Первые издатели проповедей – Комбефи и Гретсер – не говорят ничего определенною о личности Леонтия, причем второй из них прямо сознается в своем незнании 414 , первый же пишет следующее: «Многие видят в том Леонтии того же Леонтия Византийского ... Эпоха его обозначается императором Юстинианом. Сюид хвалит некоего Леонтия Византийца во время Зинона, тоже монаха. Может быть, он и был тем Леонтием, который из монаха сделался пресвитером Константинопольским» 415 . Это последнее мнение, конечно, не что иное, как просто догадка, никакой реальной почвы под собой не имеющая. И вообще, нужно сказать в заключение, что вопрос об авторстве проповедей при настоящем отсутствии бесспорных доказательств не может быть решен окончательно и должен оставаться открытым впредь до нахождения новых документов с более точными указаниями. В приложении к сочинениям Леонтия Византийского у Миня помещено: Leontii et Joannis Collectanea de rebus sacris. Liber secundus («Леонтия и Иоанна Сборник о священных предметах. Книга вторая») 416 . Первой книги здесь не хватает, и о ней не дается никаких сведений. Эта же вторая книга взята Минем у Мая из Scriptorum veterum nova collectio (T. 7). Данная книга разделяется на 2 части, из которых в первой по отдельным рубрикам сообщаются предметы содержания книги ( ο ττλοι των στοιχεων) со схолиями, в которых указываются пункты данного сочинения, имеющие сходство о» «Священными параллелями» ( Τ εpà παρλληλα) преп. Иоанна Дамаскина . Во второй части приводятся цитаты из Священного Писания , сочинений Свв. Отцов и различных философов, иногда со схолиями к ним. Первый и важный для нас вопрос относительно этого сочинения – вопрос о писателе его: кому оно принадлежит? Судя по надписи сочинения и по тому, что оно присоединено к трудам Леонтия Византийского , этого последнего и нужно считать участником в составлении данного сочинения. Издатели именно такою мнения и были 417 . Само сочинение по своему содержанию дает некоторые основания к такому признанию автором его Леонтия Византийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Христа, не перестанет и предостерегать нас от опасных заблуждений и уклонений от истины, от погибельного раскола с своей матерью – церковью. Поставим на обсуждение последний вопросы нельзя-ли считать Леонтия Виз. даже и в числе святых? На этот вопрос мы лично не видим препятствий ответит в утвердительном смысле. Как на авторитет в этом случае мы можем сослаться прежде всего на свидетельство наших богослужебных книг. В церковном году есть день, именно суббота недели сырной, когда св. церковью творится память всех «преподобных и богоносных отец в подвизе просиявших». В ряду множества имен, прославляемых в положенных на сей день церковных песнопениях, автором коих является св. Феодор Студит , церковь вспоминает и о нашем подвижнике Леонтии Виз. и поставляет его имя рядом с именем великого преемника его в служении богословской науке, – препод. Максима Исповедника . В одном из тропарей 4-й песни канона читаем следующее: «Леонтия пою глубину богословия, Максима же воспеваю пучину учений». Итак, учение Леонтия есть глубина богословия и имя его потому сопричисляется к преподобным и богоносным отцам! Но вмести с таким сопричислением возникает для нас и другой вопрос: под каким же числом месяцеслова святых мы должны поместить нашего Леонтия? Церковь восточная сохранила нам в числе святых, прославленных Богом, немало лиц с именем Леонтия, из которых кроме исторически-известных, как, напр, Леонтия Мученика 1346 , есть имена и неизвестных, исторически неустановленных личностей. Таково, напр, имя препод. Леонтия-философа, значащееся под 19 числом октября месяца. Наш отечественный агиолог архиеп. Сергий думает, что это и есть Леонтий Виз. «По всей вероятности, говорит он, это – есть Леонтий схоластик VII-ro века, после – инок в лавре св. Саввы, много писавший против еретиков» 1347 . С этой догадкой мы можем вполне согласиться, но с тою необходимой поправкой, конечно, что вопреки обычному для всех почти наших ученых исследователей смешению указанный Леонтий на самом деле есть Леонтий-писатель VI-ro века, по родине – схоластик Византийский, по жительству же – монах Иерусалимский, скончавшийся в Новой лавре св. Саввы Освященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Иоанна Дамаскина : . «Плоть Господа, не существующая сама по себе ( μ ποστ σа καθ’ αυτην) ни в один момент времени, является не ипостасью, но скорее воипостасным, ибо она субстанцировалась в ипостаси Бога Слова ( ν γρ τ ποστσει το Θεο Λγου πστη) " 2251 . Здесь выражение πστη ν «получить ипостасное существование в’ представлено как расширенное истолкование понятия воипостасного, подтверждением чему служит союз γρ «ибо». Преп. Иоанн Дамаскин в данном пассаже, очевидно, опирался либо на текст Леонтия, либо на иной текст, служивший источником и для Леонтия (срав. у Леонтия «некоторые, однако, говорят»). Об этом свидетельствует и аллюзия на то, что человечество Христа не существовало ни в один момент времени самостоятельно, и фраза о субстанцированности человечества в Логосе, а также один и тот же глагол ποστ ναι, хотя и употребленный в различных временах ( ποσται – πστη). Таким образом, можно без преувеличения сказать, что сам Иоанн Дамаскин интерпретирует слова Леонтия ποστναι ν, как νυπστατον. Это, в свою очередь, означает, что Леонтий параллельно с употреблением слова «воипостасное» в значении реально существующего понимает его так же, как существующее в чем-либо. Данная фраза, таким образом, вынуждает не согласиться с категоричными утверждениями Дейли, что идея во- ипостазирования плоти Христа в ипостаси Логоса не имеет ничего общего с Леонтием Византийским 2252 . К таким же выводам пришел в своей недавней статье Ричард Кросс (Richard Cross) 2253 . Тем более сложно согласиться с категоричностью утверждений Daley, если сомневаться в правомерности различения между Леонтием Византийским и Леонтием Иерусалимским . Лоофс отождествлял Леонтия Византийского и Леонтия Иерусалимского 2254 . Его выводам следовал целый ряд исследователей, в частности, В. Рюгамер, Ю. Юнглас, В, Грюмель. В 1944 году М. Ришар в своей статье Leonce de Jerusalem et Leonce de Byzance 2255 изложил доводы в пользу того, что Леонтий Византийский и Леонтий Иерусалимский – это два различных лица. Невзирая на эти доводы, некоторые исследователи по-прежнему продолжают отождествлять двух авторов 2256 . Нам же, по всей видимости, следует остановиться на том, что установить окончательное тождество или различие между двумя Леонтиями невозможно 2257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Святой Леонтий, почти неизвестный при жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская называлась «кафедрою Леонтия чудотворца»; при избрании новых епископов Ростову, летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия» такой-то епископ. С молитвой ростовцы прибегали к св. Леонтию. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (1190–1214). По благословению митрополита Феодора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/5 июня, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. Святой Леонтий — один из самых великих святителей земли Ростовской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик и на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. Святитель Леонтий стоит в ряду первых приемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля). Евфросиния Полоцкая, преподобная Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира († 1015; память 15/28 июля) и дочерью князя полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Любовь к книжному учению сочеталась у нее с усердной молитвой, внешняя красота — с целомудрием и глубокой сосредоточенностью. Слава о ее мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предиславы. Однако все предложения о браке она отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где ее тетя — игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича) — была настоятельницей. Несмотря на молодость и красоту Предиславы, игумения не испугалась возможного гнева ее родителей и, призвав священномонаха, повелела ему облечь молодую княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния. Узнав о том, родители горько плакали о ней как бы об умершей, но предоставили ее воле Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Чтобы оправдать свои преувеличенные заключения, Лоофс нагромождает гипотезу на гипотезу, от внешнего сходства и легких намеков, какие подвертываются ему под руку в различных исторических материалах, он сразу переходить к широким обобщениям и категорическим утверждениям. Ему хочется таким путем представить Леонтия крупным богословом-систематиком, давшим в своем обширном по объему сочинении свод апологетических аргументов против всех еретиков, волновавших Церковь не только в его, но и в раннейшее время. Ему хочется доказать сильное влияние Леонтия на императора Иустиниана, на все направление его церковно-религиозной политики, а отсюда и на весь ход церковной жизни на востоке. Он желает отстоять связь Леонтия с именитым полководцем Виталианом, этим ревностным защитником православия против монофиситов, а также и связь со скифскими монахами, тоже неустрашимыми борцами за религиозную истину. Все это, конечно, высоко поднимает авторитет Леонтия и значение его литературной деятельности. Но легко было, особенно под очарованием, поставить означенные тезисы, и не так легко оказалось доказать их документальными данными. Эти данные, не смотря на тщательные поиски их Лоофсом, свелись всего только к намекам, к упоминаниям, и больше к собственным домыслам и предположениям. Лоофс обнаружил при этом, нужно сознаться, много находчивости, остроумия и смелости. Начавши с одного слова (напр., « Λεντια» в гипотезе о Схолии, или « Λεντιος» в гипотезе о Леонтии, как скифском монахе и т. д.), он ухитряется развивать такие концепции, которые в конце концов оказываются беспочвенными. Petitio principii – это первородный грех , тяготеющий над всем построением Лоофса... Трагический конец Леонтия-оригениста плохо вяжется с намерением Лоофса окружить своего героя ореолом величия. Но изобретательность и здесь подсказала Лоофсу выход из неудобного положения: для Леонтия в