Но Иаков — внук Авраама, и Бог замечает в нем удивительные упорство и изворотливость для достижения поставленной цели, и Он решает использовать эти качества Иакова в Своем плане, чтобы Иаков на самом деле понял, что это за благословение и от Кого оно исходит. Тернистый путь Иакова промыслительным образом становится путем святости, на котором хитрый молодой человек превратится в известнейшего праведника ВЗ. Во время бегства к Лавану, в местечке Вефиль, Иаков во сне увидел необычную картину: «лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и … ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: «Я … Бог Авраама и Бог Исаака, не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему … И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде … и возвращу тебя в сию землю…» Иаков пробудился … и сказал: …как страшно сие место … это Дом Божий, это врата небесные» (28, 12-17). Видение небесной лестницы, по которой между Богом и землей снуют ангелы — это прекрасный гимн заботе Творца, это древнеизраильский образ Божественного смотрения за своим народом. Но в христианской перспективе лестница Иакова стала двузначным прообразом: Христа, Который станет путем, ведущим во «врата небесные», но более — Пресвятой Девы, ставшей «лествицей», по которой в мир пришел с неба Спаситель, дабы нас на небо возвести. Это первое явление Бога Иакову, и он потрясен откровением. Дядя Иакова Лаван оказывается куда большим обманщиком, чем Иаков. Желая в своем доме быть старшим, Иаков попадает в семилетнюю кабалу, влюбившись в дочь Лавана красавицу Рахиль. Но в ночь свадьбы в темноте Лаван подсовывает Иакову ее некрасивую сестру Лию, и наутро Иаков узнает об обмане (Иаков не раз на себе будет испытывать рецепты собственного прошлого). «Окончи неделю этой; потом дадим тебе и ту, — говорит Лаван и добавляет, — за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет». (29, 27). Т. о., Лаван решил «убить двух зайцев»: во– первых, пристроил в браке Лию (в этом — трогательная забота отца, чтобы ни одна дочь не осталась без сожития и потомства), а во-вторых, закрепил за своим хозяйством ценного и выносливого работника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Но Иаков – внук Авраама, и Бог замечает в нем удивительные упорство и изворотливость для достижения поставленной цели, и Он решает использовать эти качества Иакова в Своем плане, чтобы Иаков на самом деле понял, что это за благословение и от Кого оно исходит. Тернистый путь Иакова промыслительным образом становится путем святости, на котором хитрый молодой человек превратится в известнейшего праведника ВЗ. Во время бегства к Лавану, в местечке Вефиль, Иаков во сне увидел необычную картину: «лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и … ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: «Я … Бог Авраама и Бог Исаака, не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему … И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде … и возвращу тебя в сию землю…» Иаков пробудился … и сказал: …как страшно сие место … это Дом Божий, это врата небесные» (28:12–17). Видение небесной лестницы, по которой между Богом и землей снуют ангелы – это прекрасный гимн заботе Творца, это древнеизраильский образ Божественного смотрения за своим народом. Но в христианской перспективе лестница Иакова стала двузначным прообразом: Христа, Который станет путем, ведущим во «врата небесные», но более – Пресвятой Девы, ставшей «лествицей», по которой в мир пришел с неба Спаситель, дабы нас на небо возвести. Это первое явление Бога Иакову, и он потрясен откровением. Дядя Иакова Лаван оказывается куда большим обманщиком, чем Иаков. Желая в своем доме быть старшим, Иаков попадает в семилетнюю кабалу, влюбившись в дочь Лавана красавицу Рахиль. Но в ночь свадьбы в темноте Лаван подсовывает Иакову ее некрасивую сестру Лию, и наутро Иаков узнает об обмане (Иаков не раз на себе будет испытывать рецепты собственного прошлого). «Окончи неделю этой; потом дадим тебе и ту, – говорит Лаван и добавляет, – за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет». (29:27). Т. о., Лаван решил «убить двух зайцев»: во– первых, пристроил в браке Лию (в этом – трогательная забота отца, чтобы ни одна дочь не осталась без сожития и потомства), а во-вторых, закрепил за своим хозяйством ценного и выносливого работника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

