Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Вступление Задача настоящего труда «Если хотите узнать основательно дух христианства, — говорил И. В. Киреевский, — то необходимо познакомиться с монашеством; а в этом случае лучше Оптиной пустыни (где введено старчество) трудно найти» ( Леонтьев К. Н. , О. Климент Зедергольм , Москва, 1882, стр. 4). Это замечание светского писателя о сущности христианского подвижничества, обстоятельно развитое, художественно и правдиво выраженное Ф. М. Достоевским (в романе «Братья Карамазовы»), вполне справедливо. Монашество есть лучший цвет христианства, «идеализм христианства», отображение Евангельской жизни. «Свет монахам, — говорит преподобный Иоанн Лествичник , — Ангелы, а свет для мирских — монашеское житие» (26 сл. и 31). Но цвет самого цвета христианства, лучшее выражение монашества — это старчество. Что такое старчество, в чем его сущность — эти вопросы возобновились в нашей духовной литературе лишь в последнее время. Всероссийское значение и молва об оптинских старцах: Леониде, Макарии и Амвросии — способствовали ознакомлению русского общества с этим особым устроением монашеской жизни. Жаждущий духовного совета русский народ издалека, в большом количестве, самого разнообразного общественного положения и умственного развития, начиная с мужика, мещанина и кончая столичным чиновником, сановником, устремлялись к старцам в Козельскую Оптину пустынь. Письма с духовными запросами и с ответными словами одобрения, совета и утешения во множестве приносились и разносились оттуда. У старцев в Оптиной пустыни побывали и известные наши писатели; Я. В. Гоголь, И. В. Киреевский (там и похоронен в 1856 г.), Ф. М. Достоевский, под впечатлением продолжительных бесед со старцем Амвросием в 1877 году и написавший свой роман «Братья Карамазовы», К. Леонтьев и ныне здравствующие Л. Н. Толстой и Вл. С. Соловьев (Душеполезное чтение, 1898 г., кн. 1 и др.). Зная хорошо свой народ и его духовные потребности, один из этих писателей, Ф. М. Достоевский писал между прочим следующее: «Для смиренной души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему». Народу без этой веры было бы тяжело жить.

http://azbyka.ru/starchestvo

Работая Господеви так усердно и прилежно ради царствия Божия, стремясь всей душой „горе“, Оптинская братская община не попирает и земного. Несмотря на суровое, по-видимому, благочестие, Оптино является для своей местности рассадником образцовой сельскохозяйственной культуры, не раз одобряемой и поощряемой присуждением почётных наград обители со стороны Министерства Земледелия. Мы давно слыхали, что величайшей нравственной силой иночества Оптиной пустыни является так называемое старчество, как особый вид духовного руководительства как иноков, так и мирян-паломников в подвигах благочестия и доброделания, со стороны иноков-старцев, духоносных, глубоко познавших совесть и душу людей со всеми их немощами. Старцы могут быть и не древними, а иногда даже по смирению, и не достигшими священного сана. Пребывая в Оптине, мы рады были случаю подробнее узнать значение и сущность „старчества“. Вот что нам сообщил о нём почтенный Э. Св. Иоанн Лествичник в слове 26 § 31 пишет: „Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие, и потому да подвизаются иноки быть благим примером во всём, никому же ни в чём же претыкание дающе ни делами, ни словесами. Если же свет сей бывает тьма, то оная тьма, т. е. сущие в мире, кольми паче помрачаются! Исшедшим из мира необходим наставник, ходатай к Богу и по Боге, который, стоя посреди, деяния и видения, воздевал бы за нас руки к Богу, чтобы наставляемые им перешли море грехов и победили Амалика страстей; ибо исшедшие из Египта имели наставником Моисея, а избежавшие из Содома – Ангела. Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который бы мог хорошо упасти тебя“, говорит Симеон новый богослов . Истинного пастыря укажет Любовь , ибо из любви предал себя на распятие Великий Пастырь (Леств. сл. к паст. 5, § 5.) Вообще у всех отцов, писавших руководство к духовной жизни, первым правилом для вступающего в духовную жизнь ставится в обязанность иметь духовного отца и руководителя и его слушаться; наприм., Григорий Синаит говорил: „Без учителя самому успеть в умном делании невозможно. Что делаешь сам по себе, а не по совету предуспевших, то рождает опасное самомнение. Если Сын Божий ничего не творил Сам о Себе, но как научил Его Отец, так творил, и Дух Святый не о Себе глаголал, то кто это такой между нами до толикой достиг высоты совершенства, что уже не требует ни кого иного, кто бы руководил его! Гордость это, а не добродетель. Такой уж в прелести состоит, т. е. вступил на ложный путь уклонения к заблуждениям“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(См. кн. «Нагор. проповедь. О еван. блаж.» соч. прот. Т. Буткевича , стр. 145–146). 