Вопрос: Объясните, пожалуйста, почему по ходу службы в церкви «Господи, помилуй» многократно доминирует над «впрочем, не как я хочу, но как Ты»? «Не как я хочу, но как Ты» - это доверие своей судьбы Господу. Доверие, без которого немыслимо возлюбить Бога. «Господи помилуй», без смещение акцента в сторону доверия, по моему мнению, исключает возможность любви к Богу. Разве любовь не предполагает в пределах своих самопожертвования? Я не понимаю, как можно возлюбить Того, Чьей воле не доверяешься безоглядно и поэтому постоянно просишь не судить строго. Заранее благодарен за ответ. С уважением, Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Наше богослужение и вообще духовная жизнь имеет своим источником Священное Писание. Совершенными  образцами молитв являются псалмы, составленные пророком Давидом и другими богодухновенными мужами. Св. апостол Павел призывает: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:18-19). В псалмах часто звучит мольба о помиловании без того прибавления, о котором Вы пишете: «Помилуй меня и услышь молитву мою» (4:2); «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен» (6:3); «Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня» (9:14); «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне» (30:10); «Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою»(40:5); «Помилуй меня, Боже!» (55:2); «Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут бед» (56:2); «Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день» (85:3) и т.д. 50-й псалом тоже начинается теми же умилительными словами: «Ханнени, Элохим…» («Помилуй мя, Боже…»). Разве не призывает нас к этому Спаситель: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф.4:17)? И святые апостолы учили: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19). Апостолы не только призывали к покаянию, но и возгревали в учениках Христа надежду: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:9). Богу угодны наши молитвы о прощении грехов. Это очевидно из притчи о мытаре и фарисее. Мытарь просил только помиловать его («ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!», Лк.18:13) и  ушел оправданным.  

http://pravoslavie.ru/6336.html

  БОГОСЛОВИЕ Об избрании по жребию апостола Матфия Протоиерей Александр Шаргунов   Что означает избрание по жребию апостола Матфия, описанное в книге Деяний? То, что положено Самим Господом в основание апостольского служения в Церкви на все времена. Апостол Павел свидетельствует, что он избран «не человеками и не через человека» (Гал. 1, 1). Таким же было избрание всех апостолов. «Он взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел» (Мк. 3, 13). Не тех, кого мы считаем самыми подходящими для служения в Церкви. Но тех, кого Он считает таковыми. Христос призывает, кого Сам хочет. По человеческим меркам, люди, которых избрал Господь, мало подходили для столь ответственного служения. Двенадцать апостолов были самыми обыкновенными простыми людьми. Но Сердцеведец Господь избирает их. И точно также здесь. По человеческому - христианскому - рассуждению они, естественно, должны были быть из числа свидетелей воскресения и теми, кто во все дни следовал за Господом во время Его общественного служения. Но необходимо было также исполнить второе, не менее важное условие, чтобы стать апостолом - посланным Богом. Само собой разумеется, для этого надо быть избранным Богом. В этом смысл молитвы: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства» (Деян. 1, 24-25). Далее сказано: «и бросили о них жребий». Совсем неслучайно слово «жребий» звучит в двух значениях. Так всегда было в Ветхом Завете, идет ли речь о Святой Земле (Числ. 26, 55-56; 33, 54), о царе Израиля или о священническом служении (Ездр. 2, 63; Неем. 7, 65). В начале Евангелия от Луки Захария по жребию входит в храм Господень для каждения (Лк. 1, 9). После Пятидесятницы в первых христианских общинах служение распределялось также по жребию, который одновременно определял «эсхатологический жребий или вечный удел», дарованный Богом. Апостолы по жребию получают землю, где они должны благовествовать. Божия Матерь, согласно преданию, принимает жребий служения в земле Иверской. Ничего удивительного в том, что человека, избранного Богом, зовут Матфий, т.е. «дар Божий».

