Исаак удивился, что добыча досталась Исаву так быстро, да и голос выдавал Иакова. Но когда он ощупал его и обонял запах от одежды, он благословил его: «Вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!» ( Быт. 27, 27–29 ). Когда Иаков вышел от отца, то пришел Исав. Исаак был в ужасе, но отказался отнять благословение от Иакова, потому что увидел в этом волю Бога. Тогда Исав со слезами просил хотя бы как-то благословить его. И Исаак сказал: «Вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» ( Быт. 27, 39–40 ). После этого Исав возненавидел своего брата и сказал: «Скоро отец мой умрет, и тогда я убью брата!» Тогда Ревекка испугалась за жизнь своих детей и решила отправить Иакова к своему брату. Исаак поддержал ее решение. Иаков в Харране (Быт. 28–30) Подчиняясь решению своих родителей, Иаков отправляется в Харран. Исаак, в качестве напутствия, снова благословил его и велел взять в жены одну из дочерей Лавана. Когда он шел из Беэр-Шевы в Харран, то остановился в одном месте. Там его застала ночь, и он отправился спать. В эту ночь Бог показал ему видение лестницы, уходящей в небо, по которой поднимались и спускались Ангелы. Бог, стоящий на ее вершине, пообещал возвратить Иакова в Святую Землю и всегда быть с ним. Он обещал сохранять его везде и благословил в нем и в его семени все народы земли. Лестница символизировала собой Богородицу, благодаря Которой Бог стал Человеком (поэтому этот отрывок и читается в Церкви накануне праздников в честь Богоматери), а семя Иакова – Христа, в Котором все люди получают вечное счастье. Проснувшись от сна, Иаков воскликнул: «Истинно Господь есть на этом месте. А я не знал! Как страшно место это! Это дом Божий, это врата Неба!»

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

У Исаака было два сына, Исав и Иаков. Исаак в старости своей благословил младшего сына Иакова и предсказал, что он будет очень богат, и его потомство будет господствовать над потомством его брата Исава. Узнав об этом, Исав очень рассердился на своего брата Иакова и готов был даже убить его. Тогда Иаков, спасаясь от брата, убежал из родительского, дома в далекую сторону к родным своей матери. На дороге застигла его ночь. Тяжело и страшно было Иакову. Один на поле ночью, в чужом месте, вдали от селений, опасаясь нападения диких зверей или недобрых людей, боясь, что его догонит и убьет его родной брат Исав, – Иаков видел, что некому его защитить. Положил он себе под голову камень и заснул. И вот он увидел сон: стоит лестница на земле, и верх ее доходит до неба; и ангелы по ней сходят с неба и поднимаются на небо; а на верху ее стоит Господь и говорит Иакову: «не бойся; Я с тобою; Я сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю. И землю эту Я отдам твоему потомству, которое будет очень велико». Проснувшись, Иаков поблагодарил Бога. Этот сон ободрил Иакова. Теперь он спокойно пошел в путь, надеясь на помощь Господа. Дети! когда Иакову было тяжело и страшно, он был один и думал, что нет ему защитника на земле, – Бог не забыл его и успокоил его, пообещав ему Свою помощь. Так и у нас, как бы ни было нам тяжело, какое бы несчастие ни было с нами, Бог никогда не забывает нас, Он всегда близок к нам; и если мы молимся Ему и слушаемся Его, Он поможет нам и спасет нас от беды. Как звали сыновей Исаака? Кого благословил Исаак? Что он предсказал Иакову? Как отнесся к этому Исав? Куда бежал Иаков? Каково было Иакову ночью? Какой сон увидел Иаков? Что Господь говорил Иакову во сне? Как помог Иакову этот сон? Чему научает нас помощь Божия Иакову? 