А.А. Половцов Леонтий (Лебединский), митрополит Московский Леонтий (в миру Иван Алексеевич Лебединский) – митрополит Московский; род. 22 января 1822 г., умер 1-го августа 1893 г. Сын священника села Новой Калитвы, Острогожского уезда, Воронежской епархии, начальное образование получил в Павловском духовном училище, а среднее в Воронежской духовной семинарии, в которой кончил курс с отличным успехом в 1843 году. В этом году на публичном экзамене в семинарии присутствовал Воронежский архиепископ Антоний; он так был растроган воодушевленною речью даровитого воспитанника семинарии Ивана Лебединского, что с особенным чувством благословил его и, возложив руки на голову оратора, заметно для всех, присутствовавших на экзамене, прочитал какую-то молитву. Этот знаменательный факт был предуказанием будущего высокого назначения молодого воспитанника семинарии. В этом же году Лебединский поступил в С.-Петербургскую духовную академию в число студентов XVII курса. В 1847 году молодой студент перед самым окончанием академического курса постригся в монашество с именем Леонтия, 8-го июня был рукоположен в иеродиакона, а 18-го июля – в сан иеромонаха. Сейчас же по окончании курса в академии молодой инок назначен был профессором и помощником ректора С.-Петербургской духовной семинарии, а затем в том же 1847 году инспектором и профессором богословия Киевской духовной семинарии, где и прослужил по 1852 г., когда был переведен инспектором в Киевскую духовную академию со званием экстраординарного профессора и 15 февраля 1853 г. возведен в сан архимандрита. В 1856 г. архимандрит Леонтий был назначен ректором Владимирской семинарии, в 1857 г. перемещен на ту же должность в Новгородскую семинарию, а с 17 мая 1859 г. до 5 марта 1860 г. был ректором С.-Петербургской семинарии, будучи в то же время членом конференции духовной академии и внешнего академического правления. И в академии, и в семинариях он оставил по себе наилучшие воспоминания как о талантливом наставнике, так и добром и авторитетном начальнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Лебединский Иван Алексеевич; 22.01.1822, слобода Нов. Калитва Острогожского у. Воронежской губ.- 1.08.1893, с. Черкизово близ Москвы), митр. Московский и Коломенский. Род. в бедной потомственной священнической семье, имел 6 братьев и сестер. Дед митрополита прот. Даниил Иванович Лебединский († 1831) построил 3-престольный каменный Троицкий храм в слободе (1818; разрушен в 1936). Отец митрополита свящ. Алексий Даниилович Лебединский (1780-1838) по окончании Воронежской ДС женился на Марии Васильевне, в 1827 г. сменил своего отца на должности настоятеля. Младший брат архиерея Василий (1829-1912), став священником и благочинным, выстроил Троицкий храм (1862-1869; не сохр.) в с. Козловке Бобровского у. В эту церковь Л. передал древний образ Божией Матери «Знамение». Сестра Анна (1821-1888) стала женой прот. Иоанна Федоровича Поповского (1820-1897), клирика Троицкого храма Нов. Калитвы, племянника А. Д. Граникова, проф. КДА. Позже на средства Л. и прот. Иоанна в Нов. Калитве был построен кладбищенский храм во имя свт. Леонтия Ростовского (освящен в 1881; разрушен в 30-х гг. XX в.). Лебединский с детства отличался трудолюбием и рассудительностью, в 8 лет выучился читать и писать. Впосл. вспоминал, что для деда прот. Даниила «часто читал... богослужебные книги, которые он выслушивал, лежа... на одре по болезни и исправляя мои ошибки по памяти» (Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 1). После непродолжительного домашнего воспитания в окт. 1832 г. Лебединский был отдан во 2-й класс Павловского приходского 2-классного ДУ, в 1833 г. переведен в Воронежское ДУ, окончил начальное образование в 1836-1837 гг. в обновленном Павловском уездном ДУ, где служил учителем, а затем смотрителем его старший брат Даниил (1815-1871). Он оказывал Лебединскому финансовую и др. помощь. Позже при непосредственном участии Л. в Павловском уч-ще устроили домовую ц. во имя святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова (1882-1884), в к-рую архиерей пожертвовал иконостас.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