этой принадлежности к оригенистам, передовым людям своего времени, нет ничего компрометирующего, а для нас, (для Лоофса в данном случае), в этом факте дается историей объяснение того недоразумения, почему Леонтий не упоминается и не цитируется ни современными ему, ни большинством позднейших историков и писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Во второй половине VIII века мы встречаемся со свидетельством о Леонтии святого Иоанна Дамаскина . Мы имели уже случай заметить, что между обоими этими писателями наблюдается тесная литературная связь, и эта связь при более глубоком изучении оказывается не только идейной, но даже вербальной. Язык, стиль, терминология и аргументация, все это в сочинениях И. Дамаскина настолько сильно напоминает Леонтия Виз., что становится по многим местам затруднительным провести черту различия между этими обоими писателями. Так все главное сочинение Дамаскина: «Источник знания» ( Πηγ γνσεως) с его разделением на три части: «Философские главы», «О ересях» и «Точное изложение православной веры» 386 очень родственны по внутреннему содержанию и по внешнему изложению соответствующим местам из трудов Леонтия Виз. Но вот здесь мы встречаемся и с прямою ссылкой Дамаскина на Леонтия: «итак, здесь естество Слова он (Кирилл Александ. в формуле: μα φσις...) употребил вместо естества. Ибо если бы он принял естество за ипостась, то не неуместно было бы сказать это и не прибавляя слова: воплотившееся, ибо, говоря просто об Ипостаси Бога Слова, мы не погрешаем. Подобным образом и Леонтий Виз. понял изречение в отношении к естеству, а не в смысле ипостаси 387 . В сочинении Леонтия «De sectis» мы, и действительно, находим это воспроизведенное Дамаскиным место 388 . Еще более подробное в том же духе истолкование формулы: μα φσις дано Леонтием в сочинениях: «Contra Monophys.» и «Capita 30» 389 . Особенно же яркое сходство между Леонтием и Дамаскиным наблюдается при сравнении сочинений « γχειρδιον» и «Contra Iacovitas» Дамаскина со всеми сочинениями Леонтия вообще. Здесь усматривается согласие обоих авторов во множестве мыслей и выражений, так что факт пользования Леонтием со стороны Дамаскина становится непререкаемым 390 . Этот несомненный факт литературной связи между И. Дамаскиным и Леонтием Виз. и очевидной зависимости первого от последнего для нас представляет темь большую важность и значение, что И. Дамаскин занимает совершенно исключительное место среди богословов-христологов, как давший первое и образцовое изложение христианских догматов с философским их обоснованием. Если такой писатель и церковный авторитет цитирует Леонтия и широко утилизирует произведения его мысли и пера, то значить и сам Леонтий был не без известным автором, теме более не был в пренебрежении у богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Никто из них не вдается в детальное обсуждение, но все используют имя свт. Кирилла в качестве ярлыка для христологии Леонтия. Недавно Линч приводил аргументы в пользу того, чтобы рассматривать Леонтия как «кирилловца» 1997 . Он отверг попытку Эванса представить Леонтия как оригениста в традиции Евагрия и, исходя из этого, без достаточных оснований пришел к выводу, что Леонтий «очевидным образом относится к лагерю Кирилла». Линч основывает свою интерпретацию христологии Леонтия как кирилловской на том, что и Леонтий, и Кирилл были в оппозиции к Феодору Мопсуестийскому, что некоторые выражения присутствуют как у Леонтия, так и у Кирилла, а также на том факте, что «для сторонника Кирилла душа Христа возникла одновременно с телом в момент Воплощения» 1998 . Однако этих доводов, даже вместе взятых, недостаточно для того, чтобы продемонстрировать, что Леонтий был кирилловцем. Последнее соображение является убедительным аргументом против утверждения, что Леонтий был оригенистом, но в нем нет ничего специфически кирилловского. Главная черта христологии свт. Кирилла заключается не в том, что Слово восприняло человеческое тело и человеческую душу одновременно в момент Воплощения, как утверждает Линч. Основное ударение Кирилл делает на том, что Слово было соединено с человечеством καθ’ πστασιν «по ипостаси» (иными словами, «чтобы составить одну ипостась», так что после соединения две природы Христа могут быть различаемы только мысленно), или что Слово и плоть составляют νωσις φυσικ «природное единство» или νωσις κατ φσιν «единство по природе», и что поэтому во Христе мы имеем μα φσις (или πστασις) το θεο Λγου σεσαρκωμνη «одну Воплощенную природу (или ипостась) Бога Слова». Между христологической формулой свт. Кирилла и позицией, занятой Леонтием, например, в Тридцати главах, бездна различий. Поэтому когда Леонтий подчеркивает, что Христос – одна ипостась и что соединение Слова с человечеством происходит по Его собственной инициативе, он делает это в контексте строго дифизитской, а не александрийской или кирилловской христологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Кн. 22 (далее – Ананий Фёдоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале. – Ред.). Суздаль по летописям видим уже в 1024 г. (Собр. л. 5, 135. 7, 328. 329; Никон. л. 1, 130). 