Мир – это среда обитания, говоря библейским языком, «дом», в котором живет человек. Но мир – это и «лестница Иакова», ведущая на небо. По учению святого Дионисия Ареопагита (9–110), наш ум может восходить к «бесстрастному умозрению», «превосходящей наше слово и разум невещественности» не иначе, как посредством «вещественного руководства», ибо мир «следы умного благолепия имеет, и можно нам чрез оные (следы) возводиться к невещественным первообразам». Так, физические чувства являются образом нравственных чувств, нравственные чувства обозначают способность познания Бога умной тварью. Иерархическая лестница чувств возводит сначала к познанию мира материального, а затем, уже с помощью «вещественного руководства», – к умному познанию духовного мира. Человек как неповторимая личность – явление не только духовного мира, но и мира природного, феномен истории и культуры своего народа. Каждый человек несет в себе всю свою историю и частицу истории всего человечества. В силу единства человеческого рода каждый человек разделяет участь первого Адама, и в метафизическом смысле он тоже Адам. Человек как образ отражает в себе порядок мира и порядок истории: нравственный порядок мира и порядок священной библейской истории. Если в эмпирической плоскости личность обусловлена филогенически и наследственно, то этот «детерминизм» преодолевается Христом. В Воплощении Абсолютная Личность, Божественный Логос, сходит с Небес и живет на земле как человек. Отсюда и соблазн фарисеев: как согласовать этот наследственный детерминизм (Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сошел с Небес? ( Ин. 6:42 )) и этот культурно-исторический детерминизм (Они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? ( Мф. 13:54–55 )), с Его новым учением и чудесами, парадоксальными для рассудочно-плоскостного сознания? И в то же время именно в том, что Бог Слово воплотился, вступил в круг и под действие данных исторических условий, добровольно подчинив Себя природной необходимости, заключается преодоление природной обусловленности человеческого существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иаков сподобился созерцания небесной лестницы, «удостоился дивного видения», лестницы, которая соединяет небо с землей, потому что проявил смирение. Итак, мы видим, что отцы по-разному оценивают поведение Иакова: целая группа отцов настаивает, что это была закладка камня. Причем Иаков, на что обращают внимание отцы, потом возлил и освящающий елей на этот камень. Что значит: возлить елей на камень? Это значит – камень помазанный. А что такое «помазанный», «помазанник»? Это слово «Христос»! Слово «Христос», на иврите «Машиах», означает «помазанник», «тот, который помазан»! «Иаков – образ Господа нашего Спасителя; и камень, который он положил под голову, не меньше прообразует Христа Господа. Послушайте апостола, объясняющего, почему камень у изголовья означает Христа: «всякому мужу глава Христос» ( 1Кор. 11, 3 ). И, наконец, обратите внимание на то, что благословенный Иаков возлил елей на камень. Обратите внимание на елей, и вы узнаете Христа: Христос означает помазанник» 318 . В наше время – это место к востоку от современного центра Иерусалима, находящееся в так называемом «Старом Городе». На горе Мориа возвышается удивительное здание голубого цвета, похожее на волшебный дворец из бирюзы. Это мечеть халифа Омара или «Купол скалы» в Иерусалиме. Когда-то там был Первый храм – храм Соломона. Потом был Второй храм, который был отстроен Иродом Великим, и в этом храме Дева Мария отроковицей была возведена первосвященником по ступеням во Святая Святых, и там Сын Божий проповедовал будучи 12 отроком. «И взял один из камней того места» – он мог взять любой! Он взял единственный камень! Отцы настаивают, что это – Христос. Этот камень – символ Христа. «И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем» ( Быт. 28:11 ) – основанием! Что значит: «лег на том месте» ( Быт. 28:11 )? Да, лег, но это тоже было символическое действие! Он на этот камень что положил, ноги? Нет, голову! Это теперь означает, что все его помышления будут об этом святом месте! Читаем: «Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» ( Пс. 136:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

С этой поры Исав возненавидел брата своего Иакова и стал грозить ему местью. «Только бы дождаться мне кончины отца моего, – говорил он, – и я убью брата моего». Посему Ревекка посоветовала Иакову бежать от Исава в Харран, к брату ее Лавану. И Иаков принужден был удалиться из дома родительского. 