110 Соревнование добродетели принимается Богом, как воня благоухания. (Рассказ). Один отшельник, жалея своего брата, спасавшегося в пустыне, понес ему половину хлеба, за 10 миль. Он дорогою повредил себе палец ноги, потекла кровь из раны, и от боли он заплакал. Ему явился Ангел Господень и спросил его: “Что ты плачешь, старец?!” Отшельник ответил ему: “Палец ноги ранил и чувствую боль”. Ангел Господень сказал ему: “Из-за этого ли ты плачешь! Не плачь! Ибо шаги, которые ты делаешь, ради славы Господа, исчисляются и за великую цену считаются пред лицом Господа; а чтобы ты знал, вот перед тобою беру крови твоей и возношу Богу”. Тогда, благодаря Бога, он совершил путь, рассказал брату о человеколюбии Божием и возвратился в свою келью. Через день он взял и другую половину хлеба и понес ее другому уже монаху. Один же из братии возревновал с ним, сделал так же и пошел, и сошлись с этим монахом на пути. Первый говорит другому: “Я имел сокровище, и ты захотел похитить его!” Второй говорит первому: “А где написано, что тесные врата для тебя одного отворены? Допусти и меня вместе с тобою войти!..” Когда они говорили между собою, вдруг явился Ангел Господень и говорит им: “Спор ваш, как воня благоухания, вошел ко Господу” (Древн. патер., прил. к авгус. кн. «Душ. чт.» 1873 г., стр. 386). 111 Что сообразнее с природою: порок или добродетель? «Порока, или страсти, естественным образом нет в природе; потому что Бог не Творец страстей. Добродетели же многие даны нам Богом по самой природе, из числа таковых очевидно суть следующие: милосердие, потому что и язычники сострадательны; любовь, потому что и бессловесные животные часто плачут, лишаясь друг друга; вера, потому что все мы рождаем ее из себя самих; надежда, потому что, давая взаем, и плавая, и сея, надеемся обогатиться. Итак, если, по доказанному, любовь в нас от природы и она есть добродетель, союз и «исполнение закона» ( Рим.13:10 ), то следует, что добродетели не далеки от природы; и пусть устыдятся те, которые от исполнения оных отговариваются бессилием» («Лествица» св. Иоанна, игумена горы Синайской, сл. 26, п. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

От природы в нас раздражение на змия; а мы обратили оное на ближнего. Есть в нас ревность для соревнования в добродетелях; а мы соревнуем во зле; естественно душе желание славы, но горней; естественно гордиться, но перед демонами; естественна такие и радость, по о Господе и о благоуспешности ближнего. Получили мы от природы и памятозлобие, но против душевных врагов. Получили и алкание пищи, но без невоздержности». (Лествица св. Иоанна, игумена горы Синайской, сл. 26 п. 166). б) Плоды невоздержания. Невоздержание есть порок, пагубные следствия коего весьма многочисленны. аа) Он губит телесные и духовные силы человека, и весьма быстро сокращает его жизнь. Всем известно недолговечность людей невоздержных в пище и питье: пьяницы, чревоугодиики, блудники, а также гордые, раздражительные, мстительные, очень часто не преполовят дней своих. бб) Убивая всякую добродетель, невоздержание духа и тела делает человека неспособным ни к каким высоким подвигам, ни к служению Богу, ни к служению ближним, «Пресыщением отягченное чрево как гиря висит над крилами духа и тянет его к земле, так что при всех усилиях, он более бьется о землю, нежели возлетает к небу». (См. слово Филар., митр. моск., против невоздержания). Подобным образом и всякое невоздержание в области духовной, напр. гнев, гибельно действует на всю нравственную жизнь человека, нередко побуждая его к самым тяжким преступлениям. вв) Невоздержание, что важнее всего, затворяет небо для предающнхся ему. Господь наш И. Христос, предостерегая от невоздеряжние Своих последователей, говорит: «внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той» ( Лук. 21, 94 ). Таковы плоды невоздержания плотского. Что же сказать о невоздержании духовном? Вот почему так настойчиво св. апостол внушает: всяка горесть, и гнев, и ярость, и хула, да возьмется от вас, со всякою злобою: бывайте же друг ко другу близки, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам. в) Средство против не воздержания есть воздержная жизнь человека по духу и плоти. Воздержание, в обширном понимании этого слова, важное для нас, сопровождается и добрыми для нас последствиями. От него зависит: 1) Совершенство человека. Только посредством развития своих сил человек может сделаться по духу и телу тем, чем должен быть, а этому развитию непосредственно содействует воздержание. Оно совершенно укрепляет его организм, доставляет духу всегдашнюю свободу и светлость, поставляет наклонности и страсти в надлежащее равновесие с