I. Посреди монастыря каменная соборная церковь во имя Пресвятой Троицы. Она сооружена Государем и Великим Князем Василием Иоанновичем в 1530 году. В настоящее время иконостас в ней и царские двери столярной работы в три яруса; колонны, рамы, карнизы и прочие вещи в иконостасе – резные – поставлены в 1784-м году, при архимандрите Иосифе Быкове, и вызолочены на полимент червонным золотом в 1801 году мастером московским купцом Иваном Хрипуновым при архимандрите Павле Предтеченском. 1 Иконы в иконостасе древнего письма; но украшение их состоит только в том, что венцы на священных изображениях серебряные. Храмовая икона Живоначальныя Троицы – образ древний; на нём три венца с коронами и цатами серебряные, вызолочены, на коронах 10-ть камней разноцветных простых; нижнее и верхнее поля обложены серебром басемным с позолотою. Поверх образа в клеймах Богоявление Господне. Святый престол обложен серебряным листом с чеканными изображениями – Вечери Господней, положения Спасителя во гроб, Успения Божией Матери и Воскресения Христова. Одеяние сие устроено коллежским асессором Демидом Мещаниновым в 1801 году. Клиросы и место настоятельское – новые, резные, 2 устроены переславскими 2-й гильдии купчихами, почётными гражданками, девицами Варварою и Татьяною Васильевными Гладковыми в 1859 году при архимандрите Платоне (Троепольском). Церковь расписана стенным писанием в 1668 году, при архимандрите Григории Неронове. Предметы для картин живописи взяты большею частию из Апокалипсиса. Двери западные и южные – железные, 3 устроены купчихами девицами Гладковыми в 1858 году при архимандрите Платоне (Троепольском). Глава и верх церкви покрыты листовым железом в 1805 году при архимандрите Модесте. На северной стороне летней церкви находится каменный придел во имя преподобного Даниила. Придел сей сооружён в 1660 году, вскоре после открытия мощей преподобного Даниила с благословения патриарха Никона , при архимандрите Никите. Иконостас в нём столярной работы, вызолочен на полимент усердием купеческой жены Агафьи Васильевны Крестовниковой в 1811 году; святые иконы писаны из усердия переславским мещанином Иваном Мельниковым; в 1813 году придел сей снова весь был возобновлён и освящён архимандритом Иосифом Величковским; в 1835 году устроен в нём чугунный пол усердием доброхотных дателей; в 1856 году, при архимандрите Платоне Фивейском , особенно усердием вкладчиц девиц Гладковых и некоторых других сделана живопись, 4 изображающая некоторые события из жизни преподобного, и их же усердием придел сделан тёплым и устроены, при архимандрите Леонтие (Лебединском), в нём под полом духовые трубы, 5 в 1805 году при архимандрите Модесте покрыт вновь железом. Из предметов, особенно замечательных, обращают на себя внимание – икона преподобного Даниила и Тихвинской Божией Матери, и рака с мощами преподобного Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

А.А. Половцов Полуботок, Павел Леонтьевич Полуботок , Павел Леонтьевич, черниговский полковник и наказной гетман Малороссийский; сын Леонтия Артемьевича Полуботка, родился около 1660 года и около 1680 года женился на племяннице гетмана Самойловича, дочери Лебединского священника и сестре Гадяцкого полковника Михаила Самойловича – Евфимии Васильевне Самойлович. Благодаря этому браку, отец его, а также и он сам стали близкими людьми к гетману. Но с низложением Самойловича П. вместе с отцом попал в немилость у Мазепы, чему особенно способствовал случай, происшедший в Москве между П. и Михаилом Самойловичем (о нем см. Леонтий П.): П. был взят вместе с отцом под стражу, но вскоре освобожден. Тем не менее, Мазепа, лишив отца его переяславского полковничества, не давал никакого уряда и П.: последний до самого 1705 года числился лишь «знатным товарищем» Черниговского полка и занимался хозяйством, скупая в свои руки разные земли и селя на них людей. Но когда, за смертью черниговского полковника Ефима Лизогуба (1705 г.), уряд этот остался свободным, Мазепа заместил его по неизвестной причине Полуботком. Тем не менее, и здесь П. остается совершенно незаметным человеком и лишь в измену Мазепы он выступает, как историческая личность. 6-го ноября 1708 года П. явился на раду, созванную, по приказу царя, для избрания гетмана, в Глухове, куда собрались и остальные, оставшиеся верными царю полковники. Из десяти полковников верными остались лишь четверо, и, по свидетельству Ригельмана, лично знавшего современников П., последний являлся едва ли не первым кандидатом на гетманскую булаву. Среди товарищей он выделялся по своему уму: современники отзываются о нем, вообще, как об умном, но упрямом человеке. Однако, Петр I, находившийся на раде, отнесся с недоверием к П., указав на его хитрость, и, благодаря принятым мерам, выбор пал на Скоропадского, человека безличного и неспособного ни на какие новые замыслы, т. е. такого, какого в данное