Как радикально меняется все, когда вдруг раскроется сердце принять призыв Христа. Каждый момент становится драгоценным, исполненным глубокого смысла. И страдания, и радости – чудно сливаются с новым подвигом. Лестница до небес – пред нашими глазами. «Отныне имя тебе будет... Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков будешь одолевать» ( Быт. 28, 12 ; Быт. 32– 29 ). А об Имени Моем не спрашивай, ибо оно чудно, и ты еще не способен воспринять Его. И все же ты благословен. «И взошло солнце... и хромал он на одно бедро»: путь к познанию совершенному еще не открылся, но предвидение было уже дано. Оно будет углубляться в сознании пророков, и будут сказаны многие пламенные глаголы о долженствующем придти Предвечном Слове Отца; и совершенный Свет, в котором нет ни единой тьмы, явится нам во всей силе Своей. Рискованна борьба с Богом: она может привести к погибели, но она же может сделать нас могущими побеждать «ветхого человека», изуродованного люциферической гордостью. Побеждать смирением: «И человеков будешь одолевать». Как? Смирением. «И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака... Избавь меня от руки брата моего Исава, чтобы он, пришедши, не убил меня и матери с детьми» ( Быт. 27, 41 ; Быт. 32–11 ). «Взглянул Иаков, и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек... и пошел (Иаков)... и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали» ( Быт. 33– 4 ). Смягчился Исав, ненавидевший Иакова, обманом похитившего принадлежавшее ему благословение отца их Исаака. В Иакове-Израиле нам дан образ смиренного покаяния. Переживаемый во всем мире духовный кризис не есть ли приготовление к новому великому возрождению? Ведь то, что совершается ныне в душах отдельных людей, может произойти и во множестве душ. И это может придти, как мощный потоп; как ослепительная молния в полуночной тьме. Данный нам отрезок истории может и должен был бы стать периодом усвоения нами бытия во всех его измерениях. Самые страдания наши становятся во свете этой надежды развертыванием пред нами величественной картины: «День дню передает глагол, и ночь ночи открывает разум " ( Пс. 18, 3 ), если проведены в молитве, которая достигает «пределов вселенной»... «от края небес исход ее (молитвы), и движение ее до края их, и ничто не укрывается от теплоты ее» (молитвы). Она и нас согревает и веселит. Она есть канал, по которому сообщается откровение Свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Во второй строфе возникает музыкальный мотив. В цветущем кусте, несмотря на кажущийся звуковой разнобой, спрятано стройное, гармонически организованное музыкальное начало («Едва калитку отворяли,/В его корзине сам собой,/ Как струны в запертом рояле,/Гудел и звякал разнобой» c. 228]). В третьей строфе перед нами разворачивается удивительное действо: сонм снующих насекомых в световом луче превращается (преображается) в нисходящих и восходящих по лествице ангелов. Самого слова «ангел» в стихотворении нет, но присутствует образ лествицы - лестницы («ступени светотени») и слово «видение», которые и отсылают нас к видению Иакова из Книги Бытия: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят на ней. И вот Господь стоит на ней и говорит...» (Быт. 28, 12-13). Видение насекомых-ангелов окутано радужным сиянием, а радуга является в Библии знаком Завета Бога и мира. В книге Бытие после потопа появляется радуга, и Господь говорит: «Я полагаю радугу мою в облаке, чтобы она была знамением вечного завета между мною и между землёю» (Быт. 9, 13). Кстати сказать, с точки зрения оптики в реальном плане бытия радуга сама по себе - «преображение» белого цвета. Характерно, что и сам белый цвет, как в православной иконографии, у А. Тарковского устойчиво соотносится с образом рая. Возвращаясь к «радуге видений», снующей «вдоль и поперёк луча», из стихотворения «Шиповник», мы должны напомнить о двойном смысле этого образа. Это, как мы уже сказали, и образ, имеющий библейские корни, и реальный образ переливающихся разными цветами крыльев бабочек и мотыльков. Радужное «сплетенье линий, лепет пятен» - воплощение любви, которой пропитан весь воздух стихотворения. Куст шиповника, явленный нам в стихотворении А. Тарковского, - это ещё и весть, послание читателю, благая весть о рае. Перед нами мир в его преображённом состоянии. Человек - и его телесная природа, и духовная ипостась тоже предстают перед нами в поэзии А. Тарковского в свете преображения.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/30/...

