Итак, мы определенно имеем в Ветхом Завете одну группу богоявлений как доксофании (их мы изъясняли в другом месте) 119 , вторую же группу, наряду с ней, как ангелофании, которые ныне подлежат нашему уразумению. В Ветхом Завете мы различаем общие богоявления, о которых говорится просто: «явился Господь Аврааму» ( Быт. 12,7; 17, 1; 18, 1; 26, 2, 24 ; Исх. 6, 3 ), Соломону – во сне ночью ( 3Цар. 3, 5 ; 2Пар. 1, 7 ) и не во сне ( 3Цар. 9, 2; 11,8 ; далее –пророческие богоявления, о которых говорится: «сказал мне Господь» ( Ис. 8,1,5 ; Иер. 15,1; 19,1; 22,1 ), «и было ко мне слово Господне» (Иерем. 1, 4; 2, 1; Иез. 1, 3 и сл. и т. д. почти во всех пророческих книгах), «и была на мне рука Господня» ( Иез. 1, 3; 8, 1 и сл.), и, наконец, богоявления нарочитые, особо отмеченные как таковые – Аврааму («и явился ему Господь, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него» ( Быт. 18,1–2 ), Моисею, Илии, Исайе, Иезекиилю. Сюда же относятся все выше перечисленные теофанические ангелофании. Первую группу богоявлений (общих и пророческих) правильнее считать богооткровениями, таинственно и неизреченно сообщавшимися человеку. Это есть богоприсутствие, непосредственно или интуитивно доступное человеку, как внутреннее слышание слова и видение Божией воли. Антропоморфность словесного выражения не изменяет чисто внутреннего и духовного характера этих богоявлений. От них отличны богоявления в собственном смысле, которые сопровождаются не только духовным, но и неким чувственно-телесным восприятием всего человека, как целостно духовно-телесного существа. Здесь имеет место не только пассивное богослышание и богочувствие, но некая встреча с Божеством. Она может быть личная, «лицом к лицу» с ипостасным Божеством, или же есть встреча с Божеством, как Божественной силой, славой, премудростью, однако не Ипостасью. Последним образом Бог является в Славе Своей в облаке 120 , и оно не только являет, но и закрывает лице Божие. В повествовании о явлении Бога Моисею прямо противопоставляется видение Лица Божия, как недоступного человеку, и Славы Его, для человека доступной ( Исх. 33, 1923 ), и тот же смысл имеет богоприсутствие в скинии Моисея в виде столпа облачного ( Исх. 33, 9–11 ) и в храме Соломона в виде облака ( 3Цар. 8, 11 ; Пар. 5, 13–14), как и «вдыхании гласа тонка» в богоявлении Илии и даже в видении Исайи, где также «исполнь дом славы Его» ( Ис. 6, 1 ). Это ощутимое откровение присутствия Божия, Слава Его, Сияние Божества, есть Фаворский свет на земле ранее Преображения Господня. Но в отличие от ветхозаветных, неипостасных теофаний, явлений Света Присносущного, новозаветное его явление было существенно ипостасным, ибо это было явление Божественной Славы вочеловечившегося и тем приблизившегося человеку Бога, Сына Божия, показавшего нам Отца и явившего почивающего на Нем Духа Святого, – это Господа нашего Иисуса Христа, Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Кратко и выразительно о благотворности молитвы сказал св. апостол Павел в Послании к римлянам: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10, 13). А св. Иоанн Лествичник молитву называет Божиим примирением, очищением грехов, источником добродетелей, подательницей благодатных дарований, невидимым преуспеянием, просвещением мыслей, утверждением надежды, разрушением печали, утолением гнева, предзнаменованием грядущей славы 14 . А мы все, кто не любит и ленится молиться, знаем ли, что полезно и благотворно для нас? Не уподобляемся ли мы блудному сыну из евангельской притчи, который тяготился пребыванием в доме Отчем? Кто из нас не любит молиться, тот враг самому себе и враг своему вечному спасению! Аминь. 11.  См. Свт. Иоанн Златоуст. 2 слово о молитве. 12.   