15. Странствование Иакова Прощаясь с отцом своим, Иаков получил от него строгое приказание не брать себе жены из хананеянок, но идти в Месопотамию и жениться там на одной из дочерей Лавановых. Он отправился в путь один, с посохом в руке и с надеждою на Бога в сердце. Так шел он до самого вечера. Наконец, утомившись, лег на землю, положил под голову камень и заснул. И вот ему видится во сне лестница, стоявшая на земле, вершиною же достававшая до неба, и по ней восходили и нисходили Ангелы Божии. Наверху же стоял Господь и говорил: «Я Бог Авраамов и Исааков; не бойся! Землю, на которой ты спишь, Я дам тебе и потомству твоему, и будет семя твое, как песок земной, и благословятся о тебе и о семени твоем все племена земные. Вот Я с тобою и не оставлю тебя!» Пробудившись от сна, Иаков сказал: «Страшно место сие! Конечно, здесь дом Божий и врата небесные». И, встав с места, он поднял камень, на котором спал, и, возливши на него елей, дал обет воздвигнуть здесь жертвенник Господу, когда Бог возвратит его в землю сию. Самое же место поименовал Вефилем, что значит: дом Божий. Продолжая путь, Иаков пришел наконец в Харран к родственнику своему Лавану. Как некогда раб Авраамов встретил Ревекку у колодезя, так и теперь Иаков увидел Рахиль в то время, как она шла поить овец отца своего на колодезь, бывший в поле. Услышав о прибытии Иакова, Лаван поспешил к нему навстречу и принял его в дом свой. Иаков, с первого взгляда полюбивший Рахиль, обещал служить дяде своему семь лет, если он только выдаст за него младшую свою дочь. Лаван согласился на это, но, когда минул назначенный срок, обманул Иакова, выдав за него вместо Рахили старшую сестру ее Лию; в утешение же ему сказал: «Я отдам за тебя и Рахиль, если ты прослужишь мне за нее еще семь лет!» Иаков согласился и на это и по прошествии семи лет женился на Рахили. От этих жен у него родилось двенадцать сыновей, которые сделались потом родоначальниками двенадцати колен Израилевых. Имена их следующие: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф и Вениамин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Исав воспылал гневом и грозил убить Иакова, но, щадя любимого отца, он решил исполнить свою угрозу после его смерти. Ревекка, опасаясь за жизнь Иакова, сказала ему: «Исав, брат твой, грозит убить тебя; и теперь; сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего… на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю, и возьму тебя оттуда» ( Быт. 27:42–45 ). Исаак тоже одобрил этот план. В Харране Иаков сможет найти себе жену из собственного племени и избежать ошибки Исава, который женился на хеттеянках. Отец, очевидно, простил уже сыну его обман, нежно распрощался с ним и благословил на дорогу. После этой семейной драмы Исаак прожил еще сорок три года, но он уже ничем не заявил о себе в истории. Да и вообще это был один из тех редких людей, вся жизнь которых есть безграничная кротость, воплощенное смирение и безмятежное довольство. Будучи патриархом немалочисленного рода, он, однако же, избегал всего, что могло сделать его положение особенно видным, и тем доказал, что смирением и кротостью можно так же угодить Богу, как и жизнью, исполненной великих подвигов и тяжелых испытаний. Беспрекословное повиновение отцу даже до пожертвования самой жизни; нежная привязанность к матери, в потере которой он утешился лишь женитьбой на Ревекке; безусловная преданность и верность своей жене в тот век, когда повсюду было многоженство, терпеливое перенесение семейных испытаний – все это вместе рисует нам образ патриарха, который велик был не внешними громкими подвигами, а тем духовным внутренним миром, который невидим для людей, но который тем ярче сияет перед Отцом Небесным. После описанных событий судьба дальнейшей истории патриархальной эпохи сосредоточивается в руках Иакова, которому перешло благословение, данное Богом Аврааму и Исааку. Лестница Иакова Быт. 28 Скрываясь от гнева брата своего, Иаков отправился в дальний путь, как бедный странник с сумой за плечами и с посохом в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Мы знаем, что Он вкладывает в это понятие не то, что понималось под этим живой водой обычно: не проточную воду в отличие от той, что была в прудах и колодцах, но самарянка не знает об этом и простодушно спрашивает, все больше удивляясь этому паломнику: Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Отец наш Иаков… Евангелие от Иоанна, напомню, в еще меньшей  степени репортаж с места событий, чем Евангелия Матфея, Марка и Луки – это величайшая из всех когда либо созданных богословских поэм, в которой, как в любой совершенной по форме поэме, нет ни одного случайного слова. Так, если Иоанн упоминает шестой час дня, то он не просто констатирует время, в которое самарянка подошла со своим водоносом к колодцу, но и заставляет вспомнить о другом событии происшедшем в это же время – о тьме от часа шестого до часа девятого , когда Спаситель умирал на кресте. Это переводит разговор у колодца  в контекст вознесения Сына Человеческого , как называет Иоанн распятие, видя в нем наивысшее проявление славы Божьей, абсолютное и непостижимое проявление «безумной», как сказал Максим Исповедник, божественной любви, Ту же любовь мы видим и здесь, у колодца Иакова, как и на каждой странице четвертого Евангелия – любовь, раскрывающую себя постепенно, шаг за шагом, восходя на Крест. И это – те же ступени связывающей землю и небо лестницы, по которой восходили и нисходили Ангелы, что приснилась Иакову, бежавшему от своего брата Исава. Нельзя не вспомнить и то, что место, где Иаков увидел свой дивный сон, он, проснувшись, называет страшным и видит в нем не просто место своего ночлега, а дом Божий, каковым и называет его, устанавливая священный камень. Так и этот колодец Иакова, существующий по сей день, становится священным местом христиан: сейчас там православная церковь, внутри которой и находится колодец; и на его фотографии выпущенного в Израиле в 1997-м году иллюстрированного путеводителя «Иерусалим и Святая Земля» мы видим греческого монаха, ставшего жертвой убийц.

