Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

2 См.: Archimandrite Cherubim. Contemporary Ascetics of Mount Athos. Vol I, St. Herman of Alaska Brotherhood Press, 1991, pp. 16–20. 3 См.: «Жизнеописание в Бозе почившаго оптинского старца иеросхимонаха Амвросия» в 2 ч., М. 1900 г. Репринт – М., «Посад», 1992 г. 14 По Лествичнику, 1-й чин – жительство в уединении, или отшельничестве, 2-й – безмолствовать с одним или много – с двумя, 3-й терпеливо пребывать в общежитии (слово и, гл. 26). 15 См. Двенадцать сл. Пр. Симеона Н. Б. в русск. пер. издание Оптиной Пустыни слово 8-е, начало оглавления котораго такое: О том, что пастырю словеснаго стада Христова должно сперва разсмотреть и испытать внимательно самого себя, и проч. Впрочем здесь приводятся только мысли Пр. Симеона, а не буквальный текст речи. 17 См. Двенадцать слов Пр. Симеона Н. Б., издание Оптиной пустыни, слово 2-е, откуда тоже, как и выше приведена мысль, а не буквальный текст. 21 Двенадцать слов Пр. Симеона Н. Б. Издание Оптинс. 1869 г. слово 2, стр. 25, и выше стр. 24. – Вставочныя слова из подлинника. 27 27 В подлиннике здесь в скобках вставлено: если же иные здес иначе написали, т. е. будто бы Старец без особенной печали принял монастырь Нямец; то сделали это потому, что не знали хорошо происходившаго. Мне же (Митрофану), бывшему самовидцу всего этого, достоверно известно, что все было так, как я здесь говорю. 28 И говорит Старец к братиям так: если кто из вас имеет какую либо нужду душевную или телесную, и скорбит и ропщет, а ко мне не приходит и не открывает о сем, я за эту его скорбь не буду отвечать пред Богом. 31 В Славянском подлиннике эта статья поставлена в начале книги под таким заглавием: Предисловие от русскаго издателя. 32 Книга сия в рукописи была прислана от старца к митрополиту Гавриилу, с таковым в предисловии, собственноручным подписанием: «трудивыйся в преводе Святовознесенскаго Нямецкаго и Предтечева Секульскаго Молдовлахийских монастырей Архимандрит Паисий Величковский , родимец Полтавский». 33 Житие схимонаха Феодора было напечатано в Москве г., особою книжкою, составленною вкратце из более пространнаго рукописнаго жития его.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

" Святые Отцы Египетского Скита пророчески беседовали о последнем роде. Что сделали мы? - говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: Мы исполнили заповеди Божии. Спросили его: Что сделают те, которые будут после нас? Они, - сказал авва, - примут делание вполовину против нас. Еще спросили его: А что сделают те, которые будут после них? Авва Исхирион отвечал: Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших. 57 Еще преподобный Симеон Новый Богослов, в Х веке, пишет, что очень трудно найти человека, который способен преподать Слово Божие, что появилось много лжестарцев и лжеучителей, потому что люди не ищут истину. В его время по сравнению с прежними веками замечался упадок монашеской жизни, и выражался он в недостатке духоносных руководителей, которых стало гораздо меньше, чем несколько столетий назад. А преподобный Иоанн Лествичник пишет еще в VII веке: " Весьма развратился (в пер. прп. Паисия: " излукавствовался " ) нынешний век и весь стал преисполнен возношения и лицемерия: труды телесные, по примеру древних отцев наших, может быть, и показывает, но дарований их не сподобляется; хотя, думаю я, естество человеческое никогда так не требовало дарований, как ныне " (Сл. 26, гл. 52). А вот что пишет в предисловии к своей книге " Отцы-Святогорцы " столь чтимый о. Дориме- донтом афонский старец Паисий (Эзнепидис, f1994) о переменах, происходивших на Афоне буквально на его глазах: " Очень беспокоит меня совесть моя, что я, будучи новоначальным монахом, не составил подробных записей о жизни добродетельных отцов, которые подвизались на Афоне в недавнее время. Отцы того времени имели большую веру и простоту, и большинство из них было малограмотно, но, поскольку они имели смирение и подвижнический дух, их постоянно посещало Божественное просвещение, в то время как в наш век умножения знаний логика, к сожалению, поколебала самые основы веры в людях и наполнила души вопросами и сомне-ниями. Тогда же почти в каждом месте можно было услышать рассказы о чудесах, и это было совершенно естественно. Находясь в такой духовной атмосфере, я не мог представить себе, что пройдет немного времени и все изменится. Меня ни разу не посетила мысль записать для последующих поколений достопамятные события и чудеса " . 58

