Вопрос: Почему же не обратил внимания? Ответ: Потому что в Писании сказано: Ни ангел, ни дух не могут отлучить нас от любви Христовой ( Рим 8, 38–39 ). Вопрос: Всегда ли может ум созерцать? Ответ: Даже если и не может, то когда страсти превозмогут твой помысел, не замедли прибегнуть к Богу в созерцательной молитве. Говорю тебе, что если помысел усовершенствуется в этом, то легче будет гору передвинуть, чем помысел совлечь с той высоты. Заключенный, содержащийся во тьме, когда получает свободу и выходит на свет, уже не хочет вспоминать о тьме. Таким становится и помысел, когда начинает видеть собственное сияние. Сказал кто-то из отцов: «Некогда я хотел испытать мой помысел, выйдет ли он из подчинения, если я отпущу его в мир, и отпустил. Он остался там, где и был прежде, не зная, куда дальше идти, пока я опять его не поставил на высоту. Ибо помысел знал, что если он отойдет к мирским вещам и станет беспечным, то его сразу обуздают». Такое делание может выполнить только безмолвие вместе со смирением и молитвой. Постоянная молитва со смирением вскоре приводит ум к истинному преуспеванию. 2. Из аввы Исаии Братья, возьмем за образец возлюбленного Иакова, который во всем слушался своих родителей ради Бога. Получив их благословение, он отправился в Месопотамию. Он пришел в место Вефиль, которое переводится как «Дом Божий», и там лег спать. Ночью он увидел во сне: лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; ...ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней ( Быт 28,12–13 ). Такое знамение дается приходящим служить рабом Богу. Им с самого начала показывается образ добродетелей. Однако если они не приложат усилий, то не достигнут Бога. Встав ото сна, Иаков положил обет Богу и стал Его рабом. Бог укрепил его, сказав: Я с тобою, и сохраню тебя везде ( Быт 28,15 ). Яков пошел в Месопотамию, чтобы там жениться и завести детей. Увидев Рахиль, он полюбил ее и работал за нее семь лет. Но она не была отдана ему, сперва ему досталась Лия, а за Рахиль он работал еще семь лет, и после этого получил ее, но она долгое время была бесплодна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  Как радикально меняется все, когда вдруг раскроется сердце принять призыв Христа. Каждый момент становится драгоценным, исполненным глубокого смысла. И страдания, и радости — чудно сливаются с новым подвигом. Лестница до небес — пред нашими глазами. “Отныне имя тебе будет… Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков будешь одолевать” (Быт. 28: 12; 32: 28–29). А об Имени Моем не спрашивай, ибо оно чудно, и ты еще не способен воспринять Его. И все же ты благословен. “И взошло солнце… и хромал он на одно бедро”: путь к познанию совершенному еще не открылся, но предвидение было уже дано. Оно будет углубляться в сознании пророков, и будут сказаны многие пламенные глаголы о долженствующем придти Предвечном Слове Отца; и совершенный Свет, в котором нет ни единой тьмы, явится нам во всей силе Своей.   Рискованна борьба с Богом: она может привести к погибели, но она же может сделать нас могущими побеждать “ветхого человека”, изуродованного люциферической гордостью. Побеждать смирением: “… и человеков будешь одолевать”. Как? Смирением. “И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака… Избавь меня от руки брата моего Исава, чтобы он, пришедши, не убил меня и матери с детьми” (Быт. 27: 41)… “Взглянул Иаков, и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек… и пошел (Иаков)… и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали” (Быт. 33). Смягчился Исав, ненавидевший Иакова, обманом похитившего принадлежавшее ему благословение отца их Исаака. В Иакове–Израиле нам дан образ смиренного покаяния.   Переживаемый во всем мире духовный кризис не есть ли приготовление к новому великому возрождению? Ведь то, что совершается ныне в душах отдельных людей, может произойти и во множестве душ. И это может придти, как мощный потоп; как ослепительная молния в полуночной тьме. Данный нам отрезок истории может и должен был бы стать периодом усвоения нами бытия во всех его измерениях. Самые страдания наши становятся во свете этой надежды развертыванием пред нами величественной картины: “День дню передает глагол, и ночь ночи открывает разум” (Пс. 18: 3), если проведены в молитве, которая достигает “пределов вселенной”… “от края небес исход ее (молитвы), и движение ее до края их, и ничто не укрывается от теплоты ее” (молитвы). Она и нас согревает и веселит. Она есть канал, по которому сообщается откровение Свыше.