«Внутренний наш человек каждодневно обновляется вкушением любви, в полноту же возраста приходит только вместе с полным совершенством любви» (блаж. Диадох). «Любовь (к Богу), — говорит о совершенной любви св. Исаак Сирин, — от молитвы (совершенной), а молитва — от пребывания в отшельничестве… Отшельничество предваряется отречением от мира… Ненависть к миру (страстей предваряется) — страхом Божиим и вожделением Бога…» (От. 249). Вожделение Бога или начало любви к Нему, и страх Его, т. е. вера в Него, а не одна вера вне любви, лежат, по учению Отцов, в основании восхождения через подвиг к совершенной любви и совершенной вере. Броня веры и любви (1 Фесал. 5, 8) есть неразрывная одежда подвижника. Послушай, что говорит Апостол Павел: Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы (1 Кор. 13, 13). Итак, поелику вера сочетана с надеждой, а надежда сопутствует любви — то явно, что кто не имеет любви, не имеет надежды — а кто не имеет надежды, не имеет и веры… Кто не может любить Бога, тот, конечно, не может и веровать в Него» (преп. Симеон Новый Богослов. СБ — сл. 63). «Где нет любви, там нет веры. Вера без любви не бывает» (свт. Тихон Задонский. Т — 100). «Вера есть высочайшее благо, когда она проистекает из сердца, пламенеющего любовью» (св. Иоанн Златоуст. ЗЛ — 110). «Любовь есть источник веры» (свт. Иоанн Лествичник. Д 5–440). Вот почему Апостол сказал не только то, что вера действует любовью (Гал. 5, 6), но и то, что любовь… всему верит (1 Кор. 13). Путь к Богу есть постепенное возрастание в благодати Божией, верящей любви и любящей веру. «Верою и любовию приступим» — поем мы из Литургии Преждеосвященных Даров, — «да причастницы Жизни вечныя будем». «Вера (есть) начало любви» (авва Евагрий. Д I — 608). Их неразрывность в учении Отцов — залог истинности и любви, и веры. Именно при этом сочетании, о котором учат Отцы, конкретность любви не перейдет в отвлеченность альтруизма, а вера не сделается бессильной и ненужной словесностью. Только неся в себе начало любви, вера пускает в землю сердца живые и могучие корни и только в сердце, верящем в Источник любви, может быть создан для любви надежный дом. «Невозможно, чтоб в душе человека обреталась любовь Божия, когда нет в ней веры и упования» (преп. Симеон Новый Богослов. СБ II, 112).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Хульные помыслы не вредят тем, которые ими пренебрегают 1 . Один епископ, пришедши в Рим, объявил папе Григорию, что его смущают и обуревают многочисленные хульные помыслы на Бога, так что он от великой скорби изнемог плотью и уже приходит в отчаяние. Услышавши это, папа сказал: «Ты – епископ, а не знаешь козней бесовских. Всегдашний враг наш, диавол, когда видит кого-нибудь делающего добро и не может совратить его на путь греха, тогда начинает действовать на него хульными помыслами, дабы возмутить его, расстроить ум, отклонить от добродетели и низвергнуть в глубину отчаяния. Но ты знай, что хульные помыслы не имеют никакого значения и нимало не могут вредить тем, которые ими пренебрегают и не смущаются. Они причиняют вред только тем, которые, будучи малодушны и неопытны, вменяют их себе в грех и впадают в изнеможение от напрасной скорби. На таких-то малодушных людях сбывается слово пророка Давида: тамо убояшася страха, идеже не бе страх» ( Пс.13:5 ) (журнал «Воскресное чтение», г. 17). 2 . Рассказывается об одном брате, что он искушаем был хульными помыслами, но стыдился говорить об этом. Часто ходил он к авве Пимену, но не открывал ему своих помыслов. Старец видел, что брат мучится помыслами, и скорбел о том, что он их не открывает. В один день отозвал его старец и сказал: «Скажи мне, сын мой, что у тебя на сердце?» Брат отвечал старцу: «Диавол искушает меня богохульными помыслами, и я стыдился говорить об этом». Потом он рассказал старцу свои богохульные помыслы и тотчас почувствовал облегчение. Старец сказал ему: «Не скорби, сын мой, но, когда придет тебе такой помысл, говори: я не виноват; хула твоя, сатана, да падет на тебя; душа моя не хочет сего. А чего не хочет душа, – продолжал старец, – то скоро проходит». Таким образом, брат пошел от старца, уврачевав душу свою («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», стр. 207, § 93). Как один инок освободился от хульных помыслов Один благочестивый инок, претерпевая нападения от хульного беса в продолжении 20 лет, изнурил тело свое постом и бдением; но, видя, что никакой не получает от того пользы, описал на бумаге