Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона порталу «Интерфакс-Религия».      — Сегодня исполняется 70 лет со дня окончания Львовского Собора. В своем послании к пастве Украинской греко-католической церкви Папа Франциск оценил этот Собор следующим образом: «Семьдесят лет назад идеологический и политический контекст, как и идеи, враждебные самому существованию вашей Церкви, привели к организации псевдособора во Львове, за которым последовали десятилетия страданий пастырей и верных». Как бы Вы прокомментировали это высказывание? — Еще десять лет назад Папа Бенедикт XVI в послании тогдашнему главе Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардиналу Любомиру Гузару по случаю 60-летия Львовского Собора назвал его «псевдособором». Эти слова, как и нынешнее высказывание Папы Франциска, свидетельствуют о том, что, несмотря на достигнутое взаимопонимание по многим животрепещущим вопросам современности, между православными и католиками сохраняются глубокие разногласия — в частности, во взгляде на нашу общую, наполненную трагическими событиями историю. И камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния: об этот камень вновь и вновь разбиваются попытки наладить диалог, укрепить взаимопонимание, сблизить позиции. Это показывают как события недавнего прошлого — разгром униатами трех православных епархий на Западе Украины в начале 1990-х годов и насильственный захват нескольких сотен храмов, так и события далекого прошлого. Униональная политика Рима, осуществлявшаяся на протяжении многих веков, обернулась бесчисленными бедствиями для православных христиан. Напомню, что первая церковная уния между Римом и Константинополем была заключена по инициативе византийского императора Михаила VIII Палеолога в конце XIII века. Уния представлялась этому императору политически необходимой, поскольку с ее помощью он надеялся укрепить свою власть и не допустить нового крестового похода: память о разгроме Константинополя крестоносцами в 1204 году была еще свежа. В ответ на просьбу императора Папа Григорий X пригласил церковную делегацию из Константинополя на Собор в Лион, поставив предварительным условием воссоединения Церквей принятие восточными епископами папского примата и католического учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Патриарх Константинопольский Иосиф отказывался от унии. Тогда в Лион была послана делегация во главе с бывшим патриархом Германом. На Лионском Соборе 1274 года делегаты от Константинополя подписали унию с Римом на условиях, поставленных Папой.

http://pravoslavie.ru/91390.html

Территория Византии уменьшилась. С Запада ей угрожали крестоносцы и католики, а с Востока – турки-османы. 2) Михаил VIII Палеолог (1261-1284 гг.). Лионская уния. Крестоносцы не смирились с потерей Константинополя и на юге Италии собирали войска для войны с Византией. Михаил VIII обратился за помощью к Папе Римскому. Папа обещал остановить крестоносцев, если Православная Церковь соединится с католической. В 1274 г. между Римом и Константинополем была заключена Лионская уния (союз). Греческая Церковь признавала все изменения, внесенные в догматы Церкви католиками и признала власть Папы Римского. Уния просуществовала недолго. Большинство православных епископов и простой народ ее не признали и император вынужден был вскоре от нее отказаться. Для защиты западных границ Михаил VIII перевел войска из Малой Азии во Фракию, и азиатские владения Византии захватили турки. 3) Гражданская война в Византии в XIII в. Правление Иоанна V . Состояние Византии к середине XIV в. стало критическим. Росли налоги, греческую торговлю захватили итальянские купцы. Казна была пуста, и император не мог справиться с могущественными богачами-аристократами. В 1341 г. императором стал 11 летний Иоанн V Палеолог . Вместо него правила его мать-иностранка и группировка ориентированных на Запад придворных. Против них выступила партия греческой православной знати во главе с Иоанном VI Кантакузином , также провозгласившим себя императором. Война шла с переменным успехом и разорила Византию. В 1348-54 гг. столицей владел Иоанн VI Кантакузин, но потом был вынужден отдать власть Иоанну V и подстричься в монахи. Все свое самостоятельное правление Иоанн V искал на Западе помощь против турок. Он даже принял для этого католическую веру. Но ничего не получил, и к концу его правления Византия владела лишь небольшой областью вокруг Константинополя, а император считался вассалом турецкого султана. 4а) Турки-османы: Турки-османы в нач. XIII в. были всего лишь небольшим турецким племенем, жившим в Малой Азии. После разгрома турок-сельджуков монголами, они начинают подчинять себе соседние племена и к концу XIII в. становятся сильнейшим турецким племенем. Воспользовавшись ослаблением Византии после захвата Константинополя крестоносцами, они постепенно отобрали у Империи все ее  азиатские владения. Во время междоусобных войн византийцы нанимали турецкие отряды, поэтому в XIV в. турки переправились в Европу и начали захват Византии, Сербии и Болгарии.