам Православной Церкви таинственным наитием Духа Святаго ты стал сопричастником самоотверженных трудов первых учеников Господа и Спасителя мира. Ты призван быть продолжателем славных подвигов сонма архипастырей, чьи имена составляют благодатную цепь апостольского преемства от дня Пятидесятницы и даже доныне. Страшно это служение, ибо ты облечен теперь высочайшей духовной властью и огромной ответственностью. Ты обязан вседневно и всечасно ходить пред Господом твоим (см. Быт. 2:24), осознавая эту ответственность. Ты будешь носить позлащенные ризы, соответствующие архиерейскому званию. Но, облачившись в них, архипастырь должен и душу свою одеть в благоговейный трепет и страх перед Богом, дабы не уподобиться, по слову Спасителя, украшенному гробу, который снаружи кажется красивым, а внутри полон костей мертвых и всякой нечистоты (см. Мф. 23:27). Помни о том, что «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Тебе же как епископу вверено самое главное — бессмертные души людей, за которых умер Христос (см. 1 Кор. 8:11). Тебе надлежит надзирать за должным совершением дела спасения словесного стада Божиего. И за каждую погибшую по твоей вине овцу из этого стада ты дашь ответ на страшном суде Христовом .

http://patriarchia.ru/db/text/2520704.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Роману, епископу Якутскому и Ленскому 19 июня 2011 г. 15:30 19 июня 2011 года, в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением Святейший Патриарх возглавил хиротонию архимандрита Романа (Лукина) во епископа Якутского и Ленского. По окончании Литургии Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Роман! Ныне всеблагим Промыслом Божиим, направляющим стези человеческие, и решением Священного Синода ты призван к высшему церковному служению на ниве Христовой. В сей знаменательный час твоей личной Пятидесятницы возложением на твою главу святого Евангелия и архиерейских дланей ты тайнодействием Духа Святаго соделался нашим собратом и сослужителем. Это означает, что вместе с полнотой благодатных даров ты воспринял тяжкое бремя ответственности уже не только за себя самого, но и за ближних и дальних твоих пред Богом и Церковью. Ибо, по слову Спасителя, «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Приветствуя и поздравляя тебя с ныне явленной на тебе волей и милостью Божией, вместе с тобой и с православным народом мы молились о том, чтобы Пастыреначальник Господь всегда помогал тебе право править слово Его истины во спасение твое и твоей паствы, во славу Церкви и на благо Отечества. Ибо «таков нам подобает архиерей: преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от всякого зла» (Евр. 7, 26). Помни, что честь, которую отныне будут воздавать твоему сану, на самом деле относится к Богу. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» , — молитвенно восклицает Псалмопевец (Пс. 113, 9). И потому именно епископ Церкви в первую очередь призван быть по слову апостола «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12) и «для всех соделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (см. 1 Кор. 9, 22). «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» — восклицает апостол. «Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29), — вопрошает он, через века научая все новые поколения преемников самовидцев и учеников Христовых. Ныне и ты сопричислен к ним как новохиротонисанный правящий архиерей Якутской епархии нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1544760.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил храм святителя Алексия Московского в Егорьевске 6 декабря 2012 г. 15:33 Днем 6 декабря 2012 года, по окончании Божественной литургии в Александро-Невском соборе г. Егорьевска Московской области, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия посетил храм святителя Алексия, митрополита Московского. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с кратким словом: «Радуюсь посетить исторический Алексиевский храм в Егорьевске. Это единственное в городе место, где Божий народ наш собирался на молитву в самые трудные годы. Здесь служил отец Феодор — человек, память о котором бережно хранится в нашей Церкви, потому что он очень многое сделал для сохранения церковной жизни в Егорьевске, для открытия Александро-Невского храма. Слава Богу, что сейчас иные времена, но, входя в храмы, где собирались православные люди в годы гонений, мысленно переносишься в ту тяжелую атмосферу, вспоминаешь то, что было, и благодаришь Господа за новые условия и возможности церковной жизни. Но кому многое дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48). Когда у нас с вами не было никаких возможностей, с нас Господь особенно не спрашивал. Когда же у нас открываются храмы, нужно в эти храмы ходить. Когда есть возможность учить детей вере, их надо учить, потому что, имея все возможности и не используя их, мы согрешаем пред Господом. Поэтому, вспоминая о великом подвиге наших отцов, старших братьев и сестер, наших дедов, мы должны осознавать ту ответственность, которую сегодня Господь возлагает на каждого верующего человека. Мы должны хранить веру в сердце, передавать ее детям, внукам, не бояться свидетельствовать об этой вере, чтобы приобщались к ней и новые поколения людей. Храни вас всех Господь!» Затем Святейший Владыка направился на Егорьевское городское кладбище, где находится могила протоиерея Феодора Хитрова, родственника митрополита Никодима (Ротова) . У могилы была пропета «Вечная память» и возложены цветы.