время царь и находил нужным поставить гетманом. П. понимал свое выгодное положение, основанное на том, что он остался верен царю и, подобно Кочубеям, которые сумели воспользоваться в это же время казнью их отца, выпросил у царя, тут же в Глухове, новые местности, тогда как другие лишь просили подтверждения старых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Леонтий (Лебединский Иван Алексеевич), митр. Московский Родился 22 января 1822 года в семье священника с. Новой Калиты, Острогожского уезда, Воронежской епархии. Начальное образование получил в Павловском духовном училище, а среднее в Воронежской духовной семинарии, в которой кончил курс с отличным успехом в 1843 г. В этом же году на публичном экзамене в семинарии присутствовал Воронежский архиепископ Антоний (Смирницкий) ; он так был растроган воодушевленной речью даровитого воспитанника Ивана Лебединского, что с особенным чувством благословил его и, возложив руки на голову оратора, заметно для всех присутствовавших на экзамене, прочитал какую-то молитву. Этот знаменательный факт был предуказанием будущего высокого назначения молодого воспитанника семинарии. Осенью 1843 года он поступил в СПБ духовную академию. 17 мая 1847 года пострижен в монашество, 8 июня – рукоположен во иеродиакона, а 18 июля – во иеромонаха. По окончании академии со степенью магистра богословия в этом же году назначен профессором и помощником ректора СПБ духовной семинарии, а затем в том же 1847 году – профессором богословия Киевской духовной семинарии. С 20 марта 1851 г. – инспектор той же семинарии. С 26 янв.1853 г. – ректор Киевской духовной академии. 15 февр. 1853 г. возведен в сан архимандрита. С 30 мая 1856 г. – ректор Владимирской духовной семинарии. С 9 июня 1857 г. – ректор Новгородской духовной семинарии, и настоятель Новгородского Антониева монастыря. С 17 мая 1859 г. – ректор СПБ духовной семинарии, будучи в то же время членом конференции духовной академии и внешнего академического правления. 13 марта 1860 г. хиротонисан во епископа Ревельского, вик. СПБ митрополии. В августе следующего 1861 года Преосвященный Леонтий послан был Св. Синодом на освящение новосозданного трудами известного протоиерея Иосифа Васильева в Париже храма во имя Александра Невского, которое совершено было им 30-го августа с большой торжественностью. Произнесенное при сем случае Преосвященным Леонтием слово было переведено на французский язык и напечатано.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНАЯ БЕСЕДА» еженедельный ж., издававшийся в 1858-1876 гг. в С.-Петербурге. Основан Новгородским и С.-Петербургским митр. Григорием (Постниковым) . В 1858-1862 гг. (до 20) выходил при СПбДС под редакцией ее ректоров архим. Нектария (Надеждина ; впосл. архиепископ Харьковский) (1858-1859), архим. Леонтия (Лебединского ; впосл. митрополит Московский) (1859-1860), архим. Платона (Троепольского; впосл. епископ Томский) (1860-1862). Помощником редактора все эти годы был М. В. Шавров . С 21 за 1862 г. издателем и редактором стал прот. Иоанн Яхонтов . Ежегодно выходили 52 номера, объединенные в 1858-1859 гг. в 4 тома, в 1860-1864 гг.- в 2-3 тома (всего в 1858-1864 вышли 22 тома с общей нумерацией, тома 1-4 в 1859 вышли 2-м изданием), в 1865-1876 гг.- в 2 тома. В «Д. б.» печатались «статьи по всем отраслям духовной науки и жизни», написанные доступным языком. «Особенное же внимание… обращено на христианскую педагогику, катехетику и дидактику» («Объявление редактора» (1862. 42)). В 1858-1859 гг. регулярно велась офиц. рубрика «Церковные сведения», в к-рой впервые в церковной периодике стали публиковаться офиц. документы духовного ведомства. Здесь также помещались рецензии на новые книги и статьи из духовных и светских журналов. В 1860-1875 гг. офиц. раздел был расширен и составил «Церковную летопись «Духовной беседы»», к-рая в 1860-1862 и 1865-1875 гг. выходила с отдельной пагинацией и снабжалась своим титульным листом, т. е. фактически была приложением к журналу. В 1860-1862 гг. она содержала 4 раздела: «Внутренние известия (Начальственные распоряжения по ведомству православного исповедания)», «Известия с Востока», «Известия с Запада» и «Библиографические сведения». По программе прот. И. Яхонтова разделов стало 5: офиц., местный (известия по Новгородско-С.-Петербургской митрополии, а также о рус. зарубежных храмах, находившихся в ведении С.-Петербургской консистории), сведения о современном состоянии инославных христ. обществ и вероисповеданий, библиографический и смесь.