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Убежденный в том, что его письмо не останется без ответа, папа даже хотел отправить своих нунциев в Константинополь, не дожидаясь обратного послания Михаила VIII, и лишь горячие уговоры кардиналов, предложивших ему выждать время, остановили Григория X 335 . Но и для Михаила VIII Палеолога это был прекрасный шанс нейтрализовать опасность, исходящую от Карла Анжуйского, и он использовал его. Василевс ответил папе в восторженных тонах, предлагая тому даже лично приехать в Константинополь, чтобы решить все вопросы организации церковной унии. Апостолик понял, что правильно выбрал время: окруженный со всех сторон врагами, очень опасаясь нападения Карла Анжуйского, Михаил VIII Палеолог не мог отвергнуть приглашения папы прибыть на Лионский собор, хотя будущая уния означала революционный переворот в системе церковного управления Византийской империи. Но василевса не пугали столь далекие перспективы – в течение 10 лет дипломатическим оружием ниспровергая планы врагов, он надеялся, что легкие уступки в настоящем времени гораздо безопаснее для Византийской империи немедленной войны. И с чувством своей глубокой правоты пошел на соединение с Римским престолом, дав поручение подготовить посольство на Лионский собор. Глава 4. Лионская уния 1274 г. и попытки ее рецепции Однако теперь Михаилу VIII пришлось решать не менее сложную задачу – убедить византийское общество и восточное духовенство в необходимости принять унию с Римом. Было ясно, что папа Григорий X не удовлетворится уклончивыми обещаниями, но потребует прямых и ясных ответов или, вернее, выполнения своих требований. А это становилось возможным лишь при согласии священноначалия Восточной церкви с позицией василевса. Император попытался личным примером убедить греческий епископат, но безуспешно. Была организована встреча архиереев с царем, и Михаил VIII настойчиво доказывал, что уния – ничтожнейший пустяк, который не следует воспринимать близко к сердцу; гораздо опаснее ужасы войны и грядущая перспектива утраты Константинополя. Он убеждал, что папа по праву должен называться «первым братом», приводя в пример Евангельского Лазаря, назвавшего Авраама «отцом». Право апелляции к Риму, полагал василевс, также не подлежит сомнению, как имеющее древнее происхождение и закрепленное в святых канонах. В целом, заканчивал император свою речь, разногласия между Восточной и Западной церквями ничтожны, а потому не следует бояться унии 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этой связи до подлинного объединения дело не дошло: несмотря на преследования духовенства, ссылки, заключения в тюрьмы, ослепление, отсечение рук и рвание ноздрей, Михаилу VIII так и не удалось насадить унию в своей Империи. Провозглашенная уния носила формальный характер, однако вызвала бурное недовольство ведущих восточных митрополий: ее не приняли ни духовенство, ни народ. В 1277 г. по инициативе Uoahha I Дуки был созван синод в Фессалии, на котором противники унии, высланные из Византии, отлучили от церкви Иоанна Векка. Сестра императора со словами: «Пусть лучше погибнет империя моего брата, чем православная вера», – удалилась ко двору болгарского царя. He смог Палеолог достичь и внешнеполитических целей. В Риме папа Николай III (1277–1280), желавший видеть воплощение унии у греков, был обеспокоен доходившей информацией о том, что уния здесь потерпела поражение. В Константинополь были посланы легаты с поручением настоять на полном введении унии с принятием латинского Символа веры и с подчинением папе. Император клялся в верности унии, показал легатам тюрьмы, в которых были заключены ее противники, а двоих даже отослал к папе на суд, но папа возвратил их без наказания и заключил с Палеологом тайный союз против Карла Анжуйского. Однако, поскольку Палеолог так и не выполнил на деле ни одного из своих обязательств перед папой, Рим отказался от политики сдерживания в отношении агрессивных планов Карла Анжуйского. В 1281 г. на римскую кафедру был избран (не без активного участия Карла) француз Симон де Брион, принявший имя Мартина IV (1281–1285). Новый папа, подстрекаемый Карлом Анжуйским, который намеревался начать военные действия против Византии, предал анафеме Михаила Палеолога как еретика и схизматика и разрешил войну, окончательно похоронив, таким образом, дело унии. Палеолог запретил поминать папу за богослужением, хотя унии формально не уничтожил. После победы Палеолога над войсками Карла Анжуйского император был отлучен папой вторично. Спасение Восточной империи пришло с неожиданной стороны. He успел флот Карла двинуться на завоевание Константинополя, как на Сицилии разразилось восстание против французов, известное как Сицилийская вечерня (31 