Послание апостола Иуды Сведения о писателе Писатель этого Послания называет себя Иудой, рабом Иисуса Христа, братом Иакова, но трудно решить, кто был этот Иаков. Западные толкователи почти единогласно признают этого Иуду за одно лицо с Иудой Фаддеем, или Леввеем ( Мф.10:3 ), бывшим в числе 12 апостолов и называемым Иудой иаковлевым ( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ). Но как апостол Иуда был скорее сыном Иакова, а не братом, так и писатель Послания в заглавии его скорее означил бы своё апостольское достоинство, нежели родство с Иаковом. Между тем, об этом достоинстве писатель вовсе не упоминает и даже как бы исключает себя из числа апостолов ( Иуд.1:17 ). Посему гораздо справедливее признать, что этот Иуда был брат Господень и стало быть сын Иосифа обручника от первой его жены и брат Иакова – писателя первого Соборного Послания. В числе XII-mu он не находился, как и другие братья Господа, и с Иудой Леввеем не имел ничего общого. По преданию (Constit. apost. 7:46), он был преемником своего брата Иакова в епископстве Церкви иерусалимской и дожил до времени Домициана (Евсевий, Ист. Ц., 3:20). Других сведений о его жизни и смерти предание нам не сохранило. Подлинность Послания и достоинство его. В подлинности Послания Иуды нельзя сомневаться. Каталог Муратория полагает его в числе Соборных. Ориген (Comm. in Matth. 13:55) хвалит его как исполненное небесной благодати; и прежде Оригена , учитель его, Климент (Paedag. 3:8; Strom. 3:2), а на Западе Тертуллиан (De cult. fem. 1:3), говорят о нём, как о несомненно принадлежащем Иуде. Между тем Евсевий (Ист. Ц. 3:25; 6:14), Иероним (De vir. ill. с. 4), Амфилохий (Ер. Nazianz. carm. 125) свидетельствуют, что это Послание не всеми Церквами было признаваемо за каноническое. В Сирском переводе его нет. Причиной сомнения в каноническом достоинстве Послания, как справедливо заметил Иероним (loco cit.), было не историческое происхождение Послания, а его внутреннее содержание. В 14-м стихе Иуда приводит пророчество патриарха Еноха, которое почиталось заимствованием из апокрифической «книги Еноха» и давало повод отвергать само Послание Иуды. Кроме того в 9-м стихе Послания упоминается о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея; но этот спор неизвестен из Священных Книг Ветхого Завета. Он рассказывался преданием и составил содержание известного впоследствии апокрифа «Успение», иначе " Восхождение, или Вознесение Моисея». Но как подобные ссылки священных писателей на малоизвестные нам предания, хотя бы даже заимствованные из апокрифов или из языческих писателей, нисколько не унижают Священных Писаний, и не возвышают книг ложных самих по себе; то и сомнения, возникшие по поводу таких ссылок, скоро были оставлены всеми. Лица Послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Слово в первую неделю св. Великого поста 43 Да искушает человек себе ( 1Кор.11:28 ). Нет человека, который не имел бы греха; нет человека, которому не нужно было бы исправление. Есть праведники на земле, но и те, как говорит Слово Божие, падают седмирицею в день ( Притч.24:16 ). Есть избранные Божии, но и те чувствуют в себе ин закон, который воюет противу закона ума, и делает их пленниками греха ( Рим.7:23 ). Время поста есть время исправления. Кто же из нас, братие, не позаботится во дни сии о своём исправлении? Кому не нужно исцеление души от болезней греховных? Но чтобы исправиться, выздороветь душою, и встать с ложа греховного, нужно вникнуть в себя самого, и рассмотреть все дела свои. Да искушает человек себе ( 1Кор.11:28 ). Познание самого себя есть вступление в покаяние, а изменение себя в нового человека после раскаяния в прежних грехах есть истинное покаяние. Вот предмет беседы моей с вами, братия, предмет и настоящему времени приличный, и нужный для каждого, кто чувствует нужду в исправлении себя. Самопознание весьма нужно. Кто не имеет оного, или имеет, но неверное, тот никогда не исправится. В самом деле, что заставит его стараться о исправлении своих недостатков и своих слабостей, когда он не знает об них, или даже считает их совершенствами? Какая будет ему