Первое объединяло его с Победоносцевым, второе разделяло. Антоний понимал, что преследуемая им цель — восстановление патриаршества при этом обер–прокуроре была недостижима, но приветствовал церковную политику Победоносцева в той мере, в какой она была направлена на подчинение иерархии и духовенства, ибо эту неограниченную власть над Церковью должен унаследовать будущий патриарх. В обер–прокурорстве Победоносцева Антоний видел период подготовки к восстановлению патриаршества и «русского клерикализма». Он выступал за неограниченный авторитет епископов и полноту их власти над приходским духовенством. Но ведь и Победоносцев ограничивал эту власть лишь постольку, поскольку того требовало централизованное церковное управление. Учитывая все это, Антоний сознательно поддерживал Победоносцева и его преемника В. К. Саблера  . Дух национального православия, который принес с собой в 80–х гг. Победоносцев и который определил лицо эпохи Александра III, для человека такого склада, как архиепископ Никанор Бровкович, был шокирующим новшеством (см. § 7), а для митрополита Филарета Дроздова — чем–то уже совершенно чуждым. Антонию же это направление нисколько не мешало. Вряд ли при Александре III какой–либо ведомственный начальник был так самостоятелен, как Победоносцев в делах Церкви. Постоянные перемещения епископов через каждые два–три года должны были воспрепятствовать сближению низшего духовенства и паствы с архиереями, а также появлению в среде иерархии людей популярных или опытных церковных политиков. Победоносцев делал митрополитами и членами Святейшего Синода людей незначительных, которых сам не ценил, например, Московских митрополитов Леонтия Лебединского (1891–1893) и Сергия Ляпидевского (1893–1898)  . Предшественника Леонтия, митрополита Иоанникия Руднева (1882–1891), обер–прокурор перевел в Киев, где влияние архиерея со слишком независимыми суждениями было не столь заметно. Но, будучи старшим среди трех митрополитов — Московскую кафедру занимал тогда Владимир Богоявленский (1898–1912), а Петербургскую — Антоний Вадковский (1898–1912), — Иоанникий с 25 декабря 1898 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Письмо от ноября 1905 г., в: Антоний Храповицкий, митр. Сборник избранных сочинений (1936). С. 285 (у Глинского [см. прим. 455] — в отрывках [стр. 32]). Также: Никон Рклицкий. Жизнеописание. 2. С. 43–45 (здесь и о церковно–политических взглядах Антония); автор этой биографии находит эпоху Победоносцева, как и вообще консервативную политику того времени, совершенно правильной и замечательной. 712 О миссионерской деятельности Владимира Петрова см. т. 2. 713 Об Антонии Храповицком см. названную выше (прим. 456) 4–томную биографию Никона Рклицкого. Это не научное исследование, а именно «жизнеописание»; церковно–политические воззрения Антония в нем прямо–таки прославляются. Ум, одаренность и другие достоинства митрополита неоспоримы. Он был воплощением редкого в русском православии типа князя Церкви или, по крайней мере, стремился им быть. Какая разница со скромностью мудрого митрополита Филарета Дроздова! Восхваляя монашество, сам Антоний был очень далек от аскетического монашеского идеала. Ср. рецензию на эту биографию П. Ковалевского (Русская мысль. Париж, 1958. 1160), где Антоний Храповицкий оценивается более критично. Мнение Антония об обер–прокуроре В. К. Саблере выражено в одном из его писем (впрочем, уже от 16 мая 1905 г., когда Саблер был уже снят с должности товарища обер–прокурора и переведен в Государственный совет): Сборник избранных сочинений. С. 287–292. См. также: Никон. Жизнеописание. 2. С. 46, где подчеркивается, что Антоний очень ценил Саблера; основывался ли автор биографии только на содержании упомянутого письма или также на других высказываниях Антония об обер–прокуроре Саблере (1911–1915), неясно. Об Антонии Храповицком см. ниже § 12 и 21. 714 Достаточно проследить жизненный путь некоторых епископов (Списки. СПб., 1896), чтобы обнаружить, сколь часты были перемещения (Савва. Хроника. 9. С. 200). Несмотря на то, что именно Победоносцев сделал Леонтия Лебединского Московским митрополитом, в одном из писем к Александру III он отзывался о нем очень отрицательно. (Письма. 2. С. 265, 278). Также: Никанор. Записки, в: Русс. арх. 1906. 3. Мемуары Леонтия: Мои заметки и воспоминания (1914) охватывают лишь его школьные годы (40–е гг.). 715

