Господь говорит о предстоящих страданиях, один отговаривает Его, другой заверяет Его в своей верности даже до смерти, а эти двое – два ближайших ученика Спасителя – просят, чтобы Тот сделал их участниками торжества и разделил с ними Свою славу. Почему они обращаются с такими странными словами? В первую очередь, мы должны увидеть здесь выражение их уверенности в мессианском достоинстве Иисуса. Мессия по иудейским представлениям был не только религиозный учитель, духовный лидер, но также и лидер политический. Мессия – это царь, помазанник Божий. На нем сила и крепость Божии, и поэтому он совершенно непобедим. Он тот, кто освободит Израиль и откроет эру своего славного царствования. Господь говорит о Себе, что Он будет предан в руки людей ( Мк. 9:31 ), но ничто человеческое не может противостоять и одолеть силу Божию, которая ведет Мессию-Помазанника к финальной славе. Обращаясь с такой просьбой к Иисусу, они заверяют Его в своей вере в успех Его миссии. Тем более, что и Сам Иисус говорил, что после всех страданий и казни Он воскреснет, т.е. поднимется, победно восстанет. Они выражают свою уверенность, что Иисус воцарится во славе и просят, чтобы Он не забыл про них, но в ответ на их веру разделил бы с ними Свою славу и, усадив рядом с Собой, приблизил бы их к Себе более других учеников. Эти слова вызывают гнев других десяти учеников ( Мк. 10:41 ). Вспомним, что незадолго до этого ( Мк. 9:34 ), и позднее на самой Тайной вечери ( Лк. 22:24 ) у Двенадцати возникали споры о том, кто из них должен почитаться большим. Но Господь одной фразой разрушает все их человеческие представления о грядущем Мессии и все их человеческие притязания на исключительность. Он говорит им: «Не знаете, чего просите» ( Мк. 10:38 ). Потому что Господь пришел не для того, чтобы царствовать, не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мк. 10:45 ). И поэтому, уподобиться и приблизиться к Учителю можно только через такое же служение людям. Только тот велик у Христа, кто всем слуга.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Господь призывает апостолов (и нас вместе с ними) к бескорыстной любви, призывает сохранять верность даже среди невзгод и бед. Бескорыстие – это одно из качеств Бога. Он сотворил мир совершенно бескорыстно. Он без всякой корысти создает человека. И сегодняшнее евангельское чтение заканчивается словами: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить людям и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). Господь любит нас бескорыстной жертвенной любовью, Он пришел к нам, чтобы послужить нам, и только такая же бескорыстная любовь, готовая расточать свои душевные силы на служение людям и Господу, приближает нас к Богу. Аминь! Дорогие братья и сестры! На следующей неделе мы будем вспоминать вход Господа в Иерусалим. А сегодня мы слышали в евангельском чтении, что Господь еще лишь на пути. Он только направляется, готовится войти в Иерусалим и подготавливает к этому Своих учеников. Он говорит им: «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убиют Его, и в третий день воскреснет» ( Мк. 10:33–34 ). И ученики, которые уже и до этого слышали от своего Учителя, что Ему предстоит пострадать и претерпеть казнь ( Мк. 8:31, 9:31 ), и которые понимают, что в Иерусалиме иудеи хотят побить Иисуса камнями ( Ин. 11:8 ), шли за Ним, как сказано, ужасаясь, и были в страхе ( Мк. 10:32 ). Ужас, страх и непонимание ( Мк. 9:32 ) – так передает евангелист Марк их общее состояние. Евангелия донесли до нас также реакцию отдельных апостолов. Апостол Петр пытается перечить, т.е. отговорить Иисуса от предстоящего пути, но Господь запрещает ему ( Мк. 8:32–33 ). Апостол Фома, напротив, выражает самую решительную преданность быть со Спасителем до конца, он говорит: «Пойдем и мы умрем с Ним» ( Ин. 11:16 ). А в сегодняшнем чтении мы видим, как два других апостола, два брата Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея подошли ко Спасителю и просят Его, чтобы Он исполнил их просьбу: «Дай нам сесть справа и слева от Тебя в Твоей славе» ( Мк. 10:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Дух семьи – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребенка. