В Требнике митр. Петра (Могилы) 1646 г. то же значение, что и последование «в различные литии», имеет последование «во общенуждии» (Ч. 3. С. 248-257). В качестве основы для этого последования свт. Петр, сделав новый перевод ( Прилуцкий. С. 317), использовал написанный Патриархом К-польским Филофеем Коккином (1353-1354, 1364-1376) молебный канон ко Господу «в общих напастех [или «в общей нужде»] и в бездождие, в глад и мятеж, в сопротивление ветром, и в нашествие иноплеменных и во всякое прошение» 6-го гласа с акростихом «Обща мольбы, Христе, Твоих раб приими», известный по мн. рукописям (напр., ГИМ. Син. греч. 349. Л. 12-14, XV-XVI вв.; ГИМ. Син. 307. Л. 240-243, нач. XV в.; ГИМ. Син. 468. Л. 97об.- 104, 1457 г.) и старопечатным книгам (московские Потребники 1625 г. Л. 1 (по третьему счету), 1633 и 1636 гг. Л. 437об.; Потребник 1639 г. Л. 319об.). Бездождие (Засуха). Большой Требник содержит следующие тексты на случай бездождия (Л. 197 об.- 205): а) чтения (прокимен 4-го гласа «      » (Пс 64. 11, 13), Апостол (Иак 5. 7-9, 17-18), аллилуиарий из Пс 64 и составное Евангелие (Мф 16. 1-3; Лк 4. 25-27; Ин 6. 30-33); б) канон «к человеколюбцу Господу в бездождие» (акростих «          »), по каждой песни к-рого предписана обычная молебная катавасия (в рукописных Требниках приводятся также припевы к тропарям канона: «Господи, услыши молитву раб Твоих» и «Аз рех, Господи»); в) сугубую ектению с особыми прошениями, заключаемую литийными прошением и молитвой «      »; г) 7 молитв во время бездождия, надписанных именем «Патриарха Каллиста». «Молебен во время засухи». Худож. Г. Г. Мясоедов. 1880 г. (ОМИИ) «Молебен во время засухи». Худож. Г. Г. Мясоедов. 1880 г. (ОМИИ) Чтения последования бездождия, древний элемент визант. традиции, указываются уже в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 192-193). Кроме канона, иногда атрибутировавшегося прп. Андрею Критскому (Sinait. gr. 978. Fol. 230, XVI в.- Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 863), существовали и др. (Там же. С. 765), по крайней мере 2 из них составлены Патриархом К-польским Филофеем: акростишный ко Пресв. Богородице (нач.: «В печалех, Владычице, помощницу, избавление в бедах» - ГИМ. Син. греч. 349. Л. 14-16, 58-60, XV-XVI вв.; ГИМ. Син. 468. Л. 149об.- 155, 1457 г.; печатный Требник Стрятин, 1606 г. Л. 424) и канон ко «Господу и Пречистей Его Матери» (нач.: «Отверзаеши десницу долготерпеливу» - ГИМ. Син. 468. Л. 140об.- 145, 1457 г.). По рукописям известен также анонимный канон при бездождии 8-го гласа (нач.: «Неизреченными судьбами словесый промыслом» - Прилуцкий. С. 326).