Своего единственного сына Авраам с Саррой назвали Исааком. Нечего говорить, как они любили свое дитя, данное им Богом в их старости. И вот однажды, когда Исаак был уже отроком, Господь, желая испытать веру и любовь к Себе Авраама и его преданность воле Своей, сказал ему: «Возьми сына своего единственного, которого тыл любишь; пойди и принеси его в жертву всесожжения на одной из гор, о которой Я скажу тебе». И Авраам тотчас повиновался Богу. Он взял с собою слуг и все нужное для жертвоприношения, чтобы заколоть Исаака на жертвеннике и потом сжечь его. И пришли они к горе, которую указал Бог. На нее Авраам взошел один с Исааком. Дрова для жертвенника нес на себе Исаак, а в руках Авраама был огонь и нож. Он взял Исаака, положил на жертвенник и собирался уже заколоть, но Ангел удержал его руку, и он услышал голос с неба: «Не поднимай руки твоей на отрока. Я теперь знаю, что ты боишься Бога и не пожалел сына твоего единственного для меня». Авраам оглянулся и увидел ягненка, запутавшегося в кустах рогами. Он взял его и принес Богу в жертву вместо сына. После этого Господь опять сказал Аврааму: «Так как ты не пожалел сына твоего единственного для Меня, то Я благословлю и умножу твое потомство, и благословятся в потомстве твоем все народы земные за то, что ты послушался Меня». Это было новое обещание Божие послать на землю Спасителя, который должен был родиться в потомстве Авраама. Авраам не пожалел для Бога в жертву своего единственного сына; не пожалел и Бог Своего единородного Сына в жертву за грехи людей. И как Исаак нес на себе дрова, орудие своей казни, на которых он должен был быть убит и сгореть, так и Спаситель Сам нес Свой крест, на котором был распят и умер. 10. Иаков-Израиль У Исаака и его жены Ревекки было два сына-близнеца –Исав и Иаков, получивший от Бога имя Израиль. Исаак, вместо Исава, благословил Иакова, как старшего, и от него пошел весь народ еврейский, или израильский. Однажды Иаков был в пути, отправляясь к брату своей матери, на дочери которого он впоследствии женился. Когда настала ночь, он положил под голову камень, заснул и увидел во сне лестницу, которая стояла на земле, касаясь своим верхом неба. A по этой лестнице сходили с неба и восходили на небо ангелы, и на верху ее стоял Сам Господь. Он сказал Иакову: «Я Господь, Бог Авраама и Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок морской, и в Семени твоем благословятся все племена земные». Эти слова о Семени, т. е. Потомке, через Которого придет благословение Божие всем народам, были опять обещанием о Спасителе. А лестница, которую видел Иаков соединявшей небо с землей, заранее таинственно изображала, Пресвятую Деву Марию, через Которую Господь, Сын Божий, сошел на землю. 11. Иосиф

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Взятие апостола под стражу. Несмотря на некоторые меры, принятые ап. Павлом по прибытии в Иерусалим по совету Иакова, чтобы благорасположить к себе иудеев, последние произвели против него возмущение. Апостол был схвачен, и рассвирепевшая народная толпа растерзала бы его, если бы не тысяченачальник иерусалимского гарнизона, отведший апостола в крепость. При входе в крепость на лестнице ап. Павел испросил у тысяченачальника позволения говорить к народу и сказал к нему речь. в которой, в оправдание себя, передал историю чудесного обращения ко Христу. Когда апостол сказал, что Сам Господь, явившись ему в храме, послал его с проповедью к язычникам, вся народная толпа пришла в ярость и кричала: «истреби от земли такого! Ибо ему не должно жить». Тогда тысяченачальник повелел увести апостола в крепость. Тысяченачальник, желая узнать, в чем обвиняют его иудеи, хотел подвергнуть его пытке, но звание римского гражданина спасает его от этого; тысяченачальник освобождает его от оков и представляет на суд синедриона. 23 гл. Ап. Павел пред судом синедриона. Его защитительная речь была прервана приказанием первосвященника – бить говорившего по устам. Потом великая распря между самими членами синедриона в рассуждении о подсудимом заставляет тысяченачальника снова увести Павла в крепость. Иудеи были раздражены тем, что римский чиновник не привел в исполнение их желания предать апостола смерти. Тогда некоторые фанатики из их среды, числом сорок человек, дали обет не пить и не есть, пока не умертвят Павла. Чтобы исполнить свой замысел, они сказали членам синедриона, чтобы они попросили тысяченачальника снова вывести к ним на суд Павла, при чем во время пути его в синедрион намеревались убить его. Но об этом было дано знать тысяченачальнику, и он отправил узника в Кесарию к правителю Феликсу. 