разумом, укрепляет характер, делает душу способною к молитве и в принятию небесных утешений и проч. Но нужно ли говорить здесь о наших православных подвижниках аскетах? Любопытного отсылаем прочесть наши Четьи-Минеи, убеждающие нас в истине, что человек только посредством определенной веры в пище и питии, движении и упражнениях и проч. может быть здоров духом и телом, и следовательно, иметь то, что составляет условие его совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(Сл. о самоотверж. в житии св. Досифея). II. Сколь велик подвиг послушания и какая на небе уготована награда за него, можно убедиться также из следующего видения: один великий старец, будучи в восхищении, видел на небе четыре чина, знаменующие совершенство подвижников: на первой степени стоял недугами удрученный, но благословляющий имя Господне; на другой – бескорыстный странноприимец; на третьей – безмолвный пустынножитель; наконец четвертую и самую высшую степень занимал послушный своему наставнику и ради Господа всем сердцем ему преданный. Этот человек за послушание носил золотую цепь и имехь большую пред другими славу. («Дост. сказ. о подв. св. о.», сн. Руф. гл. 2). III. Св. Иоанн Лествичник говорит: «блажен, кто волю свою до конца умертвил и все попечение о себе препоручил своему наставнику о Боге: ибо таковый станет одесную распятого Спасителя». (Степ. 4 стр. 26. Сн. соч. «О монаш.», еп. Петра, стр. 136). е) Величие добродетели послушания. Св. Григорий Великий говорит: «одна добродетель – послушание насаждает в душе прочие добродетели и насажденные охраняет. Поэтому оно справедливо предпочитается жертвам (1цар. 15, 22); потому что в жертвах закалается чужая плоть, а посредством послушания – собственная воля. И тем скорее человек угождает Богу, чем решительнее пред взорами Его, подавив гордост своего произвола, закалает себя мечем заповеди». (Moral. L. 35, сар. 16; сн. кн. «Указание пути ко спасению», еп. Петра, стр. 460). Два примера силы молитвы родителей за детей. I. Св. Миракс родился в Египте от христианских родителей в то время, когда эта страна была завоевана магометянами. Магометане, завоевав христианские области, веру свою распространяли посредством меча и огня. Они в особенности старались привлекать к себе христианских юношей, которым давали почетные должности в своем войске. Миракс, примером своих товарищей или, может быть, желанием почестей и воинской славы прельщенный к отступничеству, явился к главному предводителю магометян Омару и объявил себя последователем Магомета, поправ крест Христов и завет своих родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но общего жития советуют избегать не потому, что оно не полезно — это полезнейшее монашеское устроение, и святой Василий Великий немало находил слов достаточно восхвалить высоту и величество подобного жития, он же показал и все преимущества монашеского общежития, (простр. правило 7), где подвижникам удобнее исполнять заповеди, например заповедь о любви к ближнему, лучше можно узнавать свои достоинства и недостатки («во множестве братии лучше узнается душевное устроение и состояние». — Авва Дорофей , поуч. 16, стр. 198; 4-е изд., М., 1894 г.), более и более преуспевать в первых («как кони на бегу ретятся опередить друг друга: так и в добром братстве один другого возбуждает». — Лествица, сл. 1, 26-ii, 208) и исправляться во вторых, обмениваться взаимно дарованиями и услугами и т.п. Но при всем этом, общежитие требует великого терпения и известной уже доли совершенства, чего нельзя еще ожидать от новоначального: в общежитии, кроме настоятеля, нужно всей братии и самым последним повиноваться, терпеть от всех досаду, бесчестие, вменяя себя ни во что, — вес это не по силам немощному, и терпение, которое сразу и изобильно здесь требуется от него, должно быть предварительно и постепенно еще в нем воспитано. Кроме того, в общежитии можно быть или совсем без руководителя, так как настоятель монастырский, имея под руководством множество братии и совмещая в себе кроме пастырских обязанностей и другие, например хозяйственные, иногда не может быть руководителем, или можно иметь много руководителей. Нужен ли руководитель в духовной жизни для ревнующего о своем спасении новоначального подвижника? В самом деле, не может ли начинающий сам, один идти по пути совершенства без руководителя, руководствуясь лишь словом Божиим и Евангельскими указаниями? Ведь в слове Божием указан образ совершенства, указан и путь к нему; к тому же, в истории подвижничества христианского есть примеры такого рода, что подвижники, твердо решившиеся идти по Христоподражателыному пути, сами, без видимых руководителей и лишь под водительством Бога, успевали: так, например, Павел Фивейский, Антоний Великий, Мария Египетская и другие.