марта 1282 r.). В ходе ожесточенной борьбы, в которую был вовлечен арагонский король, Карл Анжуйский едва остался в живых и потерял половину своего королевства. Больше никто на Западе уже не помышлял о возрождении Латинской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но уния была слишком непрочной. Только император и его партия приняли её. Греки, духовенство, монашество и миряне, не желавшие и не искавшие унии, не хотели иметь никакого общения с Римской Церковью. Стали раздаваться проклятия на униатов, с ними не хотели иметь никаких отношений, считали за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними. Вследствие неудачных попыток Палеолога увеличить количество униатов мирными средствами в стране прокатилась волна репрессий: начались ссылки, заключения в тюрьмы, ослепления, отсечения рук, рвание ноздрей непокорным и т. п. Преследованиям подвергалось прежде всего духовенство. Император не щадил даже своих родственников. В то же время Векк старался привлечь народ к унии своими посланиями и сочинениями. Но ни карательные меры императора, ни сочинения Векка не приносили пользы – греки не принимали унии. Между тем в Риме узнали, что в Греческой Церкви практически унии не существует. Папа Григорий и его сторонники не тревожили Палеолога. Но Николай III желал реального осуществления унии. Он направил в Константинополь легатов, которым поручил настоять на полном введении унии с принятием латинского символа веры и с подчинением папе. Положение Палеолога было критическое. Но гибкий политик вышел из затруднительного положения. Послов великолепно приняли, оказывая им почести, император уверял их в своей преданности папе и унии. Палеолог приказал составить от греческого духовенства грамоту (подписи епископов были подделаны), в которой излагалось учение Римской Церкви. Грамоту вручили легатам. Им показывали тюрьмы, в которых заключены были противники унии, и, наконец, двух противников унии отослали к папе на суд, но папа возвратил их без наказания. Так Палеолог успокоил Николая III, а последний заключил с ним тайный союз против Карла Анжуйского. В 1281 году на папский престол вступил Мартин IV. Этот папа не дал обмануть себя Палеологу. Зная, что в Греческой Церкви унии практически нет, он с презрением отослал послов Палеолога, а самого его отлучил от Церкви. Палеолог, раздраженный таким поступком папы, запретил поминать его при богослужении, но унию все-таки сохранил. Карл Анжуйский, не связанный более запрещением папы, начал войну с Палеологом, в которой последний одержал верх. За поражение Карла папа ещё раз в 1282 году отлучил Палеолога. В том же году Палеолог умер. С его смертью окончилась и Лионская уния. Его сын и преемник Андроник II (1283–1328 гг.) был сторонником Православия. В 1283 году в Константинополе состоялся Собор, на котором обсуждался главный вопрос – учение об исхождении Святого Духа и от Сына. На нем судили и униатов, и прежде всего Векка, который был низложен и сослан в Бруссу. Церкви, в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь как оскверненные. Через несколько десятилетий никаких и следов от Лионской унии на Востоке не осталось. §3. Ферраро-Флорентийская уния

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На практических занятиях занимались по преимуществу методологией изучения древних философов, на примере диалога «Фэдон». Часть практических занятий, в виду сокращения учебного года, была использована для лекций, а часть – для репетиций и зачетов. Доцент по кафедре истории и обличения русского раскола Николай Лысогорский прочитал студентам II-ro курса следующие отделы: Вопрос о старых обрядах до патр. Никона. Церковно-обрядовые исправления патр. Никона. Происхождение раскола. Жизнь раскола в XVII в. Меры духовного начальства в отношении раскола. —48— Раскол в XVIII в. Внутренняя жизнь раскола. Единоверие. На практических лекциях студенты занимались изучением памятников раскольничьей письменности XVII в. Доцент по кафедре истории Греко-восточной церкви со времени отпадения Западной церкви от вселенской до настоящего времени, в связи с историей Славянских церквей и Румынской (группа Б. 1), Феодор Россейкин изложил студентам II курса следующие отделы науки: I. История разделения церквей. 1 . О причинах разделения церквей. 2 . Разрыв между восточной и западной церквами в IX в. Патр. Фотий и папа Николай I. Окружное послание Фотия. К-польский собор 867 года. К-польский собор 879 года. – Крещение Болгарии. 3 . Отпадение Западной церкви от вселенской в XI веке. Патр. Керулларий и папа Лев IX. Лев Охридский, Никита Стифат . Кардинал Гумберт. – Петр, патр. Антиохийский. II. История уний. 1 . Отнониения между восточной и западной церквами в период Крестовых походов. 