1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

КАК НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ХИТРОСПЛЕТЕНИЯ СТРАСТЕЙ И КОЗНИ ЛУКАВЫХ ДУХОВ У многих святых отцов, опытно прошедших все ступени духовной брани, находим очень важные, тонкие, проницательные замечания, раскрывающие разнообразные личины страстей, их прикрытые лукавством ходы и лазейки, без знания которых успех в духовной битве почти невозможен. Или мы должны иметь опытного руководителя, хорошо знающего все эти тонкости и хитросплетения вражеские, или сами, изучая писания святых отцов, должны иметь в виду все эти возможные уловки наших врагов – страстей и демонов, иначе невозможно не впасть в их сети. Так важно в духовной жизни следование святым отцам, постоянное, внимательное обучение этой науке из их аскетических опытов, описанных во многих душеполезных писаниях. К примеру, из книги святого Иоанна Лествичника узнаем следующие очень важные вещи: узнаем, что обычно бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, когда в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по воле Божией. А если и в сем не получают успеха: тогда уже, тихим образом приступивши к душе нашей, ублажают нас, как живущих во всем богоугодно сл. 26, ст. 8]. Как, черпая воду из источников, иногда неприметно зачерпываем и жабу, так часто, совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например: со страннолюбием сплетается объедение, с любовью – блуд, с рассуждением – коварство, с мудростью – хитрость, с кротостью – тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание; с молчанием сплетается кичливость учительства, с радостью – возношение, с надеждой – ослабление, с любовью – опять осуждение ближних, с безмолвием – уныние и леность, с чистотой – чувство огорчения, со смиренномудрием – дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как отрава сл. 26, ст. 58]. Дух тщеславия радуется, когда видит умножение добродетелей, так как дверь тщеславию – умножение трудов сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свобода совести и сектантство в Российской Федерации Инновационные механизмы противодействия на законодательном уровне 28.06.2016 927 Время на чтение 25 минут Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели. Иоанн Лествичник «Лествица», сл.4, гл.6 По данным Минюста России, на территории Российской Федерации уже зарегистрировано в 2 раза больше религиозных организаций, чем в РСФСР - на 1 октября 2015 года их число в российском реестре составляет 27 978 религиозных организаций, из них централизованных - 565, многие из которых зарегистрированы еще в 1990-е годы. Причем их численность постоянно увеличивается. Например, «Адвентисты седьмого дня» (с 72 в 1992 году до 564, включая местные, в 2015 году), «Свидетели Иеговы» (с 44 в 1993 году до 407 в 2015-м), «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», иначе - мормоны (с 1 в 1992 году до 57), молокане (с 1 в 1992 году до 19), «Армия Спасения» (с 1 в 1992 году до 13), «Общество сознания Кришны» (с 23 в 1992 году до 79). В структуру централизованных религиозных организаций не входит 216 местных религиозных организаций (из 26 тысяч 342-х). См. доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год в «Российской газете» за 2016 год, После вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года 261 (См. Российские статистические ежегодники), олицетворяющего либерализацию законодательства в сфере религиозных объединений, в реестр зарегистрированных на территории Российской Федерации некоммерческих организаций внесены сведения о 703 религиозных организациях (в том числе о 199 религиозных организациях, действующих в Крымском федеральном округе), а также поступило 32 уведомления о начале деятельности религиозных групп.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/29/...

