По смерти Авраама Исаак получил в наследство, кроме имущества, и обетование Божие, что из его потомства произойдет Спаситель мира. У Исаака было два сына: Исав и Иаков, близнецы. Исаак перед своей смертью , по особому внушению Божию, благословил Иакова, как первенца, и объявил ему, что он будет родоначальником народа Божия, и что из его потомства произойдет Спаситель мира. Тогда Исав из зависти возненавидел брата своего и готов был убить его. Иаков принужден был уйти на время из родительского дома в соседнюю страну (Месопотамию) к родственникам своей матери. Дорогой он заснул, положив камень под голову, со страхом, что брат догонит и убьет его, и с мыслью, что у него нет защитника на земле. И вот, видит он во сне: стоит на земле лестница и верхом своим касается небес; Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а наверху стоит Господь. И слышит он голос Господа: «Я Бог Авраама и Исаака, не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему, и в семени твоем благословятся все племена земные». Иаков проснулся, принес Господу благодарственную жертву, назвал место это Вефиль, что значит Дом Божий, и спокойно отправился в дальнейший путь, уверенный в помощи Божией. Обетование Господа, данное ему во сне, исполнилось: через несколько лет Иаков возвратился домой не одиноким и бедным странником, а с большой семьей и имуществом, был встречен Исавом дружелюбно и по смерти отца своего, Исаака, наследовал ему. 9. История Иосифа. Переселение Иакова в Египет У Иакова было двенадцать сыновей. Любимым сыном его был младший Иосиф, которому он оказывал предпочтение перед братьями за его кротость и чистосердечие. Видя это предпочтение, братья начали завидовать Иосифу. Когда же Иосиф рассказал им свои сны, что его сноп стал прямо, а снопы братьев стали кругом и поклонились его снопу, – и что, солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему, тогда они сказали брату: «неужели ты будешь царствовать над нами»? – и порешили между собою погубить его. Сначала они задумали убить Иосифа, но, по совету брата своего Иуды, продали его проходившим мимо купцам за 20 сребренников, а отцу оказали, что, вероятно, хищный зверь растерзал Иосифа, и при этом отдали ему окровавленную одежду своего брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Он взял под голову камень и лег. И видит во сне: стоит на земле лестница и верхом своим касается небес; и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней. На лестнице стоит Господь и говорит: «Я – Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. Потомства у тебя будет, как песку на земле; и распространится (на запад) к морю (Средиземному), и к востоку, и к северу, и к полудню. Ты будешь посредником, а (Великий) Потомок твой – виновником благословения (небесного) для всех племен земных. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю, потому что я не оставлю тебя, пока не исполню, что Я сказал тебе». Тогда Иаков пробудился и сказал: «вот, и на этом месте Господь открывает Себя, а я не знал». Тут благоговейный трепет объял его, и он присовокупил: «страшно это место! это дом Божий; здесь врата небесные!» Это видение произвело сильное впечатление на Иакова особенно потому, что оно пояснило прежние обетования и дополнило откровения о будущем Избавителе. Оно давало разуметь, что, несмотря на отпадение человека от Бога, соединение неба с землею не прекращено, что от Бога Промыслителя невидимо посылаются на землю ангелы для служения людям, предназначенным ко спасению, и что в определенное время Сам Господь сойдет на землю и соединится с человеческим естеством в благословенном потомстве Авраама, Исаака и Иакова, над которым Он неусыпно бодрствует, и откроет возвратный путь человеку к небу. Место это назвал Иаков новым именем Вефил, то есть, дом Божий, как назвали после и близ лежавший город Луз. Камень, на котором покоилась его голова, он поставил памятником и, не имея другой жертвы, возлил на верх его елей, какой нес с собою. И положил Иаков такой обет: «если Бог сохранит меня в пути моем, даст мне хлеб есть и одежду одеяться, и я, с помощию Божиею, благополучно возвращусь в дом отца моего, то этот камень, поставленный теперь памятником, будет у меня местом молитвы; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я посвящу Тебе десятую часть».