С 30-х годов XV в. умножаются папские документы о колдовстве и расцветает соответствующая литература. Специалисты по проблеме считали, что ок. 1300 г. появилась «новая секта ведьм» (mista secta strigiarum); авторы вв. доказывали, что две характерные особенности ведьм (полеты по воздуху и сношения с бесами) – не плод воображения, а объективная реальность, подтверждая это свидетельствами самих ведьм и наблюдениями церковных должностных лиц. Говорилось и о других дьявольских делах – убийстве некрещеных детей и поедании их плоти после посвящения ее дьяволу , попрании Хостии и др. (одна женщина в 1457 г. призналась, что практиковала это последнее занятие в течение 30 лет). Ж. Жерсон заявляет, что сомнение в существовании злого колдовства – ересь и грех, и даже реформатор Уиклиф проповедовал, что veritas est quod natura feminea est virtute inferior («женская природа воистину добродетели непричастна»), Евгений IV в нескольких документах, начиная с 1434 г., говорит о тех, кто заключает соглашения с бесами и приносит им жертвы (principis tenebrarum suasus et illusiones caecitate noxia sectaries demonibus immolant, eos adorant, etc. illis homagium faciunt). Гуманист Пий II в 1459 г. осудил колдунов Бретани. Сикст IV в 1471 г. в соответствующей булле закрепил за собой право производить и освящать восковые фигурки агнцев (cerae formae innocentissimi agni), которые оберегали от пожара и кораблекрушения, бури и града. грома и молнии и охраняли женщину в родах. После буллы Иннокентия VIII сожжение ведьм стало конкретной политикой Св. престола. В 1486 г. является «Молот ведьм» (Malleus maleficarum) доминиканцев Шпренгера и Инститориса, ставший официальным руководством, определившим направление и методы нового крестового похода. В самом заглавии, Malleus maleficarum, употреблено слово женского рода – «ведьма», потому что, по мнению авторов, именно женщины особо тяготеют к одержимости и вступлению в отношения с бесами, что свойственно им по природе: само слово femina (женщина), пишут авторы, составлено из f е и minus – fides minus (меньшая в вере), тогда как мужчина от природы обладает силой разума (vigor rationis). Слезы, обман и коварство – суть женской натуры: женщина обманывает, так как сотворена из ребра Адама, а оно изогнуто, и вообще, как полагал Александр Гэльский, женщина обладает меньшей силой ума, чем мужчина (minus habet discretionem spiritus). Часто ссылаются и на Амвросия, писавшего, что женщина – врата дьявола и путь скверны (janua diaboli et via inquinatis). Собственно, и само понятие колдовской ереси – женского, а не мужского рода, что говорит само за себя (haeresis dicenda est non maleficorum sed maleficarum, ut fiat a potiori denominatio). Как писал в XIV в. епископ Альварес из Пелайо в трактате De planctu ecclesiae, женщине свойственны 102 греха, включая и сожительство с бесами (о последнем он-де знал на собственном опыте: так поступали монахини в монастырях, и он напрасно пытался положить этому конец).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Всеми силами души, как того требует пастырское попечение, стремимся мы, чтобы католическая вера в наше время всюду возрастала и процветала, а всякое еретическое нечестие искоренялось из среды верных, – писал Иннокентий VIII. – He без мучительной боли недавно мы узнали, что в некоторых частях Германии (...) очень многие лица обоего пола пренебрегли собственным спасением и, отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами инкубами и суккубами и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин, женщин, домашних и других животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания, что они нещадно мучают как внутренними, так и наружными ужасными болями мужчин, женщин и домашних животных, что они препятствуют мужчинам производить, а женщинам зачинать детей и лишают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг; что, сверх того, они кощунственными устами отрекаются от самой веры, полученной при святом крещении, и что они, по наущению врага рода человеческого, дерзают совершать и еще бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений к погибели своих душ, к оскорблению Божьего величия и к соблазну для великого множества людей. И хотя возлюбленные сыны наши, Генрих Инститорис и Яков Шпренгер, члены ордена доминиканцев, профессора богословия, нашим апостольским посланием были назначены и до сего времени состоят инквизиторами (...) однако некоторые клирики и миряне в этих странах, не в меру высоко ставя свое разумение, не стыдятся упорно утверждать, что (...) вышеназванным инквизиторам в вышепоименованных провинциях, городах, епархиях, землях и местностях нельзя заниматься инквизицией и что их не должно допускать к наказанию, заключению в тюрьму и исправлению упомянутых лиц за вышесказанные злодейства и преступления. По этой причине в вышеназванных провинциях, городах, епархиях, землях и местностях подобные провинности и преступления остаются безнаказанными, к очевидной пагубе душ и потере вечного спасения. (...)