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

И лекарства он, соответственно болезни, употребляет разные. «Не всем одно бывает нужно: одному нужен остен, другому узда, тому епитимья, этому прощение, третьему обличение и увещание: у всякого своя страсть, свои навыки: с ними надобно согласовать и врачевательные приемы» (Преподобный Феодор Студит, 131 г, Добротолюбие. т. 4). «Одним нужно млеко, как младенствующим, а другим — твердая пища. Не всем, приходящим к послушанию, наставник говорит: путь сей узок и тесен ( Мф.7:14 ), и не каждому: иго сие благо и бремя легко» (Лествица, Слово к пастырю, 12 гл. 1 и 7, 2). «Укор крепку, а похвала расслабленному к добрым делам душу соделывает» (Илия Экдик) — и если смиренные подчиняются слову, то возгордившиеся покоряются смирением. «Что иногда бывает, — говорит преподобный Иоанн Лествичник,  врачевством для одного, то для другого отрава, а иногда одно и то же одному и тому же в одно время врачевство, и другое — отрава» (сл. 26, поуч. 25). Кроме того, всякая болезнь, всякая страсть, особенно обратившаяся в навык — устарелая, не поддается скорому лечению и много, кроме опыта, нужно иметь терпения и любви, чтобы искоренить ее. Она поддается лишь настоятельному, ровному и терпеливому лечению. И на тернистом пути духовного совершенствования, в деле постепенного и безостановочного возведения духовных чад по лестнице добродетели требуется большая бдительность со стороны старца. «Человек по грехопадении связан двоякого рода узами: а) делами житейскими, любовью к миру и всему видимому: б) втайне опутана и скована душа его оковами тьмы, связана духами злобы» (Святой Макарий Великий,  21, бес. 2-я). Постепенно разрешить послушника от этих двоякого рода уз и хочет старец. Педагогическими средствами для того, кроме слова и примера, служат особенно произвольные труды и лишения, которые к искушению и укреплению послушника налагаются старцем. О значении всякого рода скорбей, трудов и лишений, которые обнаруживают внутреннее состояние нашего сердца и служат к его созиданию и потому называются вообще искушениями, святой Григорий Палама говорит следующее: «Как растениям необходимо перезябнуть зимою, чтобы плод принести, так искупительные прискорбности необходимы для плодоносия духовного… Всякий ревнитель совершенства достигает его чрез подъятие произвольных и непроизвольных трудов и лишений, из коих одни совне находят, другие у себя дома устрояются. Но одни свои произвольные не так благотворны, как находящие совне не по нашей воле.  И любовь к Богу наиболее испытывается прискорбностью искушении непроизвольных. Произвольные лишения приготовляют душу к перенесению не произвольных, ибо привыкши при первых ни во что ставить неприятности житейские и славу, она легко  уже переносит и последние» (Добротолюбие, т. 5. стр. 295).