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Быт. 34:31 Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею! В Быт. 48сказано, что Иаков перед смертью отдал Иосифу преимущественно пред братьями один участок Шехем, который, говорит он, «я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим». Сомнения нет, что Иосиф получил в удел Сихем ( Нав. 24:32 ), ибо погребён там, да и удел одного из сыновей его, Ефрема, заключал в себе Сихем, но мы из Библии не знаем ни о какой войне против аморреев. Предание (Яшар) дополняет это сказание рассказом о войне, которая вспыхнула между домом Иакова и многими соединившимися князьками ханаанитских племён, которые решили отомстить за Эммора, и которая кончилась тем, что участок Сихем остался владением Иакова. Глава XXXV. Бог повелевает Иакову идти в Вефиль; Иаков очищает дом свой от идолов и воздвигает жертвенник в Вефиле; смерть Деворы; благословение Божие Иакову; Рахиль рождает Вениамина и умирает по дороге в Ефрафу; преступление Рувима; перечисление сынов Израиля; смерть Исаака в Хевроне и погребение его Быт. 35 Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. Три причины этого повеления идти в Вефиль приводит м. Филарет: опасность оставаться в окрестности Сихема после Сихемского кровопролития; исполнение обета, данного Богу при отшествии в Месопотамию и возобновление обетования Божия на месте, в особенности освящённом первым таинственным видением лестницы. М. Филарет замечает ещё, что если исключить жертвоприношение Исаака на горе Мориа, то здесь в первый раз видно повелениеБожие об устройстве жертвенника. Вефиль на полпути между Сихемом и Хевроном, где жил Исаак. Быт. 35:2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; Слова Иакова, обращённые не только к дому своему, но «и всем бывшим с ним», заставляют думать, что, независимо от терафимов, украденных у Лавана Рахилью, и, может быть, идолов, взятых в Сихеме, были ещё идолы и у рабов-язычников, купленных в Месопотамии. Слово очиститесь, по всей вероятности, означает омовение, и мы не можем пройти молчанием догадки Гроциуса, приводимой м. Филаретом, что первая мысль о религиозном очищении водою могла произойти от воспоминания о потопе, омывшем землю от грехов допотопного поколения. Омовение употреблялось как необходимый очистительный обряд и в законе Моисеевом (см. Лев. 16:4 ; Чис. 8:7 ; 1Ездр. 6и мн. др.). Таково было его значение и в крещении Иоанновом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иаков Иаков : а) ( Быm. XXV, 26–34 и др.) – патриарх, родоначальник народа израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израиль. Его история излагается в кн. Быт. (XXV, XXVII-L). Иаков был сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. И настало время родить ей (т. е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брат его, держась рукой своей за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков. Дети выросли, и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни. Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует кн. Бытие, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил ему продать свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы ( Быm. XXV, 29–34 ). При другом случае, следуя внушению своей матери, он предвосхитил у отца своего Исаака благословение, предназначенное для его первенца, Исава ( Быm.XXVII, 1–40 ). Впрочем, вследствие сего последнего поступка он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию, в Харран, к своему дяде Лавану. Перед отправлением в путь Исаак благословил Иакова и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана ( Быm.XXVIII, 1 5). На пути в Харран Иаков имел чудесное видение, именно он видел во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землей, и ему были обещаны благословения Божии, данные Аврааму, и особенное покровительство в жизни ( Быm.XXVIII, 10, 22 ). По прибытии Иакова в Харран Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль. Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию, вместо младшей. Иаков согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе еще в жены двух служанок, Валлу и Зелфу, и, таким образом, от четырех он имел 12 сыновей и одну дочь, Дину ( Быm.XXIV , Быт.