http://pravmir.ru/razgovor-u-kolodtsa/

«…памятником неверной души – стоящий соляной столб». Этими словами, без сомнения, указывается на рассказ кн. Бытия о жене Лота ( Быт. 19:26 ). Нет сомнения и в том, что писатели кн. Бытия, равно как и кн. Премудрости Соломона, передавая об этом событии, представляют его чудом; поэтому все естественные объяснения этого события, а их предлагается много, не будут отвечать характеру предания. Судьба городов Пентаполя в Св. Писании осталась часто употребляемым образом совершеннейшей гибели и страшного наказания: Втор. 29:23 ; Ис. 1:9, 13:19, 23:14 ; Иер. 49:18, 50:40 ; Иез. 16:49–50 ; Ос. 11:8 ; Мф.10:15, 11:23 ; Рим. 9:29 ; 2Пет. 2:6 . 8 . Причина гибели жителей пяти городов указывается в том, что они «презрев премудрость… не познали добра». Премудрость в данном случае писатель отождествляет с добродетелью, благочестием. Удаление от благочестивой жизни он называет безумием. Памятником этого безумия жителей Пентаполя в назидание последующих поколений было печальное состояние долины Сиддим. Таким образом, грозные бедствия имеют благую провиденциальную цель. Прем.10:9 . Премудрость же спасла от бед служащих ей. 9 . В этом стихе писатель делает переход к следующим примерам в форме противопоставления. Прем.10:10 . Праведного, бежавшего от братнего гнева, она наставляла на правые пути, показала ему царство Божие и даровала ему познание святых, помогала ему в огорчениях и обильно вознаградила труды его. Прем.10:11 . Когда из корыстолюбия обижали его, она предстала и обогатила его, 10–11 . Пример Иакова «Праведного, бежавшего от братнего гнева…» – указание на бегство Иакова от Исава в Месопотамию ( Быт. 27:43 ). «…показала ему Царство Божие». Эти слова относятся к видению Иаковом таинственной лестницы ( Быт. 28:12–13, 17 ). «Царство Божие» – мир ангельский. «…даровала ему познание святых…», т.е. ангелов (ср. Прем.5:5 ), или вообще сверхчувственного мира ( Прем.9:10 ; Притч. 30:3 ); «…помогала ему в огорчениях и обильно вознаграждала труды его». Разумеются те огорчения, которые терпел Иаков от Лавана и на которые он сам жаловался ( Быт. 31:39–42 ). Лаван был к нему несправедлив, неоднократно менял условия платы за его труды («из корыстолюбия обижали его») и, несмотря на все это, вопреки желанию Лавана, Иаков разбогател у него ( Быт. 30:43, 31:7 ). В этом Иаков видел дело Божие ( Быт. 31:9–12 ), писатель нашей книги называет это делом премудрости: «…она предстала и обогатила его» (Иакова) (ср. Прем.7:11 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Здесь речь идет не о том, что первородство можно купить и благословение Божие получить обманом, а о том, что оно достается достойному. Главное в действиях Ревекки и Иакова – это дерзновение веры. При том, что Иаков потом много пострадал именно за эту свою ложь, за свое лукавство, – жизнь его была исполнена многих скорбей, но, тем не менее, Господь принимает его дерзновение. Лестница Иакова. Исав воспылал гневом и грозил убить Иакова, но, щадя любимого отца, он решил исполнить свою угрозу после его смерти. Ревекка, опасаясь за жизнь Иакова, сказала ему: « Исав, брат твой, грозит убить тебя; и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего… на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю, и возьму тебя оттуда » (Быт.27:42-45). Отправившись в далекий путь, Иаков в первый день, очевидно, гонимый опасением своего свирепого брата, прошел более шестидесяти верст, и, дойдя до местечка Луз, остановился там переночевать. Это было то самое место, где некогда Авраам воздвигал жертвенник Богу. Увидев несколько камней, быть может, остаток этого именно жертвенника, Иаков положил один из них себе под голову вместо подушки и от крайнего утомления заснул глубоким сном. И вот он видит чудесный сон: лестницу, которая стояла на земле, а верх ее касался неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней, а на самой верхней ступеньке стоял Господь и говорил ему: « Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю… » (Быт.28:13-15). Пробудившись от сна, Иаков, пораженный необыкновенным видением, сказал: « Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные » (Быт.28:17). В память о своем необыкновенном видении Иаков установил камень, на котором спал, и возлил на него елей. А место это он назвал Вефиль, что значит «Дом Божий».