XII. Странствование Иакова Иаков оставил колодезь клятвенный, чтобы идти в Харран, и когда зашло солнце, нашел на пути место удобное для упокоения; он положил себе камень в изголовье, уснул и видел сон: вот лестница утверждена на земле, а верх её касается небес, Ангелы Божьи восходят и нисходят по ней, и сам Господь с её вершины говорит ему: «Я Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака, не бойся! Землю, на которой ты спишь, дам тебе и твоему потомству, и будет оно как прах земной, и распространится к западу и востоку, к северу и к полудню, и благословятся в тебе и Семени твоем все племена земные. И вот Я с тобою, сохраняя тебя на всяком пути; возвращу тебя в сию землю, и не оставлю, доколе не исполню всего, что обещал тебе.» Пробудился Иаков от сна и в страхе воскликнул: «воистину Господь на этом месте, а я не знал сего; как страшно место сие; это дом Божий, это врата небесные!» Возстав же поутру, он взял камень, бывший у него под головой, и поставил его памятником, назвав место домом Божьим, возлил елей на вершину камня и положил обет, что если Господь сохранит его на пути, даст ему хлеб и одежду, и возвратит здравым в дом родительский, и будет его Богом: то ему посвятит он десятину всего достояния, которым благословит его Бог. В таинственном видении Иакова, заранее исполнялось божественное обещание Спасителя ученикам своим: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому.» ( Uoah. I. 51 .) Сам Он явился на верху лестницы, утвержденной от земли на небо, и лестница сия знаменовала Его божественное воплощение, которое соединило землю с небом, и человека с Богом; так открывался падшему человечеству новый, живой путь к престолу благодати, по коему стали восходить земные Ангелы и небесные человеки. Иаков, продолжая путь в землю восточную, увидел на поле три стада овец, около колодезя, заваленного большим камнем, который ежедневно снимали только при собрании общих стад, чтобы напоить их. «Братия мои, спросил пастырей Иаков, откуда вы, и знаете ли Лавана, сына Нахорова?» «Мы из Харрана, отвечали пастыри, знаем Лавана, и вот дочь его Рахиль идет со стадом.» Увидев Рахиль, не стал ожидать Иаков обычного времени для открытия колодезя, но немедленно отвалил камень, напоил её стадо, и приветствовав её, с радостным воплем и слезами, назвал себя сыном Ревекки. Рахиль устремилась с вестью к отцу своему и Лаван выбежал на встречу Иакову, обнял его и ввел в дом свой, как единокровного.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Он шел все время пешком, ночуя под открытым небом. Однажды, дойдя до местечка Луз, он решил переночевать, так как солнце уже зашло и наступила ночь. Это было то самое место, где некогда Авраам воздвиг жертвенник Богу. Увидев несколько камней, быть может, остаток этого именно жертвенника, Иаков положил один из них себе под голову вместо подушки и, утомленный долгой дорогой, крепко заснул. И вот под влиянием только что пережитых событий он видит чудесный сон: он увидел лестницу, которая стояла на земле, а верх ее касался неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней, а на самой верхней ступеньке стоял Господь и милостиво говорил ему: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю». ( Быт. 28:13–15 ). Пробудившись от сна, Иаков, пораженный необыкновенным видением, сказал: «Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» ( Быт. 28:17 ). В память о своем необыкновенном видении Иаков установил камень, на котором спал, и возлил на него елей. А место это он назвал Вефиль, что значит «Дом Божий». Видение патриарха Иакова заключает в себе глубокие богословские истины: Бог не отвергает нас от Себя после нашего грехопадения, но вновь соединяет нас с Собой. Символом этой связи является лестница, соединяющая небо с землею. Соучастниками и служителями божественной любви, спасающей нас, являются Ангелы. Господь невидимо посылает их на землю для служения людям. Стоящий на вершине лестницы Господь в определенное время сойдет на землю для спасения рода человеческого. По толкованию святых отцов, лестница Иакова прообразует Божию Матерь, через Которую Сын Божий пришел в мир. Жизнь Иакова у Лавана Быт. 29–31 Ободренный и подкрепленный обетованием Божиим, Иаков отправился дальше к месту своего назначения, и через несколько дней пути он оказался на богатых пастбищах города Харрана с многочисленными стадами крупного и мелкого скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Принесение Исаака в жертву было прообразом смерти и воскресения Христа Спасителя. Видение Иаковом таинственной лестницы У Исаака