http://pravenc.ru/text/ Духовная беседа ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕБЕДИНСКИЙ ДАНИИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Даниил Алексеевич Лебединский ( 1815 - 1871 ), преподаватель и смотритель Бирюченского духовного училища Родился в 1815 году в селе Новая Калитва Острогожского уезда Воронежской губернии в семье священника Алексия Лебединского . Родной брат митрополита Московского Леонтия , прот. Василия и Анны (Поповской) Лебединских. После смерти отца стал опорой семьи. В 1837 году окончил Воронежскую духовную семинарию по I разряду. 15 июля того же года был направлен в уездное отделение Павловского духовного училища . В разные годы преподавал катехизис, священную историю, русскую историю, арифметику, латынь и греческий, нотное пение, географию, в том числе и у своего младшего брата Ивана, будущего митрополита Московского Леонтия. Он " для меньшего своего брата был учителем и руководителем, помогал ему в денежном отношении и школьных занятиях, развил в нём стремление к высокой духовной жизни " . Сумел многого достичь на избранном поприще. Преподаватели училища о нем отзывались как об учителе " выдающемся " . Родители учеников называли Даниила Алексеевича " отцом " и " благодетелем " и относились к нему с большим уважением. Лебединский, видимо, был строгим учителем. Считал, что " без ослабного наблюдения за прилежанием учеников, и в особенности, за их поведением, и без взысканий, соответствующих важности их проступков, успехи учеников слабеют, шалости умножаются, поведение обращается в своеволие, покорность и почтение к наставникам умаляются " . Педагог был искренне убежден, что " даже и малое послабление ученикам влечет нравственную порчу детей " . За время педагогической деятельности четыре раза исполнял должность инспектора . 1 февраля 1849 года правлением Киевской духовной академии был назначен инспектором Павловского духовного училища с оставлением на прежней учительской должности.