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юлий II, несмотря на необходимость финансировать многочисленные военные кампании, оставил после себя 400 тыс. дукатов. Часть этих денег была собрана за счет продажи индульгенций: папа Юлий превратил прощение грехов в предмет торговли, предлагая получить его на выбор – немедленно или в чистилище. Правда, 100 или 150 тыс. дукатов из этого наследства были немедленно потрачены на интронирацию нового папы – Льва X. Годовой доход Льва X в 1517 г. составил ок. 600 тыс. дукатов (420 тыс. дукатов – доходы от Папской области и рудников, 150 тыс. – от папских владений в Сполето, Анконе и Романье), а продажа бенефициев приносила ежегодно 328 тыс. дукатов. При этом расточительность папы привела к серьезным затруднениям: если верить современникам, «для Его святейшества сэкономить 1000 дукатов было так же невозможно, как для камня – полететь вверх без посторонней помощи»», так что папе Льву, как шутили тогда, удалось растратить средства трех понтификатов – своего предшественника Юлия, своего собственного и своего преемника. Папа был вынужден систематически прибегать к помощи банкиров, ростовщиков и богатых кардиналов (чтобы избежать осуждения за запрещенное ростовщичество, займы от банкиров квалифицировались как дары). He менее 30 флорентийцев открыли в городе банки и вели дела с курией, наряду с Фуггерами, утвердившимися в Риме при Александре VI, и Вельсерами. Только от банкира Бернардо Вини Лев получил 200 тыс. дукатов, от кардинала Пуччи – 150 тыс. дукатов. В залог отдавались гобелены из Ватикана и серебряная посуда, церковные бенефиции, драгоценные камни с папской тиары, дорогие статуи святых. Иногда папа платил по 20% с сумм в 10 тыс. дукатов и более. Неудивительно, что за смертью Льва последовал финансовый крах, и несколько кардиналов обанкротились. Естественно, эта финансовая деятельность оказывалась необычайно эффективной для допущенных к ней банкиров. Капитал обслуживавших папский двор Фуггеров, судя по налогам, которые они платили, с 1480 по 1501 г. увеличился на 1634%. Годовой доход сиенского банкира Агостино Киджи, работавшего не только с папским двором, но и с королевскими домами Испании, Франции и с немецкими князьями, составлял 70 тыс. дукатов в год; его наследство равнялось 800 тыс. дукатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Термин «гуманизм» в эпоху Возрождения (в отличие от современного понимания этого явления 155 ) подразумевал «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку humanitas означало «полноту природы человека». Это понятие противопоставлялось схоластическому изучению «божественного» (studia divina). Гуманисты позиционируют себя как специалисты «широкого профиля» – специалисты по культуре вообще, «носители нового благородства (nobilitas), отождествляемого с личной доблестью и знанием». Основным инструментом гуманиста была филология, к которой добавлялись грамматика, риторика, этика, история, поэзия и др. Безупречное знание латыни и греческого, искусное владение классической латынью было необходимым требованием к репутации гуманиста. Классическая латынь объединяла образованную Европу в пространстве и во времени – совершенное владение «обоими языками» (латинским и греческим) открывало двери подлинной античной образованности. Варварская (вульгарная) латынь католической церкви и средневековых университетов вызывала в гуманистических кругах чувство презрения – сами гуманисты предпочитали изучать древние источники в подлиннике, а не по поздним толкованиям, и результатом этого стремления стали поиски в монастырских библиотеках латинских и греческих рукописей, экспедиции за древними книгами, что привело к открытию многих ранее утерянных классических текстов. Центром интересов гуманистов являлась «словесность» – филология и риторика, в центре философии было Слово, которое отождествлялось со Знанием и Добродетелью и понималось как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis). Ренессансный гуманизм – сродни «антропоцентризму» (в противоположность «теоцентризму»): он подразумевал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь, причем – таким, как он есть, со всеми его земными и неземными нуждами. Петрарка и ранние гуманисты отрицали метафизику и сводили философию к этике: одни старались формально примирить с христианством стоицизм, другие – эпикурейство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преемники Иннокентия следовали его примеру. Лица или государства, сопротивлявшиеся репрессиям