http://pravenc.ru/text/77782.html

Также никогда не забывай и о том, что твои славные предтечи были по своему призванию и духовному складу выдающимися православными миссионерами, или, говоря языком церковных документов XVIII века, «веропроводниками», посылавшимися Священноначалием «для проповеди слова Божия и исполнения церковных потреб». Господь избрал и послал тебя на служение в край, который должен стать для тебя родным,— не краем, с которым ты будешь связывать некое временное пребывание, а краем родным, с которым ты обручаешься по образу обручения Христа с Церковью, ибо в этом краю твоя паства, твой народ, возглавляемая тобою Церковь. Так «иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк. 9, 60), возвещай истину Спасения со всяким прилежанием. Но успеха проповеди ищи не в собственных способностях и дарованиях, хотя и собственные способности и дарования должны работать через приложение к ним усердия и терпения. Но более всего уповай на благодатную силу Божию, призываемую молитвой как келейной, так и общецерковной, наипаче же при совершении Святой Евхаристии — Бескровной Жертвы благодарения. Особое внимание уделяй воспитанию подрастающего поколения. Сегодня миссия Церкви не должна ограничиваться лишь стенами храмов. Иди к страждущим, обездоленным, потерявшим надежду, оступившимся, духовно заблудшим и нравственно больным и никогда не бойся делать навстречу им своих святительских шагов. Эти шаги не повредят твоему авторитету и не омрачат твоей жизни, но наполнят их подлинным содержанием и внутренней радостью, ибо эти люди ждут слова утешения, исцеления и поддержки. Вместе с духовенством и активными прихожанами надлежит тебе заниматься социальным служением и благотворительностью, просвещением и катехизацией, попечением над военнослужащими и заключенными. Укрепляя дух соборности, храня верность канонам и правилам, с благоговением и ревностью проходи архипастырское поприще. В сердце твоем да запечатлеются слова молитвы, прочитанной ныне над тобою, склонившим колени и главу пред святым престолом. Да сотворит тебя Господь «новаго строителя тайн достойным Своим подражателем, путевождем слепых, светом сущих во тьме, светильником в мире» , дабы совершив души, вверенные тебе в сей жизни, предстал престолу Его непостыдно и великую мзду принял, юже уготовил пострадавшим за проповедь Евангелия (вторая молитва Чинопоследования архиерейской хиротонии).

http://patriarchia.ru/db/text/1544760.ht...

О самой личности последнего можно сказать только немногое. Так как нет известий, чтобы в то время в Капернауме стояли римские войска, то нужно думать, что сотник служил у Ирода Антипы, войска которого, по свидетельству Иосифа Флавия, состояли из наемников. Сотники называются в Евангелиях и Деяниях κατοντρχος, χης или κεντυρων (=centurio, Мк.15:39, 44–45 ). Римские легионы разделялись на 10 когорт ( Деян.10:1 ), или полков, в каждой когорте было по три манипулы, а каждая манипула состояла из сотней; если число это убывало, сотня не переставала быть сотней. В каждом легионе было 60 сотен. Сотник был, очевидно, язычник. Это, по словам Цана, само понятно и составляет сущность рассказа. Думают даже, что Матфей намеренно поставил два рассказа рядом – об исцелении прокаженного и слуги язычника, которые оба были нечисты с обрядовой точки зрения. Сотник мог быть нечист даже и в том случае, если бы был иудеем, потому что иудеи, если вступали в войска, состоящие из чужеземных солдат, то, по свидетельству Иосифа Флавия, считались как мытари. Но он, вероятно, принадлежал к язычникам, которые склонялись к иудейству и принимали живое участие в богослужении синагоги. На развалины синагоги, построенной сотником в Капернауме, указывают и теперь. Мф.8:6 .  Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Мф.8:7 .  Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Буквально: «мальчик мой поражен в доме, параличный, страшно мучающийся». Относительно греческого слова «мальчик» ( πας) следует сказать, что оно употребляется и в смысле «сын», – так переводится оно в других местах ( Ин.4:51 ; Деян.3:13, 26 ), и «раб» или «слуга» у Луки ( Лк.12:45, 15:26 ). В рассматриваемом месте это слово несомненно означает «раб», потому что оно пояснено так у Луки ( Лк.7:2 – δολος). Название болезни неопределенно. Ссылаясь на 1Мак.9:55–56 , Элфорд говорит, что, может быть, это был tetanus, который древние врачи смешивали с параличом. Такая болезнь более обычна в жарких странах, чем у нас. Согласно Луке, мальчик был при смерти. Думали, что это и было причиной, почему сотник сам не явился ко Христу с просьбой об его исцелении. Но с таким объяснением не согласен Иоанн Златоуст , полагая, что неприбытие сотника было таким же делом его веры, как и его слова. Это был, по словам Иеронима, первый параличный, исцеленный Христом. Описание болезни у Матфея не противоречит показанию Луки ( Лк.7:2 ), но у Матфея несколько подробнее и точнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9. Общение должно имети и с теми, которые как бы от сна воспрянув на подвиг, когда он еще не открылся, а токмо готовился привлещи их, сами себе навлекли искушение, подобное брани в море и многому обуреванию, наипаче же на братий сильнее распалили угль грешников. Ибо таковые приступают к сему во имя Христа, хотя и не внемлют словам, в которых Он поучает молитися, да не внидем в искушение (Мф.26,51), и паки в молитве глаголати ко Отцу: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго (Лк.11,4). Может быть и не знают они, яко Домувладыка и Учитель наш часто уклонялся от хотевших наветовати Ему, и яко иногда ради их и не ходил явно, и когда приближалось время страдания Его, не Сам Себя предал, но ожидал, доколе не пришли на Него со оружием и с дрекольми, и тогда рек им: яко на разбойника ли изыдосте со оружием и дрекольми яти Мя (Мк.14,48); Они же, глаголет евангелист, предали Его Пилату. По подобию Его, пострадали и текущие к Его мете, памятуя Божественные слова Его, в которых Он, подкрепляя нас, глаголет о гонениях: внемлите себе, предадят бо вы на сонмы, и на соборищах их биют вас. Предадят, глаголет, а не сами себя предадите: и пред владыки же и цари ведени будете имени Моего ради (Мф.10,17–18), а не сами себя поведете. Ибо Он хощет, чтобы мы и преходили от места на место, будучи гонимы за имя Его, якоже и аки слышим Его глаголющаго: егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Мф.10,23): поелику Он не хощет, чтобы мы сами приступали к щитоносцам и копьеносцам диавола, да не соделаемся для них виновниками множайших смертей, аки бы вынуждая их к большему ожесточению и к совершению смертноносных дел, но чтобы мы ожидали и внимали себе, бодрствовали и молились, да не внидем во искушение. Тако Стефан, первый по стопам Его подъявший мучение, взят беззаконными во Иерусалиме, приведен на сонмище, и, камением побиваемый за имя Господа Иисуса Христа, прославился, молясь и глаголя: Господи, не постави им греха сего (Деян.7,60). Тако Иаков взят был Иродом, который мечем во главу усечен. Тако избранный из апостолов Петр многократно быв взят, ввержен в темницу, поруган, наконец в Риме ко кресту пригвожден. И прехвальный Павел, после того, как многократно быв предан, бедствовал даже до смерти, много подвизался и хвалился многими гонениями и скорбями, в том же граде мечем во главу усечен. И он, хваляся страданиями, заключил тем, что в Дамасце в конюшне свешен был по стене нощию, и избежал рук ищущаго взяти его (2 Кор.11,32). Ибо первым предметом их было, благовествовати и учити слову Божию, чем утверждая братию пребывати в вере, они глаголали и сие, яко многим скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян.14,22); ибо они искали не своея пользы, но многих, да спасутся. И многое можно было бы рещи о сем для таковых людей, да будет поступаемо с разсужлением: но как апостол глаголет, не достанет мне повествующу времени (Евр.11,32).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