все свое искушение и смущение и, пришедши к некоему св. мужу, вручил ему эту бумагу, повергшись лицом на землю и не дерзая воззреть на него. Старец, прочитав бумагу, улыбнулся и, подняв брата, говорит ему: «Положи, чадо, руку твою на мою выю», и, когда брат сделал это, великий муж сказал ему: «На вые моей, брат, да будет грех сей, как за прошедшее время, так и за будущее; только и ты уже не беспокойся о нем». После этот инок увидел, что он еще не успел выйти из кельи старца, как эта страсть исчезла… «Я слышал эту повесть, – повествует св. Иоанн Лествичник , – из уст того самого инока, который это искушение претерпел и (который), рассказывая об этом, воссылал Богу благодарение» («Лествица», сл. 23. § 16, стр. 212–213).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Блудный сын, испытав лишение богатства, ощутив скорбь, пришел к Отцу, просил принять яко единого от наемник: не из любви сие сделал, а принят Отцом с любовью ( Лк.15 ). Смоковница, не приносящая плода, образовала нераскаянного грешника, и уже дано было повеление посещи ее, вскую и землю упражняет; но садовник умолил господина подождать ещё лето, пока осыплет гноем (навозом), может быть и принесет плод ( Лк.13:6–9 ). Это значит посещение скорбями, или болезнями, чрез которые грешник обращается к Богу. Святой Ефрем Сирин представил в притче «рабов, посланных от господина работать на ниве; но они, по лености, не хотели переехать реку, а легли и спали беспечно; господин, пришедши к ним и видя их без действия, велел слугам своим перевести их сонных на другую сторону реки и положить каждого на участке своем; некоторые, пробудясь и увидев себя перевезенных, познали снисхождение господина и принялись за работу; а другие, беспечные, и при таком снисхождении не захотели исполнить воли господина.» Святой Иоанн Лествичник пишет, что некоторые пришли во врачебницу не для врачевания, но, ласковостью лекаря удержаны быв, познали, что имели болезнь в глазах своих и получили от него исцеление (Степ. 1, 18). Еще семя, нечаянно павшее на землю, обильный плод принесло. Примеры сии могут Вас удостоверить, что Бог приемлет всех к Нему приходящих каким-либо образом, только с благими намерением и полагающих надежду спасения, не на своей правде, но на Божьем милосердии. Хотя из истории жития святых отцов и видим, что некоторые, воспалены быв любовью Божиею, оставили мир и, удалившись, совершили великие подвиги; но также видим, что разбойники, блудники и другие грешники не были отринуты Богом и получили спасение. Вас устрашает монашеская жизнь: что за несоблюдение подвигов большее примете наказание. Подвиги должны быть соразмерны силе каждого: Бог выше меры не требует, но ищет исполнения заповедей Его, врачующих наши страсти; а всего более взыскивает от нас смирения, которое, и кроме дел, прощает многие согрешения; а напротив, дела без смирения нимало не приносят пользы, пишет святой Исаак Сирин (сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Исаак говорит: «Дьявол усиливается сначала сделать, чтобы оставлена была непрестанная сердечная молитва» (Творения Аввы Исаака Сирина , Слова подвижнические, изд. 2-е, Москва, 1893 г.. Слово 75, стр. 372). Исаак говорит о непрерывном сердечном делании, упоминает об «ином способе молитвы и пребывания в ней», предпочитая не называть ее (Сл. 59,318). Он имеет в виду, повидимому, медитативную Иисусову молитву. В VI веке и Филимон, писатель «Филокалии», говорит о сокровенной сердечной молитве. Третий ученик Иоанна Златоуста , Марк Подвижник говорит: «Призывай Господа (Иисуса), чтобы открыл очи сердца твоего, чтобы видеть пользу чтения и молитвы» (Патр.М. Т.65, духовном законе, 905). «Ум имеет власть внимать сердцу и вести там всякую стражу, входя во внутреннейшие и нетронутые его склады» (там же). Марк говорит о хранении ума и сердца, об умном чувстве, об умной молитве и трезвении ума. Второй не синайский источник умного делания представлен в лице Диадоха из Фотики, епископа Епирского, аскетического писателя века, основателя аскетической литературы «в главах» (Caprtelliteratur). Он говорит: «Когда ум замкнут в памяти Божьей, нужно дать ему «Господи Иисусе». Кто, будучи свободен от фантазии, говорит это непрерывно в глубине сердца, тот может зреть свет ума. Это и есть драгоценный перл (жемчужина, упоминаемая в Евангелии от Матвея, 13, 45)». Здесь все элементы умной молитвы: концентрация ума в сердце, непрерывное произнесение Иисусовой молитвы в сердце, мистическое созерцание ума и путь к внутреннему сокровищу в сердце. Аскетические фигуры Исаака, Диадоха, Марка, Исихия, Максима Исповедника говорят сами за себя и свидетельствуют о древности метода. Некоторые из них принадлежат к поколению, непосредственно следовавшему за Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом . Нил С., Иоанн Лествичник и Марк были учениками последнего. Исихий Пресвитер (V век) представляет другую ветвь древней апостольской традиции, он ученик другого великого Отца Церкви, Григория Богослова (Назианзина).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