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Послесловие ПОСЛЕСЛОВИЕ       ПОСТАВИВ себе задачу — пребыть в пределах необходимого, но достаточного для того, чтобы наиболее важные, известные мне, моменты жизни блаженного Старца и наиболее существенные стороны его учения были предложены вниманию благочестивых читателей четко обрисованными, кончаю свой труд.         Знакомясь с писаниями самого Старца, во второй части этой книги, читатель увидит, что мною оставлены не рассмотренными многие в высокой степени значительные в догматическом и аскетическом отношении вопросы духовного бытия человека, затронутые блаженным Отцом, например, вопрос участия тела в богопознании, или вопрос поста, который определен Старцем весьма своеобразно и вместе необычайно глубоко, я сказал бы — христоподобно: «Кушать надо столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться» (Лк. 21, 34). Вместе с тем читатель в моем изложении встретится с целым рядом положений, раскрываемых мною, преимущественно, на основании многих устных бесед Старца. В выборе материала неизбежна условность и ограничение задачи. Неразумно ставить себе задачу — исчерпать материал; нецелесообразно вместе и другое: обилием материала отклонить мысль от того существенного, на чем сосредоточивалось внимание моего отца.         Кроме приведенных выше свидетельств о благоговейном почитании Старца Силуана, мне известны и иные, подобные же свидетельства, а также не мало случаев действенности его молитв за больных и страдающих или проявления им поразительной интуиции и прозорливости; но я склонился к мысли умолчать о них, с одной стороны потому, что случаи эти касаются лиц, большинство из которых, как было уже сказано, еще живо; с другой — потому, что совсем не склонен увлекаться ими, следуя в этом отношении духу самого Старца, не придававшего им большого значения. История знает множество случаев исцелений и прозорливости и не у святых. Не эта сторона его жизни является подлинно великою.         Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Иные больше ублажают дар чудотворения и то, что в духовных дарованиях видимо, не зная, что многое и выше сего и сокровенно, а потому и пребывает неотъемлемым» (Сл. 26, 95). Но что же из «сокровенного» может быть «высшим» даже дара чудотворения? Старец об этом говорит так:

http://isihazm.ru/?id=1456

ОТ КАКИХ ПРИЧИН БЫВАЮТ СЛЕЗЫ, И КОГДА ОНИ ПРАВИЛЬНЫ О плаче находим у святых отцов очень много самых возвышенных слов и наставлений. Дар плача и слез признается ими одним из величайших даров Божиих, существенно нужных для нашего спасения. Причина слез – зрение и сознание своей греховности, нищета духа. Слезы, как дар Божий, служат признаком милости Божией, признаком принятого и принимаемого Богом покаяния. Но и плач, как и другие делания духовные, может иметь под собой неверную основу, может проистекать от самых различных страстных помыслов и чувств. «Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе и при всяком удобном случае проливает слезы: такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Такие слезы во множестве и с особенной легкостью проливаются людьми, преданными сладострастию. Слезы, подобные слезам сладострастных, проливают находящиеся в самообольщении и прелести; льются обильно слезы из тщеславия, лицемерия, притворства, человекоугодия. Наконец, проливает их злоба» т. 1, с. 194]. Говорит Иоанн Лествичник : «Значение слез, особенно у новоначальных, темно и неудобопостижимо, они происходят от многих и различных причин: от естества, от Бога, от неправильной скорби и от скорби истинной, от тщеславия, от блудной страсти, от любви, от памяти смерти и от многих других побуждений сл. 7, ст. 32]. С богоугодным плачем часто сплетается гнуснейшая слеза тщеславия: и сие на опыте благочестно узнаем, когда увидим, что мы плачем и предаемся гневливости» сл. 7, ст. 26]. «Если мы в тех, которые думают, что плачут по Богу, видим гнев и гордость, то слезы таковых должны считать неправильными: Кое бо общение свету ко тьме? (Кор. 6:14) сл. 2, ст. 29]. Кто слезами своими внутренне гордится и осуждает в уме своем неплачущих, тот подобен испросившему у царя оружие на врага своего и убивающему им самого себя сл. 7, ст. 44]. Часто бывает, что и слезы надмевают легкомысленных; потому они и не даются некоторым. Таковые, стараясь снискать и не находя их, окаявают себя, осуждают и мучат себя воздыханиями и сетованием, печалью души, глубоким сокрушением и недоумением. Все сие безопасно заменяет для них слезы, хотя они ко благу своему вменяют это ни во что сл. 7, ст. 47]. Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей: ибо то вино еще не надежно, которое прямо из точила заключено в сосуд» сл. 7, ст. 35].

