Итак, мы определенно имеем в Ветхом Завете одну группу богоявлений как доксофании (их мы изъясняли в другом месте) 119 , вторую же группу, наряду с ней, как ангелофании, которые ныне подлежат нашему уразумению. В Ветхом Завете мы различаем общие богоявления, о которых говорится просто: «явился Господь Аврааму» ( Быт. 12,7; 17, 1; 18, 1; 26, 2, 24 ; Исх. 6, 3 ), Соломону – во сне ночью ( 3Цар. 3, 5 ; 2Пар. 1, 7 ) и не во сне ( 3Цар. 9, 2; 11,8 ; далее –пророческие богоявления, о которых говорится: «сказал мне Господь» ( Ис. 8,1,5 ; Иер. 15,1; 19,1; 22,1 ), «и было ко мне слово Господне» (Иерем. 1, 4; 2, 1; Иез. 1, 3 и сл. и т. д. почти во всех пророческих книгах), «и была на мне рука Господня» ( Иез. 1, 3; 8, 1 и сл.), и, наконец, богоявления нарочитые, особо отмеченные как таковые – Аврааму («и явился ему Господь, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него» ( Быт. 18,1–2 ), Моисею, Илии, Исайе, Иезекиилю. Сюда же относятся все выше перечисленные теофанические ангелофании. Первую группу богоявлений (общих и пророческих) правильнее считать богооткровениями, таинственно и неизреченно сообщавшимися человеку. Это есть богоприсутствие, непосредственно или интуитивно доступное человеку, как внутреннее слышание слова и видение Божией воли. Антропоморфность словесного выражения не изменяет чисто внутреннего и духовного характера этих богоявлений. От них отличны богоявления в собственном смысле, которые сопровождаются не только духовным, но и неким чувственно-телесным восприятием всего человека, как целостно духовно-телесного существа. Здесь имеет место не только пассивное богослышание и богочувствие, но некая встреча с Божеством. Она может быть личная, «лицом к лицу» с ипостасным Божеством, или же есть встреча с Божеством, как Божественной силой, славой, премудростью, однако не Ипостасью. Последним образом Бог является в Славе Своей в облаке 120 , и оно не только являет, но и закрывает лице Божие. В повествовании о явлении Бога Моисею прямо противопоставляется видение Лица Божия, как недоступного человеку, и Славы Его, для человека доступной ( Исх. 33, 1923 ), и тот же смысл имеет богоприсутствие в скинии Моисея в виде столпа облачного ( Исх. 33, 9–11 ) и в храме Соломона в виде облака ( 3Цар. 8, 11 ; Пар. 5, 13–14), как и «вдыхании гласа тонка» в богоявлении Илии и даже в видении Исайи, где также «исполнь дом славы Его» ( Ис. 6, 1 ). Это ощутимое откровение присутствия Божия, Слава Его, Сияние Божества, есть Фаворский свет на земле ранее Преображения Господня. Но в отличие от ветхозаветных, неипостасных теофаний, явлений Света Присносущного, новозаветное его явление было существенно ипостасным, ибо это было явление Божественной Славы вочеловечившегося и тем приблизившегося человеку Бога, Сына Божия, показавшего нам Отца и явившего почивающего на Нем Духа Святого, – это Господа нашего Иисуса Христа, Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Три вида перенесения обид «Однажды три инока претерпели бесчестие, – повествует св. Иоанн Лествичник . – Один из них был угрызаем скорбью, но смолчал; другой порадовался за себя, но опечалился за оскорбившего его; третий же, воображая единственно вред ближнего, пролил теплые слезы. Таким образом здесь были видимы делатели страха, воздаяния и любви» («Лествица», сл. 8, § 27, стр. 125–6). Иосиф – образец прощения обид После смерти Иакова все дети его, братья Иосифа, опасаясь, чтобы он не стал мстить им за то зло, которое они некогда сделали ему, продав его в рабство в Египет, где по устроению Божию он вскоре сделался первым при дворе фараона министром, послали сказать ему, что отец пред смертью завещал ему простить их за грех их против него. «Скажите Иосифу, – говорил он, – прости братьям твоим, рабам Бога отца твоего». Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья его, пали пред ним и сказали: «Вот, мы рабы твои». Иосиф, успокаивая их, сказал: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога. Вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть, и сохранить жизнь великому числу людей. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших». И таким образом успокоил их и осыпал благодеяниями до конца жизни своей (Быт., гл. 46 и др.). Дающий нищему дает Самому Иисусу Христу К некоему черноризцу пришел убогий человек и слезно жаловался на свою крайнюю нужду: «Помилуй мя, яко не имам, что носити». У черноризца было две одежды: одна ветхая, другая новая. Сжалившись над убогим человеком, он отдал ему свою ветхую одежду. И что же? Совесть черноризца не могла успокоиться такой жертвой. «Не Христа ли ради, – так думал он, – прошаше у мене, то как аз Христу дал есмь худшее?» Для спокойствия смущенной совести, для проявления совершенной любви, черноризец сам призвал к себе нищего и отдал ему свою новую, лучшую одежду… Но нищий худо распорядился даром черноризца: он продал одежду его какой-то женщине. Опечалился черноризец, «видя ризу свою женою носиму», и размышляле, что лучше было бы не давать нищему своего одеяния. Как неосновательны были сетования черноризца, обнаружилось в сонном видении. Заснув с мыслью о напрасно загубленном даре, черноризец увидел во сне Господа, облеченного в его ризу. И Господь, утешая сетующего, говорил ему: «Не печалуй, не тужи, егда убо брату тому отдал еси ризу твою, то Аз приях ю» («Пролог», 31 июля). Рассказы о прощении обид

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Превеликая польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит святая и страшная жертва» (Св. Кирилл Иерусалимский , Тайноводственное поучение 5, гл. 9). 229. Доступно ли человеку убедиться лично в предстоящем телесном воскресении? Опыт молитвы подвижников свидетельствует, что тело может участвовать вместе с душою в благодатном утешении; оно способно к ощущениям духовным, приходя в необыкновенное состояние, невыразимое словами, превысшее страстей. Тела святых, например, часто преисполнены благодати. Это дает возможность представить себе и даже ощутить, что тело может с душою воскреснуть для жизни вечной. «Воззвах в семь сердцем моим», то есть, телом, душею и умом» (Иоан. Леств., Лествица Сл. 28, гл. 61). § 48. Разбор двенадцатого члена символа 230. Что говорить 12-й Член Символа Веры ? Сей последний член Символа говорить, что христианин ожидает «жизни будущого века». Словом «Аминь», т. е. – истинно так, заканчивается Символ Православной Веры. 231. Что такое «жизнь будущого века»? Это жизнь, которая откроется после общого воскресения и Последнего Суда . Она будет одухотворенной, безсмертной, в ликующем торжестве истины и в неизреченной Божией Славе. Такою та жизнь будет для любящих Бога, живших праведно и благословенных на последнем Суде Христовом. Не отдельные блага Царства Божия получить каждый в награду, но вступить праведник в наследование Царства Небесного полностью . «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, нашед, человек утаил, и от радости о нем идет и продаст все, что имеет и покупает поле то« ( Mamф. XIII, 44 ). 232. Изестны ли нам из Писания хотя бы некоторыя свойства Царства Небеснаго? Учение Господа Иисуса Христа дает нам познание сего Царства. а) Это есть Царство, которым владеет и правит Сам Бог, как любящий отец и где совершается всецело только Его святая воля . »Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго» ( Mamф. VII, 21 ). б) Главные уставы Царства: любовь и служение . " Сия есть заповедь Моя, да любите друг-друга, как Я возлюбил вас« ( Uoah. XV, 12 ). »Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» ( Мр. Х, 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Об этом так учит апостол Павел «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то и другое. Все мне позволительно, но не все назидает» ( 1Кор. 6:12–18, 10:28 ) Так, по учению Апостола, позволительны пища и питие для человека, но не все полезно для него, а ничто не должно обладать им, а посему и должно воздерживаться от того и другого. Пост же состоит, братие, в воздержании от известного рода пищи и в известное время согласно уставу Православной Церкви. Он, как и воздержание, имеет важное значение в борьбе человека с его страстями, с его духовными