«Внутренний наш человек каждодневно обновляется вкушением любви, в полноту же возраста приходит только вместе с полным совершенством любви» (блаж. Диадох ). «Любовь (к Богу), – говорит о совершенной любви св. Исаак Сирин , – от молитвы (совершенной), а молитва – от пребывания в отшельничестве... Отшельничество предваряется отречением от мира... Ненависть к миру (страстей предваряется) – страхом Божиим и вожделением Бога...» (От. 249). Вожделение Бога или начало любви к Нему, и страх Его, т.е. вера в Него, а не одна вера вне любви, лежат, по учению Отцов, в основании восхождения через подвиг к совершенной любви и совершенной вере. Броня веры и любви ( 1Фес. 5:8 ) есть неразрывная одежда подвижника. Послушай, что говорит Апостол Павел: Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы ( 1Кор. 13:13 ). Итак, поскольку вера сочетана с надеждой, а надежда сопутствует любви – то явно, что кто не имеет любви, не имеет надежды – а кто не имеет надежды, не имеет и веры... Кто не может любить Бога, тот, конечно, не может и веровать в Него» (преп. Симеон Новый Богослов . СБ – сл. 63). «Где нет любви, там нет веры. Вера без любви не бывает» (свт. Тихон Задонский . Т – 100). «Вера есть высочайшее благо, когда она проистекает из сердца, пламенеющего любовью» (св. Иоанн Златоуст . ЗЛ – 110). «Любовь есть источник веры» (свт. Иоанн Лествичник . Д 5–440). Вот почему Апостол сказал не только то, что вера действует любовью ( Гал. 5:6 ), но и то, что любовь... всему верит ( 1Кор. 13:7 ). Путь к Богу есть постепенное возрастание в благодати Божией, верящей любви и любящей веру. «Верою и любовию приступим, – поем мы из Литургии Преждеосвященных Даров, – да причастницы Жизни вечныя будем». «Вера (есть) начало любви» (авва Евагрий. Д I – 608). Их неразрывность в учении Отцов – залог истинности и любви, и веры. Именно при этом сочетании, о котором учат Отцы, конкретность любви не перейдет в отвлеченность альтруизма, а вера не сделается бессильной и ненужной словесностью. Только неся в себе начало любви, вера пускает в землю сердца живые и могучие корни и только в сердце, верящем в Источник любви, может быть создан для любви надежный дом. «Невозможно, чтоб в душе человека обреталась любовь Божия, когда нет в ней веры и упования» (преп. Симеон Новый Богослов . СБ II, 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Одесса, 1905. 3-е изд. С. 20. Софрониева и Глинская пустыни. С. 18–20. Анатолий (Ключарев), архим. Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря//Курские епархиальные ведомости. 1882. С. 563. Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 15. ИГУМЕН ФИЛАРЕТ, НАСТОЯТЕЛЬ (1817–1841) (Память 31 марта ст. ст./13 апреля нов. ст.) «Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою, так и душа, читая повествования о великих добродетелях святых отцов, делается более смиренной в мыслях своих». Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы, Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. 6-е изд. Сл. 26, гл. 211. Выдающийся Глинский подвижник XIX в. настоятель игумен Филарет был своеобразным живым звеном, связывающим Глинскую пустынь с Софрониевой и с Киево-Печерской Лаврой, а через них с Афонским иночеством и заветами известного старца Паисия Величковского 92 , канонизированного Поместным Собором Русской Православной Церкви в год празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. 