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

10. Уроки из жизни святых, подающие утешение в перенесении болезней I. Один старец говорил: «Если овладеет тобою слабость тела, то не малодушествуй, ибо если Господь хочет, чтобы ты был слаб телом, то кто ты, что с огорчением принимаешь его? Не Сам ли Он за тебя печется обо всех? Ужели ты без Него живешь? Потому переноси терпеливо и проси Его, чтобы даровал тебе полезное, то есть, чего Он хочет, то и делай, и сиди с терпением, вкушая с любовью, что имеешь». (Pelag. 1. 8. с. 45.Rosw. pag. 591). II. Феодор, ученик Пахомия В., сильно страдал головою, и просил авву Пахомия, чтобы он своими молитвами облегчил его болезнь. Авва Пахомий говорил ему: «Ужели ты думаешь, сын мой, что кому-нибудь приключается болезнь или страдание без попущения Божия? Потому переноси болезнь и имей терпение в смирении. Когда Бог захочет, подаст тебе здравие; а если захочет дальше испытать тебя, будь благодарен, как Иов благословлял Бога, и получишь от Христа большое успокоение. Хорошо воздержание и пребывание в молитве; но недугущий получит большую награду, если пребудет великодушен и терпелив; и не надейся на лекарства больше, нежели на Бога, будто Он не может даровать здравие». (B. Ieronim in vita Pachom. Rosw.pag. 136). III. Св. Афанасий В., пришедши к св. Нифонту, лежавшему на смертном одре, и сев возле него, спросил его: «Отче! Есть ли какая польза человеку от болезни?». Св. Нифонт отвечал: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины; так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». (Чет.-Мин. 23 дек.). IV. Св. Лествичник говорит: «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий Господь видя, что кто-нибудь весьма ленив в подвигах, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством; а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов». («Леств.» сл. 26, § 66). V. Один брат в монастыре аввы Серида близ Газы в Палестине, когда впал в болезнь и не в силах был терпеть страдания, просил великого старца Варсонофия молиться за него и помочь ему. Св. Варсонофий говорил ему: «Возлюбленный о Господе! Будучи уверен в тебе, по духовной любви моей к тебе о Христе, открываю тебе тайны Божии. Ты знаешь и убежден в том, что я день и ночь молю Бога, да спасет Он нас от лукавого в Царствие Свое вечное. И когда, по обыкновению, я начал молить Бога о тебе, Он сказал мне: “Оставь, да испытаю его для пользы души его, и да откроется через телесное страдание, каково терпение его, и что он должен наследовать за мольбы и труды”». (Отв. 510).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Шестоднев в контексте Священного Предания О докладе протоиерея Леонида Грилихеса «Шестоднев в контексте Священного Писания» 18 декабря, 2013 О докладе протоиерея Леонида Грилихеса «Шестоднев в контексте Священного Писания» О докладе протоиерея Леонида Грилихеса «Шестоднев в контексте Священного Писания» Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных, и ещё более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-по-малу, ввергнуть, наконец, в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать, богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований. Преп. Иоанн Лествичник сл. 26, п. 151]. Круглый стол «Шестоднев и его контекст» На Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви», состоявшейся в Москве 26–28 ноября 2013 года особое значение имел Круглый стол «Шестоднев и его контекст» под председательством протоиерея Владимира Шмалия, проходивший 27 ноября в актовом зале гостиницы Даниловского монастыря. Итог работы Круглого стола, как отметили многие его участники, не был и не мог быть удовлетворительным по нескольким причинам. Прежде всего, все собравшиеся докладчики выражали лишь одну точку зрения – эволюционистскую. Протоиерей Владимир Шмалий признался в том, что ни одного креациониста ему найти «не удалось». Как заявил в своём выступлении А.