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь душ родителей с душами детей». «Яблочко от яблони не далеко падает» – так гласит народная мудрость. Оптинский старец Леонид при выборе женихов и невест давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте – по ее матери, считая, что у родителей уже в полной мере были выявлены те склонности, которые еще недостаточно ясны в детях. О той же зависимости детей от родителей говорят законы Богом созданной природы, Священное Писание и история Церкви. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Умер отец его – и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе». И далее: «Человек познается в детях своих» ( Сир.30:4 ). Сам Господь обличал фарисеев: «...вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» ( Мф.23:31 ). В Нагорной проповеди Господь говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит плоды худые» ( Мф.7:16–17 ). Многочисленные примеры прямой зависимости детей от достоинства родителей можно найти в истории Вселенской Церкви. Глубокое благочестие родителей обычно имело следствием высокие духовные достоинства детей. Таковы были, например, семья семи мучеников Маккавейских (2Макк.7) из Ветхого Завета, семья мученицы Филицаты (память 25 января) из Нового, все семь сыновей которой умерли как исповедники Христа. Три дочери мученицы Софии (память 17 сентября); семья родителей Василия Великого , давшая из 10 детей трёх святителей (Василий Великий, Григорий Нисский и Петр Севастийский), преподобную Макрину и двух святых во втором и третьем поколении; семья родителей Григория Богослова ; семья московского купца Путилова, давшая игуменов трех монастырей; семья схимонаха Филиппа, трое сыновей которого последовали за отцом в Троице-Сергиеву Лавру, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Дух семьи – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребенка. Отсюда существует теснейшая связь души родителей и детей. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душою детей». Яблочко от яблони недалеко падает – так гласит о том народная мудрость. Оптинский старец Леонид при выборе жениха и невесты давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте – по матери, считая, что у родителей уже в полной мере выявлены склонности те, которые еще недостаточно ясны в детях. О глубокой связи между родителями и детьми говорится в Библии. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Умер отец его – и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе»(30, 4). И далее: «Человек познается в детях своих» (11, 28). Сам Господь в обличениях фарисеев говорит: «Вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» ( Мф. 23, 31 ). В Нагорной проповеди Господь говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые»( Мф. 7, 16–18 ). Но по отношению к родителям детей следует рассматривать как их плоды, выращивать которые поручено им Самим Богом. Многочисленные примеры прямой зависимости детей от достоинства родителей находятся в истории Вселенской Церкви. Глубокое благочестие родителей обычно имело следствием высокие духовные достоинства детей. История рассказывает о целых семьях, в которых все дети отличались высоким благочестием. Такими были, например, в Ветхом Завете семья семи мучеников Маккавейских( 2Мак. 7 ), в Новом – семья мученицы Фелицаты (память 25 января), все семь сыновей которой умерли как исповедники Христа; три дочери мч. Софии (память 17 сентября); семья родителей Василия Великого , давшая из числа десяти детей трех святителей (Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского), преподобную Макрину и двух святых во втором и третьем поколении; семья родителей Григория Богослова ; семья московского купца Путилова, давшая игуменов трех монастырей; семья схимонаха Филиппа, трое сыновей которого последовали за отцом в Троице-Сергиеву Лавру, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Души наши славят Дух Святой Его. 8 . Ибо вышел поток и обратился в реку великую и широкую, И все увлек [за собой], истолок и принес к храму. 