93 . Игумен Филарет был лично известен императорам Александру Благословенному и Hukoлaю I, в 1821–1825 гг. в Петербурге прославился как поборник православия 94 , выступая против еретических лжеучений и защищая устои монашеской жизни. Перенесемся мыслью и сердцем в отдаленную от нас по времени историю Глинской пустыни, встретимся с ее настоятелем – мудрым старцем Филаретом – возобновителем, духовным возродителем этой обители, широко известной в нашей стране и за ее пределами в XVII–XX bb. Насладимся хотя отчасти созерцанием боголепного старца Филарета, воспитавшего не одно поколение духовных чад личным примером своей высокой-подвижнической жизни, мудрым, кротким словом наставления. Подышим благоуханием его горячих молитв, поста, глубокого смирения, которые вознесли этого дивного светильника на высоту добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Закрыть Свобода совести и сектантство в Российской Федерации Инновационные механизмы противодействия на законодательном уровне 28.06.2016 929 Время на чтение 25 минут Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели. Иоанн Лествичник «Лествица», сл.4, гл.6 По данным Минюста России, на территории Российской Федерации уже зарегистрировано в 2 раза больше религиозных организаций, чем в РСФСР - на 1 октября 2015 года их число в российском реестре составляет 27 978 религиозных организаций, из них централизованных - 565, многие из которых зарегистрированы еще в 1990-е годы. Причем их численность постоянно увеличивается. Например, «Адвентисты седьмого дня» (с 72 в 1992 году до 564, включая местные, в 2015 году), «Свидетели Иеговы» (с 44 в 1993 году до 407 в 2015-м), «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», иначе - мормоны (с 1 в 1992 году до 57), молокане (с 1 в 1992 году до 19), «Армия Спасения» (с 1 в 1992 году до 13), «Общество сознания Кришны» (с 23 в 1992 году до 79). В структуру централизованных религиозных организаций не входит 216 местных религиозных организаций (из 26 тысяч 342-х). См. доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год в «Российской газете» за 2016 год, После вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года 261 (См. Российские статистические ежегодники), олицетворяющего либерализацию законодательства в сфере религиозных объединений, в реестр зарегистрированных на территории Российской Федерации некоммерческих организаций внесены сведения о 703 религиозных организациях (в том числе о 199 религиозных организациях, действующих в Крымском федеральном округе), а также поступило 32 уведомления о начале деятельности религиозных групп.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/29/...

X, нар. 13). И истинное послушание может быть только, если оно бывает соединено с молитвой! Истинный «послушник есть тот, – говорит св. Иоанн Лествичник , – кто телом предстоит людям, а умом ударяет в небеса молитвой» (Лествица, сл. 4, пар. 102). Конечно, здесь разумеется молитва не церковная, а внутренняя, и, следовательно, признается необходимость внутреннего подвижничества и для послушника. Архиепископ Феофан Воля Божья и воля человеческая Что касается Ваших личных дел, то я согласен, что осуществлять в жизни убеждения гораздо труднее, чем говорить о них. В умении осуществлять убеждения в жизни и состоит все искусство духовной жизни. Предел всякого послушания есть воля Божья. Где воля человеческая станет в противоречие с волей Божьей, следует отдавать решительное предпочтение воле Божьей. Но не всегда легко бывает определить и то, какова в данном случае воля Божья. В таких случаях нужно молиться о вразумлении свыше и, как скажет совесть, так и поступить. Призываю на Вас благословение Божие. Искренно уважающий Вас, арх. Феофан. 1927. IX. 17. София Отношение к заблуждениям ближних Отвечаю на Ваши вопросы. «На пустые и праздные разговоры, – говорите Вы, – я стараюсь не обращать внимания, но часто со мной разговаривают по религиозным и церковным вопросам, и я не знаю, что в таком случае делать». Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего, – говорит Псалмопевец ( Пс.118:158 ). Толкуя эти слова, святитель Феофан Затворник пишет: «Кто любит Бога, тот любит и братий своих. Кто любит добрую нравственность, тот не может равнодушно смотреть, не скорбеть и не сокрушаться сердцем, окруженный людьми, которые, забыв Бога, бесстрашно попирают закон Его святой. Пророк свидетельствует о себе, что он, взирая на это, истаял, как истаевает свеча, снедаемая силой огня. Такова истинная любовь к Богу! Не себя только она держит на путях, угодных Ему, но ревнует, чтоб и все братия держались тех же путей. Пророк ничего не говорит о том, что делал он или что следовало бы делать тому, кто любит словеса Божьи, когда видит, что их знать не хотят, и, обращаясь к Богу, свидетельствовал только пред Ним, как мучительно для него повсюдное несоблюдение словес Божьих, ясных, определенно выражающих то именно, чего от кого требует Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