было два сына: Исав и Иаков, названный Израилем. Исаак перед своею смертью благословил младшего сына – Иакова и предсказал, что из его потомства произойдет Спаситель мира. За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был бежать из родительского дома. На пути Иаков остановился в поле ночевать, подложил под голову камень и уснул. И вот он видит сон: стоит лестница на земле, а верх ее касается неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а на верху стоит Господь. Господь сказал Иакову: «не бойся! Землю, на которой ты спишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твое так многочисленно, как песок земной, и в Семени твоем благословятся все племена земные». Лестница, виденная во сне Иаковым, прообразовала Божью Матерь, от которой Сын Божий родился на земле. Иосиф У Иакова было двенадцать сыновей. Из них он больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его. Однажды Иосиф видел сон, что он с братьями был в поле и вязал снопы. И вот его сноп встал посредине прямо, а снопы его братьев окружили его сноп и поклонились ему. В другой раз Иосиф видел во сне, что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Когда он рассказал свои сны, отец заметил ему: «Что за сны? Неужели я и твоя мать, и братья твои будем кланяться тебе?» Братья же еще больше стали ненавидеть Иосифа. Вскоре после этого братья пасли стада далеко от дома, и отец послал Иосифа навестить их. Братья еще издали увидели Иосифа и стали говорить: «Вот идет сновидец; давайте – убьем его и тогда посмотрим, как исполнятся его сны». Но Рувим, старший из братьев, сказал: «Не проливайте крови; бросьте его лучше в ров». Братья послушались и бросили Иосифа в глубокий ров, в котором не было воды. В это время проезжали купцы. Один из братьев Иуда посоветовал продать Иосифа, и они продали его за двенадцать серебряников. Затем они взяли одежду Иосифа, вымазали ее кровью козленка, принесли к отцу и сказали: «Мы нашли эту одежду, не Иосифова ли она? Иаков узнал одежду. «Верно, дикий зверь растерзал Иосифа!» с горестью воскликнул он и долго оплакивал своего любимого сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Получив родительское благословение, Иаков тайно от своего брата отправился в Месопотамию. Первая ночь застигла его в пустынном месте. Иаков лег на землю, положил под голову камень и заснул под открытым небом. И вот видит он во сне: стоит на земле лестница и верхом своим касается небес. По лестнице восходят и нисходят Ангелы Божии, а наверху ее стоит Сам Господь Бог и говорит: «Я Бог Авраама и Исаака, отца твоего! Не бойся! Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. Потомства же будет у тебя как песку в море, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобою, и сохраню тебя во всех путях твоих и возвращу тебя в землю сию; ибо Я не оставлю тебя, пока не исполню всего, что Я сказал тебе». Иаков проснулся и воскликнул со страхом: «Господь на месте сем, а я не знал того! Здесь дом Божий и врата небесные!» Место сие Иаков назвал Вефилем, что значит: дом Божий, а камень, на котором спал, он поставил памятником, возлил на него елей вместо жертвы, и дал обещание посвятить Богу десятую часть из всего, что успеет впоследствии приобрести. Лестница, виденная Иаковом, прообразовала Божью Матерь, через Которую Сын Божий нисшел на землю. После видения таинственной лестницы Иаков с бодростью продолжал свой путь. Достигнув Месопотамии, он поселился у Лавана и стал пасти его стада. У Лавана были две дочери: старшая – Лия, слабая глазами, младшая – Рахиль, прекрасная собою. Иаков попросил себе руки Рахили и обещался за это служить ему семь лет. Лаван согласился и Иаков в течение семи лет пас его стада. По прошествии сего срока Лаван сделал брачный пир и пригласил к нему всех родственников, живших к Харране. По обычаю тогдашнего времени, невесты во время бракосочетания закрывали лицо свое покрывалом. Когда на другое утро Иаков взглянул на жену свою без покрывала, то увидел, что вместо Рахили ему дали Лию. Он стал упрекать тестя за обман, но Лаван отвечал: «у нас не в обычае выдавать младшую дочь прежде старшей. Если хочешь, я выдам за тебя и Рахиль по прошествии семи дней (брачного пира), только ты должен прослужить у меня еще семь лет». Иаков согласился и через семь дней женился на Рахили. Естественно, что из двух жен своих он любил больше прекрасную Рахиль. Такое предпочтение чрезвычайно огорчало бедную Лию. В утешение горести ее Господь, благословил ее многими детьми. Рахиль же долгое время была бездетна. Наконец, спустя много лет после брака, когда у Иакова было уже десять сыновей, и Рахиль родила ему Иосифа. § 17. Возвращение Иакова в землю Ханаанскую