24 гл. Ап. Павел пред судом прокуратора Феликса. Первосвященником Ананией он обвинялся, как возбудитель мятежа между иудеями, но защитительная его речь производит впечатление на Феликса, и последний отсрочивает решение о нем. Желая же получить от Павла деньги за освобождение и не получая их, он держит апостола в крепости два года и оставляет его своему преемнику Фесту (24 гл., 1–27 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

После этого ученики его пошли за Иисусом. Первым из них был Андрей. Он нашел своего брата Симона и сказал ему: – Мы нашли Мессию, – и привел его к Иисусу. Господь же, взглянув на него, сказал: – Ты – Симон, сын Ионы, наречешься Петром («Камнем»). На другой день Иисус пошел в Галилею и, найдя Филиппа, сказал ему: – Иди за Мной. Тот же находит Нафанаила (Варфоломея) и говорит: – Мы нашли Того, о Ком писали Моисей в Законе и пророки, Иисуса из Назарета. Нафанаил же ответил ему, зная, что Мессия родится в Вифлееме: – Разве из Назарета может быть что доброе? Филипп ответил: – Пойди и посмотри. Иисус увидел идущего Нафанаила и сказал: – Это истинный израильтянин, в котором нет лукавства. – Откуда ты знаешь меня? – спросил тот. – Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты сидел под смоковницей, Я видел тебя. – Ты – Сын Божий, Ты Царь Израилев! – воскликнул пораженный пророческим даром Иисуса Нафанаил. Господь ответил: – Ты веришь, потому что Я сказал, где ты был. Аминь, аминь, говорю тебе, увидишь больше сего. Отныне увидите небо открытое и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Так исполнилось древнее видение Иакова, лицезревшего во сне лестницу от земли до неба. И действительно, и при Рождестве, и при Воскресении, и при Вознесении Христу служили Ангелы. Чудо в Кане Галилейской (Ин. 2, 1–12) Спустя три дня в Кане Галилейской была свадьба, и Христа пригласили вместе с Его учениками. И тут у хозяев закончилось вино. Тогда Богородица обратилась к Иисусу с просьбой помочь им. На это Господь сказал: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» ( Ин. 2, 4 ). Тогда Матерь Божия сказала слугам: – Что скажет Он вам, то и делайте. Иисус велел наполнить шесть кувшинов-водоносов, использовавшихся для ритуальных омовений, доверху водой. Они так и сделали. Затем Господь велел зачерпнуть воды и отнести к распорядителю пира. Тот попробовал воды, ставшей вином, и позвал жениха: – Все люди сначала хорошее вино дают, а потом худшее, а ты сохранил хорошее вино до сих пор!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Нижнюю одежду опоясали шнуром так, что со всех сторон образовалось знамение креста, как бы в изображение тех уз, которыми связан был Христос, осужденный на крест, или, вернее, в ознаменование древнего обычая погребального. Как бы то ни было, только опоясание престола шпуром с изображением креста на нижней одежде имеет смысл глубокий по самому значению креста в данном случае между двумя одеждами, столь различными по своему материалу и значению: крест есть орудие, посредством коего злоба врагов низвела небесного Страдальца во гроб, и вместе как бы лестница, которая возвела Его, как Богочеловека, на высоту небесной славы. Во время облачения престола певчие пели 131 псалом, в котором изображается духовное торжество древнего Израиля по случаю отыскания постоянного жилища Господу, и именно местопребывания для св. ковчега Его. Такое сближение настоящего торжества с древним как нельзя лучше соответствовало настоящему моменту и служило самым верным изображением внутренних чувств духовного настроения. «Помяни, Господи, Давида и всю кротость (сокрушение) его: как он клялся Господу, давал обет Богу Иаковлю», когда вознамерился построить дом Богу живому. «Не войду в шатер дома моего, клялся он, не взойду на ложе мое; не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища Сильному Иакова». Такая забота об устроении дома Богу, увенчавшаяся успехом построения скинии на Сионе и перенесением туда ковчега Господня, раскрывает пред нашим взором заботы и христианских храмоздателей, всегда увенчивающиеся успехом. «Пойдем к жилищу Его (Иеговы), – говорили древние евреи, когда скиния устроена была на Сионе, – поклонимся подножию ног Его», когда утвержден был в скинии ковчег, как место присутствия Божия и явления славы Его. Как бы в ответ на это древнему Израилю мысленно сказал новый Израиль, собравшийся в храме на торжество освящения: мы пришли к жилищу Его, теперь освященному, «поклонимся подножию ног Его, стоя пред освященным престолом, на котором невидимо восседает Царь славы и видимо является в Евангелии, лежащем на престоле, и особенно в таинстве Евхаристии под видом хлеба в вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