9 . Не смогли удержать его ни плотины людские, Ни умение тех, кто преграждает воду. 10 . Но прошел он по лицу всей земли, И все наполнил [собой]. 11 . Пили все жаждущие на земле, И ослабла жажда и утолилась. 12 . Ибо от Всевышнего дано это питье. 13 . Блаженны служители этого питья, Те, кто верен воде Его. 14 . Она успокоила 27 пересохшие губы И воскресила ослабевшую волю. 15 . Души, которые были близки к исходу, Она удержала от смерти, 16 . Ослабевшие 28 члены Выпрямила и подняла, 17 . Дала силу ногам 29 их И свет глазам их, 18 . Чтобы все познали себя в Господе И жили водою живой и неиссякаемой 30 . Аллилуйя. Ода 7 1 . Как поток гнева на беззаконие, Так поток радости о Возлюбленном, И я непрестанно 31 приношу от плодов Его. 2 . Радость моя – Господь, и к Нему мое устремление. Вот 32 путь мой прекрасен, 3 . Ибо помощник мой Господь: Он дал мне познать Себя в Своей простоте без зависти, Потому что Его благость умалила Его величие. 4 . Он уподобился мне 33 , чтобы я принял Его, Стал 34 по виду 35 как я, чтобы мне облечься в Него. 5 . Я не затрепетал, когда увидел Его, Потому что Он Сам излил на меня [Свою] милость 36 . 6 . Уподобился мне по природе 37 , чтобы мне постичь Его И моему образу 38 , чтобы я не отвратился от Него. 7 . Отец 39 познания Есть Слово знания. 8 . Тот, Кто сотворил премудрость, Мудрее Своих творений 40 . 9 . И Тот, Кто сотворил меня до того, как я пришел в бытие 41 , Знал, что я сделаю, когда приду в бытие. 10 . Поэтому Он помиловал меня по множеству Своей милости И сподобил 42 меня молиться Ему и приобщаться к Его жертве 43 . 11 . И хотя только Он пребывает нетленен – Завершение веков и их Отец – 12 . Он соизволил 44 явиться к Своим, Чтобы они познали Создавшего их, И не полагали, что они произошли сами по себе. 13 . Он проложил путь к познанию, Распростер его в ширину и в длину и довел до полного совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Есть легионы у римского императора. Но как видно из сегодняшнего чтения, есть свои легионы и у князя тьмы. И мы можем предположить, что лукавый посылает свой легион в Гадаринскую страну, чтобы удерживать ее в своем подчинении. Но там, где человек сам отступил от Бога, где он сам добровольно творит дела тьмы, там, как говорят Отцы, бесу делать нечего. И здесь мы начинаем догадываться, что, быть может, весь этот легион бесов обрушился на одного человека, лишь потому, что он был единственный во всей той стране свинопасов, кто не хотел походить на прочих, искал угодить Богу и не желал пасти свиней. Эта схватка превосходит человеческие силы, человек может победить врага – духов злобы – только лишь силой Божией. И теперь понятно, почему Господь устремляется к нему, почему Он Сам переправляется на другой берег. Он спешит помочь тому, кто один в одиночку противостоял всему уклонившемуся от заповедей народу, и кто понес на себе всю ненависть целого легиона бесов. Иисус с властью повелевает злому духу: «Выйди, дух нечистый, из сего человека!» ( Мк. 5:8 ). Одержимый свободен и в здравом уме. Он не хочет отлучаться от Иисуса. Но его земляки просят Христа удалиться. Христос уходит. Но прежде Он повелевает исцелившемуся: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь, и как Он помиловал тебя» ( Мк. 5:19 ). И он пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус. Иными словами, Господь оставляет его Своим апостолом. Он проповедует среди людей, которые прогнали Христа, и вот что поразительно: то, что не удалось сделать Господу, удалось человеку. Евангелист Марк отмечает, что все дивились его проповеди ( Мк. 5:20 ). А евангелист Лука говорит, что, когда Иисус возвратился, народ принял Его, потому что все ожидали его ( Лк. 8:40 ). Бесноватый исцелился и совершает апостольское служение. Но сегодняшнее чтение нам показывает, какова цена этого служения. Каким испытаниям была подвергнута его решительность, и в какой борьбе окрепла его воля. И еще оно нам показывает, что победа всегда остается за Богом, и у тех, кто верен Ему и Его Христу!