против ведьм, причислялись к злодеям: так, Лев Х угрожал церковными наказаниями Венеции, если она не окажет ему активной поддержки; Брешия после папского упрека изменила отношение к колдовству – за год там было отправлено на костер 70 человек. По подсчетам теоретика и практика инквизиции Луиса де Парамо, за 150 лет, предшествующих 1597 г. (когда был опубликован его трактат о происхождении и развитии инквизиции), за колдовство было казнено 30 тыс. человек. Некоторые ученые, анализируя соответствующие папские буллы, уверенно утверждают, что средневековое колдовство было продуктом абсолютной веры в папский авторитет: «В течение всего этого периода папа был покровителем веры в колдовство и ее глашатаем, распространяя ее и подтверждая». 7. Историческое значение феномена ренессансного папства Усиление светского, мирского характера папства было знамением эпохи. За внешними проявлениями этого процесса (аморальностью, отсутствием религиозного рвения и др.) просматривались исторические изменения: в эпоху формирования национальных государств универсальное папство должно было приспособиться к условиям времени – раз оно не могло стать национальным, оно стало политизированным и меценатским. На место религиозно-нравственных законов пришли, игнорируя даже каноническое право, чисто экономические интересы. Религиозный центр не мог изолировать себя от воздействия буржуазного развития, и в экономическом отношении папство уже давно встало на путь денежного хозяйства. Однако оно основывалось не на производстве, а на налогообложении, и потому было паразитическим. Ренессансные папы с помощью рационализма гуманистической науки и блеска искусства Возрождения пытались преодолеть углубляющийся кризис католической церкви, с тем чтобы избежать назревшей кардинальной реформы, которая, в сложившейся ситуации, могла быть осуществлена только в ущерб папскому абсолютизму. Соборная попытка осуществить реформу оказалась неудачной, а папы оказались неспособными к ее осуществлению и пытались преодолеть назревший кризис средневекового папства как системы управления католической церковью с помощью наук, искусств и средствами государственной политики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но прежде чем мы перейдем к дальнейшему изложению истории Флорентийской Унии, мы познакомим читателя с рядом интереснейших и важнейших для нашего богословия документов этого периода переговоров между православными и латинянами, из которых некоторые до недавняго времени не были известны. Все эти документы (кроме последняго) являются неразрывной цепью и вытекают один из другого. Бесспорно, что для нас особое значение имеют творения св. Марка по вопросу о чистилище. Эти творения мы и приводим. Но они не были бы понятны, если бы мы не опубликовали и латинские документы, непосредственно относящиеся к данному периоду, в котором возникли и помянутые творения св. Марка Ефесского . Документы, помещаемые ниже, следующие: 1 . Доклад латинян о чистилище. 2 . Первое слово св. Марка Ефесского об очистительном огне. 3 . Ответ греков на доклад латинян. 4 . Ответ латинян на доклад греков. 5 . Второе слово св. Марка Ефесского об очистительном огне. 6 . Ответы св. Марка Ефесского на последовавшие вопросы латинян. 7 . Десять аргументов св. Марка Ефесского против существования очистительного огня. 1. Доклад латинян о чистилище На четвертом заседании переговоров греков с латинянами в Ферраре св. Марк Ефесский обратился к латинянам с просьбой изложить их учение о чистилище, а также указать, на чем латиняне его обосновывают; со своей стороны он выразил готовность сделать латинянам доклад о веровании Православной Церкви о состоянии душ после смерти. Просимый греками доклад был представлен кардиналом Иулианом Цезарини на пятом заседании комиссии. Прежде всего в докладе передается догматическое учение о чистилище в том виде, как оно было определено еще на Лионском Соборе; затем приводятся тексты из Св. Писания и Свв. Отцев в подтверждение учения о чистилище. Этот доклад является несколько поверхностным и не затрагивает глубоких богословских вопросов. Этим докладом кардинала Цезарини открылась дискуссия по вопросу чистилища. Невозможно выяснить, был ли оригинал сего документа написан по-латински или по-гречески. У нас не имеется рукописи, которая бы содержала латинский текст, но латинский текст этого сочинения помещен у Андрея де Санта-Кроче в Collatione XXII ар. Horatium Justinianum. “Acta sacri oecumen. concil. Florentini.” Romae 1638. p. 285–288.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