См. Катехизические поучения прот. Григория Дьяченко. О христианской молитве.  13. Беседа 11. Об Анне, матери пророка Самуила. 14.  Лествица. Сл. 28. БЕСЕДА 4. О необходимости молитвы Итак, мы убедились, как важна, сильна и благотворна молитва. Из этих спасительных качеств молитвы вытекает и ее насущная необходимость для человека, самого по себе слабого, отовсюду теснимого и, без помощи Божией, глубоко несчастного. Посмотрите, что с нами случается каждый день, почти каждый час? Мы беспрестанно опасаемся потерять здоровье или собственную жизнь, кого-нибудь из близких, средства к существованию, имущество, жилье, работу; подвержены тысячам других бед и зол, угрожающих отовсюду. Мы беспрестанно в опасности потерять веру и впасть в самые тяжкие грехи: и мир соблазняет нас, и плоть наша восстает на нас, и диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Кто нас спасает и защищает от всех предстоящих и угрожающих нашему бессилию опасностей, как не Господь Милосердный? Будем же усердно молиться Ему. Если же и постигнет нас какая-нибудь беда по воле Божией, то молитва поможет нам увидеть в случившемся руку Божию, принять праведное наказание, то есть вразумление Божие, и сказать с благодарностью Богу: Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2323...

Бывает ложь и на деле. Эта ложь чаще всего встречается при покупке, продаже, мене и других разных сделках, какие бывают между людьми. Но помните, что каждая копейка, которая добывается таким неправедным и бесчестным путем, не прочна и никогда в пользу не пойдет. А главное, чего нужно бояться таким людям – это гнева Божия, который нередко постигает людей, живущих ложью, и в этой жизни, и в будущей. б)  Вот несколько библейских примеров наказания за ложь: Авессалом, обманом искавший царства, повис между небом и землею (2 Цар. 18, 8). Ахитофел, подававший Авессалому коварные советы против Давида, окончил жизнь самоубийством (17, 23). Анания и жена его Сапфира утаили часть своего же имения и один за другим пали мертвыми у ног апостола Петра, которого хотели обмануть. Бог ненавидит ложь: мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч. 12, 22). Да будет всегда в нашей памяти и страшное наказание за ложь «И не войдет в него (т. е. в Царство Небесное) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр. 21, 27). Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21, 8). в)  Святые подвижники, любившие всегда правду, дают нам некоторые наставления избегать лжи во всех случаях нашей жизни. «Ложь чужда Богу, – пишет св. авва Дорофей. – В Писании отцом лжи называется диавол, а истина есть Бог; ибо Он Сам говорит: Аз есмь путь, истина и живот. Видите, от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью?» (Аввы Дорофея «Поучения и послания», 1856 г., стр. 110). «Младенец лжи не знает, не знает ее и душа незлобивая», – пишет св. Иоанн Лествичник (Иоанн Лествичник, пер. с греч., изд. 2-е, 1854 г., сл. 12, ст. 13). «Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех, – пишет он же, – ибо Дух Святый страшнейшее паче всех пороков произнес на нее определение. Если погубит Господь вся глаголющия лжу (Пс. 5, 7), как говорит св. царь Давид, то чего уже могут надеяться те, кои ко лжи присоединяют клятву?» («Лествица», слово 12, ст. 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Бог хочет изменения в мыслях. Мысль делает нас и лучшими, и непотребными. Ее одной достаточно, чтобы нас бесмощных поставить пред Богом, и она же говорит за нас " (Сл.46. стр.288.289 изд.1858г). Св. Отец, авва Дорофей, говорит: Смирение одно привлекает в душу благодать Божию. Оно одно покрывает душу от всякой страсти и от всякого искушения. Смирение и одно (без подвигов) может ввести нас в царство Божие, но только медленно, как говорит Псалмопевец: Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс.24,18). Итак, смиримся немного и мы, и спасемся. Если мы, как немощные, не можем трудиться, то постараемся смириться (т.