нужда заботиться о приобретении того, чем, по его мнению, он уже владеет, или о восстании из бездны, из которой, кажется ему, он давно уже вышел? Кто слеп, тот не видит чёрных пятен на своей одежде: для него всё равно, чиста ли она, или нечиста, блистательна ли, или не блистательна. Итак, кто не знает своих наклонностей, своих привычек, своих грехов, тот не переменит ни мыслей своих, ни поступков. Одно самопознание открывает, что в нём бело и что чёрно, что добро и что зло; без него что заставит нас исправиться в поведении? Испытывайте самих себя, увещевал апостол коринфян, в вере ли вы, самих себя исследуйте ( 2Кор.13:5 ). Не так же ли увещевает ныне и нас св. Церковь ? Для чего учреждён пост, как не для умерщвления страстей? Для чего нужно их умерщвление, как не для лучшего испытания совести? Для чего учреждено ныне особенное богослужение, особенные молитвы с земными поклонами, с коленопреклонением, как не для возбуждения в нас чувства своей греховности? Для чего сие чувствование, как не для большего сокрушения о грехах? – Всё сие говорит нам прямо: да искушает человек себе. Спаситель наш некогда упрекал учеников Своих в недостатке самопознания, когда они не знали о себе, какою духа были ( Лк.9:55 ). Не паче ли обличит нас своим словом чрез нашу совесть, если приступим к таинствам Покаяния и св. Причащения недостойно, без приуготовления и размышления?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУГ [нем. Hug] Иоганн Леонард (1.06.1765, Констанц - 11.03.1846, Фрайбург-им-Брайсгау), нем. католич. библеист. В 1783 г. по окончании гимназии в родном городе поступил в Фрайбургский ун-т. В 1789 г. принял священнический сан, в 1791 г. стал профессором кафедры ВЗ, годом позже - и кафедры НЗ. Г. принадлежит теория о том, что в нач. III в. неск. типов новозаветного текста в течение короткого времени слились в один тип, к-рый обычно называют западным и к-рый Г. назвал κοιν κδοσις (общий тип). Г. считал, что к сер. III в. этот текст был отредактирован Оригеном в Палестине, впосл. его принял в таком виде блж. Иероним ; в Египте текст был изменен Исихием Александрийским , а в Сирии - Лукианом , пресв. Антиохийским (обе редакции не были приняты блж. Иеронимом). Хотя Г. в целом исходил из верной концепции зап. типа текста и его многочисленных версий, попытки соединить 3 редакции Септуагинты (происхождение к-рых он считал точно установленным) с 3 типами текста НЗ не увенчались успехом. Заметным вкладом в развитие католич. библеистики того времени было участие Г. в дискуссиях о т. н. синоптической проблеме . Существовавшим тогда в протестант. библеистике вариантам решения (гипотезам Первоевангелия (И. Д. Михаэлис ; Г. Марш, Г. Э. Лессинг , И. Г. Эйхгорн ), фрагментов (Ф. Д. Э. Шлейермахер ), устного предания (И. Г. Гердер , И. К. Л. Гизелер ), взаимного использования (И. Я. Грисбах )) Г. противопоставил свой вариант, в рамках к-рого пришел к выводу об исторической достоверности раннехрист. традиции, утверждавшей последовательность возникновения синоптических Евангелий. Так, приоритет возникновения Евангелия от Матфея он обосновывает материалом рукописной традиции - указанием на существование 2 видов текста: на рукописи, в к-рых первыми стоят Евангелия, написанные апостолами из круга 12 учеников Иисуса Христа (Мф-Ин-Лк-Мк), и на те рукописи, к-рые располагают Евангелия в их хронологическом порядке (Мф-Мк-Лк-Ин) (см.: Einleitung. 18081. Bd. 1. S. 1-2). Евангелист Матфей пишет как иудей для иудеев, о чем, по Г., свидетельствуют многочисленные цитаты из ВЗ и аллюзии на текст ВЗ, а также центральная схема всего евангельского повествования - «обетование-исполнение», цель к-рого доказать, что Иисус Назарянин и есть обетованный в ВЗ Мессия. Стремясь опровергнуть гипотезу Первоевангелия во всех ее вариантах, Г. утверждает, что Евангелие от Матфея изначально было написано на греч. языке, к-рый более чем еврейский был распространен в Палестине к времени возникновения Евангелий. Хотя, как признает Г., помимо LXX ап. Матфей знал и евр. текст ВЗ, но не использовал его в качестве источника (ср.: Ис 29. 13 и Мф 15. 9) (Ibid. S. 55).