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений. Небесному Отцу простой и неухищренный лепет детей благоугоднее красноречий мудрых века сего. Избегай в молитве многословия, памятуя, что одно слово мытаря умилостивило Бога и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника на кресте, и блудный сын одним словом умилостивил отца своего. Не будь дерзновен в молитве, хотя бы ты стяжал чистоту. Напротив, приступай к Богу с глубочайшим смиренномудрием. Хотя бы ты взошел на вершину лестницы добродетелей, однако и тогда молись как грешник. Ибо все мы грешники, хотя и в различной степени. Молись с верою, ибо вера воскриляет молитву, а без веры молитва не может возлететь на небо. Наконец, долго пребывая в молитве и не видя плода от нее, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, чтобы прилепляться к Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним? (см.: Лествица. Слово 28). Если ты будешь молиться, не отринет тебя Господь. Молись сначала как можешь, молитвой несовершенной, и Господь подаст тебе молитву совершенную. А сия последняя не только вознесет тебя на Фавор, но и на самое небо! Аминь. Произнесено 6 августа 1928 г. в Варне Слово в день Преображения Господня В настоящий день мы празднуем событие Преображения Господня. Но чтобы наше празднование сего события было разумным, нам необходимо не только праздновать, но и понимать смысл сего события. Необходимо это всегда, а особенно в настоящее время. Христиане последних времен настолько перестали понимать смысл сего праздника, что стали исключать его из числа своих праздников. Неизменно без всяких колебаний празднует его до последнего времени лишь одна Православная Церковь . Каков же догматический смысл сего праздника, на котором обосновывается церковное празднование его? Ясный ответ на это дает евангелист Лука. По словам этого Евангелиста, избрав двенадцать учеников, Христос послал их проповедовать Царствие Божье (см.: Лк.9:1–2 ). И Сам Он неоднократно беседовал и с народом, и с учениками о Царствии Божьем ( Лк.9:11 ). Одну из таких бесед с учениками Он заключил словами: Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божье ( Лк.9:27 ). И после сих слов, дней через восемь, замечает Евангелист, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться, и во время молитвы Его на этой горе совершилось дивное событие Преображения: и просияло лице Его, как солнце; одежды же Его сделались белыми, как свет ( Мф.17:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

X. Иаков 45 Отправившись в далекий путь, Иаков в первый день, очевидно, гонимый опасением своего свирепого брата, прошел более шестидесяти верст, и дойдя до местечка Луз, остановился там переночевать, так как солнце уже зашло и наступила ночь. Это было то самое место, где некогда Авраам воздвигал жертвенник Богу. Увидев несколько камней, быть может, остаток этого именно жертвенника, Иаков положил один из них себе под голову вместо подушки и от крайнего утомления заснул глубоким сном 46 . И вот, под влиянием только что пережитых событий он видит чудесный сон: видит лестницу, которая стоит на земле, а верх ее касается неба, и ангелы Божии восходят и нисходят по ней. Этот чудесный символ божественного промышления о земле заключился явлением ему Господа, который повторил ему обетование Авраамово: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое как песок земной и распространится к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Столь дивное видение пробудило Иакова, и он устрашился присутствия Божества на этом святом месте, поставил здесь памятник из камня, на котором спал, сделал на нем возлияние елея и назвал это место Вефилем, т.