16. Возвращение Иакова (Быт. 32 и 33) Обещание Господа Иакову исполнилось; через несколько лет Иаков возвращался домой уже не одиноким странником, а с большой семьей и богатым. По дороге он узнал, что к нему на встречу идет брат его Исав с воинами. Иаков очень испугался; он думал, что Исав вспомнит, что было прежде, и убьет его. Он приготовил Исаву хорошие подарки, а сам стал усердно молиться Богу, чтобы Господь спас его от смерти. На другой день он увидел Исава с воинами. Он пошел к нему навстречу и семь раз поклонился брату до земли. Исав, увидя его, подбежал к нему, бросился ему на шею, обнял его, поцеловал и от радости плакал. Иаков дал ему подарки, но Исав не хотел их брать и говорил, что у него самого много всего, а эти подарки пусть останутся Иакову; и когда Иаков очень просил его принять подарки, только тогда Исав взял их. Потом Исав хотел проводить Иакова, чтобы сохранить его от злых людей. Иаков спокойно пришел домой к отцу, несколько времени жил с ним, и после смерти Исаака получил все его богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

3. Религия Иакова. Бог патриарха — это «Бог его отцов», Бог Авраама и Исаака. Он именуется также — Абир Иаков, то есть «Могучий (Защитник) Иакова» (49,24) и Пахад Ицхак (31,42), то есть «Страх Исаака», где «Страх» означает благоговейный трепет. Впрочем, слово «Пахад» можно переводить и как Сродник. Если принять это второе толкование, то оно означает, что Иаков видел в Боге Авраама Отца-Покровителя своего клана. Богопочитание у Сынов Израилевых в эпоху Иакова было таким же простым, как при Аврааме. Иаков приносил жертвы на импровизированных алтарях (35,1) и возливал елей на камни (28,18), как было принято у жителей Палестины (такие священные камни-массебы найдены во многих ханаанских городах). Все это сильно отличается от сложного централизованного культа поздних времен, но предание с полной достоверностью сохранило память о патриархальных обычаях. Иаков чаще, чем Авраам, задерживался на одном месте и порой даже успевал засевать участки земли и собирать урожай. Его становища находились у древних культовых центров Ханаана — Вефиля и Сихема. Впоследствии иудеи, чтобы стереть память о языческом прошлом этих мест, связывали их почитание с именами патриархов. Но в конце концов святилища там были уничтожены (4 Цар 23,15). Именно в Вефиле Иаков услышал во сне голос Божий, подтверждавший обетование: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (не бойся) землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и семени твоем все племена земные» (28,13-14). Рассказ о сновидении в Вефиле содержит две основные темы: первая — ступени таинственной лестницы , ведущей в небо . Она как бы противостоит Вавилону, имя которого (Бабили) означает «Врата божии». Воздвигая ступенчатую башню в центре города, язычники верили, что она будет местом схождения Мардука к своим почитателям. Но Бог Авраама указывает Иакову на иной «дом Божий» и «врата небесные» (28,17), которые соединяют Небо и землю . Эти незримые врата в св. земле знаменуют богочеловеческий смысл истории спасения. Земля, обещанная Аврааму, есть место совершения Домостроительства Божия. И как бы отзвуком видения Иакова звучат слова Христовы: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1,51). «Лествица Иаковля» в церковном сознании символизирует и Богоматерь, поэтому паремия о сне Иакова читается в Богородичные праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Быт. 27:46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; См. Быт. 26:34–35 . если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь? Ревекка, из любви к старцу Исааку утаивая важнейшую причину предполагаемого путешествия Иакова, с женскою тонкостью наводит его на мысль о необходимости для Иакова идти в страну, где живут родственные им семиты, для избрания там жены себе, подобно тому, как Исаак получил жену свою из дома Нахорова. Заметим между прочим, что во всём повествовании о жизни Исаака и Ревекки не видно, чтобы Исаак имел какую-либо наложницу, и заметно, что мысль и воля Ревекки были законом в доме Исаака. Глава XXVIII. Исаак благословляет Иакова и посылает его в Месопотамию; Исав женится на дочери Измаила; видение Иаковом лестницы; камень Вефиль; обет Иакова Быт. 