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Постоянные перемещения епископов через каждые два-три года должны были воспрепятствовать сближению низшего духовенства и паствы с архиереями, а также появлению в среде иерархии людей популярных или опытных церковных политиков. Победоносцев делал митрополитами и членами Святейшего Синода людей незначительных, которых сам не ценил, например, Московских митрополитов Леонтия Лебединского (1891–1893) и Сергия Ляпидевского Предшественника Леонтия, митрополита Иоанникия Руднева (1882–1891), обер-прокурор перевел в Киев, где влияние архиерея со слишком независимыми суждениями было не столь заметно. Но, будучи старшим среди трех митрополитов — Московскую кафедру занимал тогда Владимир Богоявленский (1898–1912), а Петербургскую — Антоний Вадковский (1898–1912),— Иоанникий с 25 декабря 1898 г. стал первенствующим членом Святейшего Синода, и только его скорая смерть (7 июня 1900 г.) положила конец натянутым отношениям между ним и Последним первоприсутствующим в победоносцевском Синоде был сравнительно молодой, поставленный в 1898 г. в Петербургского митрополита по желанию императора Николая II Антоний Вадковский. Он, пожалуй, более других выделялся среди епископов последних лет синодального периода своими человеческими и пастырскими Взгляды Победоносцева на состояние Церкви были крайне пессимистичны: он видел в ней не более чем «затерянные в глубине лесов и в широте полей... храмы, где народ тупо стоит... ничего не понимая, под козлогласованием дьячка». Тем нужнее казалось ему демонстрировать внешнюю полноту власти Церкви посредством помпезных торжеств. В 1888 г. праздновался 900-летний юбилей Крещения Руси. В 1885 г. был отмечен 1000-летний юбилей памяти святых Кирилла и Мефодия. В 1889 г. чествовали 50-летие воссоединения униатов с православной Церковью в Белоруссии (1839). В 1883 г. было три крупных церковных торжества: 500-летний юбилей явления иконы Тихвинской Божией Матери, 100 лет со дня преставления святителя Тихона Задонского и освящение храма Христа Спасителя в Москве, происходившее с большой пышностью.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

635 Фудель Иосиф Иванович (1864–1918). Родился в семье делопроизводителя по хозяйственной части Владимирского драгунского полка и матери-польки. Окончил юридический факультет Московского университета. Служил в Московском окружном суде. Рукоположен в священника в Вильно, затем служил в Белостоке. С 1892 г. – в Москве, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в Бутырской тюрьме. С 1907 г. – на приходе в церкви свт. Николая Чудотворца в Плотниках, на Арбате (храм разрушен в 1932 г.). Духовный писатель. О нем см.: Фудель С. И. Собрание сочинений: В 3 т. М., 2001–2005. – Ред. 636 До принятия монашества архимандрит Михаил (Грибановский) носил имя в честь архистратига Михаила, память которого праздновалась 8 ноября по ст. ст.; в монашестве он получил имя в честь свт. Михаила, первого митрополита Киевского, память которого отмечалась 30 сентября по ст. ст. – Изд. 637 Аквилонов Евгений Петрович (1861 – 1911), профессор СПбДА, протоиерей, протопресвитер военного и морского духовенства (1910). Магистерская диссертация – «Новозаветное учение о Церкви» (1896), докторская – «О божественности христианства и о превосходстве его над буддизмом и мохам-меданством» (1904). – Ред. 640 Виссарион (Нечаев Василий Петрович; 1823–1905) – основатель (в 1860 г., совместно с протоиереем Алексием Ключаревым, впоследствии архиепископом Амвросием) и редактор журнала «Душеполезное чтение», доктор богословия (почетная степень МДА, 1895 г.). Выпускник МДА (1848), с 1889 г. – епископ Дмитровский, а с 1891 г. – Костромской. – Изд. О нем см.: Вольгин А. Памяти епископа Виссариона (Нечаева) (1822–1972)//Журнал Московской Патриархии. М., 1972. 