Вотум 18 июля тем самым свидетельствует, что официальная католическая Церковь утратила способность различения того, что живо, от того, что мертво и значит умерла не только «для мира», но и для самой себя. П. Бицилли «Соединение церквей» в исторической действительности Две «кафолические», всеобщие христианские церкви заявляют о существовании своем на земле. Одна – «греко-российская», православная, восточного исповедания. Другая – ecclesia Romana, римская церковь . На самом деле, однако, есть и может быть лишь одна истинная Церковь . Церковь единая видимо для всех существовала 10 ½ веков до «разделения церквей» в 1054 г. Церковь единая, конечно, существует и после этого до сего дня – невидимо для всех, но видимо для ее членов, которые верят, что она будет существовать до скончания века. Каким образом вновь достигнуть видимого всем несомненного, единства Церкви? Так стоит больной для верующего христианина вопрос. На этот вопрос не один раз в истории люди пытались дать посильный ответ. Ответ этот – «соединение церквей» или уния. Вопрос об унии возник вскоре после «разделения церквей»; первый раз практически поставлен и формально разрешен он был через два столетия после «разделения» – на Лионском соборе 1274 г. Разрешение было неудовлетворительно и практически осталось бесплодно; почти непрерывно в течение еще двух столетий шли переговоры о новом разрешении; таковое было установлено на Феррарско-Флорентийском соборе 1438–1439 г. Практически и оно было почти бесплодно; но теоретически, в римской церкви, оно считается окончательным; на основании его заключено было в конце 16 в. соглашение местного характера в Западной России составляющей тогда (как и теперь вновь) часть Польского государства. Это известная Брестская уния 1596 г.; теоретически она не имела вселенского значения Флорентийской; но практические ее последствия были гораздо значительнее, особенно, конечно, для нас, русских. Брестская уния представляется актом явного насилия над религиозною совестью слабейшего. Историю ее, хотя бы в главных чертах, нужно, разумеется, помнить каждому русскому человеку; но, конечно, для характеристики унии, как исторического явления, гораздо важнее всмотреться глубже в обстоятельства, сопровождавшие греко-римские попытки унии в 13–15 веках. 1. Попытки унии в 13–15 веках

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

ИНТЕРВЬЮ С ПРОТОИЕРЕЕМ МАКСИМОМ КОЗЛОВЫМ Протоиерей Максим Козлов среди прихожан Протоиерей Максим Козлов на занятиях воскресной школы ЧТО ТАКОЕ УНИЯ И КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Наш корреспондент беседует со специалистом в области сравнительного богословия, автором учебных пособий о богословских разногласиях между Православной и Римо-католической церквями, преподавателем Московской Духовной Академии протоиереем Максимом Козловым.   - Отец Максим, этим летом много говорилось о встрече Святейшего Патриарха Алексия и Папы Иоанна-Павла II, однако встреча так и не состоялась. Как бы вы прокомментировали это? Надо отметить, что не состоялась встреча и несколько лет назад, во время экуменического конгресса в Австрии в Грацце, когда в последний момент ватиканская администрация стала настаивать на изменении в повестке дня этой встречи. А именно: на исключении наиболее актуальной для православной стороны униатской тематики. Собственно, проблема униатства и есть главнейшая проблема, как неоднократно указывал Святейший Патриарх, препятствующая на настоящий момент самой возможности этой встрече. - А не могли бы вы подробнее рассказать об униатстве? Униатство, или католичество восточного обряда, папство начало практиковать фактически с первого столетия после отпадения от единства Вселенской Церкви. Так называемые унианальные соборы, на которых те или иные части православной церкви пытались присоединить к папскому престолу, имели место уже в XI веке. Наиболее известные: Лионский 1274 г., Ферраро-Флорентийский с унией, заключенной в 1438 г. и, относящийся непосредственно к канонической территории нашей церкви, Брест-Литовский собор, или Брест-Литовская уния 1599 года.   На этих соборах, пользуясь малодушием, половинчатостью, богословской и жизненной уступчивостью части Православной Восточной иерархии, католики отторгали от единства Вселенского Православия те или иные части поместных церквей, или целые поместные церкви. Оставляя привычный восточный богослужебный обряд, но навязывая ренегатам православия католическую догматику.