ХХХ, 1 , Быm.XXXV, 16–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Иаков I Когда Исааку исполнилось сорок лет, Авраам нашел ему невесту на родине своей, в потомстве Сима. Ее звали Ревеккой. У Исаака и Ревекки родились два сына, близнецы: Исав и Иаков. Исав был охотник на диких зверей; дни проводил на охоте, в полях и лесах, был человек нелюдимый и беспечный. Иаков же был кроткий нравом, любил родную семью, дом, и был любимцем матери. На нем было благословение Божие и благословение отца. Пришло время Иакову позаботиться о женитьбе. Он, подобно отцу, не хотел жениться на Хананеянке, и пошел в Харран, на родину деда Авраама, – там искать себе невесту. На пути пришлось ему ночевать в поле. Он выбрал себе место для спанья, взял камень в изголовье, лег, и крепко заснул. И было ему чудное сновиденье. Он видит: вот, необычайная лестница стоит на земле, и вершиной своей касается неба. И ангелы Божии – одни восходят по лестнице от земли на небо, вверх, другие – нисходят с неба на землю. И Сам Господь стоит на той лестнице, и говорит Иакову: – Я – Бог Авраама, и Бог Исаака, отца твоего! Не бойся! Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок морской. И, ради Семени твоего, благословятся все племена земные. Иаков проснулся и, объятый страхом, сказал: – Воистину, Господь обитает на этом месте, и я не знал этого. Страшно это место. Это – дом Божий, это – врата на небо. Утром, Иаков, творя благодарение Богу за полученное откровение, взял камень, который был ему изголовьем, и установил его в виде памятного столба, и на верх камня возлил елей, вместо жертвы, во славу Божию, Месту же видения дал название: Вефиль, что значит Дом Божий. II Путешествие Иакова было счастливо. В Харране он был с радостью принят дядей Лаваном. У Лавана были дочери Лия и Рахииль. Он выдал за Иакова сначала Лию, потом Рахиль. Лаван был скотовод. Иаков пас его овец, и сам сделался овцеводом. Он двадцать лет пробыл на чужой стороне. Нажил здесь свои большие стада. Наконец, он решил возвратиться на родину со всем семейством и имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Иоанн создает насыщенный библейскими , ветхо- и новозаветными ассоциациями контекст,  не увидев которого мы рискуем остаться лишь на самом поверхностном уровне понимания того, что евангелист хочет нам сообщить. Сцена у колодца, как она изображена в реалистической (точнее, претендующей на реализм) живописи и на иллюстрациях к детской Библии лишена важных для Иоанна параллелей, мимо которых проходит обычно и читатель, и проповедник. Скользящий по поверхности взгляд не останавливается ни на шестом часе, когда, по Иоанну, происходит Распятие, ни на остающейся за кадром истории Иакова, что, в свою очередь, соединяет новые и новые звенья ассоциаций. Вот небесная лестница, приуроченная православным богослужебным уставом к Богородичным праздникам, вот колодец на поле, пастухи у колодца, с которыми говорит Иаков, вот появляется девушка «с мелким скотом отца своего», вот Иаков, подойдя к колодцу, отвалил камень от устья колодезя, и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Иаков Рахиль. И возвысил голос свой и заплакал. И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее, и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему». Камень, отваленный от устья колодца, и камень, отваленный от гроба, из которого хлынет невидимый свет жизни вечной , той самой воды живой , то есть – Духа; Иаков и Иисус, Рахиль и та, что говорит с Иисусом и побежит в свой городок с рассказом о Нем, как Рахиль к отцу своему Лавану с рассказом о Иакове. Вернемся в Сихарь. Для самарянки, спрашивающей, неужели Иисус больше Иакова, ответ ясен. Ясен он и для  нас, но с точностью до наоборот. Иисус отвечает: да, больше, но отвечает не прямо, а говорит опять как бы о воде: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Вода, данная Иаковом, вода Ветхого  Завета, не способна утолить жажду  раз и навсегда, как и эта вода в колодце, как и любая другая вода кроме той, которую дает Иисус. Но самарянка под водой понимает только воду, утоляющую физическую и никакую другую жажду и которую хорошо бы иметь всегда под рукой. Если этот чудной паломник может ее каким-то чудесным образом обеспечить такой водой, то пусть так и сделает. Господин!  – обращается она к нему скорей всего игриво, не принимая Его слова за чистую монету – дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

http://pravmir.ru/razgovor-u-kolodtsa/