2. С. 70–78. – Ред. 641 Ловягин Евграф Иванович (1822–1909) – заслуженный ординарный профессор, доктор богословия, из Тверской губернии, окончил СПбДА первым магистром в 1847 г. (защитил докторскую диссертацию 5 ноября 1872 г.), помощник ректора по церковно-практическому отделению с 1873 г. – Ред.; вышел в отставку не в 1894 г., как пишет преосвященный Михаил, а в 1893 г., прослужив в родной Академии 46 лет; с детства отличаясь прекрасными способностями, всегда спокойными, точными и здравыми ответами, Евграф Иванович везде был первым учеником и студентом, хотя имел сильных и даровитейших конкурентов: Бухарева (архимандрита Феодора) в училище и семинарии, Моисея Александровича Голубева , преосвященного Кирилла (Наумова) , Московского митрополита Леонтия (Лебединского), преосвященного Виталия (Гречулевича) и других – в Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

9 дек. 1878 г. М. возглавил Люблинское викариатство Холмско-Варшавской епархии, учрежденное в 1875 г. для управления перешедшими в Православие приходами бывшей греко-униат. Холмской епархии. Назначение состоялось по ходатайству архиеп. Холмского и Варшавского Леонтия (Лебединского), к-рый служил инспектором КДА, когда М. обучался на 3-м и 4-м курсах. Для М. как викарного епископа была составлена инструкция, поставленные перед ним задачи заключались «в объединении обеих частей - воссоединенной и древлеправославной, в усилении зависимости воссоединенной части епархии от центрального епархиального управления», все это «нужно было сплотить, объединить, примирить». Прибыл в Холм 12 февр. 1879 г. С присущим ему усердием и «просвещенной энергией» обозревал приходы, изучал историю края. Так, с 27 апр. по 20 мая и с 16 по 13 июня 1880 г. М. посетил воссоединенные приходы Бельского и Влодавского уездов Седлецкой губ., затем Грубешовский и Замостский уезды Люблинской губ. В 1-ю поездку обозрел 58 приходов, во вторую - 20 ( Коржевский. 1880. С. 324-326). Часто совершал торжественные богослужения в уездных городах и селах (Праздник Св. Троицы в г. Беле и пос. Лесне//Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1881. 10; 1882. 13, 24). На страницах «Холмско-Варшавского епархиального вестника» регулярно помещались сведения о поездках М. по епархии, печатались слова, произнесенные в храмовые и иные праздники, при освящении и закладке церквей и по другим случаям. 8 сент. 1879 г. М. в холмском кафедральном соборе Рождества Пресв. Богородицы архиеп. Леонтий (Лебединский) объявил о восстановлении холмского Свято-Богородицкого церковного братства для содействия укреплению Православия, преимущественно среди населения, воссоединившегося с правосл. Церковью. Устав братства, составленный М., 30 окт. 1879 г. утвердил архиеп. Леонтий. В тот же день М. был назначен председателем совета братства, получил золотой знак 1-й степени этого братства. 26 дек. 1879 г., в праздник Собора Пресв. Богородицы, состоялось открытие братства. Составленное М. «Воззвание от Холмского православного Свято-Богородицкого братства» разослали по епархиям и опубликовали в периодике (Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1880. 4. С. 53-54). 15 мая 1882 г. братство было принято под Высочайшее покровительство. Его членами стали министры, губернаторы, правящие иерархи. При открытии братство насчитывало 45 членов, через 10 лет - более 900. Братство издавало «Холмский народный календарь», 1-й выпуск вышел в 1885 г.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