4) Из выдержавших удовлетворительно испытания по всем предметам академического образования и представивших кандидатские сочинения – 12 студентов имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям за четыре года академического курса балл не менее 4½, 24 – не менее 4 и 5 – не менее 3. 5) Поведение за истекший 1902–1903 учебный год у 55-ти студентов отмечено баллом 5 и у 1-го – баллом 4. 6) Отзывы профессоров и преподавателей Академии о кандидатских сочинениях 48 студентов IV курса: 1) Экстраординарного профессора Анатолия Спасского о сочинении студента Абурруса Ильи на тему: „Латинская уния в Сирии“: „Сочинение г. Ильи Абурруса может быть разделено на две больших половины, из которых первая (1–230) об- —139— суждает причины, условившие собой появление и успех латинской унии среди сирийцев, вторая же (230–532) излагает ход событий от возникновения унии в XVIII стол. до настоящего времени. Причины, подготовившие для унии благоприятную почву, автор указывает: а) в созданном веками и продолжающемся доселе бесправном политическом и гражданском положении сирийцев, в их религиозной и национальной разрозненности и беспомощности; б) в незаконном господстве греков в антиохийском патриархате; в) в бедственном материальном и умственном состоянии сирийского населения, лишённого всякой внешней опоры, и г) в настойчивых стремлениях латинского миссионерства, в прочной организации его, в материальном богатстве и ловких, обдуманных приёмах пропаганды. Вторая половина сочинения в большей своей части содержит параллельное изложение фактов из истории православной и униатской церкви в Сирии и заканчивается кратким очерком современного их положения. Главный недостаток сочинения Ильи Абурруса состоит в необработанности его со стороны внутренней и внешней. Его история латинской унии в Сирии представляет собой не историю, а свод материалов для этой истории, понахватанных отовсюду и весьма мало упорядоченных. Масса сведений, добытых им, подавила его, и он вносит в свою работу всё, что имеет лишь какую-нибудь хотя бы самую случайную и отдалённую связь с его вопросом, не отличая главного от второстепенного. На содержании сочинения этого сказалось введением в него совершенно лишних отделов (так напр. о распространении христианства в Сирии в эпоху апостольскую, об учении Магомета и отношении арабов к христианам, о Лионской и Флорентийской унии и пр.) и обилием излишних подробностей (напр. в изображении политического состояния Сирии в XVII–XIX вв.). Но если в первой половине сочинения и встречаются некоторые попытки к обобщениям, то вторая и главная часть его предлагает в себе лишь сухой перечень отдельных фактов, связанных между собой только хронологически. Эта внутренняя неупорядоченность сочинения отразилась и на внешней стороне его. Не говоря уже о недостатках грамматических и стилистических, изло-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Константинополски събор (27 май 1341 г.) – поместен събор с вселенско значение, който осъдил учението на варлаамитите и утвърдил исихазма (паламизма). Десет години по-късно последвалият го Влахернски Събор (1351 г.) тържествено засвидетелствувал православността на учението. Конфесия (лат.) – вероизповедание в смисъл на принадлежност към дадена църква (Православна, Римо-католическа, Англиканска и др.) или църковна общност. Космически илюзионизъм – израз, характеризиращ типичната за древноиндийското умонастроение представа за илюзорността на битието, за света като съновидение или игра на божеството. Кирие, елейсон! (Господи, помилуй!) молитвено възклицание. Вж. За най-кратката църковна молитва «Господи, помилуй!». Кондак (гр.) ­ жанр в църковната византийска химнография, обикновено кратко песнопение, което съдържа догматическото или историческото значение на празнуваното събитие или светец. Ненадминат автор и създател на жанра е св. Роман Сладкопевец (VI в.). Древните кондаци са многострофни (около 20–30) поеми. Кондаци се наричат също строфите на акатиста. Конклав (Cum clave) – под ключ (лат.) – изборна сесия на кардиналите за избор на нов папа, след смъртта на предишния. Съветът заседава при пълна изолация от външния свят. Ако избраните да участват в конклава кардинали до три дни, след свикването му, не изберат нов папа, през следващите пет дни получават за храна само по едно блюдо за обяд и вечеря. В случай, че и след този срок не са стигнали до окончателен избор, остават на хляб и вода до избора на нов папа. През цялото време кардиналите не получават доходи от своите църкви. Правилата за това са утвърдени на Втория Лионски събор през 1274 година и действат и до наши дни. Констанцки събор (Council of Constance, 1414–1418) – поместен събор, свикан в гр. Констанц в германската област Баден-Вюртемберг от император Сигизмунд Люксембургски с цел да бъде преодоляна т.н. Папска схизма и да бъде възстановено единството на Католическата църква, считан от нея за XVI вселенски събор. Съборът осъдил «реформаторските възгледи» на Джон Уиклиф и Ян Хус (изгорен на клада в Констанц по време на събора). Митр. Григорий Цамблак участвал в събора като Литовски представител, но отказал да подпише уния с католиците, като унизителна за Православието. Извън речника: Митрополит Григорий Цамблак