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

12:10, 12). Почему стерег (сохранил)? И как сохранил? Если ты, брат, обратишь внимание еще на другую сторону в той же истории Иакова, ты заметишь, что сам брак Иакова заключен совершенно иначе, чем брак его отца, Исаака. Исаак не сам приходил за женою в Месопотамию, чтобы взять ее оттуда, но послал раба своего и через него заключил брачный договор; Иаков же заключает брак сам, а не при посредстве раба. Это опять-таки имело значение прообраза по отношению к ветхому и новому завету. Ветхозаветную синагогу Бог уневещивает себе через раба Своего Моисея, как и Исаак через раба устраивает свое обручение и затем, обручившись, при посредстве раба же приводит к себе свою жену. Между тем Иаков не посылает раба — хотя рабы у него и были, — но сам идет в Месопотамию. Сам один пришел он, имевший многих работ, один пришел, имевший стада вьючного скота. А Бог благословил дом Авраама и скотом, и серебром, и золотом, и рыбами, и лошадьми, и всем прочим. И наследник такого-то богатства отправляется в путь с одною только дорожною палкою, как он сам говорит: «я с посохом моим перешел этот Иордан» (Быт. 32:10), т.е., когда отправился я в дорогу, все мое достояние заключалось в этой дорожной палке, хотя я и был господином большого богатства. Пошел Иаков один, пришел в Вефиль, вечером лег спать и положил себе под голову камень. Ни дома, ни пристанища он не нашел себе. Не прообразовал ли Он и в этом случае Того, Который говорил о Себе: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20)? Затем, братья, уснув. он видит небо отверстым. Именно, как для Христа не находилось на земле места, где приклонить голову, а небо со всеми его тайнами было для него открыто, так точно Иаков не имеет крова и видит во сне небо отверстым и лестницу, утвержденную на земле и досягающую до неба. В другом смысле Иаков может служить прообразом и вообще гонимых и преследуемых. Избегая преследования со стороны Исава, он уходит в Месопотамию, а Бог, желая показать, что для всякого, преследуемого на земле, открывается небо, устраивает так, что он видит небо и лестницу, утвержденную от земли до неба, и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по ней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

Наконец, традиция связывала с горой Мориа знаменитый сон Иакова, увидевшего лестницу, достигающую неба, сходящих и восходящих по ней ангелов: " И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему " (Книга Бытия 28: 11-13). Согласно израильской традиции, на вершине горы Мориа находились " Камень Основания " , символический фундамент мироздания, и " Святая святых " Храма Соломона — высшее воплощение отношений между Богом и народом Израиля. " Камень Основания " на горе Мориа оказался очень устойчивым элементом сакральной топографии. Христианских паломников средневековья ничуть не смущало то обстоятельство, что, по Библии, " Сон Иакова " и сооружение алтаря происходили не в Иерусалиме, а в другом городе, Вефиле. Многие просто называли гору Мориа Вефилем, поскольку " Вефиль " или " Бет-Эль " означает " Дом Божий " , и его легко было отождествить с Храмом Соломона в Иерусалиме. Верили, что именно здесь отдыхал праотец Иаков, и здесь он видел свой сон, после которого воздвиг Камень Основания. Иоганн из Вюрцбурга, посетивший Святую землю в 1170 году, писал: " Это святая земля. Здесь он видел лестницу, здесь он построил алтарь, здесь он услышал слова Господа: " Землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему " . Иудейские ортодоксы придерживаются подобного толкования и сегодня. Иаков, пробудившийся от своего сна в Вефиле, воздвиг памятник Богу из того камня, который служил ему изголовьем, и помазал его елеем: " Это и был Камень основания. В Торе сказано: " И пришел (Иаков) на одно место и остался там ночевать " (Быт., 28:11). Это место — Иерусалим, где потом был воздвигнут Храм; здесь Иаков молился, сказав с трепетом: " Как страшно сие место! " (Быт., 28:17). Почему он так сказал? Потому что перед ним возникло видение: он увидел строительство священного Храма, его разрушение и его восстановление в прежнем великолепии. Перед ним предстали два Иерусалима: земной и небесный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