http://patriarchia.ru/db/text/2635857.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Илариона (Кайгородцева) при наречении во епископа Кинешемского и Палехского 15 июня 2012 г. 18:29 15 июня 2012 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Илариона (Кайгородцева), клирика Иваново-Вознесенской епархии , во епископа Кинешемского и Палехского. При наречении архимандрит Иларион обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Достойные преемники апостолов Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в этот мир спасти грешников, из которых я первый! Вы собрались в этот день, чтобы назвать меня своим собратом и сослужителем, чтобы возвысить меня до участия в вашем собрании. Мне неловко и стыдно что-то говорить в вашем кругу, кругу святителей Христовых, богомудрых хранителей веры Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, через которых на земле является воля Божия. Изволением Божиим, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, избранием Священного Синода Русской Православной Церкви призван я в ваше собрание для наречения во епископа Кинешемского и Палехского. Величие епископского служения устрашает меня, потому что «от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48), но при этом утешают слова Господа, которые Он сказал перед Своим Вознесением апостолам, а значит, и их преемникам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). По немощи человеческой испытываю страх перед предстоящим служением, но и открыто исповедую надежду и упование на благодать Божию, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Стадо идет вслед своего пастыря, куда он поведет его», потому должно тщательно стремиться, «да слово Христово вселяется в нас обильно, со всякою премудростью» (Кол. 3:16), достигая того двумя способами — «презрением похвал» и «силою слова». И сам ныне взываю от всего сердца: «Даруй мне, Господи, веру непостыдну, надежду известну, любовь нелицемерну».

http://patriarchia.ru/db/text/2287291.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Николая (Ашимова) при наречении во епископа Амурского и Чегдомынского 31 декабря 2011 г. 17:45 31 декабря 2011 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Николая (Ашимова) во епископа Амурского и Чегдомынского. При наречении архимандрит Николай обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри! Изволением Божиим, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, избранием Священного Синода Русской Православной Церкви призван я, недостойный, к высокому служению епископа. Велик этот дар, и не могут подъять сие бремя человеческие плечи без всесильной помощи Божией. Если жизнь христианская — это несение креста, то епископское служение — это сораспятие Христу. Невольно вспоминаются проникновенные слова святителя Митрофана Воронежского, сказанные Преосвященному Антонию (Смирницкому): «Епископство есть сораспятие Христу на Кресте, а с Креста не сходят». Величие епископского служения устрашает меня, потому что «от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48), но при этом утешают слова Господа, которые Он сказал перед Своим Вознесением апостолам, а значит, и их преемникам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). По немощи человеческой испытываю страх перед предстоящим служением, но и открыто, Ваше Святейшество и богомудрые владыки, исповедую надежду и упование на благодать Божию, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Вы, Ваше Святейшество, часто вспоминаете слова Евангелия «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37), и призываете пастырей подъять и усугубить труды на ниве Христовой. Ведь мало получить от рук Господина Жатвы поле, — необходимо, чтобы каждый клас и каждое зерно, вверенное во власть труждающегося на сем поле, оказалось в житнице Царствия Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/1916903.ht...

О духовном чтении Святитель Игнатий (Брянчанинов). О духовном чтении : избр. статьи. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 16 с. — (Серия «Таинства и обряды») В брошюру вошли две работы святителя Игнатия из его «Аскетических опытов» — «О чтении Евангелия» и «О чтении святых отцов». Они крайне важны для понимания путей ко спасению. Приводим отрывок из книги О ЧТЕНИИ ЕВАНГЕЛИЯ При чтении Евангелия не ищи наслажде­ния, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его запо­ведания, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнию. Не думай, что без причины священнейшая из книг, Четвероевангелие, начинается Еванге­лием от Матфея, а оканчивается Евангелием от Иоанна. Матфей научает более, как исполнять волю Божию, и его наставления особенно при­личествуют начинающим путь Божий; Иоанн излагает образ соединения Бога с человеком, обновленным заповедями, что доступно одним преуспевшим на пути Божием. Раскрывая для чтения книгу — Святое Еван­гелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря и по тому, каковы были здесь, на земле, по отноше­нию к ней, получим в удел или вечное блажен­ство, или вечные казни (см.: Ин 12, 48). Бог открыл Свою волю ничтожной пылин­ке — человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля, — в твоих руках. Ты можешь и принять, и отвергнуть волю Созда­теля и Спасителя твоего, смотря по тому, как тебе угодно. Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих: рассуди же, сколько нужно тебе быть осторожну, благоразумну. Не играй своею участью вечною! Молись в сокрушении духа Господу, чтоб Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его (см.: Пс 118, 18), который — Евангелие. Открываются очи — и усматривается чудное исцеление души от греха, совершаемое словом Божиим. Исцеление телесных недугов и было только доказательством исцеления души, до­казательством и для плотских людей, для умов, заслепленных чувственностью (см.: Лк 5, 24).

http://pravoslavie.ru/44915.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010