III. Исследования 1. Из истории Московского Успенского собора. Члена-Соревнователя Г.Н. Шмеле-ва IV. Смесь 1. Из истории передвижения населения в XVIII в. Сообщил Член-Соревнователь Ю.В. Готье 2. Известная челобитная царю Михаилу Федоровичу на Дворцового дьяка Петра Микулина 3. Опись имущества, оставшегося после смерти дьяка Ив. Олферьева 4. Грузинский царевич о декабрьских волнениях 1825 г. Сообщил Действительный Член А.С. Хаханов 5. О приезде в Москву киевлянина старца Дамаскина Птицкого. 1650 г. декабрь 6. Об обучении Николая Семенова в школе на Печатном дворе и у Софронья и Иоанникия Лихудов. 1681–1692 гг 7. Отчет о тринадцатом присуждении премии Г.Ф. Карпова. С приложением отзыва о сочинении Н.В. Лысорского: «Московский митрополит Платон Левшин , как противо-раскольничий деятель», составленного Членом-Соревнователем И.М. Громогласовым 8. Протоколы заседаний Общества за 1907 год с приложением доклада Действи-тельного Члена В.О. Эйнгорна: «Новый труд по внутренней истории Старой Малорос-сии» 9. Состав Общества к 1 марта 1908 года Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1908 год. Книга вторая I. Материалы исторические 1. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона . – По-слесловие Действительного Члена А.П. Голубцова 2. Дневальные записки приказа Тайных Дел. 7165–7183 гг. С предисловием Дей-ствительного Члена С.А. Белокурова (Окончание) II. Материалы историко-литературные 1. Домострой по Коншинскому списку и подобным. К изданию приготовил Дей-ствительный Член А.С. Орлов (С 6-ю фототипическими таблицами) III. Исследования 1. Из истории Московского Успенского собора. Члена-Соревнователя. Г.Н. Шме-лева (Окончание) IV. Смесь 1. Еврейская молитва Иуды. Действительного Члена М.Н. Сперанского 2. Еще об имени былинной Киевской княгини. А. В. Маркова 3. Сказка о куме Морозе Ивановиче и сербские песни о св. Иоанне. Его же 4. Письма Московского митрополита Леонтия (Лебединского). Сообщил Действи-тельный Член Н.Н. Оглоблин

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) В 1881 г. на престол вступил Александр III, что означало скорый конец уставов 1867–1869 гг. Обер–прокурор К. П. Победоносцев вполне разделял недоверчивое отношение императора ко всем преобразованиям 60–х гг. Официозный историк Русской Церкви С. Рункевич называет предпринятые тогда меры «поправкой» уставов  . Решиться на такого рода «поправку» Победоносцеву было тем легче, что ему была хорошо известна консервативная позиция епископов: приступая к «поправке», он тем самым как бы внимал «голосу Церкви». В 1882 г. был учрежден новый комитет для обсуждения уставов духовных учебных заведений, главой которого стал консервативный Кишиневский архиепископ Сергий Ляпидевский  . При этом Победоносцев вовсе не был расположен к ученому монашеству, положение которого внутри иерархии он старался подорвать, чтобы исключить всякую возможность сопротивления своему авторитарному церковно–политическому режиму. Именно этим объясняется включение в число членов нового комитета светской профессуры духовных академий — шаг, который на первый взгляд выглядит либеральным  . Работа комитета была завершена к концу 1883 г. и представлена на обсуждение и утверждение Святейшего Синода. Ход обсуждения описывает в своем дневнике Тверской архиепископ Савва Тихомиров: «Преосвященный митрополит Московский Иоанникий (член Святейшего Синода. — И. С.) частным образом пригласил Холмско–Варшавского преосвященного Леонтия (Лебединского, также члена Синода. — И. С.) и меня образовать комиссию для пересмотра проекта Устава православных духовных академий, составленного в 1883 г. комитетом, состоявшим под председательством преосвященного Сергия, архиепископа Кишиневского. К нам присоединен был обер–прокурором Святейшего Синода директор его канцелярии… Заседания нашей комиссии происходили на Троицком подворье в покоях митрополита. Они начались 24 января и продолжались до 16 февраля. В продолжение пяти–шести заседаний нами внимательно рассмотрен был проект Устава и в нем сделано было немало изменений и дополнений, но при этом немало