868 Собр. л. 4, 102. 6, 128. 9, 14. Прежде свт. Леонтия в Ростове «Феодор, Феогност, Феодор, Иларион, Феогност, Феодор». По житиям свв. Леонтия и Аврамия, после Феодора занимал кафедру в Ростове не Феогност, а Иларион. То же по известию о сгоревшей первой Ростовской церкви: «а служило у той церкви епископов 7: 1 епи­скоп Феодор, 2 епископ Иларион, 3 епископ Леонтий чудотворец»... и пр. ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской церкви. Т. 2). Не приходил ли Феогност в Ростов со случайным поручением правительства? 869 Востоков А. Описание рукописей Румянцевского музеума. 156, 160. Рас­пространенное житие свт. Леонтия см.: Православный собеседник. 1858. 1. 871 В житии свт. Леонтия «тот был первый епископ Ростову Феодор. И крести Ростовскую землю и Суздальскую и церковь в Ростове во имя Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии и устрои ю чудну вельми и – много поучив я вере христианстей; но не можаше их уверити до конца, искони злому их неверствию укоренившуся. И изгнан бысть от них. Се же слыша патриарх (?), яко Феодор епископ многи люди крести, но не можаше их привести до конца в познание истинного Бога, но изгнан быв избежа от них; патриарх же паки вскоре избра от своего клироса Лариона именем. Краткое житие свт. Леонтия: бывшие там прежде него (Леонтия) епископы Феодор и Иларион удалились оттуда, не терпя неверия и гонения от народа. 873 Ананий Фёдоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале. Здесь документами доказано, что в честь свт. Феодора епископа строились храмы и память его праздновалась 8 июня. Служба ему и святителю Иоанну написана была иноком Григори­ем, описавшим и жизнь прп. Евфимия, в конце XV в. У Анании показаны и чудеса святите­ля. Служба ему в ркп. XVII в. (у Толстого 2 1911). Ср. Владимирский. сборник, стр. 165. В одном списке святцев сказано: «преставился в л.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закоренелые язычники взволновались, их неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт соборный испугался, но святитель был покоен и укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не сделают нам». Святой епископ Леонтий облачился в святительские одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед грозившей смертью остановили возбужденную толпу, а исполненное благодати его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли святое крещение. С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», — говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спасителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением Православия в местах прежнего идолослужения. Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками по указанию волхвов. Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, — сказано в его житии Никоном летописцем, — покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Уцелевшее на стене фресковое изображение св. Леонтия осталось в том же виде и даже не потребовало поновления: так хорошо сохранилась живопись. Противоположная же сторона, хотя и была украшена такою же живописью, но вследствие небрежного обращения рабочих, которые, по желанию причта собора, намеревались было заложить эту часть каменной стеной, живопись эта не могла быть сохранена и, снятая на кальку, она воспроизведена вновь художником Софоновым, исполнившим подобного рода живопись во Владимирском и Московском Благовещенском соборах. Ниша над этою живописью       несколько разнится от ниши над гробом св. Леонтия. Судя по изображению св. Игнатия и тропарю этому угоднику, тут, вероятно, прежде стояла его рака, перенесенная при перестройке придела на другую сторону собора. Иконостас в приделе сделан так, как он был первоначально и в главном алтаре собора, каменный; царские врата скопированы с древних царских врат Введенской церкви города Переяславля-Залесского; лампады у местных образов есть копии с таких же находящихся в музее Белой Палаты, а священные изображения на алтарной стене взяты с знаменитых кремлевских церквей, построенных митрополитом Ионою Сысоевичем. Реставрацию придела св. Леонтия нельзя, однако, считать законченною. Пробитые Иоасафом Лазаревичем окна нарушают общую гармонию и являются контрастом с остальными деталями древнего зодчества; оставленная же на верхних частях стен придела масляная живопись, работы 1841 года, совершенно не соответствует остаткам восстановленной фресковой живописи, покрывавшей некогда стены собора. Главным распорядителем всех работ по реставрации придела святого Леонтия был строитель княжих теремов член-корреспондент московского археологического Общества И.А. Шляков, работавший неустанно в течение целого года. Во время производства работ в приделе св. Леонтия, 4-го июня, Ростов удостоился посещения великого князя Владимира Александровича. Обозревая возобновляемый комиссию древний храм св. Леонтия и осмотрев с полным вниманием каменный престол, старинную живопись над гробницей святителя и остатки других памятников священной старины в приделе, его высочество изволил высказать: «Мало таких древних памятников на Руси!».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010