(См. кн. «Нагор. проповедь. О еван. блаж.» соч. прот. Т. Буткевича , стр. 145–146). 110 Соревнование добродетели принимается Богом, как воня благоухания. (Рассказ). Один отшельник, жалея своего брата, спасавшегося в пустыне, понес ему половину хлеба, за 10 миль. Он дорогою повредил себе палец ноги, потекла кровь из раны, и от боли он заплакал. Ему явился Ангел Господень и спросил его: “Что ты плачешь, старец?!” Отшельник ответил ему: “Палец ноги ранил и чувствую боль”. Ангел Господень сказал ему: “Из-за этого ли ты плачешь! Не плачь! Ибо шаги, которые ты делаешь, ради славы Господа, исчисляются и за великую цену считаются пред лицом Господа; а чтобы ты знал, вот перед тобою беру крови твоей и возношу Богу”. Тогда, благодаря Бога, он совершил путь, рассказал брату о человеколюбии Божием и возвратился в свою келью. Через день он взял и другую половину хлеба и понес ее другому уже монаху. Один же из братии возревновал с ним, сделал так же и пошел, и сошлись с этим монахом на пути. Первый говорит другому: “Я имел сокровище, и ты захотел похитить его!” Второй говорит первому: “А где написано, что тесные врата для тебя одного отворены? Допусти и меня вместе с тобою войти!..” Когда они говорили между собою, вдруг явился Ангел Господень и говорит им: “Спор ваш, как воня благоухания, вошел ко Господу” (Древн. патер., прил. к авгус. кн. «Душ. чт.» 1873 г., стр. 386). 111 Что сообразнее с природою: порок или добродетель? «Порока, или страсти, естественным образом нет в природе; потому что Бог не Творец страстей. Добродетели же многие даны нам Богом по самой природе, из числа таковых очевидно суть следующие: милосердие, потому что и язычники сострадательны; любовь, потому что и бессловесные животные часто плачут, лишаясь друг друга; вера, потому что все мы рождаем ее из себя самих; надежда, потому что, давая взаем, и плавая, и сея, надеемся обогатиться. Итак, если, по доказанному, любовь в нас от природы и она есть добродетель, союз и «исполнение закона» ( Рим.13:10 ), то следует, что добродетели не далеки от природы; и пусть устыдятся те, которые от исполнения оных отговариваются бессилием» («Лествица» св. Иоанна, игумена горы Синайской, сл. 26, п. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вот это-то именно и есть то руно овечье, коим непременно надо волку прикрыться, чтобы пробраться в овчарню. Это-то и есть тот «вид ангела светла» (наружность), в которую облекается сатана, когда хочет обольстить христианина. Если бы люди были все прозорливы, лжеучителю не было бы цели облекаться во образ любителя истины и христианства. Но в том-то и дело, что люди легковерны и шумиха громких фраз сильно на них действует. Зная это, «отец лжи» никогда в наготе и в своем безобразии не является, но всегда облекается в лесть. Но кто поверит графу, что он «любит христианство более всего на свете», когда граф Самого Основателя христианства Христа понимать Богом не хочет и даже почитает это – страшно сказать – «величайшим кощунством» 51 . Если же принять во внимание всю сумму вреда, сделанного Толстым по допущению Божию христианам, и все его богохульства, то слова о «любви» его к христианству окажутся не ложью только, но и злейшим сарказмом, ядовитейшей иронией. «Весь мир не стоит одной души, потому что мир приходит, а душа нетленна и пребывает во веки». («Слово к пастырю» св. Иоанна Лествичника . Сл. 13, гл. 18). Толстой говорит в «ответе»: «людей, разделяющих мои взгляды едва ли есть, сотня», и думает этим доказать «неосновательность» постановления Свят. Синода. Не только если сотня была бы толстовцев, но если бы только одна душа заразилась толстовством, то и тогда постановление Свят. Синода было бы уместно, ибо заразную болезнь надо пресекать в самом зародыше, а когда она разовьется, тогда бороться с нею трудно, если не совсем невозможно. Для Толстого ничего не стоят и 100 душ, а для Свят. Синода, по смыслу заветов Евангелия, и одна душа должна быть дороже целого мира. Каждая душа человеческая для Христа Бога неизреченно драгоценна. В слабой степени это можно представить себе, созерцая отношение художника к своему лучшему произведению. Если бы кто испортил или уничтожил это произведение, то для художника это было бы большою и лютою скорбью, личною обидою. Душу и тело создал Христос Бог, Он же и воссоздал падшего человека, искупив его и показав ему словом и примером, как в себе сохранить и прояснить образ и подобие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010