http://azbyka.ru/starchestvo

Современная жизнь только умножает проблемы, особенно если учесть, что большинство нынешних Российских монастырей - новооткрытые обители, неустроенные во всех отношениях. В них почти не встретишь инокинь, которые могли бы поделиться опытом своей аскетической жизни. Тем не менее, пастырское служение незаменимо, без него не будет полноценного монастыря. Хотя современные реалии таковы, что пастырь не всегда является желанным лицом в обители женской. Мы задались целью оказать хотя бы небольшую помощь таким пастырям, предостеречь их от тех ошибок, которые совершили сами. " Святой Иоанн Лествичник говорит, что некоторые, проходя по болотистым местам, увязли в грязи и, покрытые ею, поведали о том, как это случилось с ними, другим, которые тут проходили, для спасения их. За спасение ближних Всемогущий избавил из болота и тех, которые, попавши в него, предостерегли ближних от впадения в него " . 31 Мы хорошо представляем возможные последствия публикации данной статьи, но молчать не можем. Положение современных женских монастырей в России не только печально: оно бедственно. Хоть кто-нибудь должен об этом сказать! Исходя из того, что знаем, дальнейшее молчание почитаем греховным. Если об этом не говорить, перемен не настанет, все останется по-прежнему. Чтобы уврачевать недостатки, на них необходимо указать. Мы готовы ответить за свои слова перед кем бы то ни было. У тех, кого невольно обидели, испрашиваем прощения, а у тех, кому написанное принесло пользу, просим святых молитв. 20 . О Божественных тайнах и о духовной жизни. Ново-открытые тексты. М. 1998. Предисловие. С. 10-11. 21 . О Божественных тайнах и о духовной жизни. Ново-открытые тексты. С. 201 22. Там же. С. 205. 23. Там же. С. 208. 24 . Там же. С. 208. 25 . Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. М. 1993. С. 311-312. 26 . Лествица. Сл. 5. Гл. 41. 27. Творения свт. Игнатия. М. 1995. Т. IV. Письма к мирянам. Письмо 28. 28 . Публикация является частью эфира на радио " Радонеж " . Издательство им. свт1. Игнатия готовит1 более полную работу иеромонаха Сергия по данной теме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

Сего ради без терпения неможно обрести покоя». Покой же, как известно, по слову Божию ( Мф.11:29 ) дарует нам смирение; а оное рождается от разума; разум же рождается от искушений (Петр. Дамаск, сл. 10). Посему видно, что и Вы стоите на указанном Вам месте в строю духовного воинства; а подвигоположник есть Сам Христос Господь! Он чрез святое Свое слово, и чрез учение отцов наших духовных возбуждает нас к течению и противоборству бранем вражиим, и укрепляет Своею благодатию, и аще бы на всяк день и тысящу язв кто принял, не должно оставлять подвига; в чем св. Иоанн Лествичник очень утешительно ободряет в 26 слове о рассуждении: «неленостная душа воздвигает бесов на брань против себя; с умножением же брани умножаются и венцы. Неуязвляемый супостатами не получит никакого венца. А кто от случающихся падений не упадает духом, того восхвалят Ангели, как храброго воина». Итак не унывайте, но бодрствуйте, стойте, и заключайтесь в твердыне смирения, недоступного никаким татям, по слову св. Иоанна Лествичника ; и найдете успокоение после бури и волн, востающих на Вас, и отвне и отвнутрь. Молитесь и о мне, глаголющем и ничтоже благо творящем, да не в суд будут мне словеса сии не мои, но отеческие. При отправлении письма Вашего, Вы чувствовали нездоровье; каково-то оно в настоящее время? Примите мое усердное желание Вам здравия душевного и телесного; прося Вашего молитвенного соучастия, остаюсь смолитвенник Ваш, многогрешный И. М. 147 Не поскорбите на нескорый ответ на письмо Ваше, от 10 февраля писанное. Наставший пост, служба, занятия, немощи, к тому же и леность доселе отвлекли меня от беседы с Вами. Благодарение Господу, что чтение отеческих учений воскресило Вас из гроба уныния и лености; может быть и оные были попущены Вам к искусу и преуспеянию к духовной жизни. И кто сим искушен был, может и искушаемым помощи ( Евр.2:18 ), и невозможно пребыть в одном всегдашнем мирном устроении, даже и нет в этом пользы; пишет св. Исаак Сирин в 78 слове: «егда обращеши на пути твоем мир не изменен, тогда убойся», и проч., а далее, в сей же статье, упоминает о искушениях, дабы различать: не за гордость ли попущаемы бывают оные.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