Примером же неявного прообраза могут служить три паремии, читаемые на Богородичные праздники. Это, во-первых, паремия из Книги Бытия (28, 12–13) – сон Иакова: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. В лестнице Церковь видит прообраз Богоматери. Во-вторых, читается начало главы 44 из Книги пророка Иезекииля – пророк видит закрытые врата святилища, обращенные на восток, и слышит голос Бога: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (44, 2). В закрытых навсегда вратах храма Церковь видит указание на приснодевство Богоматери. Третья паремия – из Книги притчей Соломоновых: Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь (9, 1); по сути, Богородица и стала таким домом для Слова Божия. – Теперь давайте рассмотрим праздники с большим количеством паремий: Рождество Христово и Крещение Господне. – На Рождество Христово первая паремия – о сотворении мира ( Быт. 1:1–13 ). Это вводное чтение, и к теме праздника отношения как бы и не имеет, но используется во всех трех случаях, когда читается большое количество паремий: на Рождество Христово, Богоявление, в Великую Субботу. Будучи началом начальной книги Библии , этот текст всегда как бы открывает корпус ветхозаветных чтений. Правда, некоторые толкователи все-таки находят идейное соответствие содержания паремии теме праздника Рождества Христова: по их мнению, рассказ о творении мира уместен на богослужении праздника в силу того, что «воплощение Сына Божия было новотворением» [ Иоанн (Маслов) , архим. Лекции по литургике. М., 2002. С. 134]. Весьма примечательна вторая паремия Рождества – из Книги Числа (24, 4–9, 17–18): она представляет собой извлечение из благословений волхва Валаама. Валак, царь моавитян, устрашенный вторжением Израиля в его пределы, призвал Валаама для того, чтобы тот проклял израильский народ, но ведомый Богом Валаам благословил Израилевы колена. Здесь заслуживают внимания два фрагмента. Во-первых, в стихе 7 говорится: Изыдет человек от семене его, и обладает языки многими, и возвысится паче царство его, и возрастет. Эти слова в буквальном смысле относятся к успешным завоеваниям царя Давида, однако в переносном смысле их можно отнести к Мессии, Который привлек в Царство Свое ( Церковь ) представителей многих народов. Но особенно значима фраза из стиха 17: Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, которая многими толкуется в мессианском смысле как указание на Иисуса Христа. Упоминание о звезде нельзя не соотнести с поклонением волхвов, которые были приведены к Богомладенцу звездой и которые именуются в песнопениях учениками Валаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Благословенная Богородица «Радуйся, земле ненасеянная!» – необычное наименование Богородицы. У пророка Иеремии мы встречаем слова: «Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную » (Иер. 2: 2). Через пустыню пришло избавление избранному народу от египетского плена, через Матерь Божию пришло ныне нам избавление от греха. «Пустынею, которую не возмущала жизнь человеческая» , называет гимнограф Богородицу, Она была без осквернения, Чистая, Непорочная Дева «и как капля, каплющая на землю» (Пс. 71: 6), так как в Ней воплотился Христос. «Сим ясно представил нам пророк человеческое рождение, совершившееся без шума, крайне безмолвно и таинственно» , – пишет блаженный Феодорит Кирский. «Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит. «Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит Дева принимает Самого Бога во чреве, рождает и Девой до нынешнего дня пребывает. Свершается то, что было открыто в пророчестве Моисею: «Мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова» (Лк. 20: 37). Спаситель в мир приходит. «Радуйся, глубино неудобозримая!»: «Я трепещу, начавши измерять бездну божественного человеколюбия, ужасаюсь, побуждаемый исследовать глубину божественного домостроительства» , – говорит святитель Фотий Константинопольский. «Неудобозримая»: в греческом оригинале «δυσθερητον» – с трудом поддающаяся изучению, пониманию . Не можем умом осознать глубину Милости Божией, а Мария Дева вместила ее в Себе. «Радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде!»: выше уже говорилось о Моисее. Теперь же вспомним слова патриарха Иакова, во сне видевшего лестницу Небесную – прообраз Боговоплощения: «Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28: 17).