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Затолклись, захлопали, застучали другие голоса – точно развязал кто-то мешок с живыми звонкими голосами, и они попадали оттуда на землю, по одному, по два, целой кучей. Это говорили ученики. И, покрывая их всех, стукаясь о деревья, о стены, падая на самого себя, загремел решительный и властный голос Петра – он клялся, что никогда не оставит учителя своего. – Господи! – говорил он с тоскою и гневом.– Господи! С тобою я готов и в темницу и на смерть идти. И тихо, как мягкое эхо чьих-то удалившихся шагов, прозвучал беспощадный ответ: – Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься от меня. VII Уже встала луна, когда Иисус собрался идти на гору Елеонскую, где проводил он все последние ночи свои. Но непонятно медлил он, и ученики, готовые тронуться в путь, торопили его, тогда он сказал внезапно: – Кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму, а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Ибо сказываю вам, что должно исполниться на мне и этому написанному: «И к злодеям причтен». Ученики удивились и смотрели друг на друга с смущением. Петр же ответил: – Господи! вот здесь два меча. Он взглянул испытующе на их добрые лица, опустил голову и сказал тихо: – Довольно. Звонко отдавались в узких улицах шаги идущих – и пугались ученики звука шагов своих, на белой стене, озаренной луною, вырастали их черные тени – и теней своих пугались они. Так молча проходили они по спящему Иерусалиму, и вот уже за ворота города они вышли, и в глубокой лощине, полной загадочно-неподвижных теней, открылся им Кедронский поток. Теперь их пугало все. Тихое журчание и плеск воды на камнях казался им голосами подкрадывающихся людей, уродливые тени скал и деревьев, преграждавшие дорогу, беспокоили их пестротою своею, и движением казалась их ночная неподвижность. Но, по мере того как поднимались они в гору и приближались к Гефсиманскому саду, где в безопасности и тишине уже провели столько ночей, они делались смелее. Изредка оглядываясь на оставленный Иерусалим, весь белый под луною, они разговаривали между собой о минувшем страхе, и те, которые шли сзади, слышали отрывочно тихие слова Иисуса. О том, что все покинут его, говорил он.

http://pravmir.ru/leonid-andreev-iuda-is...

И входят быстро и поклоняются три раза. (И когда входит священник, кладет руки свои с одной стороны и с другой стороны на головы всех диаконов и опирается на головы их. Епископ же, или митрополит, или патриарх становится на приступок [возле престола], обращаясь лицом на запад, пока не закончат Символ веры .) И, когда поклонится перед престолом, говорит священник: Господь, Бог всяческих, да будет со всеми нами во всех нас Своею благодатию и милосердием, во веки, аминь. Здесь моет священник руки и целует стороны престола, пока не закончат [«Веруем»]. (И когда начинают диаконы карозуту, тогда стоит священник в середине алтаря и поворачивает слегка голову свою к диаконам, которые справа и слева, и говорит: Благослови, Господи. Помолитесь обо мне, братья мои. И они отвечают ему так: Христос да услышит молитвы твои, и ублажится мольбою твоею, и примет жертву твою по благодати милости Своей, во веки, аминь.) Карозута. Помолимся, мир с нами. Помолитесь, поминая отцов наших – патриархов, епископов, и всех священников, и диаконов, и отроков, и девиц, и всех тех, которые отошли и вышли из мира этого в истинной вере, и всех отцов и братьев наших, и всех сыновей и дочерей наших, и всех царей, верующих и любящих Христа, и всех пророков и апостолов, и всех мучеников и исповедников, которые здесь и на всяком месте, чтобы Бог увенчал их в воскресении из мертвых. И да даст нам надежду благую, и долю, и наследие жизни в Царствии Небесном. И да будет принята жертва сия с открытым лицом, и да освятится словом Божиим и Духом Святым, и да будет нам в помощь, и во спасение, и в жизнь вечную в Царствии Небесном, благодатию Христа. И затем говорит священник диакону, который исполняет [карозуту]: Бог, Владыка всяческих, да укрепит тебя, чтобы ты воспел хвалы Ему. И обращает лицо свое к престолу и кладет три поклона, каждый поклон полагает перед собой. И с началом поклона начинает молиться так, причем произносит губами молитву эту Мар бар-Саума: Слава Тебе, обретающему погибших. Слава Тебе, собирающему рассеянных.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