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В Вост. Европе Папский престол пытался претворить в жизнь декрет «Christianae religionis». Иннокентий IV ежегодно обращался с призывом к крестовому походу против татар. Уже после ухода татар венг. кор. Бела IV (1235-1270) начал выдавать магнатам разрешения на строительство крепостей в их владениях, что ранее было категорически запрещено. Однако главные усилия Иннокентия IV были направлены не на организацию военного отпора, а на создание союзов как католич., так и правосл. гос-в для совместной обороны. Это направление политики католич. Церкви включало также миссионерский аспект и было тесно связано с вопросом о заключении унии с русскими князьями. Так, рассчитывая на помощь Запада, галицко-волынский кн. Даниил Романович (1205-1264, с перерывами) согласился с предложением главы папского посольства францисканца Джованни дель Плано Карпини заключить унию с Римско-католической Церковью (после переговоров, проведенных в 1246-1247), добившись также договоренности об оборонительном союзе. Даниил Галицкий обязался сообщать в Римскую курию о действиях татар, а папа Иннокентий IV обещал ему помощь крестоносцев и католич. государей Европы. После 1246 г. в Вост. Европе оформились военные союзы Венгрии, Тевтонского (Немецкого) ордена , Польши и Галицкой Руси. Однако они (за исключением союза кн. Даниила и кор. Белы IV) оказались непрочными из-за различий интересов сторон и неспособности организовать совместную борьбу с татарами. Церковная уния также оказалась недолговечной. Не получив реальной поддержки от папы, Даниил Галицкий в 1248 г. прервал с ним отношения. В 1252 г. (либо в 1248) при посредничестве Белы IV переговоры были возобновлены, а в 1253 г. папский легат Опицо из Медзано совершил коронацию Даниила. Тем не менее в 1257 г. произошел окончательный разрыв; в послании 1257 г. папа Римский Александр IV (1254-1261) упрекал Даниила за отступничество ( Potthast. RPR, N 16731). Т. о., постановление Л. С. о борьбе с татарами практически не было выполнено. Ист.: COD. P. 268-282; Battelli G. Transunti di Lione del 1245//MIÖG. 1954. Bd. 62. S. 336-364; MGH. Const. T. 2. N 401. P. 513-515; Documents Illustrative of English History/Ed. H. Cole. L., 1844. P. 351; MGH. SS. T. 28. P. 256-268.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

Несмотря на важность соборных постановлений, цели, поставленные перед Л. С., в целом не были достигнуты. Церковные реформы носили поверхностный характер, а меры по организации крестового похода на Св. землю не были осуществлены из-за смерти Григория X (1276) и растущих противоречий между европейскими гос-вами (см. ст. Крестовые походы ). Лионская уния, рассматривавшаяся имп. Михаилом VIII Палеологом лишь как средство реализации политических задач, не нашла широкой поддержки в К-польской Церкви и была отменена после вступления на престол имп. Андроника II (1282). Ист.: Decrees of the Ecumenical Councils/Ed. N. Tanner. 1990. Vol. 1: Nicaea I to Lateran V. P. 303-331; Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261-1276)/Ed. A. Tutu. Vat., 1953. N 29. P. 78-84; Laurent V., Darrouz è s J. Dossier grec de l " union de Lyon, 1273-1277. P., 1976. (ArchOC; 16); Il Concilio II di Lione (1274): Secondo la «Ordinatio Concilii generalis Lugdunensis»/Ed. A. Franchi. R., 1965. (Studi e testi francescani; 33); Les registres de Grégoire X (1272-1276) et de Jean XXI (1276-1277): Recueil des bulles de ces papes/Éd. J. Guiraud. P., 1960. Лит.: Martin J.-B. Conciles et bullaire du diocèse de Lyon. Lyon, 1905; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 1914. T. 6 (1). P. 153-209; Grumel V. Lyon, IIe concile cuménique de//DTC. 1926. Vol. 9. Pt. 1. Col. 1374-1410; Kuttner S. Conciliar Law in the Making: The Lyonese Constitutions (1274) of Gregory X in a Manuscript at Washington//Miscellanea Pio Paschini. R., 1949. Vol. 2. P. 39-81; Emery R. The Second Council of Lyons and the Mendicant Orders//CathHR. 1952. Vol. 39. N 3. P. 257-271; Roberg B. Die Union zwischen der griechischen und der lateinischen Kirche auf dem II. Konzil von Lyon, 1274. Bonn, 1964; idem. Das Zweite Konzil von Lyon, 1274. Paderborn etc., 1990; idem. Einige Quellenstücke z. Geschichte des II. Konzils von Lyon//AHC. 1989. Bd. 21. S. 103-146; idem. Zur Frage des ökumenischen Charakters der beiden Lyoner Konzilien von 1245 und 1274//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2110520.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010