было и словопрений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Большинство приходов присоединенных к России земель составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минской . Число православных стало увеличиваться особенно за счет возвращения униатов в лоно Матери-Церкви. В некоторых местах, например в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило весьма быстро и спокойно. «За помощью Божией по Брацлавской губернии, — докладывал в январе 1796 года Святейшему Синоду местный епископ Иоанникий, — церкви все числом 1090 истекшего 1795 года декабря в последних числах к Православию присоединением окончены», т. е. в три или даже в два месяца, — поясняет это донесение М. Коялович, — присоединилось вновь к Православию более полумиллиона униатов. О затруднениях при воссоединении в Брацлавской губернии не было и речи» . В 1834 году в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (с воссоединением холмских униатов) Холмско-Варшавского. Святейший Синод назначал на новую кафедру лучших архипастырей, как, например: Антония Рафальского (из Почаевских архимандритов, умер митрополитом Петербургским); Арсения Москвина (впоследствии был митрополитом Киевским); Иоанникия Горского, при котором в 1875 году воссоединились холмские униаты; Леонтия Лебединского, укрепившего Православие среди воссоединенных (умер митрополитом Московским, похоронен под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры); Иеронима Экземплярского. При последнем в 1905 году Холмская епархия была выделена в самостоятельную, первым архипастырем на ней был Евлогий Георгиевский, впоследствии ставший митрополитом Парижским (1946) и др. 4. Польская Православная Церковь в первой половине XX в.: стремление польского правительства оторвать епархии Польши от Москвы; объявление «автокефалии»; отношение к этому акту заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия, а также Православных Церквей Сербской и Болгарской; ревиндикация православных храмов; объединение православных перед опасностью наступления католицизма; полонизация Церкви; учреждение должности апокрисария Вселенского Патриарха при Варшавском Митрополите; движение «по возвращению православных к вере отцов»; преследование православных на Холмщине и на Подляшье; протест Собора православных епископов; декрет «Об отношении государства к Польской Православной Церкви»; кульминация полонизации Православной Церкви в последние годы перед Второй мировой войной

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

В 20-х гг. во главе академии стоял святой Мелетий (Леонтович), впоследствии архиепископ Харьковский. Среди ректоров академии были замечательные духовные писатели, ставшие впоследствии известными иерархами: святитель Иннокентий (Борисов) , архиепископы Антоний (Амфитеатров) , Димитрий (Муретов) . В 80–90-х гг. академию возглавлял известный ученый догматист епископ Сильвестр (Малеванский) . В 1837 г., в пору ректорства архимандрита Иннокентия (Борисова) , при академии стал выходить журнал «Воскресное чтение», а в 1860 г. началось издание «Трудов Киевской духовной академии», на страницах которых публиковались богословские, церковно-исторические и канонические исследования. В этом издании помещались выполненные силами академии переводы творений мужей апостольских, святого Иринея Лионского и западных отцов: Тертуллиана , святого Ипполита, святого Киприана Карфагенского , блаженного Августина, блаженного Иеронима. В 19 в. академия взрастила епископа-аскета святого Феофана Затворника , митрополитов Леонтия (Лебединского), Иоанникия (Руднева), священномученика Владимира (Богоявленского) . Киевская академия всегда особое внимание уделяла церковному пению. Ее студенческий хор пользовался большим уважением любителей духовного пения. Академия располагала на редкость богатой церковно-археологической и художественной коллекцией, которая принадлежала к числу лучших музейных собраний России. Предшественницей