А вот еще ближе к нашему времени совершилась гибель Мессины, и только благодаря присутствию русских судов у ее берегов христианский мир узнал неопровержимые факты самого отвратительного святотатства, кощунства, административного преследования и печатного глумления над верой Христовой, на которое громовым ответом послужило губительное землетрясение. И море, и недра земные сотрясаются от негодования при виде богопротивных деяний человеческих. А эти необъяснимые даже естественными законами наводнения во Франции, Лондоне, Австрии? Эти бури и тайфуны на море и суше, как например, в низовьях нашей кормилицы Волги? Эти болезни-эпидемии, как холера, тиф и, особенно, эта «черная смерть», чума, которая, в четырнадцатом, например, веке, опустошала буквально целые города на Руси и которая теперь медленно, но верно ползет к нам снова и с юга и с востока, из далекой Азии? Люди старые удивляются, с тревогой говорят, что и природа-то стала как будто ныне не та, что лет 60–70 назад: тогда и дожди были благорастворенные и благовременные, а ныне или засуха беспощадная, или ненастье беспрерывное; тогда и урожаями Бог благословлял, а ныне – то ненастье, то засуха, то саранча, то какие-то черви губят хлеб еще на нивах. «Да за что нас и миловать Господу Богу? – говорят старые умные люди. – От грехов людских стоном стонет мать-сырая земля. Будто последние времена настали. Люди совсем Бога забыли. Мало того, что забыли: еще богохульствуют!» Да, аще мы, пастыри, молчим, то камение – бездушная природа вопиет против беззаконий наших, против нераскаянности нашей. И солнце, и воздух, и море, и суша, и ветры, и все стихии уже жалуются на нас Богу, уже готовы исполнить повеление Божие, чтобы совершить суд Божий над нечестием людским. Но еще и еще ждет всемилостивый Господь покаяния нашего, еще и еще дает нам отсрочку: смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену, и прииде ища плода на ней, и не обрете. Рече же к винареви: се третие лето, отнелиже прихожду, ища плода на смоковнице сей, и не обретаю: посецы ю убо, вскую и землю упражняет? Он же отвещав рече ему: Господи, остави ю и се лето, дóндеже окопаю окрест ея, и осыплю гноем. И аще убо сотворит плод: аще ли же ни, во грядущее посечеши ю ( Лк. 13:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Фома  проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября. Матфей  (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября. Иаков Алфеев , брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября. Иуда Иаковлев , или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня. Симон Зилот  проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая. Матфий  избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа. Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний Собор 12 Апостолов. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как Собор 70 апостолов. Читайте также — Святые апостолы Петр и Павел Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный. Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два «взвода» в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.

http://pravmir.ru/sobor-12-ti-apostolov-...

Согласно Римскому Мартирологу, память св. Захарии и Е. указана 5 нояб. (MartRom. P. 498), в греч. Церквах - 5 сент. и 30 дек. (BHG, N 1881-1881), яковиты совершают память 16 дек. (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 36), сиро-марониты - 25 июня (ActaSS. Nov. T. 3. P. 28-29). Память Е. копты празднуют в 16-й день месяца амшира (SynAlex (Forget). Beryt, 1922. Louvain, 1953r. Vol. 1: [Versio]. P. 500-501. (CSCO; 78. Arab.; 12), эфиопы - в 17-й день месяца якитти (ActaSS. Nov. T. 3. P. 20). Лит.: Ballarini L. Elisabetta//BiblSS. Vol. 5. Col. 1079-1087; Baldi. D. Enchiridion Locorum Sanctorum: Doc. S. Evangelii loca respicientia. Jerusalem, 1982r; Younker R. W. Beth-haccherem//ABD. Vol. 1. P. 686-867; Slayton J. C. Elisheba//Ibid. Vol. 2. P. 474; Witherington B. Elizabeth//Ibid. P. 474-475; idem. The Birth of Jesus//Dictionary of Jesus and the Gospels/Ed. J. B. Green e. a. Downers Grove (Ill.), 1992. P. 60-74; Brown R. E. The Birth of the Messiah. N. Y.; L., 19932. P. 256-285, 330-392; idem. An Introduction to the NT. N. Y.; L., 1997. P. 225-230; Durham J. I. Exodus. Waco (Tex.), 1998. P. 79-84. (WBC; 3); Nolland J. Luke. Vol. 1: 1-9: 20. Dallas (Tex.), 1998. P. 13-81. (WBC; 35a); Bauckham R. Gospel Women: Studies of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (Mich.); Camb., 2002. P. 