http://azbyka.ru/starchestvo

Прошу Вас помолиться, да укрепит Господь мою худость в настоящем моем положении; хоть далек еще от безмолвия, и не знаю, могу ли оное улучить. О подвигах афонских подвижников я не могу судить, но не думаю, чтобы они полагались токмо на заслуги внешних трудов, без смирения и надежды на Спасителя нашего; а может быть внешними трудами и отончевают бренность свою, и совлекаются ветхого человека, и облекаются в нового. «Смиряющуся телу смиряется и душа». Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя ( Пс.24:18 ). Мы видим только внешние их труды, и, судя по своей немощи, а может быть и нерадению, удивляемся; но внутренние их плоды духовные нам невидимы; и, конечно, за священные их подвиги получат от Бога духовные дарования; но, по слову св. Иоанна Лествичника , не равно, а некоторые получают награду при начале подвига, другие во время прохождения оных, иные по окончании, а некоторые при самой смерти; и спрашивается: кто из них смиреннее? (степ. 26). В самых их трудных подвигах видно отвержение себя, а в беспрекословном повиновении – исповедничество: то, может быть, и плод смирения рождается в них. Мы говорим вообще о афонских подвижниках, а Вы обратили внимание и на оставляющих свое отечество и подчинившихся турецкому игу; конечно, они несравненно более получат воздаяния, как это и показано было в видении одному старцу. Мы же, не имея чем-либо похвалиться, или опереться на духовные подвиги, и поневоле должны бы смиряться, по подобию нищих, видящих царские сокровища, и познающих более свою нищету. Смирение и кроме дел спасает (сл. 46), пишет св. Исаак Сирин . О сем-то сокровище надобно нам пещися, как бы снискать оное, и поучаться в словесех отеческих; как они приобрели оное, и нас поучают. Что делается у католиков: утром – размышление о грехах и проч., то у нас положено после вечерних молитв; но в отеческих наставлениях и о утреннем размышлении можно видеть тоже, только много ли есть исполнителей сего, как у нас, так и у них? О том, чтобы зрети нам своя согрешения и молитва св. Ефрема Сирина побуждает, и св. отец писания учат; скажу только об одном: прочтите св. Петра Дамаскина о седьми деланиях, в конце оного (слова): «и тогда бывает душа сокрушенна и видит грехи своя, яко песок морский и сие есть начало просвещения души и знак здравия ея». Да даст и нам Господь зрети наша согрешения, и имети сердце сокрушенно и смиренно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Один старец рассказывал об авве Павле, жившем близ Фиваиды, что он без вреда брал руками аспидов, змей и скорпионов, и разрывал их пополам. Братия, видя это, спросили его: " Чем приобрел ты, авва, такую благодать? " Старец отвечал: " Кто приобретет чистоту, тому все будет повиноваться так же, как все повиновалось Адаму в раю, когда он не преступил еще заповеди Божией " (Достоп. сказ. о подв. св.отц. С.233). Ибо чистота девственная, более всего уясняя в душе образ Божий, по благодати Божией, и лютых зверей заставляет благоговеть пред светлым образом Божиим в человеке. Об авве Аммонии рассказывают, что он до такой степени сохранял целомудренную стыдливость, что когда с учеником своим Феодором должен был на пути переправиться чрез реку, сперва велел ему отойти от себя, потом и один стыдился обнажить свое тело и, озабоченный сею мыслею, сам не чувствовал, как, перенесенный сверхъестественной силой, увидел себя уже на другом берегу реки (Прол. 26июня). Вот как св. отцы хранили чистоту! Хотя и никем не были видимы, однако же стыдились последующего за ними Ангела Хранителя и сияющего на них солнца, чтобы и им не показать наготы своей. 46. Св. Исаак Сириянин говорит: " Иноческое жительство - похвала Церкви " (в сл.63). " Свет инокам суть Ангелы, а свет всем мирским людям суть иноки " , - говорит св. Лествичник (Степ.26.С.116). Блж. Иероним: " Сословие монахов есть красота, прекраснейший цвет, драгоценнейший камень в украшении Церкви " (Epist. ad Marcellam). 47. По свидетельству блж. Августина (de moribus Eccl. C.34) и прп. Кассиана (Inst.I.X. с.22), египетские монахи, своими трудами снискивая себе пропитание, подавали и другим неимущим; часто целые барки, нагруженные съестными припасами, отправляли в Ливию и другие бесплодные страны, также в города - бедным, страждущим в темницах. Подобно сему делали в монастыре Феодосия Великого (Пролог. 29 мая. Лист.89 на об.). Во все времена многие монастыри были лучшим училищем благочестия и образования юношества в науках. В монастырях всегда находили себе мирное жилище и призрение недужные, бедные, не имеющие где преклонить главу, и странники - приют для успокоения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