М. Малер, «это игра в одни ворота. У нас нет диалога между креационистами и эволюционистами, у нас есть диалог между двумя группами эволюционистов» Он упрекнул организаторов Круглого стола в том, что никто не позаботился о том, чтобы сделать обсуждение представительным, выражающим соборную полноту мнений Церкви. Аркадий Малер заметил, что, по его мнению, большинство членов нашей Церкви придерживается традиционной библейской, то есть  креационистской точки зрения. Но креационистов никто не пригласил: «Их не зовут, а они сами не приходят, потому что боятся, что им не дадут слова»

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Если ты грешник, то страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях после суда, не малодушествуй в настоящих страданиях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: наказуя, наказа Мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 18). Если ты железо, то огнь (болезни) очистит твою ржавчину. Если ты праведен и подвергаешься болезням, то чрез это от великого переходишь к большему. Если ты золото, то чрез огонь (скорби) сделаешься чище. Плоти твоей дадеся ангел сатаны (2 Кор. 12, 7); радуйся, видя кому ты уподобился: ты удостоился чести Ап. Павла. Если ты страдаешь от горячки или простуды, то помни, что писание говорит: проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси нас в покой (Пс. 65, 12). Достиг ты первого, - ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова праведника: нищ и боляй есмь аз (Пс. 68, 30). Сия двоякая скорбь сделает тебя совершенным. Ибо Псалмопевец говорит: в скорби распространил мя еси (Пс. 4, 2). Когда болезнь тяготит нас, то не надобно скорбеть о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений; а пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают эти страсти, то не о чем беспокоиться. Великий подвиг - терпеливо переносить болезни и среди их воссылать благодарственные песни Богу. Если лишились мы глаз, то не поднимаем их с важностию, ибо лишились орудия превозношения (и рассеяния мыслей по видимым предметам), и внутренними очами будем созерцать славу Божию. Сделались мы глухими - не должны печалиться, ибо лишились суетного слуха (и многих развлечений и искушений, происходящих от него). Все ли тело одержит болезнь, - зато растет здравие внутреннего нашего человека (Достопам. сказ, о св. Отцах, стр.271,272 Rufin 1,3 п.157 Rosw. р.586). Св. Иоанн Лествичник говорит: Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством; а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов (Леств. Сл.26.55).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

Список 223. в начале, и частью под конец, кроме того слегка правлен рукою известного справщика мон. Евфимия, и при листе 573 остался отрывок не относящегося сюда письма к нему, на белом обороте коего Евфимием сделаны некоторые отметки при чтении устава, содержащегося в 57 слове Пандект. Впрочем, в некоторых местах встречаются и исправления другой руки. См. л. 6. 17 и об. 18. 19 и об. 33. 65 об. 68. 70 и об. 71. 88. 91. 100 об. 348. 541 об. На поле иногда выставляются места из Отцов Церкви и других сочинений, приводимых в Пандектах, по старопечатным изданиям, именно: л. 17 об. 21. 30 об. 32 и др. Маргарит, по Московскому изданию 1641 г.; л. 20. 76 об. 92 и др. Беседы Златоустого на Ев. Матфея, л. 27. 43. 44. 46. 63. 82. 98. 287 и мн. др. – на послания св. Апостола Павла, по изданию 1623 г. Киев; л. 80 об. 82об. 94 и др. Слова о священстве по изд. во Львове 1614 г.; л 47 об. 48. 51. 55. 64 об. 67 об. и мн. др. Василия Великого Слова постнические по изд. Острожскому 1594 г.; л. 29 об. 45. 59. 60 об. 68. 84 об. 142 об. и мн. др. Лествица по изд. Моск. 1647 г.; л. 49 об. 52 об. 53 об. 62. 