http://pravoslavie.ru/guest/o_maxim.htm

Ромеи – сами византийцы называли себя римлянами – по-гречески «ромеями», а свою державу – «Римской („ Ромейской ») империей» (на среднегреческом (византийском) языке – Βασιλεα ωμαων, Basileía Romaíon) или кратко «Романией» (ωμανα, Romania). Социниане в основание своего учения кладут только Священное Писание . Социниане отрицают первородный грех , а также наклонность человека только ко злу: он свободен поступать дурно или хорошо Софизм (греч. sophisma – хитрая уловка, измышление) – рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению Ставропигиальными ( греч. «крестоутвержденный») монастырями называются обители, которые находятся под непосредственным управлением патриарха Стратфорд де Редклифф . ( Stratford de Redcliffe). Стратфорд Каннинг ( Stratford Canning) (4.11.1786, Лондон, – 14.8.1880, Франт, Суссекс), виконт, английский дипломат. В 1810–1812 в качестве поверенного в делах возглавлял английское посольство в Турции. В 1814–18 посланник в Швейцарии в 1819–23 – в США Таксидиот – сборщик помощи монастырю Удавленина – (др.-греч. πνικτς; лат. suffocatis) – библейский термин, означающий трупное мясо животного, которое было умерщвлено удавлением. Отличием удавленины от мяса животного, которого зарезали, является сохранение в нём крови. Уния – это договор. По коему люди православные идут в подчинение к папе римскому. Т.е. веру свою соблюдаем как православные, но становимся католиками. Униатство , термин, обозначающий идеологию и практику объединения поместных восточнохристианских церквей и Римско-католич. церкви под канонич. главенством папы. У. оформилось в средние века [Лионская уния (см. Лионские соборы), Флорентийская уния (см. Ферраро-Флорентийский собор), католики вост. обряда – марониты, мелькиты, сирокатолики, армянокатолики и др.]. Фанариоты (греч. Φαναριτες, рум. Fanarioi) – исторически, собирательное название этнически греческой элиты в Османской империи, селившейся в районе Фанар в европейской части Константинополя в XVI – начале XX веков...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Среди перечисленных вин латинян большинство имеет чисто обрядовый характер и не относится к существу веры (ношение перстней епископами, бритье бороды, пост в субботу, вкушение мяса монахами), другие составляют особенность церковного строя на Западе (целибат духовенства), третьи относятся к культурным особенностям латинского Запада (малое знакомство с греческими отцами). Упомянуто лишь одно серьезное догматическое разногласие между Востоком и Западом – учение о Филиокве, но упомянуто как бы походя, в ряду обрядовых мелочей. О самой же основной причине разделения – папском примате – в послании Керуллария вообще внятно не говорится. Правда, в другом послании тому же адресату Керулларий упоминает о том, что «со времен святого Вселенского Шестого Собора возношение в священных диптихах наших святых Церквей имени папы было пресечено по той причине, что тогдашний Папа Римский Вигилий не отвечал этому Собору и не анафематствовал написанное Феодоритом против правой веры и двенадцати глав святого Кирилла, еще же и послание Ивы. И с тех пор доныне Папа отсечен от нашей святейшей и соборной Церкви» 98 . Однако, во-первых, речь должна идти не о , а о Вселенском Соборе; во-вторых же, после признания Вселенского Собора Римской Церковью имя папы было восстановлено в диптихах Восточных Церквей. Крестовые походы и Лионская уния Схизма 1054 года поначалу казалась лишь одним из многочисленных недоразумений, время от времени возникавших в межцерковных отношениях. Предпринимались попытки примирения Востока с Западом. Однако вскоре стало понятно, что разрыв гораздо глубже и трагичнее, чем можно было предполагать. Весь православный Восток быстро втянулся в антилатинскую полемику, которая далеко не всегда велась на высоком богословском уровне. Вот, например, что писал преподобный Феодосий Печерский киевскому князю Изяславу Ярославичу «о вере варяжской»: ...Вере же латыньстей не прелучаитеся, ни объчая их держати, и комканья 99 их бегати, и всякаго ученья их бегати, и норова их гнушатися... занеже неправо веруют и нечисто живуть: ядять со псы и с кошками и пьють бо свои сець 100 , ядять лвы, и дикие кони, и ослы, и удавленину, и мертвечину, и медведину, и бобровину, и хвост бобров, и в говенье ядять мяса, пущаюче в воду...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛИОНСКАЯ УНИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru В 1261 Латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог (1259 - 1282) при содействии генуэзцев отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю . Но положение восстановленной империи и ее государя было весьма затруднительное. Последний латинский император в Константинополе Балдуин II отправился на Запад и умолял папу и государей помочь ему возвратить потерянный престол. Папа Урбан IV , потерявший с завоеванием греками Константинополя не менее Балдуина, принял его сторону, отлучил от церкви генуэзцев за союз с Палеологом и начал распространять воззвания к новому крестовому походу против Константинополя.