2 . Лионская уния. Михаил VIII Палеолог. Иоанн Векк. Причины крушения унии 3 . Флорентийская уния. Уния и а) папство, b) западные вселенские соборы, с) византийское правительство и d) греческая церковь и народ. Деятели унии. Обсуждавшиеся на соборе вопросы. Аргументация греков и латинян. Согласительная формула. Заключение унии и ее судьба. III. Внутренняя жизнь Греко-восточной церкви от XI века до падения Константинополя. 1 . Византийское монашество. Причины процветания монашества и монастырей. Обеты. Устав. Монашеский быт. По-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   В 1204 г. крестоносцы основали в Константинополе недолговечное Латинское королевство. Оно перестало существовать в 1261 г., когда греки отвоевали свой город. Византия прожила еще двести лет, которые стали для нее временем величайшего культурного, художественного и религиозного возрождения. Но в политическом и экономическом отношении восстановленная Византийская империя была непрочным государством, все более беззащитным перед лицом давивших на нее с востока турецких полчищ.    Были предприняты две серьезные попытки заключить унию между христианским Востоком и Западом: первая в XIII в., вторая в XV в. Инициатором первой попытки выступил император Михаил VIII (правил с 1259 по 1282) — тот самый, который отвоевал Константинополь. Хотя Михаил, несоменно, искренне желал христианского единства на религиозной основе, им руководили также политические соображения: перед угрозой нападения со стороны Карла Анжуйского, суверена Сицилии, он отчаянно нуждался в поддержке и защите папы, а такую поддержку лучше всего могла обеспечить именно уния. Собор, посвященный объединению церквей, был созван в Лионе в 1274 г. Присутствующие на нем православные делегаты согласились признать папские притязания и ввести Filioque в символ веры. Но уния осталась на бумаге, потому что подавляющее большинство клира и мирян отвергло унию — как в Византии, так и в Болгарии и в прочих православных странах. Общая реакция на Лионский собор подытожена в словах, которые приписывают сестре императора: «Пусть лучше погибнет империя моего брата, чем православная вера». Лионская уния была формально отвергнута преемником Михаила, а сам Михаил, как «отступник», лишен христианского погребения.    Тем временем Восток и Запад все более отдалялись друг от друга и в богословии, и в понимании христианской жизни. Византия продолжала жить в атмосфере патристики, храня идеи и язык отцов IV в. А на Западе на смену святоотеческой традиции пришла схоластика — богословско-философский синтез, разработанный в XII-XIII вв. Западные богословы теперь использовали новые мыслительные категории, новый богословский метод и новую терминологию, которую Восток не понимал. Обе стороны все более утрачивали общее «дискурсивное пространство».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В течение тысячи лет взаимоотношений Православия и римо-католицизма существовала одна особенность: православным, грубо говоря, от римо-католиков все время чего-то было надо. Лионская уния XIII века, Флорентийская уния, Брестская уния – православные шли на них по той или иной практической необходимости. Ну а сейчас картина прямо противоположная. Чего сегодня надо православным от римо-католиков? Ровно ничего. Мы их очень любим как наших братьев, как детей Адама, мы к ним очень хорошо относимся. Мы благодарны им за ту помощь, которую они нам оказывают. Но Православной Церкви от римо-католицизма как такового решительно ничего не надо. Теперь другая сторона. Посмотрим на современное отношение римо-католицизма к Православию: на сей раз им от нас безусловно чего-то нужно. Чего именно? Святости. Что они утратили святость где-то между Первым и Вторым Ватиканским собором, я считаю, это эмпирический факт. Римская Церковь утратила свою кафоличность, свою целостность, универсальность, тысячу лет назад, в результате отхода от Вселенской Церкви. 900 лет спустя она утратила также и святость.  Однако римо-католики люди верующие, и им эта святость необходима. Могу привести всего один маленький пример. До второго Ватиканского Собора престол римо-католического храма был ориентирован так же, как и в православном – на восток, т. е. священник стоял спиной к народу, лицом на восток, лицом к Господу, и совершал мессу (литургию). Сегодня священник стоит лицом к народу, спиной к востоку.  Мне объяснял один тамошний житель: « Какой смысл, спрашивается, стоять священнику лицом к стене? Если уж там только стена, а Бога там нет, ну, так пусть он лучше повернется лицом к народу, и будет у них клуб по интересам». Но для верующей души нужна святость. Потому появилась неудержимая тяга к Православию: эти люди задыхаются без святости. Владыка Иоанн (Максимович) в бытность свою архиепископом Брюссельским и Западноевропейским сделал очень много лично и еще больше через своих последователей, идя навстречу этой потребности. Римо-католический священник в Париже говорил своим прихожанам: « Если вы хотите увидеть святого, то идите в русскую церковь, там есть Жан Босоногий».