47-76; Murphy C. M. John the Baptist: Prophet of Purity for a New Age. Collegeville (Minn), 2003. P. 41-49. П. Ю. Лебедев Гимнография Почитание св. Иоанна Крестителя , равно как и чудесные обстоятельства его рождения, обусловило почитание Е. как матери св. Иоанна Крестителя, поэтому Е. вспоминается в правосл. богослужении в те дни, когда вспоминается его зачатие (23 сент.) и рождество (24 июня). В гимнографических произведениях упомянутых праздников в студийских и иерусалимских Минеях говорится об обстоятельствах зачатия и рождения бесплодной Е. св. Иоанна Крестителя, а также о встрече Е. с Пресв. Богородицей (напр., стихиры 24 июня на «Господи, воззвах»        , на стиховне            ). Слова Е., сказанные Пресв. Богородице при их встрече («благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» - Лк 1. 42a), легли в основу часто употребляемого в правосл. богослужении гимна «Богородице Дево» , а также стали весьма распространенной формой прославления Пресв. Богородицы, что можно видеть во мн. песнопениях правосл. богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/189821.html

е. в темницу) (2, 4); о воображаемом переносе человека его душою (2,10). Apol.: о переносе благодати на кого-либо (21, 6); о переносе почитания с одного на другое (21, 27); о переносе (возложении) надежды на кого-либо (24,4); о распространении слова Божия (31,1); о преображении вида мира (48, 12). De test.: о переселении души из человека в животных (4,2, ср.: De ап., 32, 2; 32,4; 32,7—8). De praescr.: о переходе к другому благовествованию (27,3, ср.: Adv. Marc., 120,4 и 6; V 2,4—5). Scorp.: о перенесении на небо всего, чем караются христиане (10,9; ср.: 10, 13). Adv. Herm.: об «избавлении» Гермогеном Бога от зла (11, 2); о преобразовании к лучшему (37,1; ср.: 37,3 и 43,2); о превращениях (39, 1). De pal.: о перемене одежды (4, 2); об измене природе и скромности (4,8). Adv. Val.: о переносе Ахамот на вершину (31,1). De ап.: об отнесении слова к кому-либо (35,3); о переносе Илии (35,6); о переносе Илии и Еноха (50, 5, ср.: De res., 58, 9; Adv. Iud., 2, 13 и 4, 6 — о Енохе). De cam.: о переносе крови (20, 6). De res.: о лишении собственного свойства (30,1); о перенесении членов в вечную жизнь (47,8); о перемещении в вечность (60,4). Adv. Iud.: о метафорическом использовании названий местностей вместо присущих им грехов (9,13, ср.: Adv. Marc., Ill, 13,9); об изменении прежнего имени (9,21, ср.: Adv. Marc., III, 16,3). De bapt.: о переносе духа от Иоанна к Господу (10, 5); о приведении Израиля в пустыню (20, 4). De or.: о чаше из Лк. 22:42 (4, 5, ср.: De fuga. 8, 4); о доставлении пищи (29, 1). Ad их.: о переходе в ангелоподобное состояние (1,1,4). De cult.: о перемене отечества (II, 6,1). Adv. Marc.: об отнесении к Богу высшего величия (1,4,3); о переносе в рай (II, 4,4; II, 10,3); об обращении ко злу (II, 10,4); о перемещении в Царствие Небесное (III, 24,6); о перенесении нажитого имущества в Вавилон (IV, 15,9); о переносе имени кровных родственников на других (IV, 19, 11; 26, 13); о том, что переносить можно лишь то, чем человек обладает (IV, 19,12); о передаче Христу вероучительной власти Моисея и Илии (IV, 22,11); о переносе (т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

" В какой город войдете и не примут вас,.. бегите отсюда в другой город, и если из него вас будут гнать,.. бегите опять в другой город» (ср. Мф.10:23 ). Это не на всех людей распространил, но сказал об одних учениках, потому что (тогда еще только) начиналась новая проповедь , и числом их было мало. Чтобы против них не соединились и не истребили память о них от земли и (таким образом) не воспрепятствовали бы насаждению благовестия Его в народах и учения, и наставления Его в тварях, для того сказал: «если вас изгонят из одной страны, то бегите в другую» (ср. Мф.10:23 ). Если бы апостолы не убежали в то время, когда Стефан был побит камнями ( Деян.7:57–60 ), то они сами, конечно, не избежали бы мучения. А если бы Господь распространил эту Свою заповедь на все поколения, то кто бы решился подвергать себя мученичеству ради Него? Далее, дабы показать, что не изъял и апостолов от