http://drevo-info.ru/articles/20827.html

Кременчуг. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты В 1801-1803 гг. на месте нынешнего торгово-развлекательного комплекса " Европа " (бывший " Дом Офицеров " ) была выстроена каменная одноглавая, в одной связи с колокольней, Спасо-Преображенская церковь, освященная 4 сентября 1803 года по благословению епископа Малороссийского и Переясловского С. Лебединского. Трехъярусные резные золочёные иконостасы изготовляются только в 1866 году на пожертвования богатых прихожан. В центральном иконостасе располагались самые дорогие иконы в богатых серебряных ризах, украшенные поделочными и драгоценными камнями. Среди церковных книг древнейшим было евангелие, отпечатанное в Москве в 1701 году. Достойным украшением его стал богатый серебряный с позолотой оклад, на лицевой стороне которого помещалось пять больших эмалевых овалов с изображением евангелистов и Казанской Богоматери. Престолов в храме было три: главный во имя Преображения Господня, в приделах: Казанские иконы Божьей Матери и Рождества Иоанна Предтечи. В 1837 г. в Спасо-Преображенском соборе крестился П. Житецкий, ставший позднее известным филологом, первым историком украинского литературного языка. Его отец был священником Спасо-Преображенской церкви, их дом находился рядом с церковной усадьбой. Позднее, после смерти священника, у его наследников дом собиралось купить Кременчугское уездное земство для расположения в нём уездной управы. Но сделка не состоялась, а земство выстроило для своих нужд новый дом по Училищной улице (этот дом сохранился до наших дней, находится за гостиницей «Кремень»). После революции церковь закрывают и в середине 30-х г.г. разбирают. Кирпич используют для устройства парапета вокруг сквера МЮДа, а строительный мусор - для засыпки болота на Сенной площади. Судьба драгоценных книг и икон неизвестна. Причт: протоиер. Алексей Федор. Клепачевский (Елин. у. с. д.), священники: Матвей Платон. Якубовский (Докторская улица, собственный дом) и Георг. Семен. Кривусев; диаконы: Кондр. Онимфоров. Ильяшевич и Митроф. Федор. Касьяненко, псаломщики: Федор. Леонт. Мариниченко (все в церковном доме по Екатерининской улице), староста купец Александр Феодос. Золотарев.

http://sobory.ru/article/?object=40111

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХ ХРИСТИАНИНА» ежемесячный духовно-лит. ж., издававшийся в С.-Петербурге с сент. 1861 по сент. 1865 г. группой молодых священников под рук. свящ. А. В. Гумилевского . Первоначально в качестве редакторов-издателей совместно выступали священники А. Гумилевский, И. Г. Заркевич (впосл. епископ Новомиргородский Николай ), сщмч. Иоанн Флёров и Д. И. Флоринский . Журнал пользовался поддержкой Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского митр. Исидора (Никольского) и Ревельского еп. Леонтия (Лебединского) . Редакция располагалась в Гостином дворе, в лавке книготорговца Н. Г. Овсянникова, с 1863 г.- на квартире Флоринского при Петропавловском соборе, в 1865 г.- на прежнем месте. По мнению редакторов, «возникла потребность создать новое повременное духовное издание, в котором вопросы веры и христианской жизни решались бы сколь возможно ближе и приспособительнее к нравственно-религиозному состоянию нашего общества». Предполагалось «раскрыть общедоступным языком дух христианства, во всех видоизменениях жизни - церковной, умственной, нравственной и общественной». Журнал был ориентирован на священников и преподавателей СПбДА, редакция активно побуждала духовенство к сотрудничеству, написанию статей, обещая в случае необходимости анонимность. Однако заметки, присланные прот. прав. Иоанном Кронштадтским , не были опубликованы. В 1-й год в основном были напечатаны труды редакторов и близких к ним лиц - протоиереев В. Г. Певцова , В. П. Полисадова , И. В. Толмачёва , свящ. К. Т. Никольского , свящ. Г. С. Полесского , П. И. Шалфеева , переводы прот. Г. П. Павского из ВЗ и др. С журналом также сотрудничали архим. Никанор (Бровкович ; впосл. епископ Херсонский), протоиереи В. Н. Амфитеатров , М. Я. Морошкин , свящ. И. С. Беллюстин , А. П. Лебедев , И. Ф. Нильский , И. Т. Осинин . Журнал имел своих корреспондентов в Великобритании, Дании, Швеции. В «Д. х.» имелось 3 раздела: научно-лит., критико-библиографический и смесь.

http://pravenc.ru/text/ Дух христианина ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 КИПРИАН Григорьевич Анников (1875-1937), мч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИРИЛЛ (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб.,в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых,в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, ) КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 1858- сер. 30-х гг. ХХ в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола КОНСТАНТИН Александрович Богословский (1871 - 1937), прот., сщмч. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИН Алексеевич Голубев (1852 - 1918), прот., сщмч. (пам. 19 сент., 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых) КОНСТАНТИН (Дьяков Константин Григорьевич; 21.05.1871 - 10.11.1937), митр. Киевский и экзарх Украины, сщмч. (пам. 28 окт., в Соборе Киевских святых и Соборе святых Слободского края) КОНСТАНТИН Григорьевич Широкинский (1871 - 1918), свящ., сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121838_16.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010