е. сознать слабости, недостатки, свою греховность, виновность пред Богом, просить Его милости, помощи, считать себя грешниками, недостойными даров счастия, ставить себя хуже всех людей); и, веруя в милость Божию, что и за то малое, совершаемое нами с смирением, будем и мы в местах святых, много потрудившихся и работавших Богу. Пусть мы немощны и не можем трудиться, но неужели не можем и смириться? Смиримся, и спасет нас Господь, как говорил Псалмопевец: Смирихся и спасе мя Господь (Пс.114,6) - (Поуч. 2. стр. 48. 49 изд. 1866 г.). Св. Лествичник говорит, что смирение может из бездны грехов возвести душу на небо. Смирение возмогло исцелить и неисцельные греховные язвы Манассии. Если от одной гордости, без всякой другой страсти, некто (сатана) ниспал с неба, то так же одним смирением, без других добродетелей, можно и взойти на него. Согреших ко Господу, - возопило некогда блаженное смирение (Царя Давида) после обличения в прелюбодеянии и убийстве, и тотчас услышало: Господь отъя согрешение твое (2Цар.12,13) - (Сл.23.12. сл.25.60.61.63). Будем и мы в смирении и сокрушении покаянного сердца умолять Господа о прощении наших грехов и о помиловании голосом церкви: утренююще вопием Ти: Господи спаси ны; Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не вемы (5Ирмос. На Вознес.). Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя: яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися; и молюся, яко Иона: от тли Боже возведи мя (6Ирмос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

Н.С. 2 октября 2017, 22:13 Сергей 2 октября 2017, 19:29/Вот почему блудники и блудницы создают семьи, а благочестивые люди не могут … - наши добродетели уж очень часто замешаны на гордыне. Блудница, она покается, а высокоумный фарисей так и останется эгоистичным(ой) умником/. Вряд ли все так однозначно: «С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными, но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних» (Иоанн Лествичник, сл.15, п. 20). Алла 2 октября 2017, 21:55 Плохой же пример. Ну причем тут изнасилование Фамари к современным блудным отношениям? И в наше время брат может сестру изнасиловать. Только это совсем ведь другое действо, чем вступления в отношения по взаимному согласию. Тут другие обстоятельства, другие мотивы. Этот случай не может служить ни примером против блудных отношений, ни против инцеста. Ибо тут совсем другое: преступный умысел, претворенный в жизнь одним человеком против воли другого. В наше время за такое сажают. Такие передергивания только затрудняют проповедь. Возненавидел он сестру потому, что сам знал, что совершил преступление, и ненавидел себя и её за это. Наталия 2 октября 2017, 20:58 Екатерина, 02.10, 13:41. Если я правильно понимаю, при ВЗ мужчины относились к женщинам требовательнее, чем к себе. Девушек, не сохранивших невинность, забивали камнями до смерти, парней - нет. И если девушку лишали невинности насильно, мужчины все равно считали ее нечистой, даже без ее вины. К себе же они были куда менее строги, что только больше развращало мужской род, во все времена более склонный к блуду. Тоже согласна, что пример с изнасилованием Фамари не очень удачен в плане беседы о блудном сожительстве. Сергей 2 октября 2017, 19:29 Вот почему блудники и блудницы создают семьи, а благочестивые люди не могут? Так часто бывает, да. Наверно, по той же причине, по которой " мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное " , - наши добродетели уж очень часто замешаны на гордыне. Блудница, она покается, а высокоумный фарисей так и останется эгоистичным(ой) умником.