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Тогда Господу угодно было раскрыть перед стоявшими перед Ним учениками значение грядущего царствия Божия на земле, указывая на связь ветхозаветных обетований с ныне свершающимися событиями. В книге Быт. 28:12–13 изображается пророческое видение Иакова. Иаков, бездомный странник, тип Израиля и тип человечества вообще, видит во сне, что он не одинок, что лестница соединяет небо с землею, что Ангелы Божии восходят и нисходят по ней и что Господь, Иегова, стоит на верху лестницы. Господь наш Иисус Христос указывает на это таинственное видение с двумя особенностями: Он глаголет: «отныне увидите небо отверстым»; и Ангелы Божии восходят и нисходят над Сыном человеческим. Вникая в смысл этих слов, мы уразумеваем: 1) что небо раскрывшееся в видении Иакова над ним временно, отныне будет постоянно отверсто, знаменуя постоянное общение небесного высшего духовного мира с обиталищем человека, землею. И 2) что Господь, стоявший в видении Иакова на верху лестницы, находится в минуту произнесения слов Господом Иисусом на последней ступени ее на земле, ибо Ангелы Божии «восходят и нисходят «над Сына человеческого». Чтобы еще точнее уразуметь значение этих великих слов, надо вникнуть в смысл названия, которое Господь Сам благоволил возложить на Себя. Это название – «Сын человеческий». «Кто этот Сын человеческий?» спрашивал народ, когда Господь давал уразуметь, какою смертию Он умрет ( Ин. 12:33, 34 ). Священное имя Сына Божия было известно народу и книжникам Израильским из Пятикнижия Моисеева, из Псалмов и из Пророков; Иудеи знали также, что Христос сын Давидов ( Мф. 22:42–45 ; Пс. 109 ), – но мы видим, что они не понимали ни того, ни другого из этих священных имен, а облекали таинственные указания Мессианских пророчеств в свои собственные мечты о будущем величии народа. Не перечисляя здесь всех Мессианских пророчеств, которые составляют сущность всех пророческих книг, мы только укажем на два пророческия выражения, в которых особенно ясно выступает значение имени Сына Божия, второй Ипостаси Святыя Троицы, воспринимающей плоть человеческую ради нашего спасения и имеющей прийти на землю под именем Мессия или Христос т. е. Помазанный 138 . Во первых это торжественные слова стиха 7-го Псалма 2: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; и во вторых слова Исайи пророка ( Ис. 9:6 ), вещающего: Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его и нарекут 139 имя Ему чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, князь Мира 140 . Поэтому мы видим, что имя Сына Божия было известно Иудеям, как имя Самого Бога, а изучение смысла писаний могло бы раскрыть им и образ появления Его. Но между тем Иудеи ищут убить Господа Иисуса за то, что «Он сделал Себя Сыном Божиим» ( Ин. 19:7 ), ибо Он не отвечал Своим пришествием тем безумным надеждам, кои они питали; в душе же их не было того чувства добра, которое помогло бы им душою узнать Бога во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иаков должен был бежать из родительского дома, чтобы укрыться от гнева брата, и мать с отцом приказали ему идти к Лавану в Месопотамию. Они желали, чтобы Иаков там избрал себе хорошую жену; потому, что две жены Исава, взятые в Ханаанской земле, много огорчали Исаака и Ревекку. Видение таинственной лестницы Иаков отправился в путь один с посохом в руке; и с надеждой на Бога, Вечером, уставши, он лег на землю, подложил под голову камень, и заснул. И вот ему видится во сне лестница. которая от земли доставала до неба: и Ангелы Божии сходят вниз и восходить по ней, а на ней Сам Господь, говорящий ему: «Я Бог Авраама и Исаака; не бойся ничего. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему, и благословятся в тебе и в семени твоем все народы земные». Проснувшись, Иаков полил елеем камень, на котором он спал. и обещал принести на этом месте Богу жертву, когда возвратится в эту землю. Пребывание Иакова у Лавана и возвращение в Палестину Когда Иаков пришел в Месопотамию, в город Харран к дяде своему Лавану, то был принят им с ласкою. Полюбивши Рахиль, младшую дочь Лавана. Иаков обещал за нее прослужить дяде семь лет. Лаван согласился на это, но когда прошел означенный срок, он выдал за него старшую свою дочь Лию и предложил ему прослужить еще семь лет за Рахиль, Иаков прослужил еще семь лет, женившись на Рахили, и после того Лаван старался удержать его у себя. Он обещал отдавать Иакову за его труды всех ягнят черных, а козлят пестрых. И тогда лучшие из ягнят и козлят рождались такими, Лаван переменял не раз условия награды, и всякий раз лучшее из стада доставалось на долю Иакова. Наконец. Иаков заметил. что Лаван завидует ему и не может смотреть на него спокойно; тогда Господь велел ему возвратиться в свою родную землю. Иаков собрал свое семейство и со всем имуществом своим отправился в землю Ханаанскую. Когда Лаван на третий день узнал об его отъезде, то погнался за ним и хотел вернуть его к себе; но Господь ночью в видении велел ему оставить Иакова в покое; а потому Лаван, догнавши беглецов, только простился с дочерьми и внуками и отпустил их с миром. Приближаясь к родине, Иаков отправил к брату послов с известием, что он возвращается. Исав собрал 400 рабов и сам пошел навстречу Иакову, который этого очень испугался и умолял Бога защитить его против брата. Иаков ночью переправил семейство свое со слугами и стадами через небольшую реку, а сам остался один. Всю ночь он боролся с Кем-то, ему неизвестным, говоря: «не отпущу, пока не благословишь меня». Оказалось, что это был Господь, Который и благословил его, назвал его Израилем, что значит Богоборец. Господь успокоил его надеждой, что он может бороться и с людьми. Когда наконец Иаков увидел идущего к нему Исава, он несколько раз поклонился ему до земли, а Исав бросился в нему на шею и обнял его. Иосиф и его братья

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Стих 34. Они смешались с отцом обманом, потому что стыдились его целомудрия, которое было ему присуще, пока он был трезв. Глава 20 Стих 5. Не по невоздержанию, говорит, я захотел соединиться с нею, но полагал, что стану великим, если сочетаюсь браком с праведной женой — праведной святой сестрой праведного святого мужа. Глава 27 Стих 1. Это есть дело божественной благодати, чтобы стараниями Ревекки благословение получил Иаков. Глава 28 Стих 18. Иаков возлил елей на вершину камня и назвал место Дом Божий. Это — образ Моисеевой скинии, на которую возлили елей после того, как изготовили. Глава 30 Стих 39. В то время как в Месопотамии стараются приобретать беловатых овец и чёрных коз, в Палестине преобладает скот противоположной окраски, который предпочитают патриархи. Глава 32 Стих 1. Иакова, освободившегося от Лавана, встретили ангелы, несомненно, посланные от Михаила, предводителя израильтян, как сказал Гавриил Даниилу: Михаил, князь ваш (Дан. 12:1). Иакова, боявшегося Лавана и Исава, присутствие отряда ангелов учило не бояться отрядов, бывших при его брате. Стих 24. Когда все перешли Иордан, остался только Иаков и боролся с Тем, кто явился ему. Это, несомненно, был не кто иной, как Тот, кого Иаков видел на лестнице в Вефиле. Ангелы же, восходившие и нисходившие по ней, были тем самым отрядом и не отличались от тех, что встретились ему. Стих 25. «И увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра, и оцепенел». Иаков увидел, что не побеждает ангела, ангел же коснулся его бедра. Стих 26. Ангел сказал: «Отпусти Меня» ни по какой иной причине, как для того, чтобы побудить Иакова сказать: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Стих 27. Он же спросил: «Как тебе имя?». Он ответил: «Иаков». «И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Говорит: достаточно тебе борьбы с Богом как благословения. Более же всех знамений тебе новое имя — Израиль, что означает «человек, видящий Бога». Ведь действительно, если бы явившийся был по природе ангелом, то Иаков был бы назван Израилем неверно, ибо не видел Бога. Следовательно, Он был одновременно и Богом, и человеком, и ангелом, во всём истинным, но человеком по воплощению, ангелом по служению, Богом же по природе.

http://bogoslov.ru/article/6023939

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010