Тесть Балдуина Карл Анжуйский , овладевший тогда Неаполем и Сицилией , стал готовиться к войне с Палеологом. В то же время против Палеолога вооружались болгары , а латинские князьки Пелопоннеса , оставшиеся независимыми после падения Латинской империи, начали наступательные движения против Константинополя. Волнения внутри империи довершали запутанность дел. Михаил VIII Палеолог вступил на императорский престол незаконно, отстранив от него — и затем ослепив — Иоанна , малолетнего сына императора Феодора II Ласкариса . Такое злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ. Новый патриарх Герман , заменивший сосланного Арсения, вследствие народного ропота должен был оставить кафедру. Когда затем поставлен был патриархом царский духовник Иосиф , многие из духовных и мирян не хотели признавать Иосифа патриархом и образовали сильную партию сторонников Арсения. Нашелся слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкариса и провозгласили своим царем. Находясь в таких затруднительных обстоятельствах, хитрый Палеолог рассчитал, что нападение Карла Анжуйского он может остановить при помощи папы, а с остальными внутренними и внешними врагами — управиться собственными средствами. Немедленно по взятии Константинополя он вступил в сношения с папой Урбаном IV, потом Климентом IV и послал к ним несколько посольств с богатыми подарками и предложениями касательно соединения церквей.

http://drevo-info.ru/articles/2231.html

он, еще в качестве наследника престола, посетил западные дворы в поисках помощи; с 1431 г. велись новые переговоры, которые имели своей целью заключение унии. Из-за противостояния между папой Евгением IV и Базельским Собором переговоры затянулись, но в конце концов стороны договорились о созыве Собора в Италии, на котором должен был присутствовать лично император. На время своего отсутствия Иоанн VIII поставил регентом в Константинополе своего брата Константина, благодаря чему был прекращен бесплодный спор, который разгорелся в Морее между братьями-правителями. 24 ноября 1437 г. Иоанн VIII покинул столицу и, подобно своему отцу почти за сорок и своему деду почти за семьдесят лет до того, отправился на Запад. Впрочем, он поехал не просто, чтобы искать помощь, как Мануил, но, по примеру Иоанна V, чтобы совершить переход в римскую веру и, сверх того, привести к унии свой народ и греческий клир. В сопровождении своего брата Димитрия, патриарха Иосифа, нескольких митрополитов и многочисленных епископов и игуменов он в 1438 г. достиг Феррары, где 9 апреля был открыт Собор. Несмотря на то что его исход ввиду стесненного положения греков был заранее предрешен, дебаты в Ферраре, а затем во Флоренции продолжались весьма долго 1322 , причем периодически дело доходило до жестких стычек, особенно вследствие того упорного сопротивления, которое оказал представителям Римской Церкви и византийским сторонникам унии митрополит Эфесский Марк Евгеник. Лишь 6 июля 1439 г. в соборе Флоренции кардинал Джулиано Чезарини и архиепископ Виссарион Никейский по-латыни и по-гречески торжественно провозгласили унию 1323 . Впрочем, пункт о папском примате получил довольно размытую формулировку, грекам было позволено сохранить свой церковный обряд, однако все спорные вопросы были решены в римском смысле. Идея унии, казалось, одержала еще большую победу, чем во времена Лионского Собора, поскольку на этот раз император лично явился на Собор и вместе с ним верховные представители византийской Церкви дали исповедание римской веры. В действительности же флорентийскими постановлениями еще ничего не было достигнуто. Мнение о том, что заключение унии приведет лишь к усилению раскола, оправдалось. С фанатической страстью византийский народ восстал против ферраро-флорентийской сделки, и в то время как все предупреждения сторонников унии остались безрезультатными, пламенные проповеди Марка Евгеника повсюду нашли сильнейший отклик. Флорентийская уния обнаружила куда меньшую жизненную силу, чем лионская, поскольку, с одной стороны, основоположник династии Палеологов имел куда больше возможностей навязать противникам свою волю, чем Иоанн VIII, а с другой – уния 1274 г., задачей которой было защитить Византию от завоевательных планов Запада, доставила ощутимые политические выгоды, которых уния 1439 г., призванная освободить Византию от турецкой опасности, вовсе не могла принести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Угнетатели