http://pravenc.ru/text/168237.html

Торжественна встреча Христа, Царя Израилева 35 Народ мног, пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваия от финик, и изыдоша во сретение Ему, и зваху, глаголюще: осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев ( Ин. 12:12,13 )! Невозможно описать всего величия и необычайности этой встречи! Ни прежде, ни после нее, не было в мире ничего подобного. ’ Это была торжественная, всенародная встреча обетованного праотцам предвозвещенного Пророками, ожидаемого в продолжение 55-ти веков, Избавителя мира, Сына Давидова, Христа, Царя Израилева. Он мирно вступал в царственный город Давидов, восседая на осле, покрытом одеждами учеников. Но бесчисленное множество народа приветствовало Его, как победителя смерти, который, в довершение всех дивных чудес своих, воздвиг из мертвых уже четыре дня лежавшего в гробе Лазаря. С неописанным восторгом, все наперерыв спешили выразить Божественному Иисусу свое усердие, чем кто мог. Одни постилали Ему по пути свои одежды; другие срезывали ветви с дерев и, потрясая ими в воздухе, как знамениями победы, бросали их пред Ним. А все вместе, предшествуя Ему и сопровождая Его, – даже малые дети, приветствовали Его единодушными восклицаниями: „осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Мир на небеси и слава в вышних! Осанна! Осанна в вышних! ( Мф. 21:9 ; Лк.19:38 ) Таким-то образом встречали Царя Христа народ и дети. Но, ах! среди сего множества ликующих и веселящихся о Господе, были и такие люди, которым эта встреча Господа, и эти восклицания в честь Его были вовсе не по сердцу. То были фарисеи, первосвященники и книжники. Фарисеи даже осмелились сказать Господу: „Учитель! уйми учеников своих» ( Лк. 19:39 )! А первосвященники и книжники открыто изъявили пред Ним свое негодование на восклицание отроков: „осанна Сыну Давидову, и сказали Ему: „слышишь ли, что они говорят ( Мф. 21:15,16 ). – Отчего же, спрашивается, произошло такое мрачное отчуждение от общей священной радости в тех, которые, и по своей видимой набожности, и по значению в обществе, и по своему образованию, должны были еще живее, нежели смиренные ученики Христовы, простой народ и дети, ощущать эту радость при виде Христа Спасителя, Царя Израилева и Божественного Наставника истины?

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Скачать epub pdf В ЗАЩИТУ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ (Толкование на Священное Писание ) «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен» ( 2Тим. 3:13–14 ). «Не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свои преступления должен быть наказываем» ( 4Цар. 14:6 ). Среди людей очень распространен один сословный предрассудок: придают громадное значение происхождению. Если ты сын знатных родителей – к тебе относятся с заискивающим вниманием и тайной завистью. А если твои родные низкого происхождения или преступники – тебя встречают с презрением, иногда не скрываемым... Между тем, этот предрассудок очень неверный и жестокий. У знатных и хороших людей бывают дети богохульники и злодеи. Напротив, в семье преступников созревает будущий благодетель. Одно лишь есть высокое звание у людей: быть настоящим, истинным христианином. Христианин – истинный ученик Христов, есть аристократ духа, будь он княжеского рода, или сын блудницы или убийцы. Христос Спаситель, среди других великих дел, рассеял и этот предрассудок. Иудеи, современники Господа Иисуса, говорили насмешливо о Назарете: «Из Назарета может ли быть что доброе?» ( Ин. 1:46 ). А Господь поселился именно в Назарете, где протекло Его детство и юность до 30-летнего возраста. ( Мф. 2:23 ; Мк. 1:9 ; Лк. 3:23 ). Евреи весьма гордились своим происхождением от Авраама, особенно высок был жребий колена Иудова, рода Давидова ( Мф. 2:4–6 ). Спаситель был потомок Иуды, Авраама, Давида ( Мф. 1 ), но среди предков Спасителя были убийцы: Давид ( 2Цар. 12:9 ), также блудницы – Фамарь, а также иноплеменка Руфь. Подивись, возлюбленный, Божьему неизреченному снисхождению и не унывай, если среди родных твоих или знакомых будут преступники... Но не забывай, что Давид, сын его Соломон и последующие потомки были цари и царского рода, и Сам Спаситель жил в доме плотника ( Мф. 13:55 ), но был царского рода ( Мф. 2:2 ). Не унижай и ты людей не высокого рода за одно лишь их происхождение. Каждый из нас даст отчет за свои собственные дела на Страшном Суде Христовом, где предстанут пред Спасителем Судьею все: и знатные, и убогие, и мужчины, и женщины, и ученые, и простые, и царь, и нищий. Святой Апостол Павел говорит: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» ( Еф. 6:5–9 ). «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» ( Мф. 23:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