И Господь, раскрыв свиток, стал читать слова из пророка Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Лк. 4:18,19 ) И, сложив свиток, Господь отдал его служителю. И когда Он сел, то, как повествует евангелист, глаза всех в синагоге были устремлены на Него. Т.е. все ждали, что Он, как того требовал заведенный порядок, произнесет проповедь, предложит им богословский комментарий, даст истолкование на прочитанное место. Но вместо комментария и объяснений Господь говорит им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4:21 ). Вместо того, чтобы учить о Мессии и говорить о тех временах, когда Бог посетит Свой народ, Он говорит им: «Это – Я, и это время уже настало!». И это было сказано с такой силой, что ни у кого не оставалось сомнения, и они «дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» ( Лк. 4:22 ). Вся эта история еще раз, с новой силой напоминает нам о том, что в центре церковного года стоит Христос, что вся наша жизнь и все наше время должно быть обращено к Тому, Кто пришел, чтобы исцелить наши душевные раны, освободить нас от греховного плена, даровать нам духовное прозрение, сделать наше время временем благоприятным, открытым для вечности, освященным Божественной благодатью. Аминь! О злых виноградарях Дорогие братья и сестры! Сегодня мы читали евангельскую притчу «О злых виноградарях». Один домовитый человек насадил виноградник, обнес его оградой, поставил в нем сторожевую башню, устроил точило и отдал его под присмотр виноградарей, т.е. людей которые должны были охранять и возделывать виноградник. И когда пришло время, хозяин виноградника послал своих слуг, чтобы они принесли созревшие плоды. Но виноградари одних слуг побили, а других и вовсе забросали камнями. Он послал других слуг, больших прежних, но и с ними поступили также. Тогда хозяин посылает своего сына, но те, сказав: «Это наследник», – убили и его, чтобы завладеть виноградником ( Мф. 21:33–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

И Господь спрашивает законника: «Как ты полагаешь, кто же из этих трех был ближним для пострадавшего от разбойников?» ( Лк. 10:36 ). Вероятно, законник не мог выговорить, что ближним для еврея оказался самарянин, но он отвечает: «Оказавший ему милость» ( Лк. 10:37 ), – имея в виду самарянина. Даже если бы здесь стояла точка, и на этом закончилось бы повествование, мы имели бы нечто совершенно новое. Оказывается, что ближним может быть не только единоплеменник, но даже самый далекий чужак, при условии, что он готов оказать тебе сочувствие. Но в последнем, заключительном стихе, Господь неожиданно, переворачивает и углубляет значение этой притчи, Он, обращаясь к законнику, говорит: «Иди, и ты поступай так же!» ( Лк. 10:37 ). Не тот ближний, кто сделал тебе добро, но тот, к кому ты сам смог приблизиться со своей заботой и помощью. Законник просил очертить круг ближних, дать строгое определение, но Господь, отвечая ему притчей о милосердном самарянине, хочет сказать, что этот круг зависит только от него самого. Он может быть узким, а может быть очень широким. Если ты сможешь помочь одному человеку, то у тебя будет один ближний, если двум – то два. И, наверно, это уже неплохо. Но этот круг может расти, в той мере, в какой мы способны откликнуться на нужды других людей, в той мере, в какой мы способны сочувствовать и отзываться на их беды и страдания, в той мере, в какой мы готовы прийти на помощь даже к ненашему далекому, принимая его как нашего ближнего. Аминь! Дорогие братья и сестры! Сегодня в Евангелии от Луки мы слышали, как один законник спрашивает Спасителя: «Что мне делать, чтобы иметь вечную жизнь?» ( Лк. 10:25 ). И Господь отвечает законнику: «А в Законе (т.е. в Пятикнижии) что написано?» ( Лк. 10:26 ). И тот отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим» ( Лк. 10:27 ). Здесь законник цитирует заповедь данную Моисею на горе Синай ( Втор. 6:5 ). Но он не останавливается на этом, и прибавляет еще цитату из книги Левит: «И возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 19:18 ). И Господь Иисус Христос, Который и Сам говорил, что на этих двух заповедях (на заповеди о любви к Богу, и любви к человеку) висит весь Закон и Пророки, похвалил законника: «Правильно ты отвечал, так поступай, и будешь жить» ( Лк. 10:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010