72. и мн. др. Кормчая 1653 г. Таким же образом ещё цитуются Дорофей и др. По сим изданиям и сделаны вышеупомянутые лёгкие поправки, о чём и сам справщик неоднократно пишет: л. 54. с печа т справи т ; 84 об. 89 об. против места из аввы Дорофея : с, ли, мо дру– спра в с печа т но ; 494. сег в печа т л т н т ; 624 об. сы (т.е. сыскать) и спра в . Но довольно мест осталось ещё не исправленных, только с пометами: ищ, или спра в . 25. 33. 71 об. 82. 121. 283. 287 – досмо т р ; 631 сыщ и исправ в токово ап (на этот Апостол ссылается и 80 об. 288 об). Иногда выставляются на поле Греческие слова, но из писаний тех самых Отцов, которых слова приводятся, а не из Греческого подлинника которого, как видно, под рукою у Московских справщиков не было, и теперь нет в Синодальной библиотеке. См. л. 301. 578. 581 об. 584 об. Сл. 568 об. 560. πιφ. φυλ: 907: b.; 569. πιφ. φυλ: 910: b, d., Разумеется Петавиево издание Орр. S. На некоторые места книги сделаны замечания внизу, или на полях. Л. 23 об. 26. против места об употреблении в церкви гуслей и тимпанов: се и на игры еже в ропата. в костел и в кирка в чирча; л. 585. против того места, где Никон в пост св. Четыредесятницы, по вторникам и четверткам, с боязнью разрешает мирянам употребление рыбы, а инокам масла, если не произволяют совсем воздержаться от сего, справедливо замечено: противно аплски и сты цевъ канон, и церковны и блазненн велм малодшнымъ. – Иногда встречаются замечания для переписчика: л. 17. перед 1 словом: заставица (должна быть); 44 об. чисто по старом (переписывать, не обращая внимания на сделанные поправки); 86 об. киноваре; 128 об. выписа т сщее правило и з сово . – На последнем листе Евфимием, по обычаю, написан указатель некоторых предметов книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Какие же это творения разумеются у Преосвященного Игнатия? Творения св. Иоанна Златоуста , Святителя Тихона Задонского и им подобные... Вам надо стараться не о том, чтобы вести жизнь монашескую, а о том, чтобы вести жизнь христианскую, духовную в ее общих проявлениях, а не в форме монашества. Тогда у вас и будет более правильный строй жизни и более спокойное настроение. Что касается искушений ваших, то от них прежде всего не нужно приходить в смущение и уныние. Все подвижники шли путем борьбы с искушениями. «Уничтожь искушения и помыслы, – говорит Авва Зосима, – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного, бежит от вечной жизни. Некто из святых и говорит: «Кто даровал святому Стефану такую окружающую его славу, если не те, кои побили его камнями?. . » (Добротолюбие, т. 3, Авва Зосима. Собеседование, параграф 5. с. 120). Дело не в том, чтобы не испытывать искушения, а в том, чтобы их побеждать: «Да не ужасаемся, – говорит преп. Иоанн Лествичник , – видя, что мы в начале подвига больше обуреваемся страстьми, нежели когда жили в миру (как миряне); потому что сперва необходимо возникнуть всем причинам болезней, а потом уже воспоследовать здравию. Может быть, сии звери и прежде где-нибудь скрывались в нас, но мы их в себе не примечали» (Лествица. Слово 26, параграф 183). В частности это надо сказать и об искушениях, происходящих от плоти: «Не верь во всю жизнь твою бренному телу, и не надейся на него, пока не предстанешь Христу» (Сл. 15, параграф 47). «Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многия убедительныя оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества» (Сл. 15, параграф 24). «Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутимым образом получишь дарование целомудрия» (Сл. 15, параграф 26). Во время нападения страстей бесчестных нужно, по наставлению преп. Варсануфия Великого, молиться: «Господи, избави меня от грехов моих и от страстей бесчестных!» (Руководство к духовной жизни, параграф 246). Или: «Господи Иисусе Христе, избави меня от страстей постыдных!» (параграф 252).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010