http://pravoslavie.ru/138461.html

Одну из молитвенных песен их слышал пророк Исайя, когда видел Бога, сидящего на престоле высоком и Серафимов, взывавших к Нему: «свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Но Ангелы совершают еще другое служение, которое указывается уже самым именем Ангел, – что значит вестник. Они именно посылаются для возвещения людям воли Божией и суть вестники Божии. Здесь мы еще раз обратимся к слову Божию, чтобы ближе познакомиться с тем служением, для которого Бог употребляет святых Ангелов Своих. После того, как первые люди согрешили, Бог учредил на земле благодатное царство, в котором грешники снова могли бы приобретать утраченное блаженство, и в истории развития этого царства предоставил самое близкое участие святым Ангелам Своим. Они упоминаются уже в истории Авраама, этого первого праотца народа еврейского, с которого некоторым образом началось благодатное царство на земле. Так, во время жертвоприношения Исаака, когда Авраам уже готов был поразить сына своего, Ангел Господень воззвал к нему: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего». Они упоминаются также в истории внука Авраама – Иакова. Известно, например, что этот праотец видел во сне лестницу, простиравшуюся до небес, и Ангелов Божиих, восходивших и нисходивших по ней, каковым видением ему наглядно был показан, между прочим, образ того служения, которое совершают Ангелы. В другой раз он видел целое ополчение Ангелов, сопутствовавших ему и охранявших его во время обратного путешествия в землю Ханаанскую. И как должно было успокоиться тогда возмущенное сердце Иакова, когда он увидел, что Бог поставил Его под защиту святых Ангелов Своих! Святой Стефан говорил иудеям, хотевшим убить его: «вы приняли закон при служении Ангелов и не сохранили». Их этих слов видно, что святые Ангелы принимали участие в синайском законодательстве, которым Господь положил твердое основание ветхозаветной церкви. На это участие указывает сам Моисей в следующих словах: «Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фараона и шел с тьмами святых, одесную Его огнь закона». Под тьмами святых здесь разумеются именно святые Ангелы. Так, небесная Церковь Ангелов принимала ближайшее участие в величайшем деле, которым Господь хотел утвердить Свою Церковь на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Среди первых заповедей, которые патриарх Иаков получил от Него через отца своего Исаака, был запрет брать себе жен из дочерей Ханаанских ( Быт. 28:1 ). Эта заповедь была связана с тем, что старший брат Иакова, Исав, уже взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина ( Быт. 36:2 ), и они были в тягость Исааку и Ревеке ( Быт. 26:35 ). Хотя земля Ханаанская и является местом духовного благочестия, однако в этой земле, в связи с грехопадением человеческим, могут жить хананеи – различные греховные мысли и чувства ( Быт. 12:6 ), с которыми и запрещает Исаак сочетаться Иакову как с неугодными ему ( Быт. 28:8 ). В этом нет ничего удивительного для того, кто знает, что «если и упокоевается кто в благодати, доходит до тайн и до откровений, до ощущения великой благодатной сладости, то и грех сопребывает еще внутри его». 47 По этой причине Исаак повелевает Иакову: «Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей» ( Быт. 28:2 ). Лаван, как брат той, которая символизирует память смертную, в значении духовном представляет собой страх Господень, способный порождать начатки премудрости ( Пс. 110:10 ). И Иаков, как спасительная печаль ( 2Кор. 7:10 ), отправляется к духовному Лавану ( Быт. 28:5 ) как к «началу и ограждению нашего спасения», так как именно от страха Господня «зависит и начало обращения, и очищение от пороков, и охранение добродетелей у тех, которые руководствуются им на пути к совершенству». 48 Этот путь, приводящий к совершенству всякого идущего по нему, представляет собой не дорогу, стелющуюся по равнине, а лестницу, основание которой стоит на земле, а верх ее касается неба ( Быт. 28:12 ). Если же кто-то пожелает узнать вид этой лестницы и порядок расположения ее ступеней, их число и время восхождения по ним, тот должен обратиться к Иакову, не только видевшему ее, но и прошедшему по ней от начала до конца. Как показывает история жизни родоначальника народа Израильского, лестница эта представляет собой степени деятельных и созерцательных добродетелей, 49 находящихся в сердце человеческом ( Пс. 83:6 ), по числу израильских патриархов – сыновей Иакова, расположенных друг за другом в порядке их рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010