28:1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; Благословение Исаака прямо уже относится к тому, кто наследует обетования, данные Аврааму; ср. Быт. 28:4 ; он уже не возвращается к прошедшему; он видит в Иакове избранника Божия. Быт. 28:2 встань, пойди в Месопотамию, И митрополит Филарет, и Английская Библия, и Остервальд переводят Падан-Аран. Мы особенно указываем на это ясное определение Фаррана здесь, между тем как в в главе XXIV Падан-Арам не назван, а рабу Авраама указано идти «в его (Авраама) родину» ( Быт. 24:4 ). Месопотамией обозначалось всё междуречье от гор Масия до устьев Тигра и Евфрата; Падан-Аран был особый округ междуречья между горами и Евфратом вокруг нынешней Урфы, и имя Харрана до сих пор хорошо известно в хорошо обработанной местности между Кабуром и Евфратом. в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Мы и здесь видим влияние Ревекки, которая хочет связать своё семейство с благословением, лежащим на Иакове, представителе обетования. Быт. 28:3 Бог же Всемогущий Ель-Шаддай – то же имя, которое явлено Аврааму в Быт. 17:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В. Обетования и богоявления Иакову (седьмикратные) Глава XXVIII, 10–22. Первое богоявление Иакову, в видении таинственной лестницы Иаков вышел из Вирсавии, и пошел в Харран, – пошел один, без проводников и рабов, и оставляя все отцовское достоянии в наследие брату своему Исаву (Ст. 10). По справедливому примечанию толковников, здесь обнаруживается необыкновенная сила душевная, бескорыстие и крепкая вера в Божии обетования – в благословенном сыне Исааковом. И пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце ... (Ст. 11). Иосиф Флавий с вероятием полагает, что Иаков решился ночевать один в поле, дабы избегнуть всякого общения с Хананеянами. И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.... (Ст. 12). Что означало видение таинственной лестницы Иаковлевой? В ближайшем приложении к Иакову, оно служило ему ободрением на безопасное продолжение дальнейшего пути в Месопотамию; ибо открывало ему, что Господь бодрствует над рабами своими с неба своего, и что промыслу Его известно все, что происходит на земле 337 . Но к общей истории ветхозаветных прообразов и откровений сие видение таинственной лестницы поясняло прежние обетования, и дополняло откровения о будущем Избавителе. Она давала разуметь, что, несмотря на отпадение человека от Бога, соединение неба с землею не прекращено, что от Бога промыслителя невидимо посылаются на землю ангелы для служения людям, предназначенным ко спасению 338 , и что в определенное время сам Господь сойдет на землю, и соединится с человеческим естеством в благословенном потомстве Авраама, Исаака и Иакова, над которым Он неусыпно бодрствует, и откроет человеку возвратный путь к небу» 339 . Самая же лестница Иаковлева, по общему мнению христианских учителей, прообразовала Матерь Божию, соединившую и помирившую небо с землею чрез воплощение от Нее Спасителя мира. Посему и положено уставом православной церкви на паремиях в богородичные праздники читать библейское повествование о лестнице, виденной патриархом Иаковом посему же и поет церковь Богоматери: «радуйся лествице, юже Иаков виде»! 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. Как Исаак прообразовал Иисуса Христа, так и рождение его от Сарры служило образом рождения от Марии обетованнаго Мессии. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак. Се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Лестница Иакова – прообраз Божией Матери. Через Нее Бог сошел на землю. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Неопалимая купина. Куст горит, но не сгорает, Дева рождает и остается Девой. Огонь – Сын Божий. Иное толкование: Огонь – это Божественная природа Христа, куст – Его человеческая природа. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

http://azbyka.ru/shemy/vetkhozavetnye-pr...