http://radonezh.ru/analytics/prepyatstvi...

Им была вручена грамота, в которой говорилось, что греческая церковь согласна на унию и для которой императору угрозами удалось вынудить у некоторых епископов подписи. В результате в Лионе был созван собор, на котором 6 июля 1274 года было провозглашено соединение римской и греческой церквей. Греческие послы quasi от лица всей восточной церкви признали папское главенство. Но это уния, насильственно навязанная грекам императором и его сторонниками, не могла быть прочной. Напрасно император прибегал к жестоким наказаниям, напрасно Иоанн Векк, изменивший своим первоначальным взглядам на унию и тем проложивший себе путь к патриаршему престолу, старался действовать на народ и духовенство убеждениями и проклятиями, – уния не прививалась. Она внесла лишь смятение в церковную и государственную жизнь Востока. Сами папы, не видя ожидавшихся плодов от объявленной унии, перестают доверять императору. Дело доходит до того, что один из преемников Григория Х, папа Мартин V, даже налагает проклятие (в 1281 г.) на виновника унии, Михаила Палеолога. Наконец, сам император отказывается от тени этой унии, – он в один торжественный праздник во время богослужения запрещает диакону поминать папу. Насколько греки сильно были настроены против унии отчасти можно видеть из того обстоятельства, что после смерти императора Михаила Палеолога праху его не было оказано никаких почестей. В 1283 году был в Константинополе собор, на котором уния была совершенно отвергнута. Векк и другие сторонники её были подвергнуты наказаниям. Так окончилась фальшивая сделка императора с папой. Долгое время спустя после этого византийские императоры не решались поднимать вопроса об унии и вступать в переговоры об этом с папами, несмотря на то, что последние старались возбудить против Константинополя крестовый поход и что на византийскую империю с другой стороны надвигалась более грозная туча, со стороны турок-османов. И только уже спустя около 60 лет после лионской унии у византийских императоров снова завязываются сношения с папами по делу унии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Однако большинство греческой иерархии во главе с патриархом Иосифом не признало унию. Начались преследования православных, которых отправляли в ссылку, сажали в тюрьму, лишали состояния, подвергали пыткам. Тем не менее, сопротивление унии не было сломлено, и когда Михаил Палеолог умер, он не был даже удостоен церковного погребения. Вскоре после этого, в 1283 году, в Константинополе был созван Собор, на котором уния была отвергнута. В православной традиции Лионская уния воспринимается как одна из самых позорных страниц истории православно-католических отношений. В Римско-Католической Церкви, напротив, Лионский Собор 1274 года имеет статус «Вселенского Собора». Середина XV века ознаменовалась еще одной попыткой Рима навязать Православной Церкви унию. К этому времени от Византийской империи оставался лишь Константинополь с пригородами, незначительная часть территории на юге Греции и несколько островов. Все остальные территории, входившие в некогда могущественную империю, были заняты турками или — на Западе — латинянами. Византийский император находился на вассальном положении у турецкого султана, и дни великой христианской империи были сочтены. В надежде спасти остатки империи от неминуемой гибели император Иоанн VIII Палеолог решился на отчаянный шаг: 24 ноября 1437 года он отправился в Италию к Папе Евгению IV в надежде на получение военной помощи латинян против турок. Вместе с императором отбыло около 600 человек, включая престарелого Патриарха Константинопольского Иосифа II, епископов, клириков и мирян. В составе делегации были представители Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. 9 апреля 1438 года в Ферраре под председательством папы Евгения открылся собор, на котором предстояло обсудить разногласия между греками и латинянами. После полутора лет напряженных богословских дискуссий латиняне поставили грекам ультиматум, который сводился к тому, что греки должны были принять латинское учение. При этом Папа пообещал военную помощь византийскому императору. 4 июля 1439 года греки передали латинянам заявление: «Мы соглашаемся с вашим учением и с вашим прибавлением в Символе, сделанным на основании святых Отцов; мы заключаем с вами унию и признаем, что Святой Дух исходит от Отца и Сына как от одного единого Начала и Причины». Это заявление подписали все члены греческой делегации, кроме святого Марка Ефесского, оставшегося непреклонным. Не подписал унию также Патриарх Иосиф II, к тому времени скончавшийся.

http://patriarchia.ru/db/text/4394818.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010