http://pravoslavie.ru/106704.html

1149 Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С.512исл. приводит членение более пространной редакции той же Службы (по списку Троицкой лавры 613). Об одной редкой южнославянской Похвале см.: Ангелов Б.Ст. (прим. 1137). Т.1. С. 198 и сл. (Владимир – купец, ищущий драгоценных жемчужин [ Мф.13:45 ], второй Павел). 1151 См. выше, прим. 565, а также летописную речь Моисея Выдубицкого к Рюрику Ростиславичу (прим. 1100); Ефимов Н.Н. “Русъ – новый Израиль”. Казань, 1912. 1156 В пользу такого предположения недавно высказался Р. Матьесен: (прим. 1036). С. 197 и сл.; ср.: ТОДРЛ. 1955. Т.Н. С.364. 1158 Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С.387–390; Никольский Н.К. (прим. 37). С.442–444, 451–457; Спасский Ф.Г. Акростихи и надписания канонов русских миней//ПрМ. 1949. Т.7. С. 126–150; он же. (прим. 1136). С. 81– 85. Об одном более позднем каноне (XVI/XVII в.) см.: Серебрянский Н.И. Псковский канон преп. Антонию и Феодосию Киево-Печерским с добавлением стихов Псково-Печерским подвижникам//Тр. ПЦИАК. 1910. Т.1. С.135–141. (Кожинова А. Несколько слов о службе святому Феодосию Печерскому //Studia Slavica Savariensia. 1993. Т.2. С. 106–115; Серегина Н.С. Песнопения (доп. к прим. 1136). С. 108–113.) 1160 Намек на Райскую лествицу (Κλμαξ το παραδεσου) Иоанна Лествичника (VI/VII в.), широко распространенную в монашеской среде. (См.: Прохоров Г.Μ. “Лествица” преп. Иоанна Синайского в Древней Руси//Tausend Jahre Taufe Rußlands (прим. 62). С. 300–315.) 1162 Голубинский Е. (прим. 19). Τ.Ι/2. С.517 и сл. приводит структуру другого списка этой же Службы. 1165 См. ПСРЛ. Т.1. Стб.411 (под 1194 г.) [ср.: Каган М.Д. Иоанн, епископ ростовский//СлККДР. Вып.1 С.211–213. – Прим. изд. (К.А.)]. 1166 Варсуков Н. (прим. 474). С. 328 и сл.; Спасский Ф.Г. (прим. 1136). С. 85 и сл. (Кондрашкова Л.В. Служба Леонтию Ростовскому как один из древнейших памятников древнерусского певческого искусства//Музыкальная культура средневековья. Μ., 1990. Вып.1; Серегина Н.С. Песнопения (доп. к прим. 1136). С. 134–139.). В исследовании нуждается еще одна Служба домонгольского времени – на освящение церкви св. Георгия в Киеве (митрополитом Иларионом, после 1051 г.): Никольский Н.К. (прим. 37). С. 126 и сл. Историческое ее содержание в целом невелико (в основном речь идет о священномученике Георгии), но отметим следующие обороты: “христоименити людие града Киева”, “созывавши (т.е. св. Георгий) от первопрестольного матери градом, Богом спасенего Киева”, “отеческий Боже, не посрами нас”. (См. в последнее время: Серегина Н.С. Неизвестная стихира на Освящение храма Георгия в Киеве по спискам XII века//Музыкальная культура средневековья. Μ., 1992. Вып.2. С. 14–17; она же. Песнопения (доп. к прим. 1136). С. 102–107.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

От чревоугодия неминуемо возникает лютая брань плотской похоти. «Как от семени пота постов произрастает колос целомудрия, – изображает преп. Исаак, – так от сытости – распутство, и от пресыщения – нечистота. Всякая поглощаемая снедь прибавляет собою влаг, и делается естественною в нас крепостью. Если станем разыскивать, то непременно найдем, что одно чрево доводит нас до крушений, бывающих с нами» (Сл. 14, По сему-то убеждает св. отец: «из всех сил борись с чревом, и со всею трезвенностью воздерживай его. Если потрудишься немного, то Господь вскоре будет твоим содейственником» (В 4 Необходимость и значение поста в деятельном христианском благочестии 1 . Пост, по учению св. отцов, есть необходимое условие благочестивой подвижнической жизни; так что аскет – христианин, нарушая его, отрекается тем от самого подвижничества, которое на языке св. отцов вообще называется постничеством. «Если дал ты обет Христу – идти путем тесным и узким, – говорит преп. Иоанн Лествичник , – то утесняй чрево: потому что, угождая