Беда Достопочтенный пишет: «Лестница, виденная Иаковом, – это Церковь, рождение которой на земле, а жительство – на небесах. По ней восходят и нисходят ангелы, когда евангелисты в одно время открывают совершенным слушателям превосходящие все другие сокровенные таинства Божественности [Христа], в другое – возвещают еще не окрепшим о хрупкости Его человечности. Они восходят, когда обращаются разумом к горнему, и нисходят, когда наставляют слушателей в том, как жить на земле» . И действительно, Бог, Который возводит одних к вершинам Богопознания и Богооткровенния, нисходит к другим, открывая им человеческими словами и образами начатки веры. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им (Ос. 11, 4). И далее мы читаем: Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его (Быт. 28, 16–18). По этому отрывку существует, подобно предыдущему, целая мозаика истолкований и изъяснений. Помазание камня елеем – символ Божия Помазанника Христа (Ефрем; Августин), Его Воплощения, смерти и Воскресения (Кирилл Александрийский; Беда). Камень указывает на народы, которые поверят в Христа (Афраат). Верующие призваны не только узнавать параллели между Ветхим и Новым Заветом, но и жить по заповедям (Цезарий). Иаков сооружает камень в память о виденном и с надеждой на будущее. Его молитва и действия учат тому, как следует искать Царство Божие (Златоуст) . Кирилл Александрийский учит: «Камень был поставлен как памятник, был помазан елеем и почтен как образ Христа, поскольку Еммануил был помазан Богом и Отцом елеем радости более соучастников Его . К тому же Он восстал из мертвых, хотя и добровольно сошел к смерти. Вот что, по моему мнению, означает поставление камня» .

http://pravoslavie.ru/111837.html

Хочешь ли узнать, что Крест Христов был оружием, победившим диавола? Читай Послание к Колоссянам, главу 2: истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко Кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол. 2, 14–15 ). Отсюда видите, противники, враги Креста Христова, какой чести удостаивается Крест Господень в Священном Писании, на которое опираются эти доказательства. Доказательство первое Жертвенник, на котором приносится жертва, умилостивляющая Бога о наших грехах, достоин почитания ( Исх. 27–30 ). Видишь, какой чести удостоился жертвенник из негниющего дерева в Ветхом Завете? Но Крест Господень есть жертвенник, на котором Христос Себя Самого, как агнца чистого и непорочного, принес в жертву Богу Отцу ( Евр. 7 ). Об этом говорит и святой Златоуст в Слове о Кресте и разбойнике: «Видишь Таинство, это Он Сам Себя приносит, Сам жертва, Сам священник, Крест же алтарь». Об этом говорит и святой Дамаскин в Пасхальном Каноне: «Благословенный наш венец, Христос, как однолетний Агнец, добровольно подвергся закланию». Поэтому Крест Господень должен почитаться, как алтарь непорочной жертвы Иисуса Христа, Агнца, вземлющего грехи мира. Доказательство второе Вознесшая во славу Христа лестница, на которой утверждался Господь, не должна быть в презрении и поругании. Видишь, как Иаков почитал эту лестницу, на которой утверждался Господь, как и место, на котором он видел лестницу, которую назвал Домом Божиим и Небесными Вратами ( Быт. 22 ). Но Крест Господень был лестницей Христа, вознесшей Его к славе, по слову Павла: смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти Крестной ( Флп. 2, 8–9 ). Поэтому Бог Его и превознес, и даровал Ему имя, которое более всякого имени. И эта лестница Креста Господня была прообразована лестницей Иакова, на которой утверждался Господь. «Что означает утверждаться на лестнице, разве это значит быть повешенным на дереве?» – говорит Златоуст. Поэтому в презрении и поругании должен быть не Крест Христов, а те, кто презирает и хулит Крест Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