идолами. Спаситель учил род бесовский не исходит (изгоняется) токмо молитвою и постом ( Мф.17:21 ). «Как телесная пища утучняет тело», учит св. Иоанн Златоуст , «так пост укрепляет душу, сообщая ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту, помышлять о горних и поставлять небесное выше удовольствий и приятностей жизни» (Бес. 1 на кн. Быт.). Св. Иоанн Лествичник поучает «ум постника молится трезвенно, а ум невоздержного наполнен нечистыми идолами. Кто угождает чреву своему и намерен преодолеть дух блуда, тот подобен старающемуся потушить пожар маслом. При изнурении чрева смиряется сердце, от угождения же чреву кичится помысл» (сл. 14). Такое великое значение имеют для христианина пост и воздержание. Особенно, братие, будем воздерживаться от употребления вина, будем избегать пьянства. Вы слышали, братие, как пагубна эта страсть для человека, знаете также, как многие поддаются этой страсти. Будем посему бороться с нею не только сами, но по возможности и других удерживать от нее, чтобы спасти и своих родных и знакомых. Страсть эта тем особенно и пагубна, что требует от нас, братие, особенной борьбы с нею. Что касается тех, которые уже предались этой страсти настолько, что сами собою не владеют, то о них нужно сказать, что это люди – больные, и каких-либо действительных человеческих средств к излечению их, в настоящее время, указать невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Бывает ложь и на деле. Эта ложь чаще всего встречается при покупке, продаже, мене и других разных сделках, какие бывают между людьми. Но помните, что каждая копейка, которая добывается таким неправедным и бесчестным путем, не прочна и никогда в пользу не пойдет. А главное, чего нужно бояться таким людям – это гнева Божия, который нередко постигает людей, живущих ложью, и в этой жизни, и в будущей. б)  Вот несколько библейских примеров наказания за ложь: Авессалом, обманом искавший царства, повис между небом и землею (2 Цар. 18, 8). Ахитофел, подававший Авессалому коварные советы против Давида, окончил жизнь самоубийством (17, 23). Анания и жена его Сапфира утаили часть своего же имения и один за другим пали мертвыми у ног апостола Петра, которого хотели обмануть. Бог ненавидит ложь: мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч. 12, 22). Да будет всегда в нашей памяти и страшное наказание за ложь «И не войдет в него (т. е. в Царство Небесное) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр. 21, 27). Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21, 8). в)  Святые подвижники, любившие всегда правду, дают нам некоторые наставления избегать лжи во всех случаях нашей жизни. «Ложь чужда Богу, – пишет св. авва Дорофей. – В Писании отцом лжи называется диавол, а истина есть Бог; ибо Он Сам говорит: Аз есмь путь, истина и живот. Видите, от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью?» (Аввы Дорофея «Поучения и послания», 1856 г., стр. 110). «Младенец лжи не знает, не знает ее и душа незлобивая», – пишет св. Иоанн Лествичник (Иоанн Лествичник, пер. с греч., изд. 2-е, 1854 г., сл. 12, ст. 13). «Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех, – пишет он же, – ибо Дух Святый страшнейшее паче всех пороков произнес на нее определение. Если погубит Господь вся глаголющия лжу (Пс. 5, 7), как говорит св. царь Давид, то чего уже могут надеяться те, кои ко лжи присоединяют клятву?» («Лествица», слово 12, ст. 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И должно ли перечислять многое, чем доказывается любовь к ним св. Ангелов и всевозможное попечение их о праведных? Они промышляют о нас, как старшие братья о младших». Св. Исаак Сириан. в сл. 57. Ангелы любимейшим делом своим имеют молитву. Молись и ты, христианин, молись усердно, пламенно молись, и тогда среди самой молитвы ощутишь присутствие при тебе невидимого друга души твоей, св. Ангела-Хранителя, дарованного тебе Господом Богом при твоем крещении. «Когда при каком-либо молитвы твоея изречении – говорит препод. Иоанн Лествичник (Лествиц. степ. 28) – почувствуешь внутреннее услаждение, либо умиление, то остановись на оном. Ибо тогда твой Ангел-Хранитель вместе с тобою молится». – Но нам далеким от совершенной молитвы, ленивым молиться, либо холодным и рассеянным во время самого предстояния нашего на молитве, можно ли уразуметь присутствие при себе существа высшего, невидимого мира? He мудрено поэтому, что мы не примечаем и действий на себе наших Ангелов-Хранителей. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумие: и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Так говорит св. Апостол Павел о понимании тайн истинно христианской, духовной, т. е. святой жизни, жизни в Боге и для Бога ( 1Кор.2:14, 15 ) 60 . Православная Кафолическая Апостольская Церковь Христова, веруя, что есть святые, признает их предстателями и почитает их, как друзей Божиих, молящихся за нас пред Богом всяческих. Но – учит она: – «наше почитание двоякого рода: одно относится к Матери Бога – Слова, Которую чтим более, чем рабу Божию: поскольку Богородица, хотя есть воистину раба Единого Бога, но Она есть и Матерь, родившая плотски Единого от Троицы. Другого рода поклонение, приличное рабам Божиим, относится к святым Ангелам, Апостолам, Пророкам, Мученикам и вообще ко всем святым... Святых же почитаем мы двояко: во-первых, по отношению к Богу; ибо ради Его ублажаем святых; во-вторых, по отношению к самым святым, поскольку они суть живые образы Божии» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Вскоре Пимен и ученики его пришли к удрученному горестью старцу и постучались у двери. «Кто там?» – спросил ученик пустынника. «Скажи отцу твоему, – отвечал угодник Божий, – что Пимен пришел с братией принять от него благословение». Услышав столь несносное имя, старец воспылал гневом. «Скажите Пимену, – с досадою воскликнул он, – что у меня нет времени видеть его с братией».– «Не отойдем отсюда, – отвечали на это в один голос Пимен и братии, – не отойдем от кельи, пока не сподобимся принять благословение у св. мужа...» Палимые зноем, испытывая жажду, остались они у дверей кельи. Наконец, старец, видя смирение и терпение пришельцев, умилился, отворил им двери, принял их с братским целованием и беседовал с любовью. «Поистине, не только справедливо все то, – сказал пустынник своим посетителям, – что я до сего времени слышал о вас; но я вижу в вас добрых дел стократ более»... И с этого времени старец был другом и собеседником преп. Пимена. (Составл. по кн. «Уч. благоч»., изд. 14-е. Спб., т. I, ч. II, стр. 82–83). 7. Три вида перенесенных обид «Однажды три инока претерпели бесчестие, – повествует св. Иоанн Лествичник . – Один из них был угрызаем скорбью, но смолчал; другой порадовался за себя, но опечалился за оскорбившего его; третий же, воображая единственно вред ближнего, пролил теплые слезы. Таким образом, здесь были видимы делатели страха, воздаяния и любви». (Леств., сл. VIII. §27, стр. 125–126. 8. Библейские примеры прощения обиды 1 . Иосиф. После смерти Иакова все дети его, братья Иосифа, опасаясь, чтобы он не стал мстить им за то зло, которое они некогда сделали ему, продав его в рабство в Египет, где по устроению Божию он вскоре сделался первым при дворе фараона министром, послали сказать ему, что отец перед смертью завещал ему простить их за грех их против него: «Скажите Иосифу, – говорил он, – прости братьям твоим, рабам Бога отца твоего». Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья его, пали перед ним и сказали: «Вот, мы рабы твои». Иосиф, успокаивая их, сказал: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога. Вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть, и сохранить жизнь великому числу людей. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших», – и таким образом успокоил их и осыпал благодеяниями до конца жизни своей. ( Быт.46 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В благочестии же братолюбие Благочестие одушевляет и освящает мысли, чувства и действия христианина, возбуждает особенное движение в его сердце, - и в нем, из любви к Богу, развивается любовь к ближним - сначала не ко всем, а только к единоверным братиям, развивает братолюбие. Христианин начинает любить в Господе всех, исповедающих одну с ним веру,- любить искренно. Для него нет теперь ни раба, ни свободнаго, не существует различия звания и состояния, пола и возраста; для него все христиане - дети одного Отца небесного, все искуплены драгоценнейшею кровью Сына Божия, крещены в одной и той же купели крещения - во имя Отца и Сына и Святаго Духа, - все равно призваны ко спасению, - всем, наконец, даруется от Божественной силы вся, яже к животу и благочестию (2Пет.1:3). Христианин всем сердечно желает спасения и деятельно содействует спасению всех - молитвами, словом участия, утешения, наставлением, примером. Со своей стороны и братолюбие дает силу благочестию и сообщает ему совершенство: аще кто речет яко люблю Бога, а брата своею ненавидит, ложь есть (1Ин.4:20). В братолюбии же любовь Наконец, христианин восходит на высшую ступень нравственного совершенства - любовь. Любовь к Богу, одушевляя любовь христианина к единоверным братиям, более и более распространяет ее. Любящее сердце христианина, так сказать, расширяется, - и оно теперь любовью своею обнимает всех людей, не различая их звания, состояния, веры, - он любит даже врагов своих. Такая любовь есть верх нравственного совершенства, высшая, последняя ступень в духовной лествице. Кто всех любит равно, милосердо и нераздельно, тот достиг совершенства, - говорит препод. Исаак Сирин (Сл.45); и Ап. Павел учит: над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства (Кол.3:14). " Если это в вас есть и умножится, то вы, прилагая к сему все старание, не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, - тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/148/...

2 . Слезы страха, радости, и – любви. «Слезы об исходе души рождают страх, – говорит св. Лествичник; – а когда страх породит небоязненность, тогда воссияет радость; когда же достается в удел нескончаемая радость, тогда выходит цвет святой любви» (Сл. 7, «Воздыхание и сетование вопиют к Господу. Слезы, проливаемый от страха, ходатайствуют, а слезы святой любви показывают нам, что моление наше принято» 3 . Слезы вынуждаемые, и – свободно изливаемые. «Слезы начинаются в первой обители сокровенного жития, – говорит преп. Исаак, – и возводят человека к совершенству любви Божьей. Ибо, когда человек начнёт оставлять телесное настоящего века, тогда скоро достигает благодати слез. А пока не примет человек сего дарования, – совершается дело его еще во внешнем только человеке, и еще вовсе не ощутил он действенности того, что сокрыто в духовном человеке. Но когда сподобится кто благодати многих слез, проливаемых без принуждения, тогда начал он видеть в себе плод, сокрытый в душе. И чем далее поступает он, тем более обогащается сею благодатью, пока от продолжительного излияния слез не начнет пить их и в пище своей и в питье своем» (Сл. 21, стр. 115). Вот к какому состоянию должно стремиться: «Будь как царь в сердце своем, превознесенный во смирении, – возбуждает св. Лествичник, – и повелевай смеху: иди, – и идет; и сладостному плачу: приди, и – приходит; и рабу и мучителю нашему – телу: сотвори сие, и – сотворит ( Мф.8:9 )» (Сл. 7, 4 . Неожиданные благодатные слезы. Когда мы и труда не прилагали, и в мыслях не держали, – возвещает св. Лествичник, – а душа делается слезящею, многоводною и умягченною; тогда поспешим: потому что Господь пришел незваный, и дает нам губу боголюбивой печали, и прохладную воду богочестивых слез для изглаждения на хартии наших грехопадений – Храни сии слезы, как зеницу ока, пока не пройдут; велика сила такого плача, несравненно выше того плача, который бывает следствием нашего старания н умышления» 5 . Наконец – в собственном смысле кровавые слезы. «Видел я некоторых, – уверяет св. Лествичник, – достигших крайней степени плача; ибо примечал, что чувственным образом, устами своими проливали они кровь из болезнующего и уязвленного сердца; и тогда приходило мне на мысль слово сказавшего: уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое ( Пс.101:5 )!»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010