и чуждые нам властители, не стесняясь в средствах, стремились отобрать у нашего народа прадедовскую святую основу его жизни. Для этого и была введена так называемая уния. Она должна была внести вражду и раздор среди нашего народа, должна была принудить униатов отказаться от своего прошлого, презреть своих предков и возненавидеть братьев, преданных праотцовской вере, возненавидеть всю родную Русь. От нас ожидали забвения всех наших старинных обычаев, церковных. Нас хотели оторвать от нашего вековечного народного пра-русского корня, стремились отобрать у нас родной: язык. Вот исторические, основные цели унии. В итоге правители приказали нам называться просто католиками греческого обряда. Разве можно забыть, какой ценой и какими способами проводилась и поддерживалась уния в Закарпатье?! Разве можно забыть невыразимые страдания, безграничное терпение духовенства и верующего православного народа, которым на протяжении многих десятков лет сводились на нет все попытки властителей распространить унию в Закарпатье?! И даже в том случае, когда насилие и измена сломили сопротивление верного Православию духовенства и народа и принудили их принять греко-католичество, лучшие люди в среде нашего духовенства все же сохранили верность родному народу и понимание запросов и надежд народной души. Они помогали своему народу сохранить национальное самосознание, всегда помнить о его православном прошлом, о внутреннем единстве с народом великой Православной Руси. Благодаря этому народ Закарпатья никогда не переставал сознавать себя православным. Наш народ старался сам, вопреки разным ограничениям и препятствиям, вернуться к своей, православной вере предков. Если внимательно присмотреться к истории унии, начиная от Лионского соглашения православных греков с католиками, не только в Закарпатье, но и в королевско-шляхетской Польше, то мы увидим, что всегда и везде уния совпадала с годами народного бесславия и унижения, а Православие приходилось на период возрождения и славы народов. Благодарение Богу, минули навсегда времена нашего бесславия и неволи, угрожавшие самому существованию нашего народа. Благодаря несравненному героизму и жертвенности великого русского народа, украинского, а также всех братских народов нашего Отечества, мы навсегда объединились с ними в единую сплоченную, дружную семью – Союз Советских Социалистических Республик. Вместе с тем, по воле Божией, настал долгожданный час и для нашей Церкви в Закарпатье, который навсегда останется в памяти современников и в истории возрождения Святого Православия в Закарпатье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оппозицию же уния встретила в среде греков отчаянную. «Весь народ наш – признавался поставленный после унии патриархом в Константинополе хартофилакс Иоанн Веккос – весь народ наш, мужчины и женщины, старики и молодые люди, мир сей превратили в войну, соединение в разъединение» 21 . Уния встретила ожесточенных противников и противниц в самом дворце. Сестра императора, Евлогия была одною из главных. Племянница его, царица Болгарская, требовала у Иерусалимского патриарха возглашения анафемы против своего дяди и пыталась устроить поход вавилонских (т.е. каирских, египетских) мамелюков против него. 22 Бесчисленное количество противников унии было брошено в тюрьму или подверглось изгнанию. Несмотря на все эти меры, Михаил Палеолог оказался бессилен провести в жизнь постановления Лионского собора. В Риме объяснено это было обманом: «Мир заключен был лишь для смеха, соединение устроено в шутку 23 . Папа Мартин 4, француз, связанный с анжуйскими претендентами на Константинопольский императорский престол, имел формальное право отлучить греческого императора от церкви (18 ноября 1281 г.). Еще прежде император отлучен был от церкви восточной. Так, отлученный от обеих церквей и умер Михаил Палеолог (год спустя, 11 дек. 1282). Хоронили его ночью и без священника. Со смертью его рушилась Лионская уния. Неудача Лионской унии не прекратила дальнейших попыток к объединению. Причины, вызвавшие Лион, продолжали существовать и действовать. Однако в начале 14 в. здесь произошло еще обстоятельство, осложнившее попытки унии – новые французские и анжуйские отношения пап, вызванные их так называемым «Вавилонским пленением» в Авиньоне (с 1309). В конце 14в. (1378) воля Римской церкви была еще ослаблена «великим расколом» (два папы, один в Авиньоне, другой в Риме). Собор в Пизе (1409 г.), желая покончить с этим расколом, избрал, отстраняя существовавших пап, нового: результатом однако было лишь то, что к наличным двум папам прибавился третий, – первые два остались также. Лишь в 1417 г., на Констанцком соборе, раскол был устранен: все трое – низложены и вместо них избран один и новый – Мартин V.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