И видит во сне: на земле стоит лестница до небес; Ангелы Божии восходят и нисходят по ней; на лестнице стоит Господь и говорит ему: «Я Бог Авраама и Исаака; не бойся. Землю эту Я отдам тебе и потомству твоему. Потомство твое будет, как песок земной. В Семени твоем (через Потомка твоего, Спасителя) благословятся все племена земные. Я с тобою и сохраню тебя везде». Пробудившись ото сна, Иаков сказал: «Страшно место это! Это – дом Божий, это – врата небесные». Встав, он взял камень, который был изголовьем, поставил его памятником, возлил на него елей 116 и назвал это место – Вефиль (дом Божий). Лестница, виденная Иаковом, прообразовала Божию Матерь, Которая, родивши Сына Божия, послужила сошествию Его с неба на землю. Нисхождение и восхождение по лестнице Ангелов показывало Промысел Божий о мире и прообразовало соединение неба с землею чрез воплощение Сына Божия. Пришед в Харран, Иаков поселился у Лавана. У Лавана было две дочери: Лия и Рахиль. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и лицом. Иаков полюбил Рахиль и сказал Лавану: «Я буду служить тебе семь лет за Рахиль, отдай ее за меня». Лаван согласился. Иаков служил семь лет, и они показались ему как несколько дней. Но Лаван обманом выдал за него Лию 117 и в утешение сказал: «Я отдам за тебя и Рахиль, если ты будешь служить у меня еще семь лет». Иаков согласился и чрез семь лет женился на Рахили. Естественно, что Иаков любил более Рахиль, чем Лию. Господь утешил Лию тем, что благословил ее детьми. Наконец, Бог услышал молитву Рахили, и она через 14 лет своего супружества родила сына и нарекла его Иосифом ( Быт. 27:41–46, 28–30, 1–24; 31, 41 ). Обогащение Иакова, возвращение в землю Ханаанскую и примирение с Исавом После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков стал проситься у Лавана на свою родину, в землю Ханаанскою. Но Лаван стал просить его еще поработать на него. Иаков согласился с тем, чтобы Лаван отдавал ему в награду ягнят, которые родятся черными, и козлят, которые родятся с пятнами. После этого лучшие ягнята все стали рождаться черные и лучшие козлята с пятнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Она так и изображается на православных иконах, это лестница: наверху восседает или стоит Господь, Ангелы помогают душам подниматься по ней. И хотя этот божественный призыв « не бойся » свидетельствует о некоторой опасности, но душа, успевшая до момента физической смерти примириться с Богом, ничем не рискует и свободно восходит на Небеса. Бесы «мытники» – скорее случайный элемент близ такого важного и ответственного места для восхождения в Царствие Небесное, как лестница Иакова. Но так как человек наделен свободной волей, он имеет право не только на восхождение, но и на выпадение из духовного мира, и это оправдывает их (бесов) присутствие здесь. Как и присутствие сатаны в « день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа » ( Иов 1, 6 ). Апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: « Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим » ( Еф. 4, 29 ). Однажды в храм пришел молодой мужчина, недавно женившийся. Он сказал: – Не знаю, что случилось с женой: она замкнулась, совсем со мной не разговаривает. Я попросил привести супругу в церковь . И когда мы встретились втроем, на мой вопрос: «Что случилось?» она не сразу решилась ответить. Но потом рассказала: – Все было как всегда. Муж пришел с работы, я приготовила ужин, накрыла на стол. Он сидел на диване, смотрел на меня, как я бегала туда-сюда, и вдруг сказал: – Какая ты у меня неряха. Муж произнес – и тут же забыл эти слова. А у жены они остались. – Мы едим вместе, а в голове крутится: «Какая ты у меня неряха», – призналась молодая женщина. – Мы становимся на молитву, а в голове снова эти слова. Гнилые слова могут посеять бурю отрицательных эмоций в душе человека и нарушить духовный порядок в жизни семьи. Слышите призыв апостола Павла? « Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших ». Действительно, бывает так, что христиане позволяют себе говорить гнилые слова. Один знакомый мне филолог, который изучает, в том числе, и русский мат, сказал мне, что так называемые матерные слова в основном тюркского происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010