http://moral.ru/elect.html

Архимандрит Андрей (Конанос): Почему Церковь вызывает страх в людях Бог не поручает нам выносить приговоры 24 марта, 2017 Бог не поручает нам выносить приговоры «И у меня есть право – иметь массу духовных проблем. Но возводить свои проблемы в церковный канон, придавать Церкви оттенок своей “веры” и распространять такую “веру” вокруг себя – это уже великий грех». Почему людям нравится бичевать себя и других и как принести друг другу утешение, размышляет архимандрит Андрей (Конанос). Господь не устанавливал армейской дисциплины Архимандрит Андрей (Конанос) Мне очень нравится, что Господь не устанавливал среди учеников армейской дисциплины. Он не давал им формальных указаний, как вести себя с Ним, не говорил: «Разговаривайте со Мной так-то и так-то! И прошу вас, никаких необдуманных слов!» Напротив, Он предоставлял ученикам возможность говорить то, что они действительно думали. Быть самими собой. Ведь для Господа все святые апостолы были детьми – пока что неразумными. И конечно, иногда Он делал им замечания. Например, после того как ученики хотели призвать огонь с неба на самарянское селение, где им отказались предоставить ночлег (Лк. 9:53-54), Господь запретил им со словами: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55-56). Таким образом Иисус дал понять ученикам, что они пока не знают Его Духа, Его смирения и любви. Но все это Он сказал им после того, как выслушал. Да, Господь сделал ученикам замечание – но только когда они сами открыто поделились с Ним своими мыслями. Вот что прекрасно! Иисус Христос, Бог Господь, не вызывал страха. Почему люди так часто боятся Церкви? Почему же сегодня люди так часто боятся Церкви? Почему и я, и ты вызываем в них этот страх? Почему те, кто уподобился здесь, на земле, смиренному Христу своим авторитетом, влиянием и властью, часто вызывают трепет и ужас? Ведь Сам Господь не вызывал никакого страха учеников, находившихся рядом с Ним. Помните, как в Галилее апостолы Филипп и Андрей в большой простоте говорили Христу о нехватке еды для всех присутствующих?

http://pravmir.ru/arhimandrit-andrey-kon...

Каково христианское отношение к еретикам и сектантам? Какой урок подает нам Спаситель? Как соотнести «быть всем для всех» апостола Павла с его же словами: «еретика отвращайся»? Почему святитель Иоанн Златоуст называл брезгливое отношение к заблудшим «сатанинским»? Как правильно построить миссию и не допустить ее превращения в «контрмиссию»? На пользу ли проповеди Православия сбор компромата на секты и сектантов? Отвечает протоиерей Олег Стеняев. Евангельское учение об отношении к еретикам (сектантам) Христос и самарянка у колодца Библейское учение о самарянах, в связи с заявленной темой, заслуживает нашего особого внимания. Самаряне – классическая секта (ересь), возникшая внутри иудаизма . Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10: 5). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4: 22); здесь Он отождествляет Себя Самого – словами «мы знаем» – с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9: 53). Последняя история заслуживает нашего особенного внимания. Иногда мы, христиане, увы, забываем, каким Духом движимы Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна: сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «“Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?” Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: “не знаете, какого вы духа”» (Лк. 9: 54–55). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким Духом движимы. Православная «Толковая Библия» А.П. Лопухина поясняет:

http://pravoslavie.ru/92077.html

О том, почему люди стали делиться на лагеря и как в ответ на злобу и гнев взращивать в своем сердце любовь, мы поговорили с настоятелем Петропавловского храма г. Саратова игуменом Нектарием (Морозовым).      – В последнее время ненависть стала особенно ярко звучать в нашей жизни, социальных сетях и мессенджерах. Становится по-настоящему страшно от таких настроений людей, но еще страшнее видеть в когорте тех, кто сеет ненависть, православных верующих. Почему ненависть захватила именно информационное пространство? И как бороться с ненавистью в себе самом? Вне экстремальных ситуаций мы мало что знаем о самих себе – Это многоплановый вопрос. Во-первых, вне экстремальных ситуаций мы мало что знаем о самих себе, да и об окружающих. Но когда наступает час «Ч», в человеке проявляется его глубинная сокровенная сущность. Очень грустно наблюдать, что эта человеческая сущность зачастую представляет собой горькое зрелище. Ненависть, вражда, желание зла кому бы то ни было – то, что априори должно быть невозможным для христианина. Но мы видим обратное сегодня. А это серьезный повод, чтобы задуматься, кто мы и какого мы духа. Помните, что Господь ответил, когда ученики, видя, что Его не приняли в самарийском селении, потому что у Него был вид путешествующего в Иерусалим, предложили: «Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?» (Лк. 9: 54)? Господь запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9: 55). Это вразумление для всех людей, которые горят ревностью об уничтожении инакомыслящих или инакоживущих. Если мы испытываем злобу, то это (что совершенно очевидно) не дух Христов! Это может быть гибельно. – Но как не испытать злобу, если убили твоих родных? – Да, каждый убитый человек является чьим-то братом, чьей-то сестрой, чьим-то отцом, чьей-то матерью, чьей-то женой, чьим-то ребенком – и запускается цепная реакция ненависти и злобы. Надо быть человеком высокой христианской жизни, чтобы в случае убийства родного человека не взять в руки оружие и не воздать должным образом. Это удел немногих – по-христиански прощать и принимать. Ведь это требует огромных духовных сил.