Казанской духовной академии была семинария, открытая в 1723 г. В 1797 г. вместе с Петербургской семинарией ее переименовали в академию, но после издания нового академического устава, в 1818 г., Казанская академия вновь стала называться семинарией, и только в 1842 г. состоялось открытие преобразованной академии. Важнейшую особенность Казанской академии, которая находилась в центре области с инородческим населением, составляли ее миссионерские отделения – татарское и монгольское, – открытые в 1854 г. Здесь преподавались арабский, турецкий, татарский, монгольский и калмыцкий языки, этнография, история и обличение ислама и ламаизма, история распространения христианства среди народов Востока, миссионерская педагогика. Выдающимся тружеником миссионерских отделений был профессор Н. И. Ильминский .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Важным событием в истории Вифанской семинарии конца XIX века стало устройство собственного семинарского храма в 1892 году. Храм во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова был устроен по благословению митрополита Московского Леонтия (Лебединского) архитектором Виноградовым на втором этаже классного корпуса, выстроенного в 1829 году, в помещении, примыкающем с юга к актовому залу. Одновременно с устроением храма над корпусом был возведен деревянный купол, обитый железом и завершенный чашей с крестом. В конце XIX века возведена водонапорная башня в псевдорусском стиле. К началу XX столетия Вифанская семинария представляла собой обширный комплекс учебных корпусов, столовой, квартир наставников, общежитий студентов. Этот комплекс раскинулся на восточном берегу Вифанского (Ершевского) пруда, между прудом и дорогой к воротам Вифанского монастыря. Над комплексом господствовал купол классного корпуса, осененный крестом семинарского храма. «Новые обширные семинарские здания заслонили маленький корпус, в котором начала свое бытие неболь- —24— шая Вифанская семинария в 1800 г., и перемены, происходившие в столетний период ее жизни, изгладили видимые следы жизни, существовавшей в ней во времена митрополита Платона. Но как новые здания тесно примкнули к старому Платонову корпусу и соединились с ним прочными связями, так и внутренняя жизнь семинарии во весь остальной период ее существования связана крепкой нитью. Дух и предания великого иерарха сохранялись в его семинарии и после его кончины и из тесных маленьких аудиторий четырехбашенного корпуса вместе с питомцами и их наставниками перешли и в эти просторные здания» 34 . Последние уставы 1881 года и 1884 года не внесли существенных изменений в быт и жизнь семинаристов, тем более, что устав 1884 года во многом напоминал устав 1814 года, дух которого продолжал сохраняться в этой тихой семинарии. Таким образом, «мало испытавшая влияние реформ, находящаяся вдали от городской жизни с ее соблазнами и злобами дня, Вифанская семинария сохраняла некоторые черты, отличавшие духовные школы старого времени. В питомцах ее жил дух любви к служению церковному. Эта черта, отличавшая Вифанскую семинарию, засвидетельствована в журнальном докладе семинарского правления от 31 августа 1872 г., когда правление ходатайствовало о преобразовании семинарии. В частности, в нем отмечалось: «Вифанская семинария, быв поставлена выгодно в учебном отношении вследствие близости к Московской Духовной Академии и благоприятно в нравственном отношении по причине отдаленности от городских соблазнов и необходимости всем воспитанникам жить в общежитии, которое при бдительном надзоре всегда благоприятствует благоустроению и упорядочению нравов воспитывающегося в нем юношества, всегда представляла собой рассадник таких питомцев, которые, в большинстве своем движимые воспитываемой в семинарии привязанностью к своему званию, охотно пополняли собой ряды бедного сельского духовенства епархии. Вследствие этого, она привлекала

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010