10. Уроки из жизни святых, подающие утешение в перенесении болезней I. Один старец говорил: «Если овладеет тобою слабость тела, то не малодушествуй, ибо если Господь хочет, чтобы ты был слаб телом, то кто ты, что с огорчением принимаешь его? Не Сам ли Он за тебя печется обо всех? Ужели ты без Него живешь? Потому переноси терпеливо и проси Его, чтобы даровал тебе полезное, то есть, чего Он хочет, то и делай, и сиди с терпением, вкушая с любовью, что имеешь». (Pelag. 1. 8. с. 45.Rosw. pag. 591). II. Феодор, ученик Пахомия В., сильно страдал головою, и просил авву Пахомия, чтобы он своими молитвами облегчил его болезнь. Авва Пахомий говорил ему: «Ужели ты думаешь, сын мой, что кому-нибудь приключается болезнь или страдание без попущения Божия? Потому переноси болезнь и имей терпение в смирении. Когда Бог захочет, подаст тебе здравие; а если захочет дальше испытать тебя, будь благодарен, как Иов благословлял Бога, и получишь от Христа большое успокоение. Хорошо воздержание и пребывание в молитве; но недугущий получит большую награду, если пребудет великодушен и терпелив; и не надейся на лекарства больше, нежели на Бога, будто Он не может даровать здравие». (B. Ieronim in vita Pachom. Rosw.pag. 136). III. Св. Афанасий В., пришедши к св. Нифонту, лежавшему на смертном одре, и сев возле него, спросил его: «Отче! Есть ли какая польза человеку от болезни?». Св. Нифонт отвечал: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины; так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». (Чет.-Мин. 23 дек.). IV. Св. Лествичник говорит: «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий Господь видя, что кто-нибудь весьма ленив в подвигах, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством; а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов». («Леств.» сл. 26, § 66). V. Один брат в монастыре аввы Серида близ Газы в Палестине, когда впал в болезнь и не в силах был терпеть страдания, просил великого старца Варсонофия молиться за него и помочь ему. Св. Варсонофий говорил ему: «Возлюбленный о Господе! Будучи уверен в тебе, по духовной любви моей к тебе о Христе, открываю тебе тайны Божии. Ты знаешь и убежден в том, что я день и ночь молю Бога, да спасет Он нас от лукавого в Царствие Свое вечное. И когда, по обыкновению, я начал молить Бога о тебе, Он сказал мне: “Оставь, да испытаю его для пользы души его, и да откроется через телесное страдание, каково терпение его, и что он должен наследовать за мольбы и труды”». (Отв. 510).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть Свобода совести и сектантство в Российской Федерации Инновационные механизмы противодействия на законодательном уровне 28.06.2016 929 Время на чтение 25 минут Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели. Иоанн Лествичник «Лествица», сл.4, гл.6 По данным Минюста России, на территории Российской Федерации уже зарегистрировано в 2 раза больше религиозных организаций, чем в РСФСР - на 1 октября 2015 года их число в российском реестре составляет 27 978 религиозных организаций, из них централизованных - 565, многие из которых зарегистрированы еще в 1990-е годы. Причем их численность постоянно увеличивается. Например, «Адвентисты седьмого дня» (с 72 в 1992 году до 564, включая местные, в 2015 году), «Свидетели Иеговы» (с 44 в 1993 году до 407 в 2015-м), «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», иначе - мормоны (с 1 в 1992 году до 57), молокане (с 1 в 1992 году до 19), «Армия Спасения» (с 1 в 1992 году до 13), «Общество сознания Кришны» (с 23 в 1992 году до 79). В структуру централизованных религиозных организаций не входит 216 местных религиозных организаций (из 26 тысяч 342-х). См. доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год в «Российской газете» за 2016 год, После вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года 261 (См. Российские статистические ежегодники), олицетворяющего либерализацию законодательства в сфере религиозных объединений, в реестр зарегистрированных на территории Российской Федерации некоммерческих организаций внесены сведения о 703 религиозных организациях (в том числе о 199 религиозных организациях, действующих в Крымском федеральном округе), а также поступило 32 уведомления о начале деятельности религиозных групп.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/29/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010