http://pravoslavie.ru/146821.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вознесение Господне – 1) переселение/перемещение Господа Иисуса Христа (по человеческому естеству) с земли на Небо, в Дом Отца, состоявшееся по завершении Им дела Искупления человека, на 40й день по Воскресении ( Лк.24:50-52 и Деян.1:9-12 ); 2) двунадесятый Церковный Праздник, установленный в честь Вознесения Спасителя, торжественно отмечаемый на 40й день после Пасхи (в 2024 году 13 июня ). Какие события вспоминаются в праздник Вознесения Господня? В день Вознесения Господня Церковь вспоминает события, произошедшие через 40 дней после того, как Иисус Христос воскрес. После Воскресения Спаситель не раз являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию на них Святого Духа, совершившегося вскоре по Вознесении, в день Пятидесятницы. В день Вознесения Господь собрал апостолов, вывел их «из города до Вифании» ( Лк.24:50 ), селения, располагавшегося на Елеонской горе. На Елеонской горе Христос благословил их и стал возноситься на Небо. Во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком. При Его восхождении явились два Ангела – они возвестили собравшимся людям (и в их числе апостолам) о грядущем Втором пришествии Христа (см. Деян.1:9-11 ). Что было после Вознесения Господня? По Вознесении Христовом апостолы вернулись в Иерусалим. Именно там через несколько дней на них сошел Святой Дух. Какова краткая история праздника Вознесения Господня? До конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были единым праздником. Пятидесятницу отмечали не один день в году – это был целый период церковного календаря. Когда Пятидесятница стала самостоятельным праздником, отдельно стали отмечать и Вознесение. Первые упоминания об этом можно встретить у святителя Григория Нисского и святителя Иоанна Златоуста . Где по Вознесении Своем пребывает Иисус Христос? Воскресший Иисус Христос пребывает теперь с Отцом, «одесную Бога» ( Мк.16:19 ; Деян.7:55 ). Сказать иначе, Христос восшел превыше Небес ( Еф.4:10 ). Это, конечно, не означает, что ныне Спаситель вне Земной Церкви. Как Бог, Он присутствует везде, в том числе в каждом христианине; Тело и Кровь Искупителя доступны для потребления верующими в Таинстве Евхаристии. Кроме того, Вознесением Христа не исключается возможность Его особых явлений частным лицам или же группам лиц. В «каком» Теле восшел на Небо Иисус Христос?

http://azbyka.ru/voznesenie-gospodne

Самаряне, или евангельское учение об отношении к людям другой веры. 29.06.2015 08:04:39 Протоиерей Олег Стеняев Библейское учение о самарянах, заслуживает нашего внимания, исходя из напряженности существующей между разными христианскими общинами и движениями. Самаряне – классическая секта, возникшая внутри иудаизма. Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «…на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» ( Мф.10:5 ). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин.4:22 ); здесь Он отождествляет Себя Самого, словами «мы знаем», с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» ( Лк.9:53 ). Последняя история заслуживает особенного нашего внимания. Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна, сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» ( Лк.9:54-55 ). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким Духом движимы. Православная «Толковая Библия Лопухина » поясняет: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома ( Мк.3:17 ), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа».

http://radonezh.ru/analytics/samaryane-i...

Сегодня много «горячих голов», много тех, кто считает, что закон силы – это самый правильный закон. И потому надо наводить страх и ужас, использовать максимально силу для достижения целей. Это происходит и на межличностном, и на межгосударственном уровнях. В Евангелии есть такая история: «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк. 9: 51–55). Так какого же мы духа? К чему призывает нас Спаситель? И как должно вести себя государство в этом мире, например наша страна? Оправданна ли сила? Об этом рассуждает протоиерей Олег Стеняев . Иногда мы, христиане, действительно, забываем, в каком времени живем и каким духом движимы. Православная толковая Библия Лопухина объясняет так этот эпизод Евангелия от Луки: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома, желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия тоже имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа». Господь не оставил сынов громовых без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 56). Святые отцы поясняют: «Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью» (блаженный Феофилакт).