1) Ежели взимается на добрую сторону, есть α) глад или алкание правды, то есть сильное желание правды и приобретение её: блажени алчущии и жаждущии правды ( Мф.5:6 ). Глад, по определению любомудрствующих умов, состоит в желании горячего и сухого, а жажда – в желании влажного и хладного: так духовный глад верной души желает горячести любви Христовой, да насытит Он здесь ею бедного грешника, и влажности Святаго Духа. В телесной пище есть вкус, услаждающий приправу оной: в духовной пище, коею насыщается душа, есть вкус сладости, к коей нас призывает Давид: вкусите и видите, яко благ Господь ( Пс.33:9 ). Ядущие пишу телесную, приносят её к себе: мы, духовную пищу, привлекаем верою, и она в сердце нашем, как в желудке сваривается. Пища должна быть сытная, ибо есть пища, не насыщающая человека. Духовная пища весьма насыщает души, как говорит Бог у Исаии: послушайте мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша ( Ис.55:2 ). И на другом месте: се, работающии ми ясти будут, вы же взалчете: се, работающии ми пити будут, вы же возжаждете ( Ис.65:13 ). И у Иоанна пишется: аз есмь хлеб животный: грядый ко мне не имать взалкатися, и веруяй в мя не имать вжаждатися никогдаже ( Ин.6:35 ). Земные добра не насыщают сердца человеческого, а, подобно солёной воде, к большему желанию побуждают. Они суть рожцы, от коих насытится желал мний сын: и желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния ( Лк.15:16 ). Причина глада нашего есть жар, истребляющий влажность: так, когда гнев Божии нас устрашает, и душевные силы истощает, когда строгость закона нас поражает: обетшаша кости моя ( Пс.31:3 ), тогда начинается в нём глад правды. Алчущие уменьшают глад свой, и Господь алчущих правды исполняет благ. Алчущие телесно могут чувствовать омерзение от пищи: а насыщающийся пищей духовною – всегда алчет: ядущии мя, – говорит Сирах в лице Бога, – еще взалчут, и пиющии мя еще вжаждутся ( Сир.24:23 ). Сюда надлежит ß) глад вечных благ в будущей жизни, о коем Давид: им же образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже ( Пс.41:2 ). Сей глад в своё время истребляется, в будущей, то есть жизни, где по свидетельству Иоанна, не взалчут ктому, ниже вжаждут ( Откр.7:16 ). Алчба духовная и жажда духовная есть желание души, которое истребит Дух Святый, когда всякое желание исполнит: насыщуся, внегда явитимися славе твоей ( Пс.16:15 ). – Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся ( Мф.5:6 ). В сей же жизни сие желание не истребляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Содержание     Книга 1 Книга 2 Книга 3 Книга 4     Npeдucлobue   I. Спаситель и Господь наш Иисус Христос, когда против Него лжесвидетельствовали, «молчал» (Ср. Мф. 26:59—63; Мк. 14:55—61) и, когда Его обвиняли, ничего «не отвечал» (Ср. Мф. 27:12—14; Мк. 15:3—5; Лк. 23:9). Он был убежден, что вся его жизнь и дела, совершенные среди иудеев, сильнее речи, сказанной в обличение ложных свидетельств, — сильнее слов, высказанных в опровержение обвинений. И я, благочестивый Амвросий, собственно, не понимаю, как ты можешь желать даже, чтобы я выступил с опровержением тех лжесвидетельств и тех обвинений, которые Цельс написал и издал в (своей) книге в опровержение христиан и церковной веры: как будто дела (христиан) не составляют сами по себе очевидного изобличения, и учение (христианское) не лучше всяких писаний может ниспровергать лжесвидетельства и уничтожать убедительность обвинений до полного ниспровержения их силы. А в доказательство того, что Иисус «молчал», когда против Него лжесвидетельствовали, достаточно здесь сослаться на слова Матфея, с которыми почти согласуется и то, что написал Марк. Вот изречение Матфея: «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили: и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: «могу разрушить храм Божий, и в три дня создать его». И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал» (Мф. 26:59—63). Но и о том, что он не отвечал, когда Его обвиняли, написано следующее: «Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И, когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился» (Мф. 27:11—14).    II. И на самом деле для всякого хоть сколько-нибудь способного размышлять было чему удивляться: человек, которого обвиняли и о котором лжесвидетельствовали — человек, который имел возможность защититься, представить себя совершенно невиновным, указать на свою безупречную жизнь и на свои поистине Божественные чудодейственные силы (τν δυναμεων, ς απ θεο γεγνηνται) И тем самым дать судье возможность произнести о Нем милостивый приговор — Он, однако, не делает этого, Он даже не замечает своих обвинителей и великодушно не обращает на них никакого внимания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