В первом случае, всякий раз, как Иаков был опечален новой неправдой Лавана, он видел во сне исполнение своего желания; Ангел Божий указывал ему, что имеющие родиться овцы и козы будут тех именно цветов, какие по условию принадлежали Иакову, – Бог, видя несправедливость к нему Лавана, Своей творческой силой ограждал благосостояние Иакова и, предполагается, прощал его не всегда законные действия в борьбе с корыстолюбием Лавана. В ст. 13 говорится уже о недавнем видении Иакова, в котором Ангел Господень, напоминая Иакову о бывшем ему некогда видении в Вефиле и данном им там обете, повелевает ему возвратиться на родину. Перев. LXX (слав. и русск.) добавляет обетование Божия – быть всегда с Иаковом. Всем этим рассказом Иаков имеет в виду убедить жен своих идти с ним в Ханаан. Характерно обозначение Ангела Божия именем Бога и отождествление его с Иеговою, явившемся Иакову в Вефиле на пути в Месопотамию ( Быт. 28:12–13 ). «Явившегося назвав выше Ангелом, теперь показывает, что Он и Бог, потому что сам говорит: «Аз есмь Бог, явившийся тебе» на пути. Видел же он Ангелов, восходящих и нисходящих по лестнице, и Господа, утверждавшегося вверху ее. Его-то наименовал здесь Ангелом и Богом – Богом по естеству, Ангелом же, да знаем, что явившийся не Отец, но единородный Сын... и великого совета Ангел» (блаженный Феодорит, отв. на вопр. 90). В благословении Ефрема и Манассии Иаков называет ( Быт. 48:15–16 ) этого Ангела Иеговы, Сына Божия до Его воплощения, – Ангелом-Избавителем. Быт.31:14–16 . Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе. Ответ Рахили и Лии, замечательный по единодушию в данном случае давних соперниц, во-первых, утверждает, что ничто уже не привязывает их к дому Лавана, следовательно, нет препятствий с их стороны к выселению Иакова с семьей из Харрана в Ханаан (ст. 14); во-вторых, содержит горькую и справедливую жалобу на алчность и бессердечие отца их, который их (подобно как Иакова) почитал как бы рабынями, не оставив за ними их вена – цены 14-летней службы за них Иакова; между тем, очевидно, обычаем времени и страны требовалось именно такое употребление брачного вена (ст. 15); в-третьих, заключает в себе полное оправдание всей деятельности Иакова по приобретению собственности, которую Рахиль и Лия почитают неотъемлемою принадлежностью их и детей их (ст. 16), а вместе и полное согласие следовать за Иаковом. Иаков со всею семьею своею и со всем имуществом своим, тайно от Лавана, двигается в Ханаан

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исаак удивился, что добыча досталась Исаву так быстро, да и голос выдавал Иакова. Но когда он ощупал его и обонял запах от одежды, подобный аромату рая, он благословил его: – Вот запах от сына моего, как запах от поля полного, которое благословил Господь. Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, да поклонятся тебе племена: будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыновья матери твоей. Проклинающие тебя – прокляты, благословляющие тебя – благословенны! Когда Иаков вышел от отца, то пришел Исав. Исаак был в ужасе, но отказался отнять благословение от Иакова, потому что увидел в этом волю Бога. Тогда Исав со слезами просил хотя бы как-то благословить его. И Исаак сказал: – Вот от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату своему, будет же, когда воспротивишься и свергнешь иго с шеи твоей. После этого Исав возненавидел своего брата своего и сказал: – Скоро отец мой умрет, и тогда я убью брата своего. Тогда Ревекка испугалась за жизнь своих детей и решила отправить Иакова к своему брату. Исаак поддержал ее решение. Глава тринадцатая. Иаков в Харране Подчиняясь решению своих родителей, Иаков отправляется в Харран. Исаак в качестве напутствия снова благословил его и велел взять в жены одну из дочерей Лавана. Когда он шел из Беэр-Шевы в Харран, то остановился в одном месте. Там его застала ночь, и он отправился спать. В эту ночь Бог показал ему видение лестницы, уводящей в небо, по которой поднимались и опускались ангелы. Бог, стоящий на ее вершине, пообещал возвратить Иакова в Святую Землю и всегда быть с ним. Он обещал сохранять его везде, и да благословлятся в его Семени все народы земли. Лестница символизировала собой Богородицу, благодаря Которой Бог стал человекам. (Поэтому этот отрывок и читает накануне праздников в честь Богоматери). А Семя Иакова – Христос, в Котором все люди получают вечное счастье. Проснувшись от сна, Иаков воскликнул:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010