http://pravoslavie.ru/89898.html

О святой равноапостольной Марии Магдалине 2 сентября 2006 г. 11:37 Святая Мария Магдалина родилась в Палестине, в пределах Магдалы, недалеко от Капернаума. Получив от Христа Спасителя чудесное избавление от одержимости бесами, уверовала и последовала за Ним. В Евангелии от Матфея о ней сказано немного. Сначала она упоминается в числе женщин, которые «следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему» (Мф. 27, 55-56). Она присутствует при распятии Христа, а затем мы видим ее и «другую Марию» сидящими «против гроба» Христа (Мф. 27, 61). Спустя три дня, после того, как прошел субботний запрет на деле и передвижения, она опять с «другой Марией» приходит к гробу. Им являет ангел в белой одежде и сообщает о воскресении Христа (Мф. 28, 1-8). В Евангелии от Марка мы впервые видим Марию Магдалину в числе женщин, которые присутствуют при кончине Христа Спасителя: «Были тут и женщины, которые смотрели издали; между них была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова младшего и Мария Иосифова, и Соломия, которые и тогда, как он был в Галилее, следовали за Ним и служили ему» (Мк. 15, 40-41). Еще раз она появляется в момент погребения Господа: «Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где его полагали» (Мк. 15, 47). В последней, 16-й, главе этого Евангелия говорится о том, что три женщины — Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Соломия «купили ароматы» , чтобы умастить тело Христа. Женщины видят, что камень от двери гроба отвален, а внутри сидит юноша, облаченный в белую одежду. Юноша, как и ангел в Евангелии от Матфея, говорит им о воскресении Христа. На этом сходство этих Евангелий заканчивается. Далее в Евангелии от Марка говорится: «Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16, 9). Эти «семь бесов» в дальнейшем будут ассоциироваться именно с ней. Известна средневековая мистерия XV в. «Мария Магдалина», где эти семь бесов во плоти преследуют ее. Меньше всего говорится о Магдалине в Евангелии от Луки, где она никогда не выделяется отдельно. Впервые о ней говорится как о «Марии, называемой Магдалиною, из которых вышли семь бесов» (Лк. 8, 2), и второй раз мы видим ее в числе женщин, которые пришли умастить тело Христа ароматами. Им предстали «два мужа в одеждах блистающих» и возвестили о воскресении Христа (Лк. 24, 4). В отличие от Евангелия от Марка, изгнание из Марии Магдалины семи бесов в Евангелии от Луки имело место до распятия Христа, когда он приходил с проповедями по городам и селениям.

http://patriarchia.ru/db/text/137932.htm...

Содержание Беседы о Молитве Господней: Начальные слова молитвы (призывание)    Сегодня, с помощью Божией, мы начнем беседы о Молитве Господней. Название «Молитва Господня» дано той молитве, которая начинается словами Отче наш.    Почему эта молитва называется «Молитвой Господней»?    Дело в том, что молитвы, употребляемые Святой Церковью, имеют различное происхождение.    Одни молитвы составлены святыми угодниками Божиими, духоносными отцами.    Другие молитвы люди заимствовали от Ангелов; такова молитва «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», воспетая Ангелами в ночь Рождества Христова (Лк 2:13-14), от Ангелов также заимствованы молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святым Безсмертный...» и «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего».    Есть молитва, составленная и воспетая Пречистой Девой Марией, — «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1:46-55). Эта молитва поется Церковью ежедневно, за исключением только нескольких дней в году.    Молитва же Отче наш дана людям Самим Господом Иисусом Христом, поэтому она называется «Молитвой Господней».    Ученики просили Господа Иисуса Христа научить их молиться, в ответ на эту просьбу Он и дал им молитву Отче наш (Мф. 6:9-13).    Поскольку эта молитва дана Самим Господом, то мы должны относиться к ней с величайшим вниканием; должны уяснить себе смысл не то что каждого слова молитвы, но и порядка, в каком одно слово следует за другим.    Сегодня мы остановимся на начальных словах Молитвы Господней: Отче наш, Иже еси на небесех!    В этих словах раскрывается истина, имеющая основное значение и для христианского мировоззрения, и для христианской жизни.    Все народы Земли имели и имеют религию, все народы стремятся познать Бога, войти с Ним в единение, в контакт, построить свою жизнь по Его закону.    Но познать Бога — дело нелегкое, дело, требующее великого труда, великого напряжения всех сил человеческой души.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010