ему и расширяя его, нарушаешь свои условия. Вникни и услышишь, кто говорит: пространный и широкий путь чревоугодия, вводяй в пагубу блуда, и мнози суть входящие им; что узкая врата, и тесный путь поста, вводяй в живот непорочности, и мало их есть, иже входят им ( Мф.7:14 )» (Сл. 14, 2 . Неизбежная необходимость поста в деятельном христианском благочестии открывается из следующих опытов св. отцов-подвижников: «Плоть и дух противоборствуют друг другу», – говорит Василий Великий . Из грубой пищи, наподобие густого облака, выходят как бы дымные испарения и преграждают путь озарениям Святого Духа, осияющим ум. Поэтому, если хочешь сделать крепким ум, обуздай плоть постом. Это и значит то самое, что сказал Апостол: в какой мере внешний человек тлеет, в такой внутренний обновляется ( 2Кор.4:16 ), и еще: егда немощствую, тогда силен есмь ( 2Кор.12:10 ) (Твор. св. отц. 1846г, кн. 3, стр. 13). Еще осязательнее доказывает необходимость поста блаженный Диадох : «Сатана, – говорит он, – поскольку не может по причине присутствия благодати возгнездиться, как прежде – до крещения, – в уме подвизающихся, то влетает во влажную часть человека и поселяется в теле, чтобы через удобопослушность его уловлять душу. Почему надлежит иссушать тело в должной мере, чтобы по его влажности ум не поскользался и не падал в приманчивые удовольствия» (Христ. чтен. 1827 г., ч. 28, гл. 82, стр. 79). После всего этого неизбежно заключение св. Лествичника: «Не вводи себя в обман! не освободишься от Фараона и не узришь горней Пасхи, если не будешь всю жизнь вкушать горькие зелья и опресноки. А горькие зелья, это – принуждение и труд поста, и опресноки, это – ненадмевающееся мудрование. Да сольется с дыханием твоим слово того, кто говорит: аз же, внегда стужаху ми демоны, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя прилпе недру души моей ( Пс.34:13 ) (Сл. 14,

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

1, с. 480). «Я говорю с тобою, – сказал однажды таинственно явившийся св. Симеону Сын Божий, – как Друг с другом, чрез Духа Святаго, Который вместе со Мною говорит тебе» (Слово XCI; т. 2, стр. 499). Архиепископ Феофан. 1928. XI. 13. София. Печатается по кн.: Бэттс Ричард, Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. М.: Братство прп. Германа Аляскинского, 1996. С. 394 46. М. А-ной О борьбе со страстьми и о бесстрастии Многоуважаемая М. А-на! Пока человек не достигнет бесстрастия, он пребывает в страстях. Но только страсти у одних людей проявляются в сильной степени, а у других бездействуют. Но бездействие страстей не есть бесстрастие. Страсти в таком случае только пребывают в сокровенном состоянии. Когда же человек вступает в борьбу с ними, они заявляют о своем существовании. Совершенное бесстрастие есть достояние совершенных. «Святых много, – говорит св. Симеон Новый Богослов , – а бесстрастных (совершенных бесстрастием) немного, и в среде тех и других имеет место великое различие» (Сл. 84-е, пар. 1; т. II, с. 398). «Совершенная чистота превосходит дар творения чудес», – говорит Авва Нестерой (Творения Иоанна Кассиана , 15-е собеседование, пар. 10). А каков правильный способ борьбы со страстьми, об этом говорит св. Иоанн Лествичник . «Кто хочет бороться с плотию и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий разорить его» (Лествица, сл. 15-е, пар. 25). Что же нужно делать? «Представь Господу немощь твоего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия» (Сл. 15-е, пар. 25). Это говорится, конечно, подвизающимся, а не нерадивым и беспечным. – М.Р. О-ая спрашивает меня: «когда она причащалась, священник не произнес слов: причащается раба Божия Мария; действительно ли причащение?» – Конечно, действительно. Особого письма ей об этом я не буду писать. Будьте добры передать ей мой ответ. Арх. Феофан. 1928. XI.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010