При этом вплоть до времени Крестовых походов Восток был готов признать и папский авторитет – римское главенство или старшинство в пентархии Патриархатов. Согласно восточным взглядам на пентархию и соборность церковной власти, отталкивавшимся от 34-го апостольского правила 157 , Вселенская Церковь должна управляться всеми пятью патриархами совместно, причём ни одна епископская или патриаршая кафедра, включая и старшую, не обладает вселенской юрисдикцией как исключительной прерогативой. Папская супрематия, таким образом, не отрицалась, но в то же время и не смешивалась ни с вероучительной непогрешимостью, ни с абсолютным главенством папы над всеми церквами и их епископами in toto orbe. § 5. Лионская уния 1. Богословские диалоги Рима и Византии в веках Интерес к воссоединению Церкви был проявлен во время собеседования в Бари в 1098 г., когда Ансельма попросили изложить разногласия с греками; этой теме были посвящены трактаты Фомы Аквината и других богословов. Неоднократно затевались дискуссии по основным вопросам, разделявшим Восток и Запад. Так, ещё в 1234 г. и в 1249 г. в Никее и Нимфеуме развернулась длительная и бесплодная дискуссия по поводу Filioque и использования пресного и квасного хлеба за литургией. Восток представляли Вселенский патриарх Герман II и богослов Никифор Влеммид, Запад защищали два францисканца и два доминиканца. Дело дошло до взаимных обвинений в ереси и на том прервалось. В 1249 г. Влеммид полемизировал о Filioque с папским посланцем францисканцем Иоанном Пармским, отвергая латинское понимание смысла двоякого исхождения Св. Духа как выражения сопричинности (т.е. что Отец и Сын суть причины Св. Духа) и настаивая на православном понимании единосущия. Выражения Писания «Дух Божий», «Дух Истины», «Дух Христов», учил Влеммид, относятся не к предвечным ипостасным взаимоотношениям Сына и Духа (т.е. причинности), а к действию Духа в мире после Боговоплощения, к Его ниспосланию человечеству во времени (т.е. единосущие Духа Сыну): нигде у греческих свв. отцов Сын не осмысляется как причина бытия Духа, единственной Причиной для Сына и Духа является только Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пять папских посольств, побывавших в Константинополе, докладывали папе, что Православная Церковь фактически не приняла унию. В 1281 году новый папа Мартин IV разорвал союз с Михаилом и отлучил его от Церкви. Через год со смертью императора Михаила Палеолога Лионская уния закончилась. Спасший Византийскую империю, до конца жизни хранивший верность унии, дважды отлученный от Церкви, император Михаил Палеолог был оставлен без церковного погребения. Взойдя на престол, его сын Андроник II созвал Собор в Константинополе, на котором Лионская уния была осуждена и отвергнута. За этим Собором еще дважды на соборах подтверждалось отречение от унии. Первая попытка искусственного соединения Западной и Восточной Церквей так и не удалась. М.В. Первушин Святой благоверный князь Даниил Московский Конец XIII века был сложным временем не только для Византии, где император согласился на церковную унию вопреки желанию народа и духовенства. Это время было непростым и для нашего Отечества. Русь лежала под тяжелым ордынским игом, с севера рыцари-крестоносцы грабили и разоряли ее города, а внутри страны «брат восставал на брата» – междоусобица раздирала русские княжества. Однако в борьбе с внешними врагами русские князья не шли на компромиссы в вере. Одни, как Александр Невский, боролись за независимость Родины, сохранение ее святынь и умножение земель искусной политикой и воинским подвигом, другие созидали величие России мудростью, кротостью и смирением. Таким князем был младший сын Александра Невского – Даниил. Он первый положил начало собиранию русских земель в единое государство. Даниилу едва исполнилось два года, когда неожиданно умер его отец. Старшие братья начали междоусобную брань за великокняжеский престол. Про младенца Даниила в начавшихся усобицах забыли, и он долго не получал своей доли наследства. Только через десять лет по смерти отца, в 1272 году, ему выделили в удел городок Москву. Это был самый маленький и самый бедный удел из всего наследия Александра Невского. Однако Даниил остался доволен и этим. Он не стремился искать себе иных приобретений, отнимать города у других князей, а вместо этого попытался превратить свою вотчину в цветущий удел. Ко времени Даниила относится первое каменное строительство в Москве и расширение границ города. Он украсил Москву многими зданиями и храмами. Основал первый московский монастырь, названный Даниловским, в котором была собрана единственная в то время в Москве библиотека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010