е. «Домом Божиим», каковым названием и заменилось навсегда прежнее название Луз. Ободренный и подкрепленный обетованием Божиим, Иаков отправился дальше к месту своего назначения, и чрез несколько дней пути прибыл на богатые пастбища с многочисленными стадами крупного и мелкого скота 47 . Около колодца, куда пригонялись стада для водопоя, он встретил между другими пастушку по имени Рахиль, и, узнав, что она дочь его дяди Лавана, отвалил для нее камень от колодца, напоил ее стада овец и, поцеловав Рахиль, «возвысил голос свой и заплакал», объявив ей, что он родственник отцу ее и что он сын Ревекки, тетки ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Да, это была победа Бога над тайной пучиной человеческого сердца, совершенная Им через избранника Его Илию Фесвитянина пророка. VII Илия шел с Елисеем из Галгала. Это было на заре, но уже на предвечерней, закатной поре его служения. К концу склонялась жизнь, наполненная чудес и созерцаний. И точно самый воздух был напоен какими-то сладостными, несбыточными предчувствиями. В вихре Господь восхотел вознести Илию на небо ( 4Цар.2:1 ). И как тогда к Хориву, так теперь к другому освященному Божественным касанием месту, к Вефилю, где струилась когда-то с неба Божественная лестница Иакова, спешит Илия. И как тогда, в таинственный миг Богоявления наедине хочет быть Илия с чаемым чудом. «И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль» ( 4Цар.2:2 ). Трепетным ожиданием насыщен, кажется, самый воздух. Но молчание предварит грядущую радость свершений... О каких-то неведомых «сынах пророков» из Вефиля говорит Библия. Они тоже ждали, извещенные, быть может, каким-то Божественным знамением. «И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею, и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите» ( 4Цар.2:3 ). Из Вефиля к Иерихону идет Илия, и там опять вопрошают «сыны пророков». И опять молчание хранят врата тайны. И в третий, последний раз хочет Илия отстранить Елисея, как бы боясь, что грядущее будет слишком, до нестерпимости, ярким для не окрепшей еще в пророчествованиях и не искусившейся в созерцаниях души юноши. «И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба» ( 4Цар.2:6 ). И час чуда настал. «Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана» ( 4Цар.2:7 ). И милотью рассек Илия иорданские струи и, как посуху, перешел с Елисеем по обнаженному дну И стояли они вдвоем на другом берегу в нарастающей буре ожидания. И как последний и совершенный дар, как награду за неотступность в горнем устремлении обещает Илия Елисею даровать все, чего только он ни попросит, если только увидит последнюю тайну его восхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

«Всякия кончины видех конец» ( Пс. 118, 96 ), – сказал Богоотец пророк Давид 653 ; видел он и конец нечестивых: они «будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою; но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигают его на месте» ( 2Цар. 23:6–7 ). С кем будешь ты сопричтена, душа моя, внегда будеши судитися 654 ? Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Иаковлю лествицу разумела еси, душе моя, являемую от земли к Небесем: почто не имела еси восхода тверда, благочестия. «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» ( Быт. 28, 12–13 ). «Ты же разумела ведь, душа моя, лествицу Иакова, которая была явлена от земли к Небесам! почему же, и после этого откровения, не имела твердого восхождения – благочестия?» Видишь, как удивляется твоей неосновательности, душа моя, преподобный? Ведь сколько событий случилось после того, как праотец получил это откровение! Эта невидимая простым глазом лествица воплотилась 655 , она стала видимой и простыми глазами – в Той, Которая соединила в Себе земное и Небесное, в Матери Божией, которую Церковь именует лествицей Небесной. Эта незримая лествица соединила в погребении Ее земной и Небесный миры. По этой лествице Матерь Божия – первая из земных! – телом 656 взошла выше Небес 657 , до Престола Божия, где свет Троицы страшный и неприступный 658 , где Она предстоит ныне Божеству Триипостасному, лицем к лицу зряще, идеже лица покрывают Серафими 659 , и зрит на Престоле Божии всенепорочное тело Господа обоже?нное 660 . В этом восхождении – великом чуде, совершенном нас ради 661 , – человецы со Ангелы соединишася 662 : «Ныне проходно бысть Небо и человеком, при- дите убо, вси христоноснии, взыдем с Материю Божиею» 663 , ибо «в Небеси заключися нетленное тело» 664 Богоматери, «Еяже ради мы обожихомся» 665 . И Церковь поэтому воспевает в день Успения Владычицы: «Погребение Твое, Богородице, лествице Небесная, Тебе лествица бысть, еюже возшла есь к Богу, сущему верху ея» 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