О трудности высоких самоименований «Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк. 9:55) Слово «христианин» не удержало своей первохристистанской белоснежности. Однако, если сказать (с уважением и многозначительностью) о каком либо человеке: «он — христианин», это прозвучит хорошей характеристикой человека и может прозвучать высоко, даже для слуха неверующих. С именованием «православный» дело обстоит не так хорошо. Призванное обозначать подлинное христианство, среди появившихся подделок и извращений апостольской веры, понятие «православия» и «православности», истинного прославления Бога, посерело в истории... Всякое именование может, вообще, быть сведено к отвлеченности и номинальности, но «высокое» особенно не выдерживает двусмысленности. Имя «христианин» поблекло, потому что в мире было и остается немало номинальных христиан (и православных, и католиков, и протестантов) ничем, в сущности, не отличающихся, по своей психологии и по делам, от людей всецело погруженных в чувственность и суетные дела «мира сего». Но понятие «православный» особенно пострадало в истории. Имя «христианин» несет в себе свое содержание и цель: Господа Иисуса Христа. Христово Имя светит даже среди несоответственного ему «христианства». Слово же «православный» заключает в себе, кроме исповедания истинной веры, еще и понятие какой-то человеческой исключительности, выделенности человека в самом христианстве, как бы возвышения его правды и его веры над правдой и верой других людей. Беда в том, что исключительность и чистоту самого православия многие в истории переносили и переносят на себя, возвышая тем себя и обольщая. Высокая самоквалификация опасна, особенно в религии — об этом ясно предупреждает Слово Божие. «Когда зван будешь на брак, пришедши, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подошед, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою» (Лук. 14:10). Мы видим, Спаситель внушает человеку скромность вообще, а в религиозной области особенно, так как религиозная гордость наиболее близка к фарисейству. И желание молиться Богу только с первого места — есть, конечно, очень вредное и предосудительное, для души, желание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3299...

Пророк Иона Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов: разуме бо, яко пророк, Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися (ревновал, чтобы пророчество не осталось напрасным). Пророк Иона, современник и подданный Израильского царя Иеровоама II († 794), жил незадолго до падения Израильского царства от мечей Ассирийского царя Салманассара в 723 году. Господь повелел Ионе идти в ассирийскую столицу Ниневию и возвестить жителям ее, что их беззакония достигли крайней степени и прогневали Господа. Иона уклонился от исполнения этого повеления. Вместо того чтобы идти, куда велено, он пошел в Иоппию (Яффу) и здесь сел на корабль, отправлявшийся в Фарсис, финикийскую колонию в Испании. Ионе не хотелось быть вестником гнева Божия на Ниневию. Он предполагал, что ниневитяне покаются, и милосердый Господь сжалится над ними, преложит гнев на милость ( Иона.4:2 ), и они будут сохранены на погибель израильтянам. Этого не хотелось пророку: из любви к отечеству он желал погубления ниневитян для спасения от них своего отечества и ревновал о том, чтобы его грозное пророчество против них не оказалось напрасным. Ревность поистине неразумная, а потому не была угодна Господу, хотя и проистекала из доброго побуждения. Поведение пророка не воспрепятствовало исполнению воли Божией: Господь устроил, что пророк все-таки явился в Ниневию и был свидетелем ее помилования. Так неизменна воля Божия относительно спасения грешников! Господь не желает ничьей погибели, но всем хощет спастися и в разум истины прийти ( 1Тим.2:4 ). Он долготерпит самым тяжким грешникам, ожидая от них покаяния и обращения. Пусть грехи их вопиют на небо, как вопияли грехи содомлян и ниневитян, и требуют казни виновным от Его правосудия – Господь медлит Своим судом. Ему жаль грешника. Пусть ревнующие о славе имени Его умоляют Его поспешить воздать нечестивым, поступить с ними, как с бесплодной смоковницей; пусть вместе с апостолами Иаковом и Иоанном просят у Него позволения низвести огонь на презрителей Его святой воли ( Лк.9:54 ) – Он не внемлет этим мольбам и просьбам. Он ожидает, не даст ли бесплодная смоковница плода, если оставить ее еще на год и позаботиться о ней ( Лк.13:8–9 ). Он неразумную ревность о славе Его укрощает напоминанием: не весте, коего духа есте, Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубите но спасти ( Лк.9:55–56 ). Как бы ни были тяжки грехи, кающегося Он всегда готов простить и очистить от них. Давид прогневал Господа прелюбодеянием и убийством и долго не каялся; но как только, выслушав обличение от Нафана, произнес:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010