мученичества, еще раз – хорошо сие уразумей – воодушевил их, дабы не страшились и не скорбели, если с ними случится нечто подобное тому, что Он показал им на Себе Самом, когда не убежал от тех, которые должны были вести Его на Крест, и об этом ясно сказал им в следующих словах: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Ин.15:20 ). И сказал: «не бойтесь тех, которые убивают тело, души же не могут убить» (ср. Мф.10:28 ). И вот мы видим, что те, которым сказано было: «все бегите» (ср. Мф.10:23 ), – один за другим приносят себя в жертву хвалы, в свидетельство всех народов. Или: так как дал им великую власть, когда избрал их, ибо таковая (власть) была необходима в то время, то, чтобы они не возгордились этой властью, научил их смирению, говоря: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой» (ср. Мф.10:23 ). Подобным образом Господь, пока был с ними, не позволил им того, о чем они просили, говоря: «хочешь ли, мы скажем, и сойдет огонь... и истребит их?» (ср. Лк.9:54 ). И поскольку ученики подумали в себе, ибо сказал: «к... самарянам и язычникам не ходите» (ср. Мф.10:5 ), и добавил: вас из одного города, бегите в другой» (ср. Мф.10:23 ): «Что мы будем делать, если не достанет городов?» – то посему укрепил их дух, говоря: «истинно говорю вам, не успеете обойти эти города, как приду к вам» (ср. Мф.10:23 ). Так как хотел прийти после воскресения (Своего), то сказал: «не успеете обойти все города, как Я приду к вам». Именно, послал их в города, в которые Сам хотел прийти. Или (слова): «не успеете обойти их» (ср. Мф.10:23 ) – означают то, что после тридневного воскресения Его, которое и есть явление Его, к ним придет Его сила. А если хорошо вникнуть, (этими словами) сказал им, что (сначала) они будут изгнаны из многих городов, а потом (уже) Он явится к ним; однако на самом деле так не сделал, но Своим явлением неожиданно принес помощь их малодушию 141 , ибо после воскресения явился им, укрепил их и обновил дуновением ( Ин.20:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Лк.24:13–35 . Сказание о явлении воскресшего Господа Еммаусским путникам, о котором лишь кратко упоминает ев. Марк ( Мк.16:12–13 ), составляет особенность Евангелия от Луки, который подробно передает об этом замечательном явлении. Лк.24:13–14 . «В тот же день»: в который утром жены мироносицы и Петр с Иоанном ходили к гробу ( Лк.24:1–12 ), т. е. в самый день воскресения Христова. – «Двое из них»: не из одиннадцати учеников, от которых далее эти два ученика прямо отличаются (ст. Лк.24:33 ), а из бывших в то время вместе с одиннадцатью прочих (ст. Лк.24:9 ), т. е. может быть из числа 70 Апостолов ( Лк.10:1 ), во всяком случае весьма близких к Апостолам (ст. Лк.24:22, 24 ). Один из этих путников называется далее (ст. Лк.24:18 ) Клеопой: это может быть тот Клеопа, о жене которого – сестре Богоматери, Марии, упоминается в Евангелиях и в предании (ср. прим. к Мф.1:24, 12:46–47 ). Другой же, по преданию, был сам ев. Лука (ср. Феофил.), который может быть по тому самому, что был сам свидетелем -очевидцем этого события, и описывает его так подробно и наглядно. – «В селение, называемое Еммаус»: это не тот Еммаус, который лежал в долине Иудейской, недалеко от Геннисаретского озера, и после назывался Никополем (хотя Евсевий и Иероним и разумеют этот Еммаус). Это был довольно большой город, а евангельский Еммаус – селение; тот отстоял от Иерусалима на 176 стадий, а евангельский – на 60 только стадий. – Полагают, что евангельский Еммаус – селение на западе от Иерусалима по дороге в Иоппию (нынешнее Кулониех), в двух добрых часах пути от Иерусалима. – «Стадий шестьдесят»: приблизительно 10–12 верст. – «Разговаривали о всех сих событиях»: т. е. о событиях последних дней жизни Иисуса Христа, или событиях этого дня, описанных в начале этой главы Евангелия. Эти события, как видно, тяжело легли на их душу; они не знали, что думать о них, находились в недоумении и от того были печальны (ст. 17). Лк.24:15–16 . «Приблизившись, пошел с ними»: догнал их дорогой и пошел как спутник их, которому нужно идти дальше одной дорогой с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010