По освящении воды, архиерей приступил к освящению елея. В своей молитве к Богу он испрашивал «ему силу благодатию Пресвятого Духа,» чтобы все, помазуемое им во славу Божию, было «освящено, и благословенно и Богу благоугодно и приятно». Следя за действиями освящения елея, возливаемого на камень при совершении закладки храма, народ из молитв священнодействовавшего уразумевал, что это делалось по примеру патриарха Иакова, который возлил елей на камень, после того как он увидал в таинственном видении самого Господа и воскликнул: «Здесь дом Божий и врата небесные» ( Быт. 28:11–12 ). Мысль присутствовавших на торжестве закладки храма невольно переносилась в седую древность времен патриархальных, когда Иаков, преследуемый гневом своего брата, бежал в Харран и, застигнутый ночью в поле, лег, положив себе камень под голову, уснул и видел во сне лестницу до небес, по которой восходили и нисходили ангелы Божии и на верху которой стоял сам Господь, говоривший патриарху: «Я Господь Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака, (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему... И благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные»... То, что обещано было патриарху Иакову в таинственном видении, теперь, с пришествием на землю Сына Божия, исполнилось на деле: крестная смерть Христа Спасителя в действительности примирила человека с Богом и соединила горний мир с дольним. В выражение такого значения христианских храмов, как лестницы, ведущей нас чрез крест на небо, тотчас же по освящении воды и елея, водружается животворящий крест на месте основания храма. Архиерей, окропив его св. водою, вознес молитву к Богу, в которой испрашивал, чтобы Господь благоволил знамением страшным и силою креста своего оградить место сие во славу Распятого Бога нашего, Безначального Отца и Пресвятого Духа и чтобы «всегубительный ангел и вся сопротивные силы отступили от него». – После молитвы священнослужащие взяли крест и водрузили его на приготовленном месте, с пением следующего тропаря: «Когда водрузился крест, то шатание врагов низпаде и потребися; а человек, прежде отверженный, опять в рай входит».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

В чудном видении Иакова заключалось не только обещание помощи Иакову, но ему открывалось и прояснялось обетование, что человек не будет брошен Богом беспомощным, на вечные страданья, что к нему не только будут снисходить разные посланники Божии, но что и ему самому откроется путь к небу через И. Христа. Об этом последнем особенно ясно говорил Бог, предвозвещая Иакову, что обетование, данное Аврааму относительно происхождения от него потомства, многочисленного как песок морской, и благословения через него всех племен земных, должно прийти через него. Здесь Иаков не только обнадеживался в безопасности своей жизни, но и утверждался в тех благодатных правах, которые он получил от отца вместо первенца. К прежнему раскрытию обетования о Спасителе здесь дано было указание на посредство, через которое должен прийти на землю обещанный Спаситель, именно на лестницу. По общему мнению христианских учителей эта лестница прообразовала Матерь Божию, соединившую небо с землею через воплощение от Нее Спасителя мира. Посему, уставом нашей Православной Церкви положено читать об этой лестнице, виденной Иаковом, в Богородичные праздники. И в некоторых песнопениях церковных Богоматерь прямо называется «лествицею, юже Иаков виде» (Ак. Б. Мат.). Ст. 16 и 17. «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это – врата небесные». Ст. 16 и 17. На Бога не смеют чины Ангельские взирати, но Иаков видел в сновидении Бога как бы лицем к лицу, потому-то на него напал страх, когда он проснулся