    «Всякия кончины видех конец» (Пс. 118:96), — сказал Богоотец пророк Давид; видел он и конец нечестивых: они «будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою; но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигают его на месте» (2Цар. 23:6—7).    С кем будешь ты сопричтена, душа моя, внегда будеши судитися?     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Иаковлю лествицу разумела еси, душе моя, являемую от земли к Небесем: почто не имела еси восхода тверда, благочестия.     «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» (Быт. 28:12—13).    «Ты же разумела ведь, душа моя, лествицу Иакова, которая была явлена от земли к Небесам! почему же, и после этого откровения, не имела твердого восхождения — благочестия?» Видишь, как удивляется твоей неосновательности, душа моя, преподобный? Ведь сколько событий случилось после того, как праотец получил это откровение!    Эта невидимая простым глазом лествица воплотилась, она стала видимой и простыми глазами — в Той, Которая соединила в Себе земное и Небесное, в Матери Божией, которую Церковь именует лествицей Небесной.    Эта незримая лествица соединила в погребении Ее земной и Небесный миры. По этой лествице Матерь Божия — первая из земных! — телом взошла выше Небес, до Престола Божия, где свет Троицы страшный и неприступный, где Она предстоит ныне Божеству Триипостасному, лицем к лицу зряще, идеже лица покрывают Серафими, и зрит на Престоле Божии всенепорочное тело Господа обоже?нное.    В этом восхождении — великом чуде, совершенном нас ради, — человецы со Ангелы соединишася: «Ныне проходно бысть Небо и человеком, при- дите убо, вси христоноснии, взыдем с Материю Божиею», ибо «в Небеси заключися нетленное тело» Богоматери, «Еяже радимы обожихомся».    И Церковь поэтому воспевает в день Успения Владычицы: «Погребение Твое, Богородице, лествице Небесная, Тебе лествица бысть, еюже возшла есь к Богу, сущему верху ея».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Однако ты говоришь: покажи-де мне, как сопутствует людям Божия сила в этом веке. Отвечаю: как убеждать тебя, что Божия сила присуща верующим, – от Ветхого Завета или Нового? Обратимся сперва к тени (к прообразам Ветхого Завета). Кто дал силу Аврааму, который был уже старцем и имел тело омертвелое ( Рим. 4:19 ; Быт. 17:17 ), снова омолодиться и породить сына? Ты, однако, говоришь мне: Бог принял жертвоприношения Авраама, с ним же самим не был. А какой друг, желающий беседовать со своим другом, направляется сперва в его владения, на поле или в виноградник, и тогда только смотрит на него и приветствует целованием? Неужели Бог жертвоприношения Авраама, то есть нечто как бы принадлежащее ему, принял, с ним же самим не был и не обитал в нем? А когда Авраам вышел на войну, кто был победителем ( Быт. 14:14–20 )? Только ли одна его природа или Бог, обитающий в нем и доставляющий ему победу? Перейдем к Ною. Кто был Подчинивший перед ним все роды зверей ( Быт. 7:8–9 )? Природа его или нечто небесное, сверхприродно ему присущее, нечто создавшее живых существ и его самого и подчинившее перед ним зверей? Неужели Иаков своей собственной силой сумел отвалить огромный камень ( Быт. 29:10 ) – или Божья сила, присущая ему и отвалившая громаду камня? Настолько неразлучно был с ним Бог, что и во время его сна не покидал его. Ибо Он растворил небесные врата ( Быт. 28:11–12 ) и показал ему небесную обитель, в виде лестницы она ему явилась. Потом, Он боролся с ним как человек с человеком ( Быт. 32:25–26 ). Беседа 15. О том, что Господь, приходя в души, размягчает их окаменелость Христиане, достойные Христа, не по грамоте учатся и говорят, но от Духа Божия все узнают, – не от человеческой (как говорит Апостол) мудрости вычитанными из сочинений словами, но услышанными от Духа Святого ( 1Кор. 2:13 ). Завет их и закон их и книга их есть Дух, как Дух возвращает через пророка: И сбудется в последние дни, заключу новый завет с домом Иакова, не такой завет, какой Я заключил с отцами их, но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и прочее ( Иер. 31:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Воистину ныне небо открыто для нас, ибо пришел Тот, Который властной рукой широко открыл нам «райския двери». Исполнился пророчески прообразовательный сон патриарха Иакова, который видел таинственную лествицу, соединяющую небо с землей и Ангелов Божиих, сходящих и восходящих по ней. Ныне по этой лестнице в лице Божией Матери пришел с неба на землю Иисус Христос , приобщился плоти человеческой, чтобы с ней вознестись на небо и привлечь с Собой всех верующих в Него. Ангелы Божии служили Ему. Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии зачатие Иисуса, ангел возвестил Вифлеемским пастухам о рождении Христа, множество ангелов тогда воспевало: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк. 2, 14 ). Ангел возвестил мироносицам о воскресении Христа. Ангелы сказали апостолам: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1, 11 ). Скажу вам, други мои, нечто большее. О велия бездна щедрот Твоих, Господи! Слова Христа: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих»,– относятся и к нам грешным. Дерзновенно, но именно так, ибо Христос сказал: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день ( Ин. 6, 54 ). и идеже есмь Аз, и вы будете ( Ин. 14, 3 ). Слышите? Где Я, там и вы будете, т.е. в обителях небесных. Ангелы Божии служат всем, хотящим наследовать спасение ( Евр. 1, 14 ). На всех путях нашей жизни они будут охранять нас ( Пс. 90, 11 ), ибо ополчится Ангел Господень окрест боящихся его, и избавит их ( Пс. 33, 8 ). Слышите? Ангелы Божии нам служат... Однажды Иисус Христос пришел в Капернаум, как сказано было в ныне прочитанном Евангелии, и остановился в одном из гостеприимных Ему домов. Сейчас же к Нему собралась большая толпа народа, так что не было места даже при дверях. В то время в городе был один расслабленный. Услыхав о том, что пришел Великий Чудотворец, Который даже мертвых воскрешает, он вдруг загорелся желанием видеть Иисуса в надежде получить исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

Прежде всего Господь указывает Пилату, что перед ним не похититель земной власти Кесаря 479 , и, желая поднять этого человека не столь дурного сердцем как Иудеи 480 , к горним помыслам, Господь указывает ему на несомненные признаки того, что не проходящего, земного величия достигал Он на земле, а более возвышенного нравственного царства. Если бы, глаголет Господь, – царство Мое принадлежало миру сему и земле, то неужели не было бы у меня слуг и воинов, которые боролись бы за Меня и не допустили бы, чтобы Я, царь их, предан был в руки Иудеев и от Иудеев во власть Римлян? Но ты видишь, что Я одинок, что Я окружен врагами, требующими Моей смерти, что враги эти мои одноплеменники, из этого ты можешь заключить, что обвинение Меня в том, что Я царь Иудейский должно иметь какое-либо высшее значение. Обвинение это не имеет смысла, если понимать его как возмущение против земной власти. Но вот Я открываю тебе теперь значение слова Царь, в том смысле, как оно приложимо ко Мне. Я действительно Царь и властелин, но не от мира сего: «царство Мое несть отсюду». Заметим, что Господь не говорит, что царства Его нет в сем мире. Господь говорит, что царство Его не от сего мира; царство Его обширнее; оно есть царство над небом и землею, над мирами и духовным и телесным, а потому оно не от мира сего, который не может вместить его, ибо царство Господа не ограничено сим миром. Пилат не знает другого важнейшего титула Господа, традиционного титула Мессии, который произнес Нафанаил: «Равви, ты Сын Божий» 481 , Ты царь Израилев». Этот титул Царь Израилев заключает в себе царство всех верующих, всех происшедших от чресл верного Авраама и Исаака и Иакова, коему Господом Богом возложено было имя «Израиль» 482 . Это есть таинственное имя всех верующих, которых общий предок видел лестницу и Господа стоящего на ней и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по ней 483 . Мы видели в первой главе (51), что Господь, когда Нафанаил дал Ему титул Царь Израилев, напомнил ему значение этого титула, вспомянув о лествице, виденной Иаковом, которая соединяет небо и землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010