45 …таинство Троицы… – Учение о Троице представляет собою первый догмат, установленный христианской церковью, суть его – утверждение триединства единосущного Бога – Отца, Сына и Святого Духа. 46 …великой эктенией… – Ектения – часть богослужения, состоящая из ряда молитвенных прошений. 47 …совокупно с ликом… – В данном случае «лик» означает собрание поющих в храме. 48 …на обоих крылосах… – Клирос (крылос) – место в храме, где располагаются певчие, хор; клиросы находятся перед иконостасом, в северной и южной частях церкви. 49 …возглашаются во всеуслышанье блаженства… – Речь идет об основных положениях Нагорной проповеди Христа («Блаженны…» и т. д.; см.: Мф.5:3-12 ); ниже Гоголь приводит их, сопровождая своими комментариями. 50 …хвалебные тропари… – Тропарь – одно из церковных песнопений. 51 …возрожденье, прозретое издали пророком Даниилом… – Даниил – ветхозаветный пророк эпохи вавилонского пленения (VI в. до н. э.); предсказал освобождение иудейского народа из плена, восстановление Иерусалима и храма, приход «Христа Великого», предание его смерти и новое разрушение «города и святилища» (см.: Дан.9:25-26 ). У Гоголя парафраз следующего места из Книги Пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к нему» ( Дан.7:13 ). 52 …на горнем месте… – Горнее место – сиденье в алтаре к востоку от престола, предназначенное для архиерея. 53 …лествицей…лестницей. 54 …не теми сердцами… – Здесь Гоголь пересказывает евангельскую притчу о сеятеле (см.: Матф., 13, 3-23). 55 …ово сто… – Ово (ц.-сл.) – либо, или. 56 …всяк верный… – исповедующий истинную веру. 57 …мужу мудру, строящему храмину не на песке, но на камени… – Гоголь напоминает заключительную часть Нагорной проповеди Христа: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф., 7, 24-27).

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Исаака, Варсонофия, Иоанна Лествичника, Дорофея, Петра Дамаскина , и у прочих. Последний пишет: «смиреномудрие есть порождение разума, а разум порождение искушений»; св. Исаак Сирин во многих словах много побуждает к терпению скорбей, о чем можете видеть из алфавитного указания; а я только скажу нам из 36 слова: «несть бо возможно инако како сотворити Богови ублагодетельствовану быти возжелавшему быти с Ним, разве точию навести нань искушению за истину.» и далее: «и от сего познавается, яко от Бога промышляем есть, егда пошлет ему присно печали.» Поэтому вы не забыты Богом, когда имеете скорби; но если вы оные переносите безропотно и со смирением, то они бывают удобоносимы и скоро проходят, а когда ж с ропотом и обвинением других, то тяжелее бывают; о чем пишет св. Исаак в 51-м сл. Я написал это к вашему укреплению: когда крест послан, то некуда деваться, не сбросишь его. Но входя в рассуждение описанных вами обстоятельств, коими наводятся вам скорби, сердечно о вас сожалею и принимая излияние чувств ваших скорбных, соучаствую в оных, и тем паче вижу тягость их, что не знаю, имеете ли вы там кого из сестер могущих с вами разделять скорбь оную и укреплять вас, или из духовных отцов кого либо?... 46 К той же. Начал было сам писать, но сил нет, диктую. Письмо ваше от 11 июля получил и вместе с сим просите о поминовении достопочтеннейшего архипастыря, в Бозе почившего Митрополита Григория, в сороковой день 25 и 26 числа отправить службу в вашем скиту. Мы и сами считаем долгом поминать сего великого архипастыря, бывшего некогда калужской паствы предстоятелем; и в тоже время как получили известие о его кончине, – поминаем о упокоении души его, как у нас в обители, так и в скиту, на проскомидии и чтении псалтыря. И теперь, исполняя и ваше желание, 25 числа сего месяца т.е. вчерашний день, в скиту служили о упокоении души его литургию, и после оной панихиду; а ныне в самый сороковой день будет панихида у нас по душе его; также и в монастыре исполняется поминовение. Я знаю, как для вас больно было лишиться любвеобильного архипастыря и отца, толикое время покровительствовавшего вас и утешавшего в скорбях советами и молитвами; но в судьбах всепремудрого промысла Божия предопределено было ему в настоящее время перейти от здешних скорбей и беспокойств к вечному успокоению.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010