и представил свой чудный сон. Он видел, как пред ним земля, где он спал, была соединена с небом, так что Бог, бывший вверху лествицы, через последнюю как бы соприкасался с землею. Поэтому понятно почему Иаков место своего божественного сновидения назвал жилищем Божиим. Но здесь ему была показана лествица, ведущая к небу, поэтому он назвал и самое это святое место вратами к небу, путем ведущим к Богу. Вообще Иаков все понял, всему дал настоящий смысл и значение, и ободренный, принес Богу благодарность за его успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ученики в горнице Согласно Евангелию от Луки, в тот момент, когда Иисус, благословив учеников, начал отдаляться от них и возноситься на небо, «они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк. 24:52–53 ). Речь идет, конечно, о храме Иерусалимском. Однако из Деяний мы узнаем, что ученики возвратились не в храм, а в некую «горницу»: Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его ( Деян. 1:12–14 ). Термин περον («горница») указывает на помещение под крышей, как и термин νγαιον, употребленный в Евангелиях от Марка и от Луки для обозначения места, где Иисус велел двум ученикам приготовить Тайную вечерю: пойдя за человеком, несущим кувшин воды, они должны были найти горницу «большую, устланную, готовую» ( Мк. 14:15 ; ср.: Лк. 22:12 ). Речь идет о помещении на втором этаже дома, куда вела каменная или чаще деревянная лестница. Поскольку термин περον в Деяниях употреблен с определенным артиклем, то есть речь идет о конкретной горнице, можно предположить, что имеется в виду то самое помещение, в котором Иисус совершил Свой последний ужин с учениками 157 . Очевидно, именно это большое помещение стало первой «штаб-квартирой» общины учеников Иисуса после Его вознесения на небо. Список учеников, приводимый автором Деяний, совпадает со списками, известными нам по синоптическим Евангелиям ( Мф. 10:2–4 ; Мк. 3:16–19 ; Лк. 6:14–16 ), за исключением Иуды Искариота, который по понятным причинам в нем отсутствует. Как и у синоптиков, список возглавляет Петр, за ним следуют Иаков и Иоанн, далее – прочие апостолы. Они составляют ядро той общины, из которой начнет развиваться Церковь по всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иаков видит также Господа, на верху лестницы стоящего; и Господь говорит ему ( Быт.28:13–14:15–17 ): Я Иегова, Бог Авраама, и Бог Исаака. Не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое как прах земный; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И се, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь. Объятый ужасом Иаков пробуждается: Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий; это врата небесные! Слова, кои применены в последствии к святости наших храмов, и которые злой дух должен читать в наших сердцах, когда приближается к ним для наклонения их ко злу. Исполненный доверенности Иаков, приходит к Лавану, который принимает его благосклонно. Сын Исааков обязуется прослужить ему семь лет, если он даст ему в жену Рахиль, меньшую свою дочь. Лаван на сие соглашается, но по прошествии назначенного срока, подменяет Рахиль, которую он заслужил, старшею своею дочерью Лиею, коей он не любил; и так, для получения Рахили, надлежало провести в трудах другое седьмилетие. Сим не кончилось: Лаван, который был скуп, умел склонить Иакова еще служить ему, обнадежив его, что разделит с ним стада свои; и быть может, что внук Авраамов окончил бы и дни свои в сем рабстве, если б не принял намерения тайно удалиться с своими женами, детьми и своим имением, которого алчность Лаванова не успела отнять у него. Рахиль, без ведома своего мужа, украла идолы отца своего. Лаван, сильно разгневанный и за похищение сие, и за бегство своего зятя, погнался за ним; но прежде, нежели настиг его, Господь явился ему, и сказал, чтобы он не сделал ни малейшего зла Иакову. Посему он дружески обошелся с своим зятем и дочерьми, и не найдя своих кумиров, тщательно Рахилью спрятанных, возвратился оттуда, утвердив особенными условиями союз, привязывавший его к сему бегущему семейству. Едва только Иаков избежал сей опасности, как страх нового несчастья встревожил его душу. Он осведомился, что брат его Исав, узнавши об его прибытии, шел к нему на встречу, начальствуя четырьмястами человек.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010